Скульптор рафаэль шарль перро биография. Произведения шарля перро

  • 20.06.2020

12.01.1628, Париж - 16.05.1703, там же
французский поэт, сказочник, критик, государственный деятель

Ш.Перро. Ослиная Шкура: Сказка в стихах

Процветали они не сами собой, а стараниями талантливых людей, которыми и славен век Людовика XIV. К ним принадлежали также и пятеро братьев Перро.
Родились они в семье адвоката парижского парламента и все вышли в люди. Жан стал адвокатом, как отец; Пьер - генеральным сборщиком финансов Парижа; Клод - медиком и архитектором; Николя - доктором Сорбонны. А младший… как и положено в сказке, рос недотёпой. Шарль во всём уступал своим братьям, которые всегда были первыми учениками. В коллеже Бовэ, где они учились, он боялся открыть рот, хотя знал урок лучше многих. Мальчишки посмеивались над ним, и он часто плакал. Но в один прекрасный день Шарль заступился за новичка, слабого мальчика, над которым издевались одноклассники, и оттузил обидчиков. Потом сам вызвался идти к доске и блестяще ответил трудный урок. С этого дня он стал другим человеком - уверенным и смелым.
Настолько смелым, что, повзрослев, не побоялся оспаривать правоту учителя, а когда ему запретили участвовать в диспутах, оставил коллеж и вместе со своим другом продолжал учиться самостоятельно.
Упорные занятия и семейная традиция сделали Шарля Перро адвокатом. Правда, много позднее он записал: «Я считаю, что было бы очень полезно сжечь все книги судебных дел… нет ничего лучшего в мире как уменьшение числа судебных процессов» . Поэтому, думается, без сожаления оставив судейскую карьеру, отправился он в высокое финансовое ведомство, где служил его брат.
Шарль Перро собирал налоги и писал стихи. В 1653 году они уже появились в печати. К тому же старшие братья, увлекавшиеся литературой, ввели его в великосветский салон, где бывали именитые авторы. Но

Такой «крёстной маменькой» для Перро на долгие годы стал могущественный министр финансов Ж.Б.Кольбер. При нём он занял должность генерального секретаря в Интендантстве королевских построек и наблюдал за работой мастерской гобеленов, даже сам делал для них рисунки; трудился во славу короля в Академии надписей, был секретарём совета Малой Академии и государственным секретарём по культуре.
С 1671 года Шарль Перро - член Французской Академии, один из «бессмертных». Он возглавляет работу над «Всеобщим словарём французского языка». И вскоре становится главным участником настоящей литературной войны между «древними» и «новыми»; между теми, кто считал античные образцы непревзойдёнными, и теми, кто вслед за Шарлем Перро мог повторить строки из его поэмы «Век Людовика Великого»:

Само чтение этого произведения на торжественном заседании Академии по случаю выздоровления короля вызвало негодование среди «древних». Но литературные противники в конце концов вынуждены были примириться с мятежным академиком, который в этой же поэме сумел тонко прославить правление монарха, прозванного лукавыми придворными «король-солнце»:

Продолжая борьбу с «древними», Перро выпустил в 1688-1697 годах четыре тома труда «Параллели между древними и новыми в отношении искусства и наук». Галантный версальский дух требовал изящества во всём. Поэтому герои книги вели учёные беседы, прогуливаясь в великолепных дворцовых парках.
Для Шарля Перро и сказки были «новыми» по сравнению с античными сказаниями, которым поклонялись «древние». Первыми он опубликовал стихотворные сказки - «Гризельда», «Смешные желания» и «Ослиная Шкура». А самый знаменитый сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» вышел в 1697 году.
Истории о спящих красавицах, маленьких да удаленьких сыновьях, добрых падчерицах и злых мачехах рассказывали не одно столетие и до Перро. Рассказывали все по-своему. Особенными были и «Сказки матушки Гусыни». Читая их, нисколько не сомневаешься, что это сказки Франции, притом Франции времён Людовика XIV. Так, Мальчик с пальчик, победив людоеда, устраивается курьером при королевском дворе; сёстры Золушки, собираясь на бал, наряжаются точь-в-точь как придворные дамы Людовика-солнце, а в «Спящей красавице» засыпают все, кроме короля и королевы, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.
Книга Шарля Перро была подписана именем его сына Пьера д’Арманкура. Что заставило шестидесятипятилетнего академика поступить так? Об этом спорят не одно столетие. Некоторые современные исследователи считают, что юный Пьер Перро участвовал в собирании народных сказок, записывал их в свою тетрадку и даже помогал отцу обрабатывать. Однако не подлежит сомнению то, что именно Шарль Перро стал для сказки той «крёстной маменькой», которая помогла Золушке превратиться в прекрасную принцессу. Его сказки открыли настоящее «сказочное движение». У них появились продолжатели и подражатели. И не только книжные. Спящая красавица танцует в балете П.И.Чайковского. Золушка поёт в опере Дж.Россини и тоже танцует под музыку С.С.Прокофьева. Кот в сапогах шагнул на драматическую сцену в пьесе Л.Тика. Даже такой страшный персонаж, как Синяя Борода, обрёл вторую жизнь в опере Б.Бартока «Замок герцога Синяя Борода». А сколько героев Перро разговаривало с экрана!
Что ж, выходит, прав был старый сказочник, когда писал в своем предисловии, «что эти безделки вовсе не безделки» и «заслуживают того, чтобы их пересказывали» .

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ш.ПЕРРО

БОЛЬШАЯ КНИГА ЛУЧШИХ СКАЗОК ШАРЛЯ ПЕРРО: [Пер. И.Тургенева]; Ил. Ю.Николаева. - М.: Эксмо, 2006. - 128 с.: ил. - (Золотые сказки).

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ: Пересказ с фр. / Ил. Б.Дехтерёва. - М.: Дом, 1993. - 128 с.: ил.
Помнишь? Тебе лет пять-шесть. Ты уютно привалился к тёплой маминой руке. Мама читает вслух сказку: «Бросился Волк на бабушку и разом проглотил её. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.
Потом закрыл дверь, улёгся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку. Скоро она пришла и постучалась: «тук-тук!»
Тебе немножко жутко. И ужасно хочется, чтобы сказка не кончалась. Сказка Шарля Перро…
Однако в наших книжках для малышей две сказки кончаются не так, как их задумал автор. «Красную Шапочку» пересказал А.Введенский под редакцией С.Маршака, чтобы спасти её и бабушку от злого волка при помощи дровосеков. Тамара Габбе закончила «Спящую красавицу», ничего не говоря о злой королеве, матери принца. Когда подрастёшь, тогда всю правду и узнаешь, а пока - спите спокойно!

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / Пер. с фр. И.Тургенева; Ил. Г.Доре. - М.: Фирма «ТВА», 1993. - 88 с.: ил.
«Сочинения господина Перольта» в России начали переводить ещё в 1768 году. Назывались они забавно: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Кот, обутый в сапоги» и так далее. Прошло сто лет, и Иван Сергеевич Тургенев перевёл сказки Ш.Перро с той простотой и изяществом, здравым смыслом и поэтичностью, которые сам в них видел.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / Рис. Э.Булатова, О.Васильева. - М.: Малыш, 1989. - 95 с.: ил.

«ЗОЛУШКА» И ДРУГИЕ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / [Пересказы Т.Габбе; Переводы И.Тургенева]; Ил. А.Иткина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 160 с.: ил. - (Золотые страницы).

ЗОЛУШКА: РИКЕ С ХОХОЛКОМ; ЗОЛУШКА, ИЛИ ХРУСТАЛЬНАЯ ТУФЕЛЬКА; КОТ В САПОГАХ / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 54 с.: ил. - (Мастера иллюстрации).

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ / Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва; Худож. Г.А.В.Траугот. - Л.: Лира, 1990. - 463 с.: ил.

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ ШАРЛЯ ПЕРРО / [Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва]; Ил. Г.Доре. - М.: Астра, 1993. - 318 с.: ил. - (Книги на все времена: Волшебный мир сказок).

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ, ИЛИ ИСТОРИИ И СКАЗКИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН С ПОУЧЕНИЯМИ / Пер. с фр. С.Боброва, А.Фёдорова, Л.Успенского; Послесл. Н.Андреева; Ил. Н.Гольц. - М.: Правда, 1986. - 286 с.: ил.
«Красная Шапочка», «Кот в сапогах» - думаешь, это для малышей? Совсем нет!
Кому эти сказки? Перво-наперво, «девицам, красавицам и баловницам» . Ну, а уж потом всем тем, кто в сказке ценит не только забавную небылицу, но и лукавую мораль. После каждой истории Перро даёт небольшое поучение в стихах (иногда даже два!), и прочесть их можно только в полных изданиях его сказок. А в этой книге по давней традиции помещены и сказки продолжательниц и «учениц» Шарля Перро - его племянницы Леритье де Виллодон, графини д’Онуа и мадам Лепренс де Бомон.

Надежда Ильчук, Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ш.ПЕРРО

Андреев Н. Сказки Перро // Перро Ш. Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями. - М.: Правда, 1986. - С. 270-284.
Бойко С. Волшебная страна Пьера и Шарля Перро. - М.: Терра - Кн. клуб, 2004. - 334 с. - (Мир вокруг нас).
Бойко С. Волшебная страна Шарля Перро: Сказоч. повесть. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1992. - 317 с.
Бойко С. Шарль Перро. - М.: Мол. гвардия, 2005. - 291 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).
Бунтман Н. Шарль Перро // Энциклопедия для детей: Всемирная литература: От зарождения словесности до Гёте и Шиллера: Т. 15: Ч. 1. - М.: Аванта+, 2000. - С. 538.
Голь Н. Расскажите сказку, господин Перро! / Худож. Ф.Лемкуль. - М.: Малыш, 1991. - 32 с.: ил.
Мавлевич Н. Шарль Перро: [Комментарии] // Сказки зарубежных писателей. - М.: Дет. лит., 1994. - С. 609-610. - (Б-ка мировой лит. для детей).
Нагибин Ю. О сказках и сказочниках // Литературные сказки зарубежных писателей. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 3-26.
Перро Шарль (1628-1703) // Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиогр. словарь. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 323-328.
Перро, Шарль // Руссика: Иллюстрированная энциклопедия: История: 16-18 вв. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - С. 411-412.
Перро Шарль // Школьный биографический словарь. - М.: РОСМЭН, 2002. - С. 406.
Шаров А. Прекрасный и трагический мир Перро // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 211-221.

Н.И., М.П

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ш.ПЕРРО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Мальчик с пальчик. Реж. О.Даан. Комп. Дж.Хисаиши. Франция, 2001. В ролях: Н.Югон, Р.Фукс-Виллиг и др.
Ослиная Шкура. Реж. Ж.Деми. Комп. М.Легран. Франция, 1970. В гл. роли - К.Денёв.
Ослиная Шкура. По мотивам сказок Ш.Перро. Реж. Н.Кошеверова. Комп. М.Вайнберг. СССР, 1982. В ролях: В.Этуш, С.Немоляева, В.Новикова и др.
Про кота. Импровизация на тему сказки Ш.Перро «Кот в сапогах». Реж. С.Чекан. СССР, 1985.
Про Красную Шапочку. Телефильм по мотивам сказки Ш.Перро. Реж. Л.Нечаев. Комп. А.Рыбников. СССР, 1977. В ролях: Я.Поплавская, В.Басов, Н.Трофимов, Е.Евстигнеев, Р.Зелёная, Г.Волчек, Р.Быков и др.
Сказки старого волшебника. По мотивам сказок Ш.Перро. Реж. Н.Збандут. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1984.
Хрустальный башмачок. По балету С.Прокофьева «Золушка». Реж. А.Роу. Балетмейстер Р.Захаров. СССР, 1961. В гл. партии - Р.Стручкова.
Хрустальный башмачок. По мотивам сказки Ш.Перро и балету С.Прокофьева «Золушка». Реж. Р.Пети. США, 1954.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Золушка. Реж. К.Джероними, У.Джексон, Х.Ласке. США, Студия У.Диснея, 1950.
Золушка. Реж. И.Аксенчук. Комп. И.Цветков. СССР, 1979.
Кот в сапогах. Реж. В. и З. Брумберг. Комп. А.Варламов. СССР, 1968.
Кот в сапогах. Реж. Я.Кимио. Худож. Х.Миядзаки. Япония, 1969.
Красная шапочка. Реж. В. и З. Брумберг. Комп. А.Александров. СССР, 1937.
Красная шапочка. Реж. У.Дисней. США, 1922.
Рикэ-хохолок. Реж. М.Новогрудская. Комп. Н.Каретников. СССР, 1985.
Серый волк энд Красная Шапочка. По мотивам сказки Ш.Перро. Реж. Г.Бардин. СССР, 1990.
Спящая красавица. Реж. К.Джероними. Муз. П.Чайковского. США, Студия У.Диснея, 1959.

Н.И., М.П

Перро Ш. Сказки

Почему испокон веков детям рассказывают сказки? Что толку в этих «безделках»? И главное: чему могут научить пустые фантазии?
Шарль Перро ответил на эти вопросы так (заметим, отвечал он в далёком XVII веке и потому никуда особенно не торопился): «Как бы незначительны и как бы причудливы ни были приключения во всех этих историях, нет сомнения, они вызывают в детях желание походить на тех, кого они видят в них счастливыми, и страх перед теми несчастиями, в которые за свою злобу повергаются злодеи. Не достойны ли похвалы родители, которые своим детям, ещё не способным воспринимать истины существенные и ничем не приукрашенные, уж внушают к ним любовь и дают, так сказать, отведать их, облекая в форму рассказов занимательных и приспособленных к их слабому младенческому разумению? Просто невероятно, с какою жадностью эти невинные души, природную чистоту которых ничто ещё не успело осквернить, вкушают эти скромные поучения; мы видим, как они печальны и подавлены, пока герой или героиня находятся в беде, и какими возгласами радости они встречают ту минуту, когда герои вновь обретают счастье; точно так же они с трудом сдерживаются, пока злодей или злодейка пребывают в полном благополучии, и приходят в восторг, когда узнают наконец, что те наказаны, как того заслуживали. Всё это - бросаемые в почву семена, которые сперва порождают лишь порывы радости или приступы печали, но впоследствии непременно вызывают к жизни добрые наклонности».
Достойный ответ гонителям и запретителям сказки. Но эти слова остались бы всего лишь декларацией, если бы Шарль Перро не сделал решительный шаг в защиту фольклорной сказки. Именно Перро ввёл её в высокую литературу, тем самым подарив бессмертие Золушке и Мальчику с пальчик, Спящей красавице и Красной Шапочке, Коту в сапогах и Синей Бороде.
По сей день мамы читают своим малышам сказки Шарля Перро. Правда, не в авторском варианте, он адресован, несомненно, взрослым читателям, а в пересказах, из которых самые удачные сделаны Т.Габбе, А.Любарской, Н.Касаткиной, М.Булатовым.


Из последних изданий:

Перро Ш. Большая книга лучших сказок Шарля Перро / Ил. Ю.Николаева. - М.: Эксмо, 2007. - 126 с.: ил. - (Золотые сказки).

Перро Ш. Волшебные сказки / Пер. с фр. И.Тургенева; Ил. Г.Доре. - М.: Игра слов, 2008. - 128 с.: ил.

Перро Ш. Волшебные сказки: Пер. с фр. / Ил. Б.Дехтерёва. - М.: Дом, 1992. - 128 с.: ил.

Перро Ш. Золушка; Рике с хохолком; Золушка, или Хрустальная туфелька; Кот в сапогах / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 54 с.: ил. - (Мастера иллюстрации).

Перро Ш. «Золушка» и другие волшебные сказки / [Пересказы Т.Габбе; Переводы И.Тургенева]; Ил. А.Иткина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 160 с.: ил. - (Золотые страницы).

Перро Ш. Сказки / Пер. с фр. А.Фёдорова. - М.: РОСМЭН, 2006. - 111 с.: ил.

Перро Ш. Сказки / Пересказ Т.Габбе, М.Булатова; Пер. с фр. А.Фёдорова; Худож. Д.Гордеев. - М.: РОСМЭН, 2000. - 111 с.: ил.
Для малышей сейчас издаётся большое количество книжек-игрушек по сказкам Шарля Перро. К сожалению, в них не всегда используется хороший перевод. И всё же некоторые из подобных изданий мы назовём:
Золушка; Спящая красавица: [Двусторонняя книжка-игрушка] / По мотивам сказок Ш.Перро; Худож. Л.Савко. - М.: Юнион, 2006. - [Б.с.]

Перро Ш. Красная Шапочка: [Книжка-панорамка] / Худож. Г.Георгиев. - Ростов-на-Дону: Проф-пресс, 2007. - 10 с.: ил.

Перро Ш. Спящая красавица: [Книжка-игрушка с вырубкой] / Пер. с фр. Л.Хэд. - М.: РОСМЭН, 2006. - 68 с.: ил. - (Сказки с секретом).

Авторский вариант сказок Шарля Перро можно найти в книгах:
Перро Ш. Сказки Матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями: Пер. с фр. / Послесл. Н.Андреева; Ил. Н.Гольц. - М.: Правда, 1986. - 288 с.: ил.

Перро Ш. Сказки Матушки Гусыни Шарля Перро / [Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва]; Ил. Г.Доре - М.: Астра, 1993. - 318 с.: ил. - (Книга на все времена: Волшебный мир сказок).

«Я родился 12 января 1628 года вместе с братом-близнецом, который появился на свет за несколько часов до меня и умер спустя шесть месяцев», — вспоминал на склоне лет Шарль Перро . Психоаналитики придают очень большое значение тоске по погибшему брату среди близнецов. Возможно, компенсируя эту потерю, младший брат встал во главе семейного клана, объединившего трёх братьев Перро. Они оказались на вершине социальной лестницы в эпоху Людовика XIV.

Великая эпоха

Чтобы понять, насколько братья были влиятельны, надо присмотреться к этому блистательному периоду в истории страны. Король-солнце — самый яркий правитель того времени, его свет затмевал прочих монархов. На Францию ориентировалась вся Европа. Искусство, наука, промышленность и армия были лучшими в мире. Система управления государством — тоже. И её создателем (практически с нуля) считается Жан-Батист Кольбер. Проводимая им успешная политика вошла в историю как меркантилизм. Де-юре у него не было официальной должности главы правительства, но его можно считать одним из лучших премьер-министров в мировой истории. Де-факто он был правой рукой Людовика XIV. А правой рукой Кольбера стал Шарль Перро.

Искусный сказочник: классические иллюстрации к сказкам Шарля Перро

Послужной список

В руках Перро сосредоточилась огромная власть. Вот некоторые должности будущего сказочника:

Генеральный секретарь в Интендантстве королевских построек . Это очень серьезное занятие, ведь в то время перестраивался Лувр и проводилась самая грандиозная стройка века: для Людовика XIV возводился Версаль. Шарль Перро во многом её контролировал.

Фактический руководитель «Бюро славы короля». Позднее оно стало называться Малой академией. Перед его созданием в 1664 году Людовик XIV лично встречался с Перро и другими «пиарщиками». Подчеркивая важность нового учреждения, король заявил: «Господа, вы можете судить о моем уважении к вам уже потому, что я доверяю вам самую ценную для меня вещь: мою славу». В итоге Шарль получил доступ ко двору.

Госсекретарь по культуре . Шарль Перро курировал литературу и следил, чтобы писатели трудились во славу короля.

Контролер работы мастерской гобеленов. Эта должность может показаться мелкой на фоне остальных, но в условиях XVII века это было совсем не так. Производство гобеленов тогда требовало самых высоких технологий своего времени. Французские гобелены стали глобальным брендом, их экспорт приносил стране огромный доход. Одновременно они играли, конечно же, идеологическую роль. На них обычно запечатлевались моменты славы короля. Даже сюжеты на античные темы — и те воспевали монарха, пусть и в аллегорической форме.

Личный секретарь Кольбера. Это, пожалуй, одна из главных должностей Перро. Он выполнял любые поручения шефа, включая самые щекотливые и даже связанные с финансами. Например, в 1666 году Кольбер создал фонд в 100 тысяч ливров (по тем временам огромная сумма) для поддержки литераторов, работающих на авторитет Людовика XIV. Распоряжался фондом именно будущий сказочник. Причем деньги выделялись не только французским, но и иностранным писателям. Этот же фонд поддерживал и одновременно «завлекал» ученых: многих приглашали работать в Париж, принимая их во Французскую академию.

Братья по академии

Позднее членом Академии наук стал и Шарль Перро. Правда, первым академиком в их семье был старший брат: Клод Перро . Безусловно, это случилось не без поддержки Шарля. Клод был медиком, но не имел каких-либо серьезных научных достижений. К тому времени он больше прославился на ниве архитектуры (на том уровне развития науки ученый мог позволить себе работать в нескольких областях). По его проекту была возведена новая колоннада Лувра, которая и по сей день носит его имя. Трудно представить, что этот проект тоже обошелся без протекции младшего брата: помните, кто был генсеком в Интендантстве королевских построек? Известно, что Шарль лично инициировал участие старшего брата в конкурсе на проект новой колоннады. Став академиком, Клод успешно занимался разными проектами и даже руководил естественным отделением академии. Талантливые и дружные братья имели большие знакомства и, как теперь говорят, были хорошими коммуникаторами.

Входил в это «трио» и брат Пьер , но работал он в основном на общественных началах: у него не было влиятельной официальной должности. Хотя поначалу Пьер вообще был главным в клане Перро. Успешно женившись, он купил (тогда это было в порядке вещей) должность главного сборщика финансов Парижа. А молодой Шарль, недавно получивший диплом адвоката, работал у него приказчиком. Уже тогда три брата активно заводили полезные знакомства, приглашая в свое имение в Вири под Парижем «нужных людей». Израильский историк Одед Рабинович , изучающий эту тему, называет братьев «напористой парижской семьей».

Ирония судьбы

Но в одночасье Пьер обанкротился. Он чудом избежал тюрьмы и был вынужден продать свое дело. Причина в крахе его патрона: суперинтенданта финансов Франции Николя Фуке. Тот вел столь роскошную жизнь, что своими тратами затмевал молодого Людовика XIV, ещё не ставшего «королем-солнцем». К рукам Фуке «прилипало» так много казенных денег, что свалить его оказалось несложно. Это сделал как раз вступивший в должность Кольбер. Процесс над Фуке и его финансистами был показательным, и казалось, что должен был пострадать не только Пьер Перро, но и его партнер и брат Шарль.

Парадоксы истории

Муза истории сделала, как всегда, парадоксальный ход: брат и первый помощник опального финансиста взлетел по служебной лестнице, сразу став помощником самого Кольбера, виновника крушения и Фуке, и Пьера Перро. При этом братья продолжали поддерживать друг друга. Правда, когда Шарль (а это было не раз) просил какую-нибудь должность для своего старшего брата, Кольбер всегда непреклонно отвечал: «Или ты, или он». Оставаясь в тени, Пьер честно трудился во славу монарха Франции, помогая в работе братьям.

Но какой социальный лифт помог Шарлю избежать опалы и взлететь по службе? Та самая прославившая его в веках страсть к сочинительству. Будущий сказочник в 1660 г. написал оду на женитьбу Людовика XIV и Марии Терезии и передал её через цепочку вовремя заведенных «полезных людей» кардиналу Мазарини. Последним звеном в этой цепочке был Кольбер, тогда ещё помощник всесильного, но стареющего кардинала. Перед смертью в 1661 г. Мазарини рекомендовал талантливого управляющего королю. Монарху Кольбер понравился, вступая в должность, он вспомнил про талантливого молодого сочинителя и пригласил его. Великий Мазарини не ошибся, Шарль Перро оказался верным помощником. За 20 лет службы он написал множество од, девизов и прочих «слоганов», возвеличивающих короля-солнце и его политику.

А что же сказки?

Их он начал писать на пенсии. Первая вышла в 1691 г., а сборник с самыми знаменитыми (он называется «Сказки матушки гусыни») появился в 1697. Академик Шарль Перро не считал это большой литературой и даже не указал свое имя. Он приписал авторство книги своему сыну, Пьеру де Арманкуру-Перро. В этом был большой умысел стареющего политика: с помощью сборника сказок он хотел укрепить положение своего отпрыска при королевском дворе, для этого книгу посвятили любимой племяннице короля, принцессе Орлеанской . И «продвинуть» сына ему вроде удалось.

Commons.wikimedia.org

Но все кончилось плохо. При неясных обстоятельствах (то ли в драке, то ли на дуэли) сын Шарля Перро заколол шпагой соседа. Чтобы избежать наказания, отец покупает ему должность лейтенанта в армии, где тот вскоре погибает.

А вот изначально подписанные его именем сказки живы до сих пор, некоторые из них входят в число самых знаменитых во всем мире. Имя академика Шарля Перро впервые появилось на обложке этого сборника несерьезных сказок только в 1724, через 21 год после его смерти.


Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
Подобно тому как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Первым на поприще литературной сказки выступил французский писатель Ш. Перро.
Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и придал им тон, климат, воспроизвел стиль своего времени. В конце XVII в., в период господства классицизма, когда сказка почиталась "низким жанром", он издал сборник "Сказки моей матушки Гусыни" (1697 г.). Благодаря Перро читающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку, Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев. Из восьми сказок, включенных в сборник, семь было явно народных с ярко выраженным национальным колоритом. Тем не менее, они являлись уже прообразом сказки литературной.
Шарля Перро сейчас мы называем сказочником, а вообще при жизни Перро был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Но всемирную известность и признание потомков принесли ему не его толстые серьезные книги, а прекрасные сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода».
В основе сказок Перро - известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.
Первыми его сказками в стихах были «Гризельда», «Потешные желания» и «Ослиная кожа» (1694), которые позже вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697). Не решившись выступить открыто, как создатель произведений «низкого» жанра, он подписал первое издание именем своего сына — Перро д"Арманкур — и от его имени обратился с посвящением к юной племяннице Людовика XIV Елизавете-Шарлотте Орлеанской. Автор "Сказок матушки Гусыни" пересказал их так занимательно и остроумно, что это понравилось даже утонченным придворным короля Людовика XIV.
Многие поучения в сказках вытекают из «программы воспитания» девочек — будущих придворных дам, а также мальчиков — будущих кавалеров двора. Ориентируясь на бродячие сюжеты французского фольклора, Перро придавал им аристократическую галантность и буржуазный практицизм. Самым важным элементом для него была мораль, поэтому он завершал каждую сказку стихотворным нравоучением. Прозаическая часть может быть адресована детям, нравоучение — только взрослым.
Несмотря на длинное, пышное и скучноватое название книга оказалась очень интересной. И вскоре вслед за принцессой многие-многие дети и взрослые узнали удивительные и поучительные истории о трудолюбивой Золушке и о хитроумном Коте в сапогах, о находчивом Мальчике с пальчик и о жестокосердном человеке по прозвищу Синяя Борода, о несчастной принцессе, уколовшейся веретеном и заснувшей на целых сто лет. В России особенно известны семь сказок из этого сборника: "Красная Шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка", "Мальчик с пальчик", "Ослиная шкура", "Спящая красавица", "Синяя борода".
О сказках Ш. Перро так писал И.С. Тургенев: «Они веселы, занимательны, непринужденны, не обременены ни излишней моралью, ни авторскою претензиею; в них еще чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно-чудесного и обыденно-простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла».
Синяя Борода— персонаж сказки Ш. Перро «Синяя Борода» (1697), владелец домов в городе и деревне, больших богатств. Прозвище получил по синей бороде, уродовавшей его. Его жены бесследно исчезали. Он женится на одной из двух дочерей знатной дамы, своей соседки. Уезжая надолго в деревню по делам, Синяя Борода дает жене ключи от всех комнат, запрещая открывать лишь одну из них (в которой висели на стенах тела убитых им прежних жен). Вернувшись, он по следам крови на ключе от этой комнаты понял, что жена туда заходила, и объявил ей приговор за ослушание: смерть. В последнюю минуту ее спасают братья — драгун и мушкетер, пронзив Синюю Бороду шпагами. Далее следуют две стихотворных «Морали», в первой осуждается женское любопытство, во второй утверждается, что подобные мужья встречаются лишь в сказках: «Мужей свирепых нет на свете ныне: / Запретов нет таких в помине. / Муж нынешний, хоть с ревностью знаком, / Юлит вокруг жены влюбленным петушком, / А борода его будь даже пегой масти, / Никак не разберешь — она-то в чьей же власти?».
В основе, пожалуй, самой известной сказки Перро «Красная шапочка» лежит фольклорный сюжет, который ранее литературной обработке не подвергался. Фольклор знает три варианта сказки. В одном из вариантов девочка спасается бегством. Вариантом со счастливым финалом (приходят охотники, убивают волка и извлекают из его брюха бабушку и внучку) воспользовались братья Гримм. Перро заканчивает историю тем, что «злой волк бросился на Красную Шапочку и съел ее».
Так же связаны с фольклором и оригинальны, поставлены на службу задачам века, преследуют цель ввести в круг чтения аристократических салонов Парижа народные истории и другие сказки Перро: «Господин Кот, или Кот в сапогах», «Золушка, или Хрустальная туфелька», «Мальчик с пальчик».
Писатель стремился соотнести каждый сюжет с определенной добродетелью: терпеливостью, трудолюбием, смышленостью, что в целом составило свод этических норм, близкий к народной этике. Но самая ценная добродетель, по Шарлю Перро, — это хорошие манеры: именно они открывают двери во все дворцы, во все сердца. Сандрильона (Золушка), Кот в сапогах, Рикке с хохолком и другие его герои побеждают благодаря учтивости, грации и подходящей к случаю одежде. Кот без сапог — всего лишь кот, а в сапогах — приятный собеседник и ловкий помощник, за свои услуги хозяину заслуживший покой и довольство.
«Кот в сапогах» Ш. Перро — это сказка о том, как кот — плут и пройдоха — сделал своего хозяина, бедного деревенского парня, богачом и вельможей, зятем самого короля. А началось всё довольно заурядно. Кот хитростью изловил кролика и поднёс его королю: «Вот, государь, кролик из садка господина маркиза де Карабаса». Ум и находчивость, бойкость и практичность при всех обстоятельствах — хорошие черты. Основная мысль этой сказки: благородство и трудолюбие — путь к счастью. Шарль Перро, один из создателей литературной сказки во Франции, продолжает в своём творчестве традиции народных сказок, где ум берёт верх в борьбе против несправедливости. В народных сказках обездоленные герои обязательно становятся счастливыми. Такова и судьба сына мельника из «Кота в сапогах».
Ставшая мировым литературным мифом, сказка «Золушка» отличается от народной ее основы и выделяется среди прочих сказок Перро ярко выраженным светским характером. Рассказ значительно причесан, изящество изложения обращает на себя внимание. Отец Золушки — «дворянин»; дочери ее мачехи — «благородные девицы»; в комнатах у них паркетные полы, самые модные кровати и зеркала; дамы заняты выбором нарядов и причесок. Описание того, как волшебница-крестная наряжает Золушку и дает ей карету и слуг, опирается на фольклорный материал, но дано значительно подробнее и «утонченней».
Сказка «Спящая красавица» (точный перевод — «Красавица в спящем лесу») впервые воплотила основные черты нового типа сказки. Сказка основана на фольклорном сюжете, известном у многих народов Европы, написана прозой, к ней присоединено стихотворное нравоучение.
Традиционные сказочные элементы соединяются у Перро с реалиями современной жизни. Так, в «Спящей красавице» царственная бездетная пара ездит лечиться на воды и дает различные обеты, а пробудивший принцессу юноша «поостерегся ей сказать, что платье у нее — как у его бабушки...».
Трудолюбие, великодушие, находчивость представителей простого народа Перро пытался утвердить в качестве ценностей своего круга. Поэтизация этих качеств делает его сказки важными и для современного ребенка.
В России сказки Перро появились в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». В 1866 году под редакцией И.С.Тургенева выходит новое издание сказок, уже без нравоучений. В таком виде, с некоторыми сокращениями и адаптацией, сборник стал выходить для юного читателя и в дальнейшем.
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шарля Перро

Французский писатель-сказочник Шарль Перро появился на свет в семье Пьера Перро, судьи Парижского парламента, в 1628 году 12 числа января месяца. Семья Шарля очень заботилась об образовании детей и мальчик в возрасте восьми лет был отправлен в колледж Бовэ. Историк Филипп Арьес отмечает, что школьная биография Перро – это типичная биография отличника. Ни он, ни его братья (а нужно заметить, что Шарль был 7-м ребёнком в семье) ни разу не были за время обучения биты розгами - по тем временам случай исключительный. Тем не менее, Шарль не доучившись, бросил колледж.

После колледжа Перро брал в течение трех лет частные уроки права и купил, наконец, лицензию адвоката.

В двадцать три года Шарль вернулся в Париж и начал адвокатскую карьеру, но уже вскоре оставил это занятие и устроился клерком к своему брату Клоду Перро, известному архитектору, автору восточного фасада Лувра. Литературная деятельность Шарля Перро началась в то время, когда появилась мода на сказки в высшем обществе. Слушание сказок стало одним из распространеннейших увлечений светского общества.

Однако Перро не сразу решился опубликовать под своим именем сказки и на выпущенной в свет первой книжке сказок значилось имя Перро д’Арманкура, его восемнадцатилетнего сына. Шарль Перро опасался, по-видимому, что даже при всей любви общества к «сказочкам» написание сказок воспринято будет как занятие крайне несерьезное, которое бросает тень своей легкомысленностью и игривостью на авторитет серьезного литератора. А ведь Шарль к этому времени уже пользовался доверием Жана Кольбера, определявшего в области искусств политику двора Людовика XIV. Именно благодаря Кольберу Перро был назначен в 1663 году секретарем Академии надписей и изящной словесности. Мы называем Шарля Перро сейчас сказочником, однако он был известен при жизни как поэт и публицист, а также сановник и академик. Когда Кольбер в 1666 году основал Академию Франции, то брат Шарля Клод Перро вошёл в число её первых членов. Шарль Перро спустя несколько лет был тоже принят в члены Академии и ему было поручено возглавить работу по составлению "Всеобщего словаря французского языка".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


История жизни Шарля Перро – это общественная дейтельность, глубоко личные переживания, политика, которая смешалась с литературой, и, собственно, литература, разделённая на то, что впоследствии прославило Перро в веках, то есть его сказки, и на то, что так и осталось преходящим. В основе многих сказок Шарля Перро лежат известные фольклорные сюжеты. Он просто с присущим ему искристым юмором и талантом изложил их, опустив некоторые незначимые детали и добавив яркие и новые, облагородил язык сказок. Эти сказки больше всего подходили детям, поэтому Перро считается родоначальником детской литературы в мире и литературной педагогики.

Огромная заслуга Шарля Перро именно в том, что автор выбрал из огромнейшей массы народных сказок лишь несколько (хотя и довольно много) историй и окончательно зафиксировал их сюжеты. Перро придал им климат, стиль и тон, характерный для 17 века, но очень личный.

После смерти Кольбера, своего покровителя, в 1683 году Шарль Перро впал в немилость при дворе и потерял пенсию, выплачивавшуюся ему из королевской казны как литератору, а в 1695 году был лишён и места секретаря Академии надписей и изящной словесности.

Из наших современников мало кто знает, что Шарль Перро был очень маститым поэтом во Франции своего времени, был академиком Французской академии, являлся автором знаменитейших научных трудов. Однако признание потомков и всемирную известность ему принесли не толстые и серьезные книги академика, а прекрасные детские сказки, такие, как «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода».

Ему предрекали славу блестящего адвоката или даже судьи. А он мечтал стать прославленным писателем, с серьезными и глубокомысленными произведениями за плечами. В его послужном списке есть трактаты, поэмы, философские размышления, но не они оставили имя Шарля Перро в веках. Он остался великим сказочником, автором бессмертной «Золушки », «Кота в сапогах », «Спящей красавицы ».

Во времена Перро, сказки были чем-то несерьезным. Даже жанра такого не было, истории для детей существовали только в устной форме, каждый рассказывал их на свой лад, добавляя собственных персонажей, детали, повороты сюжетов. Академик и автор многочисленных трактатов Шарль Перро, не признавался в авторстве сказок. Произведения подписывались именем сына – Пьера Перро. И даже в предсмертных мемуарах ни одного слова о «Золушке» или «Синей бороде».

Детство

Будущий сказочник появился на свет в Париже 12 января 1628 года, в весьма состоятельной семье. Отец – Пьер Перро - судья столичного парламента, мать - ПакеттЛеклерк происходила из знатного французского рода и была женщиной очень образованной и богатой. Шарль шестой ребенок в семье, он родился с братом-близнецом Франсуа, который был старше на несколько часов. К сожалению, Франсуа умрет в полугодовалом возрасте.

Шарль растет ребенком шустрым и любознательным. Любимая игрушка в детстве - средневековый замок. Это была большая постройка в рост ребенка, где можно было свободно перемещаться. Шарль часами просиживает внутри замка, представляя себя великим и отважным рыцарем.

Образование

Образованию детей в семье Перро уделяется большое внимание. С ними занимаются не только приглашенные гувернеры и учителя, но и родители. Будущего писателя читать научила мама. Все дети впоследствии поднимутся высоко вверх по служебной лестнице и сделают блестящую карьеру. Сын Жан станет известным юристом, Николя – профессором Сорбонны, Клод – архитектором, который спроектирует Лувр, а Пьер – генеральным сборщиком финансов Парижа.

Младший Шарль до восьми с половиной лет учится дома. Затем родители определяют его в известный колледж Бовэ на факультет искусств. Занимается юный Перро хорошо, известно, что за годы обучения его ни разу не били розгами, это свидетельствует об сверхпримерном поведении и прилежании. Но в 1644 году, на 8 году обучения, после спора с учителем Шарль уходит с урока и в колледж не возвращается. «Он (учитель) приказал мне молчать, на что, поднимаясь с места, я ему ответил, что раз мне не дают отвечать, что раз никто не будет больше спорить со мной, то мне больше нечего делать в классе. Я поклонился учителю, всем ученикам и вышел из класса».

Вместе с Перро уходит и его друг Борэн. Они решают заняться самообразованием и составляют собственный план занятий. Много читают, в списке Библия, Вергилий, Гораций, История Франции, занимаются переводами с латыни, дискутируют. По прошествии лет Перро скажет, что именно эти 3-4 года дали ему очень много в плане образования. Затем Шарль берет частные уроки по юриспруденции и получает лицензию адвоката.

Карьера

По специальности Шарль Перро практически не работает, он успешно защищает два дела, после чего устраивается клерком в архитекторскую контору брата Клода. Дело в том, что умирает отец Перро и никто больше не настаивает на адвокатской практике. Работу с бумагами Шарль успешно совмещает с началом писательской карьеры. Первые произведения выходят длинными, громоздкими, при этом не содержат особого смысла, автор уделяет внимание форме, а не содержанию.

Вскоре Шарль Перро попадает под покровительство могущественного Жана Кольбера, приближенного Людовика XIV, именно этот человек диктуетдворцовую политику в сфере искусств. Кольбер создает Академию изящной словесности и надписей, определяя Шарля Перро туда секретарём. Позднее писатель становится действующим членом этой академии и получает титул дворянина.

На литературном поприще

Шарль Перро мечтает снискать славу серьезного автора, виртуоза пера. Он много работает, создавая одним за другим труды, соответствующие духу времени. Так он пишет трактат «Сравнение древних и современных», где очень живо доказывает, то нынешние авторы ничуть не хуже античных. «За что ценить древних? Только за то, что они древние? Так и мы такие же, потому что в наше время мир более взрослый, да и мы обладаем большим опытом».

  • «Знаменитые», книга, которая стала закономерным продолжением трактата. Это огромный том, где Перро собрал биографии выдающихся французских деятелей 17 столетия;
  • В 1653 году автор пишет пародийную поэму « Стена Трои или Происхождении бурлеска»;
  • В 1687 году создаёт историческую поэму «Век Людовика Великого»;
  • В 1694 году свет увидела сатира «Апология женщин» и повесть «Потешные желания»;
  • В 1703 году Шарль Перро за несколько месяцев до смерти приступает к «Мемуарам»;
  • Также писатель является одним из авторов «Всеобщего словаря французского языка».

Сказочник Перро

При жизни Шарль Перро никогда не упоминал, что именно он является автором сказок. Сначала «Спящая красавица», опубликованная в 1696 году в журнале «Галантный Меркурий», а затем весь сборник «Сказок матушки гусыни» (1697 год) был выпущен под именем Пьера Перро де Арманкура, младшего сына писателя. Де Арманкур – это приставка поместья, принадлежавшего семье.

И только после смерти Шарля Перро, было доказано, что именно он автор сказок. Хотя некоторые были уверены, в писательском таланте сына. Споры на эту тему не утихают до сих пор. Но общепринятым считается факт, что именно Перро-отец автор знаменитых сказок.

Казалось, Шарль не сделал ничего особенного. Он просто пересказал существующие в народе истории, и только одну сказку «Рике с Хохолком» придумал сам. Но сборник еще при жизни Перро разлетался как горячие пирожки. Было подсчитано, что он пользовался большей популярностью, чем нежели «Гарри Поттер» сегодня. Все дело в том, что в 17 веке детской литературы не существовало совсем. Малыши учились читать по книжкам для взрослых. Сказки, пришедшие из средневековья, напоминали больше кровожадные страшилки, чем увлекательные истории и передавались только в устной форме.