Какой изображена Русь крестьянская в поэме «Мертвые души»? Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души Крестьянская русь в поэме мертвые

  • 29.08.2019

В произведении «Мертвые души» крестьянская жизнь непрерывно связанна с его названием. Для Гоголя понятие души, это, прежде всего, нравственное содержание поэмы. Поэтому у него души дворян и являются мертвыми.

Глядя на народ, можно многое сказать об их традициях, порядках.… Но крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироничном аспекте. Это, конечно, слуги Чичикова - Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать. Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели - лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Появляется грусть, когда понимаешь, какая уродливая сторона простого народа на Руси.

И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом. Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе. Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».

Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички - настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка "пьян, как сапожник". Его сапоги - настоящее чудо. Кирпичник Милушкин - необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.

Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию. Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец, и он потребовал у генерала окончательной резолюции. В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.

В скором времени по Петербургу прошли слухи о том, что в рязанских лесах объявилась шайка разбойников. Их атаманом оказался капитан Копейкин. Цензура пыталась заставить Гоголя убрать из поэмы эту вставную повесть. Но автор не сделал этого. Повесть о капитане Копейкине играет важную роль в раскрытии темы народа. В скрытой форме здесь звучит протест против бессердечия чиновников, равнодушия власти, бесправия простого человека. Гоголь предупреждает, что народное терпение небезгранично. Ему рано или поздно наступит предел.

Мёртвые крестьяне, которые своими заслугами подняли Россию, по мысли Гоголя, обладают душами. Именно, благодаря им, Гоголь сказал: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства!» Только от народа зависит будущее России, её процветание. Именно старания народа определяют судьбу страны.

«Мертвые души» – это крестьяне, умершие в поместьях, посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым. Крестьянская Русь в поэме «Мертвые души» представлена не только ушедшими из мира живых. Бедные порабощенные мужики и бабы настолько ярки по характерам, что их хозяевам не дано понять душу, желание жить и работать.

Ирония и грусть автора

Часть персонажей, представляющих крестьянскую Русь, описана Н.В.Гоголем иронично. Самые яркие образы – слуги Чичикова.

  • Петрушка. Бедный парень любит читать, но он не вникает в суть книги или газеты. Петрушка наслаждается самим процессом.
  • Селифан. Слуга беседует с лошадями, размышляет, спрашивает их. Мужчина практически всегда пьян, такие его беседы вызывают у читателя улыбку.

Как и слуги Чичикова, крестьяне Манилова ленивы, они любят выпить, стремятся обмануть помещика: отпрашиваются на заработки, а уходят по кабакам пить. С улыбкой читатель вслушивается в разговор двух мужиков, рассуждающих о колесе на бричке въезжающего в город гостя. Бестолковые помощники дядя Миняй и дядя Митяй не помогают разъехаться каретам, а только мешают кучерам экипажей. Девчонка Пелагея не знает, что такое право и где левая сторона, но может показать нужное направление.

С одной стороны, народ глуп, порочен, бестолков и ленив. Он любит выпить и погулять, крепко ругнуться и подраться. С другой стороны, это все внешние характеристики. На самом деле, крестьяне трудолюбивы, смекалисты и талантливы. Они создают такие шедевры, которые не под силу грамотным помещикам и практичным чиновникам. Богатырская сила русского мужика отличает его от других народов. Иронии автора есть объяснение. Люди порабощены и задавлены. Крепостнический гнет не дает им раскрыться. Неограниченная власть «ограниченных людей» убивает живую душу русских самородков.

«Ядреный орех» и талант

Собакевич, торгуясь с Чичиковым во время продажи «мертвых душ», называет своих крестьян «ядреным орехом». Про каждого он может сказать доброе слово:

  • Михеев делал кареты, слава о которых плыла по соседним губерниям.
  • Максим Телятников шил сапоги, сравнимые с произведениями искусства.
  • Милушкин создавал отличные печи в любом месте.
  • Степан Пробка имел богатырскую силу.

Мужики Собакевича старались работать, отдавать барину оброк и содержать свои семьи. Они кормили и одевали всю Русь, сами оставаясь полураздетыми и голодными. Их судьбы вызвали в голове бездушного Чичикова множество мыслей. Автор надеется, что с такими мужиками Русь не погибнет.

Удивительна русская речь. Безграмотный мужик способен подобрать меткое слово, передающее точно характер или свойства предмета. Великий классик восхищается: «сам самородок, живой и бойкий русский ум». Мужику можно дать в руки топор, и он соорудит такую избу, что ей позавидует любой заморский архитектор. Крестьян не пугает климат, он сам соорудит себе рукавицы и выживет даже на Камчатке. Листок, испещренный именами умерших крестьян, не воспринимается как список мертвых душ. Они настолько живые, насколько мертвы души тех, кто пытается их продать за большую цену, не зная, во что вложит полученные деньги. Монеты будут лежать по мешочкам или растрачены на ерунду.

Свободолюбие мужика

Страницы и главы, в которых крестьяне бунтуют, имеют особое значение в поэме. Таких эпизодов несколько. Самая яркая часть – «Повесть о капитане Копейкине». Имя героя стало нарицательным для бунтовщиков. В судьбе героя прослеживается трагедия многих крестьянских поколений. Капитан отдал Родине воинский долг, в боях потерял руку и ногу. Вернувшись, солдаты оставались без средств к существованию. Все просьбы о помощи остаются без ответа. Мужики обивают приемные чиновников, ждут милости, но никто не торопится им помочь. Многие гибнут или становятся нищими, просящими милостыню у тех, кого защищали. Вместо благодарности за ратные подвиги солдат выгоняют и унижают. Капитан Копейкин, по слухам, становится предводителем шайки разбойников. Он мстит за своих друзей, протестует против бездушия властей, казнокрадства и обмана чиновников.



Абакум Фыров сбежал от своего помещика, и хотя его постигла участь бурлака, он свободен и счастлив.

Радуется читатель тому, что бегут крестьяне из поместья Плюшкина. Возможно, они умрут в кабаках или утонут в канаве, но мужики пробуют изменить свою судьбу. Не прошел автор и мимо крестьян из селений с говорящими названиями – Вшивая спесь и Боровки. Не выдержав самоуправства заседателя Дробяжкина, они снесли с лица земли земскую управу - «раздробили» здание.

Н.В.Гоголь предупреждает: терпение народа имеет предел. Нельзя надеяться, что мужики вытерпят все гонения властей. Они смело встанут на защиту и вернут России ее мощь. Только от народа, по мнению классика, зависит будущее страны. Они не мертвы душой, а талантливы и трудолюбивы. Именно поэтому другие народы и государства сторонятся России и уступают ей дорогу, а она рвется вперед, как птица – тройка. В финале поэмы появляется этот образ. Его собрал «заправский мужик», с особым складом ума и умением творить чудеса своими руками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Крестьянская Русь в поэме "Мертвые души"

гоголь крестьянский копейкин поэма

В произведении «Мертвые души» крестьянская жизнь непрерывно связанна с его названием. Для Гоголя понятие души, это, прежде всего, нравственное содержание поэмы. Поэтому у него души дворян и являются мертвыми.

Глядя на народ, можно многое сказать об их традициях, порядках.… Но крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироничном аспекте. Это, конечно, слуги Чичикова - Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать. Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели - лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Появляется грусть, когда понимаешь, какая уродливая сторона простого народа на Руси.

И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом. Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе. Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».

Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички - настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка "пьян, как сапожник". Его сапоги - настоящее чудо. Кирпичник Милушкин - необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.

Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию. Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец, и он потребовал у генерала окончательной резолюции. В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.

В скором времени по Петербургу прошли слухи о том, что в рязанских лесах объявилась шайка разбойников. Их атаманом оказался капитан Копейкин. Цензура пыталась заставить Гоголя убрать из поэмы эту вставную повесть. Но автор не сделал этого. Повесть о капитане Копейкине играет важную роль в раскрытии темы народа. В скрытой форме здесь звучит протест против бессердечия чиновников, равнодушия власти, бесправия простого человека. Гоголь предупреждает, что народное терпение небезгранично. Ему рано или поздно наступит предел.

Мёртвые крестьяне, которые своими заслугами подняли Россию, по мысли Гоголя, обладают душами. Именно, благодаря им, Гоголь сказал: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства!» Только от народа зависит будущее России, её процветание. Именно старания народа определяют судьбу страны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Поэма, в которой явилась вся Русь - вся Россия в разрезе, все ее пороки и недостатки. Мир помещичьей России в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" и сатира на страшную помещичью Русь. Крепостническая Русь. Судьба Родины и народа в картинах русской жизни.

    реферат , добавлен 21.03.2008

    Творческая история поэмы Гоголя "Мертвые души". Путешествие с Чичиковым по России - прекрасный способ познания жизни николаевской России: дорожное приключение, достопримечательности города, интерьеры гостиных, деловые партнеры ловкого приобретателя.

    сочинение , добавлен 26.12.2010

    Фольклорные истоки поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души". Применение пастырского слова и стиля барокко в произведении. Раскрытие темы русского богатырства, песенной поэтики, стихии пословиц, образа русской масленицы. Анализ повести о Капитане Копейкине.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    История создания поэмы "Мёртвые души". Цель жизни Чичикова, завет отца. Первичный смысл выражения "мертвые души". Второй том "Мертвых душ" как кризис в творчестве Гоголя. "Мертвые души" как одно из самых читаемых, почитаемых произведений русской классики.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Смысл названия поэмы "Мертвые души" и определение Н.В. Гоголем ее жанра. История создания поэмы, особенности сюжетной линии, оригинальное сочетание тьмы и света, особая тональность повествования. Критические материалы о поэме, ее влияние и гениальность.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Пушкинско-гоголевский период русской литературы. Влияние обстановки в России на политические взгляды Гоголя. История создания поэмы "Мертвые души". Формирование ее сюжета. Символическое пространство в "Мертвых душах" Гоголя. Отображение 1812 года в поэме.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2012

    Художественный мир Гоголя - комизм и реализм его творений. Анализ лирических фрагментов в поэме "Мертвые души": идейное наполнение, композиционная структура произведения, стилистические особенности. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2008

    Художественное своеобразие поэмы Гоголя "Мертвые души". Описание необычайной истории написания поэмы. Понятие "поэтического" в "Мертвых душах", которое не ограничено непосредственным лиризмом и вмешательством автора в повествование. Образ автора в поэме.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Главная философская проблема поэмы "Мертвые души" - проблема жизни и смерти в душе человека. Принцип построения образов помещиков в произведении. Соотношение жизни и смерти в образе помещицы Коробочки, степень ее близости к духовному возрождению.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Вдохновенный мастер поэтического слова Николай Васильевич Гоголь и сила его художественных обобщений. Портрет как средство характеристики внешнего и внутреннего облика персонажа в творческой практике и Н.В. Гоголя на примере поэмы "Мертвые души".

Николай Васильевич Гоголь в своей знаменитой поэме « » показывает Русь в двух обличьях: чиновничью и крестьянскую. Обе описаны писателем очень реалистично. Обе неразрывно связаны, ведь от того, как работают чиновники, зависит судьба простого народа. И как раз в этом состоит главная проблема в поэме. Чиновники забыли о своих обязанностях, ведут праздный образ жизни. Они заботятся только о собственной выгоде и о том, как хорошо провести время. Крестьяне же живут в полной нищете.

Образов крестьян в поэме не так много, как помещиков и чиновников. Потому что именно на вторых была направлена сатира писателя. И тем ни менее, тема простого народа – органическая часть поэмы. Автор считает, что судьба крестьян в основном трагична, ведь помещики обдирают их до нитки, а чиновникам нет до них дела. Однако Гоголь не идеализирует крестьян, применяет и к ним сатиру. Он показывает, что простой русский мужик часто примитивен, неразвит, злоупотребляет алкоголем. Но смех над крестьянами не злобный, а скорее печальный. Видно, что автор сочувствует простому народу. Он видит причину их тяжелой судьбы в многовековом рабстве и бесчинстве господствующего сословия.

Рассмотрим некоторые образы крестьянской Руси. Относительно полно представлены портреты людей Чичикова: Селифана и Петрушки. Первый из них работает кучером. Он любит выпить и поговорить. Но свое умение вести беседу он в основном практикует на лошадях. Второй слуга по имени Петрушка служит лакеем. Он страсть, как любит читать. Да вот только делает он это беспорядочно, увлекаясь самим процессом чтения. Петрушке интересно то, как буквы слагаются в слова, а не смысл книги. Как видим, Гоголь мастерски применяет иронию в создании характеристик этих героев.

Среди эпизодических образов стоит отметить мужиков, которые рассуждают, сможет ли колесо от брички докатиться до самой Москвы. Интересны образы Миняя и Митяя. Эти дядечки нелепо помогали главному герою объехать встречный экипаж. Вызывает смех и одновременно сочувствие и Пелагея, девочка с черными от грязи ногами. Она не умеет даже отличить право от лева.

Авторское отношение к простому народу в произведении двойственное. Гоголь часто размышляет в лирических отступлениях о живой душе русского человека. Он уверен в ее жизненной силе, умении исцеляться, а значит, он верит и в светлое будущее.

Автор возлагает надежды на исправление ситуации в государстве на народ. Потому что это сила, с которой стоит считаться. Эту мысль автор доказывает историей о капитане Копейкине. Герой, который защищал Родину, в результате оказался на обочине жизни, потому что в мирное время он стал не нужен. Чиновники отказались помогать ему, как бы он не умолял. Спустя время в их округе стала промышлять разбойничья банда, и говорили, что возглавлял ее капитан Копейкин. При помощи этой истории автор предупреждает чиновников, что терпение народа не безгранично.

«Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

“Мертвые души” - гениальное произведение русской и мировой литературы, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической системы. В. Г. Белинский назвал поэму “творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности”.

В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-помещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой гражданский долг перед обществом, свои обязанности перед народом - и в этом, как считает Н. В. Гоголь, - основное зло социально-политической системы России.

В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведение. Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы. Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий.

К числу таких образов можно отнести образ кучера Селифана, пьяного, разговаривающего с лошадью, лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани “особенный запах”, занятого своим беспорядочным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складываются слова. Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани. Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, “черноногая” девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево.

Однако отношение автора к народу в поэме двояко. Здесь мы видим также раздумья автора о живой душе русского народа. Писатель верит в его жизненную силу, в его прекрасное будущее. Этот идейный мотив получил выражение в лирических отступлениях, которыми наполнено произведение.

Одно из них появляется в конце пятой главы по поводу прозвища, данного крестьянами Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского слова, в котором выразился “сам самородок, живой и бойкий русский ум”, Гоголь высказывает общее мнение: “...всякий народ, носящий в себе залог сил... своеобразно отличается каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера”. Русский народ относится к числу именно таких: он полон “творящих способностей души”. В шестой главе перед читателем проносится галерея умерших крестьян Собакевича. Это и плотник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что пахали, строили, кормили, одевали всю Русь.

Важное значение в этой связи приобретают вложенные в уста Чичикова размышления автора о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они “тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.

Особой поэтической силы и выразительности достигает в поэме образ Абакума Фырова, бежавшего от своего хозяина и “взлюбившего вольную жизнь”. Этот образ глубоко символичен: в нем ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа русского народа.

Важное место в поэме занимают страницы, где ведется разговор о бунте крестьян. В произведении он встречается трижды: когда городские чиновники советуют Чичикову взять конвой для сопровождения купленных крестьян в Херсонскую губернию, мужики ночью убивают “земскую полицию” в лице заседателя Дробяжкина; капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников.

В “Мертвых душах” нашла отражение ненависть народа к крепостному праву и крепостникам. Мотив заслуженного возмездия звучит в эмоциональном описании помещичьего разгула, обставленного с разорительной роскошью: “Полгубернии разодето и весело гуляет под деревьями.... и... уходя глубже в непробудный мрак, негодуют суровые вершины дерев на сей мишурный блеск, осветивший снизу их корни”. Создается символический образ неминуемой кары для прожигателей богатств, добытых крестьянским трудом.

В лирической концовке первого тома поэмы автор еще раз с восхищением упоминает о русском народе: птица-тройка, летящая по необъятным просторам Руси, могла родиться только у “бойкого народа”. Образ русской тройки, приобретающий в поэме символическое значение, неразрывно связан для Гоголя с образами “ярославского расторопного мужика”, одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, ямщика, примостившегося “черт знает на чем” и лихо, под задорную песню управляющего бешеной тройкой. Этот образ выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего - стремление к свободе, к прекрасному будущему. Однако путь этот неведом автору: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

В своем произведении Гоголь реалистически показал типичные образы русского крестьянства, выразил свое видение русского национального характера. При этом Русь народная противопоставлена автором Руси помещичье-чиновной. Автор не закрывает глаза на примитивность народа, но видит в мужике прежде всего человека с живой душой, талантливого, трудолюбивого, свободолюбивого человека.

И, С. Тургенев высоко оценил вклад Гоголя в русскую литературу: “Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих”.