Сочинение Пушкин А. Согласны ли вы с утверждением, что тема милосердия — ведущая тема в романе А.С

  • 02.07.2020

Гринёв и Максимыч

Для выявления темы милосердия служит и история уряд-ника Максимыча. Фигура хотя и скупо обрисованная, но сложная и не-однозначная. Максимычу ещё до приступа Белогорской крепости не слиш-ком доверяет комендант Миронов. Максимыч тайно встречается с Пуга-чёвым. После разоблачения его в Белогорской крепости сажают под арест, но он бежит. Вместе с Пугачёвым входит в крепость. Именно Максимыч указывает Пугачёву, кто комендант крепости. И вот, когда Гри-нёв и Савельич, отпущенные Пугачёвым, бредут по дороге, уводящей их от крепости, происходит первая личная встреча, личное касание Гринёва и Максимыча.

«Я шёл, занятый своими размышлениями, как вдруг услышал за со-бою конский топот. Оглянулся; вижу: из крепости скачет казак, держа башкирскую лошадь в поводья и делая издали мне знаки. Я остановил-ся и вскоре узнал нашего урядника. Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал, отдавая мне поводья другой: «Ваше благородие! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчин-ный тулуп). Да ещё, - примолвил, запинаясь, урядник, - жалует он вам… полтину денег. да я растерял её дорогою; простите великодушно». Са-вельич посмотрел на него косо и проворчал: «Растерял дорогою! А что же у тебя побрякивает за пазухой? Бессовестный!» - «Что у меня за пазу-хой-то побрякивает? - возразил урядник, нимало не смутясь. - Бог с то-бою, старинушка! Это бренчит уздечка, а не полтина». - «Добро, - сказал я, прерывая спор. - Благодари от меня того, кто тебя прислал; а рас-терянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми себе на водку». - «Очень благодарен, ваше благородие, - отвечал он, повора-чивая свою лошадь, - вечно за вас буду Бога молить». При сих словах он поскакал назад, держась одной рукою за пазуху, и через минуту он скрылся из виду» 18 . И именно этот Максимыч во время схватки под Орен-бургом - Гринёв - на стороне защитников города, Максимыч - на проти-воположной стороне, среди нападающих казаков Пугачёва, - передаёт Гри-нёву письмо из Белогорской крепости от Марьи Ивановны. Встреча во время боя двух солдат враждебных армий отмечена у Пушкина какой-то удивительной теплотой:

«Однажды, когда удалось нам как-то рассеять и прогнать довольно густую толпу, наехал я на казака, отставшего от своих товарищей; я готов был уже ударить его своею турецкою саблею, как вдруг он снял шапку и закричал:

Здравствуйте, Пётр Андреич! Как вас Бог милует?

Я взглянул и узнал нашего урядника. Я несказанно ему обрадо-вался.

Здравствуй, Максимыч, - сказал я ему. - Давно ли из Белогорской?

Недавно, батюшка Пётр Андреич; только вчера воротился. У меня есть к вам письмецо.

Где ж оно? - вскричал я, весь так и вспыхнув.

Со мною, - отвечал Максимыч, положив руку за пазуху. - Я обещал-ся Палаше уж как-нибудь да вам доставить. - Тут он подал мне сложен-ную бумажку и тотчас ускакал» 19 . Конечно, за Максимычем мы чувствуем Палашу, «девку бойкую, которая и урядника заставляет плясать по своей дудке» 20 , служанку Марьи Ивановны. Но тем не менее присутству-ет в отношениях урядника и Гринёва уже и некое личное начало - мо-жет быть, в особой доброжелательности тона, - никак не сводимое только к внешним обстоятельствам. Откуда оно? - Из того же источника, из кото-рого произошли и отношения Гринёва с Пугачёвым. Простил Гринёв Максимычу украденную полтину денег, безо всякого расчёта простил, по чистому милосердию, и, странным образом, именно эта уступка, потеря на внешнем, материальном уровне существования оказывается приобрете-нием на уровне духовном. Именно это задело Максимыча за душу, и одна личность, вдруг вырвавшись из трагической и кровавой суеты обыденности, предстала лицом к лицу другой. Смотря в глаза, всё понимая, простил; значит, как бы сказал: да, ты, конечно, не прав, но всяк человек слаб, а знаю, тем не менее, верю, что способен ты и на хорошее. И вот эта вера в человека, в милосердии заключённая, и задела, наверное, сердце Максимыча. И вспоминаются евангельские слова: «Пойдите научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» 21 . И на-чинаются чудеса. Бывший урядник Максимыч, предатель, вор, по всему видно, человек «тёртый», коварный и хитрый, начинает вдруг носить любовные записки через линию фронта к офицеру враждебной армии. И оттуда же, куда ушла украденная полтина, чудесным об-разом появляется столь долгожданное, столь дорогое письмо любимой.

Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь - ми-лосердие. Не любовь - страсть, не отношения рыцаря и дамы, не лю-бовь-восхищение - снизу вверх, а сверху вниз, христианская лю-бовь-милосердие, жаление - русская любовь по преимуществу. Любит и слёзно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужас-ной участи бесчестия Марья Ивановна, в образе которой подчеркнуты основные христианские доб-родетели: верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

Милосердие к врагу (Гринёв и Швабрин)

Довольно устойчива в «Капитанской дочке» тема милосердия к врагу (к Швабрину). После дуэли Гринёв, умиротворённый взаимностью Марьи Ивановны, прощает Швабрину все его оскорбления, и они примиряются. «Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина, и добрый комендант, с согласия своей супруги, решился его освободить. Швабрин пришёл ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. Будучи от при-роды не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорблённого само-любия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника» 22 .

В Белогорской крепости, вырвав с помощью Пугачёва Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринёв имеет достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако вот как кончается глава «Си-рота». Напутствуемые доброй попадьёй Гринёв со своей любимой отбывают из крепости. «Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сто-рону» 23 . Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив че-ловек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более на-деяться и человеку. А устраивать «пир победителей» над поверженным противником есть всё то же хамство, самоуверенное, дебелое. Потому и отворачивается Гринёв. И в этом опять милосердие целомудренной души.

Наконец на суде Швабрин оказывается главным - и, собственно, един-ственным - обвинителем Гринёва. Швабрин возводит на Гринёва сознатель-ную и чудовищную клевету, грозящую последнему самым худшим. Инте-ресна реакция Гринёва. «Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он ус-мехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги» 24 . Где-то слова уже бессильны. И не только слова, но и любые жесты, грозящие ли, осуждающие ли. Так глубоко может отравить зло человеческую душу. И так важно здесь противопоставить болезни зла спокойный, трезвый взгляд, воспалённой страстности зло-действа - бесстрастие целомудрия. Последнее уже самим благородством своей сдержанности укоряет и осуждает сильнее всяких слов. Может быть, этот спокойный человеческий взгляд сможет послу-жить опорой мятущейся, одержимой, потерявшей себя преступной душе, поможет остановиться и не упасть в бездну от-чаяния.

Помилование Гринёва

Реабилитация Гринёва есть также следствие милосердия. Не закон, не формальное судоразбирательство спасают его от позора и смертной каз-ни, а именное повеление императрицы. По повести, конечно, Екатери-на II решается на помилование только после того, как узнаёт от Марьи Ивановны все обстоятельства дела. Правда, справедливость, законность, казалось бы, побеждают. Однако концовкой своей повести Пушкин как бы стремится нас убедить, что общепринятое судопроизводство по самой своей природе неспособно решать вопрос о виновности в таких деликатных об-стоятельствах. Именно поэтому Гринёв и отказывается на суде рассказывать о роли своей невесты в его истории. Нужен человек, нужна живая человеческая личность, нужны правда и милость, что-бы решать такие тонкие вопросы. Одной справедливости недостаточно, нужно - необходимо! - и ми-лосердие. И здесь Пушкин высказывает, конечно, глубоко христианский, с одной стороны, и с другой - специфически русский - со всеми его плюсами и минусами - взгляд на правосудие.

Милость, обретённая Гринёвым, как ни нечаянна она сама по себе, есть тем не менее милость ожидаемая, милость взыскуемая. Мир, в котором ощущает себя Гринёв (и разде-ляющая эти взгляды его невеста), есть космос, управляемый милосерд-ным Провидением, космос, в котором сбывается совет «Стучите, и вам отворят.». Со знанием и тактом воспитанного в православии человека даёт Пушкин описание поведения Гринёва в тюрьме. «Гусары сдали ме-ня караульному офицеру. Он велел кликнуть кузнеца. Надели мне на ноги цепь и заковали её наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и тёмной конурке с одними голыми стенами и с око-шечком, загороженным железною решёткою.

Таковое начало не предвещало мне ничего доброго. Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скор-бящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет» 26 . В этой надежде на лучшее - от-ражение существеннейших мировоззренческих представлений позднего Пуш-кина. Нарру end «Капитанской дочки» - не слащавая подачка читателю «романтической повести», а логическое следствие целостной мировоззрен-ческой позиции, утверждающей, что мир, история имеют свой смысл, что мир, «лежащий во зле», стоит на добре.

Помилование Гринёва происходит в два этапа. Сначала, ещё до поездки Марьи Ивановны в Петербург, Екатерина II «из уважения к заслугам и преклонным годам отца» 27 заменяет Гринёву смертную казнь на вечное поселение в Сибири. Затем, после разговора с Марьей Ивановной, им-ператрица, убеждённая теперь в невиновности Гринёва, избавляет послед-него и от ссылки. Здесь опять звучит тема чести. Важно, что честь Гринёва восстанавливается через помилование. В ценностной иерархии, на которую ориентирована «Капитанская дочка», честь зависит от милосердия как от человече-ского, так и в широком смысле от Божьего. Важно подчеркнуть и необходимость чести в этической иерархии «Капитанской дочки». Речь идёт не просто о верности сослов-ным предрассудкам. Милосердие исходит от личности и направлено, собственно, только к ней (животным, например, подобает жалость, а не милосердие). С точки зрения милосердия, любви все личности равны. Милосердие как бы растворяет все физические, социальные, психологические различия и детерминанты. Любить должно всех, и даже, как учит Евангелие, врагов. Однако здесь возможно укло-нение. Христианская любовь не есть безответственное всепрощение. Лю-бить - не значит согласиться с неправдой любимого, простить - не зна-чит оправдать преступление. Пушкин глубоко чувствовал и гениально изобразил эту трезвость христианского милосердия. Если стихия милосер-дия растворяет все грани, делает всё проницаемым, всё «своим», напол-няет всё солнечным светом Царства Божьего, «которое внутри нас», то честь трезво напоминает о естественных условиях существования, кото-рых нам не отменить одним желанием, и конкретно об исторически сложившихся социальных структурах, в которых своя - относительная - правда. За темой милосердие - честь стоит тема Царство Божие - Цар-ство земное, государство. Пушкин в повести даёт именно ту трактовку этой темы, которая характерна для всей тысячелетней русской истории. Честь не просто подчинена у Пушкина милосердию (любви, совести), на-ходя в последнем освящение и поддержку себе. Честь в некотором смыс-ле и необходима для милосердия, как дающая последнему возможность, «пространство» для его проявления. Милосердие освящает честь, честь же даёт милосердию конкретность, историчность. Милосердие, совесть внутренне облагораживают, преображают и поддерживают честь. Быть милосердным понимается в повести традиционно православно: милосердие должно быть «зрячим», должно трез-во учитывать реалии мира, все трагические его противоречия. Путь ми-лосердия - не путь благодушного всепрощения, а путь жертвенного самоотвержения, путь христиан-ского подвига.

Заключение

Основ-ной нравственной идеей, на-правляющей повествование в «Капитанской дочке», является милосердие, та кардинальная христианская добродетель, центральное положение кото-рой в русской культуре было Пушкиным глубоко осознано и гениально изображено. По степени авторской сознательности в изображении темы милосердия повесть «Капитанская дочка» является одним из самых христиан-ских произведений в мировой литературе. Именно от «Капитанской дочки» идёт в русской литературе традиция про-никновенных диалогов «святых и преступников», стоящих «в беспредельности» - перед лицом Бога.

А. С. Пушкин «Капитанской дочки» представляется не просто мастером-художником, а очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. Не на исторические события сами по себе, не на психологические характеристики героев - главное внимание автора «Капитанской дочки» направлено на откры-тие внутреннего человека в человеке, в глубине своей свободы перед ли-цом Бога и другого человека, решающего последние «проклятые» вопро-сы. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и истинности мерилом, оценкой человеку и событиям, и путём спасения. И ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема милосердия.

Милосердие. Нередко требуется только лишь простить, без выгод, без расчёта. Милосердие выступает главенствующим представителем чело-веческой свободы. Для него не нужно причины; врываясь в мир, где все причинно обусловлено, этот акт свободы сам начинает новую причинную цепь, как учил философ Кант. Поэтому любой акт милосердия есть весть о другом - высшем - мире, есть кусочек высшего мира в нашей земной юдоли. И это присутствие иной высшей реальности мы ясно чувствуем: смолкают грохот и суета страстной земной жизни, спускаются на нас мир, тишина и прохлада, и в этом «хладе тонком» чувствуем мы присутствие самого Бога и одновременно познаём свое предназначе-ние к высшей жизни.

Примечания

1 А. С. Пушкин в передаче А. Г. Хомутовой. См., например: Вере-саев В. В. Пушкин в жизни. Минск: Мастацкая лiтература, 1986. С. 24.

2 Пушкин А. С. Сочинения. В 3 т. М.: Художественная литература, 1987. Т. 3. С. 267. (В даль-нейшем мы ссылаемся на это издание так: П. А. С., затем - страница.)

3 П. А. С. - С. 328.

4 Об обстоятельствах, помешавших А. С. Пушкину приехать из Михайловского в Петербург накануне выступления декабристов, см., например, воспоминания В. И. Даля в кн.: А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1985. Т. 2. С. 263-264.

5 П. А. С. - С. 240.

6 П. А. С. - С. 241.

7 П. А. С. - С. 241.

8 П. А. С. - С. 242.

9 П. А. С. - С. 279.

10 П. А. С. - С. 280.

11 П. А. С. - С. 297.

12 П. А. С. - С. 301.

13 П. А. С. - С. 301.

14 П. А. С. - С. 303.

15 П. А. С. - С. 308-309.

16 П. А. С. - С. 226.

17 П. А. С. - С. 272.

18 П. А. С. - С. 283-284.

19 П. А. С. - С. 288.

20 П. А. С. - С. 302.

21 Еванг. от Матфея, 9, 13.

22 П. А. С. - С. 257.

23 П. А. С. - С. 304.

24 П. А. С. - С. 312.

25 Еван. от Матфея, 7, 7: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

26 П. А. С. - С. 310.

27 П. А. С. - С. 313.

Литература

Вере-саев В. В. Пушкин в жизни. Минск: Мастацкая лiтература, 1986.

Евангелие

Катасонов В. Н. Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А. С. Пушкина) // Литература в школе. 1991. № 6. С. 2-13.

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1985. Т. 2.

Пушкин А. С. Сочинения. В 3 т. М.: Художественная литература, 1987. Т. 3.

Наверное всем известен афоризм «Человеческая душа потемки», и наверное многие поспешат согласиться с ее смыслом. А действительно, что мы знаем о душе другого человека, мы можем лишь догадываться о причинах его поступков и действий. Возможно мы оцениваем их действия отклоняясь от собственной точки зрения на этот счет. Сколько лет прошло, а человечество до сих пор не смогло найти ключик к душе человека. Может это к лучшему. ведь так у нас появляется возможность быть настоящим и живым, хотя бы внутри своих мыслей.

Существует большое количество ценностей и знаний, которые изменялись из покон веков. Но есть в нашем мире и неизменные вещи, сюда я отнесу чувства. Каждый из нас является их обладателями, в этом и есть вся человеческая сущность. Мы постоянно испытываем то, радость, то боль, то угрызение совести. Они помогают нам жить и в то же время могут сгубить наши судьбы. Но есть чувства, которые не свойственны некоторым людям. Происходит это из-за того, что они притупляют их еще в зародыше. Сюда я могу отнести и милосердие, качество, которым обладает маленькое количество людей. Милосердие в наше время кажется чем-то нереальным и очень редким. Бывает так, что неприятный на вид человек, грубый и местами злой, оказывается милосердным к другим, и мы никогда не сможем отличить того человека, кто обладает этим качеством. Быть милосердным, значит помогать людям, прощать их поступки.
Тема милосердия очень обширна, ее обсуждали и поэты и писатели, к ней прибегали художники о нем слагали песни музыканты. Но более обширно и красочно, конечно же описали ее писатели в своих произведениях. Одним из таких стал всеми нам известный А.С.Пушкин, его произведения это всегда история и мораль, которые переплетаются между собой неотрывной нитью. В своей повести «Капитанская дочка» он поднимает много проблем, но одной из главной все же остается тема милосердия. Ему удалось раскрыть ее сразу на нескольких персонажах, показывая тем самым, какие люди способны обладать этим редким качеством. Встреча Гринева и ПУгачова начинается и заканчивается милосердием. Первым проявляет его, на тот момент еще бродяга Пугачев, он помогает заблудшим путникам выбраться из природной западни. В благодарность ему, Гринев решает подарить мужчине свой тулуп, здесь мы так же видим отблески милосердия, на которые способно добро сердце главного героя. Но как мы знаем из повествования, на этом история этих двоих не заканчивается. Еще ни раз они столкнуться друг с другом.
Когда Пугачев уже начинает свой бунт, и добирается до крепости, где служит Гринев, он совершает не свойственный грабителям и убийцам поступок. Увидев своего старого знакомого он решает смиловаться над ним, терпит отказ принять величие Пугачева. и пусть когда то Гринев выручил Пугачева, но ведь он человек не высокой морали и ему не свойственно уважение и чувство долга. В этом случае Пугачев проявляет милосердие, которое совсем не свойственно его образу, он отпускает парня. Но на этом милосердие Пугачева не заканчивается. Когда Швабрин покушается на честь Марии Мироновой, Пугачев сами лично вырывает ее из рук своего подопечного и отдает Гриневу. Он не может забыть поступка парня, ведь Гринев смог разглядеть в нем душу, понять его чувства и страхи.
Пушкину удалось показать милосердие в грозном и безжалостном убийце. Он дал людям понять, что этим качеством может обладать каждый человек, независимо от свой наружности. Будь он жестокий или злой, милосердие это светлый лучик, который хоронит в его сердце любовь к людям. Понять чем живет другой человек очень сложно, но есть вещи, которые сразу же бросаются нам в глаза. Милосердие это дар божий, которым должен обладать каждый человек. Ведь это не трудно быть добрым и временами жертвовать собой во благо других людей.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ПОВЕСТИ

А.С.ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

/Тема милосердия в повести/

Цели урока.

Предметная: способствовать развитию навыков анализа прозаического текста.

Методическая: развитие научного мышления учащихся через установления причинно-следственных связей.

Задачи:

Нравственное развитие: провести исследование текста, подвести учащихся к выводу: повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”- повесть о милосердии, развивать речь учащихся, воспитывать доброту, любовь к людям ;

Интеллектуальное развитие: формировать абстрактное мышление, критическое мышление, совершенствовать навыки теоретического анализа.

Оформление.

ЭПИГРАФ: К Пушкину, господа! - К Пушкину снова!...

Он дохнул бы на нашу желчь - и Желчь превратилась бы в улыбки.

В.Розанов

Оборудование: Компьютер, тексты, словарь Ожегова.

Оргмомент.

1.Вступительное слово учителя.

Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?

    Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога” - так мужественно ответил Пушкин на прямой вопрос императора.

    Вы обратили внимание на двойственность ответа?

    Всю оставшуюся жизнь великий поэт должен был решать этот вопрос чести. И в “Капитанской дочке”, законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни.

Молодой человек! - как будто с завещанием обращается к нам Пушкин,- Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от изменения нравов, без всяких насильственных потрясений”. Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте:” Не приведи Бог видеть русский бунт-бессмысленный и беспощадный”. Но вспомним:”... все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём”. Нет, дело не в этом. Это жизнь настолько сложена, что невольно задаёшь вопросы: как жить? Чем руководствоваться? Эпиграф к повести “Капитанская дочка” даёт один из ответов. Какой?

    Береги честь смолоду.

    Да, это так. Но жизнь со всеми противоречиями сказывается сложнее. Честь слишком хрупка, требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета. И не случайно глава “Суд” имеет эпиграф...

Мирская молва-морская волна”.

    Значит, одной чести недостаточно. Так что же ещё? Без чего невозможны взаимоотношения людей?

    Без доброты, сочувствия.

    • Я согласна с вами. И Пушкин в “Капитанской дочке” даёт определённый ответ:”Честь и милосердие превыше всего”.

Повесть на столько проникнута милосердием, что её можно назвать повестью о милосердии. Вот сегодня на уроке - исследовании постараемся это доказать

Словарная работа. Работа со словарём Ожегова.

    А что такое милосердие?

В словаре Ожегова даётся определение /запись на доске/.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Человеколюбие - любовь к людям.

    История взаимоотношений Гринёва и Пугачёва.

Так вот это прежде всего история милосердия. С милосердия эта история начинается, им и кончается.

Вспомним первую встречу Гринёва и Пугачёвым.

    Что необычного вы заметили? /В слове брат/

    Как вы думаете, почему дворянин так обращается к босяку? В чём кроется причина? /Люди, пережившие только что опасное приключение, чувствуют особую общность: все смертны, жизнь каждого хрупка, без различий, званий и возраста/.

    И Гринёв находит слово брат, братство. Какова реакция Пугачёва на это приглашение к братству? /Раскрылся сразу Пугачёв, пожаловался, почти исповедовался/.

Гринёв предлагает Пугачёву чай, а после, по его просьбе, и стакан вина. Но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается на этом. Продолжите мою мысль...

    В благодарности Гринёва не просто благодарность. Тут жалость и уважение. Уважение к человеку, его достоинству. Человеку холодно, а человеку не должно быть холодно. И если мы безразличные проходим мимо человека, которому холодно, то это уже кощунство. Все это и почувствовал Пугачёв. Потому так и радуется подарку. Потому и такое тёплое напутствие Гринёву /читают/: ’’Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”.

    Пока только так может отблагодарить Пугачёв. А что же дальше /Ребята рассказывают о встрече Пугачёва с Гринёвым, о взятии Белогорской

крепости

    И третья встреча...

Обратите внимание на такую деталь: Гринёв верит в лучшие качества Пугачёва: “Ты мой благодетель...” /читают/

    Пугачёв не верит в помилование для себя. Что кроется за этим? Какой вывод делаем?

    Процитируем ещё раз замечательное место, описывающее раздумья Гринёва при прощании: “Не могу изъяснить то, что я чувствовал...”

    Позади у Г ринёва кошмарное время, он помилован императрицей.

Казалось, он счастлив. Но.../ребята продолжают мысль, читают из текста: “Между тем страшное чувство.../

Старательно подбирает Пушкин иллюстрации основной темы повести.

Назовём и проиллюстрируем их.

История изувеченного башкирца /читают/

    Для чего эта сцена нужна Пушкину?

/Для осуждения жёсткого старого обычая пытать при допросе/

    Но замысел его глубже. Вот Белогорская крепость взята повстанцами. Среди них и убежавший ранее башкирец. Продолжите...

    Вывод: мир, лежащий во мгле, идёт своими путями, путями мести и немилосердия. “Око за око, зуб за зуб”- вот древний его закон.

О милосердии говорит и история урядника Максимыча /Чтение по ролям эпизода/

Всё в повести наполнено милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь- милосердие

/рассказывают/

Тема милосердия к врагу/Швабрину/

ИТОГ: Я не сомневаюсь, что каждый участвующий в уроке- исследовании воспримет как призыв к милосердию слова В.Розанова:

К Пушкину, господа! - К Пушкину снова! ... Он дохнул бы на нашу желчь, и желчь превратилась бы в улыбку”.

И обратите внимание на слова Л.Н.Толстого: “Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие”.

Домашнее задание. Написать сочинение по повести “Капитанская дочка”. Темы сочинений на слайде (их комментирование) . Надеюсь, что, работая над сочинением, вы будете размышлять, высказывать свои мысли. Можете сформулировать свои темы. А какие бы темы вы предложили, исходя из сегодняшнего урока?

    Оценки я вам не ставлю. Пусть оценят вас, ваши поступки, ваши благие дела те, с кем вы находитесь рядом ежедневно, и те, с кем сведёт вас судьба.

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (А. Шопенгауэр)

Сострадание - это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты - необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

Примеров тому немало в художественной литературе. Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема милосердия, великодушия, отзывчивости - одна из важнейших тем пушкинского романа. Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», - говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Вот вторая встреча героев. Бунтовщики берут Белогорскую крепость, и уже должны повесить Гринева, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет юноше жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».

И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», - «с твердостию» говорит он. Вот Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И в этом поступке - уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец. И поэтому, даже узнав, что Маша - дочь коменданта Белогорской крепости, Пугачев ведет себя достойно. Он помогает освободить ее, отпускает молодых людей: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!».

Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка - копейка», - говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием. Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя - русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Таким образом, мотив сострадания пронизывает весь сюжет пушкинского романа. По мысли автора, это то качество, которое необходимо человеку в жизни. Как заметил А. Шопенгауэр, сострадание - «это единственный закон бытия всего человечества».

Здесь искали:

  • вся повест капитанская дочка пронизана милосердием
  • какие герои и когда проявляют человечность сочувствие сострадание доброту честность в капитанской дочке
  • капитанская дочка милосердие аргумент

В наше время, к сожалению, вечные ценности стали менее значимыми и даже могут вызывать насмешку или иронию, на место любви к ближнему приходит душевная черствость. В обществе идет процесс дегуманизации человека. В стране неуклонно растет количество негативных поступков, совершаемых детьми, появляется все больше детей проблемных, а ведь они – наше будущее, будущее России. Поэтому-то на современном этапе нравственное воспитание становится наиболее важным в учебно-воспитательном процессе. Становится жизненно необходимо воспитывать в детях положительные качества личности, учить их разбираться в жизненных ситуациях и правильно оценивать свое поведение. Задача педагога - помочь детям ответить на сложнейшие философские вопросы: зачем жить? и как жить? А задача эта, как оказалось, далеко не простая. Как поселить в сердце ребенка добро, милосердие, бескорыстие, любовь к ближнему?

Моими помощниками, проводниками к сердцу ребенка, стали, конечно, произведения русской классики – кладезь мудрости. Духовное становление невозможно без освоения бесценного наследия Пушкина, Лескова, Достоевского, Шмелева.… Произведения этих мастеров слова дают представление о христианских основах нравственности, о добре и зле, о чести и бесчестии, о милосердии...

Столько важного и нужного для душевного развития ребенка можно почерпнуть, например, из “Капитанской дочки” Пушкина!

Глубоко христианский, глубоко русский ответ дает писатель на жизненно важные вопросы: как жить в истории, особенно в смутные, переходные ее периоды? за что держаться? При внимательном прочтении повести, не без помощи учителя, дети понимают, что держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога. “Держаться нужно за Бога, за милосердие”,- такой вывод делают ребята в конце изучения произведения.

Но тому предшествует трудная, кропотливая работа с текстом. Проанализировав все сцены встречи Гринева с Пугачевым, видим, что история, положенная в основу повести, начинается и заканчивается милосердием. Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Гринев благодарит вожатого, предлагает ему чай, потом и стакан вина. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. А когда Савельич не позволил ему этого, он придумывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Подарок, на первый взгляд, бессмысленный. Савельич недоумевает: "Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке". Однако, пишет Пушкин, “бродяга был чрезвычайно доволен подарком”. И мы догадываемся, что тут дело не только в тулупе...

В благодарности Гринева за то, что “вожатый” вывел его к постоялому двору не просто благодарность. Тут нечто большее: жалость, милосердие и уважение. Человеку холодно, а ему не должно быть холодно: он образ Божий. Мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, это бесчеловечно. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку: “Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”. И не забудет, потому что на милость можно отвечать только милостью.

И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. Народная мудрость гласит: “Кто добро творит, того Бог благословит”.

При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. Позже в беседе наедине Пугачев говорит: “...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”. Каким нравственным законом руководствуется Пугачев? Законом милосердия, которого нет выше и благороднее в этом мире. Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому внутреннему человеку, и не может уже забыть этого Пугачев.

А, перелистав несколько страниц, становимся свидетелями еще одной удивительной сцены: Пугачев, атаман бунтовщиков, вызволяет Машу Миронову, дочь коменданта крепости, казненного во время приступа, из рук Швабрина и отпускает ее и Гринева со словами: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: такой мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!”. Эти слова мы слышим от “злодея, обрызганного кровью стольких невинных жертв” Согласитесь, на такой поступок способен только человек, у которого не стерт образ Божий в душе.

Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. Главное внимание автора "Капитанской дочки" направлено на открытие внутреннего человека в человеке. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения. А ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема милосердия. Не случайно эта повесть является одним из самых христианских произведений в мировой литературе, именно от нее в русской литературе идет традиция проникновенных диалогов “святых и преступников”, стоящих перед лицом Бога.

Думаю, ребята, которые присутствовали на уроке, говорили о милосердии не пройдут мимо человека, нуждающегося в помощи, окажут ее больному и слабому, накормят бездомную собаку… А позже, отвечая на вечный вопрос: “Быть или не быть?”, примут правильное решение: быть человеком, жить духовно, “познавать Творца в творенье, видеть Духом, сердцем чтить…”