История создания повести дубровский кратко. История создания романа «Дубровский» Пушкина

  • 03.03.2020

    В своих стихах А.Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота,...

    Образ ночи в лирике А.А. Фета является зыбким, колеблющимся. Он легкой дымкой окутывает читателя и тут же куда-то исчезает. Для лирического героя А.А. Фета ночь - это прекрасное время суток, когда человек остается наедине с самим собой и своими мыслями....

    Дом Григорьевых стал местом сборища талантливой университетской молодежи. Здесь бывали студенты словесного и юридического факультетов Я. П. Полонский, С. М. Соловьев, сын декабриста Н. М. Орлов, П. М. Боклевский, Н. К. Калайдович. Вокруг А. Григорьева...

    Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. Ф. И. Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет был...

    Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный...

    Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. А. Фет Творчество великого поэта Афанасия Афанасьевича Фета вошло в историю русской литературы не только как великолепное поэтическое...

Импрессионизм в поэзии А.Фета и живописи

Урок-вернисаж

Цели и задачи:

    ввести учащихся в сложный мир фетовской поэтики, показать особенности поэтического таланта А.Фета;

    выявить импрессионистские приемы, связанные с созданием поэтических образов;

    обучение анализу лирического произведения;

    развитие монологической и диалогической речи учащихся, их творческих способностей, внимания к слову, его выразительным возможностям;

    знакомство с импрессионизмом как художественным направлением, показ взаимодействия живописи и поэзии.

Оформление:

    выставка репродукций картин художников-импрессионистов (К.Моне, Ренуар, Грабарь, Коровин и др.), стихи А.Фета; презентация.

    грамзапись песни Р. Паулса «Вернисаж».

Задания к уроку:

    подготовить выразительное чтение стихотворений Фета о природе;

    проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», опираясь на вопросы: В чем особенность синтаксического построения стихотворения? Статично или динамично оно по своему характеру? На чем сосредоточено внимание автора: на предметах внешнего мира или на чувствах и переживаниях, с ними связанными? О чем это стихотворение? Определите его тему.

    Индивидуальные задания – подготовить сообщения и мультимедийные презентации

1. возникновение импрессионизма в живописи и его особенности;

2. К.Коровин как представитель русского импрессионизма;

Ход урока:

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Неуловимой красоты.

А.М.Жемчужников

Музыкальный эпиграф урока – песня «Вернисаж».

Наш вернисаж довольно необычен: на нем представлены не только произведения живописи, но и поэзии. А объединяет их особый взгляд на мир, субъективное восприятие действительности их авторами, основанное на мимолетных впечатлениях, мгновенных и случайных снимках памяти.

Обратимся к одному из экспонатов выставки. Это стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…», опубликованное в 1850 году и позднее доработанное автором.

Чтение стихотворения наизусть.

Стихотворение в течение полутора столетий было предметом изучения, споров, вызывало самые противоречивые суждения и по сути стало своеобразной визитной карточкой Фета.

Попробуем и мы проникнуть в секрет этой очень оригинальной поэтической миниатюры.

Обучающая беседа с элементами анализа стихотворения.

Стихотворение с самого начала поражает своей необычностью.

В чем особенность синтаксического построения стихотворения?

Все 12 строк – одно сложное предложение, состоящее из 13 частей. Все части – назывные предложения, среди них есть и нераспространенные.

Статично или динамично стихотворение по своему характеру?

Основываясь на особенностях синтаксического построения стихотворения, многие исследователи считали, что оно статично.

Но так ли это? В чем проявляется динамика?

Смена картин, состояний, движение времени. Обычно движение обозначается глагол ами. Фет нетрадиционен. В стихотворении движение сосредоточено в существительных: шепот, дыхание, трели, колыханье, свет, тени – все это обозначения действий, меняющихся явлений, которые прямо говорят о движении стихотворения («ряд волшебных изменений милого лица»). И, наконец, последняя строка «И заря, заря!» не может быть воспринята иначе, как в движении просто потому, что солнце, поднимающееся над горизонтом, остановиться не может.

На чем сосредоточено внимание автора: на предметах внешнего мира или на чувствах и переживаниях, с ними связанными?

Несмотря на обилие названных предметов и явлений, стихотворение предметным не назовешь. Это и есть самое неожиданное и удивительное. Предметы у Фета как бы не предметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у читателя не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Главное смысловое поле стихотворения оказывается между словами, за словами.

О чем это стихотворение? Определите его тему.

За словами развивается и основная тема стихотворения – любовь. Само чувство даже не названо. Чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное. Так о любви до Фета не писал никто.

Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…», называют импрессионистской.

Обратимся к толковому словарю.

Импрессионизм (фр. впечатление) – направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений.

Импрессионизм как художественное направление возник и сформировался в живописи. Обратимся за помощью к нашим искусствоведам.

Сообщения учеников, представление презентаций:

1. Возникновение импрессионизма и его особенности;

2. К.Коровин как представитель русского импрессионизма.

Основные особенности восприятия и изображения окружающего мира, свойственные импрессионистам, названы. Более конкретно и полно они сформулированы на листках-информаторах.

Прослушав сообщения учеников, можем ли мы их чем-нибудь дополнить, обратившись к листкам-информаторам?

(Мазковая техника; разложение света на основные составляющие: красный, желтый, синий; слияние жанровой живописи с пейзажной.)

Применимы ли, на ваш взгляд, какие-то приемы живописного импрессионизма при создании лирического произведения и поэтических образов?

(По листку-информатору учащиеся называют некоторые из перечисленных особенностей импрессионизма, применение которых возможно в поэзии.)

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предметы не столько изображаются, сколько фиксируются. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений (отсюда фрагментарность композиции), но эти же обрывки, взятые вместе, вместе воспринятые, образуют неожиданно цельную и психологически очень достоверную картину. Получается приблизительно так, как это описано у Л.Н.Толстого: «Смотришь, как человек будто бы без всякого разбора мажет красками, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь – и в общем получается цельное впечатление».

Это сказано о произведении живописи, но это же можно отнести и к произведению поэтическому, созданному по законам импрессионизма. Конкретно это можно отнести и ко многим стихотворениям Фета.

Говоря об импрессионизме в поэзии Фета, в первую очередь имеют в виду его пейзажную лирику.

Выразительное чтение учениками стихотворений А.Фета («Ива», «В лунном сиянии», «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Это утро, радость эта…», «Еще майская ночь»).

Пожалуй, одну из самых ярких импрессионистских картин, созданных Фетом, мы можем найти в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…».

Чтение стихотворения учителем с последующей обучающей беседой с элементами анализа стихотворения по вопросам листка-информатора.

В результате беседы должно быть выяснено следующее:

    В стихотворении нет последовательного полного описания окружающего мира. Он как бы дробится, распадается на мелкие фрагменты: озеро, лебедь, плывущий в тростник, прибрежный лес, вечер, река, наступающая ночь. Это мимолетные впечатления, выхваченные из окружающей действительности.

    Подвижность жизни природы находит отражение прежде всего в течении времени: в начале стихотворения это вечер («легли вечерние тени», «вечерний путь»), затем наступает ночь («уж начали звезды мелькать в небесах»). Движется лебедь; «блестя чешуей», быстро бежит река, «как змей золотой»; колышется пестрый флаг; сменяются чувства и ощущения лирического героя, т.е. создана динамичная картина.

    Состояние природы не всегда находится в гармонии с чувствами лирического героя, жизнью его сердца. Сначала – ощущение гармонии: наступает вечер, тишина, умиротворение, безмятежно и состояние героя («нас в лодке, как в люльке, несло»). Затем – диссонанс: с наступлением ночи приходит не сон, а взрыв чувств («не помню, как бросил весло», «не помню…, куда нас несло»).

    Интересна лексика цветообозначения в стихотворении: использовано только одно прилагательное – золотой, в других случаях употреблены существительные и даже глагол. Восприятие цветовой палитры рассчитано на наше ассоциативное воображение: озеро, небеса – голубой, синий цвет, тростник, лес – зеленый, лебедь – белый, река, «змей золотой», - золотой, желтый, краснея – красный.

    Самый интересный образ первой строфы – лес. Фет фиксирует его в неожиданном ракурсе: «опрокинулся лес». Мы видим не сам лес, а его отражение в озере, голубая гладь которого сравнивается с небесами.

    Стихотворение носит незаконченный характер. Незавершенность, открытость финала согласуется с эстетикой импрессионизма: предмет изображения – мгновение жизни, за которым последуют другие. Незавершенность, неясность характерны не только в передаче образов внешнего мира, но и в передаче чувств и ощущений.

А.Григорьев писал о стихах Фета: «Чувство в некоторых стихах Фета как будто не созревает до совершенной полноты и ясности – и явно сам поэт не хотел его довести до такого определенного, общедоступного состояния». Но именно в таком «колеблющемся» образе открылась, по мнению критика, какая-то «новая, неизведанная еще возможность раскрыть ту прихотливую логику человеческих ощущений, которая не может быть раскрыта никак иначе".

Сам Фет настойчиво подчеркивал еще одну особенность своего поэтического мира: в его стихах не надо искать «так называемого содержания», в них тон и музыка важнее, чем мысль. «Предметный» элемент лирического творчества (то, о чем пишет поэт) становится в этом случае лишь поводом для душевного переживания и приобретает характер случайный, «растрепанный», нелогичный.

Обратимся к еще одному экспонату нашей выставки:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы проползли.

Предлагаю ученикам «расшифровать» поэтический образ «серебряные змеи».

Темные тропинки в белых сугробах? Санный след? Или, может быть, следы поземки, вихрящейся между сугробами? Рассуждение по этому поводу мы можем найти у Н.Асеева, поэта 20 века: «Серебряные змеи» казались В.Брюсову садовыми дорожками в глубоком снегу. Мне же представлялись они извивающимися лентами сухой снеговой пыли, поднятой поземкой».

Для Фета это, в сущности, неважно. «Серебряные змеи» – это вовсе не предмет поэтического изображения, это лишь отправная точка для выражения чувств, свидетельство душевного состояния. Эти знаки душевного состояния могут меняться, как меняется, «течет» человек, как развиваются его чувства. Поэтому в стихотворениях Фета так часты прямые перечисления деталей, меняющихся и исчезающих образов, объединенных целостностью поэтического порыва (как в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»).

Смена деталей закрепляет и смену настроений. В этом плане интересно стихотворение «На кресле, отвалясь, гляжу на потолок…».

Детали по видимости случайны, захвачены как бы врасплох внезапно возникшим чувством, но эти детали не заменишь никакими другими. Они заключают в себе предел того поэтического вдохновения, которое Пушкин назвал «расположением души к живейшему принятью впечатлений».

На протяжении всего творчества Фет ощущал невозможность чисто словесными средствами передать всю глубину и богатство своего, да и вообще человеческого внутреннего мира, его неуловимо-музыкальные чувства, впечатления, переживания.

Читаю стихотворение Фета «Как беден наш язык…», выдерживаю паузу, чтобы ученики имели возможность вдуматься в его содержание.

Каким-то трудно объяснимым образом Фет умел эту «бедность» преодолевать, выходя в своих стихах за границы поэзии, становясь поэтом-художником, поэтом-музыкантом, вызывая у читателей восторг, недоумение, упреки, непонимание.

Своеобразная полемика возникла между Фетом и Полонским в связи со стихотворением «Кукушка». Полонскому показался неудачным один из эпитетов.

Внимательно прочитаем это стихотворение и попытаемся определить, уместность употребления какого из эпитетов, на ваш взгляд, могла вызвать сомнение у Полонского?

Ученики высказывают свои предположения, обосновывают их. Вполне вероятно, что будет назван и отыскиваемый эпитет «золотое ку-ку».

Из письма Фету : «Хоть убей меня, не постигаю, как может быть «ку-ку» золотым?» Фет отвечал Полонскому : «И римляне, и русские все дорогое, светлое охотно называют золотым, и я мог бы, обнимая тебя,… воскликнуть: «золотой мой», вовсе не желая этим сказать, что ты через огонь вызолочен или с помощью гальванопластики». Полонский Фету: «Милый мой – дорогой, золотой Афанасий Афанасьевич! Что эпитет золотой мой можно применять к людям, которых любишь, это я доказал тебе началом моего письма. Можно даже сказать золотая собака – т.е. удивительно, как ищет дичь и по ночам на воров лает, - но едва ли можно сказать «золотая песнь» или «золотое ку-ка-ре-ку!».

В этом любопытном диалоге Полонский слишком прямолинеен, не желает считаться с полисемантизмом слова и многоплановостью образа, ассоциативностью восприятия, с тем, что составляет своеобразие Фета, который словом стремится выразить чувство и внушить это чувство другим. Выразительность образа «как золотое, - ку-ку» благодаря экспрессивному эпитету переходит в его впечатляемость. Скорее всего, эстетически чуткий Полонский в данном случае проявил нечуткость.

В заключение урока проведем небольшой эксперимент. Попробуйте догадаться, кому принадлежит стихотворение, которое я сейчас прочитаю. Обратите внимание на лексику, поэтические образы и манеру их создания.

Ночи текли – звезды трепетно в бездну

лучи свои сеяли…

Капали слезы, - рыдала любовь, и алел

Жаркий рассвет, и те грезы, что в сердце

мы тайно лелеяли,

Трель соловья разносила – и бурей шумел

Моря сердитого вал – думы зрели, и –

реяли

Серые чайки…

Скорее всего, ученики назовут имя Фета.

Прошу обосновать это предположение.

(Могут быть отмечены характерная для Фета лексика: ночь, трепетное сияние звезд, трель соловья, слезы; «дерзкие» образы: ночи текли, рыдала любовь, алел жаркий рассвет; отсутствие сюжета; импрессионистская манера изображения; фрагментарность.)

Все это, безусловно, присутствует в стихотворении. Но это не Фет. Может показаться странным и маловероятным, но его автор – Полонский. Это стихотворение он посвятил Фету в день его пятидесятилетия и написал его в художественной манере адресата, создав своеобразную стилизацию. Автору удалось в блистательной художественной форме выразить самую суть фетовской поэтики.

Поэзия Фета во многом предвосхитила художественные искания поэтов, вступивших в литературу на рубеже веков – 19 и 20 (В.Соловьева, В.Брюсова, А.Блока, А.Белого) – и в более позднее время (С.Есенина, Б.Пастернака, Н.Рубцова). Фет оказал воздействие на русскую поэзию своей первозданной свежестью картин, чувств, мыслей, своей стилевой системой, особым строем художественных средств и приемов, в том числе и импрессионистских.

Пророческими оказались слова Л.Н.Толстого, который в письме Фету от 27 января 1878 года заметил, что сияние от его стихов очень далекое.

Домашнее задание: на материале урока письменно сформулировать черты и приемы импрессионизма в лирике Фета. С этой точки зрения проанализировать одно из стихотворений о природе.

Листок-информатор

Художественные особенности импрессионизма:

    подвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений;

    неуравновешенность, фрагментарность композиции;

    неожиданная точка зрения на мир, нетрадиционные ракурсы, срезы фигур;

    создание впечатления сверкающего солнечного дня;

    богатство красок в изображении природы;

    растворение объемных форм в вибрации света и воздуха, что придает изображению

неуловимый, таинственный, размытый характер;

    большая эмоциональность, субъективность изображения.

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в воде потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

И в воздухе чутком усталая грудь

Дышала отрадно. Легли

Вечерние тени. – Вечерний мой путь

Краснел меж деревьев вдали.

А мы, - мы на лодке сидели вдвоем,

Я смело налег на весло,

Ты молча покорным владела рулем,

Нас в лодке как в люльке несло.

И детская челн направляла рука

Туда, где блестя чешуей,

Вдоль сонного берега быстро река

Бежала как змей золотой.

Уж начали звезды мелькать в небесах…

Не помню, как бросил весло,

Не помню, что пестрый нашептывал флаг,

Куда нас потоком несло!

    Носит ли описание внешнего мира последовательный, целостный характер или это мимолетные впечатления, выхваченные из окружающей действительности волей автора?

    Назовите образы, связанные с вещным, предметным миром.

    Покажите подвижность, изменчивость в жизни природы. Всегда ли образ природы находится в гармоничном единстве с жизнью человеческого сердца или можно заметить диссонанс?

    Назовите лексику цветообозначения в стихотворении. Заметили ли вы игру света и тени? Если да, то какой колорит это придает изображению природы?

    Имеют ли образы природы, переживаний завершенность в развитии? Имеет ли законченный характер все стихотворение? Как это связано с эстетикой импрессионизма?

ФИО Чикрина Вера Александровна

Место работы, должность МОУ СОШ № 12 с углубленным изучением английского языка города Чистополя Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Почтовый адрес 422981 Татарстан, г. Чистополь, ул. Энгельса, д. 123, кв. 4

Электронный адрес vera - chikrina @ yandex . ru

Используемые УМК к сожалению, школы города, в том числе и та, где я работаю, не имеют широкого выбора учебных пособий. Учитель чаще вынужден ориентироваться на те, что имеются в наличии в школьной библиотеке. Для 5-9 классов это комплект под редакцией В.Я. Коровиной, в 10 классе использую учебник Лебедева, в 11 классе Чалмаева. В старших классах учебники используются мной эпизодически, т.к. не содержат необходимого материала. Очень часто готовлю сама раздаточный материал, листки-информаторы, карточки с заданиями, рекомендую ученикам книги и пособия, по которым можно подготовиться к уроку, даю индивидуальные задания.

Краткая характеристика педагогического опыта

Я выросла в учительской семье, но, поступая в университет на филологический факультет, о работе в школе всерьез не думала… И вот уже больше двадцати лет живу по школьному расписанию. Школа – источник моих радостей и огорчений, маленьких побед, вдохновения и желания трудиться. Я ощущаю свою востребованность коллегами, своими учениками, их родителями… По большому счету я занимаюсь любимым делом: вокруг меня удивительный мир литературы и культуры, который мне до сих пор интересен, научить понимать и любить который я пытаюсь своих учеников.

Уверена, что многим, как и мне, не дает покоя мысль о том, как успешно добиться передачи «всех начал нравственных и умственных от одного поколения последующему за ним поколению» (А.С. Хомяков), т.е. как сделать школу (не одну, не две, не десяток, а вообще – нашу отечественную школу) такой, какой она должна быть. Как добиться, чтобы предмет, который я не только в силу пристрастия считаю едва ли не самым важным, - литературу преподавать на должном уровне.

Разнообразные УМК, многочисленные методические разработки и рекомендации, Интернет дают богатый материал для размышлений, собственных поисков и находок, но в целом не решают проблему перехода школьного гуманитарного образования на качественно новый уровень.

Опыт показывает, что успешнее оказывается педагог, который в своей практике не ограничивается «стандартами», вариативно использует учебные программы и УМК, активно внедряет авторские разработки.

Отличительной чертой своего педагогического опыта я считаю широкую интеграцию учебных дисциплин в преподавании русского языка и литературы.

В первую очередь это сближение в школьном изучении русского языка и литературы, что призвано помочь учащимся осознать связь между языком и литературой, воспринимать художественное произведение как результат творческого использования языка, как искусство слова, как норму и образец владения языком.

Большие возможности для работы в этом направлении дают уроки словесности , помогающие прояснить саму сущность языка и литературы, их органическую связь. В течение нескольких лет практикую проведение таких уроков, начиная с 8 класса, наиболее активно использую их возможности при изучении курса литературы в 10 классе. Вот темы некоторых из них: «Особенности речевой организации художественного текста», «Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения» (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»), «Роль пейзажа и средства его создания в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание»

Анализ эпизода «Сон об убийстве лошади» и др.

Подобные уроки помогают осознать красоту языка, его неисчерпаемые возможности в выражении любой мысли, любого чувства, обогащают филологические знания учащихся, позволяют познать законы употребления различных стилей речи, активно использовать богатства и возможности языка в собственных высказываниях. Исхожу из того, что наряду с практической грамотностью в современной жизни необходима и речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме (на это ориентирует и задание части С новой формы итоговой аттестации – ЕГЭ).

Одновременно ребята приобретают литературные умения, учатся понимать смысл произведения через его язык. Читая художественное произведение, ученик осваивает авторскую мысль через словесную ткань, идя от слова, от словесной организации произведения к образу, композиции, сюжету, идее. Так формируется важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы. Такой подход открывает красоту художественного слова, помогает полюбить чтение.

Опыт работы в этом направлении был обобщен городским отделом образования в 2004 г. в брошюре «Уроки словесности», получившей рецензии доцентов кафедры преподавания русского языка и литературы при ИПКРО РТ г. Казань Г.Х. Ахбаровой и Т.О. Скиргайло. Неоднократно уроки словесности представлялись на городских и зональных семинарах учителей русского языка и литературы. Сопоставительный анализ текстов на лексическом и смысловом уровне лег в основу разработки урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и А. Григорьева», опубликованной в сборнике «Особенности преподавания русского языка и литературы в современной школе»: Материалы научно-практической конференции. – Москва-Казань: РИЦ «Школа», 2004.

В психологии различают три ступени понимания текста: первая – прочитал текст и не все в нем понял; вторая – прочитал текст и понял только то, что в нем есть; третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. Талантливый читатель всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, т. е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк». Такое прочтение оказывается возможным только в том случае, если произведение рассматривается в широком культурном и историческом контексте, поэтому оказывается весьма целесообразно и продуктивно привлечение истории, философии, краеведения, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, информатики, т.е. использование метапредметных связей.

Наиболее удачными и интересными в своей практике я считаю разработку и проведение именно таких уроков, надолго запоминаются они и ученикам, потому что актуализируют их знания, полученные на уроках по другим дисциплинам, расширяют кругозор, приобщают к культуре в широком смысле этого слова, неотъемлемой частью которой являются и язык, и литература.

Конкретная тема урока может включаться в единую большую тему, связанную с изучением культуры не только отечественной, но и мировой, например: урок внеклассного чтения в 7 классе «Образ Ивана Грозного в литературе и в живописи», уроки литературы в 9 классе «Классицизм в мировой культуре», в 10 классе «Импрессионизм в живописи и в поэзии А. Фета», в 11 классе «Интеллигенция и революция» и др.

Возможность использования на уроке мультимедийных технологий многое дает учителю и ученикам. Самостоятельно созданные презентации, слайдфильмы, найденный в Интернете интересный материал – все это обогащает урок, разнообразит формы его проведения, способствует формированию практических навыков у учащихся. Подготовленные учениками презентации по различным темам становятся учебными пособиями, которые могут использоваться и на других уроках.

О. П. Охрименко

О художественных достоинствах поэзии А. Фета написано немало, и тонкие наблюдения над его поэтическим миром давно убедили всех в том, что ему принадлежит особое место в ряду лучших русских поэтов.

Глубоко индивидуальное видение мира, рифмометрическое и интонациональное многообразие, ассоциативность и метафоричность лирики Фета, обостренный психологизм и музыкальность его поэзии не столько продолжают уже существовавшие традиции, сколько являются новаторскими, теснейшим образом связанными с импрессионизмом.

Импрессионизм (впечатление) - это направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., у истоков которого стояли французские живописцы Клод Моне, Огюст Ренуар, Адольф Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезан. Это новое направление заявило о себе весной 1874 года, когда группа молодых художников, пренебрегая официальным Салоном, устроила собственную выставку. Возникновение самого названия нового направления связывают с картиной К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". Философской основой импрессионизма является эмпирический позитивизм, т.е. вера в позитивный опыт, а в художественном творчестве - это стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах".

Главным лозунгом художников-импрессионистов было убеждение в том, что художник должен писать только то, что он видит, и так, как видит. Импрессионизм понимался как сохранение в картине первичного, непосредственного восприятия натуры. К особенностям такого восприятия следует отнести свободное построение композиции, выявление лишь нескольких черт, схваченных мимолетным взором, способность тонко передавать переходные состояния природы и фиксировать минутные впечатления.

Все это мы находим в поэзии А. Фета, который, по словам В. Боткина, будучи в высшей степени одаренным чувством красоты предметов и явлений, "...улавливает не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве... Мотивы Фета заключают в себе иногда такие тонкие эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя".

Это свойство особенно проявилось в пейзажной лирике А. Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет в своем поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь. Отсюда природа предстает в поэзии Фета в разных своих проявлениях, во все времена года, в разные часы дня и ночи. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звезд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на двойном стекле. Заря и туман, река и черный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях Фета в дивные поэтические картины, часто фиксирующие не только мимолетность мгновений жизни природы, но и таинственную прелесть постоянного перехода от одного состояния к другому. Стихотворение "Вечер", например, дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко в полумраке, луками Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

А какое живое чувство создает картина приближающейся весны в стихотворении "Еще весны душистой нега"! И звук грохочущей телеги по замерзшей земле, и краснеющая в высоте липа, и тепло пригревающего в полдень солнца, и пролетающие в небе журавли - все это в отдельности можно отнести и к другим временам года, а вместе они создают великолепную картину ранней весны со всеми ее незаметными прелестями, говорящими о красоте и силе жизни и природы.

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

("Какая ночь!..")

Прав был В. Боткин, отмечая, что "хотя Фет редко вдается в описания природы, но тем не менее, он умеет мастерски рисовать. Какие другие строки смогут лучше передать тоскливую картину поздней осени, чем строки в стихотворении "Ласточки пропали..." ?

С вечера все спится, На дворе темно.

Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Тревожный, испуганный крик улетающих журавлей и неприкаянное перекати-поле на равнине уже не оставляют никаких надежд:

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Так проявляется еще одна особенность лирики Фета - изображение не самой картины природы в привычном смысле, а того ощущения, которое она в нас пробуждает. В таких стихотворениях, как "Тихая, звездная ночь...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Уж верба вся пушистая...", "Ива" и других находят отражение самые разнообразные чувства в их мимолетном проявлении, но так или иначе жизнь души тесно связана с жизнью природы. В стихотворении "Ива" беспокойная дрожь водяных струй, зеленый водопад ветвей, листья, бороздящие воду, переливаются в волнующее и трепетное состояние души влюбленного:

В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор мой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Импрессионистам было свойственно видеть природу в красочном и световом разнообразии, в причудливой игре разнообразных оттенков цвета. Так и Фету было дано видеть окружающий мир в мгновенной смене красок, звуков, форм и очертаний, едва уловимых явлений в мире живой природы:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы.

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

Нельзя не согласиться с В. Боткиным, писавшим, что "чувство природы у Фета наивное, светлое, радостное. В обычных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутона, недоступные для живописи, и которые может воспроизводить одна только поэзия слова".

Особую глубину слову А. Фета придает такой элемент поэтики импрессионизма, как метафоричность. Художники-импрессионисты использовали метафоры живописные, Фет же мастер метафоры поэтической. С ее помощью природа в изображении Фета оживает, становится созвучной душе человека, близкой и понятной ему ("ручей рвется", "березы ждут", "камень плачет", "фонтан лепечет", "звезды молятся", "ивы дремлют", "верхушки лип дышат негой"). Природа и человек как бы превращаются в одно целое, объединенное настроением поэта, "навеивающим" на душу читателя то, что так трудно бывает выразить понятием, словом.

Из общего характера поэзии А. Фета вытекает еще одно ее свойство - музыкальность. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции прежде всего воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова, "Сад весь в цвету" А. Аренского, "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского, "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок" Н. Римского-Корсакова, "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

При всей философской глубине понимания жизни, которое сложилось у Фета под значительным влиянием немецкого философа-идеалиста Шопенгауэра, Фет всей душой стремился к чистой радости в мире природы, красоты и искусства. Именно поэтому следует указать на еще одну, по словам В. Боткина, особенность произведений Фета: "... в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии - это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него этот звук, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей... Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни; г. Фет, так сказать, схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии".

Сочинение


Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства - впечатления. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег - это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег - это уже воздействие на чувства читателей.

«Первый снег…» Кто-то, к примеру, представит свой прежний дом; снежинки разного размера, красивые, будто напечатанные, опускаются в лужу у подъезда и исчезают в ней. Кто-то вспомнит ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху, то, как они путаются в ветвях деревьев и мелькают у фонарей. В этом состоит разница восприятия. Потому каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него. Удивительно, как настоящий поэт может отгадать такое заветное, такое личное практически для каждого человека. Фета считали «жрецом чистого искусства», однако если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает», может быть понято не как поэтический «каприз», а как отклик поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление об окружающем мире, это впечатление через образы передается человеку, читающему его стихи. Ос-. новываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, заставляет его забыть житейские невзгоды.

Поэзия, красота, гармония всегда вместе, одно подразумевает другое. И их воплощением могут быть не античные статуи, а подвижные и прекрасные состояния переменчивой души. Недаром в давние времена родился миф о Пигмалионе и Галатее, воспевающий не холодную красоту статуи, а пламенную любовь скульптора к своему творению. Ведь красивый человек не обязательно красив внешне. Внутренняя красота, красота духовная значит гораздо больше. Вот стихотворение, которое знают практически все:

* А на заре ты ее не буди,
* На заре она сладко так спит:
* Утро дышит у ней на груди,
* Ярко пышет на ямках ланит.

В мягком свете утра А. А. Фет воспевает свежесть и прелесть молодой девушки, но делает это так, как может только он один. Недаром этого поэта иногда называли «шепотом русской поэзии». Эти строки и есть утренний шепот в тишине спящего дома. Тепло, радость, рассеянный свет восходящего солнца наполняют стихотворение. «Открой сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры»… - это у Пушкина, У Фета нет Аврор, Аполлонов, Посейдонов. Лишь чувства и стихи, стихи и музыка:

родукт избавит от жира! Скинуть 8 кг за 3 дня, если перед сном...

* Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,

* Пред скамьей ты чертила блестящий песок.
* Я мечтам золотым отдавался вполне
* Ничего ты на все не ответила мне.

«Жгучий луч», «золотые мечты», «блестящий песок… В простоте, в кажущейся банальности вдруг возникает нечто совершенно необычное… Музыка звучит и звенит в этом луче солнца и поднимается к синему небу. Зонтик у скамейки. Такой, какие были тогда: белая ручка, острый кончик, воздушные кружевные оборки. На что именно, на какие чувства читателя воздействует автор? Да разве это здесь важно. Настоящее искусство, если можно так выразиться, призвано возвышать человека, учить его мудрости, любви. Прочувствовав это стихотворение А. А. Фета, узнаешь новую, прекрасную жизнь. И, думается, дело здесь в том самом волшебном «отпечатке», который оставляют в душе, казалось бы, такие простые и незатейливые слова. Отпечаток - импрессион…

Импрессионизм в живописи любят не все. Часто считают, что каждый может писать такие же картины - здесь мазок, там мазок. Здесь очень важно понимать отличия произведения

Мастера от произведения посредственного. Оно заключается в искренности и глубине впечатления творца и в способности передать его читателю или зрителю. Чем больше тепла, любви вкладывает художник свое творение, чем лучше он знает мир человеческих эмоций - счастье,1 страдание, злобу, ревность, веселье, тем восторженней примет его зритель или читатель.

А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося в Европе в конце XIX века. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета осо~ бенно отразилось на творчестве поэтов и художников XX века, и более всего Блока.

«Красота спасет мир». Не имеет особого значения, какими художественными приемами она выражена, к какому стилю относится, какому направлению соответствует. Импрессионизм… Лирика… Можно утверждать, что в творчестве Фета эти понятия неразделимы.

Цели:

  • Образовательные :
    • рассмотреть отличительные особенности поэтического таланта Фета;
    • выявить выразительные средства, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
    • познакомить учащихся с художниками-импрессионистами;
    • научить обучающихся использовать художественно-языковые средства, позволяющие создать импрессионистский образ природы в лирике Фета.
  • Развивающие :
    • развивать логическое и аналитическое мышление;
    • продолжать работу со словарём;
    • развивать навыки выразительного чтения, память;
    • развивать образную речь;
    • развивать умение работать в группах;
    • развивать умение видеть цветовое единство изображения.
  • Воспитательные :
    • приобщать детей к чтению лирических произведений;
    • прививать чувства прекрасного путём воздействия на эмоции;
    • воспитывать на примере произведений Фета любовь к Родине.
  • Здоровьесберегающие :
    • использовать разные формы работы, исключающие утомляемость детей;
    • следить за осанкой обучающихся;
    • создавать комфортные условия для работы.

Оборудование:

  • портрет А.А. Фета;
  • пейзажные работы художников-импрессионистов (Моне, Мане, Сислей, Ренуар,…)
  • словарь литературоведческих терминов;
  • альбомные листы, цветные карандаши.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Постановка целей.
  4. Актуализация.
  5. Ход урока.
  6. Закрепление.
  7. Итоги.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель литературы. Ребята, сегодня к нам на урок пришёл удивительный человек, Афанасий Афанасьевич Фет. С собой он принёс много своих стихотворений.
Фету очень хотелось бы, чтобы мы общались с ним через его произведение, как раньше общались с ним его современники.

Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец,
Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

– Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы учеников)
– Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращается за помощью к звуку, цвету. Фет считал, что слово не в силах передать всю глубину переживаний и чувств человека, и когда слово «немеет», на помощь приходит звук, краски, которыми так богата жизнь. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
Поэт называл себя «соглядатаем природы». «Мир во всех своих частях равно прекрасен, – считал поэт. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые её не сознают…»
Стихи Фета – это мир неопределённых мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства… нет ясной и положительно сформулированной мысли, а есть робкий, довольно тёмный намёк на неё, нет живых и вполне определившихся образов… И, наверно, поэтому многим казалось, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце. Многих восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности в фетовском стихе.

– Ребята, какие стихи вы знаете? Можете назвать?
– Какие стихи знаете наизусть?

Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение «Шёпот, робкое дыхание». Давайте поговорим о нём.

Чтение стихотворения.

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

– Как вы воспринимаете это стихотворение? Почему?
– Можно ли его пересказать?
– С какой интонацией надо его читать?
– Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический?
– Можно ли разделить это стихотворение на строфы? Что это даст?
– В данном стихотворении нет ни одного глагола. Что движет стихотворением?
– Благодаря каким художественно-языковым средствам удалось поэту показать дыхание природы?
– Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
– Как вы думаете, стихотворение закончено? Почему?
– Какие краски вы использовали бы, описывая эту природную зарисовку?

Вывод: в этом стихотворении нет чёткости, нет завершённого образа, он размыт. Стихотворение построено на сиюминутном всплеске чувств поэта.

– Ребята, я вам хочу предложить ещё одно не менее интересное стихотворение поэта «Я тебе ничего не скажу». Чтение стихотворения».

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной…я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

– А как вы воспринимаете это стихотворение?
– Чем оно вам кажется необычным? (можно положить на музыку).
– Почему Фет разделили стихотворение на строфы?
– Какая интонация присуща данному стихотворению?
– Какую рифму использовал поэт? Почему?
– Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения? Какую они играют роль?
– О чём говорят повторы в начале и в конце стихотворения?
– Можно ли определить композицию стихотворения?

Вывод:

– Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворению? (Ритм, звукопись, аллитерация, ассонанс, повторы; рифма определяет ритм стихотворения.)

Физминутка

Учитель:

19 век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон
Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.
В России – Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Фёдор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

Художники второй половины 19 века всё чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подгоняя изображение к музейным образцам. Практика живописи под открытым небом получила название «пленэр».

Клоду Моне однажды довелось наблюдать восход солнца. Перед ним в подвижной массе воды, которая вдали незаметно переправляется в небо, проплывали лодки рыбаков-тружеников. Вода и небо причудливо играли сочетаниями нежнейших красок, сверкали, плавились, меняя очертания и теряя контрастность контуров в половодье света.
Свою картину художник назвал «Впечатление-восход солнца». Он предложил её на выставку своему другу. Зрители были оскорблены6 что же это такое? Почему над нами издеваются? Ведь они «хорошо знали», какой должна быть картина. Но Моне был не одинок. Нечто подобное по характеру отношения к действительности представили на ту же выставку Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега… Репортёр журнала «Шаривари» Леруа охарактеризовал выступления художников как «выставку импрессионистов».
Импрессионизм обосновался в мире искусства как самостоятельное направление живописи. Импрессионизм «восстал» против белого и чёрного цвета как таковых. Ибо где в природе бывает чёрный и белый цвет, не изменённый под влиянием голубого неба, зелени лесного массива, золота солнечных лучей, серебристости пасмурного дня? Даже чёрные платья, зонтики и шейки дам в картинах Ренуара написаны отнюдь не чёрной краской.
Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутости в пределах холста, сочинённой композиции. Движение и время, красота уходящего момента стали предметом внимания живописцев.

Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Особенность творческой манеры Фета – его умения по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он подобно импрессионистам «воевал» против житейского «чёрного и белого». Он пытался передать действительность во всех её проявлениях, как и импрессионисты «восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил пространство.
Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его творчества. Е.А. Майлин в работе «А.А.Фет» говорит об импрессионистской поэтической манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным взглядом на мир, фрагментарностью, а не с целью в восприятии и подаче поэтического материала. Все это можно отнести не только к произведениям живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно – к лирике Фета.

Обучающиеся с помощью учителя пытаются определить основные черты, присущие импрессионизму, а вместе с тем и творческой манере поэта.

– Подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений.
– Фрагментарность композиции.
– Индивидуальная точка зрения на мир.
– Создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого.
– Богатство красок в изображении природы, сверкающего солнечного света.
– Растворение объёмных форм в движении света и воздуха, что придаёт изображению неуловимый, таинственный, размытый характер.
– Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности.

Заочная экскурсия по выставочному залу (рассматриваем картины художников – импрессионистов Моне, Мане, Дега, Ренуара, Писсаро,…)

Экспресс-анализ (работа в группах).

1 группа: анализирует стихотворение «Чудная картина…»
2 группа: при помощи красок рисует изображаемую картину.
3 группа: анализирует стихотворение «Печальная берёза».
4 группа: при помощи красок пытается передать данный образ.

(Затем следует выступления учащихся).

Вывод:

Фет – поэт, художник.
Импрессионистическое письмо свойственно поэзии Фета. Он так воспринимал природу, жизнь. Его стихи говорят о том, что он любит землю и всё, что живёт на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть… Черты, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета:
– ритм, рифма;
– повтор слов;
– вопросительные и восклицательные предложения;
– построение (композиция).

Фет воспринимал, как мы уже отметили, окружающий мир субъективно. Для него главное не точное воспроизведение реалий, а передать свои чувства, ощущения, что приближает его творчество к приёмам создания импрессионистического письма.

Итоги. Рефлексия

– Что необычного мы увидели в поэзии Фета?
– Что сближает поэзию Фета с манерой письма художников – импрессионистов?

Домашнее задание:

– Подобрать любое стихотворение о природе, проанализировать, сделать иллюстрации.