Зачем нужна христианская психология. Зачем нужна христианская психология — Сколько стоит обучение в вашем институте

  • 20.07.2023

Ни для кого уже не секрет, что православная психология давно уже стала научно-практическим направлением, имеющем свою уникальную парадигму, свой предмет и метод. Как сказала в своей статье доктор психологических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, председатель Епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга Л.Ф. Шехофцова:

«В течение 15–20 последних лет в нашей стране происходит становление православной психологии – психологии, основанной на православном понимании человека. Нам православная психология представляется как научная дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию, а также и как прикладное знание.» (Л.Ф. Шеховцова, Православная психология в России, Психологическая наука и образование, 2011 г.)

По запросу православная (христианская) психология интернет выдаёт сегодня почти 1 000 000 (миллион) ссылок. В России в настоящее уже несколько высших учебных заведений имеют соответствующие кафедры и курсы, включая и магистерские:

  • (Москва)
  • Факультет психологии Российского православного университета Св.Иоанна Богослова (Москва)
  • (Москва)
  • (Москва)
  • Кафедра психологии Свято-Сергиевской православной богословской академии (Москва)
  • (Москва)
  • Епархиальное Общество православных психологов Санкт - Петербурга во имя свт. Феофана Затворника (Санкт-Петербург)

Предметом нравственно-ориентированной христианской психологии является человек, созданный по образу и подобию, в его тримерии тело-душа-дух и его уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и направленности, в связи с её духовно-нравственным состоянием.

Личность (от слов лик, лицо, ипостась) – это неповторимое и уникальное сочетание в триединстве тела-души-духа всех творческих сил и способностей человека, духовно-нравственный образ которых определяет не только уникальность, но и всю направленность человека в жизни и весь характер его чувственности, волеизъявления и мыследеятельности.

Православная психология – это область знания, базирующаяся на христианской антропологии и святоотеческой традиции, исследующая через призму антропологической катастрофы все закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств и состояний человеческой личности в разрезе трёх базовых состояний (телесного, душевного и духовного).

Что же представляют собой на сегодняшний день учебные программы по христианской и православной психологии и каково их содержание?

Институт христианской психологии г. Москва

1-й модуль 3 месяца (квартал) – 130 часов – «Христианская психология личности».

  • Богословское учение о личности
  • Введение в теорию личности
  • Духовный путь личности
  • Возрастные этапы развития личности
  • Возрастная психология

2-й модуль 3 месяца (квартал) – 100 часов – «Христианская семейная психология».

  • Семья с точки зрения христианской антропологии
  • Стадии жизненного цикла семьи
  • Семейные роли и функции
  • Функциональные и дисфункциональные семьи
  • Нормативные семейные кризисы
  • Ненормативные семейные кризисы
  • Основы социальной психологии

3-й модуль 3 месяца (квартал) – 120 часов – «Христианская практическая психология»

  • Основы духовно-ориентированного подхода в практической психологии
  • Социальное служение
  • Работа с группами риска
  • Профилактика эмоционального выгорания
  • Психопатология религиозной жизни
  • Клиническая психология
  • Духовно-ориентированная работа с эмоциональными состояниями

4-й модуль 3 месяца (квартал) – 120 часов – «Введение в духовно-ориентированное психологическое консультирование»

  • Богословие встречи
  • Особенности духовно-ориентированного подхода в консультировании
  • Основы психологического консультирования
  • Методы работы в духовно-ориентированном консультировании
  • Психология общения
  • Библиодрама
  • Определение собственного индивидуального стиля работы

Общий срок обучения – 470 часов (календарный год)

Московский православный институт святого Иоанна Богослова, ф акультет православной психологии

А) Программа курса дополнительного образования «Основы христианской психологии»

  1. Психология в современном мире.
  2. Личность – норма и аномалии.
  3. Духовные и психологические основы семьи и брака.
  4. Социальная психология.
  5. Психология религии.

Объём – 118 уч. часа , срок обучения 3 мес.

Б) Программа курса дополнительного образования «Введение в практическую христианскую психологию»:

  1. Самоотношение.
  2. Человек и Мир.
  3. Экстремальная психология.

Объём – 88 уч. часов , срок обучения 3 мес.

Русский православный институт культуры

Программа курса (2 семестра – 8 месяцев)

Основные темы:

  1. Общая психология: православный подход
  2. Взаимоотношения в семье
  3. Православный подход в психологическом консультировании
  4. Православная антропология
  5. Психология и социальное служение Церкви
  6. Основы православной семейной психотерапии
  7. Теория и практика православного психологического консультирования
  8. Телефонное психологическое консультирование
  9. Православие и психотерапия. Понимающая психотерапия
  10. Психологическая помощь в принятии травматических обстоятельств

Сроки обучения: 8 месяцев из объёма 144 уч. часа (2 семестра по 4 мес. с перерывом на каникулы).

Отделение катехизаторов Минского духовного училища, модуль Православная психология

Программа курса:

  1. Введение в специальность 8 ч.
  2. Введение в общую психологию 40 ч. (экзамен)
  3. Методологические основы православной психологии 76 ч. (экзамен)
  4. Основы православного психологического консультирования 30 ч. (зачёт)
  5. Семейное консультирование 36 ч. (зачёт)
  6. Психология воцерковления 20 ч. (зачёт)
  7. Кризисная православная психология 60 ч. (экзамен)
  8. Практическая православная психология 60 ч. (экзамен)
  9. Психология миссионерской работы 20 ч. (зачёт)
  10. Психологические аспекты внутрицерковных отношений 20 ч. (зачёт).

Срок обучения: 10 месяцев из объёма 370 уч. часов (2 семестра по 5 мес. с перерывом на каникулы).

Наиболее авторитетно, как видно из сравнительной характеристики, выглядит курс в Институте христианской психологии (г. Москва), который возглавляет Андрей Лоргус. 4 модуля в объёме 470 учебных часов – это, вне сомнений, основательная подача материала. В то же время богословское учение о личности по Н.В. Лосскому и святоотеческое учение о тричастной природе души, движущих силах души и трёх состояниях души (естественном, нижеестественном и сверхъестественном), данном в книге Вадима Коржевского «Пропедевтика аскетики, компендиум по святоотеческой православной психологии» – это не одно и то же. К тому же стоимость одного модуля составляет 33 000 руб или около 500$, а весь курс около 2 000 $.

В Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет православной психологии) курс гораздо проще и ориентирован на два модуля дополнительного образования по 3 месяца каждый. Объём модулей относительно небольшой 118 уч. часа и 88 уч. часов или 206 уч. часов при стоимости модуля 28 000 руб или 450 $, а весь курс 900 $. Из недостатков программы курса можно отметить малый объём учебных часов и усиленную ориентацию на практическую православную психологию при слабой методологической основе психологии святоотеческой.

В Русском православном институте культуры курс православной психологии относительно сбалансирован, но упор также сделан не на святоотеческую православную психологию, а на академическую психологию и психотерапию в нравственно-ориентированном варианте через призму концепции «Понимающей психотерапии» Ф.Е. Василюка. Объём курса также относительно не большой, если не сказать малый – 144 учебных часа или 2 семестра по 4 месяца при самой низкой из вышеперечисленных стоимости обучения 24 000 руб. за 2 семестра или около 400 $.

На этом фоне курс «Православная психология» профессионально-ориентированного модуля отделения катехизаторов Минского духовного училища в объёме 370 учебных часов из расчёта 10 месяцев при стоимости 200 $ выглядит практически бесплатным.

В целом программы коррелируют по объёму, содержанию и соотношению теоретической и практической частей. Из некоторых явных недостатков, бросающихся в глаза можно выделить всё же недостаточное внимание разработчиков программ к: христианской антропологии, истории христианской психологии с 16-го по 19-й века, а также святоотеческой психологии и в частности учению святых отцов о душе, движущих силах души, страстях души и трёх состояниях (падшего, первозданного и искупленного). А в остальном движение в направлении развития нового направления достаточно уверенное и поступательное.

В условиях кризиса веры, многие специалисты усматривают в развитии направления православная святоотеческая психология новое дыхание для православия не только в форме традиционного душепопечения, но и профессионального подхода к социальному служению и работе с кризисными и наиболее острыми социальными проблемами, где кроме помощи священника, требуется и помощь подготовленного православного психолога. Более того, на перспективу с учётом нарастания кризисных тенденций, многие священнослужители уже сегодня задумываются о наличии при приходах православно-психологических служб и служб приходского консультирования.

Руководитель курса «Православная психология», кризисный православный психолог, зам. главного редактора рецензируемого научно-практического журнала Медицина – К.В. Яцкевич

Всякое направление в психологии имеет то или иное отношение к концепции человека, к тому или иному пониманию человека. Психология не существует вообще, сама по себе, это всегда психология человека. Следовательно, для того чтобы изучать психологию человека, мы должны иметь образ самого человека, должны понимать, в чем его суть, в чем заключается его природа. Каждое направление в психологии по-своему соотносится с этим вопросом – прямо или косвенно.

Таким образом, когда мы говорим о христианской психологии, мы прежде всего говорим об определенной концепции человека. В христианской психологии человек - это образ и подобие Божие , человек имеет бессмертную душу и целый ряд других оснований. Психология в этом свете рассматривается не как существующая сама по себе, а как существующая для служения человеку. Дело в том, что психика - это, в известной степени, инструмент. С помощью этого инструмента мы мыслим, запоминаем, принимаем решения и так далее. Но есть такое известное высказывание: «мыслит не мышление». То есть само по себе ваше мышление мыслить не может, и ваша память сама по себе, ради интереса, ничего не запоминает. Вы запоминаете и мыслите потому, что это входит в ваши задачи как человека. В этом плане изучение психики не является прерогативой христианина или психолога, который придерживается какого-либо другого направления в психологии. Законы психики вполне инвариантны, они у всех одни и те же. Не существует какой-то особой психики запоминания или психики восприятия человека христианского вероисповедания. Законы психики - это общие законы, другое дело, к чему они отнесены и в каких рамках они находятся.

Собственно говоря, христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека. В этом и заключается простое, но важное отличие ее от других направлений психологии. Это отличие проявляет себя прежде всего в тех областях, которые связаны с личностью, психотерапией, в общем, с человеком. В исследованиях, скажем, особенностей симультанного восприятия или в чем-то подобном вряд ли можно найти какие-то специальные вещи, взгляд на которые христианского психолога отличался бы от взгляда представителей других направлений психологии. Но, кроме этого, есть все-таки разница в отношении к испытуемому. Здесь можно привести в пример христианскую медицину. Христианская медицина не подразумевает, что врач не использует новейшие медицинские средства, не использует хирургию, - конечно, использует, но там другое отношение к пациентам, основанное на принципах доброго и милосердного отношения к человеку.

Христианскую психологию от традиционных психологических направлений отличает другое отношение к человеку?

Да, и не просто другое отношение, а другое понимание человека. На мой взгляд, в этом суть христианской психологии .

Как применяется на практике теория христианской психологии?

Если брать все поле психологии, то выясняется, что христианских психологов не так уж много. Но некоторые все же применяют теорию христианской психологии в своей работе. Скажем, Ф.Е. Василюк занимается психотерапией, и в его концепцию психотерапии входят некоторые постулаты христианской психологии. Христианская психология ставит перед психотерапевтом другие задачи, и, соответственно, отсюда вытекают и другие способы их выполнения, которые не подразумеваются традиционными направлениями психотерапии.

Не вступает ли христианская психология в противоречие с традиционными психологическими направлениями?

На мой взгляд, здесь нет конфронтации. Новая позиция в науке не отметает все уже накопленные к ее появлению знания. Действительно, так получилось, что психология долгое время находилась в конфронтации с теологией, эта конфронтация с точки зрения, так сказать, подросткового возраста была неизбежна и необходима. Как науке, психологии нужно было становиться на ноги. И образцом научности для психологии были естественные науки. Но сейчас становится очевидно, что за всем этим мы потеряли человека. И не потому, что мы были такие плохие, а потому, что становящаяся наука требовала максимальной конкретизации рамок исследования и не могла себе позволить заниматься общими вопросами, имеющими моральную и этическую сторону. Другими словами, был накоплен огромный материал, проведено множество специальных исследований, которые сделали психологию равноправной с другими науками, но вдруг оказалось, что мы упустили человека.

И когда сейчас встает проблема целостного человека, то, естественно, встает проблема той теории, с позиций которой мы будем говорить об этой целостности. Если же мы, напротив, будем пренебрегать накопленным в науке опытом, мы впадем в ошибку. Поскольку христианский врач не может себя оправдать (если он упустил больного) тем, что он басурманской фармакологии не доверяет, - он должен быть хорошим врачом. Другое дело, что он по-другому смотрит на пациента, он представляет себе, что он может молиться за его душу. Поэтому, когда меня спрашивают, кто такой христианский психолог, где он может работать (со студентами мы это обсуждали), ответ простой: это хороший психолог, он может работать где угодно, но при этом у него есть еще некое представление о человеке

Б. С. Братусь, доктор психол. наук,
зав. кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ

ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ИХП) - первое в России учебное, научное и просветительское учреждение, развивающее христианское направление в отечественной психологии.

Учредитель института Благотворительный Фонд «Русское Православие».

Ректор ИХП священник и психолог - Андрей Вадимович Лоргус .

Необходимость христианской психологии. Потребность в психологических знаниях для современного христианского служения очевидна: уход за больными, воспитание детей, помощь семье и многие другие вопросы служения нуждаются в психологических знаниях. Однако, психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей.

Христианство имеет неоценимые духовные и антропологические богатства, которые уже воплощаются в психологии. Христианская психология - закономерный этап развития психологии на базе христианских ценностей, христианской антропологии и богословия.

Развитие психологии обогащается появлением христианской школы в обще гуманитарной парадигме психологической науки.

Необходимость создания института: учреждение учебного, научного и просветительского образовательного института может создать базу для развития христианской психологии. Кроме того, ИХП может стать вторым этапом в христианско-психологическом образовании после создания в 2002 году Факультета психологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова. В современном Российском образовании нет подобного института. Создание ИХП может восполнить в системе образования естественный «пробел».

Задачи, стоящие перед институтом (ИХП)

Институт Христианской Психологии призван создать научную и образовательную базу для развития пост дипломного образования. Образовательная деятельность по специальности Психология в российском образовании развита достаточно. Однако пост дипломное образование ещё нуждается в дополнительных шагах. Создание ИХП внесет свой вклад в это дело.

«Цель и смысл жизни».

Статья эта еще не окончена, но все уже изложенное автором позволяет без ошибки обратить на нее внимание читателей, как на выдающееся явление в журналистике.

Собственно говоря, для людей хорошо знакомых с отцами Церкви, или хотя бы внимательно прочитавших психологические трактаты покойного епископа Феофана Тамбовского, статья г. Тареева не скажет ничего принципиально нового . Но это было бы и невозможно, и не нужно.

Сам епископ Феофан лишь формулировал применительно к понятиям современного человека то, что давно, с апостольских и отеческих времен, заключается в христианском воззрении на психологическую жизнь человека. То же самое можно сказать и о статье г. Тареева. Он формулирует по-своему, по своей системе и способу то, что говорит стародавнее христианское учение, формулирует самостоятельно , с редким пониманием смысла учения, с редкой ясностью, и этим как бы открывает читателю новые горизонты учения.

Во всех таких трудах по разработке христианской психологии повторяется вечное явление, которое превосходно обрисовал Хомяков в своем стихотворении:

В час полночный, близ потока,

Ты вглядися в небеса:

Совершаются далеко

В горнем мире чудеса...

Кажется все то же знакомое, давно известное небо, но чем больше в него вглядываешься, тем шире горизонты: звезды открываются за звездами, и так до бесконечности. Так точно:

В час полночного молчанья,

Отогнав обманы снов,

Ты вглядись душой в писанья,

Галилейских рыбаков.

И в объеме книги тесной

Развернется пред тобой

Бесконечный свод небесный

С лучезарной красотой...

В этом небе «звезды мысли» точно также множатся тем больше, чем больше в них всматриваешься, и сам свод небесного учения все расширяется и расширяется до беспредельности...

Статья г. Тареева именно заставляет читателя более пристально вглядеться в эти бесконечные пространства, и много «обманов снов» способна она помочь разогнать каждому искренно жаждущему жизни .

Христианская психология: во многих это слово способно возбудить недоумение. В чем дело? скажут они. И что такое за христианская психология? Все что в ней может быть верного, – не входит ли оно в обыкновенную «научную» психологию, а что не может войти – не составляет ли, очевидно, простой фантазии?

Так рассуждают нынче образованные люди, повторяя легендарное изречение Омара при сожжении Александрийской библиотеки: «Если книги эти согласны с Кораном, то они излишни, а если ему противоречат, то значит ложны».

Для очень многих tertium non datur.

Есть, однако tertium , в котором и заключается summum истины.

Психология, так называемая «научная», стремится отыскать законы человеческой душевной жизни. Но на ряду с человеческою душевной жизнью в человеке может быть и для полноты его существования должна быть, Божественная духовная жизнь. Законы и условия этой Божественной духовной жизни и привносят к опытной «научной» психологии откровения «Галилейских рыбаков» и изыскания Отцов, вдумывавшихся в откровения и богатых опытом духовной жизни.

Формулировку этой христианской психологии делает, с пониманием и ясностью, статья г. Тареева.

Я не стану излагать ее содержания. Это было бы или излишне, или недостаточно. Но когда представишь себе множество нынешних «учителей» жизни в публицистике, то видишь с несомненностью два обстоятельства:

Во-первых, очевидно, человек и ныне, к счастью и чести для человеческой природы, не удовлетворяется «научной» психологией. Какие бы «гипнотизмы», «внушения» и т. д. не привносила она в свое «натуралистическое» учение о жизни, – человек чувствует, что это не все , что в нем есть нечто другое , без чего он не может обойтись, ибо это другое есть реальность не менее чем нервы, электрические токи и т. п.

Но, чувствуя это, нынешние люди не в состоянии избавиться от кошмара снов, окутавших их каким-то «наваждением» злой силы.

Кошмар обманных снов одинаково тяготеет над думами и писаниями самых различных, по-видимому, людей. Взглянуть на графа Л. Толстого, или гг. Розанова, Мережковского, Энгельгардта, не говоря уже о множестве более мелких, еще менее способных защитить свою душу от наваждения, – этот кошмар тяготеет надо всеми, и у всех искажает каждый проблеск правды, превращая его в ложь, большею частью мучительную для самого «рассуждателя».

Все же это имеет своей основой полнейшее незнание христианской психологии, той психологии, которая указывает нам, наряду с душевной жизнью (мирской, естественной, подлежащей исследованию науки), – жизнь духовную , то есть жизнь Бога в человеке.

Забвение этой основной идеи христианства, которая мало-по-малу стала для множества образованных людей совершенно неведомой, имеет своим последствием множество не только ложных мнений, но и ложных чувствований. Утратив ясное представление или даже всякое представление о законах этой части нашей психологии, люди не могут уже поддерживать в себе искорки духовной жизни, и психическая жизнь их от поколения к поколению все более лишается лучших нормальных своих устоев. В результате является разнообразнейших видов психопатия, неполнота, уродливость ощущения и мышления.

Для борьбы с этими явлениями психической болезненности в высшей степени важно восстановление в людях – хотя бы, на первый раз, – знания христианской психологии. Замечательно, что такой тонкий и чуткий мыслитель, как епископ Феофан, именно в наше психически-больное время, лучшие силы свои посвятил трудам по христианской психологии, как бы сознавая, что теперь это – самое важное, самое главное дело.

Г. Тареев, конечно, не епископ Феофан, но по-своему делает в своей статье то же самое. Жаль только, что наше общество мало читает духовные журналы. Но это уже не вина г. Тареева. Со свой стороны считаю долгом обратить внимание читателей на эту действительно прекрасную работу.