Жзл (лиза фиттипальди. слепая художница)

  • 20.06.2020

Лиза была обычным корпоративным сотрудником. Как дипломированный бухгалтер и финансовый аналитик, Фиттипальди почти продвинулась по карьерной лестнице на ступеньку выше. Однажды утром по дороге на работу она вдруг осознала, что не может разглядеть дорожные знаки и проезжающие мимо автомобили. Следующие несколько месяцев ее жизни превратились в настоящий кошмар. Потерявшая зрение Лиза советовалась с медэкспертами, согласилась на глазную хирургию, но ничего не помогало. Врачи установили, что с ее слепотой не справиться никакими методами лечения.

Два года в условиях постоянно стресса и гнетущей депрессии Фиттипальди, безработной и полностью зависимой от других, пришлось учиться жить по-новому. В тот же период ее мужу потребовалась неотложная хирургия. Он перенес инсульт. Лиза крутилась во всем этом безумном хаосе и не находила выхода. Она на своей шкуре ощутила, по каким неписаным правилам "нормальные люди" обращаются с инвалидами, особенно со слепыми. И после этого в ней вспыхнуло желание вернуть былую независимость, игнорировать стереотипы и доказать всем, на что она способна.

Фиттипальди пришла в класс скульптуры весной 1995-го, но этот опыт закончился неудачей, опять погрузив ее в уныние. Однако в один прекрасный день ее муж принес детский акварельный набор. К всеобщему удивлению, Лиза схватила краски и начала рисовать. Слепая женщина, без какого-либо формального художественного образования, взяла в руки "волшебную" кисть. Ей тут же объяснили, что слепые не умеют, не могут и не должны рисовать. Фиттипальди вспоминает: "Я потеряла не только зрение, но и свою независимость. Каждый раз, когда я хотела привести себя в порядок и стряхнуть с себя пыль, кто-нибудь говорил, что слепые люди не могут того-то и того-то…". Лиза же окончательно и бесповоротно решила для себя, что если она не видит в дали, не видит букв, цветов и пр., то это не дает ей никакого права перестать интересоваться жизнью и учиться новому.

Она пробовала и пробовала рисовать всевозможные объекты, животных и цветы, пейзажи и натюрморты. С каждым разом получалось все лучше и лучше. Лиза не могла остаться незамеченной. Люди стали заказывать у нее картины и покупать готовые работы, и большая часть почитателей ее искусства даже не догадывались, что сама художница никогда не видела своих собственных произведений. Нашлись и такие "доброжелатели", которые дали Фиттипальди понять, что она может сколько угодно штамповать свои цветочки и зверюшек, но не станет настоящей художницей, потому что не сможет изобразить людей, уличные сцены и мн.др.

В ответ на эти выпады Фиттипальди в 1998-м нарисовала первую уличную сцену, после чего продолжила совершенствоваться. Она поняла, что этот жанр позволил ей доносить до зрителя то, что творится в ее голове, что она видит "разумом своих глаз". Каждая ее картина – это уникальная история. Абстракции, уличные сцены и работы на другие темы Лизы стали пользоваться большим спросом.

Сегодня творения слепой художницы выставляются в различных галереях и находятся в частных коллекциях по всему миру. Фиттипальди неоднократно упоминалась СМИ, в том числе на телевидении и в печатных изданиях. В США (USA) о ней было рассказано на каналах NBC, FOX и ABC. Кроме того, открытие галереи Фиттипальди в Далласе (Dallas) было показано в американском утреннем телешоу "Today". Газете "The Austin American Statesman", вероятно, всех лучше удалось передать то, чего добилась художница. В газете было сказано: "Лиза Фиттипальди потеряла зрение, но не свою решимость выразить себя с помощью художественных средств. Каким образом она рисует, однако, остается загадкой. Этот вопрос задают все, но даже она сама затрудняется на него ответить".

В апреле 1999-го Фиттипальди начала вести деятельность некоммерческой благотворительной организации "The Minds Eye Goundation". Эта компания помогает информировать общественность о том, что же слепота означает на самом деле, и отстаивает интересы более чем одного миллиона слабовидящих, слепых и детей с нарушениями слуха в США. Организация "The Minds Eye Goundation" предоставляет современные образовательные технологии для всех тех, кто нуждается в дополнительной помощи. Часть доходов от продажи картин Фиттипальди уходит на благотворительность в рамках организации.

С именем этой художницы меня познакомила моя ПЧ Елена, написавшая мне «я в шоке!».
И хотя материалы о ней (вернее, цитаты статьи с сайта культурология.ру ) есть и на Ли.ру, я тоже решил познакомить вас с этим именем, порывшись в зарубежном интернете и найдя сайт, посвященный ее творчеству.
Сам факт, что человек незряч, но при этом пишет картины – это уже необычное явление. Такое ощущение, что художница делает что-то, находящееся совершенно за пределами нормального диапазона человеческих возможностей.
При этом, она, похоже, является единственным в мире слепым художником – реалистом, к тому же часто выставляемым и активно покупаемым.

Лиза Фиттипальди
Lisa Fittipaldi

Родилась в г. Понтиак, штат Мичиган в 1948 году

Американская непрофессиональная художница.
Лиза училась в Университете штата Мичиган и в 1970 году получила степень бакалавра искусств в области образования. Затем она посещала курсы медсестер при университете Южной Каролины, где в 1972 году познакомилась со своим будущим мужем Алом Джеймсом, в 1974 году в Нью-Йорке они поженились. Фиттипальди работала в ожоговом центре Балтимора, получив в 1976 году степень магистра в Университете штата Мэриленд по специальности ожоговая травматологическая помощь. К 1993 году она была финансовым аналитиком и преуспевающей бизнеследи.
В 1993 году Лиза Фиттипальди потеряла зрение. Ее муж Ал рассказывал, что однажды утром по дороге на работу, она вдруг поняла, что не видит дорожные знаки и движение потока вокруг себя. В течение шести месяцев Лиза прошла всех специалистов по хирургии глаза, но диагноз был неутешителен – она не сможет больше видеть. Источники не пишут причин и точного диагноза, но результат понятен – женщина ослепла.
На протяжении почти двух лет Лиза находилась в стрессе и депрессии. Она потеряла работу и должна была переучиваться жить, не видя. При этом муж перенес инсульт и операцию. Вообщем, ее жизнь представляла собой полный хаос. Лиза вспоминала: "Я потеряла не только зрение, но и независимость, и смысл жизни».
Кроме того, на Лизу угнетающе действовали стереотипы, связанные с инвалидами, в том числе незрячими людьми, которые ограничивали ее жизнь. Лиза Фиттипальди решила восстановить свою независимость за счет своих способностей.

Весной 1995 года она поступила в класс скульптуры, хотя никогда до этого не рисовала. Но в этом же году класс закрыли, и у Лизы вновь началась депрессия. Однажды муж принес ей наборы детских акварелей и бумагу. К удивлению всех, она начала рисовать. Замечу, что у Лизы не было никакого художественного образования, ни опыта работы с акварелью и вообще занятий живописью. При этом первая реакция окружающих, в том числе знакомых, была категорична: «Слепые люди рисовать не могут»!
Но будущая художница не сдавалась: «Только потому, что я не вижу, меня не должны дисквалифицировать в попытке дальнейшего изучения жизни».

Lisa Fittipaldi Red shoes.

Многие задают вопрос: Почему Лиза выбрала именно живопись? Ученные говорят, что зрение
является нашим основным источником сенсорной информации. Без постоянной визуальной информации, мозг начинает "забывать" мир, теряя многое из того, что можно услышать, потрогать или почувствовать. Только благодаря постоянным визуальным подкреплениям, реальность не исчезает. Когда вы слепы, вы должны найти альтернативные источники питания для мозга, поскольку ум не получает информацию от глаз.

Художница разработала собственную систему обучения. Она натягивала на холст веревочные сетки, чтобы ориентироваться в написании композиции. В конце концов, она смогла представить себе композицию картины настолько хорошо, что эти сетки ей больше были не нужны. Она прослушивала множество аудиокниг по искусству, много путешествовала и посещала вместе с мужем музеи по всему миру.
Начинала художница с цветных абстрактных картин, затем перешла к цветам и животным, пейзажам и натюрмортам.

Lisa Fittipaldi Streetdreams.

Постепенно ее репутация, как художника росла, люди стали покупать ее картины.
При этом люди не понимают, что Лиза НИКОГДА не видела свои собственные произведения.

Lisa Fittipaldi The Ballerina.

Художники и критики «по-доброму» говорили Лизе - знаком истинного художника является способность рисовать не только фигуры, но и уличные сцены, бытовые жизненные зарисовки, но Вы, увы, никогда не сможете это сделать.

Lisa Fittipaldi Flamenco.

Словно назло неверию в 1998 году Фиттипальди начинает писать уличные сцены. Ее широкий выбор тем берется из воспоминаний прошлого и впечатлений от путешествий.
Например, вдохновение для картины несуществующего в Индии города «Раньяпур» (Ranjapur) пришло после прослушивания фильма «Дожди в Раньяпуре»
О картине «Снежные птицы» художница рассказала, что однажды провела лето во Флориде. Проходя ранним утром мимо одной и той же скамейки, она слышала постоянно мужские голоса. «У меня было такое ощущение, что эти люди никуда не уходили, они словно жили на этой скамейке». По возвращении в свою студию, она нарисовала "Снежные птицы" (Snow Birds).
В результате художница одержала победу над скептиками, ее картины изображают многолюдные улицы, рынок, переполненный джаз-клуб.
Переход от акварели к маслу ознаменовал новый период в творчестве Фиттипальди.

Lisa Fittipaldi Portobello Road.

С 1998 года ее работы появляются на выставках в различных галереях и частных коллекциях по всему миру. Она непрерывно пользуется интересом СМИ. О ней писали: «Лиза Фиттипальди потеряла зрение, но не решимость продолжать жить и выразить себя в творчестве. Однако, как она рисует, по-прежнему остается тайной. Причем, на этот вопрос и сама художница не знает точного ответа».

Лиза была обычным корпоративным сотрудником. Как дипломированный бухгалтер и финансовый аналитик, Фиттипальди почти продвинулась по карьерной лестнице на ступеньку выше. Однажды утром по дороге на работу она вдруг осознала, что не может разглядеть дорожные знаки и проезжающие мимо автомобили. Следующие несколько месяцев ее жизни превратились в настоящий кошмар. Потерявшая зрение Лиза советовалась с медэкспертами, согласилась на глазную хирургию, но ничего не помогало. Врачи установили, что с ее слепотой не справиться никакими методами лечения.

Два года в условиях постоянно стресса и гнетущей депрессии Фиттипальди, безработной и полностью зависимой от других, пришлось учиться жить по-новому. В тот же период ее мужу потребовалась неотложная хирургия. Он перенес инсульт. Лиза крутилась во всем этом безумном хаосе и не находила выхода. Она на своей шкуре ощутила, по каким неписаным правилам "нормальные люди" обращаются с инвалидами, особенно со слепыми. И после этого в ней вспыхнуло желание вернуть былую независимость, игнорировать стереотипы и доказать всем, на что она способна.

Фиттипальди пришла в класс скульптуры весной 1995-го, но этот опыт закончился неудачей, опять погрузив ее в уныние. Однако в один прекрасный день ее муж принес детский акварельный набор. К всеобщему удивлению, Лиза схватила краски и начала рисовать. Слепая женщина, без какого-либо формального художественного образования, взяла в руки "волшебную" кисть. Ей тут же объяснили, что слепые не умеют, не могут и не должны рисовать. Фиттипальди вспоминает: "Я потеряла не только зрение, но и свою независимость. Каждый раз, когда я хотела привести себя в порядок и стряхнуть с себя пыль, кто-нибудь говорил, что слепые люди не могут того-то и того-то…". Лиза же окончательно и бесповоротно решила для себя, что если она не видит в дали, не видит букв, цветов и пр., то это не дает ей никакого права перестать интересоваться жизнью и учиться новому.

Она пробовала и пробовала рисовать всевозможные объекты, животных и цветы, пейзажи и натюрморты. С каждым разом получалось все лучше и лучше. Лиза не могла остаться незамеченной. Люди стали заказывать у нее картины и покупать готовые работы, и большая часть почитателей ее искусства даже не догадывались, что сама художница никогда не видела своих собственных произведений. Нашлись и такие "доброжелатели", которые дали Фиттипальди понять, что она может сколько угодно штамповать свои цветочки и зверюшек, но не станет настоящей художницей, потому что не сможет изобразить людей, уличные сцены и мн.др.

В ответ на эти выпады Фиттипальди в 1998-м нарисовала первую уличную сцену, после чего продолжила совершенствоваться. Она поняла, что этот жанр позволил ей доносить до зрителя то, что творится в ее голове, что она видит "разумом своих глаз". Каждая ее картина – это уникальная история. Абстракции, уличные сцены и работы на другие темы Лизы стали пользоваться большим спросом.

Сегодня творения слепой художницы выставляются в различных галереях и находятся в частных коллекциях по всему миру. Фиттипальди неоднократно упоминалась СМИ, в том числе на телевидении и в печатных изданиях. В США (USA) о ней было рассказано на каналах NBC, FOX и ABC. Кроме того, открытие галереи Фиттипальди в Далласе (Dallas) было показано в американском утреннем телешоу "Today". Газете "The Austin American Statesman", вероятно, всех лучше удалось передать то, чего добилась художница. В газете было сказано: "Лиза Фиттипальди потеряла зрение, но не свою решимость выразить себя с помощью художественных средств. Каким образом она рисует, однако, остается загадкой. Этот вопрос задают все, но даже она сама затрудняется на него ответить".

В апреле 1999-го Фиттипальди начала вести деятельность некоммерческой благотворительной организации "The Minds Eye Goundation". Эта компания помогает информировать общественность о том, что же слепота означает на самом деле, и отстаивает интересы более чем одного миллиона слабовидящих, слепых и детей с нарушениями слуха в США. Организация "The Minds Eye Goundation" предоставляет современные образовательные технологии для всех тех, кто нуждается в дополнительной помощи. Часть доходов от продажи картин Фиттипальди уходит на благотворительность в рамках организации.

В Слепая художница Лиза Фиттипальди

Жизнерадостные и живописные полотна Лизы Фиттипальди (Lisa Fittipaldi) обычно очень нравятся зрителям. Но простое удовольствие от разглядывания картин сменяется изумлением и даже шоком, когда люди узнают о том, что автор этих картин лишена зрения.

Слепая художница? Не увидев работы Лизы, в такое трудно поверить. Но творчество этого автора в который раз доказывает, что талант и сила человеческого духа могут не просто многое – иногда они творят невозможное.

Лиза Фиттипальди перестала видеть в 1993 году, а впервые взяла в руки кисть два года спустя – в 1995-ом. Будучи дипломированным бухгалтером и финансовым аналитиком, Лиза вместе со зрением потеряла работу, независимость и смысл жизни. Ее затяжная депрессия длилась больше года, пока однажды муж не принес ей детский акварельный набор. Ко всеобщему удивлению, Лиза взяла в руки кисть и начала рисовать.

Не имея никакого художественного образования, Лиза Фиттипальди столкнулась со множеством трудностей. Она не могла изучать технику живописи, наблюдая за действиями учителя, не могла видеть картины. Но это не остановило женщину, и взамен она придумала собственную систему обучения: прослушивала аудиоверсии книг об искусстве и посещала вместе с мужем знаменитые музеи, для которых она никогда не находила времени в своей предыдущей жизни. Для того чтобы ориентироваться в композиции будущей картины, Лиза натягивала на холст сетки из веревок, но со временем научилась обходиться и без них.

Критики и другие художники не раз говорили Лизе, что она сколько угодно может рисовать абстракции или цветы, но ей никогда не стать настоящей художницей, поскольку ей не под силу изображать людей и сцены из уличной жизни. Это был вызов, и Фиттипальди ответила на него достойно. В 1998 году она нарисовала первую уличную сцену и с тех пор делает это постоянно. При этом для всех остается загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста; художница утверждает, что это непонятно даже ей самой.

Работы Лизы Фиттипальди регулярно выставляются в галереях по всему миру. Кроме того, она является автором книги "A Brush with Darkness", в которой художница описывает, как она училась рисовать, будучи слепой.

В свое время для меня стали откровением неограниченности человеческих возможностей работы художника , которого полная потеря зрения не заставила прекратить рисовать. Наоборот, лучшие (по оценкам специалистов) свои картины он написал будучи незрячим. Потом была встреча с турецким художником . Его случай мне показался еще более фантастическим, поскольку Эсреф Армаган родился слепым, но тем не менее он рисует, предоставляя нам возможность, увидеть картины предстающие его внутреннему зрению.

И вот недавно узнала еще об одном незрячем живописце. Речь идет об итальянской художнице Лизе Фиттипальди (Lisa Fittipaldi) работы, которой выставляются в галереях по всему миру. У нее свой, отличный от вышеназванных художников путь к рисованию. Будучи здоровой Лиза мало интересовалась живописью, не то чтобы рисовать, у нее, дипломированного бухгалтера и финансового аналитика не было времени посещать галереи. Но в 1993 году женщина полностью потеряла зрение, а вместе с ним и работу. Человеку невероятно сложно пережить переход из состояния самодостаточности, когда он силен и независим, многое может сам решать и делать в состояние полной зависимости от других людей. В первый момент может показаться, что вместе с прежними возможностями утратился и смысл жизни. Лиза Фиттипальди очень тяжело переживала свою болезнь и ее последствия. Кто знает, чем бы закончилась эта более года длящаяся депрессия, не принеси ей муж детский набор для рисования: акварельные краски, кисти, бумагу. Так в 1995 году женщина начала рисовать.

Не имея никакого представления о технике живописи, лишенная возможности обучаться общепринятыми способами, Лиза проявила немалую волю к достижению цели, разработав свою систему обучения. Она прослушивала аудиокниги по искусству, посещала с мужем музеи. Для лучшего ориентирования на холсте художница натягивала на него сетку из веревок и писала.

Критики охлаждали ее пыл замечаниями, что настоящему художнику мало рисовать просто абстракцию или цветы, необходимо уметь изобразить жанровую сцену, написать портрет. Для Лизы эти слова стали своеобразным вызовом. В 1998 году художница написала свою первую жанровую сцену. На вопросы, как же все-таки ей удается рисовать не видя ни холста, ни красок, ни окружающего мира, художница разводит руками, говоря, что сама до конца не может этого понять. Но все же опытом овладения техникой рисования для незрячих она поделилась в своей книге "A Brush with Darkness".