Пьер безухов поиск себя. Поиск смысла жизни пьером безуховым

  • 23.06.2020

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться.
А спокойствие душевная подлость.
Л.Н. Толстой

Многие из персонажей романа-эпопеи «Война и мир» долго не могут понять, в чем состоит цель их жизни, поэтому не могут обрести истинного счастья.

К числу таких персонажей можно отнести: Пьера Безухова и . Они находятся в непрестанном поиске смысла жизни, мечтают о деятельности, которая будет полезной народу и окружающим. Именно эти их качества характеризуют их личность, демонстрируя их душевную красоту. Для них жизнь - вечное стремление к правде и добру.

Пьер и Андрей близки не только внутренним миром, но и своей чуждостью миру Курагиных и Шерер. Отслеживая жизнь героев, мы можем заметить, что Толстой проводит героев через полосу смен разочарований и счастья: показывает трудность пути приводящего к осознанию смысла человеческой жизни. Но путей по достижению счастья великое множество, именно поэтому автор показывает нам двух людей: ведь они ставят перед собой абсолютно разные цели, при этом идя к добру и правде каждый своим путем.

Князь Андрей видит себя в лучах славы, мечтает совершать подвиги, превозносит военный дар Наполеона, поэтому собственный «Тулон» — это его цель. При этом он видит славу, как

«любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь».

Для достижения цели выбирает служение в рядах действующей армии. Но на поле Аустерлица Андрей понимает, что путь, выбранный им, ложный, что слава - ничто, жизнь - все. Андрей осознает ничтожность мечты и, как следствие, разочарование и душевный кризис. Он совершил подвиг, выбежав со знаменем вперед, но этот поступок не спас бедственного положения: сражение было проиграно, а сам князь тяжело ранен. Перед лицом «вечного,доброго неба» он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих.

«Надо… чтобы не для меня одного меня шла моя жизнь…»,

— думает он.

В сознании Болконского случается перелом, теперь для него Наполеон - не гениальный полководец, не сверхличность, а маленький, ничтожный человечишка. С возвращением домой в Лысые горы, Андрей занимается обыденными делами: воспитывает сына, заботиться о крестьянах. Одновременно с этим она замкнулся в себе, он думает, что он обречен, появление Пьера возвращает его к жизни. И Болконский решает, что

«надо жить, надо любить, надо верить».

В нем вновь пробуждаются жизненные силы: возрождается вера в себя, любовь. Но финальное пробуждение происходит в Отрадном, при встрече с . Он возвращается в общество. Теперь он видит смысл жизни в совместном счастье с любимой Наташей Ростовой.

И вновь крах.

К нему приходит осознание бессмысленности государственной деятельности - он вновь утрачивает взаимосвязь с обществом. Затем происходит разрыв с Наташей - крушение надежд на семейное счастье. Это и приводит его к душевному кризису. Кажется, что нет надежды на преодоление этого состояния.

С началом войны 1812 года, во время человеческих бедствий, смертей и предательств, Андрей находит в себе силы на восстановление. Он понимает, что его личные страдания ничто по сравнению с человеческими страданиями. Он идет сражаться, но не ради славы, а ради жизни, счастья, свободы людей и Отечества.

И именно там в этом хаосе смертей и крови Андрей понимает, в чем заключается его призвание - служить Родине, заботиться о своих солдатах и офицерах. Это чувство долга приводит Андрея на Бородинское поле, где он умирает от полученного ранения.

Перед смертью он принимает и понимает все советы и заветы Марии:

  • Принимает Бога - прощает врага, просит Евангелие;
  • Познает ощущение вечной любви, гармонии.

Свои искания Андрей завершает тем, с чего начал: он обретает славу настоящего героя.
Иным жизненным путем шел Пьер Безухов, но его волновали такие же проблемы, что и Андрея Болконского.

«Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?»

— на эти вопросы мучительно искал Пьер ответ.

Пьер ориентируется на идеи Наполеона, защищает проблемы французской революции. Он желает, то

«произвести республику в России, то самому быть Наполеоном».

Сначала он не видит смысла в жизни: поэтому мечется, допускает ошибки. Поиски приводят его к масонам. Впоследствии чего он обретает страстное желание «переродить порочный род человеческий» .Самыми привлекательными идеями ему кажутся идеи «равенства, братства и любви». И вновь неудачи, но он не отрекается от масонов - ведь именно в этом он видит смысл жизни.

«И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».

Этот вывод позволяет ему найти в дальнейшем свой истинный путь. Вскоре Пьер уходит из масонства, разочаровавшись в общественных идеалах. Не обретает и личного счастья. В его жизни наступает полоса разочарований.

И вновь грядет череда ошибок: поездка на Бородино, участие в военных действиях. Он вновь обретает мнимое предназначение - убить Наполеона. И вновь терпит крах: ведь Наполеон недостижим.

В последующем плену он обретает близость с простыми людьми. Он начинает ценить жизнь и маленькие радости. Встреча с Платоном Каратаевым помогла выйти из кризиса: он становится олицетворением «всего русского, доброго и круглого».

Каратаев помогает Пьеру познать новую истину. Пьер чувствует, что обрел гармонию с самим собой. Ему открылась простая истина: жить нужно для удовлетворения простых и естественных потребностей, главными из которых являются любовь и семья.

Приобщение к народу, тесное сближение с ним после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Одновременно обретает он и счастье. Основное убеждение, вынесенное им из жизненных исканий:

«Пока есть жизнь, есть и счастье».

Итог жизненных исканий Андрей и Пьера один: истинное счастье для человека скрыто в служении народу и Родине. Но Пьер нашел себя в служении народу, а Андрей не обретает себя и его личность погибает.

Смерть князя Андрея

толстой высшее общество смысл жизнь

Казалось бы, теперь все должно быть хорошо, но нет: Болконский умирает. Его смерть связана с философским мировоззрением самого Льва Николаевича Толстого, который считал, что любить всех (как князь Андрей) -- это значит не любить никого, то есть не жить. В рамках своего романа автор ставит земную любовь со всеми ее ошибками выше христианской. Эта борьба между небом и землей происходит в душе умирающего Андрея. Ему снится сон: дверь в вечность и Наташа. Он пытается не дать двери открыться, но она открывается, и он умирает. Борьба завершается победой неба -- идеальной любви: "Любовь есть бог, и умереть -- значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику". Андрей стал идеальным героем, он прошел весь путь жизненных исканий, достигнув совершенства, и был просто неспособен жить в окружающем его мире. Ему открылась великая истина, что сделало для него невозможным существование в мире обыкновенных людей.

Поиски смысла жизни Пьером Безуховым

Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому "медведю", "не умеющему жить". Лишь князь Андрей по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным "живым" среди этого общества.

Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну.

После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера. Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов Толстой не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.

Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: "Глупо, глупо: смерть, ложь..." Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять.

Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие героя. Он чувствует, что "в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь". После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса. Кризис, переживаемый героем, -- это и сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

"Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я..." -- вот вопросы, волнующие героя. Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева -- члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: "Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни". Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. "Перерождение" Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению. Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный образ жизни.

Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым "было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь".

В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства. Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных.

В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали "замечание о его горячности".

Обстоятельства, а также "первые правила масона" вынуждают Пьера помириться с женой.

В конце концов, Пьер понимает, что для многих масонство -- это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства.

Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым, предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи.

Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. Желая разделить судьбу народа, России, Пьер, не будучи военным, принимает участие в Бородинском сражении -- его глазами Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами "кавардачок", который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы "скинуть с себя все это лишнее, дьявольское" и быть "просто солдатом". Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пытается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? "Кто не боится ее, тому принадлежит все". С такими мыслями Безухов возвращается в Москву.

В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился "в состоянии, близком к сумасшествию". Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило "чувство потребности жертвы и страдания".

Проснувшись однажды, он взял пистолет, кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он "не отрекается" от своего намерения.

На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка. Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей, отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину.

Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти. Он не знал, как жить дальше.

Но знакомство с Каратаевым помогло ему возродиться. Любовное отношение Каратаева к жизни научило Пьера ценить то малое, что дает ему судьба. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды -- идет не каратаевским, а своим путем. "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив..." После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой.

В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей.

В начале романа читатель видит Пьера Безухова слегка рассеянным, но любопытным и жаждущим новых впечатлений молодым человеком. Он жадно впитывает в себя разговоры о Наполеоне, стремится высказать свою точку зрения. Двадцатилетний Пьер полон жизни, ему все интересно, поэтому хозяйка салона Анна Павловна Шерер боится его, и страх ее относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Впервые попав в высшее общество, Пьер ищет интересных бесед, не задумываясь о том, что естественность и собственное мнение «не принято» показывать среди этих людей.

Непосредственность, честность и доброта Пьера располагают к нему с первых же страниц романа. По сути, поиск смысла жизни Пьером Безуховым в романе Толстого «Война и мир» – иллюстрация преобразований, происходящих в то время в умах передовых людей России, которые привели в результате к декабрьским событиям 1825 года.

Поиски смысла жизни Пьером Безуховым

Нравственные искания для духовного человека – это поиски ориентиров на понимание того, как жить согласно его собственным принципам. Осознание того что верно, а что нет, меняются у человека в зависимости от многих факторов: от возраста, от окружения, от жизненных обстоятельств. То, что при определенных ситуациях кажется единственно правильным, в других оказывается абсолютно неприемлемым.

Так, юный Пьер, находясь рядом с князем Андреем Болконским признает, что кутежи и гусарство – действительно не то, что нужно Пьеру. Но, как только он выходит от князя, как очарование ночи и восторженное настроение берут свое над увещеваниями старшего товарища. Толстой очень точно и живо передал те внутренние разговоры, которые происходят с молодыми людьми, когда они следуют принципу: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно».

«Хорошо бы было поехать к Курагину», - подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили Пьеру. Он поехал к Курагину».

Чем старше становится Пьер, тем явственнее проступает его истинное отношение к жизни, к людям.

Он даже не задумывается о том, что происходит в его окружении, ему в голову не приходит принимать участие в жарких «боях» за наследство. Пьер Безухов занят главным для себя вопросом: «Как жить?».

Получив наследство и титул, он становится завидным женихом. Но, как прозорливо писала о Пьере княжна Марья в письме своей подруге Жюли: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в царствие божие, - эти слова страшно справедливы! Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!»

Пьер, теперь уже граф Безухов, действительно не устоял перед искушением и выбрал в жены хоть и красивую, но глупую и подлую Элен Курагину, которая изменяла ему с Долоховым. Став богатым, и женившись на красивейшей женщине, Пьер вовсе не становится счастливее, чем был до этого.

Вызвав на дуэль Долохова и ранив его, Пьер не испытывает торжества над победителем, он стыдится того, что произошло, он ищет собственную вину во всех своих бедах и ошибках. «Но в чем же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее»

Думающий человек ошибаясь, и осознавая свои ошибки, воспитывает себя. Таков и Пьер – он все время задает себе вопросы, создавая и формируя свое мировоззрение. В поисках ответов на главные для него вопросы он едет в Петербург.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь - все кончится. Умрешь и все узнаешь - или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».

Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину.

«В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство».

Воодушевленный, Пьер хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией.

Как раз после этой поездки, радостный от того, что делает добро людям, Пьер приезжает к князю Болконскому.

Пьер Безухов и Андрей Болконский

Встреча с «нахмуренным и постаревшим» князем Андреем хоть и удивила Пьера, но не остудила его пыла. «Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».

С поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским начинается роман Толстого, и этот поиск происходит на протяжении всего повествования. Эти два человека словно дополняют друг друга – восторженный и увлекающийся Пьер и серьезный и практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный взлетов и падений, радостей и разочарований, но их объединяет то, что оба они хотят приносить пользу людям, стремятся найти истину и справедливость в жизни.

Андрей Болконский, несмотря на то, что внешне очень недоверчиво отнесся к вступлению Пьера в масоны, со временем сам станет членом масонской ложи. И те преобразования в положении крестьян, которые не удалось сделать Пьеру, князь Андрей вполне успешно внедрит в своем хозяйстве.

Пьер же, после разговора с Болконским начнет сомневаться и постепенно отойдет от масонства. Со временем он опять испытает отчаянную тоску, и снова его будет мучить вопрос: «Как жить?»

Но в своей непрактичности и вечном поиске смысла жизни Пьер оказывается более добрым и мудрым, чем князь Андрей.

Видя, как страдает и мучается Наташа, совершив ужасную ошибку, связавшись с Анатолем Курагиным, Пьер пытается донести до Болконского ее любовь, ее раскаяние. Но князь Андрей непреклонен: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это». Он не хочет понять важную истину: если любишь, нельзя думать только о себе. Любовь иногда и проявляется в том, что нужно понять и простить любимого человека.

Встретив в плену Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам. И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.

Заключение

Роман «Война и мир» – это описание почти десятилетия из жизни многих людей. За это время произошло огромное количество разных событий и в истории России, и в судьбах персонажей романа. Но, несмотря на это, с главными героями романа остались основные истины, о которых говорится в произведении: любовь, честь, достоинство, дружба.

Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Пьером Безуховым» я хочу закончить его словами, сказанными им Наташе: «Говорят: несчастия, страдания… Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье».

Тест по произведению

Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым

Жизнь скушна без нравственной цели…

Ф. Достоевский

Толстой был глубоко убежден в том, что человек способен меняться на протяжении всей своей жизни, Меньше всего писатель стремился уберечь своих героев от трудностей и заблуждений. На примере Андрея Болонского и Пьера Безухова автор показывает эволюцию духовного мира человека, поиски новых, истинно человеческих отношений. Толстой не рисует всех этапов развития этих героев. Мы знакомимся с ними, когда они уже, в известной степени, сложившиеся личности, которые ощущают внутренний разлад со своей социальной средой. Наметившееся неудовлетворение собой и окружающей действительностью - отправной пункт сложных социальных и философских исканий героев.

Реальная сущность исканий Болконского и Безухова состоит в проверке ценностей людей их века и человечества в целом. Толстой ведет своих героев через ряд увлечений тем, что представляется им наиболее интересным и значительным в жизни общества. Эти увлечения нередко приносят горькие разочарования, а значительное оказывается ничтожным. Лишь в результате столкновений с миром, в результате освобождений от иллюзий Андрей Болконский и Пьер Безухов постепенно открывают в жизни то, что с их точки зрения является несомненным, подлинным.

Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость и призрачность жизни людей его среды. Неприятие мелочного существования света порождает в Болконском жажду настоящей деятельности. Он полагает, что участие в военных походах поможет ему. Андрей мечтает о личном подвиге, который бы прославил его. Его привлекает тот поразительный пример необыкновенного взлета от полной неизвестности к широкой славе, с которого началась блестящая карьера Наполеона. Болконский мечтает о своем «Тулоне», поэтому он и отправляется на войну 1805–1807 годов.

Во время Шенграбенского сражения князь Андрей не только наблюдает за ходом событий, он активно участвует в них, проявляя замечательную храбрость. Но все, что пришлось ему сделать за это время, не было, в его, «Тулоном». И эта мысль неотступно преледует Болконского. Чувство горечи и сомнений вызывает у него и отношение высших командиров к подвигу Тушина. Геройские действия батареи Тушина, оказавшие большое влияние на весь ход сражения, были прото не замечены, а сам он подвергся несправедливым нападкам. Князю Андрею грустно и тяжело от этого. Все было так странно, так не похоже на то, на что он надеялся.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконский вновь мечтает о славе: «Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую». Слава и торжество над людьми для Болконского в этот момент неразделимы. Черты наполеоновского индиидуализма ясно выступают в стремлениях князя Анрея. Но, совершив подвиг, он переживает трагедию Аустерлица. Он убеждается в мелочности своих честолюбивых целей. Весь ход сражения разрушил прежние представления Болконского о героях и подвигах. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, он переживает душевный кризис. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? - думает он. - И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Рассеялась вера Андрея в могущество и величие его кумира: «...так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы...» Отказ от честолюбивых стремлений, от желания поставить себя над людьми - важный этап в духовной эволюции князя Андрея.

Под влиянием всего испытанного им на войне князь Андрей впадает в мрачное, угнетенное состояние, переживает тяжелый душевный кризис. В беседе с Пьером в Богучарове он развивает перед другом теорию жизни, совершенно ему несвойственную. «Жить для себя... - вот вся моя мудрость теперь», - говорит он Пьеру. Друзья спорят о добре и зле, о смысле жизни. Пьер не верит Андрею. Он уверен, что у его друга - другое предназначение, что он может быть полезным людям.

Значительным моментом в пробуждении князя Андрея явилась его поездка в Отрадное и первая встреча с Наташей Ростовой. «Нет, жизнь не кончена в 31 год», - решает князь Андрей. Причину этого вновь возникшего интереса к окружающему миру составляет сознание неразрывной связи между отдельной личностью и всеми остальными людьми, стремление Болконского к тому, чтобы его жизнь отражалась в жизни других людей, была необходимой для всех. Именно тогда возникает и его жажда активной деятельности, которая теперь понимается им иначе, чем в пору мечтаний о своем «Тулоне». Сейчас Болконский испытывает потребность в деле, которое может принести пользу. Поэтому его привлекает сфера государственных интересов. Князь Андрей едет в Петербург и поступает на службу в комиссию Сперанского. Этот видный государственный деятель вначале производит на него большое впечатление, но затем князь почувствовал в нем фальшь. И рассеялась иллюзия Болконского о возможности его плодотворной деятельности в среде бюрократов. Он снова переживает разочарование.

Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея и наполнила его жизнь новым смыслом, Дальнейший путь этого главного героя - путь постепенного сближения его с народом. Во время Отечественно войны князь Андрей получает в командование полк. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении Болконского главную роль сыграли простые русские солдаты.

Тяжелое ранение, полученное на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея. Он подводит итог своему жизненному пути. Ему страстно хочется жить. Андрей Болконский приходит к мысли об огромной, всепрощающей любви к людям, которую он испытал бы, если бы остался жив. Перед смертью он прощает Наташу и говорит, что любит ее.

Духовный облик князя Андрея и вся его деятельность дают право предположить, что, если бы он остался жив, искания привели бы его в стан декабристов.

Большие человеческие стремления и поиск нравственных идеалов глубоко раскрываются и в жизненной истории Пьера Безухова. Он отличается от людей аристократического круга независимостью своих взглядов. После встречи у Анны Павловны Шерер Пьер обращается с просьбой к Андрею Болконскому посоветовать, как ему жить и что делать, и тот отвечает: «Выбери все, что хочешь. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь». Но именно с Курагиными обстоятельства соединяют Пьера, под их влияние он попадает надолго. И если заблуждения Андрея Болконского были связаны с жаждой славы, власти над людьми, то источником внутренних терзаний Пьера являются его увлеченность наслаждениями, власть над ним чувственных порывов.

Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, которыми постоянно занят Пьер, несмотря на свои светские «заботы», сближают его с масонами, в которых он увидел обладателей истинной мудрости. Вступая в масонскую ложу, Пьер ищет духовного и нравственного обновления, надеется, что именно здесь он «найдет возрождение к новой жизни». Стремление к личному совершенствованию Безухов не отделяет от исправления рода человеческого. Так, например, под влиянием масонских идей Пьер решает освободить принадлежащих ему крестьян от крепостной зависимости. Отличающийся доверчивостью, Пьер не видит всей сложности жизненных отношений. Намереваясь совершить доброе дело, он легко дает себя обмануть. Выдуманные сообщения управляющих имениями о процветании деревень Пьер воспринимает как свидетельство коренного улучшения жизни крестьян.

Однако за торжественными высказываниями о равенстве и братстве людей Пьер разглядел довольно прозаические стремления видных представителей масонской ложи к обогащению. Он ощутил невозможность масонов оказать значительное влияние на общество. Разочарование Пьера в масонстве, в мистической философии и филантропической деятельности побуждают его понять то, что он находится в замкнутом круге вызывающих его внутреннее сопротивление жизненных связей и общественных отношений.

Если и раньше Безухов ощущал изъяны окружающего мира, то после разочарования в масонстве он ясно видит, какой большой силой обладает зло, столь распространенное в жизни. Это вызывает у него, как и у Болконского, желание уйти от общественных проблем в область личных интересов, тех чувств, которые пробудила в нем Наташа Ростова.

Крутой перелом во взглядах Пьера, как и у многих других героев романа, происходит во время Отечественной войны 1812 года, события которой позволяют Безухову выйти из духовного кризиса. Дальнейший путь Пьера, как и Андрея, - это путь сближения с народом. Патриотические чувства приводят его на Бородинское поле, где солдаты называют его «наш барин». Настоящее сближение с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с Платоном Каратаевым. Раньше Пьер, углубленный в свой внутренний мир, мало интересовался окружающей его действительностью. Теперь он присматривается к людям, критически начинает анализировать окружающую жизнь.

В эпилоге Толстой показывает Пьера одним из деятелей тайного политического общества, Пьер резко критикует власть: «В судах воровство, в армии пала; шагистика, поселения мучат народ; просвещение губят». Цель жизни для Пьера теперь ясна: бороться против общественного зла.

Главное, что объединяет любимых героев Толстого, это нежелание мириться с несправедливостями жизни. Они люди думающие и ищущие. Они оба не раз заблуждались и пережили немало жизненных разочарований, но эти герои интересны для автора и для читателей тем, что они стремятся к поискам подлинных жизненных ценностей.

Вступление

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н.Г. Чернышевского, раскрывает "диалектику человеческой души", т.е. «едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой». Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь исканий смысла жизни и смерти.

Я решил взять тему исследования этого поиска, потому что считаю это наиболее близким и интересным для себя.

Каждый мыслящий человек рано или поздно задает себе вопрос: “Что есть жизнь? Что есть смерть? Что есть я в их бесконечном круговороте?”. Мне интересно, как ищут ответы на эти извечные вопросы умнейшие люди своего времени - Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Путь поиска смысла жизни Пьера Безухова

человеческое сознание толстой война

В начале романа Пьер Безухов показан молодым, энергичным, абсолютно непохожим на всех тех, кто его окружает. Только что приехавший из-за границы, он еще не умеет вести себя в светском окружении, и оттого все его слова и поступки кажутся лицемерным аристократам нелепыми и даже неприличными. Лишь один человек понимает Пьера и всегда рад его обществу - князь Андрей Болконский. Он дает Пьеру наставления, советы - но тот забывает о данных советах и своих обещаниях уже при выходе от князя Андрея. Под влиянием молодости Пьер ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, совершая много ошибок - в частности, вместе с «золотой молодежью» участвует в привязывании квартального к медведю с дальнейшим спуском обоих на воду, едва не решается, сидя на карнизе и рискуя упасть, выпить одним махом бутылку рома. Став обладателем огромного состояния, женится на бездушной красавице Элен. Примечательно, что в один из самых лирических и счастливых для большинства людей моментов - признания в любви - Пьерзабыл, что надо сказать. Здесь мы сталкиваемся с такими понятиями Толстого, как настоящее иненастоящее. Если чувство настоящее, слова идут из самого сердца, из глубины души. Ненастоящее же чувство Безухова стало его большой ошибкой.

Пьер был несчастлив в браке. В его жизни наступает кризис, он мучительно ищет выход из нравственного тупика. Положение усугубляют измены жены и такое потрясение для даже не умеющего держать пистолет Пьера, как дуэль с Долоховым, оскорбившим его. В итоге после дуэли всегда спокойный, уравновешенный Пьер в ответ на дерзость жены срывается и чуть не убивает ее. Потрясенный своим поступком, Пьер понимает, что не может больше оставаться в Москве, рядом с женой и с людьми, осуждающими его за дуэль. Он уезжает в Петербург, бежит от себя, от своей прежней жизни, осознавая необходимость перемен.

Пьер находится на жизненном перепутье, он не знает, что делать, чем заняться теперь, освободившись от пут светского общества и порвав с прежней жизнью. На пути в Петербург Пьер задумывается над смыслом бытия, пытаясь найти себе место в этом мире и понять свое предназначение. И тут происходит одно из ключевых событий в жизни Безухова - он встречает масона Баздеева. Пользуясь тем, что Пьер находится на жизненном перекрестке, Баздеев без труда завлекает его в масонское общество, якобы проповедующее идеалы добра и религии и имеющее целью искоренение зла и совершенствование рода человеческого.

На деле масонская ложа - то же светское общество, и многие имели целью лишь завести выгодное знакомство, вступая в ее ряды, как это сделал Борис Друбецкой. Но Пьер серьезно увлекся идеями масонства, понимая его как учение о братстве и любви. Он открыт для добра, ему не терпится сделать что-нибудь хорошее, и он направляет свои силы на благоустройство крепостных, строительство школ, больниц. Но, как писал Толстой, «Пьер не имел той практической цепкости», и поэтому у него толком ничего не получалось - старосты врали и обворовывали его, хотя сам он был уверен, что все дела отлично продвигаются.

Братья-масоны не разделяли энтузиазма Пьера. Они пользовались его щедростью и наивностью, прибирая к рукам деньги, выделяемые им на благотворительность. Пьер произносит в ложе речь, призывая своих “единомышленников” обратиться к изначальным идеалам масонства и посвятить себя достижению тех целей, которые поставил перед собой Пьер и к которым должен стремиться, по его мнению, каждый масон. Но он остался непонятым.

Начавшаяся война 1812 года заставила Пьера оставить масонскую деятельность. Охваченный патриотическими чувствами, он снаряжает полк, желая внести свою лепту в борьбу с Наполеоном. Острое желание быть причастным к святому делу освобождения Отчизны приводит Пьера на Бородинское поле. Общаясь с солдатами - простыми людьми - он понял, что истинную историю творит самая могущественная сила в мире - народ.

Вот его размышления после пережитого им кошмара бородинского сражения: «Слава Богу, что этого нет больше. О. как ужасен страх и позорно я отдался ему! А они … они все время, до конца были тверды, спокойны …». Они в понимании Пьера были просто солдаты - те, которые находились рядом с ним на поле боя и гибли за Россию. Пьер думал: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». В этих мыслях - желание Пьера быть ближе к народу, проникнуться его мудростью и простотой.

В результате этих размышлений и различных кабалистических вычислений он решает остаться в Москве, видя свое предназначение в убийстве Наполеона. Но судьба распоряжается иначе - он попадает в плен к французам.

Для Пьера наступает финальный этап его пути поиска смысла жизни. Он встречает Платона Каратаева. В сознании Безухова он стал олицетворением всего русского народа - безгранично мудрого, доброго, кроткого. В общении с Каратаевым Пьер обретает все эти качества и «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Но главное - Пьер обрел Бога. «Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, - не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога … Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной … Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос - зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека».

Пьер достиг гармонии с самим собой, нашел ответы на мучившие его всю жизнь вопросы, он научился не смотреть на все мелочное, житейское, бытовое. Он «радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».