Что такое перспектива в рисунке. Линейная перспектива

  • 15.04.2019

Когда-то я сдавала госэкзамены по рисунку, и мне попался билет «перспектива». Третий номер. Честно признаюсь, это был единственный билет, который я знала досконально, и мне очень повезло его вытянуть:) На мой взгляд, перспектива – это самая интересная из теоретических тем.

Предметы, которые нас окружают объёмны, они имеют ширину, глубину и высоту - всё видимое нами трёхмерно. Художник же имеет в своём распоряжении только двухмерную плоскость бумаги или холста. Умение передать на двухмерной плоскости изображения трёхмерных предметов так, чтобы они казались объёмными и похожими на реальные, это и есть основа всего изобразительного искусства. Глубина и пространство в рисунке передаются при помощи линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива - это наука,

Итак, согласно Википедии , «Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere - смотреть сквозь) - наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.»

Перспектива бывает двух типов, линейная и воздушная . Давайте разберемся с каждой из них.

Линейная перспектива - это кажущееся искажение формы и размеров предметов в пространстве при их визуальном наблюдении. Само понятие линейной перспективы появилось во времена Возрождения. Что же это такое? Посмотрите, пожалуйста, на рельсы:

Мы точно знаем, что рельсы всегда параллельны, и что расстояния между шпалами примерно одинаковы. И несмотря на это знание, мы видим, что уходящие вдаль рельсы сходятся в одну точку, а шпалы становятся все ближе и ближе друг к другу. Вот это и есть линейная перспектива. Точка, в которую сходятся рельсы – так и называется, «точка схода».

Основные правила перспективы:

1. Параллельные линии изображаемого объекта, если они идут под углом к картинной плоскости, например рельсы, уходящие в глубину, кажутся глазу сходящимися в одной точке. Их и следует рисовать направленными в эту точку. Если они параллельны картинной плоскости, то останутся параллельными между собой и на рисунке. Поэтому вертикальные линии изображаются вертикальными. Конечно, кроме тех случаев, когда они не параллельны плоскости картины, тогда они тоже сходятся.

2. Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода. В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях - на уровне глаз, выше и ниже этого уровня. Обратите внимание, линии, продолжающие края коробки, сходятся в точку.

На практике это означает, что мы при построении предмета должны очень легко наметить линию горизонта, наметить необходимые точки схода и провести тонкие вспомогательные линии, которыми намечаем форму предмета. Далее лишние линии стираем, очищаем рисунок от вспомогательных деталей.

Кстати, как замерить равные расстояния? Трушные художники не пользуются линейками, их за это с детства сильно ругали. А чем они пользуются? Правильно, тем, что есть в руке. Карандашом. Вот так:

А потом вот так:

Круги в перспективе. В практике нам крайне редко встречаются круги, которые выглядят именно кругами, т.е. расположены на уровне наших глаз и плоскость, в которой они располагаются, параллельна плоскости картины. На круги тоже действует перспектива. Как ее построить? С помощью описанного выше приема рисуем в перспективе квадрат, в который вписывается круг. Стати, фигура, которую мы получим, нарисовав круг в перспективе, очень близка к эллипсу.

Кроме рассмотренной выше прямой линейной, существуют и другие виды перспективы.

Обратная линейная перспектива . Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.

Аксонометрия . С этим понятием хорошо знакомы люди, получившие техническое образование:) - один из методов проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Сферическая перспектива Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность.

Воздушная перспектива У предметов, которые расположены на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объемно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи.

Рассмотрим особенности воздушной перспективы. Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси - пыль, пары влаги, копоть и т. д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной.

В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Нередко трудно точно определить цвет предметов, сильно удаленных от нас. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные - светлеют. В результате общий тон массы темных предметов, например деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы (особенно имеющие темную окраску) кажутся голубоватыми, фиолетовыми.

По мере удаления изменяется не только собственная цветовая окраска предметов. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый, суммарный характер. На большом расстоянии становится невидимым объем, рельеф, детали, материал предмета.

Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Порой тот или иной предмет узнается лишь по характеру силуэта, очертаниям или движению. Причем, чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем более неясными становятся внешние черты и особенности предметов.

Дождь, туман, снегопад изменяют видимую характеристику предметов, расположенных даже на небольшом расстоянии от наблюдателя. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей. Это очень заметно в горах, где на расстоянии цвет изменяется сравнительно меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми.

На практике это означает, что линии, которые более приближены к наблюдателю, мы рисуем более четкими и заметными, чем линии вдали, а более близкие предметы имеют более теплую окраску, чем предметы отдаленные, в отдалении хуже прорабатываются мелкие детали.

Домашнее задание.
1. Потренируйтесь рисовать предметы в перспективе
2. Учебное. Для выполнения этого задания рекомендую купить цветной бумаги для пастели, темной, нейтрального цвета и баночку (тюбик) белил (гуашь или акрил). Поставьте простой натюрморт – книга и яблоко, яблоко находится на книге, книга с темной обложкой. Нарисуйте этот натюрморт в технике гризайль на темной бумаге белилами.
3. Творческое. Нарисуйте второй рисунок по выбранной творческой теме.

Прошу показывать мне учебное задание и творческую работу. Рисуйте несколько вариантов, но выкладывайте, пожалуйста, мне только один – самый лучший на ваш взгляд.

Попробуйте после выполнения заданий нарисовать задания к уроку 2 – яйцо и чашку.

При подготовке урока использованы материалы Википедии,

Перед изучением линейной перспективы, предполагается, что вы уже знакомы с таким термином, как глазомер . Если еще не успели- то нужно это сделать. По другому можно сказать, что глазомер- есть наблюдательная перспектива. Но обладать хорошим глазомером не зная законов перспективы, так называемой- точной науки, которая является частью линейной геометрии- линейной перспективы- этого маловато.

Чтобы глаза смогли увидеть все, что перед нами предстает, они видят это в искаженном виде. Я никак не отношу это к тому, что изображается. Я отношу это к рисунку, изображения видимого в плоскости листа при помощи перспективного соотношения форм в пространстве.

Линейная перспектива- уже раздел начертательной геометрии. А мы просто создаем пространство на плоскости листа. Просто нужно знать, как все устроено, как все происходит.

Ваш глазомер без самого понимания линейной перспективы- слепое копирование видимых предметов. Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.

Попытаюсь объяснить как можно проще, не вдаваясь в дебри подробностей начертательной геометрии- это никому не нужно. Вычленим основное. Моя главная задача на данном этапе- запустить ваше мышление в данной области- линейной перспективе, которая является важным практическим дополнением к вашему глазомеру. Пользоваться глазомером, подкрепляя это знаниями перспективы- вот наша задача и путь к успешному рисунку.

Итак... Посмотрите в сторону, вверх, вниз- абсолютно все, что удаляется от наших глаз, все подлежит кажущемуся изменению и сокращению. Но мы воспринимаем это как должное, как само собой разумеющееся. Так и должно быть, так видят наши глаза и этой особенности их мы порой даже не замечаем. Ну хорошо, но ведь нам нужно изобразить примерно такую- же действительность уже на плоскости листа. Наша задача заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве. Мы должны уметь работу нашего глазомера подкреплять знаниями линейной перспективы, использовать ее при необходимости.

1. Добавим в наше обучение немного геометрии, дабы вплотную приблизиться к освоению точной науки. Что поделать, ведь линейная перспектива является частью одной из ветвей геометрии. Совсем немного, что- бы понять смысл.

Давайте возьмем для начала самую простую и полюбившуюся нам форму- куб, а еще проще- его конструктивное начало- квадрат. Будем делать из плоского квадрата объемный куб используя линейную перспективу. Итак, рисуем квадрат.

Все его стороны равны, углы прямые. Можете использовать линейку. Рисуйте со мной.

2. Квадратик нарисовали, хорошо. Теперь будем рисовать линию горизонта. Вообще, считается, что где глаза- там и горизонт. Линия горизонта все время находится на уровне глаз. В реальной жизни, допустим, при рисовании натюрморта - как определить линию горизонта? Конечно, при помощи глазомера при наблюдении формы предметов. Еще легко определить при помощи воды, налитой в прозрачную емкость. Думаю понимаете как? Поводите емкость перед собой- на той высоте, где поверхность воды представляется нам одной линией- то и будет ваш горизонт. А вообще это воображаемая линия, но которая играет важную роль в перспективном построении изображения.

В геометрии возможно линия горизонта задается, так- что, пока задайте и себе расстояние между квадратом и линией горизонта сами. Рисуем.


3. Теперь знакомимся с точкой схода. Это точка, в которую сходятся все параллельные грани предмета. На самом деле они не сходятся, а максимально приближаются в перспективе, ведь параллельные линии не пересекаются, но нашему глазу ведь условий не продиктуешь, так он видит.

И еще сделаем так, что наша точка схода будет находиться практически перед квадратом. Как будто мы "влоб", в фас смотрим на квадрат. Для этого делаем пересечения на нем- из угла в угол (проводим диагонали), получаем точку пересечения диагоналей и по ней выводим перпендикулярную линии горизонта.

Все, точка схода найдена.

4. Следующий шаг: соединяем углы квадрата с точкой схода:

5. Следующий шаг- делаем из квадратика куб. Для этого нам надо найти отрезок a-b, который будет являться задней гранью куба.

Опять- же, в линейной перспективе его можно высчитать- мы не будем так заморачиваться. В рисунке он определяется глазомером, а мы пока определяем его по ощущению.

Когда определили, достраиваем кубик как показано у меня- выстраиваем остальные грани куба.

Вот такой у нас куб получился, который мы с вами выстроили по законам линейной перспективы абсолютно не прибегая к использованию глазомера- наблюдательной перспективы.

Но такой рисунок может получиться, если мы смотрим точно в фас на изображаемый предмет. Стоит отклониться вправо- влево и картинка получается уже совсем другая. А самое главное- точек схода на самом деле- две. Ведь и отклоняться от предмета мы можем в две стороны, верно? Как минимум. Обычно- же приходится учитывать правую и левую сторону предмета. Итак, работаем дальше.

Также как и в первом случае, рисуем квадрат, обозначаем линию горизонта и определяем обе точки схода, но теперь уже с учетом того, что кубик, который у нас получится, будет повернут в пространстве.

Одна точка схода будет располагаться ближе к квадрату, вторая дальше. В линейной перспективе, конечно, эти величины определяются или задаются размерами, мы- же делаем "на глазок", по ощущению.

Теперь как и в первом случае, соединяем углы квадрата с одной и второй точкой схода. Как вы можете увидеть, у нас нашелся отрезок b-c, который пригодится для построения куба в перспективе дальше:


А дальше мы будем как и в первом случае строить куб. Вот такой куб с учетом перспективных построений у нас получился. Вот жаль только, что в рисунке таких построений не придется делать. Да ведь и нельзя, мы же не черчением занимаемся, мы "творим" пространство в плоскости листа.

Да и совсем не обязательно делать чертежи на листе, определять точки схода, делать построения. При рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться наблюдательной перспективой, то- есть, глазомером, а знания основных законов линейной перспективы применять при необходимости, подкрепляя глазомер. Одно должно помогать другому. Только в таком случае можно достичь хороших высот в рисунке, профессионализма.

Ну а как- же это все достигается в рисунке? Как можно правильно передать перспективу в пространстве листа? Как именно сочетаются глазомер- наблюдательная перспектива и линейная перспектива? Пожалуйста, посмотрите как:


Если проанализировать эти схемки, то можно понять, что глазомер и перспектива идут "нога в ногу", помогая друг другу. Сначала работает глазомер, определяя основные величины, расположение в листе, основные углы, поворот, находит начальные перспективные соотношения при помощи трех точек (которые образуют условные углы). А линейная перспектива работает для обоснования, проверки, подтверждения того, что найдено, и корректирует действия рисовальщика там, где ему это необходимо.

В рисунке мы не показываем с вами точки схода, не наводим линию горизонта, если только легонько, для себя, дабы подтвердить правильность своих действий и помочь глазомеру. Мы просто подразумеваем наличие перспективы и подчиняем ее законам изображаемое.

И наоборот: перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. А точность определения как раз зависит от степени развития вашего глазомера.

Поработайте еще, выстройте самостоятельно еще перспективу. Измените точку зрения (слева, справа), измените высоту точки зрения, то- есть- линию горизонта. Увидите, как меняется картинка перед вашими глазами, сам вид предмета. Потренируйтесь, это полезные навыки.

Например, как будет изображаться кубик, когда он будет повернут вот так:

Красным цветом выделены здесь те грани, или углы, которые определяет наш глазомер. Остальное достраиваем и проверяем себя с помощью линейной перспективы.

А как будет вести себя в перспективе, например- цилиндр?


Очень полезная геометрическая фигура, без навыков рисования которой плохо получится передавать предметы, в основе которых есть цилиндр.

Здесь нужно отметить один момент, что любой цилиндр можно вписать в прямоугольник. Допустим, прямоугольник будет поворачиваться в пространстве, мы его будем строить с учетом перспективы, то форма окружностей цилиндра будет зависить от формы прямоугольника. За основу проще сказать, можно брать основание и верхушку прямоугольника, и исходя из этого выстраивать окружность.

И опять- же, смотрите- в основе построения можно брать кривую, которую может вычислить глазомер. Эта кривая выделена красным цветом. Все остальное уже предопределено.

А теперь давайте порисуем объемные формы, как говорится, "от фонаря", по предстиавлению, по желанию. Это важно. Выполним упражнение для развития объемно- пространственных представлений и получим немного навыка перспективного изображения этих предметов на плоскости.

Рисуйте, у меня получается вот такая группа предметов, смотрите слева. В процессе работы можно заметить, что некоторые предметы я изображаю в ракурсе, или с сильным поворотом. Например: посмотрите на форму, которая выделена оранжевым- все в порядке, она имеет те точки схода, которые задавались.

А теперь посмотрите на форму, выделенную синим цветом: она имеет одну точку схода. Вернее расположена так, что для передачи ее формы достаточно использовать одну точку схода. А бывает так, что форма имеет такой ракурс, что точки схода ее перспективы изменяются. Смотрим ниже:


Фигура, выделенная фиолетовой штриховкой имеет сильный ракурс, точки схода сдвинуты- О3 и О4- которая выходит далеко за пределы нашего листа.

Но тем не менее, абсолютно все точки схода будут расположены на линии горизонта- на уровне наших глаз. Если сместить линию горизонта, то абсолютно все начнет меняться- от граней, до углов.

Конечно, здесь нужна практика, чертите, рисуйте, экспериментируйте с поворотами и ракурсом, практикуйтесь. Развивайте свое логическое мышление. Нужно постараться выйти в понимании линейной перспективы на такой уровень, что- бы вы прибегали к ее помощи в рисунке уже на подсознательном уровне, принимали ее как само собой разумеющееся. Вычерчивать в рисунке ничего не нужно.

И еще один момент, на будущее, для самых упорных: если вы дошли в своей практике до того, что отлично используете различные точки схода, работаете с объемами от маленького до огромного и чувствуете, что существует возможность использования двух линий горизонта, и вам это хочется сделать, значит вы отлично справились с этим уроком. Вам твердая, жирная пятерка. Вы- молодец! Объясняю почему: такие ощущения возникают при изображении, например, интерьера или экстерьера, где человек может чувствовать себя слишком маленьким или большие объемы некорректно строятся (по нашим ощущениям) и существует необходимость вводить некие коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием того, что изображается. В общем, в этом их сложность и заключается. Иногда приходится применять две линии горизонта, потом и использование множества точек схода. Но это уже совсем другая история, для которой нужно не менее внимания, а то и намного больше.

Кроме всей этой прелести, которую вы можете изобразить, попробуйте еще порисовать следующее:


1. кухонную утварь

2. мебель

Рисуя их постарайтесь учитывать перспективные сокращения. Можно делать поиски просто тренируя глаз, рисовать произвольно, как мыслите, а можно выстраивать их с использованием линейки, с линией горизонта, точками схода, заключая их в геометрическую фигуру, которая будет являться их конструктивной основой- потом попробуйте сравнить оба варианта. Всю комнуту, в которой находитесь сейчас, можете не рисовать. Вы находитесь В ней, а при рисовании внутреннего пространства помещения присутствуют некоторые моменты, которые не рассмотрены на этой странице. Если хотите, то можно просто фрагментировать комнату. Делать поиски отдельных участков.

3. можете просто потренироваться рисовать геометрические фигуры в перспективе.

4. Поделайте наброски на улице. Порисуйте отдельные строения, всю улицу, машины, дорогу и рядом стоящие здания. Конструктивно, броско, намечайте только основное. А основное- поиск перспективных искажений того, что изображаете в пространстве. Работает глазомер и подкрепляете его работу получеными знаниями.

Существует еще и такое понятие, как воздушная перспектива. Без линейной перспективы, глубины не изобразить. Законы линейной перспективы необходимо держать в голове, начиная любой рисунок, а рисунок — царь изобразительного искусства.

Линейная — это наука геометрия, это построение, это прямые линии, окружности и эллипсы, точки и отрезоки, и т. д.

Воздушную перспективу легче увидеть в живописи, в пейзажах, чем в рисунках. Хотя в рисунке она так же обязательна. Если коротко, то все что мы видим дальше от нас, менее ярко, менее четко, меньше в размерах, меньше видимых деталей... То есть дальний план, мы видим как бы в «дымке», через слой воздуха.

Не открою секрет, воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.

Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Давинчи. Он и придумал этот термин.

Средствами рисунка (графика) мы также можем создать ИЛЛЮЗОРНОСТЬ пространства.

Если взять наш урок с кубом, то это будет выглядеть примерно так:

Примеры воздушной перспективы в живописи смотрим ниже:


А. Адамов

На картинах можно заметить один общий закон, дальний план не насыщен цветом и тоном. Обычно он рисуется с добавлением белил и с добавлением серого, серо-голубого оттенка. Таким образом, второй и третий планы становятся более блеклые, чем основной, первый план. Но это все индивидуально, и зависит от поставленной задачи.

Например если картина в красных оранжевых цветах (закат, в кузне, военная тематика...), то и второй план будет в теплых оттенках (красные, оранжевые, желтые), а не в голубых. Однако тон вторых планов, так же должен быть мягче, чем на переднем плане.


Булыгин Николай

Рекомендуется ближний план изображать в теплых красках, а дальние в более холодных цветах. Впереди необходимо сделать контрастные, яркие пятна, прорисованные предметы, четкий рисунок и темные тени. Это можно заметить в фотографии ниже


P. M. Monsted

Изображая туман, или снегопад эффект воздушной перспективы должен быть усилен. То есть, чем больше примесей в воздухе между планами, тем размытость больше, и цвет дальних планов становится более однородным.

Но лучше воздушную перспективу увидеть на улице, а еще лучше в сельской местности. Так теория приобретет практику.

Вторые планы менее четкие по прорисовке. Детали не обозначают, делают их обобщенными. Так же и тени от предметов менее насыщены. Это ярко наблюдается в горной местности. Фото внизу.


Ivars Jansons

На призентации этих шедевров мы можем представить работу воздушной перспективы. Использованы картины таких художников как: Гармаш, Булыгин Николай, P. M. Monsted, Ivars Jansons.

Я надеюсь вы все поняли и теперь без труда сможете применять знания на практике. Создавать картины и стать у вас шансов стало больше.
Удачи...

Видео для настроения:

Это вводный урок по перспективе в рисовании.
Урок рисования перспектива, поможет новичкам освоить закономерности перспективы.

Задача видеоурока: Узнать что такое перспектива в рисовании, зачем она нужна, на какие виды делится. Узнать, что такое фронтальная и угловая перспектива. Освоить основные правила линейной и воздушной перспективы, без которых невозможно грамотное рисование.

Этот урок и статья - рисование перспективы, знакомит зрителей и читателей с законами перспективы.


Основные правила перспективы.

Само слово перспектива переводится с латыни как «Смотреть насквозь». Перспектива - это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными). Перспектива нам нужна для того чтобы изображать предметы реалистически.

Перспектива делится на линейную и воздушную. Линейная перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией.

Воздушная перспектива – это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. У воздушной перспективы есть свои законы и у линейной перспективы есть свои законы, мы их и рассмотрим.

Законы линейной перспективы я дам на уровне хорошего рисовальщика, но не отличного. Потому что перспектива в серьёзном рисовании, представляет собой симбиоз геометрии и черчения, но немного в другом ракурсе, хотя и с теми же законами. В этом Вы можете убедиться, взяв учебное пособие В. М. Ратничин «Перспектива».

А чтобы начать разбираться хотя бы немного в перспективе, то есть освоить начальный этап, Вам поможет книга Ернеста Норлинга «Объёмный рисунок и перспектива». В ней очень доступно для новичков даются такие основные понятия, как линия горизонта, точка схода, и есть много поясняющих рисунков. Вы можете скачать эту книгу на этой странице.

Перспективу делят на два вида: фронтальную и угловую. Фронтальная перспектива – это, например, если Вы взяли куб, поднесли его к уровню глаз и видите его как четырёхугольник без плоскостей, как клеточку в тетради. А угловая, это – если вы смотрите, например, на тот же куб сверху или снизу или сбоку, то есть когда Вы смотрите на него под углом.

Угловая перспектива - это когда предмет по отношению к вам располагается под углом и вы можете видеть его грани, ребра, плоскости.

Фронтальная перспектива - когда предмет расположен фронтально по отношению к вам и вы видите только одну его сторону.

Все нижеприведенные законы я объясняю в уроке.

Рассмотрим законы линейной перспективы.

Рассмотрим законы линейной перспективы.

1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов.

2. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности.

3. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам.

4. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку. Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх.

5. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно.

6. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).
7. Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой – нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим - горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть.

8. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.

9.Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс - по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально.

Рассмотрим законы воздушной перспективы.

Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.

1. Изображаем так как видим, все ближние предметы видим подробно. А удалённые обобщённо. Так и рисуем.

2. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. Соответственно для передачи пространства контуры ближних предметов нужно делать резче, а дальних мягче.

3. Чем дальше находится предмет тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее так и изображаем. На большом расстоянии (пейзаж например) светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее ближних. Так и рисуем.

4. Чем ближе предмет, тем он кажется объёмней. Это происходит из–за ярко выраженной светотени, когда предмет находится близко. Чем дальше находится предмет, тем он кажется более плоским. Для передачи пространства ближние предметы светотенью изображаем более объёмно, а дальние более плоско.

5. Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать яркими, а удалённые - бледными.

6. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые – одноцветными; то есть для передачи пространства все ближние предметы нужно изображать разными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми.

К этому уроку я порекомендую Вам отличную книгу, которая даёт азы перспективы. Она хорошо подойдёт новичкам в рисовании перспективы. В ней грамотно и толково рассказаны и показаны правила перспективы. Если начинать изучать перспективу, то лучше с неё.

Маргарита Макарова "Перспектива "
Это хорошая книга по перспективе, она для учащихся вузов, училищ по художественному направлению. Тут показаны изображение интерьеров в перспективе и рисование архитектурных сооружений в перспективе. Это не поверхностная книга, поэтому, рекомендую покупать только тем, кому действительно нужна перспектива с углублёнными знаниями.

А кадемический рисунок - благородное направление, основанное на классическом художественном образовании. Чтобы обучиться ему, стоит познакомиться со столпами реалистического изображения: основами перспективы , композиции, пропорций. Без свободного их применения ничего не получится. Берите карандаш, сделайте зарядку для глаз, располагайтесь на стуле удобнее - впереди сложная, но интересная объемная работа.

Что нужно знать?

Перспектива - это принцип перенесения действительного мира на картину с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве. Академическое направление стремится к реалистичному изображению людей и предметов. Но искусство - это только подражание.

Рисуя предмет, художник переносит его из объемного мира на плоскость - лист бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», он должен передать 3D особенности изображаемого. Для этого и нужна перспектива - она передает объемность мира в том визуальном искажении, в каком его видит человек, с художественным уточнением живописца или графика.

Что это значит? Наблюдали когда-нибудь за дорогой во время путешествия на машине? Границы дороги далеко впереди сходятся, окруженные совсем маленькими деревьями. Но если подъехать ближе - дорога такая же широкая как на любом другом участке. Та же ситуация с дальним углом шкафа - он кажется меньше приближенного, хотя это не так. Это и есть визуальное искажение, которое помогает воспринимать мир. Это и нужно картине, чтобы передались пространственные соотношения на 2D плоскости.

Рисунок с основами перспективы должен быть точен. Приступая к работе, ученик выбирает точку зрения, которой будет придерживаться, пока работа не завершится. Эта точка лежит на линии горизонта, и к ней сходятся все остальные линии рисунка. Расхождение линий - верный признак ошибки. Нельзя пересаживаться во время работы. Потому что тогда композиция картины сместится, угол соединения линий будет другой.



Виды художественной перспективы

  • Обратная перспектива - несоответствие относительных форм предмета и проекции перспективы в живописи , иконописи. Это она, если чем дальше нарисованные фигуры, тем они больше. Понятие ввел в 1907 г. искусствовед Оскар Вульф.

Считается, что такое искаженное изображение связано с неумением правильно передать объем. Связано это и с восприятием мира, где в центре не стоит человек - поэтому не выделяется определенной точки отсчета, их множество. Зафиксирована обратная перспектива, например, в иконописных изображениях Троицы.

  • Прямая линейная перспектива - предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Эта техника начала активно разрабатываться в эпоху Возрождения архитектором Филиппо Бурнеллески, ученым Леоном Баттиста Альберти. Быстро она проникла в живопись Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и др.

Художники все ближе подходили к реалистичности изображения, часто стали появляться монументальные картины. Этими же принципами изображения пространства руководствуются художники и сейчас.