Герман гёссе. Писательская судьба

  • 03.03.2020

В знаменитом произведении Н.В. Гоголя (краткое содержание) сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно высмеивает. Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на несправедливость и попустительское отношение местных чиновников. Сколько же среди них обманщиков, воров и лгунов! Но практически все эти отрицательные черты сосредоточены в Хлестакове. И ведь недаром эта фамилия стала нарицательной.

Хлестаков – герой, который оказался в нужное время и в нужном месте. Он отправляется в Саратовскую губернию к отцу, где его случайно принимают за ревизора. Он же, какое-то время не понимая причины почтительного к нему отношения чиновников, пользуется своим положением и начинает брать в долг крупные суммы. Догадавшись о том, что его принимают не за того, кем он в действительности является, он начинает по-настоящему пользоваться этой возможностью и соответственно вживается в роль. Он приспосабливается к самым разным и неожиданным ситуациям, надевая попеременно маски то одного, то другого героя. Сам же он человек абсолютно пустой, абсолютно обделенный и необразованный. Он расточителен: он проигрывает деньги в карты, а также имеет кучу долгов. Причем, когда в трактире его отказываются кормить, он абсолютно искренне удивляется, полагая, сто все должно доставаться бесплатно. В момент, когда Хлестакова принимают за ревизора, он абсолютно бездумно распоряжается деньгами.

Хлестаков достаточно трусливый и слабохарактерный человек. Не рассчитавшись с хозяином гостиница, он страшно боится наказания за свой проступок. Помимо этого, главный герой произведения «Ревизор» страшный лгун. Он рассказывает чиновникам о своей дружбе с Пушкиным, врет о том, что любит литературу и с большим удовольствием пишет стихи. Особенно его склонность ко лжи проявляется в общении с женщинами. Он открыто флиртует с дочерью городничего и его женой. Не скупится на комплименты и высокопарные слова «Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку...».

Хлестакову нравится, когда перед ним заискивают, боятся его, во всем угождают. «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса...».

Проанализировав основные черты характера главного героя произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», можно прийти к выводу, что «хлестаковщина» - это целый набор отрицательных качеств, среди которых безответственное отношение к деньгам, трусливость, глупость, безнравственность, склонность ко лжи и хвастовству. Неспроста эта фамилия в современном мире стала нарицательной. Сколько таких «Хлестаковых» окружают нас и сегодня.

Сочинение рассуждение кратко

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как ко мне относятся вещи

    Я всегда бережно отношусь к своему имуществу. Всегда стараюсь аккуратно носить свои вещи и беречь все, что у меня есть

  • Образ и характеристика Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    В своем романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин воссоздал все представления об идеальной русской девушке, создав образ Татьяны, которая была его любимой героиней.

  • Левонтий в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева образ, характеристика сочинение

    Дядя Левонтий – второстепенный герой рассказа, отец друзей Вити. Прибыв из другого места в деревню, он, бывалый моряк, работает на заготовке леса: пилит, колет и сдает его на завод, близ села.

  • Сочинение Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева

    Роман под названием «Отцы и дети» написан русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. В данном произведении автор обращает внимание на многие проблемы, волновавшее его поколение, которые остаются актуальны даже в настоящее время

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

Немецкого публициста и прозаика Германа Гессе называют гениальным интровертом, а его роман о поисках человеком самого себя «Степной волк» - биографией души. Имя писателя числится среди наиболее значимых авторов 20 века, а книги постоянно занимают место на полках людей, увлекающихся самоанализом.

Детство и юность

Герман принадлежал к роду протестантских священников. Предки отца Иоганнеса Гессе занимались миссионерством еще с 18 века, и он также посвятил жизнь христианскому просвещению. Мать Мария Гундерт, наполовину француженка, филолог по образованию, тоже родилась в верующей семье, несколько лет провела в Индии с миссионерской целью. На момент знакомства с Иоганнесом она уже была вдовой и воспитывала двух сыновей.

Герман родился в июле 1877-го в городе Кальве земли Баден-Вюртемберг. Всего в семье Гессе родилось шестеро детей, но выжили только четверо: у Германа были сестры Адель и Марулла и брат Ганс.

Родители видели в сыне неизменного продолжателя традиций, потому отправили ребенка в миссионерскую школу, а затем в христианский пансионат в Базеле, где глава семьи получил должность в миссионерской школе. Школьные предметы Герману давались легко, особенно нравилась латынь, и именно в школе, по словам писателя, он обучился искусству лжи и дипломатии. Но по воспоминаниям будущего Нобелевского лауреата по литературе, он говорил:

«С тринадцати лет мне было ясно одно - я стану либо поэтом, либо вообще никем».

Намерения Гессе не нашли понимания в семье и в посещаемых им учебных заведениях:

«В один миг вывел я тот урок, который только и можно было вывести из ситуации: поэт есть нечто, чем дозволено быть, но не дозволено становиться».

Германа отправили учиться в латинскую школу в Гёппингене, затем в теологическую семинарию, откуда он сбежал. Герман подрабатывал в типографии и подмастерьем в механической мастерской, помогал отцу в издательстве богословской литературы, трудился на фабрике башенных часов. Наконец, нашел дело по душе в книжной лавке. В свободное время занимался самообразованием, благо от деда осталась богатая библиотека.


По воспоминаниям Гессе, за четыре года он проявил завидное усердие в изучении языков, философии, мировой литературы, истории искусства. Помимо наук, извел кучу бумаги, занимаясь написанием первых произведений. Вскоре Гессе сдал необходимые экзамены за курс гимназии и поступил в Тюбингенский университет как вольный слушатель.Позднее, решив, что

«духовная жизнь вообще делается возможной только через постоянную связь с былым, с историей, со стариной и с древностью»,

перешел от обычного книготорговца в букинистический магазин. Однако работал там, только чтобы прокормиться, и отказался от этого занятия, когда пришел писательский успех и возможность содержать семью на гонорары.

Литература

Первым литературным произведением в биографии Германа Гессе считается сказка «Два брата», написанная им в десятилетнем возрасте для младшей сестры.


В 1901-м вышел первый серьезный труд Гессе - «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» (варианты перевода названий - «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера», «Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе»).

Однако одобрение критиков и признание в читательских кругах, равно как и финансовую независимость принес роман «Петер Каменцинд». Роман получил литературную премию Эдуарда Бауэрнфельда, а писатель – предложение от крупного издательства S. Fischer Verlag на приоритетную публикацию последующих сочинений. Впоследствии издательство Самюэля Фишера в течение полувека будет единственным обладателем прав на публикацию произведений Гессе в Германии.


В 1906-м Герман написал повесть «Под колесом», отразив, как и в ранее вышедших произведениях, элементы автобиографии, в частности времен учебы в семинарии. Кроме этого, автор статей и повестей выступал как критик и рецензент. Через год Гессе в коллаборации с издателем Альбертом Лангеном и другом и писателем Людвигом Тома приступил к выпуску литературного журнала «März».

Роман «Гертруда» появился в 1910-м. Спустя год Гессе отправился в путешествие по Индии, посетил Сингапур, Индонезию, Шри-Ланку. По возвращении писатель опубликовал сборник стихов и рассказов «Из Индии». Интерес к восточным практикам найдет выход в появившемся через несколько лет аллегорическом романе-притче «Сиддхартха», герой которого уверен в том, что нельзя учением достичь познания истины, эта цель может быть достигнута только через собственный опыт.


На родине Гессе стал свидетелем событий Первой мировой войны, начал выступать со статьями и очерками антивоенной направленности, собирать средства на открытие библиотек для военнопленных. По заметкам историков, писатель сотрудничал с обеими враждующими сторонами, так что неудивительно, что против Гессе в итоге развернулась открытая пропагандистская кампания, в прессе его называли трусом и предателем.

В знак протеста Герман переехал в швейцарский Берн и отказался от немецкого гражданства. Общность идей и взглядов сблизили Гессе с французским писателем, активным сторонником пацифизма . Там же он закончил роман «Росхальде», очередное автобиографическое произведение, в котором на этот раз речь пошла о назревающем внутрисемейном кризисе.


Публикации воспитательного романа «Демиан», описывающего моменты социального и нравственного становления личности главного героя, предшествовали трагические события в жизни Гессе: умер старший сын, затем отец, жена попала в психиатрическую лечебницу. От последствий тяжелого нервного срыва Германа излечил известный психолог Йозеф Ланг.

Под влиянием юнгианского психоанализа Герман Гессе рассказал в романе не просто о молодом парне, вернувшемся с войны и ищущем место в жизни, а написал историю взросления мальчика, жившего стандартной жизнью бюргера и под давлением обстоятельств и благодаря двойственности собственной личности превратившегося в человека, который превосходил по уровню развития окружающих. Сам отозвался о романе как «о свете фары в ночи».


Дуализм главного персонажа писатель раскрыл и в романе «Степной волк», считающемся важнейшим этапом в писательской карьере Гессе. Книга положила начало направлению интеллектуальных романов в немецкой литературе, а цитаты из текста используются и как призыв к действию, и как иллюстрация личной позиции.

Новая волна популярности накрыла Гессе после публикации повести «Нарцисс и Златоуст» («Нарцисс и Гольдмунд»). Действие сочинения разворачивается в средневековой Германии, жизнелюбие в нем противопоставляется аскетизму, духовное – материальному, рациональное – эмоциональному.


Своеобразной кульминацией творчества Гессе стала «Игра в бисер», утопический роман социально-интеллектуальной направленности, породивший острые дискуссии и множественные толкования. Над произведением писатель работал на протяжении десятилетия и публиковал частями. Полноценная книга увидела свет в Цюрихе в разгар Второй мировой – в 1943-м. На родине Гессе последний роман запрещенного ранее за антифашистскую позицию писателя вышел только в 1951-м.

Личная жизнь

Герман Гессе трижды был женат. С первой супругой Марией Бернулли писатель вступил в брак в 1904-м, после путешествия по Италии, в котором Мария сопровождала Германа в качестве фотографа. Мария, или Мия, как еще называли девушку, происходила из семьи известных швейцарских математиков.

О детях, рожденных в этом браке, информация расхожая. В одних источниках говорится о том, что старший сын Мартин умер от менингита, еще будучи подростком. В то же время в других ведется речь о Бруно и Хайнере, ставших художниками и проживших довольно долгую жизнь, а также о еще одном Мартине, который родился в 1911-м и занимался фотографией.

С Марией Гессе официально развелся в 1923-м, но еще за шесть лет до этого женщину, страдающую психическим расстройством, поместили в специализированную лечебницу.


В 1924-м Герман женился второй раз на Рут Венгер, дочери писательницы Лизы Венгер. Рут была на 20 лет моложе, увлекалась пением и рисованием. Этот брак просуществовал три года, на протяжении которых, по воспоминаниям современников, фрау Гессе отдавала предпочтение возне с домашними животными, чем семейным заботам. При этом в гости регулярно наведывались родители Венгер, и писатель вскоре почувствовал себя лишним в собственном доме.


Идеал жены, хозяйки и подруги Гессе обрел в третьей супруге Нинон Ауслендер. С женщиной писатель долго переписывался – Нинон оказалась большой поклонницей творчества Германа. Позднее она вышла замуж за инженера Фреда Дольбина, с Гессе познакомилась в 1922-м, когда предыдущие браки у обоих разрушились. В 1931-м искусствовед и писатель оформили отношения.

Смерть

После издания «Игры в бисер» Гессе ограничился выпуском рассказов, стихов, статей. Вместе с Нинон Герман жил в местечке Монтаньола, пригороде Лугано, в доме, построенном для них друзьями Эльзи и Гансом Бодмерами.


В 1962-м писателю диагностировали лейкемию, в августе того же года Герман Гессе умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен на кладбище Collina d"Oro.

Библиография

  • 1904 - «Петер Каменцинд»
  • 1906 - «Казанова исправляется»
  • 1906 - «Под колесом»
  • 1910 - «Гертруда»
  • 1913 - «Циклон»
  • 1913 - «Росхальде»
  • 1915 - «Кнульп»
  • 1918 - «Душа ребенка»
  • 1919 - «Демиан»
  • 1922 - «Сиддхартха»
  • 1927 - «Степной волк»
  • 1923 - «Превращения Пиктора»
  • 1930 - «Нарцисс и Златоуст»
  • 1932 - «Паломничество в Страну Востока»
  • 1943 - «Игра в бисер»

Герман Гессе (нем. Hermann Hesse ; 2 июля 1877, Кальв, Германия - 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) - швейцарский романист, поэт, критик, публицист и художник немецкого происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе(1946). Считается одним из крупнейших писателей XX в. Творчество Гессе стало своеобразным «мостом между романтизмом и экзистенциализмом».

Герман Гессе родился в семье миссионеров и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии. Отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Гессе с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. В 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год, блестяще сдав экзамен, переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. 7 марта 1892 г. Гессе без всяких видимых причин бежит из Маульброннской семинарии. После проведенной в открытом поле очень холодной ночи беглеца подбирает жандарм, водворяет его назад в семинарию, где в качестве наказания подростка сажают на восемь часов в карцер. После этого пребывание в семинарии для Гессе становится невыносимым и в итоге отец забирает его из заведения. Родители пытались определить Гессе еще в ряд учебных заведений, однако из этого ничего не вышло и в итоге Гессе начал самостоятельную жизнь.

Некоторое время юноша работал подмастерьем в механической мастерской, а в 1895 г. устроился работать учеником книготорговца, а затем помощником продавца книг в Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. В 1899 г. Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

Первый роман Гессе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.

В эти годы Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март». В 1911 г. Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии».

В 1912 г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии, однако писатель не находит покоя: его жена страдает душевным заболеванием, а в мире начинается война. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного германского национализма, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Полученный опыт оказал огромное влияние не только на жизнь, но и на творчество писателя.

В 1919 г. Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. Жена писателя уже находится к этому времени в психиатрической лечебнице, детей отдают кого в интернат, а кого оставляют у знакомых. 42-х летний писатель как будто начинает жизнь заново, что подчсеркивается использованием псевдонима для вышедшего в 1919 г. романа «Демиан». В 1924 г. Гессе женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года. В 1931 г. Гессе женится в третий раз (на Нинон Долбин) и в том же году начинает работу над своим наиболее известным романом: «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Кроме литературного труда, Гессе увлекается живописью (с 20-х г.) и много рисует.

В 1939-1945 г. произведения Гессе внесены в Германии в список нежелательных книг. Отдельные произведения даже подпадают под запрет публикации, выход в свет романа "Игра в бисер" запрещен в 1942 г. Министерством пропаганды.

В 1946 г. Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

После получения Нобелевской премии Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.


Награды писателя

Нобелевская премия по литературе (1946)

Почетный доктор Бернского университета (1947)

Премия имени Вильгельма Раабе (1950)

Премия мира Биржевого объединения германской книжной торговли (1955)

Годы жизни: с 02.07.1877 по 09.08.1962

Немецкий романист, поэт, критик, публицист, художник. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Считается одним из крупнейших писателей XX в. Творчество Гессе стало своеобразным «мостом между романтизмом и экзистенциализмом».

Герман Гессе родился в семье миссионеров и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии. Оотец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Гессе с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. В 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год, блестяще сдав экзамен, переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. 7 марта 1892 г. Гессе без всяких видимых причин бежит из Маульброннской семинарии. После проведенной в открытом поле очень холодной ночи беглеца подбирает жандарм, водворяет его назад в семинарию, где в качестве наказания подростка сажают на восемь часов в карцер. После этого пребывание в семинарии для Гессе становится невыносимым и в итоге отец забирает его из заведения. Родители пытались определить Гессе еще в ряд учебных заведений, однако из этого ничего не вышло и в итоге Гессе начал самостоятельную жизнь.

Некоторое время юноша работал подмастерьем в механической мастерской, а в 1895 г. устроился работать учеником книготорговца, а затем помощником продавца книг в Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. В 1899 г. Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

Первый роман Гессе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.

В эти годы Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март». В 1911 г. Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии».

В 1912 г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии, однако писатель не находит покоя: его жена страдает душевным заболеванием, а в мире начинается война. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного германского национализма, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Полученный опыт оказал огромное влияние не только на жизнь, но и на творчество писателя.

В 1919 г. Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. Жена писателя уже находится к этому времени в психиатрической лечебнице, детей отдают кого в интернат, а кого оставляют у знакомых. 42-х летний писатель как будто начинает жизнь заново, что подчсеркивается использованием псевдонима для вышедшего в 1919 г. романа «Демиан». В 1924 г. Гессе женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года. В 1931 г. Гессе женится в третий раз (на Нинон Долбин) и в том же году начинает работу над своим наиболее известным романом: «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Кроме литературного труда, Гессе увлекается живописью (с 20-х г.) и много рисует.

В 1939-1945 г. произведения Гессе внесены в Германии в список нежелательных книг. Отдельные произведения даже подпадают под запрет публикации, выход в свет романа "Игра в бисер" запрещен в 1942 г. Министерством пропаганды.

В 1946 г. Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

После получения Нобелевской премии Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.

В попытках «обуздать» своего сына родители Гессе помещали его даже в лечебно-исправительное заведение для эпилептиков и слабоумных.

Гессе был очень дружен с , с которым сблизился благодаря антивоенным выступлениям.

Гессе так писал о : «Достоевского надо читать, когда мы глубоко несчастны, когда мы исстрадались до предела наших возможностей и воспринимаем жизнь, как одну-единственную пылающую огнем рану, когда мы переполнены чувством безысходного отчаяния. И только когда мы в смиренном уединении смотрим на жизнь из нашей юдоли, когда мы не в состоянии ни понять, ни принять ее дикой, величавой жестокости, нам становится доступна музыка этого страшного и прекрасного писателя».

Гессе вел обширнейшую переписку. По некоторым данных за свою жизнь он ответил более чем на 35 000 писем.

Судьба произведений Гессе оказалась очень непростой. После успеха первых романов, его популярность во время Первой мировой войны стремительно упала и столь же стремительно возродилась после выхода «Демиана». Однако в 30-х годах, с приходом к власти нацистов, о Гессе начинают забывать и его «Игра в бисер» осталась почти незамеченной читательской аудиторией в момент выхода в свет. После присуждения Нобелевской премии последовал новый всплеск популярности, а уже в 50-х годах о Гессе опять забыли. Все это время писатель был малоизвестен за пределами Германии, в год его смерти «Нью-Йорк таймс» отмечала, что романы Гессе для американского читателя «в целом недоступны». И всего через несколько лет Гессе стал самым читаемым европейским писателем в США – настолько его произведения оказались созвучны мировоззрению молодого поколения.

Награды писателя

(1946)
Почетный доктор Бернского университета (1947)
Премия имени Вильгельма Раабе (1950)

Герман Гессе – последний немецкий интеллигент

Родившись в семье протестанского пастора, Герман Гессе чуть было не пошел по следам своего отца, и даже целый год проучился в теологическом колледже. Трудно себе даже представить, что бы произошло с немецкой литературой и европейской культурой как таковой, если бы он остался читать проповеди в каком-нибудь немецком городе, и не решил бы в 1904 году, когда первый его роман «Питер Каменцинд возымел успех, навсегда посвятить себя литературе! А ведь впереди у него были такие герметические произведения, как «Дамиан», «Степной волк» и «Сидхартха», которые с одной стороны, восстанавливали философские традиции прошлого, а с другой – создавали новый мир, где разум человека получает заслуженную свободу.

Он вовремя предпочел свободу самовыражения и разум церковным заученным догмам и гимнам, однако это на долгие годы заставило его делать акцент на разуме. Он стал в полном смысле этого слова "человеком головы", однако вовремя остановился благодаря Карлу Густаву Юнгу и Йозефу Лэнгу. Именно психологи заставили его перейти на следующий уровень, благодаря чему Герман Гессе стал больше, чем писателем - целителем, пророком и примером для подражания.

Чтобы как можно лучше понять творчество Германа Гессе, необходимо быть хотя бы немного знакомыми с историей Европы тех лет. Две мировые войны, разрушенные идеалы, потерянное поколение – это лишь краткий список того, с чем пришлось столкнуться Гессе в своей жизни. Возможно именно из-за этих метаний немецкого народа между величием и низостью и заставило его переселиться в нейтральную Швейцарию, где тихие прекрасные пейзажи способствовали глубоким философским размышлениям. Герман Гессе всегда отличался нелюдимостью, а последние годы своей жизни провел на швейцарском озере почти в полном одиночестве. Однако интроверсия Германа Гессе не мешала ему тонко чувствовать человеческую природу и понимать, чего не хватает человечеству для полного счастья.

Дамиан – новый бог для нового мира

Согласно совершенно разным независимым источникам, как сомнительным, так и весьма логичным и достоверным, начало 20 века стало для Земли началом новой эры, которая с одной стороны, принесла человечеству множество проблем (вроде нехватки воды и ресурсов, проблем с экологией, войны и революции, а также полное смещение интересов от морали к материи), но с другой стороны, подарило свободу, которая, признаться, никогда не была свойственна человеку.

То, какой образ жизни мы видим сейчас по всей земле, явление беспрецедентное: особенно впечатляют Интернет (свободное распространение информации), сексуальная свобода (гораздо более полная, чем в древнем Риме или Вавилоне), свобода самовыражения (искусство различных форм и содержаний) и свобода передвижения по всей земле (самолеты).

Герману Гессе выпало жить в период смены эпох – во время перехода от бюргерства и викторианства в Европе к горделивой идее избранности, которая та и не оправдала себя (фашизм) и падению империализма (Франция, Великобритания и Северная Европа). Новые идеалы еще не были достаточно сформированы, а старые – изжили себя. Герман Гессе словно медиум поймал нечто, что просто витало в воздухе – дух свободы от противоречий, дух возрождения духовности Земли, дух не-разделения добра и зла.

Об этом повесть «Дамиан». Совершенно неожиданный сюжет развития немецкого мальчика, пойманного в сети «добра», выраженного в стандартном укладе жизни бюргеров. Как будто сам собой, он становится кем-то, кто значительно превосходит по уровню развития свое окружение. Он напрямую общается с богом, который так далек по своей сущности от племенного божества иудеев, которое дикие в свое время европейцы поставили во главе своего урезанного пантеона.

Бог Дамиана – древний бог александрийских гностиков с головой петуха и хвостом змеи. Он – архонт, создатель вселенной (что в монотеистических религиях зачастую делает его автоматически «благим»), но с другой стороны, он же объединяет в себе и зло – ведь наша вселенная далеко не однозначно блага. Некоторое в особенности, личностное «зло» содержится уже в самих законах природы, и всякий, кто размышлял о них достаточно долго, придет к тому же выводу. Природа создала таких замечательных существ, как зайца и волка, но вместе они не могут ужиться, так как в волке с самого начала заложена программа – съесть зайца.

Так или иначе, это понимание двойственности божества, идея невытеснения, оказывается чрезвычайно продуктивной, как для главного героя «Дамиана» Эмиля Синклера, так и для самого Гессе, который уже после «Дамиана» пишет свои главные шедевры – «Степной волк» и «Сидхартха».

Как известно, Гессе проходил сеансы аналитической психологии у ученика Юнга, Йозефа Ленга, и наверняка был знаком с юнговским Абраксасом – божеством, с которым Юнг не раз входил в контакт. Однако то, как Гессе переложил на художественное повествование явление Абраксаса в Западной Германии в отдельно взятом провинциальном городке, где его в принципе, не могло существовать, доказывает личное знакомство Гессе с этим божеством. Возможность же такого знакомства свидетельствует в свою очередь, в пользу универсальности символа.

Абраксас, как впрочем, и Яхве – это не только некие местные племенные божества, но и принципы, заложенные в самом человеке и в структуре мира. Абрасакс выражает принцип амбивалентности. То, как Эмиль Синклер, герой книги Дамиан, эволюционирует на протяжении повествования, показывает насколько целителен может быть этот символ для разорванного на пронзительные противоположности европейского сознания, хватающегося за соломинку в своем рушащемся карточном доме «европейской цивилизации».
Степной волк – литературный портрет нового человека

Степной волк - от homo vetus к homo novus

Ни один исследователь жизни Гессе не будет спорить с тем, что «Степной волк» - автобиографическое произведение. Одинокий, замкнутый и потерявший нить бытия немец-интеллигент, живущий в неплохих условиях, но совершенно не понимающий своего предназначения, сталкивается с иным, с бессознательным, с магическим театром своей души, где он может быть, пусть не режиссером, но центральной фигурой, а не выброшенным на противоположный берег жизни потерянным человеком.

Проходя сеансы юнганской психологии, Герман Гессе часто сталкивался с образами своих внутренних субличностей, архетипов. Он познал целительную силу Анимы, которая могла подарить ему чувственную и эмоциональную усладу. Он познакомился с внутренним геем-наркоманом – Тенью – полной противоположностью грустному асексуальному философу. Он увидел, что в бессознательном происходят процессы далекие от логического обоснования, с помощью которого Гессе привык подходить к любому вопросу.
Познав все это, Герман Гессе прекрасно изложил свое понимание человеческой природы в книге «Степной волк», и Европа вздрогнула! Она получила не только свой собственный портрет, но, что особенно важно, необходимые краски и оттенки, чтобы изменить себя навсегда. Разумеется, не только Герман Гессе сыграл свою роль в этом изменении, но он был, без сомнения, одной из ключевых фигур того времени, и его влияние не ограничивается 20 веком – все больше молодых людей по всему миру читают его произведения и проникают в самые тайные уголки своей души и разума, навсегда меняя себя и свою судьбу.

Игра в бисер – утопия или будущее планеты?

Все литературные достижения Германа Гессе были бы не полны без его последней и самой удивительной книги – «Игра в бисер». Без сомнения, книга «Игра в бисер» - утопия, коих немало породил инфантильный 20 век, где так много мечтали о светлом будущем. Но утопия Гессе отнюдь не политическая и не экономическая. Она социальная и интеллектуальная. Герман Гессе мечтает об обществе, которое готово было бы оплачивать размышления гениев, которые занимались бы не поучением материальных благ для этого самого общества, а чем-то таким, что было бы в целом далеким от первичных интересов социума (выживания и безопасности), и касалось бы самых тонких интеллектуальных планов.

Собственно, это должен был быть следующий этап свободомыслия и либертарианства – возможность заниматься умственной игрой (даже не трудом). Мечта о сообществе, где вопросы материального выживания давно отошли на задний план, и люди, не лишившись при этом тела, физической красоты и способности к творчеству, имеют возможность уйти с головой в музыку, математику и астрономию.
Без сомнения, Гессе как автора «Игры в бисер» можно сравнить с такими мечтателями, как Олдос Хаксли и Тимоти Лири, а также Рей Бредберри и Джордж Оруэлл (последние трое, однако, скорее паникеры, чем мечтатели в полном смысле этого слова). Он пророк своего отечества, народ которого все реже нуждается в физическом труде, где все больше людей заменяют роботами и компьютерами. Большинство современных европейцев (в отличие от своих дедов и прадедов) живут жизнью вольных художников, и лишь недостаточный уровень гениальности держит их в тех же тисках, в которых был Герман Гессе во времена «Степного волка», но разум многих уже достаточно созрел и далеко ушел от душевных, человеческих и социальных проблем. Их мало, но они сильны. Они принесли вирус свободы, который уже не остановить.