Классификации видов восприятия. Понятие, свойства и виды восприятия

  • 29.09.2019

В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые ощущения.

Основой другого типа классификации восприятия является форма существования отражаемой в восприятии материи (пространство и время). В соответствии с этой классификацией можно выделить восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения (как пространственно-временного перемещения).

Восприятие пространства включает восприятие формы, величины, взаимного расположения и удаленности окружающих предметов. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует относить нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, биауральный слух, бимануальное осязание, бириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств объектов имеет функциональная симметрия, которая характерна для всех правых анализаторов. Функциональная асимметрия будет заключаться в том, что одна из сторон любого анализатора будет в восприятии пространства доминирующей (ведущий глаз, ведущее ухо и т.д.).

Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит зрительному анализатору. В зрительном восприятии приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух специальных механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (движениями глазных яблок в определенную степень сведения зрительных осей на фиксируемом предмете). Комбинация двух раздражителей - величины изображения на сетчатке и степени напряжения глазных мышц при аккомодации и конвергенции и является своеобразным дальномером, индикатором расстояния. Объемность изображения также обеспечивается механизмами бинокулярного зрения. Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспарантные, точки, то имеет место один из двух эффектов: возникновение двойственных изображений (если диспарантность точек достаточно велика) или стереоскопический эффект.

Подобные явления существуют и в области слуха. Различие во времени поступления низкочастотного звукового сигнала в одно и другое ухо приводит к фазовым сдвигам между сигналами - один отстает по фазе от другого, что приводит к расхождению интенсивности сигналов. При высочастотных звуках для определения локализации служит акустическая тень, образуемая головой, что приводит к расхождению по времени поступления звука в одно и другое ухо. Для обеспечения биаурального слуха слуховая система должна быть способной различать расхождения поступления звуков порядка 10-20 микросекунд. Трудности, которые возникают перед глухим на одно ухо человеком, иллюстрируются проблемами, возникающими у здоровых при слушании одноканального (моноаурального) магнитофона. Запись разговора иногда трудно понять, так как мешают эхо и шумы, звуки кашля и движений заглушают голос. В реальной об-

становке человек не осознает эти шумы, даже если они существуют. Способность к локализации звука позволяет ему избирательно следить лишь за интересующими его звуковыми сигналами. Если человек пользуется слуховым аппаратом, то микрофон должен находиться как можно ближе к уху. В сущности, для восстановления способности к локализации звуков лучше всего было бы пользоваться двумя слуховыми аппаратами, даже если одно ухо слышит нормально.

Восприятие времени - это отражение скорости и последовательности явлений объективной действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Специального анализатора времени нет, но все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени. Восприятие времени тесно связано с ритмическими процессами в организме: ритмической сменой возбуждения и торможения в центральной нервной системе, ритмичностью протекания других физиологических процессов и биохимических реакций. Подавляющее большинство физиологических и биохимических процессов в организме закономерно изменяется в течение суток (циркадные ритмы), но имеются периодические процессы и иной колебательной последовательности.

Человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени в пределах 1/18-2 секунд. Под нижней границей восприятия времени временные промежутки не воспринимаются как таковые: 18 изображений в секунду уже сливаются в одно непрерывное движение (кино), 18 вибраций воздуха в секунду превращаются для нашего слуха в один самый низкий звук, а 18 ударов по коже воспринимаются как одно надавливание. Над верхней границей в 2 секунды мы можем лишь приблизительно оценивать время по ориентирам, связанным с нашей деятельностью. Однако различные факторы могут менять субъективную оценку времени. Часы, дни или недели, заполненные значительными, интересными событиями, кажутся быстротекущими, короткими, а отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного и все было обыденно, представляется особенно длинным. Но это относится к непосредственной оценке интервалов времени. Если же мы их оцениваем по воспоминаниям, картина меняется: промежутки времени, насыщенные в прошлом интересными событиями, оцениваются нами как более длинные, чем периоды повседневности. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, достаточно точно оцениваются интервалы в 5-15 минут, а более длинные промежутки времени вспоминаются как уменьшенные.

Восприятие движения - это отражение изменения положения в пространстве и во времени различных объектов, их пространственно-временного перемещения. Оно связано с взаимодействием различных анализаторов: зрительного, кинестетического и других. Возможны случаи, когда человек приписывает движения как окружающим предметам, так и самому себе. Это обуславливается разными причинами, но главным образом недостаточностью информации для полноценного анализа. Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо идет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его вагон. Здесь основным источником информации является зрительный анализатор, однако отсутствие вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.

При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает отрицательный последовательный образ движения. Если перевести взгляд после длительного наблюдения из окна движущегося поезда на неподвижные предметы внутри вагона, то они покажутся движущимися в обратном направлении. Кажущиеся движения окружающих предметов испытывает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения. В лабораторных условиях кажущееся движение можно исследовать с помощью двух источников света, которые включаются последовательно один за другим. При соблюдении определенных условий (расстояния между лампами и временного интервала их включений менее 0,1 с), возникает иллюзия движения света от одного источника к другому. Это явление получило название "фи-феномен", т.е. феноменальное движение, существующее только в восприятии, в отличие от движения действительного.

Восприятия часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте (внимание). В этом случае можно выделить восприятия непреднамеренные (непроизвольные) и преднамеренные (произвольные). Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения - непременное условие профессиональной подготовки специалиста; оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.

Процесс восприятия при наблюдении характеризуется следующими особенностями:

Сопровождается произвольным и устойчивым вниманием;
имеет планомерный характер, благодаря чему исключаются элементы случайности и соответствующие признаки не ускользают от наблюдателя;
наблюдатель активно отыскивает нужные ему объекты и те особенности, которые его интересуют;

Носит систематический характер, и наблюдатель повторяет его столько раз, сколько надо для более полного и точного изучения объекта;
восприятие всегда связано с мышлением и осознанным отношением к воспринимаемым деталям, их взаимосвязям и к причинам возникновения наблюдаемых явлений.

Классификация восприятий

Основу классификации восприятий, как впрочем, и ощущений , составляют различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, можно выделить зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Рассмотрим немного наиболее изученные зрительные восприятия. Если взять младенца со дня его рождения, то мы знаем, что его зрительное восприятие очень слабо развито, он плохо различает оттенки цветов, и имеет низкую остроту зрения, только к шести месяцам младенец начинает узнавать предметы и лица.

У новорожденных есть цветовое зрение, но они различают лучше преимущественно яркие цвета, не различая серый и синий. Младенец предпочитает движущиеся стимулы стационарным. Развитие зрительной системы новорожденных происходит быстро, очевидно, сказывается опыт и биологическое состояние.

Развитие других восприятий отличается от зрительных. Так, например, вкус и обоняние у малыша развиты с момента рождения. Младенец не может производить отчетливые звуки, но различает звуки речи.

Итак, можно сделать вывод, что все чувства младенца работают с момента его рождения, вначале они мало развиты, но начинают развиваться под влиянием окружения. Вспомним, младенцев, вскормленных обитателями леса, у них преобладали, слух, зрение и обоняние, те восприятия, которые были более свойственны животным, среди которых проходила их жизнь.

Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами.

Сложные формы восприятия

Основа другого типа классификации восприятий — пространство, время и движение.

Большую роль в практической деятельности человека играют такие сложные по своей психологической структуре восприятия, как восприятия пространства, времени и движения.

В восприятии пространства основу составляют зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. В комплексе они позволяют судить о пространственном положении тела и расстоянии до других объектов.

Иллюзии

Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного — с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.

Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.

Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.

Иллюзии могут явиться причинами ошибок в определении размеров, параллельности и удаленности предметов, поэтому везде, где требуется точность, зрительные восприятия должны проверяться измерительным инструментом.

Обнаружение объектов

Положение объекта оценивается по месту его нахождения в поле зрения, чем он выше в поле зрения, тем объект или выше или дальше. Форма и величина объектов оценивается вначале осязанием (сочетанием кожных и двигательных ощущений), а по мере накопления опыта — зрением.

Обнаружение и различение объектов зависит от их контрастности с фоном. Светлый предмет на светлом фоне и темный - на темном незаметны, а светлый на темном и темный на светлом воспринимаются совершенно отчетливо.

Большое значение в восприятии предметов имеет и разница их размеров. Возле больших предметов мелкие становятся почти незаметными, поэтому на рабочем столе их следует размещать отдельно от крупных.

Если человек хорошо различает неподвижные объекты, то это не дает ему гарантии так же хорошо различать эти объекты при их движении, несмотря на высокую статическую остроту зрения можно не обладать достаточно высокой динамической остротой зрения. Низкая динамическая острота зрения - причина плохого восприятия расстояния до движущихся предметов.

Восприятие времени

Восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения всех явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. Огромное влияние на восприятие времени оказывают чувства.

Часы, дни и недели, заполненные интересными событиями, кажутся быстротекущими, короткими. А отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, да еще вы ждете кого-то или что-то, представляется особенно длинным. Самым коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Это все объяснимо физиологически. Когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения - повышается обмен веществ, следовательно, время "летит" быстрее. В случае торможения оно "тянется" медленно, из-за замедления обмена веществ.

Способность к оценкам малых интервалов времени при желании можно развить довольно быстро. Стоит несколько дней попрактиковаться, специально упражняясь, и ты сможешь хорошо оценивать время в 0,01-0,02 сек и точно определять разницу во времени между 0,15 и 0,2 сек.

Восприятие движения

Восприятие движения - это восприятие пространственно-временного перемещения, и оценка движения зависит от восприятия интервалов времени, потому что всякое движение в пространстве характеризуется скоростью и направлением.

Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате по секундной).

Непосредственное восприятие движения определяется угловой скоростью перемещения объекта в поле зрения наблюдателя. При этом возможны восприятия движения, как неподвижным взором, так и подвижным, т. е. и вследствие движения изображения объекта по сетчатке глаза, и при постоянном его положении на сетчатке, но сопровождающемся движениями глаз.

Но не всем движениям можно дать правильную оценку. Если быстро вращать однотонно окрашенный диск, то это зрением не воспринимается, а колесо или вентилятор иногда воспринимаются как вращающееся в противоположную сторону. Чем дальше находится предмет, тем более медленным воспринимается его движение, а медленные движения, например, часовой стрелки зрением вообще не воспринимаются.

Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно выполнять их невозможно.

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение - это произвольное, планомерное, преднамеренное восприятие, предпринимаемое с определенной целью. Человек воспринимает не все, что видит, а выделяет необходимое для него. Основное условие успешного наблюдения — ясность задачи, затем подготовленность и активность мышления.

Наблюдение - не самоцель, а средство получения информации необходимой человеку. Наблюдение начинается с правильной постановки задачи, составляется план. Главное в наблюдении систематичность, при этом важно уметь ориентироваться в окружающем мире.

Наблюдательность - это способность замечать в предметах и явлениях малозаметное, но очень важное (детали, признаки, свойства).

Высокое развитие наблюдательности предполагает любознательность, стремление познать новое, глубоко вникнуть в окружающий мир, готовность к восприятиям того, что нужно для определенных целей.

Развитие наблюдательности просто необходимо для всестороннего развития личности, а развиваться она может только одновременно с развитием памяти и мышления.

Вот, наконец-то, мы и провели нашего малыша через мир ощущений и восприятий, он уже готов к дальнейшему познанию мира, теперь для всестороннего развития необходимо заняться его памятью и мышлением.

Эксклюзивный материал сайта "www.. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Демо-версия комплекса

В основе классификации восприятий, как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, действие какого анализатора преобладает, различают: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные (кинестезические) восприятия.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, порождая сочетаемые виды восприятий. Кроме того, практически во всех видах участвуют двигательные ощущения.

Еще одной разновидностью классификации восприятий выступают основные формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с ними выделяют: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства

Основную роль в восприятии пространства играет бинокулярное зрение. На сетчатке каждого глаза создается лишь одно двухмерное изображение. Но так как наши глаза расположены на некотором расстоянии друг от друга, они видят предметы под разными углами. И тогда мозг, объединяя данные о двух двухмерных изображениях, воссоздает на их основе трехмерный образ, что и обеспечивает стереоскопическое объемное восприятие пространства. Подобным же образом действуют и два уха. Именно благодаря тому, что ушные раковины несколько удалены друг от друга, мозг способен воссоздать стереофонический звуковой мир в трех измерениях.

Для обеспечения стереоскопического видения мира, т.е. восприятия объема и глубины пространства периферийный орган зрительного анализатора - глаз обладает двумя механизмами приспособления: аккомодацией и конвергенцией.

Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика за счет изменения его кривизны. А конвергенция – это сведение зрительных осей глаз на воспринимаемом предмете.

При рассматривании близких предметов хрусталик глаза утолщается. При рассматривании удаленных – делается плоским. Аккомодация действует в пределах до 15 метров. Конвергенция – в пределах 450 метров.

При восприятии пространства могут возникать зрительные иллюзии , т.е. ложное восприятие. Общим механизмом зрительных иллюзий при восприятии пространства служит понимание того, что движение глаз в вертикальной плоскости требует большего напряжения, чем в горизонтальной (слева направо). Поэтому те объекты, которые требуют при восприятии движений глаз снизу вверх, вызывают у нас субъективную переоценку своих размеров.

Точно так же как мозг ошибочно преувеличивает размеры того из двух равных предметов, который больше удален, и при восприятии деталей на рисунке, где изображена перспектива. Это происходит потому, что мы склонны воспринимать предметы как уменьшающиеся в перспективе.

Восприятие движения

Восприятие движения есть отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно имеет жизненно важное значение.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и мышечно-двигательный (кинестезический) анализаторы. Характеристика движения – скорость, ускорение и направление. Движение воспринимается тогда, когда за единицу времени движущийся объект проходит расстояние не меньшее, чем могут различить глаза. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а его результат, как, например, в случае с часовой стрелкой. При восприятии движения может возникать иллюзия перспективы движения , состоящая в том, что по мере удаления предметов их скорость кажется меньшей, а при приближении – большей.

При восприятии движения может возникать стробоскопический эффект, при котором быстрая смена отдельных неподвижных фиксированных двигательных фаз создает впечатление их действительного движения. На этом построено искусство кино.

Восприятие времени

Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга, где ряд анализаторов, объединяющихся в систему, действуют как одно целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, активация и затухание нервных процессов в центральной нервной системе и больших полушариях головного мозга.

Наибольшее значение при этом имеют слуховые и кинестезические анализаторы. Последовательность и длительность событий, темп и ритм происходящего составляют дозированные раздражения для нервных клеток, разбивая возбуждение в них на ряд фаз, различающихся по интенсивности. Так формируется восприятие начала и окончания действия раздражителя.

Значительное влияние на непосредственную оценку времени при его восприятии играет интерес к происходящему. Отрезок времени, заполненный значительными и интересными событиями, воспринимается как быстро преходящий (время летит), заполненный рутиной и скукой – как медленный (время долго тянется).

Преуменьшение времени есть следствие преобладания в коре мозга процессов возбуждения, в результате чего в нервных клетках происходит ускорение процессов, связанных с обменом веществ. При действии же однообразных, монотонных раздражителей начинает преобладать торможение, происходит замедление процессов, связанных с обменом веществ и время начинает восприниматься как «замедленное».

«Чувство времени» не является врожденным. Оно формируется в процессе жизнедеятельности. Однако мы можем надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени – в пределах между 1/18 и 2 секундами. 18 изображений в секунду уже сливаются в одно непрерывное движение. А свыше 2 секунд мы можем лишь приблизительно оценить время по косвенным признакам и ориентирам, связанным с нашей деятельностью.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Введение. 3

1. Сущность восприятия. 4

2. Свойства восприятия. 7

3. Классификация восприятий. 10

4. Роль моторных компонентов в восприятия. 11

5. Наблюдение и условия эффективности восприятия. 12

Заключение. 15

Литература. 16

Введение

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, допустим, воспринимая утренний пейзаж, человек отражает его в ощущениях, его цвет дерева, запах леса, росу на траве ощущает его монументальность, незыблемость.

Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный вид, что в него можно зайти, что это есть некое количество деревьев. Воспринимаемое человек всегда обозначает определенным словом – «лес», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, форма или запах, но все как целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».


1. Сущность восприятия

Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цве­товых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощу­щений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь е такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений - к сложным воспри­ятиям) является простым суммированием отдельных ощуще­ний или, как часто говорили психологи, результатом про­стых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций го­раздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свой­ства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одно­временным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных при­знаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопостав­лении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и про­исходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с ре­ально доходящей до субъекта информацией, поиски нужно­го решения продолжаются до тех пор, пока субъект не най­дет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узна­вание их происходит очень быстро - человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прий­ти к нужному решению. При восприятии новых или незна­комых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие та­ких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные при­знаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирую­щей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Существуют теории, посвященные процессу распознава­ния образов. В этих теориях основное внимание уделено воп­росу; как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечат­ления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предме­ты и события легко и быстро; поэтому может создаться впе­чатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, кото­рые были бы способны распознавать символы и звуки, обыч­ные для окружающей нас среды. Системы восприятия живо­тных, даже самых примитивных, по своим возможностям да­леко опережают подобные машины.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реаги­рует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее сущест­венные из них, он всегда обозначает воспринимаемые пред­меты словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и; выделяет основной признак - функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что вос­принимающая деятельность субъекта по своему психологи­ческому строению может приближаться к наглядному мыш­лению. Сложный и активный характер воспринимающей де­ятельности человека определяет ряд особенностей его, в оди­наковой степени относящихся ко всем его формам.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение дей­ствующих в данный момент на органы чувств предметов и яв­лений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

2. Свойства восприятия

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внеш­него мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функ­цию в практической деятельности. И.М.Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объ­ектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду. а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдель­ные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между со­бой, что единый сложный образ предмета возникает даже тог­да, когда на человека непосредственно действуют только от­дельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мра­мор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вслед­ствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зри­тельными и тактильными раздражениями.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Вос­приятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы восприни­маем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышан­ные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкаль­ную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжа­ет звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способностей перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и форм предметов.

Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз большее количества света, чем мел в сумерки). Явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение разных мышц, приспосабливающихся к фиксированию пред­мета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каж­дым изменением положения предмета относительно глаз фор­ма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбо­ку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, извест­ных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприя­тия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живу­щих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как малень­кие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объек­ты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия яв­ляются активные действия перцептивной системы. Многократ­ное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность - неизменную струк­туру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким обра­зом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся дейст­вие, обладающее механизмом обратной связи и подстраиваю­щееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и из­менчивом мире.

Осмысленность восприятия . Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысло­вое значение. Восприятие у человека теснейшим образом свя­зано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражите­лей. воздействующих на органы чувств, но представляет со­бой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция . Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конк­ретный живой челочек, и поэтому в восприятии всегда сказы­ваются особенности личности человека. Зависимость восприя­тия от содержания психической жизни человека, от особенно­стей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым мож­но было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе вос­приятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлеж­ности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизирутся следы прошлого опыта. Поэ­тому один и тот же предмет может по-разному восприни­маться различными людьми.

3. Классификация восприятий

В основе классификации восприятия, так же как и, ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восп­риятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в вос­приятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный л анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическос восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

4. Роль моторных компонентов в восприятия

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и насозда­вшие его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспро­изводящие звук; и т.д. Большую роль моторныекомпоненты играют в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью - адекватность отражения предмета возникает при перемеще­нии движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.

В работе глаза и руки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно осматривают, «ощупывают» контуры рисунка и предмета. Выполняя довольно большое число различных функций, движения глаз разнообразны по форме. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности оно сопровождается непроизволь­ней и незаметными для наблюдателя мнкродвижениями.

Это можно продемонстрировать на простом примере. По­смотрите пристально на заходящее солнце, затем перенесите взгляд на какую-нибудь поверхность и вы увидите два по­следовательных образа. Очевидно, фиксируемый объект не находится все время в одной и той же точке фиксации, 2 точки фиксации объекта дали 2 последовательных образа. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а ско­рее, о зоне или области фиксации.

Критерии адекватности образов восприятия действитель­ности вырабатываются под влиянием условий жизни и обу­чения и подвержены перестройке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в пер­вые дни после удаления катаракты. Наблюдения над челове­ком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ни­чего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел мир пред­метов, как видим его мы. когда открываем глаза. Постепен­но зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного време­ни его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельству­ют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвра­щения зрения он не смог нарисовать переднюю часть авто­буса, поскольку не смог исследовать его руками.

Опыты со стабилизацией изображений относительно сетчат­ки глаза и наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.

5. Наблюдение и условия эффективности восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизволь­ное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамерен­ном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное вос­приятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - вос­принять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в ка­кую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполне­ния. Но иногда восприятие может выступать и как относитель­но самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно яс­но выступает в наблюдении, которое представляет собой пред­намеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью просле­дить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоя­тельной целенаправленной действительности уже с самого на­чала предполагается словесная формулировка целей и задач, на­правляющих наблюдение на определенные объекты. Успех на­блюдения зависит прежде всего от того, насколько ясна задача, которая стоит перед ними. Являясь преднамеренным плано­мерным относительно длительным восприятием, и осуществ­ляясь с той или иной познавательной целью, наблюдение тре­бует специальной подготовки (предварительное ознакомление с материалами, относящимися к объектам будущего наблюде­ния, с рисунками, словесным описанием предметов и т.п.). Важ­нейшее место в подготовке наблюдений должно занимать уяс­нение задач наблюдения, требований, которым оно должно удов­летворять, предварительная разработка плана и способов на­блюдения.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она вы­ражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает их многие качества и свойства. Весьма важна для успеха наблю­дения его планомерность и систематичность. Хорошее наблю­дение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за дру­гими в определенной последовательности. Только при таком наблюдении наблюдатель ничего не пропустит и не будет воз­вращаться вторично к тому, что было воспринято.

Исключительно большую роль играет отношение человека к наблюдению. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характер­ные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосу­щественными особенности предметов. Итак, чтобы быть наблюдательным, надо упражняться в наблюдении: сравнивать и сопоставлять различные предметы, их различные стороны, замечать их связь и взаимодействие друг с другом; ставить перед собой задачу - быстро замечать возможно больше особенностей предмета или явления; подмечать самые ничтожные изменения в них, учиться выделять наиболее существенное в том, что воспринимается.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация и восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Заключение

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием.

1. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Котята, выросшие в клетке, где были только вертикальные линии позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные. Так же и люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2. Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету, и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой.) Эта особенность восприятия называется константностью.

3. Человек воспринимает мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5. Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

Литература

  1. Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. «Знание», М.,1987
  2. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М., «Педагогика»,1980
  3. Немов Р.С., Психология. том1, Москва, 1995

Классификация видов восприятия

2.1 Сложные формы восприятия

К сложным формам восприятия относят классификацию восприятия по формам существования материи - восприятие пространства, времени, движения.

Восприятие времени

Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности и воспринимаемая как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены она и бодрствования, появление голода и тому подобное. Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. От них следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К таким эталонам относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться. Как показали наблюдения над музыкантами (Б.М. Теплов), парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма, оценки времени является особенно сложной по своему строению. Интересно отметить, что различные факторы могут несколько изменять оценку протекающего времени. Некоторые биологические изменения, например повышение температуры тела, могут вызвать переоценку времени, а понижение температуры - наоборот, недооценку. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, проявляемого к некоторым тестам, а также под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозга, напротив, влекут за собой преувеличение оценок времени.

Восприятие пространства

В основе восприятия пространства лежит функция специального аппарата - полукружных каналов (или вестибулярного аппарата), расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающая оптико-вестибулярные рефлексы, входит в систему, обеспечивающую восприятие пространства. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия (бинокулярное зрение: в одном глазу получается двумерное изображение предмета, немного отличное от изображения в другом глазу, позволяет мозгу объединить эти два изображения в один трехмерный образ). Глубина (отдаленность) предмета особенно успешно воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Чтобы воспринять предметы, нужно чтобы изображение от рассматриваемого предмета падало на соответствующее точки сетчатки, а для обеспечения этого необходимо конвергенция обоих глаз (сведение зрительных осей глаза на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства). Если при конвергенции глаз возникает диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект; при большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз возникает двоение предмета. Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия: восприятие целых геометрических форм или структур; целостный характер восприятия цвета; законы восприятия формы (описанные гештальтпсихологами). К ним присоединяется и последнее условие-влияние хорошо закрепленного прежнего опыта. Восприятие пространства не ограничивается восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас вверху, другие внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и так далее. В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется, такая ориентировка резко затрудняется (на совершенно одинаковых станциях метро, где имеются два ничем по виду не отличающихся противоположных выхода). Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего, выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое - левое). На определенном этапе онтогенеза, когда ведущая правая рука еще не выделена, и система пространственных понятий еще не усвоена, симметричные стороны пространства долгое время продолжают путаться. Такие явления, характерные для ранних стадий каждого нормального развития проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое выступает у многих детей 3 - 4 лет и затягивается, если ведущая рука почему-то не выделяется. Тот сложный комплекс приборов, которые лежат в основе восприятия пространства, требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-киноэстетического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие движения

Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового луча при скорости меньше 1/3о в секунду (что соответствует перемещению на ширину большого пальца при вытянутой руке за 6 секунд). Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на ручных или стенных часах: она передвигается за секунду всего лишь на 1/10о.

Восприятие и оценка движения основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами - детекторами движения. Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения. Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически связано с перемещением изображения на сетчатки, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 секунды, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего движения. Чаще всего, движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он перемещается на каком-то фоне. Поэтому мы можем при восприятии движения дополнительно использовать еще и показатели, связанные с самим фоном, - элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Делись добром;)