Биография стиви уандера. Стиви Уандер – поцелованный богом Слепой рок музыкант негр

  • 28.06.2020

В мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён». Ослеп вскоре после рождения, в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records и продолжает выступать и записываться на ней по сей день. Стиви Уандер является музыкантом-мультиинструменталистом : обладает вокальным диапазоном в четыре октавы и невероятно сложной вокальной техникой, виртуозно владеет роялем и всеми видами синтезаторов , ударной установкой , кларнетом , губной гармоникой . Стиви Уандер добился выдающихся успехов на музыкальном поприще, будучи слепым. Наряду с Реем Чарльзом , Стиви Уандер является самым известным и популярным слепым музыкантом в мире.

Некоторые наиболее известные песни Стиви Уандера: «My Cherie Amour», «For Once in My Life», «Signed, Sealed, Delivered I"m Yours», «Superstition», «Living For The City», «Higher Ground», «All In Love Is Fair», «Sir Duke», «I Wish», «Lately» . В России наибольшей известностью пользуется песня «I Just Called to Say I Love You » . Наиболее известные альбомы «классического периода»: Talking Book, Innervisions и Songs in the Key of Life . Уандер записал более тридцати хитов, входящих в первую десятку чартов США , написал более 2000 песен и получил рекордные 25 премий Грэмми , присуждаемые за высшие достижения в области звукозаписи . Также он известен своей работой в качестве политического активиста, в том числе его кампанией 1980 года, о придании дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника в США . По этому случаю Уандер, который уже был к тому времени известным защитником прав афроамериканцев, записал песню «Happy Birthday», целиком посвящённую кампании в поддержку праздника. В 2009 году Стиви Уандер был объявлен посланником ООН . В 2008 году журнал Billboard опубликовал список «100 лучших артистов всех времён», в котором Уандер занял пятую строчку.

Cтиви Уандера называют одним из величайших музыкантов нашего времени :

Последний на данный момент студийный альбом «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского поп-чарта. Она получила массу положительных отзывов от критиков, премию «Грэмми » за лучший мужской поп-вокал («From The Bottom Of My Heart») и на лето 2007 года был продан тираж 169 тыс. копий (по данным Nielsen SoundScan) . Последний официальный концертный альбом Стиви Уандера вышел в 2008 году, это запись с лондонского концерта на O2 арене . Альбом содержит 27 треков, в основном это песни самого Уандера, также присутствует одна композиция Miles Davis («All Blues»), одна Chick Corea («Spain») и попурри на темы песен The Beatles и The Rolling Stones

Биография

Детство

Стиви Уандер родился 13 мая 1950 года в местечке Сагино (англ. Saginaw), штат Мичиган , был третьим из шести детей в семье. Когда Стиви было четыре года, его мать оставила своего мужа и переехала вместе со своими детьми в Детройт .

В определённой степени слепота музыканта была вызвана врачебной ошибкой. Стиви был рождён раньше срока, сосуды его глаз ещё не развились правильно, это типичное заболевание недоношенных - Ретинопатия недоношенных . В его инкубатор была подана большая доза кислорода, которая усугубила процесс развития слепоты, самопричиной этот фактор все же вероятно не является . Сам музыкант в интервью CNN говорит, что врачи только позднее нашли закономерность такого влияния кислорода на недоношенных с его заболеванием. Знай они это раньше - он мог бы видеть хоть что-то .

Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а ещё глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее.

Лула Мэй Джадкинс, мать Стиви Уандера

Мать старалась держать его дома, боясь, что слепой ребёнок не сможет постоять за себя на улицах города. Она понемногу учила его читать. Причём, по одним данным, делала она это по обычному букварю (благодаря уникальной природной чувствительности пальцев Стиви, который стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски); по другим всё же с помощью шрифта Брайля . Чтобы сыну не было скучно, она стала приносить ему музыкальные инструменты: гармонику, барабаны. В это же время Стиви пел в церковном хоре . Своим первым инструментом он называет пианино . Одним из его кумиров детства был Рэй Чарльз , также лишённый зрения. По словам Стиви, для него, как и для всех незрячих, были очень важны тактильные ощущения, и то, что они сочетаются со звуками, вызывало огромный интерес. У него было пятеро братьев и сестра (один из братьев потом погиб) .

Главой семьи музыкант считал мать, о чём говорит в интервью Ларри Кингу :

Мой отец определённо не был главой семьи, нас поднимала мама. А она работала в рыбной компании до того счастливого момента, когда заметили мой талант. Мне было 9, в 10 мы подписали контракт с Motown и к 11 уже выпустили первую пластинку .

«Открытие» Стиви и ранние записи на Motown

Одним из первых известных музыкантов, который услышал маленького Стиви, был Ронни Уайт (англ. Ronnie White), из группы The Miracles . Стиви было организовано прослушивание у генерального директора и президента фирмы Motown Берри Горди, который был поражён незаурядной музыкальностью маленького исполнителя, и подписал с одиннадцатилетним мальчиком его первый контракт. Как гласит легенда, Горди сказал, после прослушивания: «Ты, парень - настоящее Чудо, я советую тебе взять именно этот псевдоним ». Перед подписанием контракта, продюсер Motown Кларенс Пол заявил, что «Стиви - восьмое чудо света»! Так появился псевдоним певца - «Чудо-Стиви» или «Стиви Уандер», вернее тогда ещё «маленький Стиви Уандер». В конце 1961 года он делает свои первые записи на Motown - сингл «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues», а в 1962 году выпускает два первых альбома : «The Jazz Soul of Little Stevie» и «Tribute to Uncle Ray», на которых в основном инструментальные композиции с длинными соло на губной гармонике и ударных . Несмотря на поразительную одарённость мальчика, эти первые пластинки особого успеха не имели.

Музыкальная карьера

Первые хиты и : 1963-1971

В возрасте 13 лет Стиви записывает свой первый настоящий хит - Fingertips (Pt. 2), сингл был взят с альбома 1963 года Recorded Live: The 12 Year Old Genius. Песня с участием Стиви в качестве вокалиста и исполнителя на бонгах и губной гармонике , а также юного Марвина Гэя на ударных стала хитом № 1 в американских поп- и R"n"B чартах и отметила Уандера в общественном сознании .

В 1964 году, Стиви Уандер дебютирует в фильме «Muscle Beach Party» в роли самого себя, в титрах указывают его имя: «маленький Стиви Уандер». Пять месяцев спустя, он возвращается на экран в сиквеле «Bikini Beach». Он выступал в обоих фильмах, пел песни «Happy Street» и «Happy Feelin" (Dance and Shout)» соответственно.

Отбросив в середине 60-х годов от своего прозвища приставку «маленький», Стиви Уандер выпускает ряд хитов, таких как «Uptight (Everything’s Alright)», «With a Child’s Heart», а также кавер-версию песни Боба Дилана «Blowin" in the Wind», которая интересна тем, что была одной из первых песен, отражающих общественное сознание Стиви. Также он начинает работать композитором в Motown, сочиняет песни для себя и своих коллег по лейблу, например его песня «Tears of a Clown» стала хитом № 1 в исполнении Смоки Робинсона и группы The Miracles.

В 1968 году Уандер записал альбом инструментальных соул -джазовых композиций, в основном на солирующей гармонике , под псевдонимом (альбом назывался так же) Eivets Rednow, что означает «Stevie Wonder», написанный задом наперед. Альбом прошёл почти незамеченным, единственный сингл «Alfie », достиг лишь 66 места в поп-чартах США и 11 места в чартах США для взрослой аудитории. Тем не менее, Стиви удалось выпустить несколько ударных хитов между 1968 и 1970 годами, а именно «My Cherie Amour», «I Was Made to Love Her», «For Once in My Life» и «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours». В сентябре 1970 года, в возрасте 20 лет, Уандер женится на Сайрите Райт (англ. Syreeta Wright), бывшем секретаре компании Motown и авторе песен. C разрешения Берри Горди , она помогала Стиви в продюсировании его следующего альбома Where I’m Coming From (в переводе с англ. Откуда Я ). Об этой очень важной в карьере Уандера пластинке необходимо сказать отдельно.

Что касается названия альбома, то незадолго до его выхода, в одном из споров с руководителями Motown , Стиви сказал фразу, замечательную своей двусмысленностью: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел». После выхода альбома в Motown постепенно начинают это понимать. Любопытно, что с выходом в 1971 году альбома «Where I’m Coming From», все последующие студийные альбомы Стиви Уандера (за исключением саундтреков) носили названия, которые не совпадали с названием ни одной из песен, входящих в эти пластинки. И это особенно подчёркивало их концептуальность . Эта традиция прервалась только в 1995 году, с выходом альбома «Conversation Peace», в котором присутствовала одноимённая композиция. 12 апреля 1971 года альбом «Where I’m Coming From» поступает в продажу. Альбом представляет собой плавный переход от традиционного «сладковатого» саунда Motown к звучанию Стиви Уандера, которым очень скоро будет восхищаться весь мир. В первое время, после своего выхода, альбом воспринимается неоднозначно. Его аранжировки в целом традиционны для Motown, пока ещё отсутствуют синтезаторы . Однако есть несколько важных особенностей, отличающих этот альбом от своих предшественников:

Во-первых, Стиви Уандер впервые является полноценным и единственным продюсером собственного альбома, проще говоря, отвечает за его звучание, аранжировку и репертуар. Хотя формально он значился продюсером и на некоторых предыдущих альбомах, но фактически им ещё не был. Так например на альбоме 1970 года Signed, Sealed & Delivered ему помогает целая команда мотауновских аранжировщиков: Henry Cosby, Paul Riser, Wade Marcus, Tom Baird, Dave Blumberg, и, строго говоря, это ещё не «звук Стиви Уандера», а бодрое «звучание Motown», рассчитанное на довольно широкую, массовую поп -соул аудиторию, в том числе белую. На Where I’m Coming From звук уже другой: мягкие, нежные аранжировки , с очень интересными находками. В некоторых песнях, например в «Something Out Of The Blue», используются не совсем типичные для соул -музыки инструменты, такие как гобой , флейта , солирующая скрипка , а также другие струнные инструменты . Опыт первого продюсерства Уандера был в целом успешным. Лучшие песни альбома Where I’m Coming From уже предвещают невероятное продюсерское чутьё Уандера, хотя пока это понимают ещё не все.

Во-вторых, Стиви Уандер впервые является полноценным и единственным автором музыки собственного альбома, все песни он написал сам. На предыдущих пластинках (особенно самых ранних) было довольно много музыки других композиторов, часто довольно посредственной (хотя встречались и песни высокого уровня вроде Sunny Bobby Hebb, The Shadow Of Your Smile или We Can Work It Out Джона Леннона и Пола Маккартни). В первые годы карьеры, даже к тем песням, которые реально писал сам Уандер, на обложках пластинок добавляли фамилии других известных авторов (чаще всего Мой и Косби), чтобы привлечь покупателей. В лучших композициях альбома уже слышна «фирменная» уандеровская тонкая мелодика и удивительная гармоническая изобретательность . Хотя, в целом по материалу альбом ещё неровный. Стиви уверенно заявляет о себе, как о полноценном авторе музыки к своим пластинкам, а руководство компании Motown впервые понимает, что он по настоящему раскрывается в записи и исполнении собственных, а не чужих, песен.

В целом современники отнеслись к альбому тепло, но спокойно, и хитом он не стал. В наши дни, несмотря на вышеупомянутую «переходность», альбом заслуженно считается классикой соул-музыки. В настоящее время, как минимум на три из девяти песен этой пластинки («Do Yourself A Favor», «If You Really Love Me» и «Never Dreamed You’d Leave In Summer», особенно популярна последняя) существуют кавер-версии других музыкантов, в том числе всемирно известных, таких как например Фил Коллинз , Ocean Colour Scene и другие.

13 мая 1971 года - в свой 21-й день рождения, Стиви Уандер разрывает истекший первый контракт с Motown и получает свой первый миллион долларов, заработанный по нему.

Концептуальные альбомы и пик успеха: 1972-1976

После разрыва контракта со Стиви Уандером, глава Motown Берри Горди понял, что он потерял как минимум самую большую звезду своего лейбла , если не сказать больше. И тут же начал переговоры о возвращении Уандера в Motown. Результатом переговоров стал новый 120-и страничный контракт, благодаря которому Стиви Уандер получал полный творческий контроль над всем процессом производства будущих записей и права на собственные песни.

Настоящий перелом в его творчестве произошел в начале семидесятых годов, когда в 21 год он получил все заработанные им деньги и смог перейти от выпуска синглов к записи концептуальных альбомов . Первыми пластинками "нового Стиви Уандера" стали "Music Of My Mind " ("Музыка моих мыслей") и "Talking Book" ("Говорящая книга") (обе - 1972 г.), не похожие практически ни на что из того, что он делал раньше, хотя основные линии развития были намечены в предыдущем диске "Where I"m Coming From" ("Откуда я" - 1971 г.). С. Уандер смог полностью сохранить красоту своих мелодий, отказавшись при этом от обычной сентиментальности "Мотуана" и сблизившись с творчеством таких музыкантов, как Слай Стоун , Кертис Мейфилд , Джими Хендрикс . Тем самым он сделал решительный шаг в сторону рока , с его большей честностью, принципиальностью и бескомпромиссностью.

В текстах песен, которые Уандер написал сам, кроме традиционных романтических тем, рассматриваются социальные , политические и мистические . В музыке Стиви начал использовать новые технологии звукозаписи: дублирование и наложение голосов, инструментальных партий и бэк-вокала . Это позволило ему записать альбом фактически в одиночку - он сам поёт все вокальные партии, создавая целую палитру полифонического бэк-вокала , играет на всех инструментах (за исключением соло на тромбоне Art Baron в Love Having You Around и гитарного соло Buzzy Feiton в Superwoman). Впервые синтезатор становится полноценным участником записи, до этого альбома синтезаторы почти не использовались в музыке темнокожих. Альбом Music Of My Mind ознаменовал начало длительного сотрудничества Стиви Уандера с Malcolm Cecil и Robert Margouleff из английского электронного музыкального дуэта . В 2003 году альбом вошёл в список , где он занимает 284 место . В настоящее время, на все песни этой пластинки (за исключением «Sweet Little Girl») существуют кавер-версии других музыкантов (например кавер-версию «Evil» исполняли музыканты из СНГ), в том числе всемирно известных, таких как например Куинси Джонс , Джордж Дюк, Lionel Hampton, The Main Ingredient и другие.

Talking Book (1972)

За две песни с Talking Book Уандер получил три премии Грэмми . В эпизоде популярного детского телешоу «Улица Сезам », вышедшем в эфир в апреле 1973 года Уандер и его группа исполняли «Superstition», а также оригинальную песню «Улица Сезам», которую Уандер пел с новой, на тот момент, вокальной примочкой под названием «Talk Box». Альбом «Talking Book» завоевал три премии Грэмми (это были первые награды в его карьере) и в 2003 году вошёл в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone , где занял 90 место . В настоящее время, на все песни с этой пластинки существуют многочисленные кавер-версии других музыкантов, в том числе всемирно известных, таких как Рэй Чарльз , Фрэнк Синатра , Куинси Джонс , Херби Хэнкок, Джордж Майкл , Лайза Минелли , Джо Пасс , Элла Фицджеральд , Стефан Граппелли , Том Джонс , Стиви Рэй Воэн , Фил Коллинз , Лариса Долина и многие другие.

Innervisions (1973)

Fulfillingness" First Finale (1974)

Songs In The Key Of Life (1976)

Музыка Стиви Уандера

Песни Стиви Уандера известны тем, что их довольно трудно петь. Благодаря великолепно развитому чувству гармонии, Уандер любит использовать в своих композициях множество сложных аккордов , часто с неаккордовыми звуками, септаккорды , нонаккорды , аккорды с пониженной квинтой и.т.д. Уандер нередко использует секвенции , чаще восходящие (например, припев «Golden Lady»), но встречаются и нисходящие («Never In Your Sun»). Многие из его мелодий делают резкие, непредсказуемые изменения. Трудность их исполнения в том, что в них широко используются мелизмы , а это означает, что слог поется в течение нескольких нот. Также многие его песни написаны в не типичных для популярной музыки тональностях , которые чаще встречаются в джазе , чем в поп и рок-музыке . Например, такие известные композиции, как «Superstition», «Higher Ground» и «I Wish» написаны в ми-бемоль миноре , а «You And I» в Соль-бемоль мажоре . Нередко встречаются модуляции в другие тональности , зачастую довольно далёкие от первоначальной . Так например в знаменитой песне «Living For The City» происходит модуляция из основной тональности Соль-бемоль мажор в Соль мажор . Кроме того, довольно часто композиции Уандера начинаются и оканчиваются в одной тональности, но имеют очень сложный тональный план внутри. Яркий тому пример - песня «Overjoyed». Довольно редким примером использования целотонной гаммы в музыке Уандера является вступление к песне «You Are The Sunshine Of My Life» (первые восемь тактов).

Кавер-версии и композиции для других исполнителей

Участие в проектах других музыкантов

Участие в общественно значимых событиях

Концертная деятельность

Стиви Уандер решил вернуться к активной концертной деятельности после 20-летнего перерыва и начал своё американское турне 23 августа 2007 года концертом в Сан-Диего. Турне «A Wonder Summer’s Night», прошло в 13 городах США, завершилось в Бостоне 20 сентября и имело успех. Стиви Уандер был главной звездой и почетным гостем фестиваля «Новая волна » в Юрмале (Латвия) в 2007 году.

Награды и признание

Премии Грэмми

Стиви Уандер находится на втором месте среди музыкантов эстрадного направления по количеству полученных им премий Грэмми : он получал премию Грэмми 25 раз, в том числе Грэмми за жизненные достижения. Больше него получил только его друг и коллега Куинси Джонс , который становился обладателем этой премии 27 раз. Уандер является одним из немногих исполнителей (наряду с Фрэнком Синатрой и Полом Саймоном) которые награждались одной из самых престижных премий Грэмми «Альбом года » наибольшее число раз. А также единственным в мире музыкантом, получившим «Альбом года » три раза подряд за свои альбомы Innervisions (1973), Fulfillingness" First Finale (1974) и Songs In The Key Of Life (1976).

Год Номинация Название
1973 Лучшая R&B песня «Superstition»
1973 «Superstition»
1973 «You are the Sunshine of My Life»
1973 Лучший альбом года Innervisions
1973 Innervisions
1974 Лучшая R&B песня «Living for the City»
1974 Лучшее мужское вокальное R&B исполнение «Boogie On Reggae Woman»
1974 Лучшее мужское вокальное поп исполнение Fulfillingness" First Finale
1974 Лучший альбом года Fulfillingness" First Finale
1974 Лучший продюсер года, не классический* Fulfillingness" First Finale
1976 Лучшее мужское вокальное R&B исполнение «I Wish»
1976 Лучшее мужское вокальное поп исполнение Songs in the Key of Life
1976 Лучший продюсер года, не классический* Songs in the Key of Life
1976 Лучший альбом года Songs in the Key of Life
1985 Лучшее мужское вокальное R&B исполнение In Square Circle
1986 Лучшее вокальное поп исполнение дуэтом или группой (также награждены Дайон Уорвик , Элтон Джон и Глэдис Найт) «That’s What Friends Are For»
1995 Лучшая R&B песня «For Your Love»
1995 Лучшее мужское вокальное R&B исполнение «For Your Love»
1996 Грэмми за жизненные достижения Главная
1998 Лучшая инструментальная аранжировка в сопровождении вокалиста(ов) (также награждены Херби Хэнкок и Robert Sadin) «St. Louis Blues»
1998 Лучшее мужское вокальное R&B исполнение «St. Louis Blues»
2002 Take 6) «Love’s in Need of Love Today»
2005 Лучшее мужское вокальное поп исполнение «From the Bottom of My Heart»
2005 Лучшее вокальное R&B исполнение дуэтом или группой (совместная награда Уандера и Бейонсе) «So Amazing»
2006 Лучшее совместное вокальное поп исполнение (совместная награда Уандера и Тони Беннетта) «For Once In My Life»
  • В период с 1965 по 1980 год, в номинациях «Запись Года » и «Альбом Года » артист, являющийся одновременно продюсером собственной записи или альбома, получал одну премию Грэмми как артист и дополнительную премию, как продюсер .

Другие награды и признание

Дискография

Дискография Стиви Уандера включает в себя 23 студийных альбома, три саундтрека, четыре концертных альбома, 10 сборников, один бокс-сет и 98 синглов. Четыре альбома входят в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone , а именно: Innervisions (1973, 23 место), Songs in the Key of Life (1976, 56 место), Talking Book (1972, 90 место) и Music of My Mind (1972, 284 место) .

Дополнительные факты

Твой волшебный мир, чистый, как алмаз; чтоб увидеть все, не хватает глаз.

И любой из нас входит в город твой, преклонив главу перед красотой

В сказочных цветах, в небе голубом, в дивных облаках твой волшебный дом.

И, не глядя вниз с высоты своей, ты жестокий мир сделал чуть добрей

Ты, наверно, прав: чтобы просто петь, лучше бы вокруг вовсе не смотреть

И, закрыв глаза, свято верить в миф - в то, что мир людской сказочно красив .

  • Советско-российская рок-группа «Машина времени » посвятила Стиви Уандеру песню. На альбоме «Это было так давно... », записаном в 1978, а выпущеном в 1992 году, есть композиция «Посвящение Стиву Уандеру» на стихи Андрея Макаревича .
  • Советский ВИА «Весёлые ребята » в 1979 году выпустил альбом «Музыкальный глобус», в котором присутствовала композиция «Школьная пора» с русским текстом В. Харитонова. В оригинале это песня Стиви Уандера «Ebony Eyes» из альбома Songs in the Key of Life 1976 года .
  • В 1974 году на альбоме Stevie Wonder Presents Syreeta выходит песня Уандера «Cause We’ve Ended As Lovers» (в переводе с англ. Потому что мы больше не любовники ) в исполнении его уже бывшей супруги Сайриты Райт. Песня интересна тем, что это одна из самых сильных вещей Уандера, никогда не исполнявшаяся им самим. В 1975 году инструментальная версия этой композиции выходит на сольном альбоме британского гитариста Джеффа Бэка Blow by Blow в совершенно другой, роковой аранжировке. «Cause We’ve Ended As Lovers» становится едва ли не главным его хитом и приносит музыканту международную известность.
  • В 1998 году британский поп-певец Джордж Майкл записал совместно с Мэри Джей Блайдж свою версию песни «As» и снял видеоклип на неё. В оригинале это песня Стиви Уандера из альбома Songs in the Key of Life 1976 года.
  • В 1999 году американский актёр и исполнитель хип-хопа Уилл Смит записал песню «Wild Wild West» и снял видеоклип на неё (в котором снимался и сам Стиви Уандер) . В оригинале это песня Стиви Уандера «I Wish» из альбома Songs in the Key of Life 1976 года.
  • В песне «Isn’t She Lovely» из альбома Songs in the Key of Life 1976 года слышен плач дочери Уандера Аиши Моррис, которой на момент записи альбома был всего год. Впоследствии Аиша Моррис стала певицей, в настоящее время выступает с отцом в качестве соло- и

Стивленд Хардэуэй Моррис или Стиви Уандер певец и композитор оказавший сильное воздействие на музыку ХХ века. Один из немногих создателей соула и R&B таких какие они сейчас есть.

Детство

Стиви родился 13 мая 1950 года в Сагино, Мичиган, в семье простых рабочих. В возрасте четырех лет его мать ушла от своего благоверного и перебралась с детьми в Детройт. Из-за врачебной ошибки мальчик с детства не мог видеть и мама, боясь, что он не выживет на суровых улицах старалась не пускать его на улицу. Сначала что бы мальчик не скучал и развивался она учила его читать. Затем она принесла ему гармонику и объяснила принцип игры на барабанах, для общения с другими детьми она отвела мальчика в церковный хор. С малых лет мальчик восхищался Рэем Чарльзом, который был так на него похож. Его кумир был слеп, как и они он тоже любил создавать музыку. Впервые талант Стиви заметили в 11 лет, один из сотрудников Motown услышал пение мальчика и предложил главному председателю компании послушать его. Берри Горди был так поражен талантом юнца что сразу же предоставил ему выгодный договор. Продюсер был так впечатлен что называл мальчика восьмым чудом света, так и образовалось его сценическое имя Стиви Уандер.

Ранние годы

Дебютные пластинки состояли из инструментальных произведений на гармонике и барабанах. Хоть талант мальчика и был неоспорим, но особого ажиотажа у публики два альбома которые были выпущены первыми не вызвали. В 1963 был выпущен истинный хит «Fingertips» помимо вокала Стиви играл на гармонике и бонго, эта композиция стала вершиной хит-парада R&B. После стремительно подъёма на вершины чартов Уандер получает приглашение в съемках кинолент «Muscle Beach Party» и «Bikini Beach». Ближе к концу 60-х Стиви приступает к работе в своей фирме как композитор и сочиняет «Tears of a Clown» которую исполнил Смоки Робинсон композиция стала мировым хитом.

В 1968 году Стиви решил поэкспериментировать и выпустил сборник под вымышленным именем Eivets Rednow, но особого восторга от публики не последовало. В 1970 году молодой человек берет в жены Сайриту Райт, которая была секретарём и композитором в его агентстве. Она участвовала в создании предстоящего сингла «Where I’m Coming From». Этот альбом стал началом серии пластинок с концептуальными идеями. До этого названия пластинки или сборника не совпадали ни с одной из песен, входивших в их состав. После этого многое в карьере певца меняется, он полностью пишет текст и аранжировку для каждой композиции. Так же в большинстве случаев является продюсером своих альбомов. Когда певцу исполнился 21 год он разорвал контракт с Motown из-за ограничения свободы в творчестве, которую он хотел. Горди осознавая, что он может навсегда потерять самого успешного музыканта его агентства предложил Уандеру заключить новый контракт на выгодных для него условиях.


Творческая свобода

Новая договоренность состояла из 120 страниц и давала певцу полную свободу действий и права на все песни, которые были и будут выпущены. В 1972 году он принялся за создание концептуального альбома. Певец уже очень давно хотел заняться чем-то подобным, но контракт, который он заключил в начале своей карьеры ограничивал его действия. Сейчас же когда у него была полная свобода действий он пишет «Music Of My Mind». Этот альбом отличался от всего что до этого делал Уандер новое звучание, новые правила. Раньше его альбомы состояли из переделанных хитов и небольших песен которые не превышали 3 минутный лимит. Окружающие его люди всегда поражались его трудолюбию и страсти, когда дело касалось музыки.

Стиви очень быстро освоил синтезатор что бы добавить в свои композиции нового модного звучания. В его песнях появляется бэк-вокал, электронные звуки и наложение одного инструмента на другой. Основная часть его песен имели глубокий политический и социальный смысл. Он всегда затрагиваю актуальные, а порой извечные проблемы человечества. Каждая из его композиций была связанная с другой и целый альбом в итоге показывал историю, четко отработанную с начала до конца. Конечно же все композиции были созданы музыкантом лично, так же аранжировка была практически вся оформлена Стиви. Только когда он использовал в песнях тромбон он приглашал к сотрудничеству Art Baron.

Золотой период

В конце 1972 года он публикует еще один альбом с заглавием «Talking Book». Этот сборник поверг в восторг всех и экспертов в музыкальной области, и мировую аудиторию. По уже сформировавшемуся обычаю Стиви фигурировал создателем своих творений лично. Этот альбом был настолько хорошо написан что абсолютно все дорожки, какие в него входили были спеты другими представителями музыкальной индустрии в измененных вариациях. Композиция «Superstition» стала образцом фанк-музыки и выдающимся примером использования Clavinet Hohner.

Не смотря на то что сборник по большей части оценивался как продукт фанк- музыки некоторые композиции были скорее альтернативным роком. Такое неоднозначное определение стиля стало причиной расширения его аудитории и добавления фанатов рока в его постоянную аудиторию. Вскоре у него стартовали гастроли по поводу выпуска нового альбома. Гастролировал он с новой, но довольно популярной рок-группой «Rolling Stones». Такой симбиоз на сцене увеличил заинтересованность «белой» публики. За этот альбом певец получил три «Грэмми» это были первые благодарности, которые он принял за свои труды. В 1973 году Стиви пригласили на новое шоу для детей «Улица Сезам» на котором он исполнил несколько популярных песен. Неожиданным и запоминающимся событием, связанным с этим сборником, стал факт того что один из каверов был записан кумиром Стиви, Рэем Чарльзом.


Эксперименты

Следующий не менее потрясающий альбом «Innervisions» выходит в августе 1973 года. Все композиции, входившие в этот сборник, заняли лидирующие строчки хит-парадов поп, R&B и фанк. Этот альбом оказался хоть и гениальным, но довольно сложным по набору эмоций, которые хотел передать певец. Радость от сочинения музыки, озабоченность социальными проблемами, призыв к расовому равенству. Этот альбом можно назвать экспериментальным так как Уандер использует для создания атмосферы в песнях окружающие его звуки. На одной из композиций слышны звуки магистрали, на другой плач его дочери которой был год на момент создания альбома. Он удостоился наградой «Грэмми» трижды за этот альбом и впервые за свою карьеру получил награду «альбом года».

Следующим хитом выпущенным в мир гениальным композитором и певцом был «Fulfillingness’ First Finale». Музыкальные эксперты отметили этот альбом как самый проникновенный из ранее написанных Уандером. Перед записью этого альбома певец попал в автокатастрофу, в которой очень сильно пострадал и пробыл в коме чуть меньше недели. Альбом был оценен по достоинству и награжден четырьмя премиями «Грэмми» и вновь занял позицию «альбом года». Он стал первым исполнителем, который выиграл в номинации «альбом года» три раза подряд.

Личная жизнь

О личной жизнь музыканта стоит упомянуть отдельно. У Стиви за всю его жизнь было не мало женщин. Первый брак распался довольно быстро, но благодаря рабочему фундаменту их знакомства бывшие супруги остались друзьями и в будущем работали совместно. Следующий роман был с Иоландой Симмонс и продлился довольно долго в брак пара так и не вступила, но девушка родила певцу двое детей. Будучи мужчиной серьезных лет, он вступил в брак с Карен Миллард в этом союзе у певца появилось двое детей. Следующей возлюбленной стала модель Томикой Робин Брэйси у пары родился мальчик в 2014 году. Всего у певца 9 детей от разных женщин, но несмотря ни на что он поддерживает каждого из них.


Книги о Стиви Уандере:

  • «The Wonder of Stevie: Stevie Wonder Fake Book»
  • «Stevie Wonder Greatest Hits»
  • «Stevie Wonder — Easy Piano Anthology»
  • «Stevie Wonder: Guitar Chord Songbook»
  • Во время записи альбома «Innervisions» Стиви Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой пробыл в коме около четырёх дней. На его голове остались многочисленные шрамы после операции. Тем не менее, именно этот альбом принёс ему целых семь премий «Грэмми».
  • В 2013 году Стиви Уандер к своей грусти узнал, что его бывший адвокат Йоханан Вигода обманул его самым банальным образом - воспользовался его слепотой. Йоханан был близким другом Уандера, ещё когда Стиви был 21 год, они подписали контракт, согласно которому Вигода получал 6% от авторских гонораров. Однако, он умолчал о том, что в контракте присутствовал пункт, закрепляющий право на получение денег и за семьёй Вигоды, после его смерти, причём пожизненно.
  • Во время участия в мероприятии в поддержку Барака Обамы, Мишель Обама вызвалась проводить музыканта на подиум для выступлений, однако они оступились на входе, и у Мишель не хватило сил поднять Стиви. Его реакция тут же сгладила всё неудобство ситуации, он сказал: «Поднимаясь, я так засмотрелся на будущую Первую Леди, что не заметил ступеньки».
  • Советско-российская рок-группа «Машина времени» посвятила Стиви Уандеру песню. На альбоме «Это было так давно…», записанном в 1978, а выпущеном в 1992 году, есть композиция «Посвящение Стиву Уандеру» на стихи Андрея Макаревича.

Награды:

  • 1983: Включен в зал славы композиторов
  • 1989: Включен в Зал славы рок-н-ролла
  • «Орден Искусств и литературы» от Министерства культуры Франции
  • Объявлен посланником мира Организации Объединённых Наций

«Восьмое чудо света» — так назвал десятилетнего чернокожего мальчугана знаменитый продюсер Кларенс Пол уже после первого прослушивания. В 12 лет юного музыканта признали гением. А ведь еще за несколько лет до этого родители маленького Стивленда Хардэуэй Джадкинса даже не выпускали его из дома, боясь, что слепой мальчик не сможет постоять за себя. С приговором провести взаперти всю свою жизнь Стив согласиться не мог.

Стиви Уандер – музыкант-легенда – родился в мае 1950 года в штате Мичиган, США. Мальчик родился недоношенным, совсем крошечным, с огромными темными глазами. Спустя много лет выяснится, что в те первые дни жизни малыша была допущена роковая врачебная ошибка, приведшая к полной слепоте. Тогда же врачи были уверены, что делают все для лечения типичного заболевания недоношенных детей – ретинопатии. Ретинопатия – невоспалительное поражение сетчатой оболочки глазного яблока, которое ведет к расстройству кровоснабжения сетчатки. Причина нарушения – недоразвитость сосудов. Пятьдесят лет назад врачи знали всего лишь один способ борьбы с ретинопатией – подача кислорода в инкубатор младенца. Такое лечение получил и Стиви, но большая доза кислорода лишь усугубила процесс развития слепоты. Сегодня отрицательное влияние этой методики лечения уже доказано. У новорожденного Стиви шансов не было.

Все раннее детство Стиви провел дома. Мама малыша не хотела, чтоб он даже просто играл с другими детьми, ведь те могли обидеть ее слепого мальчика. В 4 года родители Стиви разъехались, мальчик остался с мамой, которая усиленно принялась за воспитание сына. Она научила его читать, используя не только шрифт Брайля, но и обычный детский букварь. Пальчики Стиви имели такую повышенную чувствительность, что он без труда различал очертания букв даже в обычной типографской краске. Игрушками Стиви стали музыкальные инструменты, которые мама приносила ему, чтоб он не скучал взаперти. Гармоника и барабан заменили мальчику футбольный мяч и салочки. Но настоящей страстью для малыша оказалось пианино. По признанию Уандер, ребенком его интерес вызывало именно сочетания тактильных ощущений с извлечением звука. Кумиром малыша стал чернокожий музыкант Рей Чарльз, слепота которого не помешала ему получить 17 «Грэмми» и попасть в залы славы рок-н-рола, джаза, кантри и блюза. Стиви выбрал свой путь и начал его в местном церковном хоре.

Слава пришла к Стиви очень рано и очень неожиданно. Юное дарование быстро заметили, Стиви пригласили на прослушивание к продюсеру популярной тогда группы «The Miracles». Одиннадцатилетний слепой музыкант так поразил продюсера, что тот сразу же подписал с ним первый в жизни мальчика контракт. «Стиви – восьмое чудо света!» — заявил восторженный продюсер. Этот псевдоним и остался с мальчиком на всю жизнь: Стиви-чудо, Стиви Уандер.

Стиви едва исполнилось 11 лет, когда вышла в свет его первая пластинка. Особой популярности она не получила. Но спустя 2 года имя Стиви прогремело на всю страну – песня «Fingertips», где Стиви выступил вокалистом и исполнителем на бонгах и губной гармонике стала хитом американских чартов. Слепой чернокожий мальчик был признан гением. О жизни взаперти родительского дома можно было забыть.

Удивительный диапазон пения в четыре октавы, сложнейшая техника вокального исполнения, владение роялем, губной гармошкой, ударными, всеми видами клавишных и кларнетом – казалось, Стиви Уандер вобрал в себя сразу с десяток музыкальных гениев. Но останавливаться на достигнутом молодой музыкант уже не собирался. Он хотел, чтобы люди просто забыли о его физическом недостатке, никто и думать не должен был о его слепоте. В 1964 году Стиви дебютирует в кино: в фильме Уандер играет самого себя. Меньше чем через полгода он вновь на экранах.

Стиви уже не маленький мальчик, больше не надо бояться, что кто-то обидит его. Повзрослевшее «чудо» начинает работать композитором в звукозаписывающей компании, он пишет песни для своих коллег, параллельно работает над собственным альбомом соул-джазовых композиций. Соул-певец, композитор, аранжировщик, барабанщик, пианист, — к 20 годам Стиви Уандер уже крепко стоит на собственных ногах, он «видит» свой путь и следует ему.

Личная жизнь тоже складывается удачно. Стив женится на авторе песен Сайрите Райт. Творческий тандем становится семьей. Молодая жена помогает Уандеру продюсировать его следующий альбом, которому суждено стать культовым, концептуальным, открывающим новую страничку в творчестве чудо-певца. Впервые певец стал полноценны продюсером собственного альбома – он сам выступил в качестве композитора и аранжировщика. Сегодня, спустя годы, этот альбом считается классикой соул-музыки. В свой 21 день рождения Стиви Уандер получил, согласно контракту, свой первый миллион долларов.

Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder; настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис; 13 мая 1950 года, Сагино, Мичиган) - американский соул-певец, живая легенда мировой поп индустрии, композитор, пианист, барабанщик, харпер, музыкальный продюсер и общественный деятель, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века, страдающий слепотой. 25-кратный лауреат премии Грэмми. Один из основоположников классического соула и R’n’B. Стиви - один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён». Ослеп вскоре после рождения, в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records и продолжает выступать и записываться на ней по сей день. Стиви Уандер является музыкантом-мультиинструменталистом: обладает вокальным диапазоном в четыре октавы и невероятно сложной вокальной техникой, виртуозно владеет роялем и всеми видами синтезаторов, ударной установкой, кларнетом, губной гармоникой. Стиви добился выдающихся успехов на музыкальном поприще, будучи слепым. Наряду с Реем Чарльзом, Стиви Уандер является самым известным и популярным слепым музыкантом в мире. Некоторые наиболее известные песни Стиви Уандера: «My Cherie Amour», «For Once in My Life», «Pastime Paradise», «Superstition», «Living For The City», «Skeletons», «All In Love Is Fair», «Sir Duke», «I Wish», «Isn"t She Lovely».

В России наибольшей известностью пользуется песня «I Just Called to Say I Love You». Наиболее известные альбомы «классического периода»: Characters, Innervisions и Songs in the Key of Life. Уандер записал более тридцати хитов, входящих в первую десятку чартов США, написал более 2000 песен и получил рекордные 25 премий Грэмми, присуждаемые за высшие достижения в области звукозаписи. Также он известен своей работой в качестве политического активиста, в том числе его кампанией 1980 года, о придании дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника в США. По этому случаю Уандер, который уже был к тому времени известным защитником прав афроамериканцев, записал песню «Happy Birthday», целиком посвящённую кампании в поддержку праздника. В 2009 году Стиви Уандер был объявлен посланником ООН. В 2008 году журнал Billboard опубликовал список «100 лучших артистов всех времён», в котором Уандер занял пятую строчку.

Стиви Уандера называют одним из величайших музыкантов нашего времени:

1. 25 раз получал премию «Грэмми»,
2. Стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили «чер­ной» музыки - ритм-энд-блюз и соул середины XX века,
3. Имя Уандера увековечено в «Зале славы рок-н-ролла» (1989 год) и «Зале славы композиторов» (1983 год),
4. Лауреат Гершвиновской премии.

За свою карьеру он записал более 30 альбомов. Последний на данный момент студийный альбом «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского поп-чарта. Она получила массу положительных отзывов от критиков, премию «Грэмми» за лучший мужской поп-вокал («From The Bottom Of My Heart») и на лето 2007 года был продан тираж 169 тыс. копий (по данным Nielsen SoundScan). Последний официальный концертный альбом Стиви Уандера вышел в 2008 году, это запись с лондонского концерта на O2 арене. Альбом содержит 27 треков, в основном это песни самого Уандера, также присутствует одна композиция Miles Davis («All Blues»), одна Chick Corea («Spain») и попурри на темы песен The Beatles и The Rolling Stones.

Стиви Уандер – музыкант американского происхождения, от рождения слепой. Основоположник классического стиля соул и R’n’B. Певец с диапазоном голоса в 4 октавы, мультиинструменталист, композитор, продюсер. 25 раз становился лауреатом «Грэмми».

Будущий певец родился 13 марта 1950 года в городе Сагино в штате Мичиган. В семье воспитывалось шестеро детей, третьим из которых стал Стиви. Мальчик, которому дали имя Стивленд Хардэуэй Джадкинс, появился на свет раньше срока и был помещен в инкубатор для недоношенных. Слабое от природы зрение окончательно испортилось после того, как врачи не рассчитали подачу кислорода ребенку.


Молодой Стиви Уандер с губной гармошкой

Лула Мэй Джадкинс, мать Стиви, не стала зацикливаться на недуге сына, а всеми способами помогала мальчику приспособиться к окружающему миру. Стиви научился самостоятельно передвигаться, изучил грамоту по обычному букварю, в котором нащупывал печатные буквы.


В 1954 году Лула Мэй вышла замуж второй раз и переехала с детьми от первого брака в Детройт, поменяв фамилию на Моррис. В 9 лет мальчику подарили губную гармошку, а затем в доме появилось пианино, на котором Стиви быстро научился подбирать знакомые музыкальные композиции и Сэма Кука. Помимо занятий на инструментах мальчик пел в церковном хоре.

Музыка

Однажды на воскресном богослужении подростка заметил Джеральд Уайт, брат Ронни Уайта из группы The Miracles, и пригласил на прослушивание. Вскоре Стиви познакомился с основателем Motown Records Бэрри Горди. Продюсер сразу же дал мальчику псевдоним – Little Stevie Wonder - и подписал контракт, по которому Стиви отправился в 4-месячные гастроли. Вместе с музыкантами компании Motown Стиви выступил в 94 концертах.


В 11-летнем возрасте под руководством Кларенса Пола, продюсера фирмы, Стиви записал первый хит «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues», через год появился первый альбом юного музыканта «The Jazz Soul of Little Stevie» и синглы «Little Water Boy» и «Contract on Love». С началом концертной деятельности Стиви Уандер забросил школу, но, чтобы получить диплом, мальчику пришлось отучиться в спецшколе для слепых по ускоренному курсу.

В 13 лет Стиви засветился с хитом «Fingertips», который исполнил вместе с Марвином Гэем, песня сразу же заняла первые строчки поп- и R"n"B чартов. В этом же году вышел концертный альбом певца «Little Stevie Wonder the 12 Year Genius. Recorded Live».

В 1964 году на экранах состоялась премьера картины «Muscle Beach Party» с участием Стиви Уандера в главной роли, еще через год музыкант появился в продолжении франшизы – фильме «Bikini Beach». Помимо работы в кинематографе Стиви выпустил ряд синглов: «Pretty Little Angel», «Castles in the Sand», «Hey Harmonica Man», «Happy Street» и альбом «Stevie at the Beach», в который вошли песни из кинофильмов. Хит Смоки Робинсона из The Miracles «Tears of a Clown», который сочинил Стиви Уандер в рамках работы в компании Motown, занял первые позиции в музыкальных чартах.


В 1971 году Стиви Уандер создал первый концептуальный R&B-диск «Where I’m Coming From», который отличался от предыдущих сборников особым музыкальным стилем автора, лишенным сентиментальности. Певец не только самостоятельно написал и аранжировал все композиции для пластинки, но и полностью спродюсировал альбом. После выхода диска Стиви заканчивает сотрудничество с Motown по первому контракту.

Пересмотрев отношения с главной звездой лейбла, президент компании Берри Горди подписывает с Уандером второй договор, по которому певец получает полную свободу творчества. Экономическая независимость позволяет музыканту отдаться концептуальным проектам. В 1972 году появляются сразу два альбома автора - «Music Of My Mind» и «Talking Book», приближенных по звучанию к року.


Для записи песен Стиви Уандер использовал большое количество инструментов, в том числе и синтезатор, на которых играл сам. Певец применил технику наложения голоса, что позволило записать все вокальные партии самостоятельно. В текстах Стиви, помимо романтических сюжетов, обратился к мистическим, политическим и социальным темам.

В 2003 году альбомы «Music Of My Mind» и «Talking Book» заняли 284 и 90 место соответственно в списке «500 величайших музыкальных композиций всех времен» издания Rolling Stone. За две музыкальные композиции из второго сборника Стиви Уандер получил три премии «Грэмми». В это время музыкант начал сотрудничать с группой Rolling Stones и отправился с рокерами в мировое турне.


Стиви Уандер и Мик Джаггер из группы "Rolling Stones"

Диск «Innervisions» 1973 года выпуска трижды стал лауреатом премии «Грэмми», в том числе и в номинации «альбом года», и был признан критиками лучшим диском классического периода музыканта. Звезды эстрады Рэй Чарльз, Red Hot Chili Peppers и другие использовали музыкальные композиции из сборника для создания кавер-версий.

Релиз альбома совпал с автокатастрофой, в которую попал Стиви Уандер. Певец пролежал неделю в коме, после чего утратил обоняние. Восстановившись, Стиви продолжил заниматься музыкой. Через год артист записал диск «Fulfillingness" First Finale», отличающийся от предыдущих пластинок большей самоуглубленностью. За создание альбома автор удостоился 4 премий «Грэмми».


В 1976 году появляется альбом «Songs In The Key Of Life», который занял 1 позицию в музыкальном рейтинге Billboard 200 и стал самым кассовым среди всех альбомов, созданных за творческую биографию Стиви Уандера. В 80-е годы музыкант записывает три альбома: «Hotter than July», «In Square Circle» и «Characters».

В эти годы певец начинает тесно сотрудничать со звездами мировой эстрады , . Выходят первые клипы певца: «Lately», «Happy Birthday», «That Girl», «I Just Called to Say I Love You», «Love Light in Flight», «You Will Know», «Free», «Funday».

В 1987 году британский певец создает хит «Fragile» после скандального убийства боевиками группировки Contras в Никарагуа, которую поддерживало американское правительство, инженера Бена Линдера, работавшего на гидроэлектростанции в Южной Америке.

Релиз песни прошел незамеченным, но в 2001 году композиция обрела вторую жизнь после трагедии 11 сентября 2001 года, когда к Стингу присоединился американский музыкант Стиви Уандер. Видео концерта, на котором выступили две звезды, собрало 5,6 миллионов просмотров на хостинге YouTube.

Почти на 20 лет Стиви Уандер отходит от концертной деятельности, регулярно переиздавая сборники с лучшими композициями прошлых лет. В 2007 году артист объявил о большом гастрольном туре «A Wonder Summer’s Night» по городам США. Турне артист устроил в память о матери, которая умерла годом ранее. Все сборы от продажи билетов пошли на благотворительность. В 2007 году певец посетил фестиваль «Новая волна» в Юрмале, через год дал большой концерт в Лондоне, который позднее был выпущен в DVD-формате.

Личная жизнь

Стиви Уандер всегда пользовался вниманием у женщин и отвечал взаимностью. Впервые музыкант женился в 1970 году на сотруднице бренда Motown Сайрите Райт, которая стала соавтором первого самостоятельного альбома Уандера. Через год союз распался.


Долгое время Стиви жил в гражданском браке вместе с Иоландой Симмонс, которая стала матерью первых двух детей певца. После очередного расставания Стиви начал встречаться с певицей Мелоди Маккалли, матерью третьего ребенка Уандера.

Вскоре музыкант взял в жены Карен Миллард. В новой семье родилось двоих детей. Следующая муза Стиви Уандера – модель Томика Робин Брэйси - подарила певцу двух дочерей. По слухам, у звезды есть еще двое детей от возлюбленной, имя которой неизвестно прессе.

Стиви Уандер сейчас

Сейчас Стиви Уандер отпраздновал 67-летний юбилей и в июне узаконил отношения с возлюбленной Томикой Робин Брэйси, с которой живет уже 5 лет.


Закрытая свадебная церемония прошла 17 июня 2017 года на Ямайке. На мероприятии по замыслу должны были собраться все дети певца, а также друзья из шоу-бизнеса.

Дискография

  • «The Jazz Soul of Little Stevie» - 1962
  • «Down to Earth» - 1966
  • «Someday at Christmas» - 1967
  • «My Cherie Amour» - 1960
  • «Music of My Mind» - 1972
  • «Talking Book» - 1972
  • «Innervisions» - 1973
  • «Fulfillingness’ First Finale» - 1974
  • «Songs in the Key of Life» - 1976
  • «Hotter than July» - 1980
  • «In Square Circle» - 1985
  • «Conversation Peace» - 1995
  • «A Time to Love» - 2005