В чем особенность проблематики пьесы старший сын. Анализ произведения «Старший сын

  • 26.06.2020

Александр Алёхин, 1 – сценарный.

Анализ литературного произведения.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын».

На мой взгляд, для более точного понимания пьесы «Старший сын», её необходимо рассматривать в контексте личной биографии Вампилова. Ведь поставленная в пьесе проблема «отцовства» или даже скорее «безотцовщины» имеет непосредственное отношение к автору. А.В. Вампилов сам рос без отца (его арестовали, а затем он был расстрелян), и потому представленные в пьесе отношения между «сыном» и «отцом» были очень важны и для самого автора и так точно, пронзительно показаны им. И потому же можно говорить о том, что Бусыгин эта проекция личных чувств и переживаний, очень важных для Вампилова. И по этой же причине главный герой в «случайном» отце находит родного, близкого человека.

Но начнем по порядку. В первую очередь мы должны понять каков же жанр этой пьесы. Сам автор определяет её как комедию. И большая часть первого действия соответствует этому жанру. Перед нами разворачивается множество нелепых ситуаций, построенных на классическом несоответствии, подкрепленных забавными репликами героев. То незадачливые герои пропускают электричку, то начинают посреди ночи проситься ко всем подряд переночевать. Можно даже сказать, что в основном комедийную составляющую на протяжении всей пьесы берет на себя Сильва. Ведь именно «благодаря» ему происходит основное, завязочное событие, а именно представление Бусыгина старшим сыном. Также комедийно, даже эксцентрически выстроена сцена «пряток» героев от Сарафанова, и то, как Бусыгин подслушивает на кухне его разговор с Васенькой.

Однако в середине первого действия после знакомства Бусыгина и Сарафанова жанр пьесы по нарастающей начинается трансформироваться из комедии в драму. Когда герой понимает, что Сарафонов несчастный человек, которому очень нужен родной, близкий человек. Здесь нам открывается вся драма этого маленького человека. Он боится, что дети его бросят, что он останется один. Вся надежда теперь на Бусыгина, на «старшего сына». Он хватается за него, как за спасательный круг. А Бусыгин в свою очередь стыдится своего обмана, и сам находит в этом человеке родного человека, отца, которого у него не было. Очень точна и пронзительна реплика Бусыгина, когда он пытается сбежать и говорит Сильве: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» . Здесь, конечно, уже мало чего остается от комедии. Перед нами разворачивается семейная драма, хотя всё же и не лишенная местами комедийных моментов.

Своего наибольшего накала драматическая составляющая пьесы достигает в сценах, когда в дом приходит жених Нины, Кудимов, а затем все уходят, кроме Бусыгина. Здесь нам открывается в полной силе всё отчаяние Сарафанова, его страх перед одиночеством.

«Сарафанов: Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!» .

А затем все возвращаются и остаются с отцом. Заканчивается пьеса, как сказали бы сегодня «хэппи эндом», характерным как раз для комедии, то есть пьеса начинается и заканчивается как комедия, но как раз внутри, в основной части разворачивается настоящая драма. Поэтому всё же можно определить жанр данной пьесы, как трагикомедия. И в таком подходе к жанру, можно сказать, Вампилов близок к Чехову, пьесы которого также зачастую начинаются как комедии (и также определялись самим автором, как комедия), а затем превращаются в трагедию.

Теперь проследим линию развития главного героя, Бусыгина. Уже в начале пьесы мы узнаем, что он рос без отца, что, конечно же, будет иметь важнейшее значение в дальнейшем развитии действия. Тем не менее, главный герой представляется нам в начале, как эдакий оболтус, он гуляет с девушками, выпивает с незнакомыми людьми (ведь выясняется, что с Сильвой он познакомился в этот же вечер). Словом, обычный нахальный молодой человек.

Но после того, как он знакомится с Сарафановым, Бусыгин открывается нам с совершенно другой стороны. Он проявляет внимание, участие к несчастному отцу семейства. В какой-то момент он уже не просто изображает старшего сына, а становится самым что ни на есть настоящим сыном Сарафанова. Он находит в этом человека отца, которого у него не было.

С другой стороны, и это также говорит о его благородном характере, он всё время, всё больше и больше, стыдится своего обмана, поэтому постоянно норовит поскорее исчезнуть из этого дома. Однако всё время что-то его останавливает. Это «что-то» и есть как раз чувство близости, родства, которое Бусыгин испытывает к Сарафанову.

Параллельно развиваются отношения Бусыгина с его «сестрой» Ниной. Бусыгин невольно влюбляется в девушку. Да и она тоже. Но нелепость его положения (которая превращается затем почти в трагическую сложность), конечно, не позволяет ему никак признаться в любви. И в связи с этой любовной линией интересен вопрос, а из-за кого на самом деле Бусыгин остается всё время в этом доме, из-за «отца» или из-за «сестры»? Ведь ответ на этот вопрос совершенно с разных сторон осветит нам Бусыгина. Если из-за «отца», то это, можно сказать, интерес чистый, духовный, если же из-за «сестры», тогда Бусыгин автоматически становится корыстным и не очень-то хорошим человеком. Однако тем и прелестна пьеса Вампилова, что, по сути, она очень жизненна и человечна, а в жизни не бывает каких-то однозначных ответов. Так что правильно будет сказать, что удерживают его они оба.

Также любовная линия несет особую, важную функцию в пьесе. Во-первых, она поддерживает комедийную составляющую пьесы, а во-вторых, она не позволяет превратиться герою в совсем уж эдакого благородного, во всём правильного персонажа типа соцреалистического. Благодаря этому, Бусыгин становится как-бы человечнее, приземлённее. Ведь, в конце концов, он какое-то время пользуется тем, что он «старший брат» Нины.

В конечном итоге, Бусыгин находит всё самое ценное – любовь в лице Нины, и близкого, родного человека, отца (на сей раз без кавычек) в лице Сарафанова. Проникнувшись искренним чувством к этой семье, он, можно сказать, возвращает всех её членов в родной дом, к отцу и сам становится её членом.

Но, конечно, никто лучше не скажет о герое, чем сам автор. Поэтому будет уместно привести цитату самого А.В. Вампилова по поводу действий Бусыгина.

Из письма А.В. Вампилова к драматургу Алексею Симукову:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

В этом поиске и «нахождении» родных людей заключается основной посыл пьесы. А.В. Вампилов, наверное, и сам этого искал на протяжении своей, к сожалению, короткой жизни, и выразил в данной пьесе свои самые искренние, важные чувства и мысли, поставил вопросы и проблемы вневременные. Потому такого рода произведения будут всегда трогать людей.

Сочинение

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», - эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия - вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) - свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин - старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова - десятиклассник Васенька - влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увле чен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.Нина - умная, красивая девушка и при этом практичная и рас- четливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины - Михаил Кудимов - человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», - говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное - не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие - вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу - это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).

Вампилов — писатель, к которому слава пришла уже после смерти. Именно после нелепой смерти, что приключилась с ним на озере Байкал, свои обороты стала набирать его посмертная слава. Его произведениями все зачитываются, печатаются книги, хотя при жизни вышла лишь одна. Пьесы стали ставить в театрах, по его произведениям снимают фильмы. Словом, о Вампилове заговорили и его работы мы изучаем по сей день. Так на литературе мы познакомились с работой Вампилова Старший сын.

Вампилов Старший сын

Старший сын — это пьеса Вампилова, которая выходила в двух вариантах. Сначала это была работа под названием Мир в доме Сарафанова и была написана в 1964 году. В 1970 году Александр Вампилов дорабатывает свою пьесу и дает ей новое название Старший сын.

Книга Вампилова Старший сын — это замечательная работа автора. Она показывает нам, насколько важно в жизни уметь слушать, понимать другого, приходить на помощь в трудную минуту, быть отзывчивым и насколько важна поддержка. Показано, что даже по духу можно быть роднее всякого родства.

В произведении мы знакомимся с такими героями как Сарафанов — пожилым человеком, его детьми Ниной и Васей, и названным старшим сыном Бусыгиным. Весь сюжет пьесы комедийный и начинается с шутки. Так, оказавшись ночью в незнакомой местности два молодых парня Сильва и Бусыгин Вова, ищут ночлег. Вот только никто не хочет приютить незнакомцев. И тут Сильва идет на хитрость. Увидев, как человек заходит в дом, они бросаются туда, где и разыграли спектакль. Сильва, понимая, что их сейчас выгонят и не дадут приют на ночь, представляет Бусыгина, как названого старшего брата. Парни, прислушиваясь к разговору отца и сына, мотали все на ус. В итоге они отвечают на все вопросы Сарафанова старшего. Бусыгин входит в доверие. Сам же Вова настолько проникся к старику, его жизни, что и сам стал себя считать старшим сыном.

Бусыгин, как нельзя кстати появился в жизни Сарафанова, у которого дочь собралась замуж и хочет покинуть отчий дом. Вася, которому не везет в любви, все норовит уйти в тайгу. И вот Бусыгин, как та палочка-выручалочка, появляется, дабы все поменять. Сам же Володя наслаждался ролью сына, ведь у него отца никогда и не было. Он полностью погрузился в свою роль, и действительно стал, как старший брат, как старший сын, который хочет помочь, наставить своих названых брата и сестру на путь истинный, а старику-отцу скрашивает его старческую жизнь.

Старший сын Владимир приносит гармонию в дом, из которого всем хотелось убежать. Нина хочет уехать на Сахалин, надеясь спастись от возложенных на нее обязанностей. Вася никак не мог найти ответы на жизненные вопросы, не мог найти себя в жизни поэтому и хотел уйти на стройку в тайгу. Да и сам Сарафанов рад бы бежать из дома да некуда. Бусыгин же все меняет. Теперь никто и никуда не хочет бежать. У Сарафанова есть старший сын, на которого можно опереться, Нина нашла любовь, Вася победил привязанность к девушке. Бусыгин показал Нине и Васе, насколько много для них значит отец. Однако совесть дает о себе знать, а тут еще и чувства, что возникли к Нине. Бусыгин признается во всем, но от этого ничего не меняется, ведь, как оказалось, душевное родство даже сильнее кровного.

Главные герои пьесы

Один из главных героев пьесы Старший сын — это Сарафанов. Его жизнь не удалась: жена бросила, дети тоже хотят уйти из дома. На работе не ладится, пришлось оставить свою профессию. Как сказал Сарафанов, не получилось из него серьезного музыканта и он вынужден начать играть в похоронном оркестре.

Вася — сын Сарафанова, десятиклассник, влюблен в девушку на десять лет старше его.
Нина — дочь Сарафанова. На нее легла забота о семье. Ей сложно, она даже выглядит старше своих лет. Хочет уехать, выйдя замуж.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шушкодомская средняя общеобразовательная школа имени Архипова И.С.

Буйского муниципального района Костромской области

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Проблемы нравственности

в пьесе А.Вампилова «Старший сын».

Учитель:

Селезнева Наталия Николаевна

с.Шушкодом

Тема: «Проблемы нравственности в пьесе Вампилова «Старший сын».

Цели и задачи урока:

    показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;

    разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын»;

    совершенствовать умения учащихся анализировать драматическое произведение,

    раскрыть проблему: «поборет ли живая душа рутину жизни»,

    развивать творчество детей, познавательную и поисково-исследовательскую активность, аналитическое мышление.

Методические приемы : аналитическая беседа, просмотр и анализ фрагментов художественного фильма «Старший сын».

Тип урока : урок-усвоение новых знаний через решение учебных проблем, комбинированный

Форма урока: урок с применением технологии учебного диалога, метода проектов с мультимедийной поддержкой

Оборудование урока : видеофильм «Старший сын», презентация к уроку (по пьесе «Старший сын»; презентации учащихся о жизни и творчестве драматурга; текст пьесы «Старший сын»

Информация: перед уроком учащиеся получают необходимый материал, он разнороден, его следует изучить, систематизировать.

Задания для учащихся:

    Подготовить сообщение с презентацией по биографии драматурга.

    Подготовить сообщение об особенностях драматургии Вампилова.

    Исследовать идейный замысел пьесы «Старший сын», группировку персонажей. Составить композиционную структуру пьесы.

Ход урока.

I Запись эпиграфа. Мотивация и целеполагание (подготовка учащихся к восприятию материала, акцентируя внимание на прогнозируемый результат).

Слово учителя : Трудно представить себе Вампилова семидесятилетним. Он вошел в литературу молодым и молодым в ней остался. Жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете.

(Ученица читает стихотворение П.Реутского «Вспоминайте меня весело»).

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил ее, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Все мое со мной останется,

И со мной и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моем родном селе.

Будут весны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, —

Словом, так, каким я был.

2. Первая группа учащихся знакомит с биографией драматурга.

Сообщение ученицы о А.В. Вампилове (сопровождается показом презентации)

А.Вампилов вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался. «Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым»,- написал Вампилов в своей записной книжке. Так и случилось: Вампилов погиб за несколько дней до своего 35-летия.17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…

Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в посёлке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Волею обстоятельств вынужден был расти без отца. Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году. Накануне рождения сына он писал жене Анастасии Прокопьевне: « Вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как я во сне вижу писателей».

Вещий отцовский сон оправдался, родился будущий писатель, драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».

На руках Анастасии Прокопьевны четверо детей, старшему из которых было семь лет.

От неё, от матери, человека удивительной доброты и чистоты, Саня, как звали его родные, перенял самые лучшие свои качества. Этой женщине, так много испытавшей, В.Распутин посвятил рассказ «Уроки французского», опубликованный в годовщину смерти друга.

В юности Вампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.

С большим трудом пробивались пьесы молодого автора к зрителю, принесли ему широкую славу. Но при жизни Вампилов так и не увидел ни одной своей пьесы на столичной сцене.
Вампилов пишет преимущественно об интеллигенции, обращает внимание на её проблемы. Сохранила ли интеллигенция своё высокое предназначение? Следует ли она культурным традициям? Каковы её цели и идеалы в современном мире? Мучают ли её ещё «вечные» вопросы? Что такое для неё свобода?

17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал.

Когда трагически оборвалась жизнь Александра Вампилова, на его рабочем столе лежала неоконченная работа — водевиль “Несравненный Наконечников”…

В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

Иркутяне по праву гордятся своим талантливым земляком. В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего музея Сибири проходят вечера, посвященные памяти драматурга.

«Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», — с горечью и болью писал В.Распутин.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.

3. Вторая группа учащихся рассказывает о драматургии Вампилова (презентация).

Значимость явления Вампилова подчеркивал В.Распутин, друживший с ним со студенческих времен: «Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю… Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение». На эти вопросы даёт ответы пьеса «Старший сын».

В кинематографе и в театре 70-х оказались популярны сюжеты о возвращении и обретении родного дома, близких, выборе между кровно и духовно родными людьми. Возникла тяга к простым человеческим радостям, к историям любви, к сюжетам обретения счастья и его потери. В орбиту такого рода драматических пристрастий попал «Старший сын».

IIАналитическая беседа. (Сопровождается презентацией).

Учитель : В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предложу две цитаты А.Вампилова: «Всё порядочное - сгоряча, всё обдуманное - подлость…», «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека …»

Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?Каков сюжет этой пьесы?

Ученик: (примерный ответ)

Х олодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот, и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег. Но им «никто не открывает. Боятся».

Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин - его брат и сын Сарафанова.

Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м году у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын.

Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». И, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию - серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, - он решает остаться.

Учитель: Автор так выстроил сюжет, что ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего. На первый взгляд, сюжет прост, но в нем заложен глубокий нравственный смысл. В этом нам и предстоит разобраться. Как вы думаете, какова ключевая реплика пьесы?

Ученик: На мой взгляд, это слова Бусыгина:

«У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.»

Учитель: Давайте познакомимся с героями. В ходе нашего исследования, нужно будет ответить на вопрос: «Почему семья Сарафановых так легко поверила в свои родственные связи с Бусыгиным?

— Что можно рассказать о членах этой семьи?

Ученик: Андрей Григорьевич Сарафанов – глава семьи. Он музыкант, но его уволили из оркестра. Он играет на похоронах и танцах, но скрывает это от детей. Детям всё известно, но они делают вид, что не знают о том, что отец не работает в оркестре. Сарафановпишет музыкальное сочинение под названием «Все люди — братья». Это для него не просто декларация, а принцип жизни

Учитель: Можно ли его назвать неудачником?

Ученик (примерные ответы): я считаю, что можно назвать неудачником. Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах.

С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Другой вариант ответа: Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Им движут благородство и чистота помыслов. Он один воспитал детей, очень добрый и открытый человек. Поэтому его нельзя назвать неудачником.

Учитель: Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына?

Ученик: Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну».

Учитель: Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

Нина – целеустремлённая, взяла на себя заботы хозяйки дома.

Собирается выйти замуж за нелюбимого человека, нечуткая по отношению к Васеньке и отцу. Встреча с Бусыгиным меняет её. Она отказывается от замужества, остаётся с семьёй

Учитель : Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

Ученик: (примерные варианты): Васенька ведёт себя как ребёнок, его поступки импульсивны. В какой-то мере он эгоистичен… Васенька играет роль влюблённого, непонятого.

Учитель: Что можно сказать об отношении друг к другу в семье Сарафановых?

Ученик: (примерный ответ ) Об отце можно сказать, что он мягкий, добрый, немного чудаковатый, на которого ложится бремя материальных забот. Даны они в репликах Васеньки. Тут же мы узнаем, что и в этой семье никто не понимает друг друга, о душах не беспокоятся.

« В а с е н ь к а (Нине) . Отстань. (Вырывается .) Что тебе надо? Чего тебе не хватает? Положись на папу, он все устроит.

С а р а ф а н о в. Васенька!

В а с е н ь к а. Зачем ты ходил к ней (к Макарской. – Е.С .) ночью? Кто тебя просил?

В а с е н ь к а. …Сумасшедший! Было лучше, когда ты обо мне не заботился!»

С точки зрения духовного родства самые близкие, кровными узами связанные люди – далеки друг от друга, озлоблены, заняты каждый собою. Сарафанов хочет помочь сыну, но делает это неумело, нелепо. Нина постоянно задирает Васеньку, оскорбляет его чувство к Макарской. Постоянные скандалы, непонимание друг друга.

«С а р а ф а н о в (забегал по комнате ). …Пошли отца ко всем чертям. Не станешь же ты со мной церемониться!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

С а р а ф а н о в (появляясь ). …Я старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства! (Появляется Нина, останавливается у дверей .) Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных».

Учитель: Итак, скандалы, выяснение отношений, как видно, затаенная боль Сарафанова-отца. Нине девятнадцать лет, Васенька — еще школьник, а атмосфера в семье гнетущая, истеричная, невыносимо-безрадостная. Стремление Васеньки и Нины Сарафановых уехать, а честнее, сбежать из дому, желание вырваться на свободу объяснимо. Извечная тема отцов и детей!

«Н и н а. …Ты что, не знаешь, что я уезжаю?

В а с е н ь к а. Я тоже уезжаю.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Н и н а (присев) . Слушай, Васька… Гад ты, и больше никто. Взяла бы тебя и убила.

В а с е н ь к а. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.

Н и н а. На меня тебе наплевать – ладно. Но об отце-то ты должен подумать.

В а с е н ь к а. Ты о нем не думаешь, почему я о нем должен думать?

Н и н а. Боже мой! (Поднимается .) Если бы вы знали, как вы мне надоели!»

Учитель: Духовная катастрофа, тема внутреннего распада семьи, притом, что внешне семья как будто бы нормальная – одна из современных опасностей, по мысли Александра Вампилова.

Учитель: Охарактеризуйте Бусыгина и Сильву.

Ученик: (примерный ответ ) Герои молоды, энергичны, они характерны для времени и по социальному статусу и по социальному амплуа (студент, пижон), добрый и совестливый Бусыгин, легкомысленный Сильва.

Оба они обделены теплом родного очага, родительского дома. Дом Сильвы – семейный круг, где и намека нет на привязанность родных друг к другу. У Сильвы есть отец – и нет его. Вот кров, куда сыну не только позволяется, а почти приказывается: не возвращайся. Вот отцовская любовь.

«С и л ь в а. Эх! Сидел бы я лучше дома. Тепло, по крайней мере, и весело тоже. У меня батя — большой шутник… Мне говорит, надоели твои безобразия. На работе, говорит, испытываю из-за тебя эти неловкости. На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел…»

Поэтому такая легкость в жестокости, такая искалеченность духа в Сильве, вероятно, берет начало в том доме, куда сына просит не возвращаться родной отец. Сильве легко, поскольку «философия» его такова: «…лучше всего вот что: не думать ни о чем и с ума не сходить. Так оно спокойнее. По-моему». «Душевная подлость», плюс трусость перед правдой, плюс зависть к рождающемуся на глазах теплу (причем, между чужими) заставляет его поступать безжалостно. Нелепо, жалко мстит, пытаясь разрушить, очернить то хорошее, чему стал свидетелем. Он исчезает из комедии подлецом, так как никому не верит, никого не любит и не понимает.

Бусыгин – безотцовщина. Ему вообще неизвестно, что такое сын, отец, любовь отца к сыну, дом, брат и т. д. Поэтому, его желание стать сыном, братом, пускай хоть ненадолго, объяснимо.

Учитель : В драматургическом произведении нет портретных характеристик героев. Мы узнаем о них из реплик, действий, отношений к другим героям пьесы.

— Кудимов, по вашему мнению, положительный или отрицательный персонаж?

Ученик: (примерный ответ) Чересчур рассудительный, «правильный». О нем нельзя сказать, что он хороший или что он плохой.

Учитель: О нем можно сказать, что он равнодушный, ничего не понимающий, самодовольный интеллигент. Губительно опасны такие люди, так как всё проходит мимо сердца, мимо души. А.Вампилов почувствовал, что пустота души, прикрытая «безукоризненной честностью», становится опасностью повседневной. Он разглядел Кудимова и его раздвоение в жизни, чтобы показать, как наглеет, хозяйничает равнодушие, ставшее принципом, нравственной нормой».

Идеальных, положительных героев нет, как, впрочем, и отрицательных. Дело все в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Оказывается, каждому человеку есть, в чем покаяться. Поэтому Сарафанов верит в то, что Бусыгин — его сын – ведь когда-то он оставил любимую женщину.

Учитель: Как Бусыгин из сына – самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение?

Ученик: (примерный ответ) Через шутку-обман открывается простота и сложность правды. Злая шутка пародирует идею всеобщего братства. Сарафанов сочиняет ораторию «Все люди – братья». Бусыгин рассуждает в начале пьесы, что « у людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать, как следует, только тогда поверят и посочувствуют. Их надо напугать и разжалобить». Все врут, но это лишь правило игры. И когда «честный» Кудимов раскрывает обман и настаивает на своем, эта «правда» оказывается никому не нужной, даже жестокой.

То же самое происходит и с Сильвой, когда он «открывает глаза» Сарафанову, признаваясь в обмане. Сарафанов не хочет такой правды и тоже изгоняет из дома Сильву. Парадоксально не то, что Сарафанов поверил выдумке Бусыгина, а то, что Бусыгин повел себя сообразно своей выдумке. Бусыгин назван сыном и ведет себя в дальнейшем как сын. С этого момента поворачивается не только ход интриги, но изменяется и художественная структура пьесы, она перестает быть историей с ложью, она становится историей с превращениями.

Учитель: Что могло произойти с семьей Сарафановых, не появись вовремя Бусыгин?

Ученик: (примерный ответ) Случилось бы то, что семья могла разрушиться. А Бусыгин стал как бы той объединяющей, скрепляющей духовной силой, с которой связан целый круг проблем семьи и дома.

Учитель : Оказывается, как важна духовная сила в семье – это преемственность веры. Духовные связи между людьми оказываются выше кровных, родственных связей – вот вывод, вытекающий в ходе саморазвития идеи «братства». — Почему понятие «старший сын» необходимо было автору? Это как некая весомая сила вносит лад в несчастливый дом, связывает оборванные нити.

Как отнеслась Нина к тому, что Бусыгин признался в том, что он ей не брат?

Ученик: (примерный ответ) Нина ни под каким видом не хочет отказаться от веры. Бусыгин ей втолковывает, что не шутит, правду говорит, а она ему не верит.

Учитель : Того и добивался автор: когда есть в человеке вера, любая, пусть, на первый взгляд, совершенно неправдоподобная,- ее не хотят терять, отпускать. Этот сердечный очаг, если загорелся, не может погаснуть. Нина с трудом уверовала в «брата», но, поверив, ожила и не желает расставаться с внутренним, согревающим и ярким.

Финал пьесы. Кадры из художественного фильма «Старший сын».

Учитель: Что же произошло с нашими героями?

Ученик: (примерный ответ) В финале пьесы Сарафанов, Бусыгин, Нина, Васенька будто стали единым целым. Они все вместе, рядом. Макарская в стороне. В Бусыгине проявляется потребность быть кому-то нужным, быть любимым, быть членом семьи. Поэтому он рядом. Он признается: «Откровенно говоря, я сам уже не верю, что я вам не сын».

Учитель: О чем же хотел напомнить нам автор?

Ученик : (примерный ответ) Он как бы заставлял вспомнить о совести, о человеческих семейных отношениях. По мысли автора, от отца наследуется прочная духовная основа, высокие нравственные ориентиры, которые должны помогать людям жить.

Учитель: Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?

Ученик: Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, назвавшись его сыном. Важно то, что он полюбил его как отца и стал близок ему как сын.

Учитель: Прочитав пьесу, многие ловят себя на том, чтобы превратиться в старшего сына Сарафанова, чтобы помочь этому доброму, до старости сохранившему светлую душу человека в нашей сложной и запутанной жизни. Какова, на ваш взгляд, главная идея пьесы?

Ученик: Духовное родство людей оказывается надёжней и крепче формальных родственных связей. Бусыгин неожиданно обнаруживает в себе способность к состраданию, любви, прощению: «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем.

Учитель: В чём парадокс пьесы?

Ученик: Парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека»

Учитель: Вампилов использовал несколько названий для своего произведения: «Мир в доме Сарафанова»,«Предместье», «Нравоучения с гитарой» , «Семья Сарафановых»,

«Старший сын»

Почему «Старший сын» – наиболее удачное название пьесы?

Ученик: Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как её главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль «старшего сына». Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих детей без матери, бросившей семью. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый человек, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.

III Итог урока. Общеизвестное начало «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастлива по-своему».

Так что же должно скреплять семью, чтоб она была счастливой? Любовь, вера, духовное начало. Простые, всем знакомые слова, от которых зависит мир и покой в каждой семье.

IV Домашнее задание .

Написать эссе «Для меня Вампилов – это…»

V . Рефлексия .

В конце урока каждый его участник продолжает фразу:

«Сегодня на уроке я понял, что…»

Нельзя человеку жить расчетом, цинизмом, ненавистью.

Нужно стремиться к духовному сближению, открытости любви к каждому из людей, способности, забыв личный интерес, позаботиться о другом, чужом.

Ученики и учитель поочередно читают стихотворение:

Дороже кровного родства,

И не нужны тому слова,
Кто нас душою понимает.
Когда достаточно лишь взгляда,
И всё понятно с полуслова.
И громких фраз совсем не надо,
Души тепло - всех чувств основа.
Души к другим расположение,
В нас дружбу крепкую рождает.

Души взаимное влечение,
Любовь нам дав, огнём пылает.
Душою близкий нам - соратник,
Понять всегда сумеет нас.
Развеселить сумеет в праздник,
И успокоит в трудный час.
Дороже кровного родства,
Нам в жизни близость душ бывает.
И целым станут: одним - два,
Когда она любовь рождает.

Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»

Тема:

1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова.

2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын».

Цель:

  1. Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова.
  2. Побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки.
  3. Воспитывать умение думать и сопереживать.

Оформление:

  1. Выставка книг с произведениями А.В. Вампилова, книги о Вампилове.
  2. Портрет А.В. Вампилова, Иллюстрации к
  3. Фрагменты из художественного фильма «Старший сын».
  4. Презентация о жизни и творчестве А. Вампилова

Подготовительная работа:

  1. Прочитать пьесу А.В. Вампилова «Старший сын».
  2. Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из произведения
  3. Вопросы для анализа пьесы «Старший сын»
  1. Какова фабула пьесы?
  2. Кто ее главные герои? Второстепенные?
  3. Кого можно отнести к внесценическим персонажам?
  4. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старши1 сын») Какое из них самое удачное?
  5. На какой коллизии строится пьеса?
  6. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
  7. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление?
  8. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
  9. Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?
  10. В чем заключена проблематика и главная идея пьесы?
  11. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
  12. Как построено произведение? В чем проявилась авторская позиция?
  13. Прочитали последнюю страницу, закрыли книгу. Что бы вы сказали об этой пьесе своим друзьям?
  1. Индивидуальные задания

а) найти материал, связанный с биографией Вампилова, прочитать

б) выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»

Учитель:

Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и

Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток.Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.

Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Учитель:

Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня.

От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».

Ученица:

Читает начало рассказа: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.

Ученик: (продолжает рассказ)

Александр Валентинович Вампилов Родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А. Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»

(Звучит романс)

Любил рыбную ловлю и охоту.

После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».

Ученица:

Увлекся драматургией, стал писать пьесы.

В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».

При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.

Ученик:

«Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев. –От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».

Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.

Учитель:

Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. А сейчас…

Учитель объявляет тему и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадь: Александр Валентинович Вампилов (1937-1972).

Вспоминают, что называется эпиграфом. Запись в тетради.

В качестве эпиграфа слова В.Г. Распутина: « Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»

А молодого драматурга волновали проблемы нравственности.

Что такое нравственность?

Нравственность – правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека.

Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.

Что такое совесть?

Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам.

Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести.

Учитель:

А сейчас мы будем беседовать с вами по тем вопросам, которые были предложены заранее.

(У каждого ученика карточки с вопросами для анализа пьесы «Старший сын»)

Работа со словом.

В процессе беседы ученики вспоминают, что такое фабула? нравоучение? предместье? коллизии?

Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.

Коллизия. Столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.

В процессе беседы ученики отметили: (1-3 вопросы)

Фабула пьесы несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севостьянова)- свел случай на танцах. Они провожают домой двух девушек, живущих в предместье города и опаздывают на последнюю электричку. Пришлось искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Здесь находчивому на выдумку Сильве пришла мысль назвать Бусыгина старшим сыном Андрея Григорьевича, якобы родившимся у женщины, с которой судьба случайно свела героя в конце войны. Бусыгин не отвергает этого вымысла.Вся семья Сарафановых принимает его за сына и старшего брата.

Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось- пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова Васенька- десятиклассник- влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему, как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет ехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему еще и нравится Нина. Конец у пьесы Благополучный. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится «старший сын»

4).По мнению учащихся, название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как главный ее герой – Володя Бусыгин- вполне оправдал, взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.

5-6) Чувстуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.

Ученики делают вывод, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. Сарафанов дорожит своими детьми.

Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой, ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично. Ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского – к такому выводу приходят ученики.

В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила.

7) Бусыгин и Сильва. Оказавшись в особых обстоятельствах проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей. Он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: приживых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим о он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо раскрывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.

8) Ученики отметили « непробиваемую душу» Михаила Кудимова, жениха Нины. Такие люди в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко ярко выраженный тип «правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.

9) Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. (Наташа Макарская). В образе соседа, по мнению ребят выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится.

10)Проблематика и главная идея пьесы - уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие. Быть по духу родными - это больше, чем по рождению.

11) Учащиеся обратили внимание, что автор не определяет жанра пьесы. Отнеся ее к комедии, многие заметили, что наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской).

Как относится к своим основным героям автор? Что утверждает в человеке, и что отрицает в нем?

Учитель: Подводя итоги обсуждения пьесы, обратилась к высказыванию В.Г. Распутина о драматическом творчестве Вампилова: «Кажется главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытанияхгде трудно стали различимы и противоположности- любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Список используемой литературы:

Вампилов А.В.Драматургическое наследие. Пьесы. Редакции и варианты разных лет. Сценки и монологи.- Иркутск, 2002.

Вампилов А.В. Утиная охота. Пьесы.- Иркутск, 1987.

Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях.- Иркутск, 1999.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын». Материалы к уроку внеклассного чтения.//Русский язык и литература, №3, 1991.-с.62