Нижегородская энциклопедия. Бугров николай александрович

  • 24.09.2019

Люди


Бугров Николай Александрович (3.05.1837–16.04.1911) – предприниматель, крупнейший благотворитель Нижнего Новгорода.

Николай Александрович Бугров. Фото 1890 года


Его дед Петр Бугров (1785–1859) родился в деревне Тоскуйки Нижегородской губернии в многодетной бедной семье. Отец умер, когда Петру было четыре года, поэтому зарабатывать на кусок хлеба ему пришлось с малых лет. Был пастухом, бурлаком, грузчиком, сопровождал баржи, сплавлявшие по Волге соль. В 16 лет нанялся на работу в деревню Попово, что в 16 км от Нижнего Новгорода. Там и женился. Экономя на всем, накопил денег и купил барку. Вскоре получил государственный подряд на перевозку соли и заработал на этом первый капитал. В 1829 году арендовал мельницы близ деревни Попово. Постоянно расширяя дело, Бугров стал крупным хлеботорговцем. В 1838 году 52-летний предприниматель переехал в Нижний Новгород и занялся строительным подрядом. Ему, как лучшему подрядчику, доверяли самые сложные работы – ремонт кремля и укрепление Волжского берега. Овдовев, Петр Бугров вернулся в деревню Попово. Он пережил супругу всего на три года.

Его сын Александр (1809–1883) унаследовал мукомольное производство, занимался поставкой соли и леса, строительством. Не раз выигрывал так называемый ярмарочный подряд по возведению торговых рядов на крупнейшей в России Нижегородской (Макарьевской) ярмарке. В начале 1870-х годов Бугров выкупил арендованные мельницы и установил на них паровые двигатели. В результате модернизации производство выросло, предприятия Бугрова заняли ведущие позиции в мукомольной промышленности Поволожья.

Будучи депутатом городской думы, в 1880 году Александр Бугров предложил устроить муниципальный ночлежный дом для людей, прибывавших в Нижний Новгород на заработки. Бугров начал строительство, но до открытия ночлежного дома не дожил, и дело завершил его сын Николай.

Николай Бугров владел Товариществом паровых механических мельниц и был предпринимателем всероссийского масштаба. Журналисты называли его хлебным королем. Личная жизнь Николая Бугрова складывалась драматично. Овдовев в третий раз и похоронив троих детей, к 36 годам он потерял интерес к роскоши, зажил бобылем, и «всю свою любовь и заботы перенес на бедный люд» (журнал «Златоструй», Нижний Новгород, 1911).

Купец пожертвовал на благотворительность около 10 млн руб. (точная сумма неизвестна, поскольку многие пожертвования Бугрова были тайными).

В 1883 году Николай Бугров достроил ночлежный дом на 900 человек и назвал его в память об отце «Ночлежный приют имени А.П. Бугрова». Строительство трехэтажного каменного здания по проекту архитектора Федора Фалина обошлось Бугровым в 75 тыс. руб. Чтобы содержание приюта не ложилось бременем на городской бюджет, Бугров купил в дар городу здание с торгово-складскими помещениями. Все доходы от арендной платы (8–10 тыс. руб. в год) шли на нужды ночлежного дома.


Ночлежный приют имени А.П. Бугрова в Нижнем Новгороде. Конец 1890-х годов. Фотограф Максим Дмитриев


В Бугровский ночлежный приют принимали людей без различия пола и возраста. Согласно статистике, здесь ночевали от 730 до 1260 человек в сутки. За пять копеек ночлежники получали тарелку щей, фунт (чуть меньше 0,5 кг) хлеба, чай. Заведение это описано Максимом Горьким в очерке «Н.А. Бугров». Писатель с благодарностью вспоминал, что он и мать не раз находили приют в ночлежном доме, когда перебивались поденщиной после разорения семьи. Здание сохранилось, ныне здесь находится Управление федеральной миграционной службы по Нижегородской области (ул. Рождественская, дом 2).


Ночлежники в ночлежном приюте имени А.П. Бугрова


В 1880 году Николай Бугров вместе с родственником Аристархом Блиновым создал в Саратове богадельню «для престарелых обоего пола лиц». Строительство заведения на 70 кроватей обошлось в 70 тыс. руб. А в 1887 году Бугров и купцы Николай и Аристарх Блиновы основали нижегородский Вдовий дом. Здесь предоставлялось жилье неимущим вдовам с малолетними детьми.

С 1893 по 1909 годы Бугров построил в Нижегородской губернии еще три богадельни – в деревнях Филипповке, Малиновке, в селе Городец. Здания отличались добротностью. Двухэтажный кирпичный дом богадельни в Филипповке содержался на проценты с капитала (80 тыс. руб.), внесенного Бугровым в банк. Постройка женской богадельни в Малиновке на 300 мест обошлось филантропу в 125 тыс. руб. Сейчас здесь санаторий «Филипповский». В Городце было построено два корпуса богадельни: на 22 кровати (для мужчин) и на 100 кроватей (для женщин). Ныне здания принадлежат педагогическому колледжу.

Попечителями всех богаделен являлись представители рода Бугровых: Николай, его младшая сестра Зиновея, племянники.


Богадельня в деревне Филипповка Семеновского уезда. Построена в 1894 году.
Фото из книги «Памяти Н.А. Бугрова» (Нижний Новгород, 1911)


Бугров финансировал школу для детей старообрядцев в деревне Попово, где в разные годы обучалось от 60 до 100 детей. В 1903 году он вложил 100 тыс. руб. в строительство двух новых двухэтажных кирпичных зданий, что позволило увеличить число учащихся до 300. И пожертвовал 50 тыс. руб. – на проценты с этого капитала школа содержалась.

Купец регулярно помогал и медицинским учреждениям. Современный нижегородский роддом № 1 – это бывший Мариинский бесплатный родильный дом, который был построен в 1884 году на пожертвования Бугрова и шести других предпринимателей Нижнего Новгорода.

Тогда же он дал деньги и на строительство больницы на станции Сейма Балахнинского уезда. Здесь находились его мукомольные предприятия. На содержание больницы филантроп ежегодно выделял по 5 тыс. руб. Больница обслуживала не только работников мукомольных фабрик, но и других жителей уезда, всего 17 тыс. человек. Вместе с купцами Мальцовыми он пожертвовал деньги на создание 40-местного санатория в Ессентуках «для бедных и неимущих чахоточных больных» (сейчас санаторий «Исток»).


Санаторий Бугрова и Мальцовых в Ессентуках


За благодеяния Николай Александрович Бугров избран городской думой почетным гражданином Нижнего Новгорода. Он состоял гласным (депутатом) бессменно в течение 32 лет. В 1904 году в центре города открылось новое здание для думы и управы на купленном Бугровым участке земли. Купец оплатил около 70 процентов стоимости строительства. Здание получило название Бугровский благотворительный корпус. Арендаторы – дума и управа, архивная комиссия, страховое общество, сиротский суд – были обязаны передавать плату за аренду на муниципальные благотворительные нужды, например, на заготовку дров для раздачи бедным горожанам.


Бугровский благотворительный корпус, где работала городская дума


Бугров являлся попечителем многих заведений, которым регулярно жертвовал деньги: Нижегородской губернской земской больницы, детского приюта имени графини Ольги Васильевны Кутайсовой, Кулибинского ремесленного училища. В память о своих предках ежегодно организовывал обеды для бедных. А по пятницам у крыльца своего дома устраивал раздачу нуждавшимся: каждому по два фунта (около 900 граммов) пшеничного хлеба и по серебряному гривеннику (10 коп.).

По предсмертному распоряжению Бугрова, из прибыли Товарищества паровых механических мельниц следовало отчислять ежегодно 50 процентов на благотворительность: 15 процентов на содержание опекаемых им при жизни заведений, 30 – на пособия крестьянам-погорельцам и бедным семействам, 5 – на пенсии и пособия лицам, служащим в Товариществе (в России не было государственной системы пенсионного обеспечения).

О кончине Николая Бугрова сообщалось в ведущих российских газетах «Русское слово», «Русские ведомости», «Новое время». В некрологе, опубликованном в старообрядческом журнале «Златоструй» (Нижний Новгород, 1911), его назвали «незабвенным благодетелем, кормителем сирых и вдовиц, утешителем в бедах сущим». Бугров был похоронен рядом с родителями в фамильной усыпальнице на старообрядческом кладбище в Нижнем Новгороде. В советское время кладбище было уничтожено, на его месте построены жилые дома.

В 1997 году к 160-летию со дня рождения Бугрова по инициативе горожан на стене Бугровского благотворительного корпуса установлена мемориальная доска. Здание признано памятником архитектуры федерального значения (сейчас здесь расположено отделение банка).

Для дальнейшего чтения
1. Памяти Николая Александровича Бугрова (оттиск из старообрядческого журнала «Златоструй»). Нижний Новгород, 1911.
2. Седов А.В. Кержаки. История трех поколений купцов Бугровых. Нижний Новгород, 2010.
3. Ульянова Г.Н. Практика благотворительности в губернском городе (на примере Нижнего Новгорода) // Ульянова. Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005. С. 365–382.

Галина Ульянова

видный деятель старообрядчества, приемлющего священство, переходящее от господствующей церкви (беглопоповское согласие), один из крупнейших российских предпринимателей, купец I гильдии, мануфактур-советник и благотворитель. Родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, в старообрядческой семье. Он стал продолжателем дела, начатого его дедом, Петром Егоровичем, и отцом, Александром Петровичем. Н.А. Бугрову посвящен один из биографических очерков М. Горького.

Был крупным торговцем хлебом, с 1896 года получил право поставлять хлеб для всей русской армии, владельцем множества паровых мельниц, десятка пароходов, целой флотилии грузовых барж.

"Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Бугров производил крупные банковские операции, являлся членом правления нижегородских и московских банков.

Бугрова уважали. Почаевничать с ним на Нижегородской бирже считалось большой честью. Авторитет Бугрова был настолько высок, что когда он с Нижегородским губернатором бывал у министра внутренних дел, сначала приглашали Николая Александровича, а потом уже губернатора. Когда же у одного из губернаторов кончился срок полномочий, Бугров в качестве подарка преподнес ему на серебряном подносе кучу разорванных губернаторских векселей, что означало: он прощает губернатору все долги.

Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода. Считается, что за свою жизнь он роздал около 10 млн. руб. милостыни. При участии шурина Блинова, он построил Вдовий дом, где поселил вдов, не имеющих средств к жизни, с детьми. В здании - водяное отопление, в кухнях - духовые печи. К услугам жильцов - бесплатные больница и школа, к праздникам - подарки. Была даже оборудована специальная комната с люлькой, куда горе-матери незаметно могли положить ребенка. Всех принимал Бугров, зная, что "Господь хранит пришельца, сира (сироту) и вдову приемлет".
Терпеть не мог Бугров тунеядцев и пьяниц, но считал, что оступившемуся надо помочь. Поэтому он вместе с отцом построил на Рождественской улице ночлежный приют, Устав которого опроверг распространенную тогда поговорку "русский человек состоит из души, тела и паспорта".

На фото: обитатели ночлежного дома Бугрова

Бугров приказал паспортов не спрашивать. Ночевать здесь мог всякий, соблюдавший правила: «не пить спиртное, не курить, не горланить песни». Нашел на время пристанище в этой ночлежке и А.М. Пешков, который приходил благодарить за это Бугрова, уже став Максимом Горьким. Кстати, именно Николай Александрович дал Горькому денег на открытие чайной "Столбы" с библиотекой для бедных.

Бугровым вместе с отцом Александром Петровичем, купцами Блиновыми и Курбатовым, был построен и подарен городу водопровод, которым жители могли пользоваться бесплатно. Кроме того, Бугров помогал многим приютам, содержал в городе и деревнях староверческие моленные.

С 1879 г. постоянно избирался гласным Нижегородской городской думы. С 1907 г. - бессменный председатель всероссийского Братства во имя святителя Николы.
Своими средствами поддерживал возобновленные после гонений Комаровский и Малиновский скиты, построил в последнем храм во имя явления Казанской иконы, выстроил Успенский храм в Городце, возобновил чтимую могилу керженского старца Софрония.

Эта поддержка была столь ощутимой, что в просторечии беглопоповцев часто именовали бугровцами, бугровским согласием. Помогал деньгами не только беглопоповским общинам, но и Чернухинскому скиту неокружников. На его средства проходили Всероссийские съезды беглопоповцев в Нижнем Новгороде. Материально поддерживал безрезультатные в то время усилия своих братий по приисканию архиерея, но в то же время часто принимал в своем доме епископов и иереев белокриницкой иерархии, к которым относился с неизменным уважением. В его представлении объединение белокриницких старообрядцев и беглопоповцев должно было произойти на равноправных условиях после того, как беглопоповцы примут к себе архиерея.
Президиум съезда старообрядцев, в центре - Н.А.Бугров

Не забывал до самой смерти и старообрядческие деревни. В Попово до сих пор сохранились великолепные кирпичные здания школы и жилого дома для учеников. Стоит построенная им церковь, под горой - баня для учащихся, когда-то отделанная керамической плиткой.

После 1905 г. Николай Александрович добился, чтобы старообрядческая школа с учителями-старообрядцами, с преподаванием церковнославянского языка и крюкового пения получила равные права со школами господствующего вероисповедания. Эта школа существовала на проценты со вложенного Бугровым капитала. Со всей округи свозили в эту школу своих детей старообрядцы.

Согласно завещанию, все построенные Бугровым учреждения должны были функционировать и после его смерти, субсидируясь деньгами, находящимися на специально предназначенных для этой цели счетах в банках. Такой же специальный счет оставил Николай Александрович и для престарелых рабочих, а также для тех, кто пострадал на службе. Бугров вообще относился к своим рабочим хорошо. У них были, например, восьмичасовой рабочий день и бесплатное питание.

16 апреля 1911 года после продолжительной болезни Николай Александрович скончался. "Живите в мире, никого не обижайте", - его последние слова.

После смерти Н.А.Бугрова все его состояние перешло к четырем племянницам -дочерям его старшей сестры Енафы Александровны. Одной из этих племянниц была самарская старообрядка Анфиса Безпалова, активная деятельница самарской беглопоповской общины. После смерти в 1916 г. другой сестры Бугрова, незамужней Зиновии Александровны, сама фамилия Бугровых прекратилась.

При подготовке статьи использованы данные Словаря С.Г.Вургафта и И.А.Ушакова "Старообрядчество: лица, события, предметы и символы", а также материалы нижегородской прессы.

Бугровы - самая именитая фамилия среди дореволюционных куп­цов-старообрядцев Нижнего Новгорода. Они памятны нижегородцам не столько своими богатствами, сколько щедрой благотворительно­стью. Бугровы, как и все предприниматели, не упускали возможно­стей умножить капитал. Но действовали при этом всегда честно и справедливо, твердо соблюдая предпринимательское кредо, сформули­рованное основателем фирмы: Делай так, чтоб тебе было хорошо и никому не худо: История П.Е.Бугрова - основателя династии наглядно доказывает, что разбогатеть честно нелегко, но можно. Этим он пока­зал поучительный пример всем современным деловым людям. Он сам по этому поводу выразился кратко и ясно: "Коли дал Бог человеку ум, так надо работать им: И умело использовал возможности новой службы. Бурлачество всегда считалось социальной трясиной. Немногие, по­бывав на самом дне общества, смогли выйти в люди. Петр Бугров смог. Поэтому уже здесь, на бурлацкой каторге", благодаря своему трудолюбию и трезвости, он мог положить начало первоначальному накоплению" - необходимому условию предпринимательского дела.

В 1825 году Петр Егорович за 5000 рублей приобрел баржу-расшиву, положившую начало бугровской речной флотилии, которую его наследники будут умножать. А сам Петр Бугров стал крупным солеподрядчиком. В соляных и хлебных подрядах Петр Бугров многого добился. Но более всего он прославился подрядами строительными, в процессе которых вырос в лучшего организатора строительного дела Нижнего Новгорода, всегда исполнял строительные работы так доб­ротно, что здания, возведенные им, до сих пор украшают Нижний Новгород. Мы перечислим лишь некоторые крупнейшие благотвори­тельные вложения П.Е.Бугрова.

Укрепление Откоса Волжской набережной - главный вклад П. Буг­рова в реконструкцию Нижнего Новгорода (потрачено более сотни тысяч рублей).

В 1846-1850 годах П. Бугров за 13104 рублей подрядился испра­вить весенние повреждения по Откосу, Кремлевскому бульвару, Зе­ленскому съезду, на Лыковой и Варварской дамбах. Отремонтировал губернские присутственные места в Кремле. Выполнил отделку изу­мительного Александровского сада на Откосе, утратившего былую красоту в советское время.

Он подписал большой контракт на замощение главной площади города, называвшейся тогда Верхнебазарной (ныне пл. Минина и По­жарского). Вслед за этим Бугров замостил плац-парад перед губерна­торским дворцом в Кремле, вымостил площадь перед зданием Дворян­ского собрания (ныне клуб им. Свердлова). Подрядился Петр Егорович выложить булыжником и все главные улицы города: Покровскую, Алексеевскую, Варварскую и Рождественскую.

Для общества важен не столько капитал имущественный, сколь­ко капитал нравственный, то есть моральный облик предпринима­теля. П.Е.Бугров являл убедительный пример предпринимателя нрав­ственно честного, сострадательного, который вел себя порядочно и в быту, и в делах. Недаром В.И. Даль в своей лестной оценке Петра Егоровича уповал на авторитет общественного мнения: "Могу со­слаться на весь Нижний, где, я чаю, не найдется ни одного человека, который бы не помнил дедушку Бугрова добром, не называл бы его честным человеком и благодетелем народа:

В России известен "ночлежный дом", описанный A.M. Горьким в пье­се "На дне: Н.П. Бугров избирался городским головою, был председате­лем Совета Нижегородской ярмарки. Награжден российскими орденами.

Дело отца продолжил Николай Бугров - известный хлебопромыш­ленник и корабельщик. Он жертвовал на благотворительность полови­ну своей прибыли. Им построены десятки школ, больниц, приютов, церквей на территории Нижегородской области.

(по материалам электронных СМИ) В целом, характер внутрифирменных отношений в России конца XIX в., как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Предприятия, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уваже­нием в обществе, их презрительно называли «проходными дворами». Развитие отечественной деловой культуры в XX веке

Этика современного российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стра­не до реформ 1990-х годов.

Первая культура связана с административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов XX века. Моральные нормы, привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения предприни­мателей, составивших класс российских бизнесменов.

Это, прежде всего, представители государственных структур (пар­тийной, комсомольской номенклатуры, а также хозяйственники, зани­мавшие лидирующее положение в промышленности). Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократиче­ских отношений, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

Вместе с тем в бизнес пришли и другие предприниматели. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами яв­ляются интерес и внимание к дореволюционным традициям россий­ского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит, в основном, в сфере мелкого бизнеса.

По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В на­стоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происхо­дит своеобразный поиск новых жизнеспособных форм. Соответствен­но, этика нового класса бизнесменов в России представляет собой яв­ление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, раз­личные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разную эко­номическую основу. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы XX в. пришли граждане зарубежных стран, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.

Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплете­ние восстанавливаемых национальных российских черт с общемиро­выми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систе­му мировых этических норм делового поведения.

Вместе с тем, существуют серьезные сложности в формировании деловой российской этики.

1. В России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества - неприкосновенность ча­стной собственности. Частная собственность в России не священна.

2. Российский бизнес действует в условиях неприятия значитель­ной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. У нас пока еще не пол­ностью сформирована культура успеха.

3. Сложилось своеобразное отношение к закону и роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимо­стью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, не­совершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и при­теснения со стороны государства.

4. Система партнерства бизнеса и государства в современной Рос­сии существует, главным образом, в виде сращивания крупных струк­тур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии.

Тем не менее нравственные основы российского предприниматель­ства становятся чрезвычайно актуальными для нашего общества. Спе­циалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребитель­ский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В та­ких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже. Этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием безнравствен­ных средств.

Все это обусловило пристальное внимание российских организа­ций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес-этике, обнаруживая неразрывный сплав экономической и нравственной со­ставляющей. В нашей стране создан Национальный институт изучения репутации, занимающийся проблемами технологии и методов ее управления. Многие результаты исследований этого института име­ют для нас большое практическое значение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выделите наиболее важные этапы развития этической традиции ведения бизнеса в России.

2. Перечислите наиболее известных русских купцов-меценатов.

3. Какие проблемы характеризуют современный уровень деловой российской этики?

4. Перечислите компоненты деловой репутации организации.

5. Назовите нравственные основы российского предприниматель­ства

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Этика предприннмательства

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования.. владимирский государственный университет имени александра григорьевича и.. влгу..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

1839 - 1911

крупнейший нижегородский купец, хлебопромышленник, финансист, домовладелец, меценат и благотворитель

Модернизировал производство муки, внедрив вальцовый способ помола. С 1896 года получил право поставлять хлеб для русской армии. Для перевозки хлеба по Волге Бугровым содержался целый флот барж и пароходов..

Бугров был фактически светским лидером беглопоповской старообрядческой общины Нижнего Новгорода .

Практически всё производство старообрядческих лестовок находилось в руках Бугрова.

Н. А. Бугрову посвящён один из биографических очерков М. Горького («Н. А. Бугров»), методы управления бизнесом Бугрова ставил в пример И. В. Сталин .

Благотворительность

Бугров много времени и средств уделял благотворительности, строительству богаделен, ночлежных домов и т. п. Считается, что за свою жизнь он только милостыни раздал около 10 млн руб.

Николай Бугров был крупнейшим домовладельцем старого Нижнего Новгорода . Он вкладывал значительные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно шла на содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Кроме того, Бугров завершил начатое отцом строительство в Нижнем Новгороде «Вдовьего дома», выстроил здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1). Ежегодно на благотворительность Бугров выделял 45 % чистого дохода:

  • 15 % на содержание городецкой молельной и училища для детей старообрядцев
  • 30 % погорельцам, бедным
  • 5 % престарелым рабам и служащим
  • 50 % на нужды фирмы

Погорельцам жертвовал по 5 рублей, а ближним строил дома и дарил лошадь или корову.

Водопровод

При его участии в Нижнем Новгороде был построен водопровод. Пользование им было бесплатным.

Источником воды служила река Ока. Водопровод прослужил вплоть до 1988 года.

Мука

Мельницы Бугрова в отличие от других мельниц того времени имели паровые двигатели вместо водяного привода, что позволяло повысить их производительность. На них перерабатывались бобовые и зерновые культуры.

Муку с этих мельниц можно было приобрести непосредственно у них, на перевалочных пунктах Нижнего Новгорода и сёлах губернии: Павлово, Ворсма , Богородск .

Быт

Быт Бугрова Н. А. не отличался дороговизной и изобилием. Стены дома были оклеены дешёвыми обоями. На стенах были картины религиозного содержания. Красные углы комнат были с иконами без обкладок.

Пища

Обычными блюдами были щи и каша, в пост - горох.

Одежда

Кафтан, козловые сапоги, картуз (и зимой и летом).

Родственники

Дед - Бугров Пётр Егорович Отец - Бугров Александр Петрович

(1837 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Никола́й Алекса́ндрович Бугро́в (1837-1911) - младший представитель нижегородских купцов-старообрядцев Бугровых (наряду с Рукавишниковыми , Сироткиными и т. д.); хлебопромышленник, финансист, домовладелец, меценат и крупный благотворитель Нижегородской губернии и один из крупнейших в России.

Биография

Модернизировал производство муки, внедрив вальцовый способ помола. С 1896 года получил право поставлять хлеб для русской армии. Для перевозки хлеба по Волге Бугровым содержался целый флот барж и пароходов.

Бугров был фактически светским лидером беглопоповской старообрядческой общины Нижнего Новгорода . Практически всё производство старообрядческих лестовок находилось в руках Бугрова.

Н. А. Бугрову посвящён один из биографических очерков М. Горького («Н. А. Бугров»), И. В. Сталин говорил что управлять наркоматами необходимо учиться у Бугрова - весь огромный флот для перевозки зерна и муки и практически все мельницы на верхней и средней Волге (не считая местных управляющих) управлялись самим Бугровым, приказчиком и бухгалтером, последний из которых получал 30 тысяч рублей в год (корова стоила 3-5 руб.) и право пользоваться конюшней Бугрова .

Благотворительность

Николай Александрович Бугров много времени и средств уделял благотворительности, строительству богаделен , ночлежных домов и т.п. Считается, что за свою жизнь он только милостыни раздал около 10 млн. руб.

Он был крупнейшим домовладельцем Нижнего Новгорода . Вкладывал значительные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно шла на содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Кроме того, Бугров завершил начатое отцом строительство в Нижнем Новгороде «Вдовьего дома» , выстроил здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1).

Ежегодная прибыль предприятия Бугрова делилась примерно в такой пропорции:

  • 45% на нужды города - в основном стройки общественных зданий, домов ночлежных (Рождественская 2), домов призрения (для неграмотных - домов для вдов с детьми) пл. Лядова,2 и доходных зданий, призванных покрывать расходы для нищих и вдов (Зеленский съезд 10).
  • 45% на развитие фирмы

Остальное на усмотрение его. Хочу оставлю себе, хочу раздам на паперти. И если сравнить дома (из числа сохранившихся) Рукавишниковых, Сироткиных и Бугровых то получается что Бугров жил чуть ли ни как монах.

Канализация и Водопровод

На его средства была созданы первая центральная канализация которую переложили лишь в начале 1990-х, чтобы увеличить пропускную способность (Похвалинский съезд) и первый водопровод.

Мука

Быт

Быт Бугрова Н. А. не отличался дороговизной и изобилием. Стены дома были оклеены дешёвыми обоями . На стенах были картины религиозного содержания. Красные углы комнат были с иконами без окладов.

Пища

Обычными блюдами были щи и каша , в пост - горох.

Одежда

Кафтан , козловые сапоги , картуз (и зимой и летом).

Родственники

  • отец - Бугров, Александр Петрович

Напишите отзыв о статье "Бугров, Николай Александрович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бугров, Николай Александрович

Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.