Икона избавительница значение. Икона Божией Матери «Избавительница от бед

  • 25.09.2019

В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «От бед страждущих».

Среди Богом отмеченных мест нашей земли одно из самых прославленных — небольшая деревушка Ташла, что в Самарской области. Здесь в октябре 1917 года, перед страшными испытаниями, Пресвятая Богородица явила Свою икону «Избавительница от бед», напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле. К тому же оставила нам навсегда чудотворный источник, на котором давно уже потерян счет удивительным исцелениям.
Уроженке села Ташла, временно проживающей в соседних Мусорках, келейнице Кате 8 октября 1917 года во сне явилась Царица Небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать из земли Ее чудотворный образ. Девушка рассказала о видении своим подругам Фене Атяшевой и Паше Гавриленковой, в ту пору бывшей уже вдовицей. Втроем и пошли они к ташлинским оврагам. В дороге Кате снова было видение: впереди них Ангелы в белых одеждах проносили икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Катя показала подругам то место, на которое ей во сне указала Сама Преблагая. Когда они начали копать землю, собрался народ. Многие недоверчиво смотрели на их «затею», даже смеялись. А что было дальше, лучше сказать словами безымянного автора, составившего «Стихотворную повесть о чудесном явлении иконы Божьей Матери «Избавительница от бед» 8-21 октября 1917 года»:

«И тут же они перестали копать,
За Пашей толпа наблюдала:
Та землю рукой начала разгребать,
Крестяся, икону достала.

Толпа загудела, увидевши Лик
Иконы — Царицы Небесной
И тут же из ямы пробился родник
Целительной влаги чудесной».

Священник церкви села Мусорки отец Василий Крылов отнес икону в ташлинскую Троицкую церковь.

Свято-Троицкий храм села Ташла.

А по дороге случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года Анна Торлова приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил… Великая радость охватила людей! Икону положили на аналое посреди храма для поклонения.
Вскоре приехал ташлинский священник о. Димитрий Митекин. Но икона чудесным образом ушла из храма. Церковный сторож Троицкой церкви Ефим Куликов ночью увидел как бы блеск молнии, мелькнувшей от храма в сторону ташлинского оврага, где была явлена икона. Утром иконы в церкви уже не нашли.
Второе явление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» было в декабре 1917 года. Лик Богородицы и на этот раз появился в том роднике, что пробился на месте первого чудесного явления иконы. У родника собрались верующие. Но икона чудесным образом не давалась в руки отцу Димитрию Митекину. Тогда священник упал на колени и стал со слезами каяться в грехах, молил у Богородицы и у прихожан прощения… Тогда икона всплыла опять и ее взяла все та же Паша Гавриленкова. С тех пор святой образ уже не покидал село.

До 1925 года с чудотворной иконой Богородицы устраивались крестные ходы. Весть о случившемся в Ташле разнеслась по всему Поволжью. Люди шли и шли к иконе и к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье. Вот почему новые власти, объявившие войну Православию, столько сил положили на то, чтобы уничтожить саму память о чуде. Церковь была закрыта, а икону спасли от поругания верующие — передавали ее втайне из избы в избу. Потом безбожники порешили покончить и с родником. Поставили возле него скотный двор, и святое место вскоре было завалено навозом. Но родник выжил, только пробился еще в одном месте, в нескольких шагах от прежнего — Богородичного.
В войну стало не до атеизма — церковь открыли вновь. В нее вернулась и чудотворная икона.
Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» по-прежнему находится в Троицкой церкви села Ташла, а в Самарском Покровском кафедральном соборе хранится копия с этой иконы. А в купальне, сделанной на месте явления иконы, по-прежнему во множестве происходят исцеления от различных недугов.
«Любовь безграничную страждущий люд
Питает к Царице Небесной.
В Ташлу и теперь богомольцы идут
Дорогой духовной чудесной».
Этими словами заканчивает свое бесхитростное повествование о ташлинском чуде безымянный автор поэтического «Сказания».

о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла со слов очевидцев

Эта икона найдена в земле в деревушке Ташла Ставропольского района Самарской области в октябре 1917 года. Ангелы небесные, Божии посланники, указали людям место, на дне оврага, где следовало искать чудотворную икону. Была выкопана яма глубиною с аршин, и искатели извлекли из земли совсем небольшую, с блокнотный листок, иконочку Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», которая лежала ликом кверху. И тут же в том месте появился источник родник — пробилась из глубины сильная струя воды. С иконой и источником связаны истории многих удивительных исцелений. Икона Божией Матери «Избавительница от бед» стала святыней самарской земли. На месте ее явления, на источнике, люди построили часовенку и колодезь, где часто служились молебны. Колодезь углубляли и очищали, а в засушливые 20-е годы он был почти единственным источником, снабжающим село водой. Небольшое самарское село Ташла стало местом паломничества верующих со всей России. Они поклоняются чудотворной иконе, купаются в святом источнике, набирают целительной воды для родных и близких — как великую святыню везут ее домой.

Явление иконы

По свидетельству очевидцев
Сообщение Атякшевой Феодосии Давидовны, уроженки села Мусорки Ставропольского района Куйбышевской области 1885 года, о явлении иконы Божией Матери, которое было 1917 году в воскресенье 8 октября (старого стиля) в селе Ташла.

«Я, Атякшева Феодосия Давидовна, проживала в отдельном домике, как в келье, и со мною проживала девица Чугунова Екатерина Никаноровна, уроженка села Ташла, 1885 год.

Я, Феодосия, перед Крестом и Евангелием заверяю, как было это явление: утром 21 октября (нового стиля), когда мы проснулись, мне Екатерина сказала, что она пойдет к обедне в храм с. Ташла, и ушла, а я решила пойти в свой храм с. Мусорки. Когда я вернулась их храма, пришла Екатерина и говорит: «В Ташле в храме службы не было, потому что батюшка уезжал в Самару и не возвратился; но вот что я тебе должна рассказать. Мне сегодня ночью во сне уже в третий раз явилась Божия Матерь и сказала строго, что если я не выполню Ея наказа, то буду наказана. Каждый раз, являясь мне во сне, Она говорила, что я должна выкопать из земли Ея икону в указанном месте. Сегодня утром, когда я проходила к селу Ташла, над оврагом увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием, и когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло, а я упала в обморок. Когда очнулась, пошла к своим родственникам и рассказала им обо всем этом, а они мне сказали, что некоторые слышат там, в овраге, церковное пение. Прошу тебя, Феня, пойдем сейчас же вместе на то место, может быть и ты увидишь то, что видела я». Мы пошли вместе в Ташлу, и когда подошли к этому оврагу, Екатерина вскрикнула: «Смотри, смотри, вот опять ангелы несут икону в сиянии, направляются в то же место, и вот опять все исчезло…» После этих слов Екатерина упала без сознания. Я очень перепугалась, не зная, что с ней делать, так как место пустынное, никого не видать. Слава Богу, это продолжалось не долго.
Екатерина очнулась и спрашивает меня: видела ли я что-нибудь, но я ничего не видела. Мы пошли к проживающей недалеко от оврага Гавриленковой Параскеве и упросили ее пойти вместе с нами в овраг. Паша взяла косырь, и мы пошли. Когда мы подходили к оврагу, Екатерина опять закричала: «Смотрите, смотрите, вот опять ангелы несут икону и пропадают в том же самом месте», — а сама опять упала в обморок.
Очнувшись, Екатерина подошла к месту, где она трижды видела исчезновение видения, и показала, где нужно копать. Паша начала окапывать косырем это место, а стоявшего здесь мальчика Петю послали за лопатой. Вскоре Петя пришел вместе со своим отцом Захарием Кривойченковым, который и начал копать лопатой, но немного покопал и сказал: «Ну что она навыдумывала, чего тут напрасно-то копать».

Только успел выговорить эти слова Захарий, как тут же был отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял лопату и уже беспрекословно продолжал копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, когда ямка была глубиною с аршин, Параскева ощутила косырем что-то твердое, она стала руками разрывать землю и вынула из земли икону Божией Матери, небольшого формата, которая лежала ликом кверху.

Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник воды. К этому времени народу уже собралось очень много, а Екатерина лежала в расслабленном состоянии, и ее отправили к сестре.
Решили послать в село Мусорку за священником, чтобы перенести явленную икону в храм села Ташла.
Из Мусорки приехал священник отец Василий Крылов. Взял икону и понес ее в храм.
При подходе к храму для встречи иконы, под перезвон колоколов, вышли к хоругвями и иконами. Из толпы слышались выкрики всем известной больной Анны Торловой (уроженки с. Ташла), которая кричала: «Идет, идет маленькая икона и выгонит нас…». Эта женщина исцелилась, а болела 32 года. Икону внесли в храм, вложили под стекло вместе с иконой Святой Троицы и на анолое поставили среди храма.
Священником о. Василием Крыловым был тут же отслужен молебен, и храм был всю ночь открыт для доступа к иконе. В это время был случай: одна ташлинская женщина не поверила явлению иконы и стала кричать: «Это все выдумки…». После своих слов выбежала из храма, спрыгнула с высокого крыльца, перемахнула через забор и убежала домой, а после этого заболела.
В понедельник 22 октября (нов. стиля) приехал из с. Мусорки священник о. Алексей Смоленский. Он отслужил Литургию и молебен в храме, а к вечеру приехал из Самары свой священник о. Димитрий Митекин. Он увидел, что в храме много народу, и узнал, что явилась икона Божией Матери «Избавительница от бед», и отслужил всенощную. Во вторник 23 октября была отслужена Литургия, а после Литургии пошли крестным ходом с иконой «Избавительница от бед» на место явления и там служили молебен.

В это время также наблюдалось много исцелений. Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодезь и часовенка, где часто выходили из храма служить молебны.

Колодезь углубляли и очищали, и в засушливые 1920-1922 гг. он был почти единственным снабжающим водою село. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных; но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы священнике о. Димитрии Митекине все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы.
И вот случилось чудо: в субботу 23 декабря (нов. стиля) отслужена была в храме Святой Троицы всенощная, во время которой икона «Избавительница от бед» находилась в храме, а утром 24 декабря в воскресенье обнаружили, что иконы в храме нет. Икона исчезла из запертого храма.
При этом церковный сторож Ефим Куликов сообщил батюшке о. Димитрию, что когда он утром шел в храм, то видел как бы молнию, блеснувшую от храма в сторону источника.

После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не казалось. До меня, Феодосии Атякшевой, в в тот же день 24 декабря дошел слух об исчезновении иконы, и я тут же, как пришла из храма, пошла в село Ташла. Когда я встретилась с Екатериной, она со слезами сообщила мне об исчезновении и упросила тут же пойти с ней на источник. Как только мы увидели часовню, Екатерина радостно воскрикнула: «Смотри, смотри, икона сияет над часовней». Мы вернулись в село, пришли к старосте храма Ивану Ефремовичу, у которого был ключ от часовни, он позвал еще некоторых старичков, и пошли на источник. Когда открыли часовню и творила колодца, нашим взорам представилось: лед в колодце немного подтаял, и в том месте плавает икона Божией Матери ликом вверх. Всех нас охватила величайшая радость, и один из присутствующих побежал за батюшкой о. Димитрием. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону, взял ее в руки, приподнял перед собою и сказал, чтоб тут же шли в храм и с хоругвями и иконами шли на источник, а сам он стоял в том же положении с иконою до прихода крестного хода и молился. Под колокольный перезвон возвратился с иконою в храм.
Отец Димитрий Митекин отслужил отслужил тут же благодарственный молебен перед иконою Божией Матери «Избавительница от бед», и сам слезно молился и каялся в том, что это исчезновение иконы он принимает лично за свою вину, за свое сомнение и маловерие, проявленное к этому явлению иконы Божией Матери «Избавительница от бед».
Икона снова водрузилась в храме Святой Троицы села Ташла, и снова пошел поток молитвенников с разных мест, на поклонение иконе «Избавительница от бед», и множество притекающих с верою к Ней получали различные исцеления».
Подпись (Атякшева)

Все вышеизложенное о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла подтверждаем и свидетельствуем, заверяя перед Крестом и Евангелием, матушка отца Василия Крылова: Анисия Дмитриевна Крылова, год рождения 1876, проживавшая в селе Мусорки Ставропольского района с 1900 по 1920 год.
Подпись (Крылова)

И Андрина Евдокия Романовна, год рождения 1896, уроженка и жительница села Ташла.
Подпись (Андрина)

Подписи указанных лиц заверяю.
Иоанн, Епископ Куйбышевский и Сызранский, 1981 г.

Икона Богоматери, которую считают целебной, находится на Кавказе, в одном из монастырей. У этого образа длинная история, окутанная легендами и чудесами.

Местонахождение иконы

На данный момент икона Богородицы “Избавительница” располагается в Ново-Афонском Симоно-Кананитском соборе у подножия Афонской горы в Абхазии. Это мужской монастырь, основанный в 1875 году монахами храма святого Пантелеймона при участии русского императора Александра III.

С 2011 года он передан Абхазской православной церкви. Христианские паломники десятками и сотнями стараются, преодолев долгий путь, попасть в этот собор. Не сам он прельщает их, а чудесная икона, изображающая Деву Марию. Икона “Избавительница” была передана со святой горы Афон в Греции, где проживают старцы, которые постоянно молятся в церквях за спасение человеческого рода от разных напастей.

Святыню передал новому храму монах Мартиниан в 1884 году. Он жил в Монастыре святого Пантелеймона, который традиционно считается русским.

Мартиниану досталась икона “Избавительница” от Феодула, его подвижника. Однако в церковные записи попали только пересказы о чудодейственных деяниях образа в тот момент, когда им владел монах. Феодул не был наделен способностью пересказывать волю Девы Марии.

Легенда из Греции

Икона «Избавительница» создавала множество чудес, не раз доказывая, что молитвы могут быть услышаны. Ее первым чудом было спасение целого города.

Согласно легенде, изображение помогло жителям греческого города Спарта противостоять нападению саранчи. Ненастье пришло внезапно, когда горожане не были готовы. Большие стаи насекомых принялись истреблять урожай, и люди были обречены на голод и вымирание.

В их городе остановился Мартиниан с чудодейственной иконой. Он узнал о том, что люди в городе боятся неминуемой гибели, и убедил их начать неистово молиться Матери Божьей. Пять тысяч верующих людей последовали за пришедшим монахом на ближайшее поле и принялись молиться иконе, которую старец установил посредине.

И тогда свершилось чудо. Услышав молитвы прихожан, икона Божьей Матери “Избавительница” спасла те места от саранчи. Люди снова могли видеть солнце, которое ранее было скрыто за миллионами насекомых.

А ту саранчу, которая еще осталась, доела стая птиц, которая взялась неизвестно откуда.

Мальчик Анастасий и чудесное спасение

Так случилось, что там же и в то время был болен маленький мальчик, которого звали Анастасий. Родители тщетно боролись с неизлечимой болезнью. Когда она начала прогрессировать и надежд не оставалось, малыша попросили причастить. Но местный священник не успел прийти вовремя. Он пригласил с собой и Мартиниана. Вместе они пошли в дом к больному. Но не успели. Анастасий умер.

Священник не знал себе покоя из-за того, что опоздал к умирающему. Мартиниан принес с собой икону, и они вместе со священником начали молиться Божьей Матери, чтобы она помогла и воскресила ребенка. Икона “Избавительница от бед” находилась всегда у него на теле. Просили и священник, и старец, и родители умершего малыша.

После того как молитва была закончена, Мартиниан трижды окрестил иконой лицо Анастасия. Тут глаза мальчика открылись. После того как священник причастил его, ребенок вылечился и от своей прошлой болезни.

После таких невероятных чудес о старце узнали не только во всем городе, но и далеко за его пределами. К нему день ото дня приходили все новые люди и просили о помощи.

Уход Мартиниана

С каждым днем мысли старца становились все более тяжелыми. Ему не нравилось то, что люди, приходящие к нему за помощью, начинают почитать как саму икону, так и его.

Решил он, что пора покинуть людей. Когда Мартиниан нашел отдаленную пещеру у берега моря и уже хотел там обосноваться, пришла к нему в видении Богородица. Она сказала, чтобы он возвращался к страждущим и продолжал свершать добрые дела, излечивая других. Мартиниан послушался. К тому времени, как он вышел из пещеры, его ждали родственники некой девушки по имени Елена, которая была одержима бесом. Только икона “Избавительница от бед” смогла прогнать из Елены внутри находящегося дьявола.

Икона помогает в России

После долгих лет помощи людям старец должен был вернуться на Афон, куда он забрал и саму вратарницу. Отнес ее в Пантелеймонов монастырь. Там же икону было решено передать в Россию. Уже оттуда она продолжила лечить паломников.

В 1891 году в прессе появилась публикация о том, как трех страждущих в монастыре вылечила чудодейственная икона “Избавительница”.

Все дела, которое совершало изображение, заносились в списки Санкт-Петербурга, в церкви при Морском Госпитале. Оттуда можно узнать и о чудесном исцелении целого цеха рабочих во время эпидемии холеры в 1892 году. Там, где трудяги молились лику, не зафиксировано ни одного случая болезни. Другие цеха пострадали.

Икону часто носили на заводы, молясь о том, чтобы Пресвятая Дева помогла и защитила от болезней.

Перенесение праздника иконы

Первоначально праздник в честь образа был назначен на 4 апреля. Но в этот день 1866 года на императора Александра Второго было совершено нападение. Несмотря на то что стрелявшему попытка умертвить царя не удалась, праздник было решено перенести.

День иконы стали отмечать 17 октября, еще по старому стилю. Число было выбрано не случайно, а в честь того, что императору Александру Третьему удалось чудом уцелеть со всей его семьей во время того, как на станции Борки произошла авария поезда. Считалось, что икона Богородицы “Избавительница от бед” помогла им.

Стиль иконы

Икона Божьей Матери “Избавительница” принадлежит к особенному стилю под названием “Одигитрия”. Его можно расшифровать, как "Путеводительница". Для этого стиля характерно изображение Девы Марии только до пояса. В левой руке у нее лежит малыш Иисус. обращены к молящимся перед ними. Правая ладошка у младенца запечатлена в благословляющем жесте, а в левой у него свиток.

Свою свободную руку Божья Матерь расположила возле груди по направлению к своему сыну.

В древние времена на иконах с Девой Марией изображалась еще и пентаграмма - Она должна была символизировать верность и избранность. Но после того, как в конце 16 века масонские организации присвоили себе этот символ, а позже - и коммунисты, звезду прекратили рисовать на иконах.

Богоматерь часто изображали ранее и делают это до сих пор восседающей со своим сыном на небесном троне. Делается это для того, чтобы подчеркнуть царственное положение Девы Марии и Божьего сына. Их также рисуют с коронами, надетыми на головы.

Характерные особенности этой иконы

  • у Богоматери есть царская корона, а у ее сына нет;
  • икона Пресвятой Богородицы “Избавительница” очень немногими мелкими деталями отличается от изображения под названием “Скоропослушница”;
  • образ считался долгое время защитником монархической семьи, в частности царской семьи Романовых. Тем не менее икона не смогла защитить семью последнего императора Николая Второго от жестокой расправы;
  • существует еще одна версия лика. На нем изображены из Афона, и Симон Кананит. Оба поддерживают икону “Избавительница”. Поодаль от них стоит храм. А сверху над ними в облаке сидят за столом три ангела.

Икона “Избавительница от бед Ташлинская” считается привезённой из Афона в 1917 году в Самарскую область. По церковным записям, некой Чугуновой Екатерине, жительнице села Ташла, трижды в течении каждой ночи приходила во сне Дева Мария. Она настаивала на том, что в овраге зарыта недалеко от села ее икона. Когда же через три дня женщина шла возле того места, перед ней возник образ Божьей Матери. Лик несли два ангела и спускали его в этот овраг. Она рассказала про свой сон в церкви, и, поверив такому знамению, икону тут же достали из земли.

Там, где откопали реликвию, появился чудодейственный родник. Ее понесли в церковь Святой Троицы, где тут же отслужили молебен. В тот же день, когда появилась икона, некая Тролова Анна из того же села после 32 лет болезни чудесным образом исцелилась. Возле источника был построен колодец, к которому приходили верующие со своими просьбами об исцелении.

Пережив церковные гонения, икона в 2005 году снова вернулась в церковь, заново возведенную в честь нее. Засыпанный мусором колодец восстановили и увидели, что вода там продолжает течь.

Стиль изображения несколько отличается от иконы в Кавказском монастыре. Внутренние углы картины декорированы согласно новоафонскому стилю иконографии. В ней есть цветок с десятью лепестками, в то время как на Ташлинской Споручнице лепестков восемь, и Богородица смотрит на своего сына. У младенца на изображении ноги касаются практически нижнего края.

Кто молится перед иконой

Верующие, которые страдают от каких-либо проблем, приходят за помощью к Божьей Матери, обращаясь к ней через святой образ. Икона Пресвятой Богородицы “Избавительница”, согласно церковным верованиям, отвечает на молитвы чистых духом людей.

Чаще всего ей молятся те, кто:

  • одержимы какой-либо зависимостью: от алкоголя, игр, курения и так далее;
  • мучаются болезнями;
  • хотят избавиться от душевной печали;
  • просят помощи во время беды;
  • ищут совета в непростой ситуации.

Акафисты в честь Божьей Матери

Первый написанный акафист иконе “Избавительница” просит о том, чтобы Богородица забрала у врагов возможность влиять на них, а также научилать радости и песням во имя Пресвятой Девы, которая спасает от бед, от горя, от погибели.

Вторая песнь обращается к Божьей Матери как к защитнице людей и начальнице ангелов, посылающей их на помощь человечеству.

В третьем акафисте прославляют как саму Богородицу, так и ее сына.

(празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи (Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари.

20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру .

Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот.

Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря.

Лит.: Рус. паломник. 1887. № 38. Ил. на с. 462; Сказание о чудотворной иконе, именуемой «Избавительница». Серг. П., 1893; Вышний покров над Афоном. М., 1997р. С. 112-122; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница» // К свету. 1997. № 16: Храмы и святыни Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. С. 62-68; Поселянин. Богоматерь. С. 668-674.

Маровская

чудотворная «И.» и. из Маровского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Макарьевского у. Нижегородской губ. датируется кон. XIX в. По преданию, она была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. 3 года икону несли из Палестины. После остановки в мест. Ст. Мары на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Глас от иконы возвестил им, что образ должен остаться в Ст. Марах. Икону перенесли в Троицкую ц. (не сохр.) Маровского жен. мон-ря, основанного в 1885 г. на территории упраздненной в 1780 г. Маровской муж. пуст.; она стала его главной святыней. После закрытия обители (1927) монахиням удалось спрятать икону. В настоящее время икона, тайно передававшаяся в советское время из рук в руки, хранится у жительницы с. Вазьянка Спасского р-на Нижегородской обл. В. А. Афониной. По молитвам перед этой иконой получают защиту и избавление от врагов, от всевозможных бед и гибели, от различных страстей, от тюрьмы.

Э. П. И.

Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница»

(«Избавительница от бед»), возможно, является списком афонской «И.» и. Она была обретена 8 окт. (н. с. 21 окт.) 1917 г. в с. Ташла (ныне Ставропольский р-н Самарской обл.).

По свидетельству жительницы с. Мусорка Ф. Д. Атякшевой, заверенному в 1981 г. архиеп. Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым), уроженке с. Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой во сне трижды являлась Божия Матерь с повелением обрести Ее икону, находящуюся в земле в овраге близ этого села. Утром 8 окт. 1917 г., когда Чугунова шла мимо оврага в церковь, ей трижды был явлен в ярком сиянии образ Божией Матери, несомый 2 ангелами, спускающимися в овраг. В тот же день икона была извлечена из земли. На месте ее обретения забил родник. Образ крестным ходом во главе со священником церкви соседнего с. Мусорки Василием Крыловым перенесли в ц. во имя Св. Троицы в Ташле (1775), где поместили на аналой и отслужили молебен. Храм был открыт всю ночь для доступа к иконе. В день обретения иконы был зафиксирован случай исцеления от иконы уроженки с. Ташла Анны Торловой, болевшей 32 года. После литургии 10 окт. состоялся крестный ход с иконой на место ее явления, где был отслужен молебен. Многочисленные исцеления от иконы и источника стали привлекать паломников. Над источником оборудовали колодец, рядом возвели часовню. В ночь на 11 дек. 1917 г. образ исчез из запертого храма и был обнаружен после видения Чугуновой на месте явления: икона плавала в полынье колодца ликом вверх. Ее чудесное исчезновение из храма, как полагали, связано с тем, что настоятель Троицкого храма свящ. Димитрий Митейкин, отсутствовавший в день обретения иконы, с недоверием отнесся к факту ее чудесного явления. После благодарственного молебна и покаянной молитвы образ вновь перенесли в храм.

В неурожайные 20-е гг. XX в. вслед. засухи в Поволжье колодец на месте обретения иконы был одним из немногих источником воды в Ташле. Позже его завалили мусором, однако он не иссяк. В церкви устроили зернохранилище, богослужения в ней были возобновлены в 1947 г. До этого времени, по словам прот. Иоанна Державина, настоятеля Троицкого храма в 1959-1960 гг., икона хранилась у сельчанки Евдокии Андриной. Возвращенная в храм, она была поставлена в его центральной части на аналое, в 1960 г. перенесена на преграду левого клироса, где пребывает и в наст. время. На месте обретения образа ныне оборудован новый колодец, построены купальни; в 2005 г. на возвышенности вблизи оврага возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

Особенности живописи и деталей позволяют предположить, что ташлинский образ представляет собой список иконы Божией Матери «Избавительница» из Новоафонского монастыря. Сходны расположение в среднике фигур Богородицы и Младенца, наличие фигурной рамы, внутренние углы иконы декорированы, цветок (10-лепестковый на новоафонском образе и 8-лепестковый на ташлинской иконе), воспроизведенный на фоне иконы, около правого плеча Богоматери, и др. В облачении Богородицы идентично декорированы края мафория, зарукавья платья.

Вместе с тем ташлинская икона имеет ряд отличительных от новоафонского образа черт: декорация внутренних верхних углов ташлинской иконы несколько условна (в ее верхнем правом углу крупные мазки краски заменяют обильные завитки иконы-образца, отчетливо просматривается лишь верхний правый угол внутреннего обрамления); взгляд Богородицы устремлен на молящегося (а не отведен в сторону); горловина платья Богоматери лишена декора; ножки Богомладенца упираются в край иконы; на нижнем крае надпись: «Избавительница». На ташлинской «И.» и. очевидны нарушения пропорций рук Младенца: поднятая в благословляющем жесте правая рука больше левой.

В 2003 г. к тыльной стороне иконы (9,3×11,2 см) приделана серебряная пластина с текстом о 2 явлениях иконы и тропаря. Для иконы были изготовлены неск. окладов: первоначальный, драгоценный, созданный вскоре после революции, утрачен; 2 других (кон. 40-50-х гг. и 2-я пол. 60-х гг.) сохраняются в ризнице храма. В наст. время икона украшена окладом (2003) в виде двух 8-конечных звезд из серебра и золота с полудрагоценными камнями и вмонтирована в центр натянутого на доску (140×93 см) холста с изображением 2 ангелов, поддерживающих ее звездообразный оклад; композиция напоминает о видении Чугуновой иконы над местом ее обретения.

Икона почитается в Поволжье. Ее обретение в канун революции 1917 г. рассматривается верующими как знак милости Пресв. Богородицы. Парафраз строки из кондака (гл. 8) к иконе «И.» и.: «Радуйся, Избавительница от всех бед» стал названием ташлинского образа. Ежедневно перед образом поется акафист, в основу к-рого положен текст акафиста к «И.» и. Служба в честь ташлинской иконы проходит по общей Минее. День обретения иконы отмечается крестным ходом к св. источнику, совершением торжественного молебна.

Лит.: Чудотворные иконы Богоматери / Сост.: А. А. Воронов, Е. Г. Соколова. М., 1993. С. 63; Избавительница от бед / Сост.: Н. Огудина, Л. Белкина. Самара, 2002; «Избавительница от бед»: Сб. мат-лов. Акафист / Ред. А. Жоголев. [Самара, 2005]; Электр. ресурс: http://www.samara-history.ru/digest/digest_5.html

И. Ю. Чибикова

В Самарской области, неподалеку от города Тольятти, есть село Ташла. Сюда за телесным и духовным исцелением едут люди со всей России. Ведь именно в местном Свято-Троицком храме хранится чудотворная икона Божьей Матери , название которой говорит само за себя – «Избавительница от бед ». Еще ее называют Ташлинская.

История обретения иконы очень интересна и загадочна. 21 октября (по новому стилю) 1917 года келейница Екатерина Чугунова, уроженка села Ташла, во сне увидела Божию Матерь. Святая указала женщине место, где хранится ее чудотворный образ. Наутро Екатерина, взяв с собой двух подруг – Феодосию Атякшеву и Параскеву Гавриленкову, отправилась в указанное место.

В пути Катерину вновь сопровождало видение – два ангела бережно несли икону, от которой исходило яркое сияние. Видение исчезло, как только женщины добрались до нужного места. Однако Феодосия и Параскева ничего не видели.

На глазах у столпившегося вокруг народа Параскева Гавриленкова откопала икону в ташлинском овраге. Как только женщина достала святой образ, из ямки тотчас же забил родник. После этого икону отнесли в храм и освятили.

Однако любое чудо может вызвать недоверие. Не все поверили в силу иконы. Поэтому спустя некоторое время она исчезла из храма. Нашли ее в святом источнике. Она плавала ликом вверх. И вновь далась в руки лишь Параскеве. Святой образ был возвращен в храм.


Слух о чудесной иконе быстро разнесся по всей губернии и даже далеко за ее пределы. Вереницы людей шли поклониться святыне. С тех самых пор началась чреда чудесных исцелений, которая не прекращается и по сей день. Икона «Избавительница от бед» помогает излечиться от любого, даже самого страшного недуга. Нет такой болезни, которую она не смогла бы исцелить.

Известны случаи, когда парализованные выходили из храма на своих ногах. Больные СПИДом выздоравливали, обратившись за помощью к Ташлинской Божией Матери. Бездетным женщинам икона помогала в скором времени зачать ребенка. Всех случаев чудесного исцеления просто не перечислить. Менее чем за 100 лет Ташлинская Божия Матерь помогла тысячам людей избавиться от всевозможных недугов.

День почитания Ташлинской иконы – 21 октября (по старому стилю – 8 октября). Это тот самый день, когда она была найдена впервые. Ежегодно этот праздник в селе Ташла отмечают крестным ходом к святому источнику и торжественным молебном. Поклониться Ташлинской Божией Матери в этот день приезжает огромное количество как исцеленных, так и нуждающихся в исцелении людей со всех уголков страны.

Молитва иконе Божией Матери «Избавительница от бед»:

О Мати Божия, помоще наша и защито,

присно буди нам избавительница,

на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем,

умилосердися и помози, пожалей и избави,

приклони ухо Твое и наша скорбныя и слезныя молитвы приими,

и якоже хощеши успокой и обрадуй нас,

любящих Твоего возлюбленнаго Сына, Ему же слава,

честь и поклонение,

со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.