Рецензия на роман Ф. М

  • 28.06.2020

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизации книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора.
В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время - 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека окружающему его миру. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова - не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с теорией разумного эгоизма Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип - человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.
Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но, по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.
Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев - основные в романе. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт - убийство, совершенное молодым человеком под влиянием своих идей. Суть романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” - социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние.
Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на два лагеря: на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Разделение это происходит не по материальному, а по нравственному признаку: “…кто крепок и силен умом и духом, тот… и властелин!”. Герой признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, - это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.
Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”. Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния и воскресения.
Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применяется в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это Лужин и Свидригайлов. Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды. Свидригайлов живет по принципу вседозволенности. Он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она.
Композиция романа также подчинена развенчанию теории героя. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять - наказанию. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.
Композиция связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресе нии Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй - ее читает Соня, третий - в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня Лазарь воскрес.
Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в своем понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.
Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти (и идет) на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

Великанов Николай

Размышления ученика 10 класса о том, что " нет и не может быть права на убийство, на преступление! Абстрактное счастье неких грядущих поколений таким образом обрести нельзя! Вот чему учит нас гениальный роман Фёдора Михайловича Достоевского и не менее гениальный фильм Льва Кулиджанова. Картина заставляет задуматься, оставляет глубокий след."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рецензия на кинофильм Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского.

Выполнил Великанов Николай 10 А класс.

В 1968 году режиссёр Лев Кулиджанов обратился к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Кулиджанов создал фильм о студенте Раскольникове, совершившем «идейное» преступление на основе философии вседозволенности, и наказанного страшными «паче каторги» муками совести.

Кулиджанов выбрал чёрно-белое изображение, что сделало фильм более мрачным, подчеркнуло ужас и безысходность ситуации. Кроме того, режиссёру удалось стилизовать его под старину. Иногда при просмотре картины кажется, что ты рассматриваешь старинные гравюры. Петербургские набережные, старинные дома, ограды, интерьеры, в которых живут герои фильма, лишенные цвета, придают картине ещё больший трагизм. И лишь в конце, когда кадр светлеет до белизны, зритель понимает, что это тот самый свет, который обретает душа в момент покаяния, когда душе становится легче.

Режиссёр точно и тщательно выбрал актёрский состав. Георгий Тараторкин, исполнивший роль Родиона Раскольникова, красив, нескладен, худ, резок в движениях и интонациях. Его появление на экране пронзает своей искренностью и трагизмом. Видно, что актёр отдаётся роли. Татьяна Бедова (Сонечка Мармеладова) поражает своей детской незащищенностью, невероятной любовью к близким, бесконечными душевными переживаниями и вместе с тем силой, желанием сопереживать, помогать. Лицо её с тонкими чертами трагично, вызывает иногда жалость и сочувствие, а иногда даже восхищение. Иннокентий Смоктуновский, сыгравший в фильме Порфирия Петровича, удивляет попаданием в роль. Безликая стёртость, бесцветные бровки, плешь, окружённая жиденькими волосиками, ровный бесцветный, под стать облику, голос. Он плавно движется, мягко ступает, обволакивает, окутывает. «Да что же Вы, батюшка, так побледнели?...Дело следователя это, так сказать, свободное художество….Да Вы, Родион Романыч, и убили-с….» Мороз по коже! Великолепны и другие роли в фильме: трагичная и пронзительная Майя Булгакова (Катерина Мармеладова), Виктория Фёдорова (Авдотья Раскольникова) красива, благородна, искренне любит родных. Ефим Копелян сыграл Свидригайлова. Отвратительный персонаж удался гениальному актёру, но…мне кажется, на его месте должен был быть менее заметный и менее красивый артист. Словом, актёрский состав прекрасен. Иногда, следя за чудесной игрой, даже забываешь о сюжете.

Одна из первых сцен фильма – сцена убийства старухи процентщицы. Она поражает своей обыденностью, все натуралистические подробности режиссёр оставляет за кадром, повергает в шок. Затем, когда появляется Лизавета, зритель видит лишь испуганный детский взгляд человека, не верящего в происходящее. Раскольников совершил двойное преступление. Через весь фильм проходит страшный сон Раскольникова, где он задыхаясь бежит от настигающей погони, и перемахнув через перила моста, бросается как в ад, в тёмную невскую воду. Фильм упорно подчёркивает: Раскольников убивает сам себя.

Ещё одна удача режиссера – дуэт Смоктуновского и Тараторкина, он, прежде всего, в визуальных образах. Так Раскольников – весь в сочетании чёрного и белого, света и тени. Он длинен, нескладен, составлен из резких линий и острых углов. Порфирий округл, гладок и скользок, сер, плавен даже во время перепадов настроения. Актерами с удивительной точностью передано глубинное родство, внутреннее единство мучителя и жертвы, их тяга друг к другу.

Сцена, когда Родион Романович приходит, чтобы раскрыть свою страшную тайну той, которую «давно выбрал» - одна из лучших в фильме. Раскольников бросает слова признания резко, холодно, почти злобно. Соня с детским ужасом, наивным непониманием слушает странные идеи "подпольного" философа. Но вот слабый, срывающийся голосок ее обретает силу: "Это человек-то вошь!.. Убивать? Убивать-то право имеете?.. Молчите! Не смейте, богохульник, ничего, ничего-то вы не понимаете!". Именно Соня, её любовь заставляют Раскольникова сознаться в содеянном и даже покаяться…

Нет и не может быть права на убийство, на преступление! Абстрактное счастье неких грядущих поколений таким образом обрести нельзя! Вот чему учит нас гениальный роман Фёдора Михайловича Достоевского и не менее гениальный фильм Льва Кулиджанова. Картина заставляет задуматься, оставляет глубокий след.

«Преступление и наказание» стал для меня настоящим психологическим испытанием во время его прочтения. Настолько красочно, реалистично и ярко описаны эмоции и чувства главного героя я не видела ни в одном произведении. Наверное, именно этим оно меня и привлекло. Достоевский действительно предстал перед нами всеми как великолепный психолог, непревзойденный маг, который чутко и безошибочно понимает все человеческие колебания и помыслы.

Мне кажется, восприятие романа полностью зависит от самого человека, от его моральности и внутренней чистоты. Кто-то жалеет бывшего студента Раскольникова, кто-то считает его хладнокровным убийцей, кто-то безразличен к нему. В этом и заключается главная суть романа — каждый меряет его своими мерками. Писатель заставляет не просто пройти путь от безобидной зависти до неистовых мучений совести и покаяния, наблюдая за главным героем, а самому окунуться в этот мир и поразмыслить: «А как поступил бы я?»

Я считаю, что одной из главных причин прочитать произведение гениального автора, является именно тот ответ, к которому приходит личность. Для себя я ответила — даже в тяжелой материальной ситуации я не смогла бы лишить человека жизни. Может быть, я слишком трусливая или слишком правильная — решать не мне. Но я бы не смогла.

Многие считают, что Достоевский очень долго и нудно описывает всё эмоциональное состояние героя, его мучения. Я считаю, что это необходимо для полного образа всего романа. Именно эти описания задают то психологическое состояние, которое захлестывает тебя целиком. Это интересно, интересно наблюдать за переменой настроения, чувств и жизни студента и окружающих его людей.

Моя оценка — потрясающе. Для тех, кто любит покопаться в психологии людей, найти для себя что-то новое, рекомендую. В этом произведении есть все: психология, драма, немного жестокости.

К тому же, я считаю большой ошибкой то, что с этим романом знакомят еще в школе. В таком возрасте ребенок не в состоянии осознать весь глубокий смысл, который скрывается за «скучными» описаниями. Из-за этого в дальнейшем складывается плохое впечатление и нежелание перечитывать книгу. Все-таки произведение рассчитано на более взрослых читателей, способных постичь спрятанное умозаключение.

Ф. М. Достоевский — великий писатель, классик русской литературы, и я искренне восхищаюсь, как тонко он понимает душу и мысли каждого своего героя.

Рецензия написана в рамках конкурса “ ”.

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизации книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора.

В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время - 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека окружающему его миру. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова - не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с теорией разумного эгоизма Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип - человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но, по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.

Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев - основные в романе. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт - убийство, совершенное молодым человеком под влиянием своих идей. Суть романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” - социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние.

Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на два лагеря: на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Разделение это происходит не по материальному, а по нравственному признаку: “...кто крепок и силен умом и духом, тот... и властелин!”. Герой признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, - это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.

Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”. Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния и воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применяется в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это Лужин и Свидригайлов. Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды. Свидригайлов живет по принципу вседозволенности. Он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она.

Композиция романа также подчинена развенчанию теории героя. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять - наказанию. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Композиция связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресе нии Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй - ее читает Соня, третий - в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня Лазарь воскрес.

Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в своем понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.

Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти (и идет) на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

За преступлением следует наказание



Студент, который по сути своей человек... Произведение, которое прочитав в школе, я не оценила. Но сейчас всё воспринимается по-другому.

Не скажу, что я в восторге и говорить, что это классика и поэтому это произведение не может не нравится я не могу.

После прочтения осталось премерзкое ощущение гадливости. Сразу почему-то захотелось помыться и забыть.

Студент, который по сути своей человек мелочный, убил такую же мелочную и гадкую старуху.

И потом на протяжении всей книги его начинает мучить чувство вины и неотвратимость наказания, от которого он сначала старается уйти, а затем понимает, что не сможет жить, если не понесет это самое наказание.

Да несомненно книга с очень глубоким смыслом о неотвратимости наказания за совершенное преступление. И не обязательно наказание может исходить от людей, а совесть она такая зараза, что может долбить человека, пока станет совсем не в моготу. И только наказание сможет избавить от постоянного грызущего чувства вины и голоса совести.

0

Виктория

Страдание и спасение

Сложно писать рецензии на такое произведение, как "Преступление и наказание", не выходя на уровень школьного сочинения. Конечно, в нем нет ничего плохого, но этот роман явно больше, чем просто "обязательная для прочтения в 10 классе литература", чем те темы сочинений, которыми ограничивается школьная программа. Гораздо больше. Он... Сложно писать рецензии на такое произведение, как "Преступление и наказание", не выходя на уровень школьного сочинения. Конечно, в нем нет ничего плохого, но этот роман явно больше, чем просто "обязательная для прочтения в 10 классе литература", чем те темы сочинений, которыми ограничивается школьная программа. Гораздо больше. Он действительно великий, и это не преувеличение.

В эпилоге романа в душе я испытывала спокойствие и умиротворение, как и персонажи. Для них спасением стала любовь. Да, так привычно для нас сейчас, так обычно, мы так часто читали об этом и видели по телевизору, но - совсем по-иному. Редко, читая о какой-то истории любви, сам испытываешь такое же светлое чувство. Но здесь невольно чувствуешь спокойствие и радость, так же, как и герои, - настолько тонко, талантливо это передано. Мастерство Ф.М. Достоевского с такой точностью передавать атмосферу, чувства произвело невероятное впечатление на меня. Как же нужно самому писателю уметь чувствовать, переживать за других, чтобы так талантливо описать это на страницах книги. Достоевский был не только великим автором, но и великим человеком. И теперь, читая другие его произведения, я буду внимательно вчитываться в каждую строку, осознавая то, какой невероятный человек писал эту книгу, и точно зная, что, если страдает герой, то и автор страдал вместе с ним, что делает произведение еще более ценным.

0

Идеальное преступление

«Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вполне соотносим с фразой А.С.Пушкина: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно». Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой... «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вполне соотносим с фразой А.С.Пушкина: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно». Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума …»

«Готовые сочинения по литературе. 9 - 11 класс». Я не случайно привел здесь такое своеобразное вступление. Ведь именно так: нудно, скучно и через силу большинству из нас в школьные годы пришлось читать это произведение.

Нет, конечно, есть люди, которые еще тогда прочитали «Преступление и наказание» с упоением. Только их мало. Остальные либо вообще не открывали книгу, либо ограничились томиком «Все произведения школьной программы в кратком изложении. 9-11 класс».

И все же классику знать нужно. А история Родиона Раскольникова, чье имя давно стало нарицательным, с его теорией, согласно которой человечество делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих», заслуживает особого внимания. Главный герой очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и свое проживание. Все это подталкивает его к преднамеренному убийству старухи-процентщицы. С этого момента начинается ужасная, полная смятений жизнь преступника, его попытки обрести опору и смысл в жизни, оправдание поступка и его оценка.

Для тех, у кого в школьные годы не сложилось, но они относятся к тем, кто умеет самостоятельно мыслить, интересуется историей, искусством, литературой, уважает культуру, скажу, что роман "Преступление и наказание" уникален, правдив и без сомнения его стоит прочитать. Он вызывает целую бурю эмоций. Ф. М. Достоевский мастерски передает психологический фон, экспрессивность героев, сумасшествие.

Для всех же остальных: 16+

Что угодно? - строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

Заклад принес, вот-с! ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

Раскольников расстегнул пальто и высвободил топор из петли, но еще не вынул совсем, а только придерживал правою рукой под одеждой. ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать…. Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась. и ИЗДАТЕЛЬСТВО ЭКСМО представляют

Ни слова тут, или я тебя... размозжу! - прошептал в бешенстве Разумихин, хватая за плечо Раскольникова. «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

Это я... Многие сомневаются: покупать этот роман или нет. Мое мнение: такое произведение однозначно стоит взять в домашнюю коллекцию. Жизнь каждого человека - выбор. Раскольников в своей ситуации сделал выбор. А ты?

0

Ошибка всей жизни или благородный поступок?

Данная книга довольно интересна, но на любителя. В ней присутствует много разных литературных параллелей, начиная от чувства угрызения совести и заканчивая настоящими и ложными дружескими отношениями. Несмотря на то что произведение проходят в школе, могу сказать, что оно предназначено для людей старше, потому что сложно как и в прочтении, так и в восприятии... Данная книга довольно интересна, но на любителя. В ней присутствует много разных литературных параллелей, начиная от чувства угрызения совести и заканчивая настоящими и ложными дружескими отношениями. Несмотря на то что произведение проходят в школе, могу сказать, что оно предназначено для людей старше, потому что сложно как и в прочтении, так и в восприятии и осмыслении. Раскольников (главный герой романа) совершает преступление. Если не уловить всю суть, то можно осудить его за такой поступок, но если смотреть с другой стороны, Раскольников поступил так только из-за добрых намерений, как бы странно это не звучало. Он хотел избавить бедную девушку Лизу от гнета сестры, вернуть себе свои вещи, а так же помочь таким же людям как и он, ведь та самая знаменитая теория Раскольникова (очень главная часть романа) заключается в том, что все люди делятся на "обыкновенных" (низших, материал для зарождения) и "необыкновенных" (высших, имеющих талант сказать свое новое слово). Но помимо самого Раскольникова в романе фигурируют и другие личности со своей судьбой не похожей на судьбу остальных. Такие как Мармеладов, его дочь, Свидригайлов, Лужин и т.д. Моя оценка роману 8 из 10.