Системный подход в управлении. Системный подход

  • 22.09.2019

Вопрос №1. Системный подход и его реализация в СМК.

Системный подход - это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого - служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта.

Системный подход базируется на двух постулатах.

Постулаты системного подхода.

Постулат 1. Любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей.

Постулат 2. Структура функции системы и решения проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем.

К числу принципов системного подхода относятся принципы:

Принцип цели ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель (предназначение) системы.

Принцип целостности предполагает, что исследуемый объект рассматривается или выделяется из совокупности объектов как нечто целое по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по своим законам.

Принцип сложности указывает на необходимость рассматривать объект как сложную совокупность различных элементов, находящихся в разнообразных связях между собой и со средой. Каждому элементу присуща неисчерпаемая сложность, поэтому необходимо выполнить его упрощение до уровня сохранения объектом своих существенных свойств: выявление простого в сложном и показ сложности в простом .

Принцип историзма требует, чтобы каждый объект рассматривался исторически с точки зрения того, как он возник и какие этапы прошел до момента исследования.

Принцип двойственности предполагает, что систему необходимо рассматривать как самостоятельную систему, так и как подсистему более высокого уровня иерархии.

Принцип всесторонности указывает на то, объект необходимо изучать со всех сторон.

Принцип множественности утверждает, что при исследовании объекта необходимо использовать множество моделей.

Принцип динамизма требует, чтобы все свойства объекта рассматривались как изменяющиеся.

Принцип сходства предполагает использование ранее полученных результатов при изучении других сходных объектов.

С прикладной точки зрения системный подход состоит в определенной направленности и последовательности исследования объектов, которое обычно реализуется в шесть этапов.

1 этап. Четкое определение цели исследования объекта, т.е. с какой целью проводится исследование.

2 этап. Точное и полное определение цели функционирования объекта с позиций системы более высокого уровня. Необходимо определить общие и частные цели, осуществимость, требуемые ресурсы для осуществления цели, причем все это необходимо делать взаимосвязанно.

3 этап. Выделение и изучение структуры системы, и среды. Выделение системы осуществляется разделением (точным) на две части. Процедура не формальная, носит итеративный характер. Основой отнесения элементов к системе и среде является характер связей между элементами. Так как внутренние связи значительно сильнее внешних, то это дает право относить элементы с внутренними связями к системе. При этом определяется состав системы, состав среды, характер внутренних и внешних связей. Процесс выделения элементов и связей называется структуризацией.

4 этап. Последовательное раскрытие механизма функционирования системы. При этом рассматривается функционирование всей системы в целом и функционирование ее отдельных подсистем; определяется набор функций и их возможные изменения на различных этапах исследования, а также взаимодействие элементов системы между собой и со средой. В результате работы по этапу должны быть получены: набор функций, которые реализует система; функции отдельных подсистем; функции отдельных элементов; описание процесса функционирования системы в целом.

5 этап. Система рассматривается на всех этапах жизненного цикла: происхождение, развитие, разрушение (гибель).

6 этап. Осуществляется сравнение системы с другими, в какой то степени близкими ей системами для обнаружения сходства. В случае обнаружения сходства, полученные ранее свойства переносятся или могут быть перенесены на систему и (или) наоборот.

Вопрос №2. Внутренний аудит. Требования. Документирование. Порядок проведения.

В менеджменте качества применяется три основных вида аудита, которые разделяются в зависимости от того, в чьих интересах действуют аудиторы.

Один из них относится к внутреннему аудиту, два других являются внешними аудитами:

§ Аудит первой стороны

§ Аудит второй стороны

§ Аудит третьей стороны

Аудит первой стороны - это внутренний аудит, при котором организация проверяет сама себя. Если организация обратится к сторонней организации для проведения аудита своей системы качества, то такой аудит все равно рассматривается как аудит первой стороны. Кроме того, для проведения аудитов организация может приглашать сторонних специалистов. В любом случае такие аудиты будут являться аудитом первой стороны – т.к. сторонние специалисты, либо сторонняя организация действуют в интересах проверяемой организации.

Дисциплина «Основы системного анализа»
Лекция 1. Системный подход и
системный анализ как основа
системных исследований
ВОПРОСЫ:
1.Основные определения понятия «системный анализ».
Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ
2.Элементы теории системного анализа
3.Структура системообразующих понятий системного анализа
4.Отличительные
признаки
системного
анализа
как
инструмента исследования
5. Системный подход как инструмент исследованияОСНОВНАЯ:
Макрусев В.В. Системный анализ в таможенном деле:
учебник (электронный ресурс Университетской библиотеки). М., Берлин: Директ-Медиа, 2015., стр.56-100
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник. – М.:
Изд-во Российской таможенной академии, 2010, стр. 50-71
Макрусев
В.В. Таможенный
менеджмент:
учебник
(электронный ресурс Университетской библиотеки). - М.,
Берлин: Директ-Медиа, 2015.

1.Основные определения понятия «системный анализ». Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ

Существуют различные формулировки термина системный анализ (см., например,
определение, данное во введении). Однако все они могут быть сведены к двум.
В первом случае системный анализ - это научное направление, в рамках которого
осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в
целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического,
социального, экономического, научного и технического характера.
Во втором случае системный анализ - это методология адаптации и применения
системного подхода для решения конкретных научных и прикладных задач
системного характера.
Теория
Теориясистем
системии
системный
системный
подход
подход
РАЗВИТИЕ
Системный
Системный
анализ
анализ
ПРИМЕНЕНИЕ
Иллюстрация взаимосвязи определений системного анализа
Система
Система

Взаимосвязь теории и объекта системного анализа
Системный анализ как
наука
идеи
идеи
теоретические
теоретическиезадачи
задачи
методы
методы
технология
технология
механизмы
использования
накопленных
теоретических
знаний для нужд
ТС
Таможенная служба
как система
многоцелевая
многоцелевая
сложно
сложно
структурированная
структурированная
многопараметрическая
многопараметрическая
эволюционирующая
эволюционирующая
Системный
Системныйанализ
анализтаможенного
таможенногодела
дела

Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ

Системный анализ отличается тем, что его
Анализ в целом – это синоним научного
исследования
вообще.
Однако
наиболее
часто
это
понятие
отражает процедуру разделения
(мысленного или реального) объекта
на элементы. При этом анализ
неразрывно связан с синтезом –
соединением элементов в единое
целое,
и,
как
правило,
с
оптимизацией

поиском
оптимальных вариантов разделения
и/или соединения элементов.
основное содержание - это теоретические и
прикладные исследования системных связей и
закономерностей целостности в эволюционирующих
объектах,
проводимые
с
использованием
современных
математических
методов
и
программно-инструментальных средств обработки
информации. Исследования ориентированы на
повышение
эффективности
функционирования,
управления и развития объектов в целом.
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ПРИНЯТИЕ СИСТЕМНОГО РЕШЕНИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ
ЦЕЛОСТНОСТЬ
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ОБЕКТ АНАЛИЗА
КАК СИСТЕМА
КАК СИСТЕМА
СИНТЕЗ
СИНТЕЗ
АНАЛИЗ
АНАЛИЗ
ОПТИМИЗАЦИЯ
ОПТИМИЗАЦИЯ
Взаимосвязь и различие понятий «анализ» и «системный анализ»

2. Элементы теории системного анализа

Объектом системного анализа являются: экологические,
социальные, экономические, технологические, технические и
другие системы, возникающие в них явления и процессы.
Предмет системного анализа – это общесистемные
характеристики сложных систем, возникающих в них явлений и
процессов; закономерности функционирования и развития
систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с
окружением.
Системный анализ органически включает все известные
методологические подходы и методы исследования социальноэкономических, организационных и информационно-технических
систем. Он объединяет возможности различных дисциплин исследования операций, кибернетики, теории организаций,
информатики,
искусственного
интеллекта,
экономики,
социологии и многих других.

Спектр подходов и методов, используемых в системном анализе,
достаточно широк. Некоторые из них отражены на рисунке. Здесь по
блокам представлены наиболее перспективные в настоящий момент
подходы и методы. Название каждого блока выделено курсивом. Более
полный состав методов и их содержание рассматриваются в дальнейшем.
Методы
Методыаналогий:
аналогий:
эволюционные
эволюционныевычисления
вычисления
иигенетические
генетическиеалгоритмы
алгоритмы
Семиотический
Семиотическийподход:
подход:
интеллектуальные
интеллектуальныетехнологии
технологии
иисистемы
системы
Эвристическое
Эвристическоепрограммирование:
программирование:
экспертные
системы,
экспертные системы,рейтинговые
рейтинговые
оценки
оценки
СИСТЕМНЫЙ
АНАЛИЗ
Имитационное
Имитационноемоделирование:
моделирование:
традиционный
традиционныйиицелостноцелостноэволюционный
эволюционныйподходы
подходы
Рис. 5. Спектр методологических подходов и методов, применяемых в системном анализе
Аналитические
Аналитические
методы:
методы:
прогнозирование,
прогнозирование,
кластер-анализ,
кластер-анализ,
оптимизация
оптимизация

3. Структура базовых (системообразующих) понятий системного анализа

Базовый постулат системного анализа заключается в том, что функционирующая макросистема – это
развивающийся организм.
Процесс функционирования и развития представляет собой особую форму «движения», теоретически
определяемое соответствующими системообразующими понятиями. Структура базовых понятий
системного анализа отражена на рисунке.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
Количество понимается как наличное
ПРОБЛЕМА, МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ,
СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ
числовое множество элементов
СИСТЕМНОЕ (СТРАТЕГИЧЕСКОЕ)
(компонентов) - составных частей
УПРАВЛЕНИЕ

целого.
ЦЕЛЬ,
КРИТЕ
Качество характеризует целостную
ФАКТОРЫ
РИЙ
нерасчлененную определенность ВНЕШНЕЙ
системы (процесса, явления).
СРЕДЫ
СИСТЕМА
Структура

категория,
СИСТЕМА
Стратегия

Стратегия
РЕЗУЛЬТАТ
НАГРУЗКА
Качество
целенаправленное взаимодействие
Качество
Структура
Структура
элементов (компонентов) системы
Количество
Количество
(процесса,
явления)
в
Элемент
ПАРАЭлемент
пространстве.
ПАРАМЕТРЫ
МЕТРЫ,
НАГРУЗКИ
ПОКАЗА
Стратегия

категория,
ТЕЛИ
характеризующая распределение и
взаимодействие
элементов
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
(компонентов) системы (процесса,
ПРОБЛЕМА, МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ,
явления)
во
времени,
или
СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ
программа целевого развития
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
системы (процесса, явления) как
СИСТЕМЫ
целого.

Процесс качественных изменений в системе осуществляется по определенным
законам:
Законы функционирования (деятельности) – законы характеризующие
внутреннюю связь элементов системы, условия сохранения целостности и
относительной устойчивости ее материальной структуры в процессе непрерывных
изменений.
Законы развития – законы, характеризующие определенную
последовательность, ритм, темп качественно-количественных изменений
элементов системы и целенаправленной качественной эволюции системы как
целого.
Развитие

есть
структурно-параметрическая
эволюция
системы,
проистекающая по определенной стратегии (целевой программе) и
сопровождающаяся
изменениями
ее
количественно-качественных
характеристик.
Источником развития сложных систем выступают проблемы – противоречия,
возникающие в процессе функционирования системы при достижении ее
главных целей, и требующие своего системного разрешения.
Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы
является системным (стратегическим) решением.

10.

Любая система имеет свои предельные границы развития.
Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают
наличие в ней исходного системного качества.
Развитие - есть последовательность мер и шагов по преобразованию
исходного системного качества в требуемое.
Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с
управлением процессом развития или системным (стратегическим)
управлением.
Системное (стратегическое) управление в свою очередь включает:
1.
2.
3.
4.
определение явно или неявно выраженной конечной цели системы
планирование последовательности шагов (стратегии) и мер по достижению
цели (программно-целевое планирование)
реализацию плана развития
контроль достижения поставленной цели.
Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных
1.
2.
позиций для принятия решений посредством:
формирования (формулирования) проблемы путем тщательного изучения всех
существующих
факторов,
как
количественно,
так
и
качественно
характеризующих анализируемую проблему
принятия решений, по преодолению проблемы – принятие решения системного
характера.

11. 4. Отличительные признаки системного анализа как дисциплины

1.
Объектом анализа является система.
2. Система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой
(макросистемой), причем система рассматривается как элемент
макросистемы, выделенной из нее по целям, функциям, структуре и
параметрам динамики эволюции.
3. Цель системного анализа – формирование системы (концепции системы)
и ее стратегии (стратегии ее реализации).
4. Главная системная концепция – это прогрессивная эволюция системы
или адаптивная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво
развивающаяся система.
5. Стратегия достижения цели – последовательность действий (алгоритм
или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.
6. Методологическую основу достижения цели составляет системный и
развиваемый на его основе целостно-эволюционный подходы. Последний
обеспечивает гибкое сочетание традиционных и развивающихся подходов с
учетом целей системных исследований, эволюции анализируемой системы и
ее окружения.

12. 5. Системный подход как инструмент исследования

В основе общего подхода к познанию любого сложного объекта или
процесса лежат: базовые системные идеи, системная концепция
и системный подход.
Базовые системные идеи: целостность и эволюция систем;
определяющая роль внешней среды в эволюционном их развитии
и функционировании; многоуровневый анализ и синтез систем в
условиях целостности.
Системная концепция в самом общем случае отвечает на вопрос:
какую систему мы строим; системный подход – на вопрос: как мы
это делаем.
Главными компонентами системной концепции являются:
цель построения системы (кроме реальных систем);
принципы построения системы;
модель системы и ее системные характеристики;
стратегия достижения цели;
механизм реализации стратегии.

13.

Системный подход - это общенаучная концепция, реализующая философский
принцип системности в принципах и методах решения сложных
междисциплинарных
проблем.
Это
методология
исследования,
проектирования и конструирования объектов как систем. Он способствует
адекватной постановке научных и прикладных проблем, а также выработке
эффективной стратегии их решения.
Основные положения системного подхода:
любой объект – это открытая система, активно взаимодействующая с
внешней средой макросистемой;
эффективность системы определяется не только ее системными качествами,
но и условиями окружающей среды;
элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.
На основе системного подхода формируется целостная концепция системного
анализа, представляемая:
философскими основаниями исследования,
теоретическими положениями для определения и формализации объекта или
процесса как системы,
условиями интеграции методов различных научных теорий в структуру
системных исследований и логикой обеспечения целостности и
разносторонности процесса системного анализа от постановки задачи до
получения и анализа результатов ее решения;
системной технологией исследования и реализацией процессов различной
природы или технологией реализации системной концепции.

14. Уровни декомпозиции систем

Методология системного подхода определяет
уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или
синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным,
заранее сформулированным требованиям.
Отбор удовлетворительных вариантов производится на
каждом рассматриваемом уровне представления
системы (концептуальном, функциональном,
технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров,
режимов).
На каждом уровне-этапе действует свой набор
критериев, учитывается своя априорная информация,
которая меняется при переходе от уровня к уровню и от
этапа к этапу, пополняясь за счет промежуточных
системных решений.

15.

Система
целей
ЦЕЛИ
Ф У Н К Ц И И
Системная
концепция
Система
функций
З А Д А Ч И
Функциональная
структура
Комплексы
задач
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Комплексы
инструментальных средств
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Комплексы
технологических процедур
ФИЗИЧЕСКИЕ
С Р Е Д С Т ВА
Технологическая
структура
Физическая
структура
Комплексы
физических
средств
Уровни представления системы и декомпозиции задачи и результатов анализа в системном подходе

16. Методологические процедуры системного подхода

·
Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены
к следующим трем:
1. процедуры, реализующие синтез (анализ) системы от частного к общему;
2. процедуры, реализующие синтез (анализ) системы от общего к частному;
3. процедуры гибридного подхода.
Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы, и с
последующим конструированием на их основе обобщенных структур,
решающих главные функциональные задачи системы.
Преимущество такого подхода проявляется в уменьшении риска (ошибок,
неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного
пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.
Недостаток подхода - необходимость большого числа проработок,
предшествующих непосредственной разработке системы.
Во втором случае предполагается первоначальная разработка системной
концепции или концептуальной модели. Последующие шаги - это
детализация элементов модели и их взаимосвязей.
Достоинство - строгая логичность процедуры синтеза системы.
Основной недостаток - сложность разработки обобщенных моделей систем,
большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять
предъявляемым к ней требованиям.
Гибридный подход предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на
каждом из которых может использоваться один из вышеописанных подходов.

17.

Морфологическая модель системных исследований
СИСТЕМА

Аппарат исследования, наблюдения в экономике, как и в любой другой науке, представлен собственным кругом понятий (понятийным аппаратом), собственным инструментарием, собственной особой мерой всех объектов.

Метод, как приложение аппарата к объектам исследования, распадается на конкретные приемы – элементы метода: 1) наблюдение интересов лиц и объектов в статике и динамике; 2) классификация объектов – имущественных и отношений; 3) систематизация объектов в балансовой статике (имущества и отношений по поводу имущества); 4) наблюдение и регистрация динамики процессов производства, обмена и распределения благ-стоимостей; 5) аналитическое наблюдение процессов; 6) логические построения, выведение общностей – экономических закономерностей; 7) знаковая формализация взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями и элементами экономической системы; 8) экономическое моделирование (планирование, прогнозирование) и анализ, эксперимент .

Известно, что научная теория должна развиваться несколькими путями: во-первых, опираясь на ранее выявленные истины, логически выводить новые закономерности, то есть строить научные гипотезы; во-вторых, в результате анализа эмпирических данных, эксперимента; в-третьих, критикуя неправильные теоретические положения или заблуждения. Все перечисленные направления тесно взаимосвязаны, равнозначны и равноценны.

В экономической жизни происходят постоянные изменения, которые должным образом отражаются в новых теориях и взглядах. Новые закономерности дают жизнь теориям, которые в какой-то степени либо отрицают уже сложившиеся взгляды, либо используют ранее наработанный материал в качестве базиса для дальнейших исследований. В настоящее время развитие экономического знания рассматривается как результат конкуренции научных идей, который ведет к росту альтернативных воззрений, и, следовательно, к применению различных методов исследования.

Эмпирический анализ является базовым для большинства наук. Начиная с исследования единичных событий, обобщая наработанный опыт, исследователь создает собственную гипотезу, рассматривая закономерности от частного и отдельного к более общему. Данный метод приближает экономическую науку к естественным, но в то же время делает исследование более специализированным. Современная экономика требует несколько иных подходов и методов.

Все шире применяются методологические принципы исследования, которые позволяют глубже понять экономическую систему как развивающийся и изменяющийся объект, ее единство и качественное разнообразие одновременно. Например, принцип методологического плюрализма позволяет рассмотреть различные экономические теории и концепции под углом зрения преодоления их соперничества и одновременного сохранения и использования, накопленных в них и выдержавших проверку временем, знаний. Принцип методологического релятивизма рассматривает ограниченность знания в каждый конкретный момент, что позволяет анализировать экономическую систему как складывающуюся целостность, акцентировать внимание на противоречивости и изменчивости данного процесса. Методологический принцип рефлексивности (отражения) позволяет отследить многообразные взаимодействия и взаимовлияния друг на друга всех хозяйствующих субъектов (как государственных, так и негосударственных), их реакции, формирование предпочтений и интересов, приспособление и т.п. Методологический принцип единства уровней (микро-, мезо-, макро-, мега) научного познания акцентирует внимание на сложных взаимосвязях между элементами разных экономических уровней .

Правилом современного научного поиска является рассмотрение объектов и процессов как систем, т.е. во всей совокупности составляющих их компонентов, связей и отношений, включая отношения с окружающей средой. Системный метод используется для анализа любых систем, независимо от их характера и содержания, от их принадлежности к природе, обществу или искусственным техническим конструкциям.

Впервые идея системного подхода была сформулирована русским ученым А.А. Богдановым в 1912-1928 гг. в работе «Всеобщая организационная наука». Позже в середине 30-х гг. эта идея была возрождена Л. фон Берталанфи в работе «Общая теория систем». Системные исследования представляют собой совокупность научных и технических теорий, концепций и методов, в которых объект исследования или моделирования рассматривается как система.

Под социально-экономической системой можно понимать сложную вероятностную динамическую систему, охватывающую процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ. Она относится к классу кибернетических систем, т.е. систем управляемых.

Система – совокупность или комбинация взаимосвязанных элементов или частей, образующих комплексное единое целое и определенным образом взаимодействующих для решения заданной цели. Исследуемое множество элементов можно рассматривать как систему, если выявлены следующие четыре признака:

Целостность системы, т.е. принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

Наличие цели и критерия исследования данного множества элементов;

Наличие более крупной, внешней по отношению к данной, системы, называемой «средой»;

Возможность выделения в данной системе взаимосвязанных частей (подсистем) .

Характеристиками системы являются упорядоченная целостность, стабилизация, самоорганизация и иерархия.

Упорядоченная целостность есть результат динамического взаимодействия составных частей (элементов) системы. Это основополагающая характеристика самой системы, так как последняя представляет собой иное качество, нежели просто сумма ее отдельных элементов. Поведение системы не может быть предсказано на основе наблюдения за ее изолированными частями.

Самостабилизирующаяся система достигает динамического баланса между своими внутренними, фиксированными ограничениями и внешними силами окружающей среды, которые пытаются возмутить ее устойчивое состояние. Самостабилизирующаяся система должна приспосабливаться к потоку возмущений из внешней среды, которые в определенный момент могут стать необходимым фактором развития.

Самоорганизующаяся система может реорганизовать свои внутренние ограничения, а не просто адаптироваться к потоку возмущения из внешней среды. Самоорганизация выражается в новых устойчивых состояниях, которые менее поддаются возмущениям, чем предыдущие. Самоорганизующиеся системы эволюционируют в более сложные и более жизнеспособные. Управляемая самоорганизация реализуется через системный комплекс непрерывных нововведений разных видов. Постоянный, управляемый инновационный процесс есть следствие, реакция системы на возмущения.

Теория систем представляет концептуальную основу для построения новой методологии, которая позволяет рассматривать систему и ее проблемы в терминах взаимосвязанной иерархии. Эта методология также предлагает средства для установления, упорядочения приоритетов и измерения интенсивности взаимодействия компонентов, описывающих структуры системы иерархии .

Основная задача концепции системного подхода состоит в том, чтобы, опираясь на понимание системы как комплекса взаимосвязанных элементов (частей), найти совокупность законов и принципов, объясняющих поведение, функционирование и развитие систем различных классов.

Понятие системы, как «совокупности взаимодействующих частей», впервые было применено в биологии для описания процессов обмена между живым организмом и окружающей средой (теория открытых систем Л. фон Берталанфи). С рождением кибернетики системное исследование получило развитие в трудах Н. Винера, У. Эшби, О. Ланге. Системный подход позволяет исследовать целое и целостность, и в тоже время рассмотреть отдельные элементы системы в их взаимосвязи и взаимозависимости. Большинство специалистов в области общей теории систем рассматривают ее как своеобразную метатеорию, обобщающую выработанные различными областями науки (включая системный анализ и системный подход) знания о системах; как теорию, которая занимается исследованием системных теорий, выступая в качестве науки о системах любых типов .

Системный подход можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода. Их часто считают ядром методологии. Известно около двух десятков таких принципов, но наиболее распространенными и известными являются следующие.

1. Принцип целостности, который заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т.е. ограничении его от других явлений, от среды.

2. Принцип совместимости элементов целого. Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы.

3. Принцип функционально-структурного строения целого. Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т.е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из этих элементов.

4. Принцип развития. Любая система, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития.

5. Принцип лабиализации функций. Оценивая развитие системы, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т.е.

Их состава и структуры.

6. Принцип полифункциональности. В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.

7. принцип интерактивности. Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных.

8. Принцип вероятностных оценок. В связи с тем, что многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.

9. Принцип вариантности. Этот принцип вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания исследования .

Следует отметить, что принципы системности будут эффективны только тогда, когда они сами учитываются и используются системно, во всей своей взаимосвязи и взаимозависимости, поскольку использование приведенных принципов без учета их связи, субординации и комплексности не дает системности исследования. Общий принцип системности гласит: максимальная эффективность функционирования частей системы не приводит к максимальной эффективности системы в целом .

Наука о системах особое внимание уделяет исследованию целого и целостного в противовес поэлементному, редукционистскому подходу. метод редукционизма появился и обосновался в естественных науках. Суть его состоит в том, что сложное явление нужно разделить на элементы. Изучив их свойства и взаимодействия, затем определить и черты всей системы в целом. То есть из свойств частей выводятся свойства целого. Естественные науки на этом пути пришли к выдающимся достижениям.

В дальнейшем было доказано, что в системе свойства целого не есть сумма свойств ее элементов, что ее свойства не выводятся логически. Система потому и система, что она есть нечто большее, чем сумма входящих в нее элементов. Из системы не всегда можно выделить какой-то элемент, часть, объект. Его можно изучить только во взаимодействии с другими элементами. Эти взаимодействия несут в себе информацию об элементах системы. Если нет взаимодействий, то нет и информации. В других случаях один и тот же объект участвует в разных системах, вступая с ними во взаимодействия. Поэтому он представляется по-разному.

Множество систем, существующих в мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков: происхождению, объективности существования, взаимодействию с окружающей средой, действию во времени, обусловленности действия, степени сложности. Системы могут быть классифицированы также в зависимости от конкретных целей и решаемых задач, а также проводимых исследований, возникающих на практике в конкретных ситуациях.

Обычно системы классифицируют по следующим критериям: степени сложности, ее детерминированности, характеру взаимодействия со средой.

По степени сложности выделяют простые, сложные, сверхсложные системы. К простым относятся системы, имеющие простую структуру и легко поддающиеся математическому описанию. Сложными являются системы, имеющие много внутренних связей и сложное математическое описание. Сверхсложными принято называть системы, сущность взаимосвязей которых не вполне понятна. Такие системы не поддаются математическому описанию.

Экономические системы являются сложными, нелинейными системами. И подход к ним как к простым системам, о которых можно получить достаточно исчерпывающую информацию, неприменим. Лауреат Нобелевской премии И. Пригожин, занимающийся именно такими системами с точки зрения математики и математического моделирования, пишет о необходимости четко разграничивать системы разного типа в анализе: «Именно простые системы являются тем частным случаем, в котором становится достижимым идеал исчерпывающего описания. Знание закона эволюции простых систем позволяет располагать всей полнотой информации о них, т.е. по любому мгновенному состоянию системы однозначно предсказывать ее будущее и восстанавливать прошлое… Предельный переход от нашего знания к идеальному описанию, подразумевающему бесконечную точность, не составлял особого труда и не мог привести к каким-либо неожиданностям. Ныне же при рассмотрении неустойчивых динамических систем проблема предельного перехода приобретает решающее значение: только бесконечно точное описание, подразумевающее, что все знаки бесконечного десятичного разложения чисел, задающих мгновенное состояние системы, известны, могло бы позволить отказаться от рассмотрения поведения системы в терминах случайности и восстановить идеал детерминистического динамического закона» .

Применительно к экономическим явлениям следует иметь в виду то, что требуется их описание вербальное, математическое и графическое. Невозможно экономические явления, относящиеся к системам высшей категории сложности, познать только при помощи одного языка. Математические методы являются инструментом количественного и символического нахождения алгоритмов функционирования экономических систем. Поэтому неправильно чрезмерно опираться на один из подходов. Кроме того, не существует убедительных математических моделей для целого ряда экономических явлений.

По второму критерию системы делятся на детерминированные и вероятностные. Если в процессе взаимодействий последовательность событий задана однозначно, то такие системы называют детерминированными. В вероятностных системах последовательность событий строго не детерминирована, носит вероятностный характер.

По характеру взаимодействия со средой разделяют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет фиксированные границы и может функционировать относительно независимо от окружающей среды. Открытая же система, наоборот, не может функционировать без взаимодействия с внешней средой. Она не является самообеспечивающейся, кроме того, такая система имеет способность приспосабливаться, ибо для продолжения функционирования необходимо адекватно реагировать на изменения окружающей среды.

Сравнивая системы, существующие в природе (естественные системы) и системы, созданные человеком, мы можем заметить, что их существенное отличие, в первую очередь, заключается в реакции на внешние изменения.

Для первого вида систем свойственны такие характеристики, как устойчивость относительно внешних воздействий, самообновляемость, возможность к самоусложнению, росту, развитию, согласованность всех составных частей.

Для второго вида систем характерно резкое ухудшение функционирования даже при сравнительно небольших изменениях внешних воздействий или ошибках в управлении. Для благополучного функционирования этих систем необходимо заимствование опыта построения организации, накопленного природой, и использование его в экономической деятельности с учетом множества различных, разнообразных по величине и направления действия факторов внешней и внутренней сред производственной системы. На современном уровне знания это предмет синергетики.

Одна из задач синергетики – выяснение законов возникновения, построения, упорядоченности организации. В отличие от кибернетики, в этом случае акцент делается не на процесс управления и обмена информацией, а на принципы возникновения, построения организации, ее развития и самоусложнения.

Одним из важнейших параметров любой системы следует считать ее назначение (функциональность). При таком подходе главное внимание при исследовании систем должно быть обращено на ту функцию, ради которой система создается.

Функциональным системам должны соответствовать функциональные структуры, которые характеризуются своими элементами. В целях диссертационного исследования наиболее важную роль играет «экономическая система».

Экономическая система является функциональной системой общества, в которой осуществляются производство, распределение, обмен и потребление многообразных благ и услуг. Она необычайно сложна по составу элементов и структуре и включает разнообразные технические, биологические, производственные системы, которые сами по себе также очень сложны. Отличительной особенностью экономической системы является участие в ней человека как пользователя и ресурса труда, носителя и преобразователя информации. В то же время человек стоит над экономической системой, определяя цель ее функционирования, задает цель каждой из подсистем экономической системы.

Экономическая система – это динамическая система, в рамках которой возможно появление новых структур и звеньев, могут изменяться внешние и внутренние условия и параметры, трансформироваться взаимосвязи и взаимоотношения структур и элементов системы.

Объяснение постоянных изменений экономической жизни только как переход от одного состояния равновесия к другому, как это делают большинство современных экономических теорий, включая теории экономического роста, с нашей точки зрения, представляется не совсем верным. Правильнее было бы говорить об эволюции экономических систем и их развитии как частном случае позитивного движения - устойчивости, а не о росте и стремлении к равновесию.

Еще по теме 1.1 Системный подход в экономическом анализе:

  1. Системность в комплексном экономическом анализе как фундаментальная база его проведения
  2. Процедуры системного подхода и его преимущества по сравнению с моноаспектным и комплексным подходами
  3. 17. Понятие методики экономического анализа и организационно-методический подход к его проведению
  4. § 3 Системный подход к тактическим приемам, применяемым в процессе защиты несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право -

Общая характеристика системного подхода

Понятие системного подхода, его принципы и методология

Системный анализ - наиболее конструктивное направление, используемое для практических приложений теории систем к задачам управления. Конструктивность системного анализа связана с тем, что он предлагает методику проведения работ, позволяющую не упустить из рассмотрения существенные факторы, определяющие построение эффективных систем управления в конкретных условиях.

Под принципами понимаются основные, исходные положения, некоторые общие правила познавательной деятельности, которые указывают направление научного познания, но не дают указания на конкретную истину. Это выработанные и исторически обобщенные требования к познавательному процессу, выполняющие важнейшие регулятивные роли в познании. Обоснование принципов – первоначальный этап построения методологической концепции

К важнейшим принципам системного анализа следует отнести принципы элементаризма, всеобщей связи, развития, целостности, системности, оптимальности, иерархии, формализации, нормативности и целеполагания. Системный анализ представляется интегралом данных принципов.

Методологические подходы в системном анализе объединяют совокупность сложившихся в практике аналитической деятельности приемов и способов реализации системной деятельности. Наиболее важными среди них выступают системный, структурно-функциональный, конструктивный, комплексный, ситуационный, инновационный, целевой, деятельностный, морфологический и программно-целевой подходы.

Важнейшей, если не главной частью методологии системного анализа выступают методы. Их арсенал довольно велик. Разнообразны и подходы авторов при их выделении. Но методы системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации в науке.

Системный подход в управлении

2.1 Понятие системного подхода к управлению и его значение

Системный подход к управлению рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементам .

Управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга, они оказывают друг на друга воздействие. Поэтому, если происходят изменения в одном звене организации, то они неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге организации (системе) в целом.

Итак, системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом необходимо стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. Значение системного подхода заключается в том, что в результате менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации Системный подход заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением. Системное мышление не только способствует развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделяется интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечивает разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

Таким образом, системный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это помогает анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявляя характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях системы управления.

2.2 Структура системы с управлением

Система с управлением включает три подсистемы (рис. 2.1): управляющую систему, объект управления и систему связи . Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы. Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления.

Основным элементом организационно- технических систем управления является лицо, принимающее решение (ЛПР) - индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий.

Рис. 2.1. Система с управлением

Основными группами функций системы управления (СУ) являются:

· функции принятия решений - функции преобразования содержания;

· информации ;

· рутинные функции обработки информации ;

· функции обмена информацией .

Функции принятия решений выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий).

Функции охватывают учет, контроль, хранение, поиск,

отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации.

Группа функций связана с доведением выработанных воздействий до объекта управления (ОУ) и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

2.3 Пути совершенствования систем с управлением

Совершенствование систем с управлением сводится к сокращению длительности цикла управления и повышению качества управляющих воздействий (решений). Эти требования носят противоречивый характер. При заданной производительности СУ сокращение длительности цикла управления приводит к необходимости уменьшения количества перерабатываемой информации, а, следовательно, к снижению качества решений.

Одновременное удовлетворение требований возможно лишь при условии, что будет повышена производительность управляющей системы (УС) и системы связи (СС) по передаче и переработке информации, причем повышение производительности

обоих элементов должно быть согласованным. Это исходное положение для решения вопросов по совершенствованию управления.

Основными путями совершенствования систем с управлением являются следующие.

1. Оптимизация численности управленческого персонала.

2. Использование новых способов организации работы СУ.

3. Применение новых методов решения управленческих задач.

4. Изменение структуры СУ.

5. Перераспределение функций и задач в УС.

6. Механизация управленческого труда.

7. Автоматизация.

Рассмотрим кратко каждый из этих путей:

1. Управляющая система - это прежде всего люди. Самый естественный путь, позволяющий поднять производительность, - разумное увеличение числа людей.

2. Организация работы управленческого персонала должна постоянно совершенствоваться.

3. Путь применения новых методов решения управленческих задач носит несколько односторонний характер, так как в большинстве случаев направлен на получение более качественных решений и требует увеличения времени.

4. При усложнении ОУ, как правило, производится замена простой структуры УС на более сложную, чаще всего иерархического типа, при упрощении ОУ - наоборот. Изменением структуры считается и введение обратной связи в систему. В результате перехода к более сложной структуре функции управления распределяются между большим числом элементов УС и производительность СУ повышается.

5. Если подчиненные УС могут решать самостоятельно лишь очень ограниченный круг задач, то, следовательно, центральный управляющий орган будет перегружен, и наоборот. Необходим оптимальный компромисс между централизацией и децентрализацией. Решить эту проблему раз и навсегда невозможно, так как функции и задачи управления в системах непрерывно изменяются.

6. Поскольку информация всегда требует определенного материального носителя, на котором она фиксируется, хранится и передается, то, очевидно, необходимы физические действия по обеспечению информационного процесса в СУ. Использование различных средств механизации позволяет значительно повысить эффективность этой стороны управления. К средствам механизации относятся средства для выполнения вычислительных работ, передачи сигналов и команд, документирования информации и размножения документов. В частности, использование ПЭВМ в качестве пишущей машинки относится к механизации, а не к автоматизации

управления.

7. Сущность автоматизации заключается в использовании

ЭВМ для усиления интеллектуальных возможностей ЛПР.

Все рассмотренные ранее пути ведут так или иначе к повышению производительности УС и СС, но, что принципиально, не повышают производительность умственного труда. В этом заключается их ограниченность.

2.4 Правила применения системного подхода в управлении

Системный подход в менеджменте основан на глубоких исследованиях причинных связей и закономерностей развития социально-экономических процессов. А так как существуют связи и закономерности, значит существуют и определенные правила. Рассмотрим основные правила применения системного в управлении.

Правило 1. Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы, - это основной принцип системы.

Пример. Фирма как сложная открытая социально-экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных отделов и производственных подразделений. Сначала следует рассматривать фирму как целое, ее свойства и связи с внешней средой и только потом - компоненты фирмы. Фирма как целое существует не потому, что в ней работает, допустим, лекальщик, а, наоборот, лекальщик работает потому, что функционирует фирма. В малых, простых системах могут быть исключения: система функционирует благодаря исключительному компоненту.

Правило 2 . Количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы. Структура, например, производственной системы представляет собой сочетание организационной и производственной структур.

Правило 3 . Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим числом жестких связей, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач, оказание новых услуг и т. п. Мобильность системы является одним из условий быстрого приспособления (адаптации) ее к требованиям рынка.

Правило 4 . Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в связях компонентов системы оказывали минимальное влияние на функционирование системы. Для этого следует обосновывать уровень делегирования полномочий субъектами управления, обеспечивать оптимальную самостоятельность и независимость объектов управления в социально-экономических и производственных системах.

Правило 5 . В условиях развития глобальной конкуренции и международной интеграции следует стремиться к росту степени открытости системы при условии обеспечения ее экономической, технической, информационной, правовой безопасности.

Правило 6. Для повышения обоснованности инвестиций в инновационные и другие проекты следует изучать доминантные (преобладающие, наиболее сильные) и рецессивные признаки системы и вкладывать средства в развитие первых, наиболее эффективных.

Правило 7. При формировании миссии и целей системы следует отдавать приоритет интересам системы более высокого уровня как гарантии решения глобальных проблем.

Правило 8. Из всех показателей качества систем приоритет следует отдавать их надежности как совокупности проявляющихся свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Правило 9 . Эффективность и перспективность системы достигается оптимизацией ее целей, структуры, системы менеджмента и других параметров. Поэтому стратегию функционирования и развития системы следует формировать на основе оптимизационных моделей.

Правило 10 . При формулировании целей системы следует учитывать неопределенность информационного обеспечения. Вероятностный характер ситуаций и информации на стадии прогнозирования целей снижает реальную эффективность инноваций.

Правило 11 . При формулировании стратегии системы следует помнить, что цели системы и ее компонентов в смысловом и количественном значениях, как правило, не совпадают. Однако все компоненты должны выполнять конкретную задачу по достижению цели системы. Если без какого-либо компонента можно достичь цели системы, значит, этот компонент лишний, надуманный или это результат некачественной структуризации системы. Это проявление свойства эмерджентности системы.

Правило 12 . При построении структуры системы и организации ее функционирования следует учитывать, что практически все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Система функционирует и развивается на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития, способности системы к обучению. Система существует, пока функционирует.

Правило 13. При формировании стратегии системы следует обеспечивать альтернативность путей ее функционирования и развития на основе прогнозирования различных ситуаций. Наиболее непредсказуемые фрагменты стратегии следует планировать по нескольким вариантам, учитывающим различные ситуации.

Правило 14. При организации функционирования системы следует учитывать, что ее эффективность не равна сумме эффективностей функционирования подсистем (компонентов). При взаимодействии компонентов возникает положительный (дополнительный) или отрицательный эффект синергии. Для получения положительного эффекта синергии необходимо иметь высокий уровень организованности (низкую энтропию) системы.

Правило 15. В условиях быстро меняющихся параметров внешней среды система должна быть способной оперативно адаптироваться к этим изменениям. Важнейшими инструментами повышения адаптивности функционирования системы (компании) являются стратегическая сегментация рынка и проектирование товаров и технологий на принципах стандартизации и агрегатирования.

Правило 16. Единственным путем развития организационно-экономических и производственных систем является инновационный. Внедрение новшеств (в форме патентов, ноу-хау, результатов НИОКР и т.д.) в области новых товаров, технологий, методов организации производства, менеджмента и др. служит фактором развития общества.

3. Пример применения системного анализа в управлении

К управляющему большим административным зданием все возрастающим потоком поступали жалобы от работавших в этом здании служащих. В жалобах указывалось, что приходится слишком долго ждать лифта. Управляющий обратился за помощью к фирме, специализирующейся на подъемных системах. Инженеры этой фирмы провели хронометраж, показавший, что жалобы вполне обоснованы. Было установлено, что среднее время ожидания лифта превышает принятые нормы. Эксперты сообщили управляющему, что имеются три возможных способа решения задачи: увеличение числа лифтов, замена существующих лифтов быстроходными и введение специального режима работы лифтов, т.е. перевод каждого лифта на обслуживание только определенных этажей. Управляющий попросил фирму оценить все эти альтернативы и представить ему сметы предполагаемых затрат для реализации каждого из вариантов.

Через некоторое время фирма выполнила эту просьбу. Оказалось, что для реализации первых двух вариантов требуются затраты, которые, с точки зрения управляющего, не оправдывались доходом, приносимым зданием, а третий вариант, как выяснилось, не обеспечивало достаточного сокращения времени ожидания. Управляющий не был удовлетворен ни одним из этих предложений. Он отложил дальнейшие переговоры с этой фирмой на некоторое время, чтобы обдумать все варианты и принять решение.

Когда руководитель сталкивается с проблемой, кажущейся ему неразрешимой, он часто считает нужным обсудить ее с некоторыми своими подчиненными. В группу сотрудников, к которым обратился наш управляющий, входил один молодой психолог, работавший в отделе найма персонала, обслуживающего и ремонтировавшего это большое здание. Когда управляющий изложил собравшимся сотрудникам суть проблемы, этот молодой человек очень удивился самой ее постановке. Он сказал, что не может понять, почему служащие, которые, как известно, каждый день бесполезно теряют много рабочего времени, недовольны тем, что им приходится ждать лифта какие-то минуты. Не успел он высказать свое сомнение, как у него мелькнула мысль, что он нашел объяснение. Хотя служащие нередко бесполезно растрачивают свои рабочие часы, они в это время заняты чем-то хотя и непроизводительным, но зато приятным. А вот ожидая лифт, они просто томятся от безделья. При этой догадке лицо молодого психолога засветилось, и он выпалил свое предложение. Управляющий принял его, и спустя несколько дней проблема была решена при самых минимальных затратах. Психолог предложил повесить на каждом этаже у лифта большие зеркала. Эти зеркала, естественно, дали занятие ожидающим лифт женщинам, но перестали скучать и мужчины, которые теперь были поглощены разглядыванием женщин, делая вид, что не обращают на них никакого внимания.

Не важно, насколько достоверна эта история, но мысль, которую она иллюстрирует, чрезвычайно важна, Психолог рассматривал точно ту же проблему, что и инженеры, но он подошел к ней с других позиций, определяемых полученным образованием и интересами. В данном случае подход психолога оказался наиболее эффективным. Очевидно, что проблема была решена за счет изменения поставленной цели, которая же свелась не к сокращению времени ожидания, а к созданию впечатления, что оно стало меньше.

Таким образом, мы нуждаемся в упрощении систем, операций, процедур принятия решений и пр. Но этой простоты не так-то легко достичь. Это труднейшая задача. Старое высказывание: «Я пишу вам длинное письмо, так как у меня нет времени сделать его коротким», может быть перефразировано: «Я делаю это сложным, так как не знаю, как это сделать простым».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кратко рассмотрен системный подход, его основные особенности, а также его основные особенности применительно к управлению.

В работе охарактеризованы структура, пути совершенствования, правила применения системного подхода и некоторые другие аспекты, встречающиеся при осуществлении управления системами, организациями, предприятиями, создании систем управления различного назначения.

Применение теории систем к управлению позволяет руководителю «увидеть» организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Ценность системного подхода для управления любой организации включает в себя два аспекта работы руководителя. Во-первых - это стремление добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых - необходимость добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

Расширение применения системного подхода при принятии управленческих решений будет способствует повышению эффективности функционирования экономических и социальных всевозможных объектов.

I. 1. 1. Краткая характеристика системного подход. В настоящее время

системный подход все шире применяется в психологии накапливается опыт построения

системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода

обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями

управления большими системами и интеграции знаний.

"Система" - слово греческое, буквально означает целое,

составленное из частей. В другом значении ϶ᴛᴏ порядок, определенный

планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Отметим, что термин

"системный подход" охватывает группу методов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых

реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин,

междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Применение системного

подхода в психологии стимулируется также успехом частных системных теорий

в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций.

Системный подход будет ϲʙᴏего рода реакцией на бурный и длительный процесс

дифференциации в науке. Но ϶ᴛᴏ не означает, что системный подход -

синоним интеграции. Системный подход - единство интеграции и

дифференциации при доминировании тенденции объединения.

Мир, в кᴏᴛᴏᴩом мы живем, един. Единство его состоит в материальности.
Все

явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Объективными формами существования материального субстрата будут

пространство и время. Не стоит забывать, что важнейшая особенность нашего мира заключается в

неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии

и информации (разнообразия) Кстати, эта неравномерность пробудет в том, что

компонентны материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы

и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в

пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет

диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения,

дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях

организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

В неживой природе факторами интеграции будут физические поля, в живых

объектах - генетические, морфологические и другие взаимодействия,

обществе - производственные, экономические и другие отношения.

Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения

отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается

на все уровнях ее организации. По϶ᴛᴏму указанный принцип может

рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного

Общими задачами системных исследований будут анализ и синтез систем. В

процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав,

структуры, функции, интегральные характеристики (ϲʙᴏйства), а также

системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза

создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного

описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы

описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход

применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а

также к ϲʙᴏйствам и интегральным характеристикам объектов.

Описания объектов как систем - системные описания - выполняются те же

функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную.

Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте.

"...Задачей системных исследований будет прежде всего выработка

ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как

систем и познания системности самого мира" .

Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с

другими явлениями объективной действительности. Материал опубликован на http://сайт
Это дает возможность

"переноса" идей и взаимного обогащения, "усиления" наук,

Главный объект психологии - человек. Стоит заметить, что он будет целостным объектом

восприятия и познания. Сому, психику и личность человека также можно

рассматривать как целостные объекты. Объединение и объективация знаний

базируются на теории целостных объектов, будь то статистические или

динамические системы.

Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение

должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат

средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня

перед психологами. В теоретическом плане эта интеграция и систематизация

психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и

сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний,

преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в

интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет усматривать

пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять

задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и

экстраполяции - предсказывать ϲʙᴏйства отсутствующих частей описания.

В прикладном плане ϶ᴛᴏ задачи психодиагностики, проектирования и

управления автоматизированными системами, повышения эффективности

процесса обучения, совершенствования психологического образования.

Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном

для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета

науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к

индуктивно-дедуктивному.

I. 1. 2. Разновидности системного подхода. Существует несколько

разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.

Необходимо определить объем данных понятий. Комплексный подход предлагает

наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов

исследования. При ϶ᴛᴏм не принимаются во внимание ни отношения между

объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов в целом.

Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения

компонентов и подобные. Структурный подход предлагает изучение состава

(подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения

подсистем (частей) и системы (целого) Декомпозиция систем на подсистемы

производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не

рассматривается. При целостном подходе изучаются отношения не только между

частями объекта, но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части

единственна. Вот к примеру, принято говорить, что "целое - ϶ᴛᴏ то, от

чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить". Целостный

подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не

только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и

эволюции систем.

Любую систему можно рассматривать как систему большей системы. Это

правильное по существу положение оставляет, однако, в тени тот факт, что

последовательность систем оказывается неоднородной: различные объекты

(системы) обладают различной функциональной и структурной обособленностью

и целостностью. К примеру, и клетка, и орган, и организм могут

рассматриваться как системы. Но клетка и организм обладают по сравнению с

органом значительной большей способностью к независимому функционированию.

По϶ᴛᴏму целостный подход применим не ко всем системам (объектам) а только

к таким, кᴏᴛᴏᴩым ϲʙᴏйственна высокая степень функциональной независимости.

I. 1. 3.
Стоит отметить, что особенности системного подхода в психологии. Системное

исследование предполагает определенный выбор объекта и формулировку задачи

в терминах системного подхода. выбор объекта конкретного исследования -

дело нелегкое, так как требует выделения в сложной организации человека

обособленной подсистемы, обладающей относительной функциональной и

структурной самостоятельностью. Это необходимое условие для получения

системного описания объекта. примерами могут служить сенсорная организация

человека, психомоторная организация, интеллект и т. п. Более крупные

образования (сома, психика, личность) трудны для индивидуального

экспериментального исследования и могут стать объектом либо комплексного,

либо теоретического исследования.

При этом выбор функционально и структурно обособленного объекта -

необходимое, но еще недостаточное условие для получения хорошего

системного описания. Стоит сказать, для выбранного объекта нужно подыскать такой

"срез" исследования, для кᴏᴛᴏᴩого нужно указать и экспериментально

изучить полный набор характеристик. В случае если ϶ᴛᴏго не сделать, то описание

неизбежно становится локальным.

Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение

ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре.

Системой называется совокупность элементов любой природы, между кᴏᴛᴏᴩыми

существуют определенные отношения. Множество элементов, из кᴏᴛᴏᴩых

образована система, называется ее составом. Множество можно разбивать на

подмножества и на элементы, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно различают макросостав и

микросостав. Структурой системы называется постоянная часть отношений,

характерных для компонентов системы. Отношения определяют ограничения на

сочетания элементов различных множеств или одного и того же множества.

Объектам множества могут быть ϲʙᴏйственны отношения различных видов,

следовательно, в одной системе может быть несколько структур. Любая

систем существует в некᴏᴛᴏᴩой среде. Соответствие между средой и системой

называется функцией системы. Систем может выполнять одну или несколько

функций. Постоянные суммарные характеристики состава и отношений между

компонентами системы называются ее ϲʙᴏйствами.

классов дополнительно описываются также и другими понятиями. При

комплексном методе исследования в психологии можно выделить следующие

этапы: определение области исследования; обоснование необходимости его

проведения; подбор методик; организацию последовательно-параллельного их

применения; выбор формы представления полученных данных.

От слова "система" можно образовать другие слова:

"системный", "систематизировать",

"систематический". в узком смысле под системным подходом будем

понимать применение системных методов для изучения реальных физических,

биологических, социальных и других систем. Системный подход в широком

смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения

задач систематики, планирования и организации комплексного и

систематического эксперимента. К системным методам психологии принадлежат:

генетический, лонгитюдный, аналитический (расчленение и различение),

синтетический (выделение общего и объединение), индуктивный и дедуктивный,

композиционный. Стоит заметить, что они применимы также к процессу исследования и к

представлению результатов исследования.