Барокко в белорусской культуре (на примере памятников архитектуры). Барокко в архитектуре

  • 29.04.2019
Прошлый раз я рассказывал о самом первом барочном храме в Беларуси и на территории всей Речи Посполитой - Несвижском костеле иезуитов.

Сегодня я расскажу, как развивались архитектурные стили в последующем столетии.

Несвижский костел, (и его прообраз - римский Иль Джезу) безусловно повлиял на зодчество Беларуси, практически сразу же появились ряд храмов, с аналогичными раннебарочными фасадами:

Например, построеный в начале 17 в на королевские средства Бернардинский костел в Гродно:

Сходный фасад имеет костел Францисканцев 1635г.

Несколько подобных храмов были возведены и в столице. С минимальными изменениями до нас дошли виленские костелы св. Терезы и Всех святых первой половины 17 века.

Храмы с подобным фасадом строились и в дальнейшем, вплоть до первой половины 19 века, например, Крестовоздвиженский костел в Лиде середины 18 века:

Но большинство зодчих не спешили поддаваться новым веяниям, и поэтому в большинстве храмов 17 века видны следы предыдущих эпохи - ренессанса и даже готики.
Это видно даже по упомянутому гродненскому костелу бернардинцев. Если его главный фасад выдержан в стиле раннего барокко, боковые фасады и апсида представляют собой смесь готики и ренессанса: высокие окна, контрфорсы:

Во многом такой консерватизм обусловлен господствующей в те времена идеологией: сарматизмом.
Ее название происходит от теории, согласно которой, многие славянские и балтские народы происходили от древних племен сарматов. Сарматией называли территорию в которой в 15-16 веках правили Ягелоны, в частности, Польшу, ВКЛ, Чехию, а иногда и часть территории современной России. Так известнейший труд А. Гваньини назывался «Хроники Европейской Сарматии» (1578г.)

Сарматизм, был до чрезвычайности консервативной идеологией. Идеалом считалась чрезвычайная набожность, подчеркивались заслуги шляхты Речи Посполитой в борьбе с «неверными», в частности с турками и татарами. Считался идеальным патриархальный образ жизни, идеальным гражданином считался шляхтич-католик, который в мирное время занимается хозяйством, а военное выступает как воин, при этом именно за шляхтой декларировалась вся полнота власти в государстве. Во многом именно благодаря сарматизму появились понятия «золотых свобод» шляхты, и принцип по которому, ни один закон не мог быть принять на Сейме, если хоть один из присутствовавших высказывался против.

Большинство храмов начала 17 века больше похожи на готические и ренессансные храмы 16в., чем на барочные. Самым распространенным типом храма, в этот период был храм с массивной башней на главном фасаде.

Типичным примером может служить Несвижский костел Бенедиктинок, построенный в конце16- начале 17 века на средства супруги Радзивилла Сиротки Эльжбеты Евфимии.

До сегодняшнего дня дошли монастырские корпуса, и здание костела, составляющее с ними одно целое:

К сожалению не сохранилась башня костела, которую можно видеть на старых рисунках и фотографиях:


(на переднем плане - башня 18 века, сохранившаяся по сей день)

Еще один сохранившийся храм подобного типа: Бернардинский костел в Слониме.

Здесь также имеется массивная башня на фасаде храма, с очень сдержанным, можно сказать минималистским декором. Боковые фасады храма имеют еще готические черты: высокие окна и контрфорсы:

Храм был построен в первой половине 17 столетия. Несколько десятилетий спустя к нему были пристроены две часовни, которые в отличие от основного храма имеют больше барочных элементов: купола сложной формы, более плавные линии и чуть больше декора.

В этот же период строились и костелы без башен, с простым ренессансным фасадом. Типичный пример подобного храма костел святой Варвары в Замостье 1620 года:

Встречаются и совсем архаичные постройки, повторяющие готико-ренессансный тип храма-крепости распространенный столетием ранее. В частности костел в Камаях 1606 г.:

Несмотря на весь консерватизм этой эпохи, появляется новый тип храмов, который в дальнейшем станет самым распространенным в Беларуси: храмы с двумя башнями на фасаде.

Одним из первых храмов такого типа стал костел монастыря Бригиток в Гродно, построенный в 30-х годах 17-го столетия:

Здесь также наблюдается смесь барочных и ренессансных элементов, особый интерес представляет ренессансный фриз в технике сграфито.


В первой половине - середине 17 столетия ренессансные традиции сохранялись не только в наружном декоре и силуэте храмов, но и во внутреннем убранстве. Во некоторых храмах этого периода сохранилась ренессансная лепнина сводов.

В частности монастырь в Друе

Построен в 1646 году, изначально имел плоский раннебарочный фасад, без башни. В интерьере на сводах и колоннах сохранилась лепнина 17 века:

Ренессансная лепнина в боковом нефе костела доминиканцев в Новогрудке (первая половина 17 века):

В середине 17 - начале 18 века в храмовом строительстве наблюдался парадокс, несмотря, на то, что хронологически это эпоха зрелого барокко, внешний декор храмов становился все более строгим и сдержанным, даже по сравнению с ранним барокко. Этот стиль и получил название Сарматское барокко. Храмы снова, как и в готическую эпоху стали напоминать небольшие крепости. Типичные примеры этой эпохи:

Фарный костел в Новогрудке начала 18 века:

Костел в Засвири, 1714г.:


(руины на втором снимке - остатки монастыря)

Костел Кармелитов в Мстиславле 1637г.

(этот храм позже перестраивался, под руководством мэтра виленского барокко И.Х. Глаубица, и поэтому имеет более выраженные барочные черты, но общий массивный сарматский силуэт вполне сохранился).

Несколько храмов в сарматском стиле находились в Минске:
Храм монастыря Бенедиктинок (был сильно перестроен после передачи православным в 19 веке и снесен после войны)

Костел монастыря Бернардинок (Сейчас православный кафедральный Свято-духовский собор) середины 17 века

Этот храм как и мстиславский был перестроен в 18 веке, получил позднебарочные многоярусные башни, но боковые фасады, и нижние ярусы башен сохранили первоначальный стиль.

И эталоном сарматского барокко многие считают костел августинцев в Михалишках (вторая половина 17в):

Храм является типичнешим для своей эпохи: нарочито строгий декор, массивный почти крепостной силуэт, перед входом находится барбакан: круглая пристройка для обороны входа в храм.

Этот храм уникален еще по одной причине: в нем сохранились интерьеры демонстрирующие еще одну особенность эпохи: наружная строгость зачастую совмещалась с богатейшим оформлением интерьеров храма

Традиция строительства однобашенных храмов сохранялась, наиболее известным является пожалуй костел бернардинок в Слониме 1670г:

Храм интересно расположен: он повернут апсидой к улице, фактически у него нет главного фасада, его башня напрямую соединена с монастырским корпусом.

Недалеко от костелов в Михалишках и Засвири, располагался однобашенный костел в Свири. Он правда был кардинально перестроен в начале 20-века и его первоначальный вид сохранился только на старых фото:

Сегодня я рассказал о римо-католических храмах 17 века. Следующий мой рассказ будет посвящен православным и униатским храмом этой эпохи.

P.S. Часть снимков принадлежат замечательной девушке Елене, за что в очередной раз хочу высказать ей огромную благодарность.
:-)))

Эпоха Барока – гэта ХVII стагоддзе.

1. У XVII ст. Еўропа перажывала бурлівыя, драматычныя падзеі. Усё XVII ст. можна назваць прамежкавай эпохай паміж Адраджэннем і Асветай. Роля яе крытычная, таму што падзеі менавіта гэтага стагоддзя (англійская буржуазная рэвалюцыя, Фронда і ўстанаўленне абсалютызму ў Францыі, 30-гадовая вайна ў Еўропе, так званая Смута ў Масковіі) вызначылі тэмпы далейшага сусветнага развіцця.

2. У XVIІ ст. зноў актывізуецца царква, бярэ, на шчасце, своеасаблівы рэванш пасля Рэфармацыі – надыходзіць эпоха каталіцкай контррэфармацыі.

3. У той жа час XVII ст. – прынцыпова новая эра ў развіцці сучасных навук – фізікі, біялогіі, матэматыкі, праўда са сваімі, ужо навуковымі, забабонамі, не меншымі, чым, скажам, язычніцкія.

4. XVII ст. – час фармавання і так званага ʼʼвышэйшага свету ʼʼ, (ʼʼсвецкага грамадстваʼʼ. “бамонда”), а таксама прафесійнага літаратурнага асяроддзя – праслойкі людзей, якія жывуць выключна сваім пяром. Іх з’яўленне, безумоўна, было падрыхтавана Адраджэннем з яго ўніверсітэтамі, кнігадрукаваннем і культам адукаванасці.

5. У плане эстэтычным XVII ст. – эпоха двух магутных стыляў – класіцызму і барока . Класіцызм у чыстым выглядзе ў XVII ст. усталяваўся толькі ў Францыі, адкуль ужо ў XVIII ст. распаўсюдзіўся ў іншыя краіны Еўропы. Больш правільна лічыць XVII ст. векам барока. Некаторыя даследчыкі гавораць нават пра эпоху Барока (калі гаворка пра эпоху, то неабходна яе назву пісаць з вялікай літары; калі пра эстэтычную сістэму, стыль – то з малой літары). У славянскіх краінах Барока ахоплівае і XVIII ст.

Барока(ад італ. ʼʼдзіўныʼʼ, ʼʼмудрагелістыʼʼ, ʼʼвычварныʼʼ) – адна зважнейшых эстэтычныхсістэм, менавіта цэлая эпоха, якая ахапіла ўсе віды мастацтва, наклала адбітак на навуковую і філасофскую думку, на розныя бакі культурнага жыцця і побыту.

Барока асабліва развілося ў тых краінах, дзе феадалізм не пакідаў свае пазіцыі, дзе пераважаў арыстакратычны і вясковы элемент, а буржуазія была слабая: у Італіі, Іспаніі, Германіі, Цэнтральнай і Усходняй Еўропе.

Барока звязана з крызісам гуманізму Адраджэння. А крызіс гэты быў выкліканы якраз умацаваннем буржуазіі, якое адразу выклікала магутнае супраціўленне з боку дваранства, духавенства, ды і шырокіх народных мас. Барока – рэакцыя на працэс умацавання буржуазіі і тых тэндэнцый, якія яна насаджала ў быце і культуры: рацыяналізму, прагматызму, ʼʼздаровага эгаізмуʼʼ . У тых краінах, дзе буржуазія не паспела ўмацавацца і якія асталіся (дзякуй Богу!) у асноўным каталіцкімі, перамаглі іншыя настроі, якія можна назваць рамантычнымі, хоць афіцыйная навука лічыць кансерватыўнымі.

У той жа час навуковыя адкрыцці, геаграфічныя даследаванні і падарожжы паказалі, што свет намнога больш складаны, чым думалі гуманісты. Іх светапогляд быў гарманічны, таму што яны яшчэ не бачылі ўсіх супярэчнасцей і нюансаў надыходзячага этапу гісторыі. Бадай, толькі М . Гусоўскі інтуітыўна ўлоўліваў яго драматычнасць – таму што яго жыццеадчуванне было больш абвостраным з-за палажэння яго народа. Неверагодна заблытаная палітычная сітуацыя ў Еўропе, войны, рэвалюцыі, контррэфармацыя, інквізіцыя, эпідэміі чумы паказалі, што ад чалавека далёка не ўсё залежыць (насуперак думцы гуманістаў), што чалавек слабы перад нейкімі магутнымі стыхійнымі сіламі. Ды і ў пазнанні прыроды: адкрываючы адну таямніцу, сутыкаліся з дзесяццю іншымі.У гэтым – крызіс Адраджэння. Аптымізм Рэнесансу замяніўся скепсісам, сумненнямі ў разумнасці свету і чалавечага існавання.Ужо пастаноўка пытання шэкспіраўскім Гамлетам ʼʼБыць ці не быць?ʼʼ супярэчыць духу Адраджэння.

Аднак інтэлігенцыя ўсё ж была выхавана ў духу гуманізму і не жадала адмаўляцца ад надзеі. Хоць мыслярам таго часу і здавалася, што свет –лабірынт, поўны таямніц, яны ўпарта шукалі ключы ад яго – у кабалістыцы, алхіміі, нумералогіі, містыцы. Узніклі новыя (тыпу разэнкрэйцараў, масонаў) ці актывізаваліся пад іншымі назвамі ранейшыя, арганізаваныя яшчэ ў эпоху Сярэднявечча, сакрэтныя ордэны (скажам, Ф. Скарына ўваходзіў у ордэн паўпераў, а гэта – тыя ж тампліеры, пра сапраўдную сутнасць якіх да нашага часу спрачаюцца вучоныя).

Мастацкая творчасць у стылі барока абсалютна не адпавядала імкненням буржуазіі. Калі пераважаебуржуазнасць з яе меркантылізмам і прагматызмам – не ў тэндэнцыі, як у эпоху Адраджэння, а ўжо яўна,то мастацтва ў сваім вызначальным пафасе і стылі абавязкова будзе блізкім да класіцызму ціў ім будзе пераважаць рэалізм (як у ХІХ ст.). Калі ж ідзе пошук новых шляхоў, калі перамешваюцца самыя розныя тэндэнцыі, калі грамадства ў бурленні, мастацтва будзе падобным да барока, напрамку,які можна лічыць тыпалагічным.

Мэтай новага стылю быў эфект ашаламлення – уразіць гледача і чытача, таму тэатралізацыя, наяўнасць нечаканых дэталей сталі неад’емнымі рысамі барока. Галоўнай прыкметай яго лічылася складанасць, злучэнне нечаканасцей, супастаўленне кантрастаў. Напружанне, грандыёзнасць, мудрагелістыя камбінацыі форм, а таксама перавага крывалінейных, а не правільных і сіметрычных, як у Адраджэнні, абрысаў, было ўласціва творам архітэктуры і выяўленчых мастацтваў.

У ідэйным плане барока выявіла стомленасць народаў ад войнаў і агульнай няўстойлівасці жыцця. Адсюль ідэя яго марнасці і нікчэмнасці. Але падобныя настроі парадаксальна злучаюццаз прагай зведаць усе зямныя радасці, з прагай асалоды.

Барока ўключала ў сабе розныя ідэйныя плыніі мастацкія тэндэнцыі. Каталіцкая царква, каб зноў набыць аўтарытэт у вернікаў, прыстасавала барока для пышнага храмавага дойлідства, для містэрый, працэсій, святаў. Гэта было імкненне ўвесці ў межы стыхійную і па сваёй сутнасці язычніцкую карнавальную культуру, але на больш высокім эстэтычным узроўні.

Барокаімкнулася дасінтэзу мастацтваў ,што зноў-такі сведчыць пра яго замаскіраваную сувязь з абрадам. Ні ў адным стагоддзі, ні ў адной мастацкай сістэме не было такой блізкасці паміж паэзіяй, музыкай і выяўленчымі мастацтвамі, як у эпоху Барока. Усе мастацкія віды і формы прасякнуты метафарызмам, сімволікай, якая вядзе сваё паходжанне ад містыкі Сярэднявечча і містэрый Антычнасці. Гэта стагоддзе новых музычных форм, увогуле новай музыкі , якая атрымала сваё найбольш яркае ўвасабленне ў творчасці I.С. Баха . Барока стварыла оперу, балет і камічную оперу – будучую аперэту.

Найбольш яскравы прыклад барока ў архітэктуры – увесь горад Рым (плошча Святога Пятра, фантан Трэві). У дойлідстве барока –гэта надзвычай багатая аздобленасць будынкаў мазаікай, скульптурай, элементамі класічных ордэраў, сувязь з навакольным ландшафтам (узбагачаецца эстэтыка садоў), з дэкаратыўнымі мастацтвамі. У інтэр’ерах – дарагія тканіны, дываны, шпалеры, люстры, шмат золата і каштоўных матэрыялаў, мудрагелістыя формы мэблі. 3 таго часу пышнасць, раскоша заўсёды асацыіруюцца з мастацтвам барока. Напрыклад, Версаль у Францыі пабудаваны ў стылі класіцызму (калі браць вонкава), але інтэр’еры палацаў – поўнасцю ў стылі барока, таму што стыль найбольш адпавядаў жыццю каралёў. Ва ўсіх рэзідэнцыях сучасных прэзідэнтаў ёсць пакоі ў стылі барока, дзе адбываюцца сустрэчы з найбольш ганаровымі гасцямі.

У жывапісе буйнейшыя прадстаўнікі барока – Караваджа (Італія), Эль Грэка (Іспанія), Рубенс (Нідэрланды).

На Беларусі барока выявілася ўжо ў касцёлеезуітаў у Нясвіжы (канец XVI ст.). УсёXVII ст. і да 80 гᴦ. XVIIIст. пануе барока ва ўсіх відах мастацтва, прычым на Беларусі, як, скажам, і ў Іспаніі, Італіі, стыль барока меў надзвычай шырокае распаўсюджанне, можна сказаць, з таго часу зрабіўся нацыянальным стылем. Так, у выяўленчых мастацтвах ён выявіўся ў кніжнай ілюстрацыі, арнаментах, аздобах кніᴦ. Мастацкія прынцыпы барока надзвычай моцна адчуваюцца ў формах мэблі (нават народнай), у ткацтве (слуцкія паясы, шпалеры), вырабах са шкла, кераміцы (кафля), разьбе па дрэве.Ні адзін стыльтак моцна не ўсталяваўся на Беларусі, як барока.

У літаратуры барока такі ж дынамічны, патэтычны стыль, як і ў іншыхвідах мастацтва. Для ягоў літаратурыхарактэрны:

1. Павышаная экспрэсіўнасць і эмацыянальнасць.

2. Пышная вобразнасць, метафарычнасць.

3. Перавага формы надзместам.

4. Іррацыяналізм, элементы фантастыкі,містыка.

5. Тэатралізаванасць.

6. Экзотыка, усё небывалае і сенсацыйнае; імкненне асляпіць, уразіць, ашаламіць чытача.

7. Незвычайныя тэмы, ускладненысюжэт, заблытаная інтрыга,

8. Змешванне трагічнага і камічнага, драматычнага і сатырычнага.

9. Шырокае выкарыстанне і таксама змешваннесімволікі антычнай, біблейскай, сярэднявечнай.

10. Дынаміка, дысанансы, кантрасты,гіпербалы, антытэзы, рэзкія эфекты.

Увогуле ж барока шырока выкарыстоўвае вобразныя сродкі перш за ўсё Антычнасці і Сярэднявечча, але яны ўсе разам перапрацаваны ў бок большай глыбіні і экспрэсіі.

Барокамастацкая сістэма, намнога шырэйшая за класіцызм і нават за сістэму Рэнесансу. Барока рассунула рамкі, якія скоўвалі літаратуру. Яно абвастрыла цікавасць да чалавечай асобы, якая мітусіцца ва ўмовах складаных, часам нявырашаных рэлігійных, маральна-этычных і сацыяльных канфліктаў. Такімчынам, для барока характэрны трагічны гуманізм .

Вельмі важна адзначыць, што ў тых краінах, дзе з’явы Рэнесансу былі неразвіты ці прыглушаны, барока прыняло на сябе яго функцыі. Так было ва ўсходняй Еўропе, асабліва ў Расіі.

На розных этапах развіцця і ў розных жанрах стыль барока быў розны. І ўсюды, ва ўсім – кантрасты. Напрыклад, нізкая гарадская мяшчанская лірыка цягнулася да кніжнасці і выкарыстанняформулаў куртуазнай паэзіі. А прыдворна-арыстакратычнае барока, наадварот, у камедыях, маскарадах звярталася да народнага гратэску і фальклору.

Найбольш значных аўтараў устылі барока далі Іспанія ды Італія. Барочныя героі зменлівыя і непастаянныя, як Дон Жуан у каханні. Дон Жуан – якраз тыповы герой эпохі Барока (першы, хто напісаў пра Дон-Жуана, быў іспанец Цірса дэ Маліна , а геніяльна– Мальер ; усяго ж да гэтага вобраза звярталася 35 аўтараў). [Барока, я лічу, далёкі папярэднік літаратуры постмадэрнізму.]

Барока, заключанае ў польскія і лацінскія формы, з’явілася на Беларусі ўжо ў пачатку XVII ст. разам з палемічнай рэлігійнай літаратурай. Далей барока пачало пашырацца на ўсход, прыйшло ў рускую літаратуру. Парадаксальна тое, што менавіта ў XVII ст., у час свайго адноснага ўпадку, беларуская літаратура аказала наймацнейшы ўплыў на рускую – перш за ўсё праз асобу і творчасць выдатнага царкоўнага і грамадскага дзеяча, паэта Сімяона Полацкага .

Барока тыпалагічны суадносіцца з мастацтвам Сярэднявечча і рамантызам, хоць па часе яно мяжуе з Рэнесансам і класіцызмам. Менавіта мастацтва барока ў найбольшай ступені аб’яднала культуру славянскіх народаў з культурай іншых народаў Еўропы. Тэарэтыкі барока распрацавалі паняцце дасціпнасці, канцэптуальнасці, супярэчнасці, развілі ідэю характару. Найбольш цікавіла пісьменнікаў барока фабула , якую яны разумелі як значнасць у цэласнасці мастацкага твора. Фабула – ядро, з якога развівалася барочная проза (навела, раман) і барочная драма.

Якраз у драме позняе барока мела даволі значныя поспехі. Уласна з эпохі Барока (з канца ХVII ст.) пачынаецца беларуская драматургія. Напачатку гэта былі невялікія інтэрмедыі – сцэнкі-устаўкі, якія выконваліся паміж дзеяннямі ў школьнай драме. А школьная драма вядомая яшчэ з эпохі Сярэднявечча: гэта драматычны твор, які выконваўся вучнямі рэлігійных школ. Тэксты пісаліся на лацінскай, грэцкай, славянскай мовах на розныя сюжэты: біблейскія, міфалагічныя, гістарычныя. Свае вытокі школьная драма вядзе ад святочных дыялогаў, якія выконваліся шкалярамі і студэнтамі перад рознымі каляндарнымі святамі: Калядамі, Вялікаднем і інш. Такія дыялогі пісаў яшчэ Сімяон Полацкі.

Ад эпохі Барока да нас дайшло каля ста твораў школьнай драмы. Большасць з іх, як ужо сказана, суправаджаліся інтэрмедыямі: устаўнымі сцэнкамі на тэмы ў асноўным бытавыя, але часам і з сацыяльным зместам. Героі інтэрмедый – звычайныя, простыя людзі, разумныя, дасціпныя, вострыя на язык, якія заўсёды выходзяць пераможцамі са складаных сітуацый. Інтэрмедыі ў асноўным сатырычныя і гумарыстычныя. Мова іх выключна жывая, па-народнаму сакавітая.

Найбольш вядомы прадстаўнік школьнай драмы – Мануіл Базілевіч . Ён вучыўся, як і Сімяон Полацкі, у Кіева-Магілянскай акадэміі, выкладаў паэтыку ў Смаленскай духоўнай семінарыі. Для школьнага тэатра гэтай семінарыі напісаў на старажытнаславянскай мове п’есу “Дэкламацыя”, якая складаецца з пралога, пяці актаў і эпілога: такая кампазіцыя характэрна для класічных п’ес. Сярод персанажаў “Дэкламацыі” – героі міфалагічныя, напрыклад Вакх, і алегарычныя, напрыклад, Чысціня, Цнатлівасць. У п’есе сцвярджаецца думка аб неабходнасці маральнага ўдасканалення чалавека. Паміж дзеяннямі “Дэкламацыі” іграліся інтэрмедыі на беларускай мове “Селянін у касцёле” і “Селянін на споведдзі”.

Позняе барока ў канцы ХVIII ст. заканчвае сабою сярэднявечны этап у развіцці беларускай літературы.

Архитектура

Архитектура - исторический контекст эпохи. Сохранившиеся памятники зодчества с заметным национальным акцентом характеризуют искусство готики, ренессанса, барокко и классицизм.

10 - 12 века - время развития каменного зодчества на белорусских землях, представленного Полоцкой и Гродненской школами зодчества.

Самой значительной постройкой Полоцкой школы принято считать построенный в 50-е годы 11 века Софийский собор. Основой полоцкого зодчества был своеобразный башнеобразный храм с постепенным усилением вертикальности композиции, что можно объяснить отходом от византийских и киевских традиций. Отдельные формы полоцкой архитектуры не имеют аналогов в других восточнославянских землях.

Для гродненской архитектурной школы, единственным памятником которой, частично сохранившимся до наших дней, является Коложская (Борисоглебская) церковь, характерным было украшение стен храма шлифованными валунами и разноцветными майоликовыми плитками, которые выкладывались в виде крестиков. В стены вмуровывалась большие глиняные горшки-голосники. Они улучшали акустику в храме и одновременно делали более легкими его стены. Еще одной важной особенностью гродненской школы было то, что пол в храмах также выкладывался майоликовой плиткой, причем из плитки создавался разноцветный сложный узор.

15 век - время европейского Ренессанса. Безусловно, что ренессансные образцы доходили до просторов Великого княжества литовского с некоторым опозданием. Кроме того, здесь они сочетались с местными художественными образцами и традициями. Влияния Ренессанса отчетливо ощущаются в белорусской архитектуре, где они переплетаются с элементами готики.

Готические замки и храмы той эпохи, сохранившиеся до сегодняшнего дня, являются золотым фондом культурного наследия страны. Самым ярким образцом белорусской замковой готики стал знаменитый Мирский замок с отчетливыми ренессансными элементами внешнего декора.

Уникальные памятники архитектуры - храмы-крепости (церкви оборонительного типа в Сынковичах и Мурованке). В готическом стиле строились первые католические костелы в деревнях Вселюб, Ишколдь и Гнезно.

В 1587-1593 годах в Несвиже был возведен костел иезуитов - первый на территории всей Речи Посполитой памятник архитектуры барокко. Его архитектором был итальянец Ян Мария Бернардони, которого иезуиты прислали в Беларусь по просьбе Радзивилла Сиротки. Впервые на белорусских землях храм возводился по проектному чертежу. Бернандони научил профессии зодчего белоруса Яна Франкевича, который построил позже барочный костел св.Казимира в Вильнюсе.

Определяющим моментом в выработке характерного для белорусского барокко типа является формирование двухбашенных фасадов. В отличие от оборонительных храмов белорусской готики в барочной архитектуре башни утратили свое функциональное назначение и стали важными композиционными элементами. Барочная двухбашенность вытекала из стремления усилить эмоциональное воздействие главного фасада, который трактовался как кулисы для всей композиции сооружения, завершал общую динамику архитектурных масс. Образцами подобного типа храмов можно назвать костел августинцев в Михалишках и фарный костёл в Новогрудке. Внешний облик этих храмов имеет суровый, почти средневековый вид.

Сдержанное, массивное, полное внутренней экспрессии белорусское барокко в завершающей фазе становится динамичным, легким и свободным. Для позднего, или виленского барокко присущи чрезвычайные красочность и пластичность форм, отвесность и легкость, которые придавали сооружениям изысканные пропорции, причудливые сквозные проемы, криволинейные очертания башен и фронтонов. Становление этого стиля связано с именем виленского архитектора немецкого происхождения Иоганна Кристофа Глаубица. Образцом виленского барокко можно назвать Софийский собор в Полоцке. Украшение интерьеров памятников виленского барокко обогащалась живописной пластикой лепных алтарей, амвонов, обрамления порталов. Большое значение имели монументальные фресковые росписи, которые создавали иллюзию незамкнутого, безграничного пространства.

Художественной целостностью и богатством декора определяются костёлы иезуитов в Гродно и Несвиже. Среди белорусских городов обилием барочной архитектуры выделяется Гродно. Одним из первых был построен костел бернардинцев. В его облике сочетаются черты готики, ренессанса и барокко. В 1788 году церковная башня-колокольня была перестроена в стиле позднего или виленского барокко. Два ее верхних ярусы имеют сложное фигурное построение и живописный силуэт. В том же году украшение интерьера было дополнено живописью, деревянной резьбой и скульптурой. К костелу примыкает жилой корпус бывшего монастыря.

В 19 веке в архитектуре и художественной жизни Беларуси доминирует классицизм, переходя в эклектику к концу века, чему способствует интенсивное развитие градостроительства. Культовые постройки приобретают более светский характер (Петропавловский костел в деревне Изабелин, Троицкий костел в Индуре, костел Святой Терезы в Щучине, церковь Рождества Богородицы в Массолянах). Очень ярко классический стиль проявиляется в дворцово-усадебной архитектуре: дворец Тизенгауза в Поставах, усадьба Альбертин в Слониме.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название "виленского барокко". В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом "виленском барокко". Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц - автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии - в то время униатской церкви (1738-1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля - рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.