Роман И.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Презентация по литературе на тему «Роман И.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике» скачать бесплатно Николай Страхов «И.С

  • 30.09.2020

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Презентацию на тему "Художественное своеобразие романа Отцы и дети" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Художественное своеобразие

романа И.С.Тургенева

"Отцы и дети"

Слайд 2

Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.

Слайд 3

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

История создания романа.

Слайд 4

Слайд 5

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Общественно-исторический контекст

Слайд 6

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

КОМПОЗИЦИЯ

Слайд 7

Кольцевая композиция

Марьино (усадьба Кирсановых)

Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

Никольское (имение Одинцовой)

Слайд 8

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

КОНФЛИКТ

Слайд 9

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Речевая характеристика

Слайд 10

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

Что такое пейзаж в литературе?

Слайд 12

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

Слайд 13

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Слайд 14

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

Оценка романа в русской критике

Слайд 15

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Выполнил: Ученик 10Б Андреев Роман Преподователь: Николаева Елена Викторовна.

    Слайд 2

    Цель: Рассмотреть и охарактеризовать отзывы критиков о романе «Отцы и дети»

    Слайд 3

    С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.

    Слайд 4

    Критики («Отцов и детей»). Н.Н.Страхов Д.И.Писарев М.А.Антонович

    Слайд 5

    “Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение. М.А.Антонович

    Слайд 6

    Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.

    Слайд 7

    В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”. Д.И.Писарев

    Слайд 8

    Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”.

    Слайд 9

    В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман - замечательное Достижение Тургенева-художника. Н.Н.Страхов

    Слайд 10

    Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.

    Слайд 11

    На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье “Базаров и Обломов” он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, “зерно заложено одно и то же в обеих натурах ”. Базаров. художник П.М. Боклевский. 1890-е гг.

    Слайд 12

    В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье “По поводу “Отцов и детей” он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности: “...Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    Д.И.Писарев Роман Тургенева шевелит ум, наводит на размышление, потому что весь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Базаровщина – болезнь нашего времени, которая пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. У Печорина есть воля без знания, у Рудина – знание без воли, у Базарова есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое…

    3 слайд

    В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки. У мужиков лежит сердце к Базарову потому, что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.

    4 слайд

    Не имея возможности показать, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Описание смерти Базарова составляет лучшее место романа Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное.

    5 слайд

    Писарев о Базарове выводы: …базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощад-ного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми… 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.

    6 слайд

    Базаров – это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол: - - родителей терпеть не может; - лягушек режет с беспощадной жестокостью; - высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости; - отравляет все, к чему ни прикоснётся.

    7 слайд

    Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения. Задачей Тургенева оказались – написание панегирик «отцам» и обличение «детям», которых он не понял, вместо обличения получилась клевета. Молодое поколение представлено развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями.

    8 слайд

    Один из самых могущественных и знатных демонов; дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Асмодей

    9 слайд

    Есть одна капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя. В то же время важная для правильного понимания поступков его. Базаров – человек внутренне свободный. Свобода основана на свойствах его большого ума и на необычайной силе воли. Аналитический и критический Сухой и холодный Не чуждый иронии и скептицизма

    10 слайд

    Ясно, что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить его по головке, он хотел что-то сделать в пользу отцов. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов. А.И.Герцен

    11 слайд

    Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя. Н.Н.Страхов Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре…

    12 слайд

    Сам автор «Отцов и детей» оказался жертвой разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. И.С.Тургенев с огорчением писал: «…Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в нём представить лицо трагическое – а все толкуют: – зачем он так дурён? или – зачем он так хорош?»

    13 слайд

    Кто из критиков видел в Базарове дьявола, сеятеля раздора и зла, ненавидящего добро? Д.И.Писарев М.А.Антонович Д.Н.Овсянико-Куликовский Н.Н.Страхов А.И.Герцен

    14 слайд

    Что есть, по мнению Д.И.Писарева, у Е.Базарова? Ненависть к бездельникам и болтунам; Знание и воля, мысль и дело; Большой ум и необычайная сила воли.

    15 слайд

    Какую цель ставил И.С.Тургенев, создавая образ Е.Базарова? беспощадно раскритиковать молодое поколение; показать внутреннюю трагедию героя; предсказать будущее России.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Роман «Отцы и дети» в отзывах критиках (Н.Н.Страхов, Д.И.Писарев, М.А.Антонович). 900igr.net Презентация преподавателя литературы Колледжа МИД России Рябининой Е.Н.

    2 слайд

    Описание слайда:

    С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    “Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.

    6 слайд

    Описание слайда:

    В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”.

    8 слайд

    Описание слайда:

    В 1862 году, в четвер-той книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман - замечатель-ное Достижение Тургене-ва-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “База-ров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.

    №1. Дмитрий Писарев «Базаров»Коренные свойства базаровского типа
    В романе Тургенева идеи и стремления
    молодого поколения отразились так, как
    понимает их само молодое поколение…
    Любопытно проследить, как действуют на
    человека, подобного Тургеневу, идеи и
    стремления, шевелящиеся в нашем молодом
    поколении и проявляющиеся, как все живое, в
    самых разнообразных формах, редко
    привлекательных, часто оригинальных, иногда
    уродливых.
    Такого рода исследование может иметь очень
    глубокое значение.
    Задача жизненная, крупная и сложная.

    №2. Дмитрий Писарев «Базаров»

    … признавать их искренность –
    решительно необходимо. Эти люди могут
    быть честными и бесчестными,
    гражданскими деятелями и отъявленными
    мошенниками, смотря по
    обстоятельствам и по личным вкусам.
    Базаров везде и во всем поступает
    только так, как ему хочется или как ему
    кажется выгодным и удобным. Им
    управляют только личная прихоть или
    личные расчеты.

    Базаров и Онегин, Печорин, Рудин,
    Бельтов – это «умные люди, не
    уживающиеся с теми явлениями, к
    которым без малейшего труда
    привыкает масса».
    1-ый тип: люди, не получившие
    серьезного… отшатнувшись от массы,
    остаются в пустом пространстве, не
    зная, куда идти, зачем жить на свете,
    чем разогнать тоску.

    №3. Дмитрий Писарев «Базаров»

    2-ой тип: люди, умные и образованные, у них
    составлен свой идеал. У этих людей, за
    недостатком твердости, дело останавливается
    на словах.
    3-ий тип: они сознают свое несходство с массою и
    смело отделяются от нее … всем образом
    жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им
    нет дела. Здесь личность достигает полного
    самоосвобождения, полной особности и
    самостоятельности.
    Вывод: у Печориных есть воля без знания, у
    Рудиных – знанье без воли; у Базаровых есть и
    знанье и воля.

    №4. Дмитрий Писарев «Базаров»

    Базаров – человек жизни, человек дела,
    но возьмется он за дело только тогда,
    когда увидит возможность действовать
    не машинально.
    Когда умер такой человек, как Базаров, и
    когда его геройскою смертью…
    произнесен приговор над целым
    направлением идей, тогда стоит ли
    следить за судьбою людей, подобных
    Аркадию..?

    №5. Дмитрий Писарев «Базаров»

    Изучив характер Базарова, Тургенев понимает, что… герой
    «умрет как богатырь, которому негде повернуться,
    нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого
    полюбить крепкою любовью.
    А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет
    умирать.
    Весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти
    Базарова.
    …смысл романа вышел такой:
    теперешние молодые люди увлекаются и впадают в
    крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая
    сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких
    посторонних пособий и влияний выведут молодых людей
    на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

    №1. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»

    Главное действующее лицо, представитель
    молодого поколения, есть Евгений Васильевич
    Базаров, медик, юноша, умный, прилежный,
    знающий свое дело, самоуверенный до
    дерзости,
    но глупый, любящий кутеж и крепкие напитки,
    проникнутый самыми дикими понятиями и
    нерассудительный до того, что его все
    дурачат, даже простые мужички.
    «Сердца у него вовсе нет; он бесчувственен –
    как камень, холоден – как лед и свиреп – как
    тигр»

    №2. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»

    Вот каковы отцы! Они, в противоположность
    детям, проникнуты любовью и поэзией, они
    люди нравственные, скромно и втихомолку
    делающие добрые дела; они ни за что не хотят
    отстать от века.
    «высокие преимущества старого поколения пред
    молодым несомненны»
    «… молодое поколение! …и какое же сравнение с
    умными, добрыми и нравственностепенными "отцами "»

    Одни находят, что Базаров сам виноват в
    своих несчастных отношениях к людям, с
    которыми он встретился; другие утверждают,
    что, напротив, эти люди виноваты в том, что
    Базарову так трудно жить на свете.
    Базаров есть лицо новое, которого резкие
    черты мы увидели в первый раз.
    …он изобразил в Базарове не одного из
    представителей молодого поколения, а скорее,
    главу кружка, порождение нашей оторванной
    от жизни литературы (полемика
    «Современник» и «Русское слово»)

    Николай Страхов «И.С. Тургенев. Отцы и дети»

    Базаров отрекается от благ этого мира, но он
    делает между этими благами строгое
    различие.
    «…он бережется не того, что может погубить
    тело, а того, что погубляет душу»
    Базаров вышел человеком простым, чуждым
    всякой изломанности, и вместе крепким,
    могучим душою и телом. Все в нем
    необыкновенно идет к его сильной натуре.
    Весьма замечательно, что он, так сказать, более
    русский, чем все остальные лица романа.

    Евгений Васильевич Базаров – новый тип литературного героя

    I. Ситуация в России начала-середины XIX века.
    II. Новый герой – новое мировоззрение.
    1. Онегин – Печорин – Обломов – Базаров:
    а) интеллектуальная развитость героев;
    б) цели жизни, убеждения.
    2. Базаров – общественно полезный герой:
    а) любовь к труду и наукам;
    б) тревога о народе.
    3. «Я нужен России… нет, не нужен..»
    III. Неготовность России принять своего героя.

    «Песнь торжествующей любви». Базаров и Одинцова.

    I. Тема любви в русской литературе XIX века.
    II. Любовь Базарова и чувства Одинцовой.
    1. «Это все романтизм, чепуха» – первая
    встреча Базарова и Одинцовой.
    2. Постепенные перемены в Базарове:
    а) нервозность состояния;
    б) кульминация – признание в любви.
    3. Отношение Одинцовой к Базарову.
    III. В любви Базаров – победитель.

    «Мы прощаемся навсегда». Базаров и Аркадий.

    I. Тема дружбы в литературе XIX века.
    II. Ведущий и ведомый.
    1. Причины дружбы.
    2. «Мягенький либеральный барич» (цель –
    семья) и масштабные цели Базарова.
    3. Почему герои «прощаются навсегда».
    III. Кто личность более крупная в данной
    дружбе.

    Два поколения в романе Тургенева.

    I. Конфликт поколений – извечное противостояние.
    II. «Отцы и дети в романе».
    1. Старики Кирсанов и Базаров:
    а) любовь к сыновьям;
    б) стремление «не зарасти мхом».
    в) поколение отжившее свое.
    2. Деятели науки и прогресса:
    а) стремление быть полезными стране;
    б) ирония над старшим поколением;
    в) любовь Аркадия к отцу;
    г) любовь Базарова к родителям (не слово, дело).
    3. Мнение М.Антоновича по данному вопросу.
    III. Без отцов не было бы детей. / Взаимосвязь поколений.

    «Схватка» Базарова и Кирсанова в романе.

    I. XIX век – время перемен в России (возникновение
    нового мировоззрения).
    II. Демократ и аристократ в романе.
    1. Прием антитезы и контраста:
    а) внешность;
    б) польза для общества (принципы);
    в) отношение к народу.
    2. Смысл сцены дуэли в романе.
    3 Нравственная победа Базарова.
    III. Проигрыш Кирсанова – позиция автора.

    Темы сочинений

    1. Евгений Васильевич Базаров –
    новый тип литературного героя.
    2. «Песнь торжествующей любви».
    Базаров и Одинцова.
    3. «Мы прощаемся навсегда». Базаров
    и Аркадий.
    4. Два поколения в романе Тургенева.
    5. «Схватка» Базарова и Кирсанова в
    романе.