Как нарисовать портрет карандашом. Основы рисования портрета карандашом

  • 01.05.2019

Сегодняшний урок посвящен такому виду рисунка как портрет. Портрет – это изображение какого-либо человека, или группы людей, существующих (или существовавших) в реальной действительности. Главная задача портрета это повторить линии живого лица с художественной интерпретацией. Я взял для примера фото замечательной американской певицы, актрисы Дебби Райан. Вот её фото: Скажу сразу что портрет один из самых трудных видов рисунка, так как нам предстоит передать все черты человека. Если у Вас с первого раза не получится, не расстраивайтесь, на ошибках люди учатся =). Итак, давайте попробуем поэтапно нарисовать портрет этой девушки карандашом .

ШАГ 1. Начните рисовать с круга, описывающего лицо. На нем нанесите легкие штрихи где будут расположены глаза и нос. ШАГ 2. Теперь легкими штрихами набросаем контуры реальной формы головы. Обратите внимание на то, что она имеет немного квадратную форм. Добавим челку, наклоненную в правую сторону как у . ШАГ 3. Переходим к обрисовке элементов лица. Набросаем штрихами тонкие брови, верхние веки, а также ресницы. Затем приступайте к рисованию носа. Нос это очень важная часть портрета, на которую новички иногда не обращают внимания. Этот элемент может кардинально изменить весь портрет в целом. В следующих уроках мы рассмотрим подробнее . Шагаем дальше. 4. Нам осталось закончить наброски глаз. Тут надо аккуратно обрисовать глазные яблоки. Добавим также реснички и верхние, нижние веки. ШАГ 5. Вы уже почти у цели. Теперь нам предстоит нарисовать рот. Посмотрите внимательно на её губы. (Хотите узнать как правильно рисовать губы? тогда читайте урок: Как нарисовать улыбку) Рисуем на коже складки, чтобы показать её эмоции, улыбку. Губы чуть приподняты. Края можно немного заштриховать карандашом. ШАГ 6. Последнее что нам нужно сделать — это причёска. У неё длинные прямые волосы, немного волнистые. Старайтесь рисовать плавными линиями, а также можно добавить некоторые линии толще, чтоб создать эффект объемных волос. После всего проделанного стираем ластиком вспомогательные линии, уточняем края. У нас должна получится вот такая картинка: Надеюсь у Вас всё получилось. Задавайте вопросы по уроку . Показывайте свои шедевры! Оставляйте свои комментарии внизу, пишите какие уроки рисования карандашом еще хотите увидеть. Советую пройти еще такие уроки:

Рисование портрета для начинающего художника кажется невероятно сложной затеей. Часто новички спешат создавать потрет, не изучив его основные принципы и техники. Каждый рисунок лица завершается разочарованием, что может привести к абсолютной потере интереса. Не стоит опускать руки, ведь каждый портретист начинал с изучения базовых правил, практиковал их, совершал десятки ошибок и в конце-концов достигал положительных результатов. Сейчас мы разберем построение портрета карандашом , его особенности и правила. Они помогут добиться правильности, а что самое важное – реалистичности и высокого качества портрета.

Есть три основных положения, в которых может располагаться лицо на портрете

1. Анфас – прямое положение головы, в котором видно полностью все лицо и его черты. Голова не имеет наклона, поэтому уши видны не полностью.

2. Профиль – боковое положение головы, в котором видно лишь половину лица. Это левая или правая часть, на котором расположен глаз, ухо, половина носа и рта.

3. Три четверти – это положение между анфасом и профилем. Обычно видна одна из сторон лица полностью, а на второй лишь слегка видны части лица.

Особенности положения в профиль и анфас, их стандартные параметры

Анфас:

  1. Зрачки расположены строго на середине лица. Если поделить лицо горизонтально на две части, то можно увидеть, что на уровне линии окажутся глаза, а точнее – зрачки.
  2. Кончик носа находится на средине лица, между бровями и подбородком.
  3. Линия рта расположена между кончиком носа и подбородком.
  4. Высота от линии роста волос до края верха головы равна высоте от зрачков до кончика носа.
  5. Ширина лица измеряется шириной пяти глаз по горизонтали. Высота от подбородка до нижней губы – одним глазом (развернутым по вертикали).
  6. Верхняя часть уха расположена на уровне глаз, а нижняя – кончик носа.

Профиль:

  1. Ухо находится на средней линии, что разделяет голову пополам.
  2. Основание носа расположено на середине лица.

Обсудим части лица. У каждого человека они имеют свою индивидуальную форму и размер, но построение у всех подобное. Разберем, какое строение имеют определенные части и как это сделать правильно.

Глаз:

  1. Его углы имеют разную высоту. Обычно внешняя часть расположена выше, чем внутренняя.
  2. Радужка глаза видна не полностью, когда человек смотрит прямо. Полностью видно лишь тогда, когда человек смотрит вниз.
  3. Ресницы, которые расположены сверху, длиннее, чем нижние.
  4. Всегда рисуйте радужку и зрачок. Глаз выглядит довольно искусственно и мультяшно, когда там нет одной из этих частей.

Нос:

  1. В анфас четко видны кончик и крылья носа, а ствол лишь изображаем с помощью теней.
  2. Если изображать нос в профиль, то видно лишь очертание одной стороны и ноздрю.
  3. Сложным ракурсом считается – три четверти. Здесь нужно быть аккуратным, чтобы нос был естественным. В данном ракурсе сочетаются «анфас» и «профиль», поэтому важно равномерно выделить контур, крылья и кончик.

Губы:

  1. Линия рта, что находится посередине, будет иметь более четкий вид, чем линии губ.
  2. Рисуйте губы, начиная с верхней губы, потому что нижняя губа имеет более упрощенный вид. Её будет не сложно наметить в конце.
  3. Обычно верхняя губа тоньше нижней.
  4. Средняя линия рта будет немного опускаться к краю. Даже если человек изображен с улыбкой, то все равно сначала уголки чуть опускаются, а за тем снова приподнимаются.

Как поэтапно нарисовать портрет карандашом: советы от опытных художников

Вы хотите нарисовать портрет, но что-то у вас не получается? Изводите себя и тонны бумаги, но желаемого результата нет? Не спешите отчаиваться!

В данной статье специально для вас мы собрали советы от опытных художников школы рисования “Аквамарин”, позволяющие быстро овладеть техникой рисования портрета карандашом.

Один из главных секретов поэтапного рисования портрета карандашом

Один из главных секретов опытных художников заключается в том, что они начинают делать изображения от целого к частному, то есть постепенно двигаясь от простого к сложному. В то время как новички предпочитают сразу в деталях прорисовывать рот, нос, глаза и другие части лица человека.

Таким образом, первый наш несложный, но очень важный, совет сводится к тому, что сначала нужно нарисовать портрет так, чтобы изображаемое вами лицо имело неясные очертания, как будто человек находится в тумане.

На следующем этапе работы воображаемая дымка будет постепенно исчезать, и черты лица будут становиться все отчетливее, это мы будем их уже детально прорисовывать.

Также в начальный раздел нашей статьи мы добавим еще одну ценную информацию. Не секрет, что человека на портрете можно изобразить в трех ракурсах - в профиле, анфас и полуобороте (видно три четверти лица).

С какого ракурса лучше начинать работу новичку портретной живописи? Эксперты школы рисования “Аквамарин” советуют начинать пробы карандаша с профиля, а затем переходить на полуоборот лица. Когда и такая техника будет освоена, можно будет браться и за самое сложное изображать лицо человека в анфас.

При этом доказано, что человека проще рисовать с фотографии, чем с натуры. И тут тоже нужно подумать о своих силах. Чтобы получить прекрасный результат в итоге, и хорошо разобраться с тем, как рисовать портрет карандашом поэтапно, разумнее двигаться по принципу от простого к сложному, то есть сначала научиться рисовать лицо человека с фотографии или другого изображения, а уже потом переходить на натуру.

Делаем основу для портрета карандашом

Основой или каркасом портрета является овал головы, а также точки, показывающие месторасположение носа, глаз, подбородка, ушей и так далее. И в самом начале работы такие контуры нужно разметить.

В качестве примера предлагаем рассмотреть портрет симпатичной девушки, который идет как иллюстрация к данной статье. Давайте проанализируем, какая у нее форма головы? Круглая или яйцевидная? А может голова у нее овальной формы с квадратным подбородком?

После того, как мы проанализируем форму головы объекта, изобразим ее на бумаге. Это будет круг или овал. Затем на такой основе необходимо расположить точки, указывающие на местонахождение глаз, рта, ушей и так далее.

Если вы рисуете портрет с фотографии, то просто вооружитесь линейкой, и сначала наметьте ориентировочную высоту и ширину головы, а потом измерьте остальные параметры лица и укажите их точками на наброске.

Если вы рисуете конкретное лицо с натуры, то протяните руку в сторону модели и на карандаше визуально, примерно отмерьте расстояния от одной точки до другой, а потом пропорционально и с нужным масштабированием переносите отрезки на бумагу.

Так, сначала нужно будет отметить ориентировочное расстояние между макушкой головы и подбородком, потом ширину лица, а затем и остальные точки, показывающие уже большую детализацию элементов.

Из анатомических особенностей вам сообщим, что обычно ширина головы равняется трем четвертям ее высоты. Это стандарт, от которого всегда возможны отклонения в 1-2 сантиметра. Но формула дана для того, чтобы вы тщательно проверили соотношение указанных вами на бумаге размеров.

Для работы лучше использовать карандаш НВ. Необходимо стремиться, чтобы очертания лица на начальной стадии были едва заметными, легкими и нежными.

Не торопитесь. Мы так созданы, что каждый человек индивидуален, и вам нужно уловить и правильно отразить уникальные черты лица на бумаге. Если вы необоснованно много оставили места для изображения носа, то в итоге он будет раздутым, как у хрюшки, а если у вас осталось мало места на лице под глаза, то они тоже будут по-поросячьи маленькими. А ведь мы обидеть никого не хотим.

На каждом этапе сверяйте основу портрета с оригиналом. Замечайте особенности лица. Может быть это будет крупный нос или широкие скулы, а может быть маленький ротик и большие глаза. При желании разобраться, как рисовать портрет карандашом поэтапно, данные моменты очень важны.

Этапы рисования портрета карандашом.

Эталон лица

Эталон лица является золотым правилом портретистов. Именно в нем указаны общепринятые пропорции, которые позволяют впоследствии точно изобразить того или иного человека.

Эталон портрета включает в себя следующие моменты:

Линия глаз проходит ровно посередине линии, идущей от макушки головы до подбородка.

Линия носа идет строго по середине отрезка, расположенного между линией бровей и окончанием подбородка.

Расположение губ должно соответствовать такой пропорции. Если линию между носом и подбородком разделить на три равных части, то конец верхней трети будет служить верхней границей губ, а верхняя граница нижней трети отрезка будет являться нижней границей губ. Это стандарт, а остальное зависит от индивидуальных пропорций человека.

Линия бровей определяется так. Расстояние от макушки головы до конца подбородка делим на 3,5 части. Верхняя доля в половину части оставляется на линию роста волос. За ней отмеряем одну часть и проводим черту, которая и будет являться линией бровей. От нее отмеряем еще одну часть, и новая черта будет указывать нам на нижнюю точку изображения носа.

Ширина нижней челюсти рассчитывается как три четверти от самой широкой части головы.

Если вы делаете изображение лица в полуоборота, то посмотрите на представленную иллюстрацию как правильно рисовать такие пропорции.

Сначала воображаемая линия делит голову вертикально пополам. Затем стоит учесть, что лицо у вас видно только в две четверти. Поэтому на ближайшую к художнику половину лица будет приходиться две трети изображения, а одна треть будет оставаться на остальную часть лица, которая видна только в полуоборота.

Этапы создания портрета: Обрубовочная голова

Обрубовочная голова представляет собой голову человека, представленную в упрощенном виде. Именно «обрубку» начинающие портретисты изучают в профессиональных художественных заведениях.

Предлагаем вам тоже попробовать нарисовать обрубовочную голову модели: только голову, без остальных элементов фигуры.

На втором этапе изображения головы человека следует отметить особенности размеров конкретного лица. В частности, на рисунке нужно обозначить:

  • рельеф скул, их толщину, впадающие и выпирающие части;
  • переносицу, основание носа, его ширину и длину;
  • глаза с расстояниями по ширине и высоте;
  • губы с размерами по ширине и высоте;
  • изгиб бровей, их толщину и направление;
  • подбородок треугольной, квадратной или иной формы.

Теперь давайте подробно остановимся на том, как прорисовывать главные элементы лица. Все это тоже естественно входит в процесс, как рисовать портрет карандашом поэтапно.

Поэтапное рисование лица. Глаза

Форма глаз это круглая сфера, поэтому на листе бумаге данную округлость важно подчеркнуть. Чтобы глаз был шаровидной формы, объем белку глаза придают различными по интенсивности оттенками.

Определить пропорции глаз для анфаса можно так: нужно ширину головы разделить на пять частей, их которых вторая часть будет представлять один глаз, а четвертая - другой.

Если вы рисуете человека в полуоборота, то сначала нужно отметить глазную впадину, расположенную рядом с височной частью головы. Затем от нее нужно отмерить расстояние на самый дальний глаз, который по размеру будет в два раза меньше, чем самый близкий к вам. Потом на бумаге нужно указать расстояние между глазами и наметить на листе контуры второго глаза.

На следующем этапе с помощью отрезков покажите положение век. У любого глаза есть верхнее и нижнее веко. При этом специалисты не советуют нижнее веко делать слишком темным, но оно на тон будет все же темнее белка глаза. Также посмотрите на представленной иллюстрации как нужно показывать его толщину.

Поэтапное рисование лица. Нос

Нос занимает достаточно большую часть лица. Чтобы его правильно изобразить, обратите внимание на следующие моменты:

Расположение крыльев носа можно наметить, если провести вниз две параллельные линии от внутренних уголков глаза.

Создавая лицо в пол-оборота, линия, идущая от дальнего глаза, будет скрыта за переносицей.

В целом нос имеет форму трапеции, нарисуйте ее и это будет основание носа. Линиями выделите боковые части носа. Поставьте карандаш по вертикали, параллельно носу, запомните угол между боковой частью носа и строго вертикальной чертой, отразите его на бумаге.

Поэтапное рисование лица. Губы

Изображение губ тоже начинаем с определения размеров и прорисовки контуров. Сначала высоту головы делим на восемь частей. Пятая линия, если идти сверху вниз, и будет являться линией губ.

На этой линии рисуем цилиндр, который при детальной прорисовке и должен впоследствии у нас превратиться в рот.

Деление на две губы делается следующим образом. Высоту губ делим на три части, из них одна верхняя часть приходится на верхнюю губу, а две вторые - на нижнюю.

Еще одна интересная деталь от экспертов: ширина губ будет равняться отрезку, который представляет собой расстояние между центрами зрачков глаз. Но при изображении человека в пол-оборота ширину губ нужно будет измерить по фотографии и подогнать к масштабу рисунка.

Существует и еще один способ определить ширину губ на бумаге: измерьте глаз, умножьте полученную величину на 1,5 и у вас получится размер губ по ширине.

Поэтапное рисование лица. Уши

Определить месторасположение уха на рисунке можно так: его верх будет равняться нижней линии брови, а низ - нижней линии носа. На представленной вам иллюстрации наглядно видно, как можно нарисовать «правильное» ухо.

При изображении лица в профиль и в пол-оборота рисуем только одно ухо, второго с такого ракурса не видно. Только не забудьте на рисунке ухо изобразить немного с наклоном к голове, так будет анатомически более верно.

Угол наклона определяем на глаз или с помощью карандаша, который прикладываем к фотографии.

Детализация

На последнем этапе процесса, как рисовать портрет карандашом поэтапно, нужно научиться делать детальную прорисовку. Она заключается в том, чтобы прорисовать все элементы лица, изобразить все его округлости и плавные линии.

Чтобы добиться сходства с исходной фотографией или моделью, нужно, естественно, быть кропотливым и внимательным. После (или в процессе) прорисовки лишние линии контура следует удалять.

На заключительном этапе делается штриховка портрета.

Сначала заштриховываются самые темные части, а потом доходит очередь и до самых светлых. Затем нужно поставить более светлые пятна на некоторые детали, к примеру, сделать блики на зрачках, на кончике носа и на других участках.

Рисунок готов!

Но некоторые портреты можно делать и без штриховки. Это будет уже линейный портрет, на котором в качестве средств изображения используются только линии.

Предлагаем вам посмотреть, как таким способом можно нарисовать лицо девушки.

Портрет ребенка можно выполнить по схеме предложенной ниже:

Учитывая советы от опытных художников по пропорциям, детальной прорисовке и штриховке, вы тоже сможете успешно рисовать разных людей в профиль, анфас и полуоборот. Рисуйте, тренируйтесь, приходите на занятия в школу рисования “Аквамарин” и с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше!

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Для того, чтобы освоить портрет, нам нужна бумага, карандашик и на крайний случай – на очень крайний – ластик. Его мы используем лишь тогда, когда поймем, что карандашом рисунку мы уже никак не сможем помочь. Затем изолируемся от общества – просим окружающих вам не мешать – и торжественно приступаем учиться рисовать портрет карандашом .

Чтобы было удобнее правильно понимать и выполнять рисунок, лучше придерживаться своеобразной «инструкции по использованию ».

Для начала нужно сделать подробный осмотр нашего предмета рисования – , то есть. Нужно очень тщательно рассмотреть все, и продумать форму… А лучше – сделать пару набросков, чтобы было удобнее увидеть конструктивную форму.

Было бы весьма хорошо прорисовать саму натуру в разных положениях, с разными поворотами и ракурсами. Можно также легонько поводить по предмету рисования карандашиком, чтоб ощутить то, как именно устроена форма.

Теперь не менее важная часть в портрете – это ваше место работы . Его нужно подбирать с учетом удобного и приемлемого обзора натуры. Для начала, лучше чтоб сама натура находилась в спокойном состоянии – то есть никаких сильных и необычных ракурсов.

Компоновка композиции

Теперь нужно скомпоновать всю композицию на бумаге. В этом пункте наш работает в усиленном режиме, ведь нам нужно будет найти места для отдельных частей композиции – для головы, и туловища .

Перепроверяем основные объемы, обнаруживаем повороты и главные, базовые оси построения. Теперь нам нужно выстроить форму: сначала все вместе, потом все по очереди и затем снова все вместе.

При каждом изменении или дополнении рисунка, нужно помнить и о перспективном соотношении, пропорциональности форм и соответствии этих форм друг другу. То есть, нужно следить за тем, чтоб все было гармонично.

Теперь нам нужно выделить извечное противостояние – иными словами, нам нужно разделить свет и тень. Для этого используется аккуратная неспешная .

Моделирование формы портрета

Следующий шаг – моделирование формы с учетом того, что у нас уже есть: ложащейся светотени и пространственного видения . В процессе моделирования разных мелочей важно помнить, что эта мелочь является частью всего, а, значит, должно гармонично в это «все» вписываться.

В результате у вас должно выйти нечто вот такое

Как и у любого ученика, у вас обнаружатся ошибки – не сомневайтесь, но и не расстраивайтесь. Сейчас приступим к их разбору, а, соответственно, и к исправлению.

Итак, одна из самых распространенных ошибок, вернее даже эффектов – это то, что работа сильно темная, перечерчена. Второй же эффект – воздушные формы, они как бы ватные, не похожие на настоящие. Такой рисунок еще называют чугунным. Все дело в нарушении пропорций. Ну, к тому же, могут быть чрезмерно выражены и линии построения.

Причинами таких дефектов могут послужить проблемы художника со светотенью . Вернее даже, со светотенью на объемах. Ведь он пытается передать правильно объем головы, но ему никак не удается отделять частное от общего, то есть наложить тень не только по всему рисунку, но и по отдельным частям так, чтобы выглядело это приемлемо.

Может быть, также ошибка в том, что человек, который пытается нарисовать портрет, никак не может связать отдельные детальки в общую картинку и рисунок выглядит… будто порванным. Рисовальщик пытается с помощью штриховки «затереть» эту оплошность.

Иными словами, рисовальщику стоит еще раз проработать рисование деталей.

Если вышеперечисленные эффекты имеют место на вашем рисунке, то приступим к методам избежания подобного. В случае, если во время передачи формы штриховкой, вы чувствуете, что что-то не так – немедленно отложите работу над тональностью и еще раз внимательней рассмотрите объем головы. Можете легонько пройтись карандашом по форме, отметить с точностью любую деталь, наклоны, повороты, отступы и прочее. Благодаря этому, вы сможете ощутить и взаимосвязь всех участков между собой .

Более того, включаем наше логическое мышление – не опять, а снова — и рассматриваем эти самые детали головы, то есть то, где начинается и заканчивается, почему так, а не иначе. К тому же, с помощью этого анализа, вы сможете еще распределить свет и тень, а также положение в перспективе (какой предмет активный – ближе, а какой нет) .

С этой проблемой разобрались. Далее по-обратному отсчету: если вы, начав разбираться с конструктивной формой и объемом, вдруг и внезапно ощутили дискомфорт (внезапное желание чихнуть, сходить в туалет или выпить воды не считается) , то выбираем один из следующих вариантов действий.

Пробуем мысленно взглядом разделить предмет рисования (голову в нашем случае) по изгибам формы на плоскости. Таким образом будет легче смоделировать объем.

Прорисовка деталей

Стараемся понять суть формы: как именно она устроена. Затем строим объем с помощью всяких условных плоскостей или же конструктивных линий (если вы все смешаете – не страшно) .

Опять таки, выйти должно не менее хорошо, чем на рисунке:

Еще ниже приведен другой рисунок, который слегка перечерчен, но на нем гораздо удобней рассматривать, как пример, работу над объемом головы, тоном и деталями.

Очень сложно поставить в предназначенных для них ямках – обычно они выходят или плоскими, или выпученными, как у лягушки.

Так вот, при рисовании глаз нужно помнить об их конструкции – о том, что у них есть объемное глазное яблоко, нижние и верхние веки, надбровные дуги, имеющие свойство отбрасывать тень на глаза.

Также не легко распределить светотень на волосах: к примеру, верхняя часть волос осветлена, в то время как височная часть скрывается полутенью. Волосы на височной линии прорабатываются особенно четко , ведь именно там голова переходит в затылочную часть – этим мы показываем объемность волос.

Очень важно удачно совершить поиск пропорций объемов – как общего, так и по отдельности, деталей, взаимную пропорциональность этих деталей. То, что пропорциональность не найдена или искажена, вы поймете, если в нарисованном портрете не сможете узнать вашу натуру

Снова повторюсь: , потому не гнушайтесь потрудиться сначала над ними. Самое важное в – это основные пропорции, объем, всякие плоскости и конструктивные точки.

Можете ловить объем головы заинтересовавшего вас прохожего (или прохожей 😉 ), любимого актера или просто человечка из рекламы (нет, ну а что? хороший способ превратить долгие минуты рекламной паузы в интересное и полезное занятие ).