Образ евгения онегина в 8 главе романа.

  • 26.06.2020

В восьмой главе Татьяна предстает перед нами в неожиданном образе неприступной светской львицы. За годы жизни в великосветском Петербурге она приобрела величие во внешнем облике и научилась правилам поведения в высшем свете. Посмотришь на нее- внешне и следа не осталось от романтичной наивной девочки, к которой когда-то так равнодушно отнесся высший свет.

Напротив, все относятся к ней с уважением. Почему же?

В ней было то, чего так не хватало светским кокеткам - простота(«Все тихо, просто было в ней»). Индивидуальность Татьяны стала ключом к ее успеху.

Обретя уверенность и повадки светской дамы, Татьяна не утратила своих лучших качеств, свойственных ей в девичестве. Об этом говорят ее честность, простота, порядочность. «Я вас люблю, к чему лукавить?» - признается она Онегину. Лгать и кокетничать в данной ситуации кажется ей бессмысленным. Заметим, что далеко не каждая женщина смогла бы сохранить верность мужу, испытывая большую любовь к другому. Это говорит о порядочности героини и возвышает ее в наших глазах.

Узнав в неприступной княгине свою давнюю знакомую, Онегин взволнован и удивлен. «Как! Из глуши степных селений…» Восклицание дает нам понять чувства, овладевшие Онегиным в ту минуту. Еще большее удивление вызвал холодный тон, которым она говорила с героем. Она встретила его так же, как и всех окружающих, будто бы и не было между ними никакого объяснения несколько лет назад. Неприступная княгиня сумела расшевелить в душе Онегина давно забытое им чувство - любовь.

Онегин ждет каждой встречи с Татьяной. «Боже! К ней! О буду, буду…»Герой «часы считает», «с трепетом к княгине входит». Онегин неловок в присутствии Татьяны. Что же еще нужно, чтобы окончательно убедиться в силе чувств, испытываемых героем?

Пушкин описывает, как день и ночь Онегин думает о Татьяне и как равнодушна с виду к нему героиня. Переживания героя глубоки. «Онегин сохнет - и едва ль уж не чахоткою страдает».

Эта ситуация очень похожа на ту, которая произошла несколько лет назад в деревне. Только в тот момент на месте светской неприступной Татьяны был Онегин, а Татьяна - наоборот была влюбленной и робела в его присутствии. Зеркальность композиции подтверждают письма героев друг другу.

Онегин, как некогда Татьяна, в письме открывает свою душу. Чувство, внезапно открывшееся герою, столь велико, что он больше не в силах сдерживать его. Письмо, написанное Онегиным, является закономерным исходом встречи Татьяны на бале. Кроме того, письмо можно назвать кульминацией проявления его чувств. Вспомним, что Татьяна в своем письме сначала обращалась к герою на «вы», затем на «ты». Онегин же обращается к неприступной княгине лишь на «вы», он также просит извинения за неудобства, возможно, причиненные письмом: «Предвижу все - вас оскорбит…»

Герой вспоминает события прошедших лет: объяснение с Татьяной, убийство Ленского. Каждой строкой, каждым словом он словно просит у Татьяны прощения за то, что когда-то отверг ее: «Боже мой! Как я ошибся, как наказан!».

Далее герой рассказывает о своем чувстве. Здесь наступает кульминация письма - перед нами полностью открывается любовь Онегина. Каждое слово дышит нежностью - «Внимать вам долго, понимать душой все ваше совершенство».

Слова Татьяны «в вашей воле меня презреньем наказать» перекликаются со словами Онегина «и слышу гневный ваш укор». Онегин пишет: «Когда б вы знали, как ужасно томиться жаждою любви» Герой словно забывает о том, что Татьяна сама все это перенесла, сама мучилась от неразделенной любви.

Онегин в конце своего письма, как некогда и Татьяна, говорит: «Но так и быть», что означает полную покорность любви и судьбе. Необыкновенно сходны слова Татьяны «Судьбу мою отныне я тебе вручаю» и, словно ответ на них, признание Онегина: «Все решено: я в вашей воле и предаюсь своей судьбе».

Татьяна в своей отповеди держится спокойно, уверенно, с достоинством. Она напоминает нам Онегина в похожей ситуации. Татьяна видит, что Онегина привлекают ее знатность и богатство. Она предвидит, что их возможная связь была бы позором для нее, а ему принесла бы «соблазнительную честь». Татьяна несколько укоряет Онегина (как когда-то он ее) за неумение сдержать свое чувство.

Татьяна в своей отповеди проста и искренна, как, впрочем, и всегда. Она признается в том, что ей скучен высший свет, и она всей душой стремится в деревню, где провела детство и юность. Искренни и финальные слова Татьяны, расставившие точку в отношениях двух героев:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Разделы: Литература

Класс: 9

Цель урока: на основе текста показать, как изменились Татьяна и Онегин и что счастье взаимной любви было невозможно.

Задача урока: выработка умения анализа произведения.

Оборудование урока: записи музыки, иллюстрации к “Евгению Онегину”.

О чем эта глава? (О любви Онегина ).

Каким мы его видим? Таким же, как в 1 главе? (Нет).

Звучит музыка. Хачатурян. Вальс к драме М. Ю. Лермонтова “Маскарад”.

I. Вальс.

Мы сейчас слушали музыку Хачатуряна к драме “Маскарад”. Здесь звучит тема маскарада, маски.

Чья это тема? (Онегина)

Вспомним, чему учил Онегин Татьяну в 4 гл.

“Учитесь властвовать собой” (т.е. умению притворяться, прятать свои мысли, свои чувства, а главное - искренность )

Кто же (каким?) был Онегин в начале романа? (Светский щеголь, отлично умеющий себя вести ) Прочитать! Цитата из 1 главы.

Какие слова мы могли бы подобрать к Онегину?

  1. “мод воспитанник примерный”,
  2. холодный,
  3. презирающий людей,
  4. ко всему равнодушный, эгоист,
  5. ни во что не верящий.

Это формула бездуховности .

Как Пушкин это назвал? (тремя словами) - “Плоды сердечной пустоты

Было ли в жизни Онегина что-то особенное? – (Нет. “Однообразна и пестра”). Читаются строки из 1 главы.

Был ли влюблен Онегин? – (Нет) .

Прочитайте строфы, как он вел себя. - “Как рано мог он лицемерить”

Для него любовь - это игра, наука “страсти нежной”.

Был ли идеал у Онегина? Вспомните, какими словами, отражая взгляды Онегина, Пушкин называет знакомых ему женщин? – (“красавицы”, “красотки”, “кокетки”, “любовницы”, “причудницы”, “изменницы младые”). В зависимости от контекста определения: “блестящая”, “холодная”, “ветреная”, “своенравная”, “модная”, “записная”, “самолюбиво-равнодушная” и т. д.

С таким духовным опытом он прибыл в деревню.

Теперь давайте вспомним, какой была Татьяна? (Милая!)

Звучит музыка к драме Лермонтова “Маскарад” (на фоне “Ноктюрн”),

Скрипки , звучат слова

Татьяна, русская душою,

…………………………… и другие строфы.

Итак, Татьяна в начале романа - сама искренность, простота.

Вспомните, что так рассердило Онегина на именинах? (Поведение Татьяны. Да, именно этот порыв девичьей любви и неумение её скрывать).

К кому из двоих к моменту первой встречи мы могли бы отнести слова:

  1. вера, надежда, любовь, истинность, добро, красота - это формула духовности ;
  2. глаголы (что могла Татьяна?) любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Как это определил Пушкин? (тремя словами)

“Плоды сердечной полноты”.

Что же мы можем сказать об Онегине и Татьяне?

Одинаковы ли были наши герои на момент первой встречи? - Нет .

Но есть и общее. К чему оба стремятся, что они хотят от жизни? - Счастья. Стремятся к нему, но каждый видит его по-своему.

В чем видит свое счастье Татьяна? - В любви, в романтическом желании целиком отдаться своему чувству.

По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
и добродетельная мать.

Онегин? Тоже искал и хотел счастья:

а) в чем в ранней молодости?

В “безумии страстей”, в празднике жизни .

Результат:

Нет. Рано чувства в нем остыли,
Красавицы не долго были...

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь.
Оставят - мигом утешался,
Изменят - рад был отдохнуть.

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей и
Тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

Другими словами: пустота, холод, усталость, бесчувствие.

б) в чем Онегин видит счастье, живя в деревне: “вольность и покой” души, т. е. равнодушие . Цитата. Результат - эгоизм, бессмысленное убийство Ленского.

Русская пословица.

“Имей сердце, на сердце и разум придет”.

А сердца-то как раз и не было.

А счастье было так возможно, так близко, - говорит

А что мы видим?

Было ли возможно счастье? Нет.

Почему? Они такие разные!

Значит, прав Онегин, рисуя картину их совместной жизни? Абсолютно .

Читаем отрывки из “Евгения Онегина”. 4 глава.

Но вместе с тем, почувствовал ли он уже тогда какой-то интерес к Татьяне? Да.

Докажите!

а) его интересует Татьяна, а не Ольга;

б) реакция на письмо - счастлив (польщен). Письмо сохранил;

в) он чувствует в ней значительность, глубокий внутренний мир, поэтому сам приехал, чтобы объясниться, но она ему не нужна!!! Вольность и покой - замена счастью!

II. Прошло 2 года.

Мы снова встречаемся с нашими героями.

Изменились ли они или остались прежними? Изменились

Что же их изменило?

Что изменило Татьяну и сделало ее необыкновенной, сделало ее прекраснее самой красивой женщины Петербурга? Цитата из 8 главы .

Что изменило Онегина и сделало его чужим в свете, где когда-то он был своим? Цитата из 8 главы.

Изменило обоих страдание, через которое они прошли, крах их иллюзий. Пушкин провел своих героев через нелегкие испытания, а самое главное - через душевные страдание, которое они превозмогли.

- Что пришлось пережить Татьяне?

1) страдание от неразделенной любви. “Татьяна любит не шутя...”

затем мучительный поиск ответа на вопрос: кто он? и разочарование в нем.

Замужество без любви и заглушаемая любовь к Онегину.

Что же изменило Онегина?

  1. Дуэль, роковое убийство друга. Онегин “сражен” смертью Ленского.
  2. понимание того, что он никакой не особенный, что ему нечем гордиться. Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть мужем с “честью и умом”. Оказалось, что мнение глупцов, человеческую жизнь, доверчивую душу он поставил на одни весы и выбрал “предрассудок”.

Оказалось, что недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до нарушения нравственной природы вещей, т. е. до преступления.

  1. путешествие, увидел жизнь и людей, о которых не подозревал.

В результате страдание очистило его от всего чуждого ему, наносного. Он оказался проще, лучше, чище, добрее своих принципов.

III. Новая встреча. (вальс из “Маскарада”)

Опять тема маски. Встреча на балу.

Кто теперь из них прячет себя под маской. Татьяна . Чтение 8 г. 14,15,16

Почему Нина Воронцова затмить Татьяну не могла?

Какой стала Татьяна? Встала ли она вровень с Онегиным? А может быть стала выше его?

Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора, наглого для всех,
Без притязаний на успех.

Конечно выше. Она научилась быть светской дамой, т. е. за внешней маской спокойствия скрывать бурю чувств, но осталась при этом милой, простой (не в смысле примитивной), естественной, без притязаний на что-либо, сохранила непосредственность, глубину чувств.

Итак! Какие перемены произошли в Татьяне? Внешние, внутренние? И то, и другое .

Хотя Пушкин и говорит: “Кто б в княгине прежней Тани не узнал?”

Она повзрослела, исчезло ее романтическое представление о любви. Она поняла, что человек может быть сложнее.

Что помогло ей в этом? Книги Онегина, где “отразился век и современный человек” довольно верно.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.

Везде Онегина душа
Себя невольно выражает.

По чертам карандаша, оставленным на полях, Татьяна многое узнает не только об Онегине, но что-то открывается для нее и в ней самой, и в том мире, каким жил ее избранник. Но она сделала ошибочные выводы:

“Ужели подражанье?
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?”

Мы уже говорили о том, что и Онегин сильно изменился.

Почему Онегин не был влюблен тогда, в деревне? Могли он тогда полюбить, оценить Татьяну? Нет .

А почему именно сейчас полюбил? О чем 8 глава? О любви Онегина .

Каким мы его видим? Страдающим, влюбленным. Видим отчаяние, муки неразделенной любви.

Опять играет, на практике применяет свое до мелочей знакомое “искусство страсти нежной”?

Может быть права Татьяна, упрекая Онегина в том, что ему нужна скандальная репутация?

Докажите, что любовь Онегина истинная.

На светском рауте к Онегину подводят Татьяну? С ней речь хотел он завести И-и не мог.

Почему не мог? Удивлен?

Если пламенно красноречивым (а Онегин из таких) вдруг не хватает слов, самых обыкновенных, - это любовь .

1 глава 8 глава

Из уборной выходил
Подобный ветреной Венере
Когда, надев мужской наряд
Богиня едет в маскарад

К Татьяне “идет на
мертвеца похожий”.,.

Бывало, он еще в постели
К нему записочки несут
Там будет бал, там будет
Праздник

Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он?
Все равно: везде поспеть
Не мудрено

Проснулся он ему приносят письмо! Князь N покорно просит

Его на вечер.

“Боже! К ней!
О, буду, буду” -и скорей
марает он ответ учтивый.

Ленивое равнодушие

Нетерпеливый порыв.

Новый Онегин? Да

Итак, самое главное, что появилось нового в Онегине, чего не было раньше?

- Можем ли мы сейчас, глядя на Онегина, сказать “плоды сердечной пустоты”? Нет! Перед нами другой человек!

Кто и что заполнили эту пустоту?

Что жё сделала любовь с Онегиным? Читает “духовными глазами”.

“Плоды сердечной полноты”.

Чтение письма Онегина;

Но почему его страсть Татьяне кажется обидной?

Тогда, в деревне, не любя ее, Онегин, думал о ней.

Теперь, любя, он ее не щадит

Любит ли по-прежнему Татьяна Онегина? Да

Когда он это увидел, увидел ее без светской маски? За чтением письма.

В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений,
Она вздрогнула и молчит
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева.
Его больной, угасший взор
Молящий вид, немой укор
Ей внятно все.

Но возможно ли счастье теперь, когда они так похожи ? Нет.

Почему Татьяна не может следовать своему чувству? ...Я вас люблю... (к чему лукавить?)

А может слукавить, Онегину было бы легче? Но истинная любовь не лукавит.

В ней теперь есть то, что не подчинено Онегину -семья, положение в обществе. Не одной любви она теперь отдана. Есть еще долг чести. Внутреннее достоинство!

Какая сила духа, любя, отвергнуть! Я вас люблю...(к чему лукавить?)

Последними словами Татьяны Онегин поднят на вершину и сброшен в бездну.

Она ушла.
Стоит Евгений
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений теперь
Он сердцем погружен.

Самое желанное для Онегина произошло, но оно, оказывается, ничего не меняет в его судьбе. Ведь иллюзий больше нет.

Мы расстаемся с Онегиным в минуту злую для него.

Почему эта минута злая? (Не потому ведь, что муж Татьяны показался?)

Будет ли четвертое письмо? Не будет. И еще одной встречи не будет. Она ушла.

Станет ли злая минута для Онегина началом возрождения, перемен в жизни? Вероятно.

Что дает повод так думать?

Внимая в шуме и тиши
Роптанье вечное души.

Нравственное беспокойство - это поиски гармонии.

Онегин ищет ее и не находит.

Снова звучит “Ноктюрн” Хачатуряна

Слово учителя. Пушкин завершает свой роман пожеланием читателю:

…Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти…

Мы с благодарностью воспринимаем это дружеское рукопожатие и вступаем в новое тысячелетие осененные добрым гением поэта. Пушкин современен и сегодня, и через сто лет, и через триста.

Рассказ о восприятии героя романа А.С. Пушкина современным читателем.

План восьмой главы: Онегин появляется в петербургском светском обществе; Повествователь рассказывает, куда направился Онегин, убив Ленского на дуэли; Онегин на светском рауте встречает Татьяну, характеристика петербургского общества; Онегин полюбил Татьяну; Онегин пишет письмо Татьяне; отповедь Татьяны Онегину; конец романа. В восьмой главе романа о странствиях Онегина есть только полторы строфы:
Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы,

Без жены, без дел, Ничем заняться не умел. Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как вес на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
Итак, Онегин снова в петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в первой главе. Но если в первой главе свет благосклонно принял Онегина (“Свет решил, что он умен и очень мил”), то теперь свет считает Онегина чужим; если в первой главе Онегин слегка презирает свет, то в восьмой он его ненавидит.
Как и в первой главе, Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь для него была “наукой страсти нежной”, которой он в совершенстве овладел; теперь – он сам любит горячо, искренне, страстно.
В первой главе, разочаровавшись в свете, “условий света свергнув бремя. отстав от суеты”, в восьмой – влюбившись в Татьяну и не получив ответа на свои послания, Онегин отрекается от света и ищет забвения в книгах:
.Глаза его читали, Но мысли были далеко И постепенно в усыпленье И чувств и дум впадает он, А перед ним воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит. То видит он врагов забвенных, Клеветников, и трусов злых, И рой изменниц молодых, И круг товарищей презренных, То сельский дом – и у окна Сидит она. и все она!.
В восьмой главе Повествователь снова то приближает Онегина к себе, то отчуждает и даже иронизирует над ним. Вот Онегин на светском рауте: “Но это кто в толпе избранной стоит безмолвный и туманный? Для всех он кажется чужим”. И как бы от лица участников раута ставится ряд вопросов, – в них слышится язвительная насмешка над Онегиным:
Все тот же ль он иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите: чем он возвратился? Что нам представит он пока?
И, не отвечая на язвительные вопросы толпы, Повествователь обращается к ней, защищая своего героя, вызывающего у него глубокое сочувствие
Пушкину искренне жаль своего героя, не нашедшего своего места в жизни, оказавшегося чужим, “лишним”. Но когда речь идет об отношении Онегина к Татьяне, Повествователь снова иронизирует над героем. Ему больно, что Онегин тогда не полюбил Татьяну. И он настойчиво подчеркивает, чем именно Татьяна теперь вызвала его любовь:
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Иль стала вдруг бледна, красна. У пей и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она.
Или:
Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, Не этой девочкой несмелой, Влюбленной, бедной и простой, Но равнодушною княгиней.
А между тем он все еще не понял, что Татьяной руководят врожденное чувство такта и тонкая интуиция. Попав в высший свет, она быстро усвоила его законы. И ей нетрудно это далось, потому что основа ее характера – простота, утонченность, отсутствие всего, что “зовется уиаг”. В деревне эти свойства Татьяны воспринимались как ее самобытность, непохожесгь на других.
Повествователь старательно перечисляет все признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну. “.Он хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле”. Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии:
Он с трепетом к княгине входит
.Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает.
И она доверчиво, просто и открыто говорит: “Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна”. Онегин предвидел все: и “горькое презренье”, какое взгляд ее изобразит, и “злобное веселье”, какому он повод подавал, и боялся, что она увидит в его объяснении “затеи хитрости презренной”. Но он не ждал этого нового признания в любви с таким решительным отрицанием возможности этой любви:
Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен!
Что так поразило его? Он впервые открыл для себя Татьяну, впервые увидел то, что является самым главным в ней: ее нравственную силу. Это и сила любви, это и сила, которая позволяет ей никому, кроме него, не открывать этой любви; это и сила быть верной супружескому долгу. Татьяна не ответила на любовь Онегина и потому, что у нее возвышенное понимание супружеского долга, и потому, что она Онегина любит и дорожит этим чувством: любовь к Онегину – это самая большая нравственная ценность в ее жизни, это ее богатство, и она не хочет его потерять.
Онегин же, если бы Татьяна ответила на его любовь, “был бы счастлив. сколько мог”. Но он не пережил бы никакой “бури ощущений”, никакого нравственного потрясения. Из этой “бури ощущений” он, вероятно, вынесет резкое самоосуждение за поверхностность своего взгляда на жизнь. И как один из возможных вариантов его дальнейшего развития – приобщение к какой-то полезной деятельности и, может быть, путь к декабристам.
Но, чтобы все это свершилось с Онегиным, надо, чтобы Татьяна, любя Онегина, отвергла его любовь. Их отношениям дальше развиваться некуда. Вот почему роман без конца воспринимается законченным. Поэтому же десятая глава с Онегиным-декабристом не могла быть продолжением романа “Евгений Онегин”; после того нравственного потрясения, на которое Онегин оказался способным в развязке романа, он должен начать новую жизнь, в новых условиях, с новыми людьми. И потому десятая глава – не продолжение известного нам романа, а начало нового – романа декабристском движении, романа, которого Пушкин писать не собирался. Очевидно потому глава; и была уничтожена.
В конце романа Повествователь делает для своего героя все, что можно, чтобы мы о нем не думали плохо. “Буря ощущений”, в которую Онегин оказался погружен, примиряет с ним Повествователя, и он прощается со своим героем так же тепло, как и с самим романом, и с “Татьяной милой”:
Прости ж и ты, мой спутник странный, И ты, мой верный идеал, И ты, живой и постоянный, Хоть малый труд.
И не случайно в размышлениях об Онегине и Татьяне возникают воспоминания о той среде, с которой связывалась у поэта личность героя:
Но те, которым в дружной А та, с которой образован
Встрече Татьяны милый идеал.
Я строфы первые читал. О много, много рок отъял!
Иных уж нет, а те далече Без них Онегин дорисован.
Пушкин не сделал Онегина декабристом. И в этом нет незаконченности: возможен и такой тип дворянского интеллигента 20-х годов XIX. в.

  1. Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой...
  2. Часто, наоборот, сопоставление фактов, событий, о которых говорит или которые рисует рассказчик, подтверждает и углубляет его оценки и выводы. Так, перекликаются сцены военных советов в Белогорской крепости и в Оренбурге....
  3. Пушкин был свидетелем крупнейших исторических событий. До самого восстания 14 декабря 1825 г. он жил почти в непрерывном ожидании “великих перемен”. Все это не могло не способствовать возникновению и усилению...
  4. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. По сравнению со стихами, язык прозы находился на более низком уровне,...
  5. “Евгений Онегин” – первый реалистический роман в стихах, в котором А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал роман “энциклопедией русской...
  6. (1 вариант) Роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – историческое произведение. Однако его главные герои – вымышленные автором персонажи. А. С. Пушкин ведет повествование о Пугачеве, народном бунте и Екатерине...
  7. В этом разделе будет схематически очерчено поэтическое пространство “Евгения Онегина”, взятое в целом, и выделена взаимосвязь эмпирического пространства, отображенного в романе, с пространством самого текста. Время романа неоднократно подвергалось анализу...
  8. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В. Г. Белинский В. Г. Белинский точно определил назначение поэзии: “.развивать в людях чувство изящного и...
  9. Субъективно-романтический метод изображения “главного лица” вступал в противоречие с замыслом Пушкина – воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный и в этом смысле эпический образ-тип, погружаясь лишь в самого...
  10. “Евгений Онегин” – неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония. Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествуется...
  11. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, И, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной Жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться...
  12. “Жизнь без любви не жизнь, а существование, без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить”, – утверждает М. Горький. Человек, которому Всевышний подарил такой талант, как...
  13. “Евгений Онегин” – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать...
  14. Роман А. С.Пушкина “Евгений Онегин” вызвал Многочисленные отклики современников как По мере публикации его глав, так и тогда, Когда в 1833 г. он был напечатан отдельным Изданием. Однако критики того...
  15. Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом – стихом, но в...
  16. Когда Пушкин задумал писать роман “Евгении Онегин”, у него была напечатана только первая часть романа. В ходе работы над романом “Евгений Онегин” Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному...
  17. Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли...
  18. Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как...
Онегин покинул свою деревню, где ему везде виделась окровавленная тень друга. Он некоторое время путешествовал, но потом вернулся в родную Москву. Вскоре на одном аристократическом рауте его внимание привлекла необычайно красивая дама безукоризненных манер, в которой, однако, не было ни малейшей чванности или надменности. Глаза всего света с невольным восхищением обращались на эту недавно появившуюся в Москве красавицу. Лицо её вдруг показалось Евгению знакомым. Ещё через миг он понял: это – Татьяна Ларина .

Оказалось, она стала женой хорошо знакомого Онегину князя. Узнав, что Евгений – её сосед по имению, князь подвёл его к ней. Татьяна была удивлена и поражена, но ничем не выдала этого. Она сказала Онегину несколько слов с любезным спокойствием и вскоре вышла, а он на некоторое время остался недвижим, потрясённый переменой, которая с ней произошла. Простая деревенская девушка превратилась в блестящую аристократку, величавую законодательницу зал.

Князь часто приглашал Евгения к себе в дом. Татьяна встречала там его с той же спокойной доброжелательностью, но не проявляла ни признака воспоминания об их прежней истории. Всё более увлекаясь Татьяной в её новом образе, Онегин вскоре понял, что влюблён, как дитя. Поднять её платок или накинуть ей на плечо боа теперь стало для Евгения высшим наслаждением. Однако время шло, а Татьяна отнюдь не проявляла к нему большей благосклонности.

Чувствуя, что любовь довела его до болезни, Онегин наконец решился написать Татьяне письмо со страстным признанием. Там объяснялось: встретив её когда-то, он совсем не остался к ней равнодушен, но заметив в своей душе проблеск чувства, поспешил затушить его , ибо не захотел терять дорогой свободы. Он думал тогда, что вольность и покой – замена счастью, но глубоко ошибся. Теперь видеть Татьяну – высшее для него блаженство. Встречаясь с ней, он обречён смирять волнение в крови, удерживать порыв обнять её колени. Не в силах больше скрывать своих чувств, он осмеливается раскрыть их ей.

Ответа не было. Вновь встретив Татьяну в свете, Евгений не заметил в ней ни следа смятения или сострадания. Казалось, что от неё веял лишь крещенский холод. Проклиная своё безумство, Онегин заперся в кабинете, вновь стал много читать, но и во время чтения в его уме всплывали воспоминания минувшего: деревня, тело Ленского и сельский дом, где у окна – она . Евгений одиноко провёл всю зиму, но весна несколько оживила его. В один тёплый солнечный день он сел в сани и примчался к Татьяне.

Она была дома одна. Отворившего дверь Онегина поразил её вид: читая чьё-то письмо, Татьяна рекой лила слёзы. В ней воскресла та прежняя наивная сельская девушка, которую он когда-то знал. Евгений упал к её ногам и целовал ей руку.

Татьяна стала убеждать Онегина, что любовь между ними теперь невозможна. Её судьба решена: она отдана другому и будет век верна ему, хотя, презирая светскую мишуру, она не раз жалела, что покинула простую, смиренную жизнь в деревне. Татьяна призналась: она никогда не забывала свою страсть к Евгению и теперь продолжает питать её. Но для него и для неё лучше не давать своим чувствам воли. (См.

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока : Последняя встреча (Анализ 8 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Класс: 9

УМК: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М., Просвещение, 2012.

Цели для ученика

Обучающие :

Определить композиционную особенность и роль 8 главы в сюжетном развитии романа,

Развитие исследовательских навыков работы с текстом, с критической статьей, навыков анализа текста, устного монологического высказывания.

Развивающие:

Способствование развитию УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

Способствование развитию УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);

- способствование развитию УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения и результата с предложенным эталоном).

Воспитывающие:

Способствование совершенствованию навыков этичного межличностного общения;

Формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе;

Способствование формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач в процессе обучения;

Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

Осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели для учителя

Образовательные:

Познакомить с композиционными особенностями и ролью 8 главы в сюжетном развитии романа;

Создать условия для выявления особенностей внешних и внутренних изменений в характерах героев;

Создать условия для понимания своеобразия финала романа.

Развивающие:

Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления,

Способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение и сопоставление эпизодов романа, отрывков критических статей, анализ, наблюдение, систематизация).

Воспитательные:

создать условия для воспитания бережного отношения к слову, видения красоты окружающего мира.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Традиционная

Опорные понятия, термины

Литературное произведение

Герой

Лирическое отступление

Тезис

Немая сцена

Новые понятия

Открытый финал

Нравственные уроки финальной сцены романа

Формы контроля:

Учебный диалог

Работа в группах

Самоконтроль

Домашнее задание

Эссе « Нравственные уроки финальной сцены романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Оргмомент урока

1 минута

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Метод стимулирования отношений долга и ответственности.

Коммуникативные :

оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

Готовность сторон работать по теме урока.

I I . Мотивация

3 минуты

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Стимулирование положительной самооценки перспектив включения в УД.

Слушают внимательно учителя.

Отвечают на вопросы.

Словесная форма.

Личностные :

самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

III. Целеполагание

7 минут

Выступает со вступительным словом, в котором сообщает, о чем будет сегодняшний урок.

Дает задание просмотреть план 8 главы роман, определить композиционные особенности.

Восьмая глава оказывается не только сюжетным завершением романа, но и «органическим итогом и высшим моментом его творчества» (Ю. Лотман)

Слушают учителя.

Анализируют план 8 главы романа

Приложение 1.

Выявляют композиционные особенности:

В 8 главе зеркально отразился сюжет первых семи глав. История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, «проповедь» Онегина – «уроком», который дает герою Татьяна. Герои словно меняются местами.

Читают и определяют смысл высказывания Ю. Лотмана.

Рассуждают о предстоящей теме урока и его целях.

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

самоопределение в целях учебной деятельности.

Коммуникативные :

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

Получение установки на реализацию целей урока.

I V . Изучение нового
25 минут

а) Анализ образа Онегина в заключительной главе романа.

б) Анализ образа Татьяны в заключительной главе романа.

в) Анализ сцены объяснения Онегина и Татьяны.

в) Работа с отрывками из критических статей В.Г. Белинского и Ф.М. Достоевского.

в) Определение роли финала и смыслового итога романа.

Создаёт проблемную ситуацию.

Распределяет детей на группы для выполнения задания.

Дает задание для групповой работы.

Корректирует выполнение задания. Обобщает ответы учащихся и делает вывод об изменениях, произошедших с главным героем.

Ставит задачу на данном этапе урока.

Следит за групповой работой, помогает, направляет.

Слушает ответы групп. Корректирует их.

Руководит выявлением особенностей образа героини в 8 главе

Ставит задачу данного этапа.

Ставит задачу данного этапа.

Слушает и корректирует ответы учащихся.

Ставит задачу данного этапа.

Слушает и корректирует ответы учащихся.

Работают в группах.

Слушая письмо Онегина, выписывают ключевые слова.

Определяют лексическое значение слова постылый.

Обсуждают в группах и делают вывод: что произошло с Онегиным?

Работают в группах.

Читают текст, выписывают ключевые слова.

Обсуждают в группах и делают вывод: изменилась ли Татьяна?

Аргументируют свое мнение, используя текст.

Подготовленные учащиеся показывают инсценировку сцены объяснения Онегина и Татьяны.

Обсуждают в группах и делают вывод: почему Татьяна отвергает страсть Онегина?

Аргументируют свое мнение, используя текст.

Работают с отрывками из критических статей В.Г. Белин-ского и Ф.М. Достоевского, выписывают ключевые слова.

Приложение 2.

Обсуждают в группах и делают вывод: Кто же из них убедительнее, вернее понимает мотивы поступка Татьяны по отношению к Онегину и к собственному чувству?

Аргументируют свое мнение, используя текст критических статей и текст романа.

Читают высказывание В.Г. Белинского.

Приложение 3.

Высказывают свои мнения, почему автор счел необходимым оборвать сюжет.

Определяют понятие термина «открытый финал». Записывают вывод в тетрадь.

Групповая работа.

Исследовательский метод.

Групповая работа.

Исследовательский метод.

Творческая работа.

Групповая работа.

Фронтальная работа.

Личностные :

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

Регулятивные :

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V. Актуализация новых знаний.
Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений).

5 минут

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняют задания в тетрадях.

Самостоятельная работа.

Записывают выводы по уроку.

Регулятивные :

Самоконтроль в форме письменного обобщения

- исследование условий учебной задачи, обсуждение способов решения.

Познавательные :

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные :

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Осознанно строят свои высказывания.

V I . Рефлексивно- o ценочный этап

3 минуты

Организует рефлексию.

Предлагает выразить впечатление от урока, кратко письменно продолжив фразы: «Я понял, что…»

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему).

Способность к оценочным действиям.

Учебный диалог.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные :

рефлексия; оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний).
Личностные :
смыслообразование.

VII.Домашнее задание.

1 минута

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Эссе « Нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?»

Приложение 1

План 8 главы романа

1. Исповедь поэта.

2. Светский раут.

3. Страдания Онегина.

4. Его письмо.

5.Ожидание ответа.

6. Попытки борьбы со страстью.

7. Последнее объяснение.

Приложение 2

В.Г. Белинский. Отрывок из статьи «Сочинения Александра Пушкина» (статья девятая):

«Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, - все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализовавшего великодушные движения сердца…Речь Татьяны начинается упреком, в котором высказывается желание мести за оскорбленное самолюбие:

Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее, нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок ваш выслушала я!

Сегодня очередь моя.

Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? Одну суровость.

Не правда ль? Вам была не новость

Смиренной девочки любовь?

И нынче – боже! – стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…

В самом деле, Онегин был виноват перед Татьяною в том, что он не полюбил ее тогда, как она была моложе и лучше и любила его! Ведь для любви только и нужно, что молодость, красота и взаимность! Вот понятия, заимствованные из плохих сентиментальных романов! Немая деревенская девочка с детскими мечтами – и светская женщина, испытанная жизнию и страданием, обретшая слово для выражения своих чувств и мыслей: какая разница! И все-таки, по мнению Татьяны, она более способна была внушить любовь тогда, нежели теперь, потому что она тогда была моложе и лучше!.. Как в этом взгляде на вещи видна русская женщина! А этот упрек, что тогда она нашла со стороны Онегина одну суровость? «Вам была не новость смиренной девочки любовь?» Да это уголовное преступление – не подорожить любовию нравственного эмбриона!..<…>

Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не любил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к её ногам жажда скандалезной славы… Во всем этом так и пробивается страх за свою добродетель…

Тогда – не правда ли? – в пустыне,

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась… Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна;

Что муж в сраженьях изувечен;

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Я плачу… Если вашей Тани

Вы не забыли до сих пор,

То знайте: колкость вашей брани,

Холодный, строгий разговор,

Когда б в моей лишь было власти

Я предпочла б обидной страсти

И этим письмам и слезам.

К моим младенческим мечтам

Тогда имели вы хоть жалость,

Хоть уважение к летам…

А нынче! – что к моим ногам

Вас привело? Какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

В этих стихах так и слышится трепет за своё доброе имя в большом свете, а в следующих затем представляются неоспоримые доказательства глубочайшего презрения к большому свету… Какое противоречие! И что всего грустнее, то и другое истинно в Татьяне…

<…>

Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет её идолом, и страх его суда всегда будет её добродетелью…

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена; неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

Последние стихи удивительны – подлинно конец венчает дело! <…> Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана , – именно от-дана , а не отдалась ! Вечная верность – кому и в чём ? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны… Но у нас как-то всё это клеится вместе: поэзия – и жизнь, любовь – и брак по расчёту, жизнь сердцем – и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых… Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить – значит для неё жить, а жертвовать – значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну; но общество пересоздало её…»

Отрывок из речи Ф.М. Достоевского о Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности:

«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе – кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева. Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за «нравственный эмбрион». Это она-то эмбрион, это после письма-то ее к Онегину! Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать её: разве он знает душу человеческую? Это отвлечённый человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он её и потом в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме Татьяне, «постигал душой всю её совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия их романа.

… Кто сказал, что светская, придворная жизнь тлетворно коснулась её души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были от части причиной отказа её Онегину? Нет, это не так было. Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о неё иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин.

И вот она твёрдо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про её религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака – нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, несмотря на то, что сама же сказала ему: «Я вас люблю», потому ли, что она, «как русская женщина»(а не южные или не французская какая-нибудь), не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаяние почестей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям? Этому-то старику генералу, которого она не может же любить, потому что любит Онегина, и за которого вышла потому только, что её «с слезами заклинаний молила мать», а в обиженной, израненной душе её было тогда лишь отчаяние и никакой надежды, никакого просвета? Да, верна этому генералу, её мужу, честному человеку, её любящему, её уважающему и ею гордящемуся. Пусть её «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честной женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии? Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастие, остаться навеки счастливыми? Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокою душой, с ее сердцем, столь пострадавшим? Нет; чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь счастия, пусть мое несчастье безмерно сильнее, чем несчастье этого старика, пусть, наконец, никто и никогда, а этот старик тоже, не узнают моей жертвы и не оценят ее, но не хочу быть счастливою, загубив другого!» Тут трагедия, она и совершается, и перейти предела нельзя, уже поздно, и вот Татьяна отсылает Онегина. Скажут: да ведь несчастен же и Онегин; одного спасла, а другого погубила! Позвольте, тут другой вопрос, и даже, может быть, самый важный в поэме. Кстати, вопрос: почему Татьяна не пошла с Онегиным, имеет у нас, по крайней мере в литературе нашей, своего рода историю весьма характерную, а потому я и позволил себе так об этом вопросе распространиться. И всего характернее, что нравственное разрешение этого вопроса столь долго подвергалось у нас сомнению. Я вот как думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным. Надобно же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит, кто он такой: вечный скиталец увидал вдруг женщину, которою прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - да ведь в этой обстановке-то, пожалуй, и вся суть дела. Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет - свет, этот страшный авторитет для Онегина, несмотря на все его мировые стремления, - вот ведь, вот почему он бросается к ней ослепленный! Вот мой идеал, восклицает он, вот мое спасение, вот исход тоски моей, я проглядел его, а «счастье было так возможно, так близко!» И как прежде Алеко к Земфире, так и он устремляется к Татьяне ища в новой причудливой фантазии всех своих разрешений. Да разве этого не видит в нем Татьяна, да разве она не разглядела его уже давно? Ведь она твердо знает, что он в сущности любит только свою новую фантазию, а не ее, смиренную, как и прежде, Татьяну! Она знает, что он принимает ее за что-то другое, а не за то, что она есть, что не ее даже он и любит, что, может быть, он и никого не любит, да и не способен даже кого-нибудь любить, несмотря на то, что так мучительно страдает! Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, - это «крест и тень ветвей над могилой ее бедной няни». О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее, эти образы одни только и остались ей, но они-то и спасают ее душу от окончательного отчаяния. И этого немало, нет, тут уже многое, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею. А у него что есть и кто он такой? Не идти же ей за ним из сострадания, чтобы только потешить его, чтобы хоть на время из бесконечной любовной жалости подарить ему призрак счастья, твердо зная наперед, что он завтра же посмотрит на это счастье свое насмешливо. Нет, есть глубокие и твердые души, которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы и из бесконечного сострадания. Нет, Татьяна не могла пойти за Онегиным».

Приложение 3

«Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца?- Мы думаем, есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки… Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать…» (В.Г.Белинский)