Развитие мозга и чтение. Способы развития интеллекта

  • 13.10.2019

Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты . Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

Такие выводы можно сделать на основании исследования , которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве .

В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач.


Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” - даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.

Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

Итак, можно смело утверждать, что чтение - одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума ”.

Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта . Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму - естественны . Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить - то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод : постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Раз ты сейчас с нами, ты почти наверняка умеешь читать. И сейчас ты узнаешь, почему тебе чудовищно с этим повезло, а возможно, повезет еще больше, если ты дочитаешь эту статью до конца.

знак «Вася», знак «дубина», знак «лев»
знак «лев», знак «съел», знак «Вася», начали складываться в то, что позднее станет пиктографическим письмом и иероглификой (появления алфавитов, основанных на фонетике, придется еще немного подождать). Примерно с тех пор слово «грамотный» стало синонимом слова «умный». Историческое и социальное значение письменности огромно. На самом деле это было в миллион раз круче изобретения лука, колеса или, скажем, двигателя внутреннего сгорания. Потому что именно тогда человечество сумело справиться одновременно со временем и пространством: отныне слово и, соответственно, знание на этой планете обрели бессмертие.

Но, понимая эту огромную историческую значимость чтения, мы часто не задумываемся о том, что оно сделало с человеком на физиологическом уровне. Нет, это не про очки и сутулость.

Сейчас, пока ты читаешь эти слова, твой мозг внутри черепа полыхает как новогодняя елка, что прекрасно видно при томографических исследованиях. Пока твои глаза скачками ползают по строчкам (да, звучит, конечно, странновато, но именно так мы и читаем: в целом плавно, но с периодическими рывками, все равно как зависающий ролик просматриваем), в твоей голове кипит работа.

Нейронные сигналы отчаянно мечутся по чуланам и завалам твоего гигантского храма разума, отчаянно перетряхивая всякую ветошь и спешно разыскивая значения наскоро расшифрованных символов.

Выглядит это примерно так:

Эй, мы ищем «заскорузлый»? Никто не видел «заскорузлый»? Где, блин, все синонимы? Так... «сухой», «сморщенный», «накуксившийся» - не, это уже совсем не то...

Да просто повесьте ему перед носом картинку старого сапога - уж сообразит как-нибудь.

Поздно, уже проехали! Теперь срочно требуется «пеммикан»!

- «Заскорузлый пеммикан»?! Что это вообще такое? Они там все рехнулись, что ли? Гоните контекст, лоботрясы!

- «Заскорузлый пеммикан застрял в вампуме старого кроу»!

Боже!

Быстро-быстро! Опаздываем!

Что он вообще читает?

- «Моя жизнь среди индейцев».

А, точно, индейцы, бли-и-ин... Опять активный словарь можно выкидывать. Придется в детство нырять, в Куперов всяких ибн Фениморов... А там такие ассоциации встречаются - такие зубы, такие пасти! Сожрут - и пикнуть не успеешь!

А потому что не надо активный словарь в пятьсот слов иметь!

Так вот и развиваем же, как можем... регулярным чтением... м-да.

Все, больше не могу, синапсы отваливаются. Эй вы там, первичные! Намекните ему, что пора в туалет сходить, - сгоняйте к сфинктеру мочевого пузыря, пусть по старой дружбе поможет!

Мы редко задумываемся о том, что чтение сделало с нами на физиологическом уровне

Звуковую информацию мы воспринимаем куда менее драматично, ибо наш мозг эволюционно формировался в условиях, при которых умение оперативно расшифровывать звуковые сигналы было очень-очень важно. Чихание леопарда в далеких кустах мгновенно наводит такой порядок в синапсах, что ты и осознать ничего не успеваешь, а твои ноги уже развили среднюю крейсерскую скорость, сорок километров в час.

С чтением все иначе. Тексты не мелькают перед нами черно-желтыми пятнами, не облизываются плотоядно, не демонстрируют тебе восхитительную упругость млечных желез красавицы из соседнего племени. Это просто мелкие черные значки, жалкой сороконожкой ползущие по белому бумажному листу.

Чтобы превратить их в осмысленные сигналы, твоему мозгу приходится напрягаться изо всех сил. И помощников у него мало. Слушая чужую речь, мы воспринимаем интонацию говорящего, его дыхание, степень его возбужденности и увлеченности, а графические символы не дают и этого.

Когда ты читаешь, то первой активизируется первичная зрительная кора. Она как бы делает слепок слова. После этого данный слепок отправляется в угловую извилину, где по зрительной форме слова находят его акустический аналог, хранящийся в зоне Вернике.

«Именно в зоне Вернике происходит понимание слова, одновременно идет активация его представительства в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами» (Физиология человека. Покровский В. М., Коротько Г. Ф. и др.).

Чем больше и лучше ты читаешь, тем скорее происходит процесс. У людей с наилучшими навыками чтения он занимает ничтожнейшие доли секунды, так что они почти не «слышат» прочитанное слово, в то время как люди со слабыми навыками чтения буквально проговаривают каждое слово про себя.

Если мозгу так трудно читать, то зачем его этим терзать?

А зачем ходить в спортзал? Ни одна другая нагрузка не является настолько полноценным и универсальным упражнением для мозга, как чтение. Никакие шахматы, логические задачи и решения кроссвордов не обеспечат такой нагрузки, ибо задействуют куда более ограниченные участки мозга. Тридцать минут чтения в день снижают, например, риск развития Альцгеймера у здоровых пациентов старше сорока пяти лет почти на треть (эти данные подтверждены группой Инны Слатски (Университет Тель-Авива, Израиль).

5 вопросов про чтение

Практикой. Чем больше читаешь, тем лучше навык. А также попробуй приучиться читать не повторяя слова про себя, а просто скользя по строчкам глазами. Сперва ты не будешь понимать ничего, потом потихоньку втянешься.

2. Почему я отключаюсь во время чтения? Вроде прочитал полстраницы, а ничего не помню?

Потому что твой мозг взял небольшую паузу и самовольно перестал обрабатывать поступающую информацию. Такое бывает и во время получения звуковых сигналов - на лекциях, например. Это в порядке вещей, если не происходит слишком часто, - дай своему вниманию пинка и перечитывай заново. Если ты отключаешься слишком часто - раз в 10 минут или больше, то у тебя СДВ - синдром дефицита внимания. Тоже поддается тренировке, хотя в США и Израиле его, например, предпочитают лечить медикаментозно, особенно у детей.

3. С развитием технологий книги и чтение уходят на третий план, не так ли?

Никогда еще в жизни человечество не писало и не читало столько, сколько оно пишет и читает со времен появления Интернета и SMS-сообщений. Что именно оно пишет и читает - это уже другой разговор, но большая часть надписей на всяких древних стелах не очень отличается, скажем, от постов на игровых форумах: «Сегодня я, Великий Мумук, попрал своей пятой выи тысячи врагов, а подлого Бубука я еще поймаю и выпущу ему кишки». Примерно так.

4. Сейчас распространено мнение, что не нужно слишком рано приучать ребенка к чтению - всему свое время. Правильно ли это?

По мнению автора этой статьи, данное мнение могут распространять только вредители. Чем раньше ребенок освоит навыки чтения, тем проще ему будет читать и тем больше книг он усвоит в то время, когда полученная информация особенно хорошо закрепляется в памяти.

(Cоветы извлечены из произведения «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали» Пьера Байяра)

    Ходи с книгой сам знаешь куда.

    Пересядь с личного транспорта на общественный.

    Читай книги с телефонов и компьютеров.

    Вообще машинально прочитывай все, что оказалось у тебя под рукой, если ты уже три минуты сидишь и ничего не делаешь.

    Перечитывай книги, которые ты уже читал. Лучше хорошо знать 20 книг, чем ни черта не помнить о прочитанных ста.

Но улучшение качества работы мозга - вовсе не главный профит от чтения. Оставим в стороне образованность, культурный уровень и умение поддержать светский разговор (практика подсказывает, что в светских разговорах почему-то очень редко упоминаются Мураками, Толстой и Диккенс, там куда чаще звучат имена Ёдзи Ямамото, Коко Шанель и Славы Зайцева).

Расширения словарного запаса тоже можно добиться не только чтением: прослушивание аудиокниг, скажем, или просто частое общение с начитанными собеседниками неизбежно сделают твою речь и твои мысли намного богаче. Куда важнее способность нашего сознания очень хорошо поддаваться библиотерапии.

Лаз в иные миры

Этот термин появился в середине прошлого века, но лечить душевнобольных и просто психически нестабильных людей с помощью книжек начали еще за сто лет до того (кстати, одним из пионеров этого дела был наш соотечественник И. Дядьковский). Именно потому, что чтение так активно задействует фактически весь наш мозг, оно способно кардинально менять наше настроение, самочувствие и мироощущение.

Грубо говоря, если наш застрессованный и депрессивный мозг рисует нам печальную картину разрухи мира вообще и нас самих в частности, то ситуацию можно улучшить, заставив этот мозг усиленно обрабатывать другие картинки - с порхающими бабочками, розовыми слонами и отважными индейцами, крадущими белокурых красавиц.

Библиотерапия - это возможность уходить в иные миры в поисках душевного комфорта

И никакое кино тут рядом не стояло, потому что ни один самый великий Тарантино не сумеет заставить твой мозг поверить в истинную реальность происходящего. Именно потому, что простой зрительный сигнал, картинка с экрана, в нашей голове не подвергается и десятой доли той обработки и расшифровки, которые проходит печатное слово. Вот, прочитай медленно фразу:

В самом сердце темного леса на корявой ветке старой сосны висит маленький белый фарфоровый чайник с зеленой розочкой на боку.

Это Вам будет интересно:

Знаешь, что мы с тобой только что сделали? Мы заставили тебя вообразить этот лес, эту сосну и этот дурацкий чайник. Ты лично извлек их из небытия, такими, какими их увидел именно ты, и отныне они будут пребывать тут навеки. Наши поздравления. Нет другого способа так хорошо и так надежно уходить в иные миры, как чтение.

И чем лучше навыки чтения у человека, чем быстрее и активнее он пожирает страницы, тем глубже и полнее иллюзия. Это, кстати, одна из причин, почему очень много и жадно читающие люди редко становятся пьяницами и наркоманами - потому, что им это не нужно. К их услугам и так десятки тысяч реальностей, услужливо открывающих им свои доступные страницы. опубликовано

Чтение в современном мире

Исследовательская (творческая) работа на Челябинский

молодежный интеллектуальный форум "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ"

Горбатов Глеб Дмитриевич ,

г.Челябинск, лицей № 35, класс 3-1

Руководитель:

Ишукова Юлия Анатольевна, учитель начальных классов, лицей № 35

Челябинск - 2016

План работы:

1. Введение

2. Цель работы

4. Методы исследования

5. Положительные стороны чтения

6. Влияние чтения на головной мозг человека

7. Исследовательская часть

Введение:

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем, 20-30 лет назад. И все потому, что, во-первых, многие из читающих людей перешли на электронные книги, а, во-вторых, появилось множество других развлечений, в первую очередь, конечно же, интернет. Большинство современных людей, особенно молодежи, лучше проведут вечер, уставившись в монитор своего компьютера, чем откроют книгу. Если Вы ищете какую-либо интересующую Вас информацию в сети, вы в большинстве случаев ее найдете, но там она представлена в максимально сжатом виде, в виде цитат, тезисов, кратких изложений и субъективных мнений разных людей. Поэтому, если черпаете информацию только из интернета, Вы рискуете получить ее не только не в полном объеме, но и в редакции человека, который возможно посчитал, что часть информации не особо полезна. Помимо вышесказанного, книги обладают множеством других важных качеств.

Сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость.

Цель работы: Определить важность и значимость чтения в жизни современного человека

Задачи:

1) Заинтересовать чтением как можно больше детей

2) Определить положительные стороны чтения

Методы исследования: проведение эксперимента, анкетирование, изучение учебных журналов, получение информации у специалистов, использование компьютера для получения дополнительной информации. Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.

Положительные стороны чтения

1. Книга - источник знаний. Это самая главная причина, по которой рекомендуется регулярно читать. Ни один другой источник информации не даст нам такой объем качественных знаний. Книга помогает нам перенять опыт других людей и задействовать его в решении жизненных трудностей и проблем.

2. Чтение - это упражнение для ума, способствующее развитию мозговой активности, мышления, логики, расширению кругозора и улучшению памяти.

3. Книги развивают в нас фантазию, творческий подход и способность к визуализации.

4. Книги обогащают наш словарный запас, повышают грамотность и качество нашей устной и письменной речи.

5. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей, но для этого нужно, чтобы книга была интересной и увлекательной. В связи с этим, многим людям книга помогает уснуть.

6. Почему всегда слышишь: «Книга намного интереснее, чем фильм»? Да потому, что читая книгу, мы сами выступаем режиссерами, а наше воображение рисует красочные сцены, которые, по нашему мнению, ни в какое сравнение не идут с тем, что мы видим в кино.

7. Чтение книг придает нам уверенности, так как читая литературу на различные темы, мы становимся более осведомленными, компетентными, получаем новые знания, которые используем в повседневной жизни, знаем ответы на те вопросы, которые раньше казались нам непонятными.

8. Чтение книг способствуют развитию коммуникативных навыков, начитанные люди могут с легкостью найти тему для разговора.

9. Чтение вслух улучшает дикцию, что способствует улучшению развитию навыка публичных выступлений.

10. Хорошие книги вдохновляют нас, становятся источником идей и мотивации.

Влияние чтения на головной мозг человека

Исследование ученых доказало, что чтение приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин "Парк Мэнсфилд", текст которой проецировался на монитор внутри камеры.

Участников эксперимента попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это делается перед сдачей экзамена. Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге человека в процессе чтения, и то, что они обнаружили, оказалось просто удивительным.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При этом каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли. Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр телевизора. Этот электроприбор не способствует интеллектуальному развитию, поэтому ученые рекомендуют ограничить его просмотр двумя часами в день.

Специалисты также советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей литературы. Они убеждены, что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма. Причина - что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своем воображении совсем другую постановку.

Чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих. Культура человека зависит не от того, сколько им прочитано, а от количества книг, которые он понял. Поэтому так важны уроки чтения и литературы в школе.

Стоит также отметить, прежде всего ученые рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. "Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий", - говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Интересно, что подавляющее большинство опрошенных фонда "Общественное мнение" взрослых людей - 81 процент - с теплотой вспоминают о собственных школьных уроках литературы. Но при этом сам процесс чтения нравился только 17 процентам опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14 процентов), увлекательные сюжеты романов (12 процентов), конкретные авторы и произведения (11 процентов).

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что "сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит". При этом тот же опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Мы" Замятина, "Котлован" Платонова, а также все произведения Льва Толстого.

Таким образом, на сегодняшний день все меньше людей осознает необходимость чтения худ. и научной литературы, заменяя ее тормозящими развитие мозга телепередачами и компьютерными играми. Между тем, учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки. Поэтому читайте книги и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг своим детям. Не зря говорят ученые, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Исследовательская часть.

Мы решили узнать, а как обстоят дела с чтением и успеваемостью у детей, посещающих секцию «Водное поло» 2005-2007 г.р.?

Провели анкетирование среди учащихся 10-12 лет. В анкетировании приняли участие 12 человек. Результаты показали, что из 12 опрошенных 6 человек любят читать, 4человека не хотят, 2человека нет времени. Время для чтения в день 2 человека уделяют от 1,5 ч. до 3 ч., 4 человека – от 30 до 60 мин, 2 человека-от 15 до 30мин. На вопрос «Влияет ли чтение на успеваемость школьника?» 8 ребят ответили положительно, 2 – отрицательно, 2- не знают. (Диаграмма в приложении)

Из анкетирования мы выяснили, что ребята, которые ежедневно читают, не менее 30 мин в день, успевают лучше, чем их менее трудолюбивые сверстники.

Многие психологи и педагоги выяснили, что хорошее чтение повышает умственные способности школьников, способность анализировать, сравнивать, повышает их самооценку. Хотим вас познакомить с высказываниями великих людей:

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать," – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель.

«Школа - это, прежде всего, книга,» - пишет В.А. Сухомлинский.

А вот что писал К.Г.Паустовский: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

Ещё несколько причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги:

· Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.

· Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

· Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

· Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.

· Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.

Много пословиц и поговорок о книге и чтении в устном народном творчестве. Вот некоторые их них:

· Кто много читает, тот много знает.

· Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.

· Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

· Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Заключение

Итак, результаты проведённой нами исследовательской работы привели нас к выводу, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников. Прав великий русский писатель А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучше учение!»

Приложение:

1. Интерес к чтению у детей 10-12 лет. (12 чел.)

2. Время, выделяемое на чтение в день

3. Влияние на успеваемость

Чтение – один из способов проведения досуга. Хотя кто-то скажет, что это тоже работа, труд, только умственный. Кто-то считает, что чтение – это хобби.

Но, как бы там не было, – чтение – это не только приятная возможность провести время, но и полезная. Конечно, многое зависит от того, какие именно книги вы читаете.

В чем же состоит польза чтения?

Еще несколько десятилетий назад в транспорте можно было встретить немало людей с книгой в руках. Современный человек, к сожалению, читает мало, свободное время предпочитает коротать у экрана телевизора или возле компьютера. Конечно, речь идет не обо всех без исключения. Такой отдых не приносит никакой пользы организму. А вот чтение — одно из самых полезных занятий. Можно назвать конкретные виды пользы от чтения:

Развитие интеллекта

Человек, который много читает и предпочитает серьезную литературу, больше думает, анализирует прочитанное, учится делать выводы. Часто размышляя, он развивает свой интеллект.

Высказывая мысли вслух, человек приобретает ораторские способности, становится интересным собеседником. Существует довольно большой процент людей, совершенно не владеющих языком. Для них выступление перед аудиторией – целая проблема. Чтобы разрешить ее, стать хорошим оратором и более грамотным человеком, стоит много читать.

Читая книги, мы часто сталкиваемся со словами, которые практически не употребляем в реальной жизни, запоминаем их, узнаем значения многих незнакомых слов.

Повышение внимания

Человеку, которому трудно сосредоточится на определенном деле, непременно нужно взять себе помощника – книгу. Во время чтения мы сосредотачиваемся на сюжете, концентрируем внимание на определенных героях или событиях. Это является отличной тренировкой для мозга. Человек учится думать о главном, не отвлекаясь на посторонние предметы, мысли и дела.

Повышение мозговой активности

Человеческий мозг непременно должен все время работать. Лучшей пищей для него является новая информация. Во время прочтения любого художественного произведения, мы себе представляем героев, пейзажи, интерьер и другие детали. Для лучшего восприятия сюжета все картинки складываются в одну общую.

А чтобы полностью понять произведение, нужно помнить много деталей. Именно потому чтение позволяет укрепить память, развить логическое мышление.

Такое занятие считается одним из самых полезных, ведь оно стимулирует работу головного мозга. Учеными доказано, что регулярное чтение книг позволяет предупредить развитие серьезного заболевания – болезни Альцгеймера.

Устранение стресса

Проблем, вызывающих появление стресса, в реальной жизни у человека достаточно много. Решить их все одновременно не получается, но отвлечься вполне можно. Лучшим помощником станет книга. Она позволит на некоторое время забыть о невзгодах, погрузиться в мир грез. Некоторым людям помогает снять усталость и напряжение фантастический рассказ, для других утешением станет любовный романчик или сборник стихов.

Улучшение сна

Привычка читать перед сном может сослужить хорошую службу. Если человек ежедневно перед сном уделяет немного времени чтению, его организм привыкает к этому. Чтение становится своеобразным знаком, сигнализирующим о том, что скоро нужно ложиться в постель. Людям, страдающим бессонницей, такая привычка поможет быстрее засыпать, а утром чувствовать себя бодрыми и отдохнувшими.

Чтение – занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Непременно включите чтение в график своих повседневных дел. Всего полчаса в сутки, отданные книге, помогут укрепить здоровье, развить память и мышление, стать более эрудированным и интересным собеседником.

Тем временем, книги приносят достаточно ощутимую пользу. Какие же еще причины помогут понять, что литература может позитивно влиять на человека читающего?

Чтение делает нас умнее

  1. Благодаря книгам улучшаются навыки письма и разговорной речи. Становится легче строить предложения, согласовывать слова между собой. Особенно этому способствует классическая литература. Может быть поэтому, наиболее распространенный совет на вопрос «Как стать писателем?» - читать больше качественной литературы.
  2. Чтение – это источник новых знаний. Книги расширяют кругозор, дают новые знания. Если вы хотите научиться готовить, разбирать двигатель автомобиля или узнать историю гражданской войны, то книги – наилучший источник таких знаний.
  3. Улучшает аналитические способности мышления. Расшифровка хитростей сюжета, работа над пониманием смыла, который хочет донести автор произведения, - все это заставляет наш мозг работать больше и улучшать мыслительные способности.
  4. Помогает поднять собственную мотивацию на достижение поставленных целей. Истории успеха, биографии знаменитых людей, добившихся исполнения своих мечтаний, действуют невероятно мотивирующее и пробуждают желание достигать и бороться.

Чтение влияет на взаимоотношения и чувства

  1. Оно учит нас быть более человечным. Великие произведения литературы и поэзии откроют вам новые чувства, которые вы возможно ранее не испытывали. К тому же, научные исследования подтверждают, что художественная литература способна сделать читателя более чутким по отношению к другим людям.
  2. Оно открывает новые миры. Не важно, буквально или образно (в вашем воображении), но книги открывают новые места и страны, в которых вы раньше никогда не бывали.
  3. Книги помогают вам лучше понимать других людей. Вы можете примерить на себя образ книжного персонажа, посмотреть с его стороны и, кто знает, возможно, вы станете лучше понимать своих близких и в реальной жизни.
  4. Оно способно помочь в решении жизненных ситуаций. Читая о том, как развивалась жизнь тех или иных людей, какие они совершали поступки, поможет вам взглянуть на вещи с другой стороны, новым взглядом, и выработать нестандартное решение.

Чтение книг оказывает пользу и в повседневной жизни

  1. Чтение - это сексуально. Научные исследования доказали, что женщины считают наличие интеллекта одной из самых важных качеств, которые должны присутствовать в мужчинах. И при прочих равных отдадут предпочтение более начитанному кавалеру, независимо от того, ищет она спутника жизни или партнера для краткосрочного свидания.
  2. Оно способно улучшать настроение. Люди, которые регулярно читают, меньше подвержены стрессовым ситуациям, чем те, кто уделяет чтению недостаточно времени. Так что литература – это отличный способ огородиться от суеты и отдохнуть от забот. Однако, помните, что сильно увлекаться и полностью погружаться в чтение, забросив все дела, не стоит.
  3. Оно делает вас более активным человеком. Исследование, проведенное Национальным фондом искусств доказало, что читающие люди принимают более активное участие в деятельности общественных организаций и сообществ.
  4. Расслабляет и вселяет радость. Ведь так весело убегать в различные безумные миры, чтобы отдохнуть и расслабиться после тяжелого рабочего дня.
  5. Повышается творческий потенциал. Оно способно подарить новые идеи, вдохновение на создание собственных произведений, формирование новых идей и замыслов.
  6. Книги помогают и в спорте. Закрепите книгу на держателе на своей беговой дорожке, откройте ваши закладки и вперед – совмещать приятное и полезное – бег и чтение. Читая, вы сможете продержаться на беговой дорожке дольше привычного времени.
  7. Оно повышает самооценку. Когда вы узнаете что-то новое, вы развиваетесь, чувствуете себя более интеллектуальным, становитесь уверенней при общении с людьми.
  8. Начитанность дает возможность быть хорошим собеседником. Правда, и вам самим будет легче вести разговор, и вас будут считать более приятным собеседником, если вы можете поддержать общение на всесторонние темы, а не только пересказывая последние новости, показанные по телевизору.
  9. Дает моральное превосходство. Наверное, это и не совсем правильное чувство, но осознание своей начитанности и наличия знаний, заставляет вас чувствовать свое превосходство над остальными.
  10. Книги – очень не дорогое занятие. Да, стоимость книг в наше время бьет по кошельку, но книги в библиотеках вам не будут стоить ничего. Кроме того, большинство новинок литературы сейчас можно скачать в интернете.

Развитие цифровых технологий постепенно превращает процесс чтения книг в рудимент истории. Однако читать книги всё-таки следует, говорят нейрофизиологии. Недавнее исследование учёных из Великобритании доказало, что это занятие приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг. Так, опрос фонда «Общественное мнение» показал, что Россия перестала быть самой читающей страной, и 44 процента наших граждан за год вообще ни разу не открывали книгу. Действительно, молодое поколение сегодня все чаще отдает предпочтение просмотру фильмов и аудиокнигам, давно позабыв о том, что значит держать в руках печатное издание. Между тем, ученые установили, что чтение книг необходимо современному человеку так же, как и двадцать лет назад, выявив также и ту литературу, которая наиболее благотворно влияет на развитие человеческого интеллекта.

К такому выводу пришли оксфордские ученые, исследуя работу головного мозга человека в процессе чтения. Идея подобного исследования принадлежит специалисту по классическому английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая задалась целью выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Профессора интересовало, заложена ли в чтении поддающаяся оценке ощутимая польза для человека, помимо непосредственного получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных и гуманитарных аспектов?

Исследование ученых доказало, что это занятие приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд», текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Участников эксперимента попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это делается перед сдачей экзамена. Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге человека в процессе чтения, и то, что они обнаружили, оказалось просто удивительным.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга. При этом каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры. Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли. Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр телевизора. Этот электроприбор не способствует интеллектуальному развитию, поэтому ученые рекомендуют ограничить его просмотр двумя часами в день. Специалисты также советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей литературы. Они убеждены, что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма. Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своем воображении совсем другую постановку.

Кроме того, чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих. Безусловно, культура человека зависит не от того, сколько им прочитано, а от количества книг, которые он понял. Именно поэтому так важны уроки чтения и литературы в школе.

Стоит также отметить, прежде всего ученые рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. «Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий», - говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Интересно, что подавляющее большинство опрошенных фонда «Общественное мнение» взрослых людей - 81 процент - с теплотой вспоминают о собственных школьных уроках литературы. Но при этом сам процесс чтения нравился только 17 процентам опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14 процентов), увлекательные сюжеты романов (12 процентов), конкретные авторы и произведения (11 процентов).

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что «сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит». При этом тот же опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Мы» Замятина, «Котлован» Платонова, а также все произведения Льва Толстого.

Таким образом, на сегодняшний день все меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, заменяя ее тормозящими развитие мозга телепередачами и компьютерными играми. Между тем, учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки. Поэтому читайте книги и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг своим детям. Не зря говорят ученые, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Юлия Чмеленко