Ум в понимании фамусова. Образ Чацкого ("Горе от ума")

  • 17.10.2021

Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзят оценивать сами условия с точки зрения здравого смысла и изменять эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Так, находясь во главе ученого комитета, не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но действительно глупо выменивал на слуг, которые спасали «жизнь и честь» барина, «борзые три собаки», ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь! Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому «умному, бодрому» народу, который только что спас монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить - теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры отчетливо показывают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается, мыслит стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно.Грибоедов не сводит конфликт только к противопоставлению умов, присущих людям разных поколений. Так, например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее всего века будущего, а второй, при всей его молодости, - «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга.Оба героя - и Чацкий, и Молчалин - умны по-своему. Молчалин, сделав успешную карьеру, заняв хоть какое, но место в обществе, понимает ту систему, которая лежит в его основе. Это вполне соответствует его практическому уму. Но с позиции Чацкого, который борется за свободу личности, такое поведение, обусловленное принятыми в обществе стереотипами, не может считаться умным:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…

По мнению Чацкого, действительно умный человек не должен зависеть от других - именно так он и ведет себя в доме Фамусова, в результате чего заслуживает репутацию безумного. Получается, что дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за точкой зрения Чацкого, которая отражает позиции меньшей части общества, право на существование, то необходимо будет как-то отреагировать на нее. Тогда надо либо, осознав ее правоту, меняться в соответствии с новыми принципами - а этого многим делать не хочется, а большинству просто не под силу. Либо надо бороться с противоречащей прежней системе ценностей позицией Чацкого, что и происходит на протяжении второго, третьего и почти всего четвертого действия комедии. Но существует и третий путь: объявить того, кто высказывает столь необычные для большинства взгляды, сумасшедшим. Тогда можно спокойно не обращать внимания на его гневные слова и пламенные монологи. Это очень удобно и вполне соответствует общим стремлениям фамусовского общества: как можно меньше утруждать себя какими-либо заботами. Вполне можно представить себе ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Изгнав его из московского общества, Фамусов и его окружение, по-видимому, на какое-то время почувствуют себя спокойно. Но лишь на недолгое время. Ведь Чацкий отнюдь не герой-одиночка, хотя в комедии он один противостоит всему фамусовскому обществу. Чацкий отражает целый тип людей, обозначивший новое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки. Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума - от житейской мудрости, практического ума, до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины. Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте. В том и сила грибоедовского гения, что показывая события конкретного времени и места, он обращается к проблеме вечной - не только Чацкого, живущего в эпоху накануне «возмущения на Исаакиевской площади», ждет печальная судьба. Она уготована любому, кто вступает в борьбу со старой системой взглядов и пытается отстоять свой образ мысли, свой ум - ум свободного человека.

Меню статьи:

Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.

Семья, детство и юношество героя

Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.

Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.

Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба. По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.

За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.

Характеристика личности

Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.

Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.

Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.

Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.

Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.

Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.

Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.

Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом

Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.

На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.

В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.

Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.


Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.

Чацкий и Соня Фамусова

Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.

В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.


Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.

Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.

Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.

), принадлежит к лучшей части тогдашнего русского молодого поколения. Многие литературные критики утверждали, что Чацкий – резонер. Это совершенно неверно! Резонером можно назвать его только постольку, поскольку автор его устами выражает свои мысли и переживания; но Чацкий – лицо живое, реальное; у него, как и у всякого человека, есть свои качества и недостатки. (См. также Образ Чацкого .)

Мы знаем, что Чацкий в молодости часто бывал в доме Фамусова , вместе с Софьей учился у учителей-иностранцев. Но такое образование не могло удовлетворить его, и он уехал за границу странствовать. Путешествие его длилось 3 года, и вот мы видим Чацкого снова на родине, в Москве, где протекало его детство. Как всякому человеку, вернувшемуся домой после долгой отлучки, ему здесь все мило, все возбуждает приятные воспоминания, связанные с детством; он с удовольствием перебирает в памяти знакомых, в которых он, по свойству своего острого ума, непременно видит смешные, карикатурные черты, но делает это вначале безо всякой злобы и желчи, а так, для смеха, для прикрасы воспоминаний: «француз, подбитый ветерком…», а «этот... чepномазенький, на ножках журавлиных...»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Перебирая типичные, иногда карикатурные стороны московской жизни, Чацкий горячо говорит, что когда

«...постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

Этим Чацкий совершенно отличается от тех молодых людей, которые, возвращаясь из-за границы в Россию, относились ко всему русскому с презрением и восхваляли только все то, что они видели в чужих странах. Именно благодаря этому внешнему сравнению родного русского с иностранным развилась в ту эпоху в очень сильной степени галломания , которая так возмущает Чацкого. У него разлука с родиной, сравнение русской жизни с европейской, вызвали только еще более сильную, более глубокую любовь к России, к русскому народу. Вот почему, попав вновь после трехлетнего отсутствия в среду московского общества, он под свежим впечатлением видит всю утрировку, все смешные стороны этой галломании.

Но горячий от природы Чацкий уже не смеется, он глубоко возмущается при виде того, как «французик из Бордо» царствует среди московского общества только потому, что он – иностранец; возмущается тем, что все русское, национальное вызывает насмешку в обществе:

«Как европейское поставить в параллель
С национальным – странно что-то!» –

говорит кто-то, возбуждая общий смех одобрения. Доходя в свою очередь до преувеличения, Чацкий в противовес общему мнению говорит с негодованием:

«Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев».
………………………
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный, добрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев?» –

подразумевая под «немцами» иностранцев и намекая на то, что в обществе в ту эпоху все говорили между собой на иностранных языках; Чацкий страдает, понимая, какая бездна отделяет миллионы русского народа от правящего класса дворян.

С ранних лет детям давалось иностранное воспитание, которое понемногу отдаляло светскую молодежь от всего родного, национального. Чацкий вскользь иронизирует над этими «полками» иностранных учителей, «числом поболее, ценою подешевле», которым доверялось воспитание дворянской молодежи. Отсюда – незнание своего народа, отсюда непонимание тяжелого положения, в котором находился русской народ, благодаря крепостному праву . Устами Чацкого Грибоедов высказывает мысли и чувства лучшей части тогдашнего дворянства, возмущавшегося несправедливостями, которые влекло за собой крепостное право, боровшегося с произволом заядлых крепостников. Чацкий (монолог «А судьи кто?..») яркими красками изображает картины такого произвола, вспоминая одного барина, «Нестора негодяев знатных», обменявшего нескольких из своих верных слуг на трех борзых собак; другого, – любителя театра, – который

«На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»; –

он заставил «всю Москву дивиться их красе». Но потом, для того, чтобы расплатиться с кредиторами, распродал поодиночке этих детей, изображавших на сцене «амуров и зефиров», разлучив их навсегда с родителями...

Чацкий не может спокойно об этом говорить, душа его возмущается, сердце болит за русский народ, за Россию, которую он горячо любит, которой он хотел бы послужить. Но как служить?

«Служить бы рад – прислуживаться тошно», –

говорит он, намекая на то, что среди множества государственных чиновников он видит лишь Молчалиных или таких вельмож, как дядя Фамусова Максим Петрович.

Сюда, я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»

В этом бурном порыве отчаяния видна вся пылкая, неуравновешенная, благородная душа Чацкого.

Вывод : взгляды Чацкого и фамусовского общества на многие вопросы противопоставлены, поэтому их конфликт неизбежен. В пьесе происходит столкновение несовместимых взглядов, идей, сконцентрированных в характерах Чацкого и Фамусова. Однако все-таки существуют вопросы, по которым позиции Чацкого и Фамусова в целом близки: это отношение к иностранному, к «офранцуживанию» уклада русской жизни, чувство патриотизма.

5. Как изображается в комедии «век минувший»? Какова позиция автора и как она воплощается? («Век минувший» изображается сатирически.)
Слово учителя 1

Сатирически изображены характеры персонажей - представителей «века минувшего».

К примеру, обыгрывается тема женского диктата (диктат - требование, навязываемое для немедленного выполнения), связанная с темой обреченности, исчерпанности «века минувшего»: деградация воли, энергии, силы (мужчины сатирически рисуются как «прямые канцлеры в отставке - по уму»).

Сатирическая направленность изображения «века минувшего» реализуется и в языке комедии. Смешение иностранных и просторечных слов, некстати употребляемая военная терминология, неправильно построенные фразы, характерное «-с» (сударь), штампы, канцеляризмы, употребление слов, значение которых не известно говорящему критику, - все это усиливает критику «века нынешнего».

Обратимся еще раз к первому эпиграфу урока: «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» Можно ли согласиться с автором и назвать всех представителей фамусовского общества «глупцами»? (Конечно, нет. И прежде всего, нельзя так сказать о Фамусове: суждения его подчас метки, остроумны, действия обдуманны - проверка домашнего задания 3-й группы - характеристика Фамусова.)

В цитируемых словах - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» - безусловно, присутствует некоторая доля лукавства Грибоедова, объясняющего подлинную сложность жизненного конфликта пьесы. Речь идет не о противостоянии глупости и здравого смысла, а о разном понимании «ума».

В произведении Грибоедова слово «ум» встречается достаточно часто, причем оно звучит и в речи Чацкого, и в речи представителей фамусовского общества.

Понятие «ума» в комедии неоднозначно. Существует два типа ума: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого, или, говоря словами Фамусова, «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Какое содержание вкладывают герои Грибоедова в эти понятия? (Проверка домашнего задания 4-й группы.)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ


Ум в понимании Фамусова

Ум в понимании Чацкого

1. Ф а м у с о в с ч и т а е т с е б я и с в о е

о к р у ж е н и е о ч е н ь у м н ы м и

л ю д ь м и:

А? как по-вашему?

По-нашему - смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

2. Ф а м у с о в о м а д а м Р о з ь е:

Умна была: нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

3. Ф а м у с о в о Ч а ц к о м:

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким

Ученые - вот чума, ученость - вот

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел,

и мнений.
Вывод: ум для фамусовского общества - это умение сделать карьеру, добиться чина, жить по правилу: «и награжденья брать, и весело пожить». Ум фамусовского общества - ум практический, житейский, изворотливый.


1. Ч а ц к и й п р о у м М о л ч а л и н а

г о в о р и т с и р о н и е й:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..
Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

2.Ч а ц к и й о б у м е:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется -

враг исканий,

Не требуя ни мест,

ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий

познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и

прекрасным, -

Они тотчас: - разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!

Вывод: ум Чацкого - это ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлениями искать блага не для себя, а для отчизны. Для Фамусова это ум бунтовщика, «карбонария», причем Фамусов оценивает так не действия Чацкого, даже не сами его высказывания, а именно склад ума. Вот почему в его восприятия ум Чацкого - это безумие.

6. Какова же главная причина общественного конфликта комедии? (Противоположные взгляды, идеи героев, разный склад ума.)

7. В заглавии комедии заявлено отношение Грибоедова к своему герою. Ведь не случайно драматург изменил первоначальное название произведения - «Горе уму». В чем разница? (Изменение грамматической формы слова влечет за собой кардинальное изменение смысла: горе (кому?) уму - горе умному человеку, носителю ума. В первоначальном варианте само название звучало как приговор всякому уму на все времена. Совсем на другое нацеливает нас окончательный вариант: горе (от чего?) - каковы причины горя? Так, уже в названии сконцентрирована философская направленность комедии.)

8. Как вы понимаете смысл названия комедии «Горе от ума?» (Ум Чацкого (ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для отчизны, - положительное качество личности!) приносит ему самому горе, заставляет страдать.)
Слово учителя 1

Мы уже говорили, что жанр «Горя от ума» - комедия. Предлог «от» привносит в ее название оттенок иронии, углубляющий идею произведения. Подспудно возникает вопрос: «Если Чацкий такой умный, почему он такой несчастливый?»

Горе Чацкого не только в том, что он чужой в том обществе, в котором живет. Плохо главному герою прежде всего с самим собой, потому что он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, и не думать об этом. Именно ум Чацкого заставляет его страдать: герой страдает, потому что... мыслит. Об этом писал не только Грибоедов, но и Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Через несколько десятков лет Достоевский скажет: «Страдание и боль - признак великого сердца». Эту мысль автора совершенно ясно и отчетливо понял И.А. Гончаров, когда в статье «Мильон терзаний» написал, что роль Чацкого - «страдательная».

9. Почему Грибоедов отказался от первоначального замысла создать пьесу в пяти действиях? Почему в его комедии только четыре действия и нет традиционной развязки?

(Грибоедов не мог знать, какие конкретно черты приобретет в будущем борьба между «веком нынешним» и «веком минувшим» (время создания комедии - 1824 г.), он лишь верил в грядущую победу разума, добра, просвещения.

Вот почему и в самой сюжетно-композиционной структуре пьесы все это было невольно отражено - ведь ее сюжет развивается не под влиянием начала или конца этой борьбы. Конца не было еще в самой действительности. Не могло быть его, следовательно, и в пьесе, которая реалистически отражала конкретные формы этой борьбы. Пьеса в этом смысле заканчивалась как бы на полуслове. Острый, конфликтный диалог между Чацким и Фамусовым оборван. Но он продолжается, он спроецирован в будущее - это диалог, всегда возникающий на рубеже эпох, при смене мировоззрений...) 1
V . Домашнее задание по группам - подготовиться к семинарскому занятию по вопросам, заранее данным на карточках 14 и 15.

Карточка 14 (вопросы для 1 группы)

Загадка Софии Фамусовой

1. Кто, по-вашему, София: единомышленница Чацкого или защитница нравов фамусовского общества?

2. Что общего в отношении Софии и Чацкого к любви? Почему София предпочла Чацкому именно Молчалина?

3. Почему при всех своих положительных качествах героиня не только не любит Чацкого, но становится его гонительницей, ранит его больнее всех других?

5. В финальной сцене комедии София обращается к Чацкому со словами: «Не продолжайте, я виню себя кругом...» Как вы думаете, в чем винит себя София Фамусова?

6. Сопоставьте три характеристики, данные Софии Фамусовой А.С. Пушкиным, И.А. Гончаровым и Ю.Н. Тыняновым. Какая из них вам кажется наиболее верной? Докажите свое мнение. Запишите в тетрадь выбранную вами цитату.

А.С. Пушкин в письме А.А. Бестужеву (конец января 1825 г.): «София начертана не ясно».

И.А. Гончаров: «...София Павловна вовсе не так виновна, как кажется. ...Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

Ю.Н. Тынянов считал, что София - «главный представитель» общества, с которым Чацкий «в противуречии», главная виновница «мильона терзаний» героя.

Карточка 15 (вопросы для 2 группы)

Смешон или страшен Молчалин?

1. Кому из героев, почему и до конца ли удалось разгадать Молчалина?

2. Чего больше в характеристике, данной Молчалину Чацким, - гнева, недоумения, неприятия?

3. Каков Молчалин в представлении Софии и какой он на самом деле?

4. В чем современность образа Молчалина?

5. Можно ли сказать, что и сейчас «молчалины блаженствуют на свете»?

6. Сопоставьте разные высказывания о Молчалине. Какое из них вам ближе? Аргументируйте свою мысль. Запишите в тетрадь выбранную вами цитату.

Д.И. Писарев: «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру» и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»; пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...»

Н.В. Гоголь: «Молчалин...замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди, но в котором, по словам Чацкого, готовится будущий Загорецкий».

М.Е. Салтыков-Щедрин: «О счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не торопясь, переползают из одного периода истории в другой, никому не бросивши слова участия, но и никого не вздернувши на дыбу... Никто ими не интересуется, никто не хочет знать, делают они что-нибудь или просто сидят и бьют баклуши, никто не трепещет и не благоговеет перед ними.., какой прекрасный, блаженный удел!»

Ф.М. Достоевский: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притвориться святым».

В.И. Немирович-Данченко: «Современный нам век расплодил несметное количество Молчалиных. Едва ли не из всех типов «Горя от ума» это самый сильный, самый живучий, самый липкий, самый производительный... Молчалин удержался на ногах целых три четверти века. Чацкий не смог уничтожить его».

УРОК 32

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В КОМЕДИИ.

ЗАГАДКА СОФИИ. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
ХОД УРОКА
...С такой душой любим!?.

А.С. Грибоедов
I. Слово учителя.

Герои, о которых пойдет речь сегодня на уроке, по возрасту принадлежат к молодому поколению, они живут в «веке нынешнем». Каковы их взгляды, идеалы, стремления? Почему они оказались в лагере «века минувшего»? Чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем урок-семинар, в ходе которого вы будете делать записи основных мыслей. В результате урока у вас накопится материал для предстоящего сочинения.
II. Обсуждение вопросов 1 группы («Загадка Софии Фамусовой»).
Слово учителя 1

София, пожалуй, самый загадочный образ во всей комедии. Ее имя (в переводе с греческого языка - «мудрость») - ключ к тайне ее характера. Имя «София» (автор использует написание «София» - высокий стиль) традиционно для русской комедии ХVIII - начала ХIХ в. (от Фонвизина до Пушкина), но Грибоедов нарушил традиционную положительность главной героини. Вероятно, этим в какой-то степени объясняется и недоброжелательный отзыв о ней Пушкина. София Павловна начертана не «не ясно», а непривычно с точки зрения канона (классицистического и даже романтического): она романтична и расчетлива одновременно. Пушкина, как писателя и поэта, видимо, не привлекала противоречивость в женщинах: его положительные героини, начиная с Людмилы из ранней, всем известной поэмы «Руслан и Людмила» и кончая капитанской дочкой Машей Мироновой, - натуры цельные и благородные. Его любимая героиня из «Евгения Онегина» - Татьяна Ларина - станет «милым идеалом» поэта именно благодаря цельности своей натуры. Соединения положительного и отрицательного в пушкинских героинях мы, пожалуй, не найдем. Вот почему и в Софии Фамусовой Пушкин видит одномерность, причем отрицательную, но это скорее дело писательского вкуса.
III. Обсуждение вопросов 2 группы («Смешон или страшен Молчалин?»)

Составление таблицы «Каков Молчалин в представлении Софии и каков он на самом деле».
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТАБЛИЦЫ


Каков Молчалин в представлении Софии?

Каков Молчалин на самом деле?

1. Почтительный, робкий, скромный, тихий.

2. Романтический герой.

3. Самоотверженный: «Молчалин за других себя забыть готов...», уступчивый, «враг дерзости».

4. «...в бедности рожден...»

5. «И на душе проступков никаких...»

Для Софии важна душа, а не богатство или чины; ей кажется, что его душу маленького человека можно любить.


1. Циничный, лицемерный, лживый.

2. Отъявленный подлец.

3. Молчалин все делает только ради своей выгоды.

4. «Дойдет до степеней известных» (уже сейчас он «заполучил» чин 8 класса, дающий право на потомственное дворянство).

5. Душевная пустота, безнравственность.

Слово учителя

Один из наших современников 2 утверждает, что слова Молчалина «И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека!» - это ложь. Попробуем обосновать эту мысль.

Ложь состоит в том, что не он поступает в угоду ей, а она на каком-то этапе нужна ему, чтобы использовать ее заступничество, ее расположение и идти дальше за новыми блестящими победами, чтоб «награжденья брать и весело пожить». Молчалин - оборотень. И в этом качестве герой уже не смешон, а страшен.
IV. Слово учителя.

Интересна история сценической интерпретации роли Молчалина. Первые исполнители роли Молчалина (Д.Т. Ленский, И.И. Самарин, И.И. Монахов) явно принижали этот образ, играли его карикатурно, что противоречило утверждению Грибоедова: «Карикатуру ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». В их представлении Молчалин - персонаж с «мелкими страстями», подхалим.

Выдающимся событием на русской сцене стал спектакль Малого театра 1938 г. В нем роль Молчалина сыграл Г.М. Терехов. Его Молчалин имеет выдержку, волю, ум; в нем ощущается скрытая сила; страсти, жадные и жесткие, затаенно бушуют в его груди. О таких Молчалиных - стихотворение современного поэта Ф. Кривина:
Молчалины

Молчалину невмоготу молчать,

Лакействовать, чужих собачек гладить,

Невмоготу с начальниками ладить,

На подчиненных кулаком стучать.

В нем тайно совершается процесс,

Невидимый, но давний и упорный,

Сейчас он встанет, выразит протест,

Оспорит все, что почитал бесспорным,

Куда там Чацкому, герою громких фраз,

Которые достаточно звучали!

Но ждите, слушайте,

Настанет час,

Придет пора - заговорит Молчалин!

Нет, не придет...

Он знает их тщету, -

Всех этих фраз, геройства и бравады.

Молчалину молчать невмоготу.

Но он смолчит, минуя все преграды,

И будет завтра так же, как вчера,

Держать свое бунтарство под запретом.

Когда со сцены уходить пора,

Молчалиным не подают карету.
В спектакле (1962 г.) Ленинградского (ныне Петербургского) Большого драматического театра, поставленном Г.А. Товстоноговым, Чацкого играл Сергей Юрский, Молчалина - Кирилл Лавров. Лавров-Молчалин явно превосходит Чацкого своей проницательностью, основательностью, заставляет пасовать соперника, горд и уверен в себе: он не в будущем, а уже сейчас «блаженствует» на свете, торжествует победу над Чацким.

Таковы многообразные сценические решения этого образа грибоедовской комедии. Они говорят о возможности его различного прочтения и интерпретации, о его многогранности и неисчерпаемости, о неувядаемом гении Грибоедова и бессмертии его творения.
Домашнее задание.

Подготовить аргументированный устный ответ на вопрос «Кто же Чацкий - победитель или побежденный?».

Каждое новое поколение по-своему прочитывает произведения русской классики. Комедия Грибоедова не исключение. Она остро нуждается в современном прочтении. Как сделать так, чтобы комедия вызвала живой отклик у сегодняшних школьников? Как помочь девятиклассникам найти свой путь к пониманию произведения? Один из вариантов - построение разговора о комедии в технологии педагогической мастерской, где сочетаются учение, общение и творчество.

Мастерская проводится в два этапа, которые делятся по времени: первая часть - это второй урок по комедии (в зависимости от того, как изучалась биография писателя), вторая часть - это предпоследнее занятие.

Учащимся заранее предложено вести записи своих и чужих наблюдений. Это одно из необходимых условий работы, так как эти записи являются основой для создания последующих устных и письменных высказываний.

Мастерская по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Персонажи «Горя от ума» на постаменте памятника А.С. Грибоедову в Москве.

Часть I

Ум мнимый и ум подлинный

Первая часть мастерской даёт возможность поразмышлять над понятием “ума” в разные эпохи, ввести в лексикон учащихся разные нравственные понятия, позволяет сделать проблему личностно значимой.

I. Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни.

  1. Допишите, объясняя, что делает человека умным.
    Умный человек - это …
  2. Работая в паре:
    а) сравните свои определения;
    б) предложите общее определение ума;
    в) подберите антонимы к слову “ум”.

Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи, слушая одноклассников.

Из записей учащихся

  • Человек, обладающий большим объёмом знаний и способностей.
  • Тот, кто сначала всё взвешивает, а потом решает, что делать.
  • Не только много знающий, но и умеющий правильно использовать свои знания.
  • Человек с хорошо развитым мышлением.
  • Тот, кто знает много интересного и может выйти из сложной ситуации.
  • Сообразительный и нестандартно мыслящий.
  • Расчётливый, знающий, умеющий рассуждать.
  • Человек с большим жизненным опытом, который быстро соображает.
  • Это сильная личность, учащаяся не только на своих, но и чужих ошибках.
  • Кто наделён не только знаниями, но и разумом, высокими духовными качествами.
  • С большим объёмом знаний, эрудированный.

Ум - это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях.

Антонимы к слову “ум”: глупость, недомыслие, тупоумие, малое знание, неразумность, идиотизм, бестолковость, ограниченность, недалёкость.

II. Первоначальное название комедии - «Горе уму». Об уме и сумасшествии в комедии говорят все. Поразмышляем о главных героях комедии - Фамусове, Чацком, Софье, Молчалине.

(Класс делится на четыре группы. Учитель напоминает порядок работы в группе: все должны быть включены в работу, и между членами группы должны быть распределены обязанности: кто-то записывает, кто-то готовится к выступлению, кто-то готовит вопросы другой группе.)

Задания группе

а) Рассмотрев иллюстрации к комедии, выберите ту, на которой ваш герой изображён наиболее выразительно и убедительно.
б) Если ваш герой умный, то попробуйте доказать это или опровергните (работа с текстом и собственные комментарии).
в) Выберите одну сцену, которая доказывает вашу точку зрения, и разыграйте её в лицах.

По ходу выступления групп слушающие записывают главное и пишут вопросы к группе или возражения.

III. Продолжаем работу в группах.

  1. Из положенных на парты определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем. (Предлагаются определения таких понятий как “прагматизм”, “конформизм”, “карьеризм”, “расчётливость”, “рационализм”, “угодничество”, “подхалимство”, “приспособленчество”.)
  2. Обсудите в группе и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный. Кто счёл бы его умным и почему?
  3. Выступление от группы.

Из конспектов в тетрадях разных групп

Фамусов

Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.

Ум Фамусова - ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, приспособленчества, преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”.

Софья

Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.

Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.

Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).

В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.

Ум для Софьи - залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.

Молчалин

“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).

Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.

Молчалин - глупец для Чацкого, но и Чацкий - глупец для Молчалина.

Чацкий

“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”.

“Вольнодумный”; слишком умён - “набрался новых правил, новых идей”.

В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.

Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.

Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума».

IV. Сформулируйте вопросы, которые ещё остаются без ответа или появились теперь. (Вопросы записываются на доске .)

Кто умнее - Чацкий или Софья?
Зачем Молчалин обманывал Софью?
Если Софья умна, то как Молчалин мог ввести её в заблуждение?
Любит ли Софья Молчалина по-настоящему?
Понимала ли Софья Чацкого, верила ли в его чувства?
Каков истинный характер Софьи?
Кого можно считать более умным - Чацкого или Молчалина?
Кто на самом деле умный?
Нужно ли доказывать глупым людям что-либо? Как это сделать?
Хор Почему Чацкий не смог изменить хотя бы одного человека из фамусовского общества?
Почему общество не принимает ярких людей?
Может быть горе от любви?
Почему Чацкий, если он умный, пытался внушить свои мысли фамусовскому обществу?
Если бы Чацкий относился к людям мягче, его мнение приняли бы?
“Горе от ума” кому: Чацкому или обществу?
Почему умный человек отвергнут и обществом, и любимой девушкой?
Почему Грибоедов ставит умных людей в глупое положение?

Пояснение для учителя. Вопросы очень разные. Они показывают, что у кого-то из учеников идёт внешнее понимание сюжета, кто-то выходит на понимание конфликта пьесы, на особенности жанра, на глубинное объяснение героя с точки зрения автора, а не со своей собственной. Вопросы позволяют выйти на следующих уроках к проблемам комедии, к особенностям жанра.

Домашнее задание. Письменная работа: выберите для названия работы один из вопросов.

Часть II

Разве уму горе?

Перед мастерской дано индивидуальное домашнее задание : “Душа здесь у меня каким-то горем сжата…” Найдите, в каких сценах видно, что душа Чацкого “горем сжата”, и какое это горе. Это задание лучше дать сильному ученику, который сможет соединить эмоциональный уровень (горе от непонимания, отсутствия родной души, от одиночества) и философский уровень поставленного вопроса.

I. Сам о себе Чацкий говорит: “Ум с сердцем не в ладу”. Подумайте, бывало ли так у вас.

II. “Всё, что говорит он, - очень умно…” - писал А.С. Пушкин о Чацком. Учтём его мысль. Посмотрите на название комедии и задайте к нему вопросы. (Индивидуально или в парах.) Примеры вопросов: Какому уму горе? Уму ли горе? Где видно горе? Чьё горе? Из-за чего уму горе?..

III. а) Выберите вопросы, на которые помогает ответить материал таблицы об идеалах Чацкого и фамусовского общества. (Воспользуйтесь таблицей, составленной в домашнем задании к предыдущим урокам.)

б) Идеалы Чацкого характеризуют его как человека… (продолжите предложение).

в) В группах по четыре-шесть человек прочитайте свои ответы. Приготовьте общий ответ от группы.

  • Идеалы Чацкого характеризуют его как человека “возвышенных” мыслей о чести, долге, совести, благородстве, человека подлинного, высокого ума, ищущего истину и служащего преобразованию жизни.
  • Он странен для них, фамусовское общество не устраивают его взгляды на вещи.
  • Он отвергает сами основания их жизни. Для Чацкого они безнравственны.
  • С одной стороны, Чацкий страшен для них, они боятся его, с другой стороны, желают потешиться над ним, утвердить своё превосходство и создают страшную сплетню.

г) Дополним свои наблюдения прямым высказыванием на этот счёт автора. В письме к П.А. Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

IV. Сравнение двух точек зрения. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров об уме Чацкого. (Цитаты проецируются на экран или раздаются на парты.)

А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву , написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: “В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и доб­рый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…”

В статье «Мильон терзаний» , посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: “…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”

Задание группам. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите.

Из записей в тетрадях

  • Чацкий зря тратит силы, фамусовское общество не способно его понять, они не хотят и не будут меняться…
  • “Метать бисер” стоит, а иначе лучшие идеи навсегда останутся без приложения. Молчать безнравственно…

V. Прочитайте высказывания литературоведов, отыскивая возможные ответы на неясные вопросы.

“Прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные, со светской точки зрения, положения так же совместимы с поведением декабриста, как и резкость, гордость и даже высокомерие” (Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. Бытовое поведение как историко-психологическая категория).

“«Ум» для Пушкина был не просто синонимической заменой того, что можно было бы назвать «интеллектуализмом» - «ум» был для него и категорией нравственной. Речь при этом шла о духовном мире, духовном облике человека в целом, так характеризовалась личность…” (Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы).

“Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но и способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют…

…Ум, который лишь приспосабливается к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно…” (Крупчанов А.Л. А.С. Грибоедов).

“В грибоедовское время…«ум понимался широко» - как вообще интеллигентность, просвещённость, культурность. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей - и ещё определённее - о члене тайного политического общества, будущем декабристе” (Орлов В., А.С. Грибоедов и его комедия).

VI. Выступление ученика c индивидуальным домашним заданием на тему «Каким горем сжата душа Чацкого?». (Тезисы выступления записываются слушателями.)

VII. Выберите и запишите название своей письменной работы.

  1. Я согласен с…(Чья точка зрения мне ближе: А.С. Пушкина или И.А. Гончарова?)
  2. “Да, мочи нет: мильон терзаний…”
  3. Напишите несколько тезисов в подарок человеку, пишущему сочинение на тему «Ум подлинный и ум мнимый в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”».

Некоторые фрагменты ответов

  • …Чацкий бессмысленно тратил своё время, не понимая, что он просто “рассыпал бисер” перед фамусовским обществом, люди в котором интересуются лишь чинами, богатством и развлечениями. Его никто не слушает, не понимает…
  • Чацкий - белая ворона…
  • Таким, как Чацкий, никогда не будет оказано достаточно внимания, они всегда будут одиноки…
  • Чацкий один осознаёт всю пошлость и глупость общества, он оказывается выше этих людей по уму, но горе в том, что он один…
  • Чацкий - искренний, порядочный, честный человек, однако не слишком умён, потому что пошёл на фамусовское общество с “открытым забралом”, а надо было действовать иначе…
  • Он бесхитростный, “открытая душа”, что думал, то и говорил, чем очень отличался от фамусовского общества, где каждый изворачивался, хитрил и врал, доказывая свою правоту, Чацкий очень раздражал окружающих. Он оказался лишним в этом обществе…
  • Он был влюблён, и поэтому его чувства преобладали над разумом, его захлёстывали эмоции, у него “ум с сердцем не в ладу”...
  • Чацкий никогда не заявляет, что он - умный, и это лишь подтверждает, что он по-настоящему умён…
  • Чацкий вспыльчив, резок, выступает один против общества, что заведомо проигрышно…
  • Горе в том, что умный человек пытается ограниченным, не интересующимся ничем новым людям объяснить совершенно непонятные им вещи…
    Горе в русской действительности: побеждает всегда не тот, кто умён, а тот, кто хитёр или богат. Это похоже на ситуацию в нашей стране…
  • Горе - большому уму, так как его никогда не признают и выбрасывают из общества…
  • Горе уму Чацкого, так как он растрачивает свои силы и способности зря…
  • Для фамусовского общества иное понятие ума и здравомыслия, в их глазах любовь, богатство, образование, служба, идеалы видятся иначе. С их уровнем развития они просто не могут и не хотят понять нового человека, поэтому в фамусовском обществе Чацкий - лишний…
  • Чацкий - побеждённый, так как он разочаровался в Москве, не обрёл любовь, не смог изменить общество…
  • Чацкий не победитель и не проигравший, хоть он и не смог убедить всех в своей правоте, он не перешёл на их сторону, а остался при своём мнении…
  • Я считаю, что Чацкий - победитель, так как он всех “испугал” своим умом и соображением, хотя фамусовское общество это до конца не осознало…
  • По-моему, Чацкий прекрасно знал, с кем имеет дело и с кем ведёт спор; он понимал исход и последствия своих речей… Я считаю, что это поступок победителя. Он ушёл, а они остались со своими сплетнями, заговорами. Это пример того, что общество никогда не принимает умного человека, а всегда остаётся в своей пустой и приземлённой жизни, в основе которой лежит материальное благополучие…

Рефлексия

Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на прошедшей мастерской: “Что было важно…”, “Когда было трудно…”, “Что понравилось…”

Из записей на рефлексии
Что было важно…

  • Я чувствовала, что в воздухе витает напряжение, когда мы задавали друг другу вопросы. Возможно, это был самый важный момент работы, потому что мы учимся и слушать, и слышать, и отстаивать своё мнение.
  • Мне кажется, что самый важный момент в мастерской был, когда мы долго пытались доказать, что Чацкий самый умный, а на экране появился слайд с текстами Гончарова и Пушкина, и наш спор повернулся в другую сторону.
  • Мне важно было понять, каков наш герой, найти ответы на вопросы.

Когда было трудно…

  • Отстаивать свою точку зрения не так уж и просто, подчас мы не можем найти общий язык.
  • На мастерской было много интересных идей… мне было сложно понять Чацкого.
  • Я так и не поняла, каков истинный характер Софьи.
  • Мне было трудно, когда во время выступления мне пытались внушить другую точку зрения, а у меня была своя, я растерялся.
  • Дискомфортным был момент, когда все перебивали друг друга, пытались высказать своё мнение вне очереди, потому что тяжело было сосредоточиться.

Что понравилось…

  • В группе можно узнать мнение других и внести свой вклад в общее дело.
  • На мастерской понимаешь, чего хотят другие, их ощущения, эмоции, впечатления.
  • Здорово, когда каждый может привнести что-то новое, запоминающееся, свежий взгляд.
  • Мне понравилось, что можно обсудить чужое мнение и выслушать комментарий по поводу своей работы. В группе нужно прислушиваться к мнениям других, учитывать пожелания и советы и ни в коем случае не перебивать друг друга. Этого нашей группе не хватало.
  • Больше всего мне понравилось, что комедия ставит такие вопросы, на которые каждый может ответить по-своему.
  • Мастерская позволяет свободно выражать мысли.
  • Мне понравилось, что можно критиковать высказывания других, даже Пушкина.