Звездная ночь винсент ван гог стиль. Звёздная ночь

  • 20.06.2020

Художники всего мира постоянно копируют произведение Ван Гога «Звездная ночь, Сен-Реми». Это одна из самых узнаваемых картин в мировом изобразительном искусстве, и разнообразные воспроизведения этого полотна украшают интерьеры множества домов. Обстоятельства создания «Звездной ночи», где и как она была написана, а также прежние несбывшиеся мечты художника, делают эту работу особенно значимой для творчества Ван Гога.


Винсент Ван Гог «Звездная ночь, Сен-Реми». 1889

Когда Ван Гог был чуть моложе, он собирался стать пастором и миссионером, хотел помогать бедным людям словом Божьим. Религиозное образование в чем-то помогло ему создать «Звездную ночь». В 1889 году, когда и было написано ночное небо со сверкающими в лунном свете звездами, художник находился во французской лечебнице Сен-Реми .

Сосчитайте звезды - их одиннадцать. Можно сказать, что на создание картины повлияло древнее сказание о Иосифе из Ветхого завета. «Вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне", - читаем мы в Книге Бытия.

Ван Гог писал: «я все равно страстно нуждаюсь в религии. Именно поэтому я вышел в ночное время из дому и стал рисовать ночное небо со звездами».
Эта известная картина мастера демонстрирует зрителю большую мощь художника, а также его индивидуальную и неповторимую манеру письма и его особенное видение всего окружающего мира. Полотно «Звездная ночь» является самым выдающимся произведением искусства середины 19 века.


Можно указать много причин, почему «Звездная ночь» так притягивает людей, и это не только насыщенность синего и желтого цветов. Многие детали на картине и, в первую очередь, звезды сознательно увеличены. Это словно воплощенное видение художника: он окружает каждую из звезд шаром, и мы наблюдаем их вращательное движение.
Подобно тому как звезды склоняются на своем пути вниз, к холмистому горизонту, так и Ван Гог будет склонен оставить привычный мир, перешагнув порог лечебницы. Окна зданий напоминают о домах, где он жил ребенком, а шпиль церкви, изображенной Ван Гогом в «Звездной ночи» напоминает о том, что когда-то он хотел посвятить свою жизнь религиозной деятельности.

Основными «столпами» композиции являются кажущиеся огромными кипарисы на холме (передний план), пульсирующие полумесяц и звезды «сияющего», ярко-желтого цвета. Город, лежащий в долине, может даже сначала остаться незамеченным, ведь основной упор делается упор на величие Вселенной.

Лунный серп, звезды движутся в едином волнообразном ритме. Деревья, изображенные на данной картине, значительно уравновешивают общую композицию.

Вихрь в небе напоминает о Млечном Пути, о галактиках, о космической гармонии, выражающейся в одновременно и экстатическом, и блаженно спокойном движении всех тел в темно-синем пространстве. На картине это одиннадцать невероятно огромных звезд и большой, но убывающий месяц, напоминающие о библейском сюжете о Христе и 12 апостолах.



Тщетно географы стараются определить, что за населенный пункт изображен внизу полотна, а астрономы пытаются найти созвездия на картине. Образ ночного неба списан из собственного сознания. Если обычно ночное небо безмятежно и холодно-безразлично, то у Ван Гога оно закручено вихрями, полно тайной жизни.

Тем самым художник намекает, что воображение всесильно создать более удивительную природу, чем та, которую мы видим в реальном мире.

"Звёздная ночь"

Когда на Землю мраком Ночь спадает -
Любовь на небе Звезды зажигает...

Быть может, кто-то их не замечает,
А, кто-то в телескоп их наблюдает -

Там ищет жизнь, науку изучает...
А кто-то просто смотрит - и Мечтает!

Порою, сказочной Мечта бывает,
Но, все равно, он верить продолжает...

Звезда его - Жива, она сияет,
На все его вопросы отвечает...

Там, среди тысяч звезд - Винсента есть Звезда!
Она не угасает никогда!

Она на всю Вселенную пылает -
Она собой планеты зажигает!

Чтоб, среди Ночи темной стало вдруг светлей -
Чтоб Солнцем свет Звезды сиял в Душе людей!

Сестра Винсента

«Звездная ночь» была написана в 1889 году и сегодня является одной из самых узнаваемых картин Ван Гога. Начиная с 1941 года, данное произведение искусства находится в Нью-Йорке, в известном Музее современного искусства. Винсент Ван Гог создал данную картину в Сан-Реми на традиционном холсте размером 920х730 мм. «Звездная ночь» написана в довольно специфическом стиле, поэтому для оптимального восприятия лучше смотреть на нее издалека.

Стилистика

На данной картине изображен пейзаж в ночное время, который прошел через «фильтр» творческого видения самого художника. Главными элементами «Звездной ночи» являются звезды и луна. Именно они изображены наиболее выраженно и в первую очередь притягивают к себе внимание. Кроме того, Ван Гог применил специальную технику для создания луны и звезд, благодаря чему они выглядят более динамично, как будто постоянно движутся, неся чарующий свет сквозь безграничное звездное небо .

На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам. Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд.

Общее исполнение

В целом, при рассмотрении данной картины, чувствуется виртуозная работа художника с цветом. При этом экспрессивное искажение достаточно хорошо подобрано с помощью уникальной техники мазков и сочетания цветов. Также наблюдается равновесие светлых и темных тонов на полотне: слева внизу темные деревья компенсируют высокую яркость желтой луны, которая расположена в противоположном углу. Основной динамический элемент картины – это спиральный завиток почти в середине полотна. Он придает динамику каждому элементу композиции, стоит также отметить, что звезды и луна кажутся более подвижными, чем остальные.

«Звездная ночь» также обладает потрясающей глубиной отображаемого пространства, которая достигнута посредством грамотного использования мазков разных размеров и направленности, а также общего цветового сочетания картины. Еще один фактор, который помогает создать глубину картины – это использование объектов разной величины. Так, городок находится вдали и на картине он маленький, а деревья наоборот – они небольшие сравнительно с поселком, но расположены близко и поэтому на картине они занимают достаточно много места. Темный передний план и светлая луна на заднем – инструмент для создания глубины цветом.

Картина по большей степени принадлежит к живописному стилю, а не линейному. Это обусловлено тем, что все элементы полотна созданы при помощи мазков и цвета. Хотя при создании поселка и холмов Ван Гог применил контурные линии. Видимо, такие линейные элементы были использованы для того чтобы как можно лучше подчеркнуть разницу между предметами земного и небесного происхождения. Таким образом, изображение неба получилось у Ван Гога чрезвычайно живописным и динамичным, а поселок и холмы – более спокойным, линейным и размеренным.

В «Звездной ночи» преобладает колоритность, при этом роль света не так заметна. Основными источниками освещения служат звезды и луна, это можно определить по рефлексам, которые расположены на строениях городка и деревьев у подножья холмов.

История написания

Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в период лечения в больнице города Сен-Реми. По просьбе его брата Ван Гогу разрешали в случае улучшения состояния здоровья писать картины. Такие периоды возникали довольно часто, и за это время художник написал целый ряд картин. «Звездная ночь» - одна из них, при этом интересно, что данная картина была создана по памяти. Такой метод применялся Ван Гогом довольно редко и не свойственно данному художнику. Если сравнивать «Звездную ночь» с ранними работами художника, можно сказать, что она является более экспрессивным и динамичным творением Ван Гога. Однако после ее написания колорит, эмоциональная загруженность, динамика и экспрессия на полотнах художника только возрастали.

Ван Гог. «Звёздная ночь». 1889. Холст, масло, 73,7×92,1 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

Разговор о картине Винсента Ван Гога «Звездная ночь» уместно начать с вопроса о том, действительно ли перед нами ночь, как заявлено в названии картины? В этом легко усомниться, учитывая необыкновенную для ночного пейзажа яркость красок и динамику мазков. Когда звучит «звездная ночь», наше воображение рисует образ покоя и умиротворенности неба и земли, когда яркий свет звезд на небосклоне пронизывает тьму, но не рассеивает ее, не освещает все вокруг, как солнечный свет, а лишь мягко касается самой поверхности вещей, отчего создается впечатление таинственности, призрачности и погруженности пейзажа в свою глубину. Картина Ван Гога всем своим существом противоречит столь привычному для нас образу звездной ночи. В ней нет и следа ожидаемого спокойствия. Все сущее как будто захвачено единым вихрем и несется в каком-то непостижимом движении, переплетаясь друг с другом. Между вещами отсутствуют четкие границы, они перетекают друг в друга и растворяются в бурном потоке. Домики небольшого селения, расположенного в нижней части картины, казалось бы, обладают большей плотностью, чем небесные тела: у некоторых из них очерчены контуры. Однако они вовсе не настаивают на своей геометричности и устойчивости, словно еще один порыв ветра - и их не станет. А если поднять взгляд чуть выше, где располагаются холмы и деревья, то из поля зрения исчезнет и та незначительная плотность, которая угадывается в домиках. Над ними проносится белая полоса, похожая то ли на облако, то ли на продолжение горной гряды, во всяком случае, сложно однозначно отнести ее к небу или к земле. А выше начинается самый что ни на есть вихрь: громадный завиток в центре кружится и увлекает за собой все, что с ним соприкасается, кроме луны и звезд, которые не поддаются общему течению, но создают свое собственное. Складывается впечатление, будто ночной свет проистекает вовсе не от звезд, а напротив, своим кружением в пространстве он образует звезды, как своего рода очаги скопления этого света, не имеющего ни источника, ни объекта направленности. Чуть левее, подобно языку пламени, вздымается вверх кипарис. Благодаря своему расположению непосредственно на переднем плане, он неминуемо привлекает к себе уставший от нескончаемого кружения взгляд. Но ритм колебания кипариса-пламени оказывается родственным ритму всего остального, и, повинуясь ему, приходится вернуться обратно в пучину круговорота.

Кружащееся небо в середине картины может показаться эпицентром бушующего урагана или же спиралью Млечного Пути (есть и такие трактовки). Так или иначе, при взгляде на картину вряд ли удастся уйти от впечатления чего-то подобного космогонии, длящегося становления мира, разворачивания пространства из некоторой точечной стянутости. И поскольку процесс космогонии еще далек от завершения, становящееся пространство в очень большой степени хаотично. «Кипящее море хаоса» словно является скрытым принципом и влекущей силой становления «тонкой яблочной кожуры» неустойчивого порядка вещей, готового в любой момент сорваться обратно в бездну. Но, приближаясь к существу картины через обращение к понятиям в своей основе мифологическим, нужно иметь в виду, что внутри той культуры, для которой они являются неотъемлемым конститутивом и которой они более всего родственны, создание произведения, подобного картине Ван Гога, попросту невозможно. Скажем, античному греку, для которого, как мы знаем, наивысшей ценностью обладал космос, было бы непереносимым ужасом представить нечто похожее на «Звездную ночь». Такое представление было бы безжалостно изгнано на периферию сознания, как мимолетное помрачение, и воспринято недостойным воплощения в произведении искусства. Только космос, являющийся конечным результатом космогонии, был для древнего грека подлинным миром, только с ним он мог бы соотнестись как «Я». То же, что было в мире от хаоса - отдавало недовершенностью и ожидало космизирующих усилий человека или богов.

Существенная разница между древним греком и художником конца 19 века, которая позволила появиться на свет «Звездной ночи», заключается в том, что для последнего космос никогда не наступит. Не его могла бы пожелать душа этой эпохи. Поэтому изображенное на картине - не что иное, как вечное становление, не имеющее конца и разрешения. Вещи никогда не войдут в свое собственное неизменное существо, между верхом и низом, профанным и сакральным невозможно установление надлежащей дистанции, в конечном счете, дню так и не отделиться от ночи. Обратим внимание на одну определяющую деталь: практически на всех картинах Ван Гога отсутствует даль, которая традиционно отвечает за разведение и дистанцию между реальностями профанной и сакральной. Далью на картинах чаще всего предстает линия горизонта или небесная высь. Между тем, мы видим, как небо на картине близко нависает над землей, словно состоит из одного с ней материала. Безусловно, оно гораздо менее плотное, чем земная поверхность, но сущностно друг от друга они ничем не отличаются. Небо - та же земля. И здесь не может быть никакого сходства с образом небесной тверди, поскольку она обязательно предполагает наличие дистанции по отношению к земле. Скорее имеет место какое-то единое пространство, содержащее в себе совокупность разрозненных частиц света и лишенных своей онтологической укорененности и глубины «призраков» вещей.

Ван Гог. «Дорога с кипарисом и звездой». 1890. Холст, масло, 92×73 см. Музей Крёллер-Мюллер (Оттерло, Нидерланды).

Слияние дня и ночи более отчетливо у Ван Гога можно увидеть на картине «Пейзаж с дорогой и кипарисом». При первом взгляде на нее представляется очевидным, что перед нами день. Более того - жаркий полуденный зной. Однако полной своей противоположностью он оборачивается, если сосредоточить внимание на двух светилах в верхней части картины: оцепенение полдня вдруг неожиданно совпадает с глубокой ночью. Если спроецировать замеченное нами в этой картине на «Звездную ночь», то откроется еще один дополнительный смысл. Исходя из того, что ночь и день у Ван Гога суть одно, можно заключить, что изображенная ночь на самом деле одновременно является еще и днем. Но было бы ошибкой предполагать, что оба эти понятия по отношению друг к другу равноценны. В картине «Пейзаж с дорогой и кипарисом» мы видим полдень, заключающий в себе полночь, вернее, переход к полночи. В «Звездной ночи» же - ночь, отсылающую к реальности дня, которая ей, строго говоря, не предшествует, но между ними не временные отношения, день и ночь указывают друг на друга и переходят каждый в свою противоположность. При этом ночь на картине есть как будто прафеномен дня, его глубина, увиденная художником. Тогда ясность и отчетливость дня - не более чем мнимость и иллюзорность, и через эту тонкую пелену то и дело готов прорваться свирепый ураган хаоса. Но причастность прафеномена хаосу означает, что он непрестанно себя отменяет, существует в модусе непрерывного самоотрицания. Поскольку же бытие эйдоса и прафеномена в таком модусе невозможно, думаю, будет уместно назвать изображенное на картине «изнанкой» мира. И если изнанка мира такова, то неизбывно связанная с ней «лицевая» часть зависает над пропастью гудящей пустоты и распада.

Журнал «Начало» №21, 2010 г.

А вы знали, что известная картина Ван Гога «Звездная ночь» была написана им в психиатрической больнице? Почему он там оказался, и из-за чего художник отрезал мочку своего уха?

«Звездная ночь» - это одна из самых известных картин нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Является одной из самых ярких и заметных картин всей западной живописи. Написана данная картина в 1889 году. Говорят, увидев «Звездную ночь», вы уже никогда ее не забудете.

5 тайн картины «Звездная ночь»:

Картина написана в больнице.

Известная картина Ван Гога «Звездная ночь» была написана в психиатрической больнице. В жизни нидерландского художника был непростой период, когда рушились все его мечты. Ван Гог мечтал создать собственную мастерскую, но у него ничего не получилось. Последней каплей была ссора с другом Поль Гогеном. После чего, Ван Гог отрезал себе мочку уха. Отсылка такого поступка к корриде, на которой поверженному быку отрезали ухо. Нидерландский художник признавал свое поражение, после чего, его брат пристроил в одну психиатрическую больницу.

Картина – плод воображения.

Нидерландский художник-постимпрессионист всегда работал с натуры. Ван Гог считал, что людям не стоит пользоваться воображением. Надо наоборот принимать реальность. Но в больнице была слишком жестокая реальность: нельзя выходить на улицу, нельзя работать, нельзя рисовать. Картина «Звездная ночь» - отображает то, что хотел видеть Ван Гог, а не то, что он видел на самом деле. «Звездная ночь» - это побег от непростой реальности к звездам.

Придумал свою реальность.

Душевная болезнь Ван Гога была настолько велика, что художник видел то, чего не видели другие. Картина «Звездная ночь» - верное этому подтверждение. На своей картине Ван Гог изобразил планету Венеру и турбулентность. Логично, что ничего из этого невозможно увидеть невооруженным взглядом.

Ван Гог считал, что эта картина – провал.

Ван Гог считал картину «Звездная ночь» неудачной. «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня» - так отзывался художник о своей картине на выставках. Неудивительно, потому что Ван Гог всегда считал, что важно писать картины с натуры. Однако, данная картина стала важной для экспрессионистов.

Написал письмо брату.

Когда Ван Гог дописал картину, он написал брату: «Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее черных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звезд». Спустя год, нидерландский художник выстрелил себе в грудь. Добрался до звезд…

«Признаюсь, не знаю почему, но глядя на звезды мне всегда хочется мечтать»

Оригинал картины Винсента Ван Гога Звездная Ночь. Описание, фото, история, год написания, размеры, анализ, где находится.

«Звездная ночь» - картина голландского художника-импрессиониста Винсента ван Гога, выполненная маслом на холсте в 1889 году. Ее размер: 92 см. х 73 см. На сегодняшний день картина находится в Музее современного искусства, в Нью-Йорке, США. Однако, она часто «путешествует» и регулярно выставляется в различных музеях Европы.

Эта картина - один из самых известных и любимых шедевров Ван Гога. Картина сразу узнаваема, она вдохновляет поэтов, режиссеров, музыкантов, дизайнеров и художников. Стиль ее написания абсолютно уникален.

Винсент ван Гог создал «Звездную ночь» в июне 1889 года, когда он был госпитализирован в больницу при монастыре Saint-Paul-de-Mausole в Сен-Реми-де-Прованс, где он пребывал в течение достаточно длительного времени, для психиатрического лечения. В то время художник был спонтанным и непредсказуемым.

В своих письмах брату Ван Гог писал: «… мне нравится делать что-то сложное. Но и это не помогает мне не чувствовать моей огромной потребности в религии и проповеди, поэтому я выхожу на улицу ночью, чтобы рисовать звезды».



Художнику было тесно в рамках нашего мира. Картина являет собой идеализированный пейзаж, более яркий и нестандартный. Мощные небесные вихри, звезды и серповидная луна, на картине, движутся, в одном волнообразном движении, над маленьким городком. Справа оливковая роща и холмы, слева кипарис, стремящийся в небо, похожий на пламя. «... мы используем смерть, чтобы путешествовать к звездам» - писал художник. Несмотря на то, что картина вобрала в себя состояние безысходности, испытываемое художником на момент ее написания, композиция картины подбиралась не спонтанно, а, скорее, тщательно. Деревья обрамляют звездное небо и приносят баланс композиции.

Одиннадцать звезд на картине – отдельная тема обсуждений. Вероятно, что на композицию влияет библейская история Иосифа. «Послушайте, - сказал он, - у меня был другой сон, и на этот раз солнце, луна и одиннадцать звезд склонились предо мной» (Бытие 37: 9).

Через тринадцать месяцев после написания картины «Звездная ночь» Винсент Ван Гог покончил жизнь самоубийством.

Несмотря на (а, возможно, и благодаря) все интерпретации и скрытые смыслы, картина остается одним из самых важных произведений искусства 19-го века.