Сочинение по картине цыплакова мороз и солнце. Сочинение по картине В.Г

  • 24.07.2019

Русский советский художник Виктор Григорьевич Цыплако́в родился в 1915 году, умер в 1986 году.

Картина «Мороз и солнце» одно из его лучших пейзажных работ. Название своей картины художник взял из стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» , которое начинается именно с этих слов. И при печатании этого стихотворения картина «Мороз и солнце» могло служит ему хорошей иллюстрацией.

На картине художник изобразил суровую русскую зиму. Вся земля покрыта толстым слоем снега, и, по его блеску понятно, что стоит сильный мороз, даже лучи солнца не согревают землю. Ветра нет и снег лежит на земле ровным ковром и искрится в лучах яркого зимнего солнца драгоценными камнями.

Поэтому художник нарисовал картину холодными тонами. Снег такой белизны, что отдает синевой, и небо изображено очень светлым. Темным пятном художник нарисовал сани, запряженные лошадью с седоком, который поднял руку с кнутом и подгоняет лошадь, спеша домой в тепло.

Он в овчинном полушубке, подпоясанном куском веревки и высокой мохнатой папахе. Сани уже заезжают в деревню, первые дома готовы видны слева картины.

Передние сани миновали поворот и лошадь с трудом преодолевает подъем, хотя сани полупустые, просто дорога очень скользкая, да и лошадь утомилась от дальней дороги.

Это видно по передним ногам крепкой деревенской лошади, которые подгибаются, ей приходится быстро перебирать задними ногами, чтобы не упасть. Шея лошади выгнута от усилия, уши стоят торчком.

Из-за сугроба только появилась вторая лошадь, она идет ритмичным и спокойным шагом. Там же заметна голова третьей лошади.

Дома в деревне тоже все покрыты снегом и кажутся сонными. Вокруг как будто все в спячке, птички не щебечут.

Слева стоит новый сруб, покрытый ледяной коркой на чердаке и вокруг окон. У дома красиво изображен куст жимолости, весь в изморози как сосульки, кажется еще немного и куст весь поломается, таким он кажется хрупким.

Виден колодец со старым навесом, он кажется совсем мертвым от мороза.

Четко нарисованы контуры дороги в снегу. Там снег погрязнее, в эту замерзшую грязь вмерзла ветка дерева. Хорошо видны обочины дороги со слежавшимся снегом и грудами льдинок, припорошенными недавним снегопадом.

У ближайшему дому уже ведет протоптанная дорожка имеющая острые края и достаточно скользкая, где нужно идти с опаской.

Вдоль дороги видна линия электропередачи, прогресс добрался и сюда. В домах значит есть электричество.

Среди сугробов стоят замерзшие деревья совершенно без листвы, это белые русские березы, тонкие и изящные, их ветки мороз украсил инеем.

Вдали на горизонте темным пятном виден густой лес. Перед лесом большое поле, там же изображено какое то строение типа амбара.

Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, И. Грабарь. Его перу принадлежит известная картина «Мороз и солнце». Название автор взял с первых слов стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина. Именно имеющейся в стихотворении пейзаж, запечатлен на полотне.

На картине мы видим суровую зиму. Всю землю покрывает толстый слой снега. Оттого как он блестит на солнце можно понять, что очень сильный мороз. Вся картина нарисована холодными тонами. Небо очень светлое, а снег настолько белый, что даже отдает синевой. Единственным темным пятном на картине есть лошадь с санями, которая заезжает в деревню. Слева на картине виднеются несколько домов. Они все покрыты снегом и такое чувство, бут-то спят. Если бы не лошади, то, казалось бы, что на картине нет никакой жизни. Но один противоречивый факт невозможно не заметить. Хотя вся картина насыщена какой-то стариной и древность, но столбы с линией электропередач уже присутствовали. Прогресс даже в то время не стоял на месте. Но все, же автор назвал свою картину «Мороз и солнце», значит, он хотел обратить наше внимание на природу, хотел показать все ее стороны. Что даже в холодные, суровые, зимние дни прелесть природы окружающей нас просто ослепительна. И хотя лучи солнца, падающие на снег, уже совсем не греют землю, но своей красотой отражения очень радуют глаз ценителей прекрасного.

Глядя на картину Виктора Цыплакова «Мороз и солнце» невольно ощущаешь пронзительный холод, исходящий от нее. Но от него не замерзаешь, а просто покрываешься мурашками по коже от увиденного чуда на картине. Переливы солнечного света на снегу уносят нас в сказку. Стоит только надеть потеплее одежду и любоваться ее до захода солнца.

Известный художник В. Цыплаков с огромным удовольствием изображал на своих полотнах красоты русской природы. Он рисовал все пейзажи с натуры, наблюдая за временами года, за сменой дня и ночи.

Моей любимой картиной является «Мороз и солнце». Глядя на нее, я словно переношусь на ту улицу, которая полностью заметена снегом. Он повсюду – и на крышах домов, и на деревьях. Думаю, совершенно недавно тут прошла снежная метель, которая и оставила за собой столько сугробов.

С одной стороны картины виднеется угол дома, который также припорошен снегом. Также, зритель обращает особое внимание на упряжку лошадей, которые тянут сани. Они едут из леса, с полным возом дров. Скорее всего, на улице стоит сильный мороз, поэтому человек, который сидит в упряжке, погоняет лошадок все быстрее и быстрее. Он хочет зайти в теплый дом и скорее согреться. Да и резвые скакуны не отказались бы от корма и уютного сарая.

На заднем плане картины заснеженный пейзаж равномерно соединяется с небом, которое укрыто пышными облаками. Из-за них, на землю проникают яркие лучи солнца. Они совершенно не греют все вокруг, однако, заливают дома, поля и луга светом. Снег, под солнечными лучами, переливается, искрится.

Картина наполнена голубыми тенями. Они делают ее более мягкой, отвлекают от холодного и промерзлого пейзажа. Вдали, на горизонте, мы видим темную полосу. Это густой и могучий лес, который также припорошен снегом после ушедшей метели.

Картина «Мороз и солнце» вызывает на моей душе спокойствие и тишину. Я представляю, как можно наслаждаться таким великолепным пейзажем, глядя из окна. Внутри тепло и комфортно, а на улице торжествует настоящая зимняя стихия.

1. Создание определенного лирического настроения

2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:

а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Коровина, Герасимова и других)

б) Сообщение сведений о жизни и творчестве художника В.Г. Цыплакова учащимся-экскурсоводом

3. Обращение к репродукции картины Цыплакова "Мороз и солнце":

а) Беседа по картине. Общее восприятие

б) Нахождение учащимися изобразительно-выразительных средств из четверостиший русских поэтов о зиме

в) Лексическая работа описания снега, деревьев, неба, деревни учащимися

г) Зачитывание школьниками вариантов вступления

д) Словесное описание картины

е) Впечатление о картине

4. Подведение итогов:

а) Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит с помощью красок?

б) Удался ли замысел В.Г. Цыплакова?

5. Обращение к памятке сочинения-описания: "Как читать картину"

Домашнее задание: написание сочинения-описания по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ

ПО КАРТИНЕ ЦЫПЛАКОВА «МОРОЗ И СОЛНЦЕ»

В 9 КЛАССЕ

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда

Стретельникова С.Г.

Цели: 1.обучать словесному описанию картины, умению ее «читать»,

2. развивать связную речь учащихся, используя сложносочиненные предложения и изобразительно-выразительные средства, развивать умение ярко и образно выражать свои мысли и чувства, способствовать обогащению словарного запаса подростков,

3. воспитывать любовь к искусству и родной природе, к зиме как чудесному времени года, развивать чувство прекрасного.

Методы и приемы: слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Стихотворения, лексическая работа, cообщения учащихся,

Работа с отрывками из текстов художественных произведений.

Оборудование: репродукция картины Цыплакова «Мороз и солнце», портрет

Художника Цыплакова, презентация «Зима в изображении поэтов и

Материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи на

Доске.

Ход урока:

1. Орг. момент. – Наведите порядок на столах. Перед вами должны находиться учебник (с репродукцией картины), тетрадь с вашими наработками, выписками и памятка «Как «читать» картину», к которой мы обратимся по ходу урока.

  1. Сообщение темы и цели. Наша тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине Цыплакова В.Г. «Мороз и солнце».

Я хочу видеть вас думающими, глубоко чувствующими, эмоциональными, сопереживающими.

3. Вступительное слово учителя.

Чтобы понимать и ценить искусство, нужно быть готовым к его восприятию. Искусство требует умения фантазировать, «разгадывать», зорко видеть, тонко чувствовать. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей. Ценность изобразительного искусства (живописи) состоит в том, что через изображение предметов и явлений перед нами раскрывается их внутренняя сущность, эстетическое содержание.

Обращение к эпиграфу: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев.

Талант художника состоит в умении передать «чувство» природы, уловить жизнь, настроение природы, которое проникает в художника, задевает его неуловимые душевные струны. Сегодня мы постараемся убедиться в этом.

4. Создание лирической атмосферы, настроя (на зимнюю тему).

Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года - зиме. Сказочную русскую зиму любят все: и взрослые, и дети. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, сугробы, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Ее воспевают художники на своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи поэты. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – очень красивое время года. И сегодня мы еще раз в этом убедимся. А помогут нам в этом художники, поэты и писатели.

Итак, представьте, что вы находитесь в Третьяковской галерее.

На экран с помощью мультимедийного проектора проецируется слайд «Картины русских художников о зиме».

Зиму на своих полотнах изображали Саврасов, Крымов, Соломатин, Грабарь, Пластов, Цыплаков, Коровин, Герасимов и многие другие художники.

  1. Далее проецируется портрет художника В.Г. Цыплакова с краткими сведениями о его биографии.

Ученица делает сообщение о жизни и творчестве художника.

Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в Москве, в простой крестьянской семье. Вскоре семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки бывшей Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило Виктору на многие годы жизни. Они не могли быть только радостными, это были годы гражданской войны, послевоенного голода. По окончании Изотехникума он поступил в Московский художественный институт (1936 г.) Многие педагоги оказали на художника большое влияние. Но главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана.

Свой творческий путь Виктор Григорьевич начал в трудное для страны время, шла Великая Отечественная война. (Его дипломная работа в 1942 г. – картина «Чапаев»). Затем выпускник на 2 года был оставлен при институте для совершенствования мастерства.

Цыплаков очень любил творчество Коровина. В своем увлечении коровинским направлением, сблизился со своим старшим современником С.В.Герасимовым. Почти в одно и тоже время они создавали портретные образы крестьян, изображали зиму. Оба художника, можно сказать, дышали русской деревней.

Пейзаж и жанровая композиция для него нечто нераздельное. Это также связано с традициями Московской школы. В этом отношении особенно интересен "Весенний день"(1943). В 1945 г. Цыплаков пишет свою знаменитую картину «Горький на Волге», где русский писатель изображен в великом раздумье.

Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами - в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом. Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи "Последний снег", "Снег сошел", в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ "поющего" солнца. "Мороз и солнце". Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: "Последние дни осени", "Зимушка-зима", "Март-бокогрей".

В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника - разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд "Мороз и солнце", который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря.

Особое место в живописи Цыплакова занимают автопортреты и портреты близких людей.

Цыплаков много лет посвятил преподавательской работе с молодежью в Суриковском. Он является Народным художником РСФСР, членом-корреспондентом Академии художеств, Лауреатом Государственной премии СССР.

Большая персональная выставка 1986 года в Академии художеств стала подлинным новым открытием художника. Цыплаков очень ждал эту выставку, готовился к ней, но так ее и не увидел. Выставка была лучшим подтверждением того, что его творчество не устарело, а напротив, оказалось вполне современным и более масштабным.

Давайте обратимся к репродукции картины Цыплакова «Мороз и солнце».

6. Беседа по картине: (1 этап – целостный охват произведения: непосредственное

Впечатление от рассматривания картины в целом).

Картина называется «Мороз и солнце». Рассмотрите репродукцию этой картины.

Не возникает ли у вас желания продолжить ее название стихотворными строками А.С. Пушкина?

Выразительное чтение стих-ия «Зимнее утро».

Какие мысли и чувства вызывает у вас картина? Какое настроение?

(чувство радости, восторг, приподнятое настроение, бодрость)

О чем хотел сказать нам своей картиной художник?

О чем хотел «заставить» задуматься?

(как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, не нужно терять надежды на лучшее, стараться получать от природы заряд бодрости, утешение от тревог, вдохновение, творческие силы).

Уч-ль: - мы с вами выяснили общее впечатление от картины.

Цыплаков пишет полнокровно, смело, с лихим размахом. Он с восхищением передает розовый свет на снегу, прослеживает движение бегущих теней по земле, любуется яркими и светлыми красками. Его пейзаж написан горячо и страстно, будто на одном дыхании. Свежестью и непосредственностью этюдного восприятия веет от всех картин художника, вобравших в себя вечную красоту земли.

2-й этап – осмысленное рассматривание деталей картины с их пояснениями.

Беседа по вопросам:

Какова же основная мысль картины? Как вы думаете, что хотел запечатлеть художник на своей картине?

(Прекрасный зимний солнечный день. Великолепный зимний пейзаж после снегопада).

Что более всего выражено на картине?

(бескрайняя русская степь с ее просторами).

Как вы думаете, чем привлек художника этот уголок природы? Что поэтичного он увидел в этом пейзаже?

(Окраина сельской местности, которая наиболее близка природе, в отличие от города. Бескрайны степные просторы, «Есть разгуляться где на воле…». Земля покрыта великолепным белоснежным ковром. Прекрасны в своем наряде опушенные инеем деревья, напоминающие каких-то зверюшек, необычных существ. Все это похоже на зимнюю сказку, в которую так и хочется «войти»).

А теперь давайте обратимся к лирическим зарисовкам художников пера – поэтов. Посмотрим, как поэты описывают зиму.

Слайды с поэтическими строками – зарисовками зимы.

Зачитывание четверостиший с последующей лексической работой.

Какими приемами пользуются поэты, так ярко и красочно описывая зиму? С помощью чего они очеловечивают ее?

(изобразительно-выразительными средствами: олицетворениями, метафорами, эпитетами, сравнениями).

Давайте назовем и выпишем из каждого четверостишия изобразительно -выразительные средства, чтобы вы потом могли их использовать в ваших сочинениях.

Найдите изобразительно- выразительные средства:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка- зима!

П. Вяземский. (Метафора: молодка, раскрасавица-душа,

лебедка, матушка-зима и обращения).

Зимняя песенка

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое. (О лицетворения: «зима» пришла, замела,

Днем с детьми на коньках все катается, катается, рассыпается, пишет, стучится).

Ночью в снежных огоньках рассыпается. Э питеты: зима серебристая, белый снег,

В окнах пишет узор льдом- иголочкой поле чистое, снежные огоньки, свежая

И стучится к нам во двор свежей елочкой. елочка.

Г. Галина М етафоры: рассыпается в снежных

Огоньках, пишет льдом-иголочкой,

Первый зимний снежок стучится елочкой).

Белым пухом летит;

Первый легкий мороз (Эпитеты : зимний, белый, легкий.

Веселит и бодрит. Олицетворение: мороз веселит, бодрит)

А.С. Пушкин

Вьюга снежная, пурга, (Олицетворение: напряди, взбей, пурга.

Напряди нам пряжи, Метафора: пряжа, пух (снег.

Взбей пушистые снега, Эпитеты: снежная, пушистые, лебяжий).

Словно пух лебяжий…

С. Маршак

На пушистых ветках Эпитеты: на пушистых ветках,

Снежною каймой снежною каймой, белой бахромой.

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин

Первый снег. Метафоры: мир из серебра, огней,

Серебро, огни и блестки, - блесток. В жемчугах горят березки.

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

В.Я. Брюсов

Опишите снег, деревья, небо, домики. (Одновременно проводится словарно-лексическая работа. На доске и в тетрадях выписываются интересные словосочетания,)

(Сначала ребята зачитывают свои описания)

Вы получили задание обратиться к текстам художест. лит-ры. Какие описания вы нашли и выписали у различных писателей? Зачитайте.

Ребята зачитывают.

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (И.Э. Грабарь).

«Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно сверкает на земле, отражая солнце. Серебром сияют в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов и железные крыщи, искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» - думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.)»

«земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту». (К.Г. Паустовский.)

Опишите человека в санях. Какое у него настроение? Почему его рука поднята вверх?

Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы придать светлое, радостное настроение?

(белый, голубой, синеватый, синий, сиреневый, серый и оттенки этих цветов).

Удалось ли художнику выразить и донести до нас, зрителей идею картины?

Что (чего) очень хочется, глядя на нее? Почему?

(Хочется, чтобы быстрее наступила настоящая русская зима, с морозами и снегом. Чтобы погулять по белоснежному ковру, подышать свежим морозным воздухом. Покататься на коньках, лыжах или санках, полепить снежную бабу, поиграть в снежки. И, конечно, встретить самые любимые зимние праздники: Новый год и Рождество.)

Как называют зиму наш народ, писатели и поэты?

(С нежностью и любовью: Зимушка-зима, чародейка-зима, волшебница-зима).

2-й вариант сочинения - «Вид из окна».

Представьте, что вы живете в одном из тех домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Возможное начало:

«Я проснулся(лась) довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я побежал(а) к окошку…»

Некоторым из вас было дано опред. задание: написать, что вы увидели, выглянув в окно). Зачитывают 2 чел-ка.

Например: «Я подбежала к окошку и застыла от изумления. Хороводы снежинок кружились в воздухе, сверкали и искрились на крышах домов, проводах. А привычная улица стала совершенно другой, покрытой сплошным белоснежным ковром. Иней своими причудливыми кружевами украсил ветви деревьев. Кажется, что сам Дед Мороз бродил здесь ночью, прикасаясь к ним своим волшебным посохом. И появились незнакомые сказочные существа. Неподвижные странные белые фигурки расселись по пням, сучкам и кустарникам. Тут вылез из сугроба маленький гном в огромной пушистой шапке. А там необычные звериные фигурки. Такое ощущение, что с минуты на минуту прилетит в свои чертоги Снежная Королева. Настолько красиво и необычно вокруг, как в сказке!»

7. Подведение итогов.

Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит (с помощью красок)?

(Он показывает внешнюю красоту, преображение природы и мира. Но этим хочет сказать нам, что под воздействием белоснежного наряда земли, деревьев и ослепительной палитры человеческие мысли, помыслы и чувства становятся и должны стать такими же чистыми и светлыми. Люди становятся добрее и милосерднее, молодеют душой.)

Каждому из вас дана памятка «Как писать сочинение по картине», которую вы можете использовать в качестве плана при написании сочинения.

ПАМЯТКА

СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ

1 . Вступление. Сведения о художнике.

2. Описание картины (ее содержание).

Название картины. Почему она так названа? (Очень часто название говорит нам

о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).

Кто изображен на картине (или что изображено?)

В какие годы, в какое время года и суток происходит событие? Какие детали на это указывают? Где происходит действие? (описание обстановки, природы).

Кто или что занимает на картине центральное место? Опишите главного героя (портрет, позу, одежду).

Есть ли еще действующие лица?

3 . Заключение. Что хотел художник сказать своей картиной? (идея). Какие мысли и чувства выражены им?

Какое впечатление произвела на вас картина? Выразите свое отношение к ней.

Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине «Мороз и солнце»

Цыплакова В.Г.