Кто такие курды и откуда они взялись. Курды – потомки ариев, которых паразиты старательно уничтожают

  • 13.10.2019

При произношении крылатой фразы «нация без государства », первое, что приходит на ум - курды. Самобытный народ с общей численностью в 35 миллионов человек, разбросан на территории нескольких государств в западно-южной части Азии. Слушая новости о национальных конфликтах, происходящих в этом регионе, многие задаются вопросом - кто такие курды и откуда они взялись?

Древняя история курдов

Родина курдов издавна была ареной бесконечных споров между двумя крупными империями: Иранской и Османской. История пронизана драматизмом и, в некоторой мере, несправедлива к этому народу - в многовековой борьбе с чужеземными захватчиками они так и не смогли создать независимое государство .

Современные раскопки архитекторов в междуречье рек Тигр и Евфрат говорят о том, что народность курдов сформировалась в периоде с 5000 до 4500 лет до н.э., и проживали они в древнем государстве Мидия. Выгодное графическое положение, а царство имело выход к современных Чёрному, Каспийскому и Аравийскому морях, заставляла курдов постоянно отбиваться от нападений соседних государств.

В конце 600 лет до н.э., под натиском кочевников из племен монголов, тюрок и сельджуков, произошло окончательное падение Мидии. Некогда монолитный народ разбит географическими границами разных государств, и 80% курдов проживают в современной Турции, Ираке, Иране и Сирии.

Курдистан сегодня: возможность создания автономного государства

Стремительно развивающие события, которые происходили в начале 21 века, и продолжают будоражить весь мир сегодня, заставляют задуматься о предоставлении некой автономии для курдов . Рассмотрим все «за» в вопросе о создании новой страны:

  • Историческая справедливость . Очевидна выгода для курдов, которые являясь одним из самых древних народов, не имеет своего государства.
  • Национальное примирение . В Турции к курдам относятся с опасением, в Иране и Ираке их называют «неправильными» мусульманами. Автономия решила бы все междунациональные противоречия.
  • Геополитика . Зачастую, для решения своих вопросов на востоке, «курдскую» карту разыгрывают супердержавы. Курдистан помог бы частично успокоить ситуацию в регионе.

Курды: религия

Курдская религия отличается своей многогранностью. Виной этому можно считать тот факт, что проживает народ на территории нескольких странах . Вероучения этнических групп разных государств, оставило свой след не только в религии, но и в традициях и обычаях древних предков.

  • Сунниты . В основном это касается курдов проживающих на территории Турции и Сирии. В Ираке и Иране, где большинство мусульман относят себя к шиитам, проживают езиды.
  • Езиды . Первоначало езиды были язычниками, сейчас религия включает в себя элементы иудаизма и христианства. Проживают в Ираке, но имеют обширную диаспору в Армении, Грузии, Германии, Франции и США.
  • Монофизиты . Верование переплетается с христианством, и гласит, что Бог имеет только одну природу - божественную. У православных Иисус Христос воплощает в себе человеческий облик и божественную силу.
  • Шииты, христиане . Христине проживают в центре Курдистана, шииты в Ираке и Иране.

Численность курдов в мире

Как мы уже говорили, курды - огромный крупный этнос Азии, который не имеет своей государственности . Большая часть населения компактно проживает на территории называемой Курдистан, который делится на четыре географо-политические части:

По всему миру живут около 35 миллионов курдов. Помимо Курдистана большое количество живет в Германии (800000) и Франции. Много езидов, которым надоело навязывание им мусульманского вероисповедания, перекочевали в Армению.

Если говорить о территории бывшего СССР, то в странах СНГ их проживает около 200000 человек:

  1. Россия 57,4 тыс. человек,
  2. Армения 51,2 тыс. человек,
  3. Грузия 34,7 тыс. человек,

Эти страны являются лидерами по этим проживанию курдов.

Как живут курды в России?

Россия и Курдистан во все времена вели дружеские отношения. В частности курды активно помогали Российской Империи во время Крымской войны. События начала прошлого века, с последующим вхождением в состав России территорий Северного Кавказа, обозначил появление в нашей национальной семье курдов.

По итогам последней переписи населения, курдов в России проживает около 57476 тыс. человек . Самая многочисленная диаспора:

В основном курды заняты в сельской отрасли, и комфортно себя чувствуют в России. Об этом, в частности, может говорить тот факт, что на чистом курдском языке говорят только старшее поколение . Дети общаются на русском языке, который по своим лингвистическим характеристикам ничем не отличается от любого другого региона страны.

Традиции курдов

Культура и быт народа отличается своими особенностями. Издавна курды верили в идолов. Попав под воздействие мусульманского халифата, культура и традиции этого древнего этноса впитали в себя особенности двух религий :

  • Свадьба . Бракосочетание происходит весной, а само празднование может продлиться до 7 дней. Сохранился до наших дней и обычай «похищения» невесты.
  • Похороны . Покойного заматывают в хлопчатую ткань, на грудь ложится зеркальце и камень. Родственники умершего носят траур в течение года.
  • Женщины . В отличие от мусульман, которые закрывают свое лицо тонкой повязкой «никаб », представительницы слабого пола курдов этого не делают. Вместо паранджи распространена современная одежда, среди которой на особом месте стоят штаны (в старину - для удобства езды на лошадях).
  • Дети . Отцом обязательно должен быть курд, мать - «порядочная» женщина любой национальности.
  • Алкоголь . Среди езидов популярно вино, которое они считают кровью Христа. Пьется напиток с особой аккуратностью, дабы не пролить ни одной капли на землю.
  • Гость . Особое отношение к гостю можно охарактеризовать национальной пословицей: «Жена, сабля, конь - никому, все остальное - гостю ».

Теперь вы знаете, кто такие курды и откуда они взялись. Являясь самым многочисленным этносом южно-западной части Азии, курды издавна ведут борьбу за создания собственного государства - Курдистана.

Стремление этого народа к свободе и независимости поддерживаются многими людьми со всего мира. Борьба за автономию продолжается, и кто знает, может в течение следующего десятилетия, мы будем свидетелями создания нового государства.

Видео: откуда возникли курды?

В этом видео историк Фархат Патеев расскажет, как и откуда возникла нация курдов, какие ее ожидают перспективы в дальнейшем:

Занимает юго-восток Турции в районе города Диярбакыра и озера Ван. Численность турецких курдов, по приблизительным расчетам, составляет 15-20 млн человек. В Иране проживает примерно 7 млн курдов, чуть меньше в Ираке и Сирии, небольшие курдские диаспоры в Германии, Швеции, Великобритании и Франции. В России насчитывается около 20 тыс. курдов, живущих в Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, Новосибирской и Саратовской областях. В целом, численность этого народа оценивается в 40 млн человек.

Основная проблема курдов - в том, что они не имеют собственного государства. Курдов, проживающих в Сирии и Турции, притесняют в правах: в Сирии их не признают гражданами страны, в Турции курды не могут разговаривать на своем языке, пропагандировать свою культуру. Проблему осложняет богатые нефтью территории Курдистана, в связи с чем крупные мировые государства желают контролировать этот серьезный источник энергии. Играет свою роль и политическая разобщенность курдов. Большинство населения стремится к независимости и считает, что их народ отвечает всем нужным для этого критериям (язык, территориальная преемственность, культура, ).

Религия и культура

Подавляющее большинство курдов суннитского толка, значительная часть - -шииты, также есть христиане и . Небольшая часть курдов - приверженцы доисламской курдской - езидизма. Но своей исконной религией все курды считают зороастризм.

Курдская не однородна в плане языка. Существуют два самостоятельных, очень разных, курдских языка – сорани и курманджи. В сорани нет родов, в курманджи они есть, поэтому объединить их невозможно.

Большей части этого народа приходится жить в тяжелых экономических условиях, многие считают их дикими и необразованными. На самом же деле, культура курдов очень богатая и древняя. Курдский фольклор отличается большой оригинальностью и разнообразием. Известны множество национальных , песен, легенд, свадебных и погребальных обрядов. Первые памятники письменности курдов датируются VII веком. Литература развивается с XI века, достигая своей вершины в XIV-XVIII веках, в творчестве таких поэтов, как Факи Тейран, Ахмед Хани, Харис Битлиси. Основное занятие курдов с древних времен - полукочевое скотоводство и земледелие, также развиты ремесла.

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

Все слышали об этой «нации без государства». Тем не менее, мало кто действительно понимает этот народ, который оказался на территории сразу четырех стран (Турции, Ирана, Ирака и Сирии).

Курды - это крупнейший народ без государства, который разбросан по территории по меньшей мере четырех ближневосточных стран (Ирак, Иран, Турция, Сирия) и обладает большой европейской диаспорой.

У них, безусловно, найдется, что сказать о масштабном переустройстве региона, которое могут повлечь за собой арабские мятежи.

Все это - прекрасный повод, чтобы поразмышлять о том, что сегодня представляют собой курды, и чего они хотят, вместе с Сандрин Алекси (Sandrine Alexie) из Курдского института в Париже. Эта переводчица и писатель ведет блог о курдском мире с 2000 года.

Нам неизвестно, сколько всего насчитывается курдов

Верно. Оценки варьируются в пределах от 20 до 40 миллионов. Ни одна из тех стран, где проживают курды, никогда не проводила этнической переписи. Туманность в этом вопросе полностью устраивает все правительства.

Наиболее правдоподобные оценки говорят о 15 миллионах в Турции и 7-8 миллионах в Иране. Власти этих государств избегают переписи, чтобы избежать усиления этнической обособленности. В Сирии их насчитывается порядка 1-2 миллионов, причем 800 000 из них не имеют гражданства и обречены на нелегальное существование.

В Ираке региональное правительство Курдистана приводит официальные цифры в 5,3 миллиона человек, тогда как иранские власти говорят о 4,3 миллиона, так как это позволяет им сократить объемы выделяемых курдским провинциям средств.

Если принять во внимание, другие курдские регионы помимо Курдистана, то общее число курдов в Ираке можно оценить примерно в 6-6,5 миллионов человек.

Наконец, давайте рассмотрим данные Совета Европы насчет курдской диаспоры: 800 000 в Германии (по большей части это выходцы из Сирии и Турции), 100 000 в Швеции (из Ирана и Ирака), 90 000 в Великобритании (из Ирака) и 120 000 - 150 000 во Франции (преимущественно из Турции). Тем не менее, эти оценки вряд ли можно назвать точными из-за большого числа нелегалов в диаспоре. Невозможно также посчитать количество курдов на территории бывшего СССР. В Израиле их порядка 130 000.

Таким образом, цифра в 35 миллионов курдов в мире не выглядит столь уж нереалистичной.

Никакого «курдского народа» на самом деле не существует

Неверно. Члены племен и семей могут проживать на территории сразу нескольких государств, тогда как некоторые политические партии пользуются влияниями за пределами национальных границ.

Так, у Рабочей партии Курдистана (РПК), которая внесена в список террористических организаций США и Европейского Союза, есть ответвление в каждой стране: в Сирии (Демократический союз), Иране (Партия свободной жизни Курдистана) и Ираке. Кроме того, курдские партии в Сирии часто симпатизировали одной из двух основных иракских партий: Демократической партии Курдистана Барзани и Патриотическому союзу Курдистана Талабани.

У курдов есть два отличных друг от друга основных диалекта, носители которых, тем не менее, понимают друг друга: на курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, тогда как сорани в ходу в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен еще один родственный язык, зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Объяснение Сандрин Алекси:

«С учетом всего того, что им пришлось пережить с конца Первой мировой войны (политика ассимиляции или даже геноцида в Ираке, запрет на изучение языка и т.д.), если бы курды не были народом, они бы уже давно исчезли, и никакого «курдского вопроса» не было бы и в помине. Притеснения лишь усилили национальные чувства курдов».

Среди курдов есть мусульмане, христиане и иудеи

Верно. Подавляющее большинство курдов (70%) исповедуют ислам суннитского толка.

Проживавшая на территории Ирака небольшая группа курдов-шиитов была уничтожена или депортирована Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. После свержения партии Баас они постепенно начинают возвращаться в страну, но их насчитывается максимум 20 000 человек.

Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана. Нужно отметить и то, что заметным влиянием среди курдов пользуется суфитско-шиитский синкретизм (алевиты в Турции, езиды в северном Ираке, шабаки у Мосула и ахл-е акк в Иране).

Христиане Курдистана делятся на католиков и представителей автокефальных церквей: халдеев, ассирийцев, сиро-яковитов. Все они говорят на арамейских языках.

С 1967 года многие из этих христиан принимали участие в курдских восстаниях, так как им грозило выселение, уничтожение их деревень и насильственная арабизация, которая сегодня трансформировалась в исламизацию.

В Иракском Курдистане в настоящий момент насчитывается более 100 000 курдов-христиан. К тому же они не признаются религиозным или этническим меньшинством в Турции, где во время войны в 1990-х годах им пришлось покинуть курдские регионы (они не раз оказывались между молотом и наковальней в боях между курдами и правительством).

В Сирии их отношения с курдами-мусульманами складываются скорее в позитивном ключе, и христиане в курдских городах поддерживают курдские движения и не подвергаются гонениям в отличие от того, что происходит в остальной части страны.

С 1949-1950 годов все курды-иудеи перебрались в Израиль, Австралию или США.

Ирак не поддерживает дипломатические связи с Израилем, однако в 2006 году лидер Демократической партии Курдистана Барзани выступил в поддержку открытия израильского консульства в Эрбиле. Теперь курды-иудеи могут вновь увидеть свою родную деревню только уже с другими паспортами. Никакой враждебности к ним со стороны курдов-мусульман не наблюдается.

Мустафа Барзани (отец нынешнего лидера партии) поддерживал прекрасные отношения с Израилем еще в 1960-х годах, и курды никогда этого не скрывали. У племени Барзани были тесные связи с евреями из Акко, к которым относится и бывший министр обороны Израиля Ицхак Мордехай. Среди израильских граждан также насчитывается немало людей по фамилии Барзани.


Курдистан никогда не существовал


Верно и неверно.
Курдистан (запрещенное в Турции слово) никогда не имел статуса национального государства в ХХ веке, однако в Средние века существовали независимые или полунезависимые курдские княжества.

В 1150 году персидский султан Санджар, турок-сельджук по происхождению, создал провинцию под названием Курдистан. Параллельно с этим возник и османский Курдистан, очертания которого менялись вместе с турецко-персидской границей.

«Как свидетельствуют государственные османские архивы, среди титулов османских султанов числился и «падишах Курдистана». Тем не менее, турецкие власти не желают об этом вспоминать», - говорит Сандрин Алекси.

С тех провинция Курдистан неизменно существовала на территории Персии, а затем современного Ирана.

По окончанию Первой мировой войны новые границы разбросали курдов по четырем государствам. Первые карты Курдистана были составлены в 1919 году представителем курдов по предложению Лиги наций (в статьях 62 и 64 подписанного в 1920 году Севрского мирного договора предусматривалось создание автономного или даже независимого Курдистана и независимой Армении). На этих документах территория Курдистана напоминала по форме касавшегося головой моря огромного верблюда и была равна по площади Франции.

Курды хотят собственное государство

Верно. Большинство курдов стремятся к независимости. Они подчеркивают, что отвечают всем необходимым для этого критериям (территориальная преемственность, язык, культура, история), и что у них есть на это полное право.

Но они понимают, что подобное требование равнозначно политическому самоубийству. Это может подтолкнуть американцев к тому, чтобы бросить на произвол судьбы курдов в Ираке. Первое время после своего формирования, то есть в конце 1980-х - начале 1990-х годов, Рабочая партия Курдистана добивалась независимости, однако впоследствии отказалась от этого требования.

Кроме того, с 1960 годов наметилось и другое решение, из которого следует, что каждая из четырех частей Курдистана должна добиться для себя автономии, чтобы впоследствии сформировать нечто вроде Бенилюкса, то есть образования с более тонкими границами.

Впервые об этой идее рассказал в 1963 году журналист The New York Times Дана Адамс Шмидт (Dana Adams Schmidt), который провел 46 дней в горах с Мустафой Барзани и написал рассказ «Путешествие среди смелых людей» (Journey Among Brave Men).

Сегодня этот проект союза вновь выходит на первый план и даже может похвастаться определенным консенсусом. То, что происходит в Иракском Курдистане с 2003 года, придало уверенности в себе курдам из других стран.

Особенно это заметно в Турции, где с 2009 года Союз общин Курдистана, взяв за основу модель Иранского Курдистана, регулярно проводит политические инициативы на пути к автономии и самоопределению, что в частности объясняет усиление репрессивных мер со стороны турецкого государства (аресты, процессы, запреты и т.д.).

Курды не могут договориться между собой

Верно. Они очень независимы и никогда не жили при централизованной курдской власти.

Курды — горный и исторически кочевой народ, что никак не предрасполагает его к объединению. Кроме того, его нынешняя организация до сих пор в значительной мере носит племенной характер, а между вождями племен возникают конфликты.

«У курдов нет культа великого диктатора, и они скорее напоминают гасконцев. Каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко», — поясняет Сандрин Алекси.

С 1992 по 1996 года курды вели гражданскую войну на севере Ирака. Крупнейшие региональные державы по очереди оказывали поддержку то одной, то другой стороне. В 2003 году враждовавшие братья вновь объединились. Тем не менее, эта война едва не похоронила мечты о независимости и до сих пор остается болезненным воспоминанием для курдов.

Тяжелее всего курдам приходится в Турции

Неверно. Несмотря на судебное преследование, аресты и тюремные сроки, курдам в Турции сейчас все равно живется легче, чем это было в 1980-1990-х годах (депортации, сожженные деревни, массовые пытки, исчезновения военных, операции турецкой «Хезболлы») до прихода к власти консервативно-исламистской Партии справедливости и развития.

В Иране положение курдов ощутимо хуже: запрет всех языков меньшинств (в том числе и арабского), газет на курдском языке, культурных и правозащитных организаций, женских ассоциаций и курдских профсоюзов, преследования, репрессии и подавление всех ростков гражданского общества.

Активистов Партии свободной жизни Курдистана, которые, как предполагается, получают поддержку от ЦРУ, задерживают, пытают, отправляют в тюрьмы. Нередки также и приговоры к высшей мере, так как курды из этой партии иногда называют себя атеистами или даже марксистами (политическую линию этого движения и РПК отследить довольно сложно, однако она носит антиисламский характер).

Есть в стране и курды-сунниты, которых тоже недолюбливают в Тегеране. Иранские революционные суды могут (и нередко пользуются этой возможностью) признать их «врагами Аллаха», что равнозначно смертной казни.

Война в Сирии открывает возможности перед курдами

Верно. Либо в стране установится демократия, и курды по крайней мере смогут добиться большей автономии, а также конституционного признания их народа и языка. Либо там воцарится хаос с формированием различных зон влияния, и они также смогут извлечь выгоду для себя, попытавшись воспроизвести то, что было в Ираке в 1992 году (автономия), когда Саддам Хусейн отступил из северной части станы.

В таком случае они будут стремиться не допустить возвращения арабских солдат в зоны, которые оставил им Башар Асад. Как впрочем, не пустят туда и Сирийскую свободную армию, так как опасаются влияния сражающихся вместе с ней исламистов (столкновения отрядов ССА с курдскими ополчениями уже начались).

Стратегия Демократического союза, вероятно, выглядит следующим образом: пусть сирийские сунниты сражаются с шиитами, а мы тем временем будем защищать наши меньшинства, население и территорию.

«Тем не менее, нельзя исключать и возможность гражданской войны между курдами из Демократического союза и новой революционной коалиции», — отмечает Сандрин Алекси. То, что сирийские пешмерга (дезертировавшие из сирийской армии добровольцы, которые нашли прибежище в Иракском Курдистане) не набрали силу на севере Сирии, вероятно, объясняется стремлением избежать внутрикурдских столкновений.

Курды: история, религия, культура

По материалам сайта «Новый Курдистан»
http://kurdstory.narod.ru/rfr.html

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Материал подготовлен Юлией Саид
(В очерке использованы научные работы историков:
профессора М.С.Лазарева и А.М.Ментешашвили)

Курдистан (буквально - страна курдов) образует территорию на юго-западе азиатского материка, в которой курды составляют абсолютное или относительное большинство. Название это имеет не государственно-политический, а этногеографический смысл. Эта территория поделена между четырьмя государствами - Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Поэтому трудно точно определить его географические пределы.

Расположенный в самом центре западноазиатского региона (примерно между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы) Курдистан с запада на восток простирается приблизительно на 1 тыс. км., а с севера на юг - от 300 до 500 км. Его общая площадь составляет примерно 450 тысяч кв.км. (в Турции - свыше 200 тыс.кв.км., в Иране - свыше 160 тыс.кв.км., в Ираке - до 75 тыс.кв.км., в Сирии - до 15 тыс.кв.км.).

Курдистан - историческая родина курдского народа, где проживает его подавляющее большинство, однако есть немало и некурдистанских курдов (несколько сот тысяч в восточноиранской провинции Хорасан, около 200 тысяч в бывшем СССР, свыше 150 тысяч - в Израиле, около одного миллиона в эмиграции, главным образом в Западной Европе). Среди курдов отмечается высокий естественный прирост - около 3% в год. Поэтому, несмотря на преимущественно горный рельеф местности, благодаря плодородным долинам, Курдистан по плотности населения достигает среднего показателя по Азии (до 45 человек на кв.км.). По весьма приблизительной оценке его население к настоящему времени превышает 30 миллионов. Таким образом, курды - крупнейшее национальное меньшинство в Западной Азии и самая многочисленная нация в мире, лишенная права на национальное самоопределение.

В странах обитания курды расселены неравномерно. Более всего их в Турции (около 47%). В Иране курдов около 32%, в Ираке - около 16%. В самом этническом Курдистане (при всей условности границ) курды составляют подавляющее большинство населения (по одним данным в различных его частях от 84 до 94%, по другим - от 72 до 79%).

Главная особенность геополитического положения Курдистана состояла в том, что он всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империи, Арабского халифата, Ирана). Благодаря этой особенности этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической разделённости этноса государственными границами. Поэтому сформировавшаяся ныне курдская нация далеко не однородна. И, прежде всего, это касается языка.

Курдский язык относится к западной группе иранских языков, он делится на ряд диалектов и наречий, некоторые из них ещё недостаточно изучены. Ввиду того, что курдам не удалось создать своего государства и, как следствие, вековая разобщенность, а также длительный контакт с арабами, персами, турками, армянами и другими народами Ближнего и Среднего Востока оставили значительный след в их языке. Курдская литература развивается в основном на двух диалектах - сорани и курманджи. Около 60% курдов, обитающих в Северном, Северо-Западном, Западном, Юго-Западном и частично в Центральном Курдистане (на территориях Турции, Северо-Западного Ирана, Сирии, части Северного Ирака) пользуются диалектом курманджи (главным образом на латинской графике). До 30% курдов, обитающих в Южном и Юго-Восточном Курдистане (Западный и Юго-Западный Иран, Восточный и Юго-Восточный Ирак) говорят и пишут на диалекте сорани (на арабской графике). Кроме того, среди курдов-заза, обитающих в вилайете Тунджели (Дерсим) в Турецком Курдистане, распространен диалект зазаи или думили (на латинской графике), а среди курдов Керманшаха (Бахтерана) в Иране - родственный ему диалект гурани (на арабской графике).

Письменность курдов начала развиваться на основе арабского алфавита, который впоследствии был приспособлен к фонетическим особенностям курдского языка. На этом алфавите писали и читали курды Ирака и Ирана. В 30-е гг. XX в. были сделаны первые шаги по созданию курдского алфавита на латинской основе. Так, курды Сирии стали использовать турецкую латиницу (с 1931г.), к которой были добавлены некоторые знаки для передачи специфических звуков курдского языка. В 1929г. курды Армении перешли на письменность, также созданную на базе латинской графики, на котором издавалась вся научная и художественная литература. С 1945 года здесь был введен курдский алфавит на русской основе.

Курдистан отличается разнообразием существующих религий. Подавляющее большинство курдов - 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Относительно небольшая часть курдов исповедуют доисламскую курдскую религию - езидизм. Но, независимо от вероисповедания, курды своей исконной религией считают зороастризм.

Курдистан, занимающий чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение, постоянно привлекал внимание иноземных завоевателей. Со времени образования Халифата вплоть до наших дней курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких, монгольских, туркменских, персидских и других поработителей. Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Аюбиды) управляли не только отдельными княжествами, но и такими крупными странами как Египет и Сирия. Знаменитый полководец-курд Салах ад-Дин, много лет правивший Египтом, сумел объединить под своими знаменами арабов, курдов и другие народы и достиг значительных успехов в борьбе с крестоносцами. В эпоху раннего феодализма курдские династии пользовались большим политическим влиянием на Ближнем Востоке и сыграли значительную роль в судьбах народов региона.

С начала XVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание им спорили две мусульманские державы - сефевидский Иран и Османская империя. Итогом этих войн стал Зохабский договор 1639 г., разделивший Курдистан на турецкую и иранскую части и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского народа. Руководствуясь законом Разделяй и властвуй, правительства Османской империи и Ирана старались ослабить, а затем и ликвидировать курдские княжества в целях экономического и политического закабаления Курдистана. Этот раздел не только не положил конец междоусобицам, а, наоборот, ещё более усилил феодальную раздробленность страны. В новое время освободительная борьба курдов продолжалась. На протяжении всего XIX в. она выливалась в большие восстания, которые жестоко подавлялись султанским и шахским режимами. Против своей воли курды были втянуты правительством Османской империи в первую мировую войну, после которой разорённый край разделили ещё раз - теперь на четыре части - между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.

Курдская культура отличается многогранностью. Из глубины веков до нас дошло богатейшее наследие курдского устного народного творчества. В фольклоре отражена история этого народа, его многовековая борьба за свободу. Высокое художественное совершенство курдского эпоса ставит его в один ряд с памятниками мирового фольклора. История сохранила имена многих замечательных курдских поэтов и писателей. Обнаружение письменных памятников курдской литературы и их предварительные исследования позволяют утверждать, что курды - народ-создатель самобытной национальной литературы. Самый ранний из дошедших до нас письменных памятников на курдском языке относится к VII в. В нём автор оплакивает разорение земли курдов арабскими завоевателями.

Первый курдский поэт, известный под именем Пире Шариар, жил в X в. Некоторые исследователи называют его курдским ходжой Насреддином за его многочисленные четверостишия и изречения, ставшие пословицами и поговорками. Выдающимся поэтом средневековья был Али Теремахи (X – XI в.), автор первого трактата по грамматике на курдском языке и таких поэм, как Единственное слово, Сыновья отчизны, Яхонтовое ожерелье и Поистине, жизнь - это сон. Али Теремахи был одним из первых, кто создавал свои произведения на диалекте курманджи. На этом же диалекте творил и его великий современник Али Харири (1009 -1079), стихи которого пользуются популярностью в народе. До нас дошёл рукописный диван (сборник) его лирических газелей. Между XII и XV вв. творила целая плеяда курдских поэтов, наиболее яркими представителями которых были Ахмед Малаи Джезири (Мела Джизири), Факи Тайран (Мим - Хай) и Мулла Бате. В своих лирических газелях-касыдах Мела Джизири воспевает красоту своей возлюбленной - сестры джезирского правителя Умад ад-Дина. В его творчестве прослеживается две линии - народная, характерная для его предшественников, и придворная. В курдской литературе Джизири считается главой школы газели. Творчество названных поэтов подготовило почву для появления одного из самых выдающихся курдских поэтов - Ахмеда Хани (1650-1708), знаменитую поэму которого Мам и Зин можно с полным правом назвать лучшим памятником курдской литературы. Поэма составляет славу курдской классической поэзии. По мнению современных курдских литературоведов, Ахмед Хани был первым поэтом, кто затронул в литературе национальную проблему курдов. Из представителей курдской литературы нового времени следует выделить Нали, или Мела Хизра (1800-1856). Воспитанный на лучших произведениях персидской и арабской поэзии, он написал прекрасные газели и по праву считается основателем поэзии на южном диалекте. Важнейшей вехой в новой истории курдской литературы стало творчество Хаджи Кадыра Коя (1816-1894). Почти все его стихи имеют национально-патриотическую направленность, курдское национально-освободительное движение XIX в. отразилось в его поэзии.

В XX в. лучшие традиции курдской литературы продолжили Джигархун, Хожар, Хемен, Фаик Бекас и Шерко Бекас.

Омархали Ханна Рза

ЕЗИДИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕЗИДОВ

На протяжении многих веков езиды скрывали свои религиозные представления. Они продолжали придерживаться религии своих предков и тайно отправляли культы, устно передавая основы вероучения. Устные предания передавались из поколения в поколения в виде устных преданий, многие из них забыты, некоторые исказились или подверглись влиянию других религий, но их большая часть дошла до сегодняшних дней.

Езидизм - одно из вероисповеданий, встречающееся среди курдов - с давних времен привлекал к себе особое внимание. Многие путешественники, проезжавшие по территории проживания курдов-езидов, рассказывали о езидах, но в основном об их нравах и обычаях. Что же касается самой сущности езидской религии, то почти всегда она оставалась для европейцев недосягаемой тайной. Объясняется это во многом тем, что большинство приверженцев этой религии скрывали своё вероисповедание от иноверцев.

В последнее время ведётся активное изучение езидизма европейскими и курдскими учёными. Появляется тенденция к религиозному просвещению езидов и печатается езидская литература на курдском языке. Например, в Ираке издаются своего рода пособия по изучению езидизма с приложением описаний обрядов, молитв, религиозных гимнов.

Езиды проживают в основном в Ираке (особенно в горах Синджара, где находится Лалеш - святыня всех езидов), в Турции, Сирии. Небольшая их часть живёт в Иране, преимущественно на северо-западе, в районе городов Маку и Хой, а также в Грузии, Армении, России, Германии, Франции, Бельгии, Голландии и других странах. Езиды являются носителями северного диалекта курдского языка – курманджи. Сами приверженцы этой религии называют себя эзди, а не езид, в честь Султана Эзида, «праотца» езидов.

Некоторые авторы для определения езидизма используют термин “секта”, однако здесь и далее будет употребляться термин “религия”, а не секта, поскольку автор данной статьи придерживается мнения акад. Н.Я.Марра о том, что езидизм является собственно курдской религией, исповедовавшейся большей частью курдов до того, как они приняли ислам.

До сегодняшнего дня не выработано единого мнения относительно происхождения езидизма и этот вопрос остается дискуссионным и нуждается в глубоком научном исследовании. Некоторые придерживаются теории крупного исламоведа Микель Анджело Гуиди, автора гипотезы о мусульманском происхождении езидизма. Однако многие учёные не соглашаются с этим мнением, утверждая, что курды-езиды никогда не были мусульманами и езидизм исповедовался большей частью курдов до того, как они были приобщены к исламу. Ряд исследователей считает, что езидизм датируется раннехристианским периодом, точнее, его корни простираются в период до 2000 г. до Р.Х. Поклонение солнцу и огню у езидов даёт основание говорить об элементах зороастризма в езидизме. Этой точки зрения придерживаются многие авторы. Так, например, С.А.Егиазаров в связи с этим пишет: «Очень вероятно, что езиды в отдалённом прошлом были последователями Зороастрова учения, подвергшегося впоследствии значительному изменению». Действительно, изучение источников по этим двум религиям позволяет говорить, что зороастризм серьёзно повлиял на езидизм. Как нам представляется, езидизм и другие религиозные течения в Курдистане корнями восходят к единой древнекурдской религиозной системе, близкой к народному зороастризму. До сих пор религия езидов сохраняет многочисленные обряды и поверья, связанные с древними курдскими верованиями.

Религиозная доктрина езидов изложена в двух священных книгах – «Джилва» («Книга Откровения») и «Масхафе Раш» («Чёрная книга»), написанных особым шрифтом, на южном диалекте курдского языка, близком к мукри. Письмо в езидских (как и в зороастрийских) представлениях – вместилище потаённой премудрости, а таинство веры следует блюсти от своих мирян и иноверцев. По этой причине они не имели всеобщего распространения и, можно сказать, что религия езидов практически бесписьменная. Она живёт как словесная традиция, передаваемая из поколения в поколение.

Огромное значение для изучения и описания езидизма имеют так называемые кавлы и бейты. Кавлы - гимны, часть религиозного учения, бейты – песенные отрывки из мифологических поэм. Они представляют собой богатейший материал для изучения религии езидов. Охарактеризовать представления езидов о Боге достаточно сложно. Ясно одно: езидизм - это монотеистическая религия. Некоторые учёные утверждают, что у езидов нет определённых молитв и жертвоприношений непосредственно Богу. На самом деле они есть, но их немного.

В езидизме совершенно определённо указано, что Бог только Творец вселенной. Правление миром предоставляется семи ангелам, созданным им. В этой религии Творец представляет всемогущего создателя мира, совершенно устранившегося от него и от его дел. По мнению А.А.Семенова, концепция Бога у езидов в некоторой степени похожа на идею Платона об Абсолюте.

Важное положение в езидизме занимает образ Мелек-Тауза. С ним связаны наиболее противоречивые сведения. Некоторые авторы считают, что Мелек-Тауз - олицетворение зла, а езиды - поклонники дьявола. Однако эти вымыслы не имеют ничего общего с представлениями самих езидов об этом божестве. Мелек-Тауз был первым из семи ангелов, созданных Богом. «И поставил Бог Мелек-Тауза правителем над всеми». Он занимает высокое положение в езидской космогонии. Другие учёные сравнивают его с Демиургом гностиков, поскольку в «Масхафе Раш» Бог говорит ему: «Я вложил всю материю в твои руки». У езидов Мелек-Тауз олицетворяет собой две стороны огня - огонь как свет и огонь как пожар, то есть одновременно Добро и Зло. Если каждый человек представляет собой смешение плохого и хорошего, то каждый езид носит в себе часть Мелек-Тауза. Немилость Бога к нему объясняется по-разному и имеет несколько истолкований. По одной из версий, Мелек-Тауз отошел от Бога из гордости, не желая поклониться созданному человеку. По другой легенде, это неповиновение объясняется его особой преданностью Богу.

Для езидизма определяющим фактором в его реформировании и приспособлении к новым историко-культурным реалиям оказались учение и личность Шейха Ади. Его образ занимает важное место в религиозной традиции курдов-езидов. Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади б. Мусафир б. Исмаил б. Муса б. Марван б. ал-Хасан б. Марван родился между 1073 и 1078 годами в Бейт-Фаре, в области Баальбек, что в долине Бекаа (ныне Ливан). В юношеском возрасте Шейх Ади отправился в Багдад. Он был знаком с известными суфиями того времени ал-Газали и Абд ал-Кадиром ал-Гилани. Шейх Ади оставил после себя несколько трактатов и касыд. Покинув Багдад, он перебрался в горы Хакяри (то же, что и Бахдинан), где когда-то правил Марван II.

На сегодняшний день большинство исследователей склоняются к тому, что Шейх Ади б. Мусафир пришёл в курдские горы из Сирии (Шама). Об этом же свидетельствует езидская религиозная традиция. Например, в религиозном гимне «Mala bava» говорится:

«Шейх Ади пришёл из Шама,
В Лалеше [начал] творить деяния».
Шейх Ади скончался в Лалеше в 1162 г. в преклонном возрасте.

В представлениях езидов Шейх Ади не просто историческая личность и реформатор езидизма. Он считается вторым по значению божеством после Мелек-Тауза. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, он был послан Мелек-Таузом научить избранный им народ, чтобы тот не сбился с пути. Шейх Ади не умер и никогда не умрёт. Поверье езидов о том, что после своей смерти он вознёсся на небо, возможно, объясняется тем, что позднее мосульский правитель Бадр ад-Дин Лу’лу’ вместе со своими людьми раскопали могилу Шейха Ади и сожгли его останки.

Некоторые учёные полагают, что божеством третьего порядка в езидизме является Султан Езид (Эзид). С возникновением этого божества связанно много легенд. Следует отметить, что решение вопроса о его происхождении имеет очень важное значение, поскольку его именем названа сама религия. Езиды называют его «своим Господином». Например, в езидском символе веры говорится:

«Султан Эзид мой Господин,
Мелек-Тауз моё свидетельство и [моя] вера».

Главная отличительная черта езидизма от других религий (кроме зороастризма) – это то, что езидом можно только родиться, принять эту религию нельзя. Всё их общество основано на кастово-теократическом принципе деления. Существуют три касты, две из которых составляют духовенство (шейхи и пиры) и одна - мирян (мюридов). Функции и обязанности как духовенства, так и мирян наследственны. Браки между тремя кастами строго эндогамны. Благодаря своей консервативности и замкнутости езидской общине удалось донести эту систему до сегодняшнего дня.

Во избежание путаницы следует упомянуть о существовании сложной духовной иерархии в Лалеше при гробнице Шейха Ади (мир, бабашейх, факиры, каввалы, кочаки, фарраши и т.д.). Однако эта система требует особого рассмотрения и сейчас мы не будем касаться её.
Лалеш является святыней и местом паломничества всех езидов. Многие авторы пишут, что Шейх Ади поселился в развалинах христианского монастыря. Однако внутренний интерьер храма не содержит элементов, присущих христианским монастырям. Некоторые учёные полагают, что архитектура езидских строений свидетельствует об их возведении в дохристианские времена, а в римскую эпоху в них поселились монахи-христиане.

В вероучении езидов существует множество предписаний, каждый правоверный езид должен придерживаться их и руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Это вызвано главным образом заботой о сохранении чистоты религии. Существуют некоторые пищевые запреты. Ношение синего цвета категорически запрещено. Также имеется ряд табу, связанных с огнём, водой и землёй. Как нам представляется, это восходит к зороастрийскому предписанию, запрещающему осквернение вышеупомянутых стихий. У езидов много праздников, такие как праздник соблюдения поста, в честь Султан Езида, праздник Хыдыр Наби, Новый год и другие.

В настоящее время многие езиды забывают основы своего вероучения - древнейшей религии курдов, история которой насчитывает более двух тысяч лет. Сейчас, когда курды-езиды живут не компактно, им особенно необходимо поддерживать традиции и обычаи предков, общаться друг с другом и стремиться к возрождению, а не угасанию своей религии.

КУРДСКИЕ СКАЗКИ

Урок отца

0тец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге старую подкову и сказал сыну:
- Подними эту подкову.
- Зачем мне нужна старая подкова? - ответил сын.

Отец ничего ему на это не сказал и, подняв подкову, пошёл дальше.

Когда они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал эту подкову. Пройдя ещё немного, они увидели торговцев, которые продавали вишни.

Отец за деньги, что он выручил за подкову, купил у них много вишен, завернул их в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал свой путь, изредка съедая по одной вишенке. Сын шёл позади и смотрел с жадностью на вишни. Когда они прошли немного, из рук отца выпала одна вишня. Сын быстро нагнулся, поднял её и съел. Спустя некоторое время отец уронил ещё одну вишню, а затем другую и стал так ронять по одной вишне, продолжая свой путь. Сын не менее десяти раз нагибался, поднимал и ел обронённые вишни. Наконец, отец остановился и, отдавая сыну платок с вишнями, сказал:

Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую подкову, а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые вишни, которые были куплены за эту подкову. Впредь помни и не забывай: если будешь считать лёгкий труд тяжёлым, то встретишься с более тяжёлой работой; если не будешь доволен малым, то лишишься большого.


Змее - палка судья

Рассказывают, однажды змея заползла в стог сена, а его кто-то поджёг.

Находившийся поблизости человек по имени Шех Омар протянул змее палку, чтоб спасти её. Как только змея оказалась в безопасности, она обвилась вокруг шеи Шех Омара и ни за что не хотела слезать.

Идут они и обращаются ко многим, чтобы их рассудили. Решение всех таково: змея должна спуститься с шеи Шех Омара. Но змея никого не слушала и не спускалась.

Наконец, они пришли к лисице, чтобы та их рассудила. Лисица сказала змее: «Пока ты не слезешь, не буду вас судить». Как только змея сползла, ей тут же палкой размозжили голову. Поэтому говорят: «Змее - палка судья».


Мудрый гость

Однажды некий дервиш постучался в дом курда.

Дверь открыла пожилая женщина, мать хозяина дома. Она сказала, что сына нету дома, пригласила гостя войти, постелила ему палас и накрыла скатертью стол. Но так как в доме ничего не было, то она не могла ему ничего вынести и постеснялась сказать об этом гостю. Гость же подождал и, видя, что ему ничего не несут, закрыл за собой двери и пошёл своей дорогою.

Тут вернулся домой хозяин дома. Мать рассказала, что у них был гость, и она ничего не вынесла ему поесть, так как дома ничего не было. Хозяин дома подумал и сказал:

Мать, дай мне саблю, поскачу, догоню и убью этого дервиша, пока он не опозорил меня, моих предков и моих потомков перед всем светом.

Схватил он саблю, сел на коня и помчался за дервишем. Догнал он дервиша, обнажил свою саблю, замахнулся над ним и сказал:
- Ветер веет по всему свету...
- Но не везде, где он веет, есть богатство и достаток, - добавил мудрый дервиш.

Понял курд, что дервиш вошёл в его положение и не ославит перед всем светом. Он слез с коня, извинился перед божьим человеком, поцеловал его руку и пригласил зайти в гости на обратном пути.