Чередование согласных звуков г ж з. Правила чередования согласных

  • 10.10.2019

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
  • ц - ч - к (лицо - личико - лик);
  • с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
  • ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
  • щ - ск (лощеный - лоск);
  • щ - ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю - губить);
  • вл - в (ловлю - ловить);
  • мл - м (кормлю - кормить);
  • пл - п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

"Ц - Ч - К"

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").

"Х-Ш"

Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".

"Ст/ск - Щ"

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

"Л"

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

2) от ударения;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.

3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а , без ударения — о : заг̀а̀ р — заго ра̀ть .
2. В корнях -зар- — -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

Исключение: зо рева̀ть.

3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

Исключение : у̀тва рь.

4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: ска чок, ска чу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.

1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование гласных

Гласные Примеры
О - е Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть.
О - а Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать.
О - ы, е - и Во й - вы ть, ше й - ши ть.
О - е - и Сбо р - собе ру - соби рать.
О - ы - у Со хнуть - заcы хать - су хой.
О/е - «ноль» звука (беглые гласные) Ро т - рта, де нь - дня.
И - ы И скусный - безы скусный.

Чередование согласных

Согласные Примеры
К - ч Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек.
Х - ш Сух ой - суш ить.
Г - ж - з Друг - друж ить - друз ья.
Д - ж - жд Вод ить - вож у - вожд ение.
Т - ч - щ Свет - свеч а - освещ ение.
Ст - щ Пёст рый - испещ рить.
Д/т - с Вед у - вес ти, мет у - мес ти.
Б - бл Люб ить - любл ю.
П - пл Куп ить - купл ю.
В - вл Лов ить - ловл ю.
Ф - фл Граф ить - графл ю.
М - мл Корм ить - кормл ю.

Чередование сочетаний звуков

Сочетания Примеры
А/я - им - ин - м/н Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у.
Ова/ева - уj Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю.

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование гласных

Гласные Примеры
О - е Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть.
О - а Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать.
О - ы, е - и Во й - вы ть, ше й - ши ть.
О - е - и Сбо р - собе ру - соби рать.
О - ы - у Со хнуть - заcы хать - су хой.
О/е - «ноль» звука (беглые гласные) Ро т - рта, де нь - дня.
И - ы И скусный - безы скусный.

Чередование согласных

Согласные Примеры
К - ч Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек.
Х - ш Сух ой - суш ить.
Г - ж - з Друг - друж ить - друз ья.
Д - ж - жд Вод ить - вож у - вожд ение.
Т - ч - щ Свет - свеч а - освещ ение.
Ст - щ Пёст рый - испещ рить.
Д/т - с Вед у - вес ти, мет у - мес ти.
Б - бл Люб ить - любл ю.
П - пл Куп ить - купл ю.
В - вл Лов ить - ловл ю.
Ф - фл Граф ить - графл ю.
М - мл Корм ить - кормл ю.

Чередование сочетаний звуков

Сочетания Примеры
А/я - им - ин - м/н Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у.
Ова/ева - уj Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю.

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №29

г. Сочи

Конспект урока по русскому языку 2 класс. УМК «Школа России»

Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. Москва «Просвещение».

Педагог Нагабедян Сусанна Ашотовна

Тема: «Правописание корня. Чередование согласных звуков в корне слова »

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель:

    формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. (расширение знаний о корне за счет изучения чередований согласных к-ч, к-ш, г-ж-з, х-ш, ст-щ)

    сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные;

    тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.

Задачи:

Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий

Регулятивные – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;

Познавательные – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», индивидуальные карточки для учащихся. доска, интерактивная доска

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку

На доске «рассыпавшаяся» пословица– труд, к, счастью, и,ведут, учение.

Для прочтения пословицы восстановите порядок слов

Работа над техникой речи

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

У чение и труд к счастью ведут--- Запишите ее в тетрадях

Какие орфограммы встретились вам при написании пословицы?

Как проверить обе орфограммы? (надо подобрать однокоренное слова)

Какие слова называют однокоренными?

3.Работа по карточкам

Запишите однокоренные слова, выделите корень.

Как пишутся корни однокоренных словах?

Совершенствование

интонационных умений

Пишут в тетрадях

2. Фронтальная работа с комментированием

На доске.

В е дут (вел)

Тру д (труды)

Определите орфограммы, подберите проверочные слова.

Найдите общее в орфограммах (подбор однокоренных слов)

Свет, светит, светлый,свеча, освещение

Выделите корень в данных словах.

  1. Можете ли вы доказать, что выделили корень верно?

    С какой трудностью столкнулись?

Уровень текста в развитии

речи младших школьников

3.

Постановка цели и задач

урока. Мотивация учебной

деятельности учащихся

1 Выявление места и причины затруднения.

Почему возникло затруднение?

Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? (Мы не знаем точных границ корня)

Вывод:

СОГЛАСНЫЕ в корнях МЕНЯЮТСЯ -чередуются

Это и есть тема нашего урока

Чередующиеся согласные в корне слов

Сформулируйте цель нашего урока

Должны узнать о чередующихся согласных

и точно выделять корень.

Произносительный

(совершенствование

интонационных умений)-

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с этапом-картинкой

Как определить чередующую согласную в корне?

Составление плана нахождения чередующихся согласных в корне

1. Подберу однок. Словок данному слову.

2.Определю границу корня в слове.

3.Выделю корень

4.Подчеркну чередования

5.Вывод: согласные в корне чередуются……..

5 . Реализация построенного проекта.

Работа на интерактивной доске.

Выделите корень в словах, используя план

- Работа с учебником

Где можно найти подтверждение новым знаниям?

Откройте учебник на стр.94.Прочитайте правило ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА. Верно ли ваше рассуждение?

Для чего вам нужно новое знание

Работают по плану

Выписывают чередования Т//Ч//Щ

В учебнике посмотреть

Да,верно

Правильно выделять корни однокоренных слов

Находить чередующиеся согласные в корне

Произносительный (работа над орфоэпией)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Фронтальная работа:

1.Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.

Сады, сажать, рассада…..

    Река, речка, речной Работа в парах: по вариантам с взаимопроверкой

Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу. Запиши рядом чередующиеся согласные

Пух, пуховый… Друг, дружок…

Снег,снежок, снегирь.

Лексический (обогащение и активизация словаря учащися)

7 физкульт минутка

А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Подчеркни чередующиеся согласные, выдели корень, допиши еще слово.

Дом.домище,домовой

У кого получился другой ответ – поставьте «?»,

Выделите орфограмму зелёной ручкой.

Подчеркните слова в написании которых вы сомневались

Над чем надо поработать?

Грамматический (работа с предложением)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какая сегодня была тема урока?

Какую цель вы поставили перед собой?

С какой сложностью вы столкнулись?

Что научились делать?

Что нужно выучить дома, чтобы выделять правильно корень с чередующимися согласными?

Произносительный (совершенствование интонационных умений)

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: выучить чередования согласных и упр 20 стр 95

11. Рефлексия.

1-2

Фразы для рефлексии записаны на доске: Сегодня я узнал (-а)…, потому что… . Я научился (-лась)…, потому что … . Мне было интересно…, потому что… . Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что

11. Подведение итогов урока.

1-2

Какую новую информацию получили, работая на уроке? С какими членами предложений мы сегодня работали? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным? - Назовите ключевые слова темы. - Всем спасибо за урок.