Петросян евгений ваганович биография дети. Евгений петросян - биография, информация, личная жизнь

  • 13.12.2021

Евгения Петросяна и его «Кривое зеркало», по статистике, смотрит каждый третий россиянин; на концертах - аншлаги, хохот, аплодисменты. И кажется, что все и всегда у этого разбитного шутника получалось легко. Тем более что сам он личную жизнь хранит за семью печатями. А между тем настоящее семейное счастье Петросян обрел только с четвертой женой. Как он шел к этому счастью, мы рассказываем в сегодняшнем выпуске.

Первая жена - сестра балерины

Брак с первой женой был скоропалительным. В 60-е годы Петросян приехал в Москву из Баку. Он с 12 лет мечтал стать актером. Выступал в Домах культуры как конферансье, впитал светские манеры людей искусства, отличался артистизмом и обходительностью. Что его и подвело - на экзамене во МХАТе Жене сказали: вы сложившийся артист, а нам нужен сырой материал. Так Петросян оказался во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ). Студенты поражались его феноменальной памяти: прочитав лист текста, он воспроизводил его наизусть.

Евгений сразу начал подрабатывать конферансье на концертах. И на одном из приемов его познакомили с симпатичной девушкой из знатной семьи - сестрой знаменитой балерины Кригер.

Она влюбилась в элегантного молодого человека, умеющего красиво говорить и делать комплименты. Они расписались. У супругов родилась дочь, которую назвали в честь балерины Викториной... Говорят, на этом настоял Петросян, который с большой гордостью рассказывал всем о роде Кригер. Он нежно заботился о дочери, но... вскоре молодой отец уже снова страстно влюбился...

Вторая жена - дочь певца Козловского

О том, что второй женой Петросяна стала дочь прославленного оперного певца Козловского, мы узнали у Сергея Дитятева, известного в 70-х годах конферансье.

А вы думаете: если Петросян, то обязательно клоун! А он на самом деле очень образованный, умный человек, - поделился Дитятев.

«Козловская отличалась красотой. Вела у нас эстрадные концерты. Женя Петросян выступал в качестве конферансье с монологами, шутками, а Анна - только объявляла номера, - рассказала «КП» знаменитая в прошлом певица Нина Дорда(кстати, она стала прототипом героини, которую сыграла Орбакайте в сериале «Московская сага»). Правда, с дочерью Козловского Анной они прожили вместе недолго - год или два. - Не знаю, удастся ли вам отыскать Анну, она ведь уезжала за границу...»

Мы Анну Ивановну Козловскую нашли. Она сегодня живет в центре Москвы в квартире отца вдвоем с помощницей, хворает. Ей 68 лет.

Да, я была замужем за Петросяном, - сказала нам Анна Ивановна. - Я старше Жени на семь лет. С детства мечтала выступать на сцене, но папа меня отговаривал, и я окончила филологический. Но потом тяга к сцене взяла верх, поступила в ВТМЭИ, Женя был моим однокурсником. Мы вместе слушали лекции Рины Зеленой, известного конферансье Алексеева. И так много времени проводили с Женей, что не заметили, как влюбились. Я стала его второй женой. Но думаю, что первый его брак был компромиссом.

Мы с Женей выступали вместе с первым спектаклем студии «В жизни раз бывает 18 лет», ездили по стране, имели успех.

- А ваш знаменитый отец не был против этого брака?

Женя производил приятное впечатление (его папа - профессор математики), благородный и талантливый. Мне с ним было очень интересно, он умел изысканно ухаживать. Мы увлекались творчеством. Ходили в ресторан на Останкинской башне - оттуда виден город как на ладони... Ничего плохого о нем не могу сказать, порядочный человек. Потом я начала писать, увлеклась прозой, меня приняли в Союз писателей. Однажды познакомилась с греком Костасом Варналисом и влюбилась. Женя очень страдал, но я ничего не могла с собой поделать. Это моя непростительная вина перед Женей. Папа считал, что его дочки должны быть ангелами и всю жизнь прожить с одним мужем, но я сд

елала по-своему. По моей инициативе наш брак с Петросяном распался. Я с новым мужем уехала в Грецию. Недавно вернулась на Родину, за судьбой Жени Петросяна не следила. Мы с ним не поддерживаем отношений.

- А ваш отец помогал в карьере Петросяну?

Нет, Женя не пользовался родственными связями. Многие даже не знали, что он зять Козловского. И к Леониду Утесову попал не с помощью связей. Мэтр увидел его на концерте, сам предложил стать его конферансье.

Рассказывают, Утесов ценил остроумие Петросяна. Однажды на концерте из зала нетрезвый мужчина выкрикнул каверзный вопрос: мол, где сейчас Хрущев (которого только свергли). Евгений нашелся: «Закусывать надо!» В следующий раз на скользкий вопрос такой же фразой отделался сам Утесов. За кулисами ему сказали: «Вы цитируете Петросяна!» У Леонида Осиповича Петросян проработал пять лет, а заменил его Геннадий Хазанов, которому достался пиджак Петросяна, в нем он и женился.

Третья жена - искусствовед

Третьей женой у Петросяна была искусствовед из Ленинграда, интеллигентная, прелестная женщина, - рассказала КП» Нина Дорда. - Такая петербургская дама, аристократка... Рассказывают, одно время Людмила вместе с мужем выступала на сцене. Вроде бы ее раздражала загруженность Петросяна.

Евгений Ваганович всегда мечтал открыть свой театр, и вот в 1979 году он создал Театр эстрадных миниатюр и объявил кастинг артистов. На пробы пришла Елена Степаненко, выпускница ГИТИСа.

Четвертая жена - актриса

Родом Степаненко из поселка Ангарского Волгоградской области (ее мама - парикмахер, папа работал поваром в ресторане, затем - рабочим на химзаводе). С детства мечтала о большой сцене. Студенткой ГИТИСа часто ходила в «Россию» на концерты Петросяна. Думала, какой интересный артист, вот бы с ним познакомиться. В те годы она была очень худенькой, с тонкой осиной талией, носила 42-й размер одежды. Эстрадный драматургАркадий Хайт, посмотрев на Елену, пошутил: «А где у нее еда проходит?»

Первый музыкальный спектакль «Доброе слово и кошке приятно» (его поставил Петросян), в котором он играл со Степаненко, вызвал ажиотаж в театральной Москве. На премьеру пришли даже пара Миронова - Менакер...

Спустя несколько лет Петросян и Степаненко отправились на гастроли в Семипалатинск, где и начался их служебный роман.

«Нас как-то одновременно потянуло друг к другу. Там, на полигоне, проводились ядерные испытания, вот и у нас рванула бомба любви», - вспоминала потом Степаненко.

Вернувшись в Москву, король эстрады принял решение развестись с третьей женой. Елена Григорьевна после свадьбы переселилась в квартиру мужа на Арбате.

Однажды мы с Евгением Вагановичем разговорились, и он заметил, что четыре раза был женат, и только четвертый брак удачный. Последняя жена - то, что надо, - рассказал нам человек из окружения юмориста. Елена всегда жизнерадостна, необыкновенно вкусно готовит. Коллеги шутят, мол, своим кулинарным искусством и нашла путь к его сердцу. Муж лишь по праздникам может сделать два своих коронных блюда - яичницу и баклажанную икру.

По словам Петросяна, за 15 лет супружеской жизни со Степаненко ни разу серьезно не повздорили. А общее дело еще больше скрепило их брак.

По слухам, верховодит в их семье Елена, а Ваганыч (так называют народного артиста коллеги) всегда ей уступает.

Летом они совмещают отдых и работу. В прошлом году жили в президентс

ком люксе за 40 тысяч рублей в сутки в элитном санатории Сочи.

Не так давно Степаненко села на диету. Вообще-то, как говорят, Петросяну нравятся женщины в теле, с формами. И, возможно, потому в начале супружеской жизни Елена Григорьевна позволила себе не следить за фигурой. Но потом сильно прибавила в весе и пошла на решительные меры.

В специальном санатории в Баварии она голодала по старинной 150-летней системе под надзором врачей. Как сказал Жванецкий, лечившийся в том санатории, чтобы жить, можно гораздо меньше есть.

СЛУХИ ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ

В театральных коллективах любят посплетничать. Особенно о руководителях. Вот и Петросяна не миновала участь сия. Молва приписывает ему увлечение красавицей блондинкой Анжеликой (сценический псевдоним Галины Глушковой). Поводом для слухов стало то, что Анжелике уделяется больше внимания, а график работы у нее не самый напряженный. Впрочем, симпатичным женщинам трудно не вызывать зависть коллег, возможно, отсюда и все разговоры. По крайней мере Елена Степаненко не придает этим разговорам значения.

КСТАТИ

Мало кто знает, что вообще-то настоящая фамилия Евгения Вагановича (по паспорту) - Петросянц (с «ц» на конце), но комик считает, что на его родине в Азербайджане последнюю букву не произносят, и он решил представляться зрителям «без ц». Правда, в начале своей карьеры именовался Петровым и как Петров пробовался на роль Шурика в фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

С дочерью Петросян не разговаривал 10 лет

У главного комика страны одна дочь - Викторина. С детства она сопровождала папу на его концертах и даже выходила с ним на сцену.

Подумывала стать актрисой, но в итоге пошла учиться на искусствоведа. Долгие годы они были очень дружны с отцом. Возможно, так совпало, но с появлением Степаненко, как говорят, отношения разладились. Когда 16 лет назад Викторина решила эмигрировать в США, Евгений Ваганович не хотел отпускать дочь. А когда та настояла на своем, прекратил всякое общение.

Они не разговаривали лет десять. У Викторины в США родился сначала один сын, потом второй, но Петросян их долгое время не видел, никто ни к кому не приезжал, - рассказывает его знакомый.

Это была большая драма, которая держалась в тайне. Мы старались не напоминать Жене о дочке, чтобы не бередить рану. И только несколько лет назад они помирились, он увидел внуков.

Как рассказывают, Елена Степаненко не слишком привечает это общение. Возможно, поэтому, когда летом американка приезжала в Москву, она останавливалась в гостинице, а с отцом только куда-то ездила.

В те годы многие хотели уехать за границу, - говорит Нина Дорда. - Мне рассказывали, что дочка Петросяна побывала в Америке, где познакомилась с арабом. Вышла за него замуж и осталась жить в Нью-Йорке. Потом вышла второй раз замуж.

Да, я постоянно живу в Америке, у меня свой бизнес, - сообщила нам дочь юмориста, которой мы дозвонились в США. Викторина занимается производством эксклюзивных игрушек из стекла (выдуваются они вручную) по рисункам знаменитого художника Льва Бакста.

Как оказалось, Викторина открыла свою студию Mark Andreas Collection, названную по именам ее сыновей, Марка и Андреаса. Недавно ее изделия по 100 долларов за штуку стали продаваться и в бутиках Москвы. А вот о своей личной жизни Викторина рассказывать не захотела - сказала, что для этого ей нужно разрешение пап

Евгений Петросянц

Артист эстрады, писатель-юморист и телеведущий.

Заслуженный артист РСФСР (25.07.1985).
Народный артист РСФСР (4.03.1991).

Со школьных лет начал участвовать в самодеятельности - в бакинских клубах и домах культуры.

Окончил ВТМЭИ, где его учителями и наставниками были Рина Зелёная и А. Алексеев. С 1962 года начал выступать на профессиональной сцене.

С 1964 по 1969 годы работал конферансье в Государственном оркестре РСФСР под руководством Леонида Утёсова, с 1969 по 1989 годы - в Москонцерте.

В 1979 году образован Театр эстрадных миниатюр Петросяна. При нем создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фото.

В 1985 году окончил отделение режиссёров эстрады ГИТИСа.
С 1988 года является ведущим артистом и художественным руководителем «Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр».

В 1973 году вместе с Л. Шимеловым и А. Писаренко подготовили программу «Трое вышли на эстраду». В Московском Театре Эстрады поставил спектакли: «Монологи» (1975, авторы Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт); «Доброе слово и кошке приятно» (1980, автор А. Хайт); «Как поживаете?» (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт, А. Левин); «Инвентаризация-89» (1988, авторы М. Задорнов, А. Хайт, С. Кондратьев, Л. Французов и другие); «Дураки мы все» (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и другие); «Бенефис», «30 лет на эстраде», «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев, Л. Французов); «Когда финансы поют романсы» (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева, А. Новиченко и другие), «Семейные радости» (1999, авторы М. Задорнов, Н. Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и другие).
Среди концертных программ: «Страсти-Мордасти» (2001) и «Шутки в сторону» (2011).

В этих представлениях артист выступал не только как главный исполнитель монологов, но и как режиссёр-постановщик.

С 1994 года - ведущий еженедельной «Смехопанорамы».

Биография и личная жизнь Евгения Петросяна наполнены интересными и знаковыми событиями. И это не удивительно. Долгие годы этот знаменитый юморист радует своих поклонников остроумными шутками. О его судьбе и карьере мы расскажем в нашей статье.

Родители

Биография Евгения Петросяна гласит, что он родился в 1945 году. Будущий сатирик появился на свет 16 сентября в одном из родильных домов солнечного Баку. Его папа - Петросянц Ваган Миронович - был математиком, а мама - Белла Григорьевна - занималась домашним хозяйством. Родители мальчика никакого отношения к искусству никогда не имели. Отец был занят педагогической деятельностью, за обширные знания коллеги и студенты прозвали его ходячей энциклопедией. Белла Григорьевна вечно была погружена в повседневные заботы, но у нее было хорошее образование: в свое время она получила диплом инженера-химика. Одним из ее преподавателей в институте был Ваган Миронович.

Детство

Биография Евгения Петросяна указывает на то, что он был веселым и жизнерадостным ребенком. Но вокруг царила послевоенная разруха, поэтому поводов для радости находилось очень мало. Сатирик вспоминает, что в семь лет двоюродная сестра отвела его на юмористическое представление. Мальчик был поражен атмосферой на концерте. Он решил, что тоже хочет дарить людям радость. Женя заявил родителям, что намерен стать артистом и начал планомерно воплощать свою мечту в жизнь. С двенадцати лет он выступал в бакинских клубах и домах культуры, читал стихи, вел концерты, играл в народном театре. Через три года он уже отправился на гастроли от бакинского клуба моряков. При этом свою фамилию он несколько изменил, сделав ее более простой и звучной - Петросян.


Переезд в столицу

Биография Евгения Петросяна могла сложиться по-разному, однако переезд в Москву многое определил в его судьбе. В стремлении стать артистом шестнадцатилетний парень оказался в огромном городе. Он быстро освоился на новом месте, поступил во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства и стал обучаться под руководством А. Алексеева и Р. Зеленой.

В 1962 году он уже делал свои первые шаги на профессиональной сцене. Затем молодой комик был принят на работу в Государственный оркестр РСФСР и четыре года трудился в должности конферансье. Его руководителем был сам Леонид Утесов.

В 1969 году Евгений Ваганович поступил на службу в Москонцерт. Здесь его карьера достигла головокружительных высот. С 1969 по 1989 гг. он не уставал восхищать, поражать и развлекать своих преданных зрителей и слушателей.

Становление карьеры

Биография Евгения Петросяна рассказывает о том, что самый большой успех артиста пришелся на 70-е годы прошлого века. В 1973 году он вместе с коллегами создал оригинальную программу "Трое вышли на эстраду" и успешно выступал с ней по всей стране. Через три года Евгений начал ставить свои программы на базе Московского театра эстрады. Публика тепло встречала его блистательные постановки «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все», «Как поживаете?», «Семейные радости», «Когда финансы поют романсы» и другие. Нередко он исполнял в них главные роли.


Культурный вклад

Творческая биография Евгения Петросяна впечатляет своей насыщенностью. Фельетоны, маленькие юмористические сценки из жизни, музыкальные пародии, эстрадные клоунады, блестящие интермедии всегда находили отклик у слушателей. Критики также были в восторге. На волне успеха в 1979 году юморист создал Театр эстрадных миниатюр. Параллельно был организован Центр эстрадной юмористики. В рамках его деятельности собирались ценные материалы об истории эстрады: раритетные издания журналов, старинные афиши, пожелтевшие от времени фотографии и т.д.

Телевизионный бум

Некоторые вехи биографии Евгения Вагановича Петросяна запечетлены на пленке. Еще бы, ведь программы с выступлениями сатирика выходили едва ли не ежедневно. С 1987 - 2000 гг. он блистал в программе «Аншлаг».

В 1988 году его назначили на должность художественного руководителя Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр. Он стал лицом российской эстрады и ее ведущим артистом.

С 1994 по 2004 гг. комик вел знаменитую «Смехопанораму». Символом программы стал глиняный клоун, который был приобретен нашим героем в Европе в 1995 году.

Затем Евгений Ваганович возглавил театр «Кривое зеркало», где был организатором и вдохновителем проекта. Нередко ему доводилось исполнять главные роли на сцене. Постановки театра с 2003 по 2014 гг. постоянно транслировались по телевидению. В них принимали участие такие знаменитые актеры, как Александр Морозов, Карен Аванесян, Михаил Смирнов, Игорь Христенко и другие.


Наши дни

Сейчас Евгений Петросян по-прежнему очень востребован как хороший артист и талантливый организатор. Он активно осваивает новейшие технологии. Например, открыл собственный аккаунт в "Инстаграме" и собрал более 40 000 подписчиков. Правда, у современной молодежи он приобрел репутацию человека, который оперирует несмешными и устаревшими остротами. В интернете появился соответствующий мем, а народ начал называть манеру отпускать плоские шутки словами "петросянить" и "петросянство". Это, безусловно, не делает чести нашим современникам.

Однако Евгений Ваганович по-прежнему остается в хорошей форме. Его нередко обвиняют в том, что он заимствует свои шутки из Всемирной паутины, однако комик только отшучивается. Он утверждает, что его остроты настолько популярны, что моментально попадают в сеть, вот и создается у людей впечатление, что шутки заимствованы из других источников.

Награды

Биография Евгения Петросяна заставляет задуматься каждого, кто стремится ко всеобщему признанию и безоговорочному успеху. Он пробился благодаря упорному труду. Его заслуги перед отечественной культурой неоспоримы, за них он получил множество наград и премий. Еще в 1970 году молодой сатирик стал лауреатом престижного Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1985 году Евгению Вагановичу присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1991 году - «Народный артист РСФСР». В 1995 году артист удостоился еще одной важной награды - ордена Почета за заслуги перед страной и плодотворную деятельность в области культуры и искусства.

Личная жизнь

В биографии Евгения Петросяна личная жизнь занимает немалое место. Первой супругой сатирика стала сестра прославленной балерины Викторины Кригер. Элегантный и представительный парень познакомился с девушкой на одном из выступлений и сразу покорил ее сердце. Брак был скоропалительным. У супругов появилась дочь. Ее назвали Викториной, в честь знаменитой родственницы. Евгений Ваганович по сей день очень тепло отзывается о семье Кригер. Поначалу он нежно заботился о дочери, но вскоре страстно влюбился в другую женщину и прежний брак распался.


Очень быстро появилась новая семья у Евгения Петросяна. Биография артиста - пример того, какой непостоянной может быть в юности неспокойная творческая натура. Второй женой комика стала Анна, дочь знаменитого певца Козловского. Она отличалась редкой красотой. Вела концерты, объявляла эстрадные номера, покоряла зрителей природной грацией и зажигательным юмором. Однако и с этой избранницей брак просуществовал недолго. На этот раз сатирика покинула любимая жена. Женщина была старше сатирика на семь лет, страстно увлекалась литературой, постоянно общалась с интересными людьми. Однажды она познакомилась с греком Костасом Варналисом, вышла за него замуж и уехала из Советского Союза.

Третьей женой знаменитого артиста стала искусствовед из Санкт-Петербурга - прелестная и обаятельная женщина с артистократическими манерами и природной артистичностью. Брак обещал быть гармоничным, однако вечная загруженность Евгения Вагановича раздражала супругу. В конце концов, и эти отношения сошли на нет.

Четвертой и последней женой комика стала Елена Степаненко. Молоденькая выпускница ГИТИСа пришла на пробы в Театр эстрадных миниатюр. Она была очень тоненькой и невероятно милой. На гастролях в Семипалатинске у известного юмориста и недавней дебютантки случился роман. Это послужило почвой для многолетних и прочных отношений. Возможно, это лучший момент в биографии Евгения Петросяна. Семья и дети - мечта любого здравомыслящего человека, однако наследников у нашего героя с Еленой не появилось. Но четвертая жена сделала его поистине счастливым мужчиной.


У Елены Степаненко прекрасный характер и отличное чувство юмора. Она всегда на высоте: хорошо готовит и поддерживает мужа во всех начинаниях. По словам юмориста, за долгие годы семейной жизни он с женой ни разу не повздорил. Правда, с дочерью сатирика у Елены отношения не сложились. Та отдалилась от знаменитого отца, а потом и вовсе уехала в США.

В личном плане сложилась благополучно биография Евгения Петросяна. И дети, точнее их отсутствие, не является для супругов проблемой. Степаненко на все вопросы журналистов отвечает одинаково - ее муж и сам как большой ребенок. Их связало общее дело, а это хорошая основа для прочного брака.


В заключение

Евгений Петросян умеет дать достойный ответ своим оппонентам. Например, в 2009 году он собрал за круглым столом популярных в то время блогеров. Многие остались под впечатлением от этой встречи. Тонкий, интеллигентный и остроумный сатирик сумел убедить остальных в своей компетентности. Он доказал, что его реальная натура сильно отличается от телевизионного образа. Творчество сатирика по-прежнему с успехом высмеивается в популярных ныне юмористических передачах вроде Comedy Club и "КВН". Но будем откровенны, высмеивать творчество своих коллег не самое благородное занятие. Возможно, дело в том, что на протяжении долгих лет Евгений Ваганович считался признанным королем советской, а потом и российской эстрады. Его монологи были лучшими, но изрядно приелись публике. Однако творчество Петросяна - настоящее явление в нашей культуре. И его, безусловно, еще смогут оценить по достоинству. Хочется пожелать знаменитому сатирику здоровья, благополучия и долголетия.

— Евгений Ваганович, удивительное дело: вы признанный мэтр эстрады, на профессиональной сцене более полувека, отметили 70-летие, а ощущение, что возраст над вами не властен. Признайтесь, владеете каким-то секретом?

— Секрет один: я очень люблю то дело, которым занимаюсь всю жизнь, и поэтому не устаю работать практически круглосуточно. В качестве примера могу вкратце перечислить все, чем занимался последние месяцы: написал более 40 сценариев для «Смехопанорамы» — на весь следующий год, снялся в пяти двухчасовых телефильмах «Улыбка длиною в жизнь…» — к моему 70-летию, подготовил сольный концерт, съездил на гастроли в Краснодарский край, на «Юморину» в Сочи; снял пять программ «Петросян-шоу» и теперь готовлюсь к юбилейным концертам «70 лет — уже не в обед», которые будут проходить в Москве и Петербурге.

— Вот это ассортимент — фантастика! А к слову, как вы воспринимаете юбилей?


— Знаете, я давно исследую юмористический фольклор, собираю все самое смешное, интерпретирую по-своему и представляю либо на сцене, либо в книжках. В одном из моих спектаклей я как раз озвучил определение круглых дат: «Юбилей — это когда много цветов, а ты еще жив». (С улыбкой.) Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Об этом же говорит один из моих эстрадных персонажей — дедушка-скептик, подсмеивающийся над всеми и над собой. Пережив клиническую смерть, он вдруг серьезно сказал сам себе: «К сожалению, я лишь сейчас начинаю понимать, как это здорово — проснуться и жить: ждать звонка, дарить цветы, нестись на машине, заниматься любимым делом, есть хлеб, пить с друзьями вино…»

— Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Фото: Арсен Меметов

— Интересно, а когда вы первый раз выпили?

— (Смеясь.) Ух, какие вопросы вы задаете! Это был мой день рождения — лет восемь мне исполнялось. Все собрались за праздничным столом. Родителям привезли из деревни молодое вино — в огромных бутылях, четверти назывались. И вот гостям его разливают, а мне нет. «Что за безобразие, — думаю, — я тоже хочу!» Прошу: «Дайте попробовать». Мама категорически: «Еще чего, ни в коем случае! Не хватало, чтобы ты алкоголиком стал». И вдруг отец говорит: «Пусть выпьет, ничего не случится. Алкоголиков в нашем роду никогда не было и быть не может». К слову, сообщу вам примечательный факт: в Армении нет ни одного вытрезвителя.


Короче, много выпить мне конечно же не дали, но вино я все-таки продегустировал. А серьезно напился лет в двенадцать. Опять отмечали мой день рождения, детям места за праздничным столом не нашлось, и для нас поставили столик в прихожей. Дали еды, лимонад и оставили в покое. А в углу стояла четверть вина, опять же присланная отцу. И я сказал своим двоюродным и троюродным братьям: «Что, мы хуже них, что ли?» Они идею поддержали. В общем, взрослые прозевали, и мы напились основательно. (С улыбкой.) Молодое вино очень коварное. Но вообще-то я был серьезным мальчиком.

— Из какой семьи?

— Отец был ученым, математиком, преподавал в Педагогическом институте. Мать по профессии химик, работала в каком-то учреждении типа «Азнефти». Жили мы в Баку. Мама приехала туда с родителями из Днепропетровска в годы голодомора — спасались от голода. А папино семейство перебралось раньше, в 1915-м, из Шемахинской области — это тоже в Азербайджане.

Я у них был долгожданным ребенком. Всю войну не рождался, хотя родители были женаты с 1939 года и в военные годы не разлучались (папа от воинской службы был освобожден). А вот когда окончательно стало понятно, что победа не за горами, я и был спроектирован. И четыре месяца спустя после Победы появился на свет. Между прочим, имя получил непосредственно 9 мая. Мама тогда еще работала на военном заводе. После работы все остались праздновать, и кто-то из присутствующих обратил внимание на женщину в положении. В экстремальные моменты жизни каждой мелочи придается особое значение, и в тот торжественный день люди увидели не просто беременную сотрудницу, а символ — зарождающуюся новую жизнь, победу жизни над смертью. Они сказали: «Давайте сегодня дадим имя будущему человеку!» И коллективно выбрали такое, которое подходило бы и мальчику, и девочке — Женя.

В тот победоносный год в нашей стране появилось много мальчиков — так Господу было угодно. И среди них, к вашему сведению, много юмористов: Альтов, Коклюшкин, Хазанов, Якубович…

Маленький Женя Петросян с мамой Беллой Григорьевной (1951). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Удивительное совпадение. А как протекала ваша жизнь в послевоенном Баку?

— Как и везде: бедно, голодно. Хотя на Кавказе, наверное, было чуть полегче: все-таки солнечный край, много фруктов… Но все равно. Игрушек у меня лет до восьми не было вообще. Помню, когда соседскому мальчику привезли из Москвы красивую машинку, я горько плакал.

Трудности касались всех. Эйфория победы прошла, и люди озаботились новыми проблемами. Все ходили угрюмые, неулыбчивые, сосредоточенные на своих проблемах. Поэтому на всю жизнь запомнил свои впечатления от литературного концерта «Вечер юмора», на который впервые попал в семь лет. Артисты читали рассказы Чехова, Зощенко, Ардова… Я обратил внимание на зрителей: вокруг меня сидели хохочущие люди, и у них были другие лица — счастливые, радостные. Я был потрясен. С этого момента меня охватило неистовое желание дарить людям радость, смешить их.


Я начал воплощать свою мечту в жизнь. В школе, когда класс по каким-то причинам оставался без учителя, рассказывал ребятам что-нибудь веселое. Все смеялись, а я радостно думал: «Ура, получается!» Школа была моим первым тренировочным полигоном. Там все в меня верили, уверяли, что я будущий артист. Я начал заниматься в самодеятельности, был актером в народном драмтеатре и учеником кукловода в кукольном театре, выступал в агитбригадах, играл сценки из оперетт, читал фельетоны, басни, стихи, вел сольный и парный конферанс. От Клуба моряков у нас организовалась небольшая самодеятельная концертная бригадка, в нее входил молодой Муслим Магомаев. Мне было 12 лет, ему — 15; я выступал с номерами, он пел. Тесно не дружили, но общались очень хорошо и сохранили добрые отношения на всю жизнь.

Может, нескромно прозвучит, но это факт: после концерта ко мне часто приходили зрители и говорили: «Молодой человек, не бросайте это дело, мы в вас верим». В общем, проблемой выбора профессии я не был обременен, поскольку ставил перед собой одну задачу — стать артистом юмористического жанра. И совершенно четко знал, что сумею ее решить.

— А что на этот счет думали ваши родители?

— Тут надо провести грань между их отношением к моему намерению и их поступками. Безусловно, они мне говорили что-то типа: «Сначала получи нормальное образование, а потом можешь валять дурака». То есть стань полноценным человеком — инженером, ученым, медиком… А если потом останется все-таки желание актерствовать, можешь попробовать. Но мама с папой не чинили мне препятствий. Более того, со своей стороны лишь укрепляли меня в моем желании: часто водили в театры, в музеи, на концерты, в цирк. В 10 лет с их помощью я начал изучать историю искусств. А папа привил мне любовь к книгам. Его все называли «ходячая энциклопедия», и он воспитывал меня, если так можно сказать, в книжном мире: в комнате строил мне дом из книг, и я, совсем маленький, располагался там и что-то читал, картинки разглядывал.

— Просто пай-мальчик рос. Неужели не озорничали?

— От плохих компаний Бог меня хранил, а схулиганить однажды попробовал — хотел проверить себя на мужественность. Я видел, как ребята прыгают на ходу с трамвая, и решил тоже научиться. Начал экспериментировать. Но все-таки осторожничал, чтобы не попасть на рельсы под колеса, вскакивал на последнюю подножку, где колес нет. Думал: «Расшибусь, но хоть не убьюсь». И наладил это дело — у меня стало получаться

довольно ловко. Дальше решил усовершенствовать «мастерство» — взобрался, как самые отчаянные мальчишки, на буфер трамвая сзади. А там даже держаться не за что, выступов никаких нет. Это на самом деле очень опасно. И вот сижу на этом буфере, пытаюсь хоть как-то уцепиться за стекло. Трамвай вот-вот тронется и поедет под горку. Вдруг моему уху становится ужасно больно и какая-то неведомая сила стягивает меня вниз. «Силой» этой оказался мой отец. Обычно он возвращался с работы поздно вечером, а тут вернулся в два часа дня! Не иначе как Бог его послал. И он, ни слова не говоря, за ухо вел меня до самого дома. (Смеясь.) Все! Больше я никогда такими глупостями не занимался.

— А учителей разыгрывали, пародировали?

— Я всегда предпочитал розыгрыши добрые, со знаком плюс. Как-то мы с дочкой Викой разыграли одного нашего приятеля. Дело было так: я находился в Петербурге с концертами, а он — в Москве. 8 января мы с ним разговаривали по телефону. Он сообщил, что на следующий день летит в Нью-Йорк, и предложил мне тоже полететь — ведь у меня дочь там живет. Я объяснил, что устал после новогодних концертов и лететь с ним не в состоянии. А через день так вышло, что по семейным обстоятельствам мне понадобилось срочно туда вылететь. Мой друг об этом не знал. Прилетев, он позвонил Вике и предложил повидаться, она радостно согласилась, и они договорились о встрече. А я дочку предупредил: «Молчи, не сообщай ему, что я тоже здесь». Дальше происходит следующее. Вика подъезжает к гостинице, где поселился мой друг с супругой, они садятся в ее машину и едут. А я стою на улице в условленном месте, жду их — в элегантном пальто, шляпе с широкими полями. Немножко экстравагантно вырядился. Стою, ловлю машину. Вика замедляет ход: «Давайте, — говорит, — подвезем этого мужчину». Друг в недоумении: «Конечно… Надо же, как он похож на ». Она останавливается, я открываю дверь, а он смотрит на меня и… не узнает. Не может поверить, что это я. Но когда наконец понял, узнал, вы не представляете, в какой неописуемый восторг он пришел. Это был невероятный эмоциональный взрыв, сохранившийся в памяти на всю жизнь.

— Сложно вам было покорять Москву?

— Я приехал сюда шестнадцати с половиной лет, сразу после окончания школы. Даже не дождался выдачи аттестата (мне его потом прислали), так как вступительные экзамены в театральные вузы проходили на месяц раньше, чем в другие институты. Мама меня собрала, но сама поехать не могла: отец очень болел, и она ухаживала за ним. В общем, приехав в столицу, я оказался совершенно один в огромном городе, которого не видел ни разу в жизни. И начал свою самостоятельную жизнь. Снял комнатку — быт меня мало интересовал, меня волновали только

вступительные экзамены и театрально-концертная жизнь Москвы, в которую я ворвался со страшной силой: каждый вечер ходил на спектакли и концерты.

Поступил в ВТМЭИ — Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, окончил ее. Наша выпускная программа называлась «В жизни раз бывает 18 лет», я в ней конферировал. После чего меня стали приглашать на все ведущие концертные площадки страны. Мне повезло в жизни: практически все артисты эстрады того времени, за малым исключением, были моими старшими товарищами. На сцене я их объявлял, а в жизни они относились ко мне как наставники, опекали. Называли меня сыном эстрадного полка.

— А кто был в «полку»?

— В студии мне преподавали актерское мастерство Рина Васильевна Зеленая и Алексей Григорьевич Алексеев — первый советский конферансье. Лев Борисович Миров, Мария Владимировна Миронова ставили мне номера. Леонид Осипович Утесов был моим учителем и партнером — пять лет я работал в качестве конферансье в его оркестре, да еще играл с ним разные сценки. И многие другие артисты. Все они учили меня канонам жанра, этике, что-то советовали, приглашали к себе домой, все время говорили об искусстве. Мы много общались вне сцены, и я ловил каждое их слово.

С Леонидом Утесовым (Рязань, 1965). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вы были настолько погружены в творчество, что на любовь времени не оставалось? Или все-таки находились лазейки?

— Я действительно полностью был в творчестве, но, естественно, ничто человеческое мне не было чуждо. В Баку я был влюблен в девочку старше меня на год. О моих чувствах к ней знала вся школа, и все очень переживали, потому

что избранница была старше и игнорировала меня. Однажды я собрался с духом и назначил ей свидание, но она, увы, не пришла.

Прошло тридцать с лишним лет, и на одном из концертов мне вручает цветы какая-то женщина. Я стою на сцене, а она — внизу, в партере. Передавая мне букет, она спрашивает: «Узнал?!» А я не понял, кто это. Но потом она все объяснила. Она многие годы приходила с мужем на мои концерты.

С Еленой Степаненко и Вячеславом Войнаровским (1980). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вы рано стали отцом. Будучи мальчишкой, прочувствовали суть отцовства или ничего про это не поняли?

Евгений Ваганович: Почему это я не понял?

Вика: Папа очень много уделял мне внимания. Но я сумела оценить это по-настоящему, лишь когда сама стала мамой. Представьте, молодой, но уже известный артист, а тут детская поликлиника, родительские собрания… Казалось бы, его вообще не должны интересовать всякие детские нужды — сапожки, курточки, колготки и прочее. При этом папа был очень занят: концерты, бесконечные репетиции, съемки и гастроли. Да и вообще он был совсем молодым, мог бы жить своей яркой, ­гламурной жизнью. Ан нет! Он часто ходил со мной всюду: в кино, театры, музеи, цирк, зоопарк, в «Детский мир» или просто гулять.

Евгений Ваганович: Боже, что ты помнишь! А что, собственно, в этом такого?

Вика: Немногие мужчины так поступают. Поразительно, что папе на все это хватало желания, времени и энергии.

Мне казалось, что папа — это праздник. У меня и до сих пор такое ощущение осталось. С папой моя жизнь всегда наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами, всякими подарками. Помню, когда я училась в первом классе, он подарил мне импортный махровый халат в красно-белый горошек. Сейчас, наверное, это звучит смешно, но тогда в том халате я чувствовала себя королевой. И таких примеров масса.

Евгений Ваганович: По-моему, больше всего твое воображение потрясла жвачка.

Вика: Да, благодаря этому я приобрела во дворе невиданную популярность. Нынешним молодым людям такое трудно представить.

Евгений Ваганович: Ну да, жвачки в Советском Союзе не было в помине, а я вдруг привез из-за границы, причем много.

Вика: Но ты же не просто мне ее вручил. Было так: папа приезжает и дает мне коробочку жвачки. Я обрадовалась: «Ничего себе, целая пачка!» Даже усомнилась, что все это мне одной. «Все тебе», — говорит папа. «Папочка, спасибо большое!» Он спрашивает: «Ты рада?» — «Очень!» — «Ну, — улыбается папа, — тогда возьми еще одну». От счастья я потеряла дар речи. Думаю: «Ух ты — две! Немножко дам Тане, немножко Альбине, и у меня еще столько останется! Вот здорово!» Папа спрашивает: «Рада?» Я кидаюсь его целовать: «Ой, не то слово, я в восторге!» Он говорит: «Хорошо, да? Ну, тогда на тебе третью». В итоге он вручил мне штук десять и каждый раз разыгрывал ситуацию так, что я не догадывалась о том, что будет продолжение.

Вика: мне всегда казалось, что папа — это праздник. С ним моя жизнь наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами, всякими подарками… У меня до сих пор такое ощущение осталось. Фото: Арсен Меметов

— Известность отца как-то отражалась на вас?

Вика: Папа был известным артистом всю мою жизнь, поэтому я не знаю, как бывает по-другому. Но, если честно, это доставляло мне скорее неудобство. Помню такой эпизод: папа приехал с шефским концертом к нам в пионерский лагерь…

Евгений Ваганович: Да? Я выступал перед пионэрами?!

Вика: И кроме пионеров, собралось еще полсела народа — все местные пришли. А я была девочка домашняя и очень

скучала. И вдруг узнаю, что приехал папа. Обрадовалась и побежала к входу. Смотрю, ажиотаж дикий: дети лезут на заборы; воспитатели, вожатые, деревенские — все столпились. Я спрашиваю: «Что случилось?», а меня оттесняют: «Отойди, девочка, не мешайся!» Я опять к кому-то обращаюсь с тем же вопросом, и какой-то мальчик мне говорит: «Да не мешай ты, Петросян приехал!» И я… расплакалась. Стою, и слезы льются по щекам. Долго так плакала.

Евгений Ваганович: Да ты что? Плакала?! Зачем? Я все равно нашел бы тебя.

Вика: Мне казалось, что они не подпустят меня к тебе. Я же тебя ждала.

Евгений Ваганович: Хочу заметить, что маленькую Вику запомнили многие зрители. В самом начале, когда только построили концертную студию в Останкино, моя семилетняя дочка выступила вместе со мной — читала стихотворение о папе. Закончив читать, Вика сказала: «Папа, пойдем домой!» Тут все узнали, что это моя дочь. Ее выступление произвело на всех неизгладимое впечатление. А еще она маленькой выступила в Центральном доме работников искусств, где я давал сольный концерт. Веселый был вечер. Вика шпарила шутливые переводы с латыни. Удивительное было явление, все были поражены, растроганы и потом в театральных кругах долго вспоминали этот ее сольный номер.

— Неужели после таких успехов не возникло желание стать актрисой?

Евгений Ваганович: Возникло. Поэтому Вика училась в школе с театральным уклоном, и в школу речи ходила, и в студии при телевидении занималась — они там читали стихи и, между прочим, раз в неделю выходили в эфир. Но когда дочка оканчивала десятый класс, намереваясь поступать на актерское отделение, я предложил ей что-нибудь мне почитать. Она почитала. И я сказал: «Особых данных не вижу. Может, они есть внутри, но сейчас не просматриваются. Я не рекомендовал бы тебе поступать, а ты думай, как тебе быть». Я считаю, что актерские династии прекрасны, если они идут по возрастающей, но когда по убывающей — это ужасно, стыдно.

В общем, Вика стала искусствоведом. Но сейчас, когда я вижу, как интересно, смешно она иногда пародирует наших знакомых, у меня закрадывается шальная мысль: «Может, я тогда погорячился? Вдруг ошибся и изменил намеченный ей путь?» Но потом возникает следующая мысль, которой я однажды поделился с Викой: «Это же был первый барьерчик на твоем пути, и если бы у тебя было неистовое желание стать артисткой — такое, например, как в свое время у меня, ты с легкостью его преодолела бы. И в этом случае я конечно же тебе помогал бы. Но у тебя настроя на преодоление не было».

— В прессе писали, что вы с дочерью поссорились и не общались аж 10 лет…

Вика: А почему не двадцать, не тридцать? Чушь какая-то.

Евгений Ваганович: Нет, мы не поссорились. Просто сложилась такая ситуация, что Вику муж увез в Америку. А я считал и считаю, что дети должны жить рядом с родителями — по-моему, это нормальная позиция. Мы растим детей для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. Разумеется, я был огорчен.

— Я считаю, что дети должны жить рядом с родителями. Мы растим их для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. По-моему, это нормальная позиция. С женой, дочерью и внуками Андреем и Марком (2010). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вика, чем же вы занялись в Америке?

— По части профессии я всю жизнь занимаюсь художественными выставками в качестве куратора. А еще вырастила двоих сыновей: Андрею сейчас 20 лет, Марку — 17.

— Дедушка с внуками общается?

Евгений Ваганович: Естественно, куда же я денусь. Просто они далеко, и это, к сожалению, минимизирует наши контакты. А ребята они прекрасные — воспитанные, образованные, интеллигентные. Представляете, внук мне говорит: «Дедушка, спасибо тебе большое за то, что делаешь мне замечания». Причем совершенно искренне. И я понимаю, что у этого человека настрой на совершенствование.


Очень интересные мальчики. Андрей прекрасно образован для своих 20 лет. Учится по направлению «глобальная мировая культура» — занимается литературой, историей, языками, искусством, философией, много пишет. Работал в палаццо Строцци (флорентийский дворец эпохи Возрождения. — Прим. «ТН») на большой выставке Пикассо. Готовится к защите диссертации, в дальнейшем хочет преподавать, быть профессором литературы и искусства. Играет на фортепьяно и на ударных, хорошо поет — выступал даже в «Метрополитен-опере» в одном концерте с Пласидо Доминго.

А Марк у нас человек технический. Хотя снялся в двух фильмах, с одним из них был даже на Каннском фестивале, но от карьеры в Голливуде отказался. В этом году он оканчивает школу, планирует заниматься компьютерами и финансами.

— Он тоже говорит по-русски?

Вика: Да, прекрасно. И говорит, и пишет.

— Некоторое время назад СМИ запестрели сообщениями о том, что Петросян и Степаненко разошлись. И сейчас многие уверены, что вы в разводе. Это так?

Евгений Ваганович: Эти идиотские слухи распространялись кем-то намеренно — не понимаю, кем и для чего! Мы

с Еленой не давали никакого повода. Остается предположить, что это была чистейшей воды оплаченная заказуха. Мы с Леной даже не ссорились. Дикость какая-то. Отвратительно. И я не знаю, как это прокомментировать. Могу сказать только одно: вранье! А сегодня Лены нет здесь с нами потому, что завтра мы уезжаем и ей надо успеть собраться в дорогу, да еще сделать множество важных дел, которые она не может отменить.

— Первые, кого я увидел, вернувшись из реанимации, были жена с дочерью. Лена была рядом все время. Они с Викой поддерживали меня и молились. C женой Еленой Степаненко (2000). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Евгений Ваганович, два года назад вы перенесли операцию на сердце, а это всегда опасная история, пограничная, что ли. Как ощущали себя тогда?

— Ну, в туннелях каких-то я не был, никаких переосмыслений не произошло. Вообще кардинально ничего не поменялось. Кроме, пожалуй, увеличившегося количества таблеток. Понимаете, мне помогает сориентироваться в жизни вера. Я не сомневаюсь в том, что все в жизни происходит не просто так — на все есть воля Божья. Соответственно, и в больницу я попал не случайно. Хотя вроде бы это произошло как раз случайно: просто по какой-то надобности зашел в поликлинику, а там мне вдруг поставили диагноз.


Операцию делал профессор Лео Бокерия (академик, главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им. Бакулева. — Прим. «ТН») и его потрясающая команда. Он меня поддержал, успокоил. Перед операцией я спросил: «Ну что, Лео Антонович, мне на всякий случай попрощаться с близкими?» Я спокойно задал вопрос, без пафоса и паники. Но он замахал на меня руками: «Что ты, это ерунда, сделаем все в два счета, даже не заметишь!» Тень сомнения у меня исчезла. Я очень благодарен этому гениальному человеку.

Вика: Мне папа ничего не сказал. Я, конечно, знала, что ему надо оперироваться, но день он не сообщил — не хотел, чтобы я нервничала.

Евгений Ваганович: Но она все равно приехала.

Вика: Я как раз должна была вылетать из Нью-Йорка, и тут звонит папа. Мы разговариваем, он что-то рассказывает, о чем-то расспрашивает, а мне пора в аэропорт ехать, опаздываю на самолет, и… я себя выдала, сказала: «Что-то у тебя в больнице связь плохая». Он всполошился: «А с чего ты взяла, что я в больнице?»

Евгений Ваганович: В общем, я ничего не боялся, перед операцией спал спокойно. А врачи, наоборот, нервничали, все время ко мне заглядывали. Один, помнится, сказал: «Значит, так, Евгений Ваганович, когда проснетесь после операции, увидите перед собой белое. Не пугайтесь — это потолок». Я смеясь ответил: «Главное, чтобы потолок этот был не деревянный и не расположенный близко к носу». Врач выскочил из палаты ошарашенный.

— Вы еще и шутили в той ситуации?

— Знаете, много лет назад я выпустил книгу «Петросмешки» — второй том книги «Петросян в стране анекдотов», в которой я не автор анекдотов, а их интерпретатор. Так вот, один раздел посвящен именно смеху в медицине — как силе, побеждающей болезни. Поверьте, смех — великая живительная, терапевтическая сила. Поэтому-то спустя месяц после операции я уже выступал на фестивале юмора в Юрмале и плясал на сцене.

Вика: А в больнице был еще смешной момент. Когда папу перевели в палату, Лео Антонович велел мне переодеться в медсестринскую спецодежду. Я переоделась. И все никак не могла понять, почему сотрудники клиники на меня так

плохо реагируют. То лечащий врач за что-то отругает, то старшая медсестра. Все делают замечания — почему таблетку не дала, почему капельницу не переставила… Я переживала: «Господи, я же ничего не понимаю, за что они меня шугают?!» Нервничала, начинала суетиться, что-то искать. Вдруг пришла лечащий врач и возмущенно спросила: «А вы с какой стати тут сидите? Вам что, заняться ­нечем?!» Я ­совсем растерялась. Потом оказалось, что все приняли меня за новенькую нерасторопную медсестру.

Евгений Ваганович: В этом «институте сердца» удивительный коллектив. Я наблюдал за их работой и был потрясен. Никто там не разглагольствовал на посторонние темы, все взаимодействовали точно, четко, безупречно. И отношение ко мне было удивительное, за что я очень признателен всему медицинскому персоналу. Журналисты из желтой прессы предлагали $5 тыс. за мое фото в реанимации. Но никто не польстился. Хотя медсестры не столь богаты, чтобы отказываться от таких денег. Сотрудники клиники столько сил вложили в то, чтобы я жил, — это просто обязывает меня быть в строю.

— А супруга принимала участие в вашем восстановлении?

— Я даже не понимаю вашего вопроса. Разумеется, Лена была со мной все время. Они с Викой постоянно суетились возле меня, поддерживали и молились. Первые, кого я ­увидел, вернувшись из реанимации, были они.

— Евгений Ваганович, за полсотни лет вы стали родным человеком не только для своей семьи, но и для огромного количества людей…

— Вот это для меня очень ценные слова. Правда, за десятки лет у меня выработалось нескромное, но абсолютно точное ощущение, которое не вытравить ничем: все зрители — мои родственники, моя семья. (С улыбкой.) Вот такой я сумасшедший!

— И вас не раздражают люди? Многие артисты вне работы сторонятся их.

— Боже! Какие жуткие слова вы говорите! Я же работаю и живу для людей. И если человек подходит ко мне с добрыми глазами, говорит что-то приятное, как я могу отвернуться от него, отойти?! И почему я должен отворачиваться?

Однажды я был в подмосковном санатории, где отдыхали триста с лишним человек. И все они здоровались со мной три раза в день, просили сфотографироваться, заговаривали, рассказывали про свою жизнь. И я останавливался,

с каждым говорил. Один сказал: «Наверное, для вас это очень утомительно? Представляю, как мы вам надоели!» Я искренне ответил: «Господь с вами, это счастье для артиста».

По известному нам из фильма «Доживем до понедельника» определению, «счастье — это когда тебя понимают». Эту мысль много тысяч лет назад сформулировал великий Конфуций: «Счастье — когда тебя понимают, большое счастье — когда тебя любят, настоящее счастье — когда любишь ты». И это правда. Когда понимаешь, что ты на свете не один, что нужен людям, что любишь и любим, — ощущаешь себя поистине счастливым человеком.

Семья: жена — Елена Степаненко, эстрадная артистка; дочь — Викторина, искусствовед; внуки — Андрей (20 лет); Марк (17 лет)

Образование: окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства им. Маслюкова (ВТМЭИ), ГИТИС

Карьера: артист разговорного жанра; режиссер-постановщик спектаклей («Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все», «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости», «Шутки в сторону» и др.); телеведущий («Голубой огонек», «Утренняя почта», «Смехопанорама», «Шутка за шуткой», «Кривое зеркало»); автор книг «Хочу в артисты!», «От смешного до великого», «Петросмешки». Народный артист РСФСР

Советским и российским юмористом, артистом является Петросян Евгений Ваганович. Он с 60-х годов прошлого века стал неимоверно популярным. Его шутки и умение посмеяться над всем привлекали внимание многочисленных зрителей.

В начале нового тысячелетия Петросян организовал несколько телепередач, которые стали популярными у многомиллионной армии почитателей его таланта. Шутки, прозвучавшие с телеэкрана, разошлись в народ и стали восприниматься им, как творчество.

Несмотря на почтенный возраст, популярный юморист всё так же молод и задорен, как и много лет назад, когда впервые в качестве ведущего появился на эстраде.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Евгению Петросяну

С 60-х годов прошлого столетия популярный юморист стал периодически появляться на телеэкранах. С 80-х годов невозможно представить себе какое-либо мероприятие без этого замечательного артиста. Его постоянные поклонники знают всё об его творческом пути, в том числе какой у него рост, вес, возраст. Сколько лет Евгению Петросяну – несложно подсчитать самостоятельно, зная, что он появился на свет в осенний день такого радостного для великой страны праздника 1945 года.

Евгений Петросян, фото в молодости и сейчас которого можно просмотреть на странице в Инстаграм его супруги Елены Степаненко, отметил 72-летие. Он жизнерадостен, полон энергии и жизненных сил, несмотря на свой немолодой уже возраст. При росте в 168 см юморист весит 75 кг.

Биография Евгения Петросяна

Биография Евгения Петросяна началась в год, когда весь советский народ отмечал победу над фашистскими режимами Германии и Японии. Его отец – Петросянц Ваган Миронович занимался профессионально математикой. Мать - Белла Григорьевна занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

Уже в 5-летнем возрасте мальчик проявлял незаурядные артистические способности. Он мог собрать вокруг себя сверстников и рассказывать им басни, стихи и петь песни. Кроме того, он мог в лицах разыгрывать какие-то рассказы, изменяя при этом голос. В школьные годы Женя принимал участие в мероприятиях родного Баку. Его знали многие и прочили ему блестящее будущее.

После получения аттестата талантливый парень решает ехать поступать в один из столичных вузов Советского Союза. В студенческие годы Петросян, именно такая фамилия у него стала с этого времени, стал покорять зрительскую аудиторию Москвы. Он стал работать в коллективе мэтра советской эстрады Леонида Утёсова. Вскоре молодого человека предложили вести концерты самых именитых артистов того времени, что он и делал в течение 20 лет.

В начале 1970 года Евгений Ваганович выступил на одном из юмористических конкурсов, жюри по достоинству его оценило, вручив главный приз. В тот же год Петросян стал получать второе высшее образование на эстрадно-режиссёрском факультете. С этого времени он начинает часто появляться на телеэкранах страны с различными монологами. В конце 70-х годов прошлого столетия популярный юморист становится сначала Заслуженным артистом Советского Союза, а затем – Народным.

В начале нового тысячелетия Евгений Ваганович организовал театр пародий «Кривое зеркало», в котором он и его молодые коллеги показывали различные юмористические номера, которые любимы зрителями до сих пор.

В 2016 году популярный артист стал веси новую шоу-программу «Петросян-шоу», которая полюбилась многочисленными телезрителями, проживающими как в Российской Федерации, так и за её пределами.

Личная жизнь Евгения Петросяна

В первый раз популярный юмористический деятель влюбился в студенческие годы. Его избранницей стала юная девушка, о которой почти ничего неизвестно. Официально она приходилась сестрой одной из самых популярных в начале 70-х годов прошлого столетия балерин. После рождения единственной дочери семья недолго была счастлива, так как Петросян уходит от жены и дочери навстречу новой любви.

Следующей возлюбленной юмориста стала дочь Ивана Козловского Анна. Брак продлился недолго, всего пару лет.

В третий раз мужчина зарегистрировал союз с искусствоведом из города на Неве – Людмилой. Но они сразу после свадьбы стали ссориться, что и привело к их разводу.

Личная жизнь Евгения Петросяна стала счастливой только с четвёртой попытки. В конце 70-х годов он познакомился с молоденькой девушкой – Леной, которая стала 4-й супругой артиста. В настоящее время она так же знаменита, как и муж. Но одно омрачает их счастливую жизнь – это отсутствие ребёнка.

Семья Евгения Петросяна

В настоящий момент у популярного юмориста есть любимая жена, которая помогает ему во всех его начинаниях. С ней они уже более 30 лет в жизни и на сцене. Евгений Петросян счастлив, что у него есть дочь и двое внучат, которых он очень любит. Но часто видеться им мешает большое расстояние, так как они проживают постоянно в Соединённых Штатах Америки.

Семья Евгения Петросяна, как говорит сам юморист, – это его коллеги, которые в течение 15 лет играли в шоу-программе «Кривое зеркало».

Своей семьёй артист называет и многочисленных зрителей, которые ждут выступлений Евгения Петросяна в самых отдалённых уголках Российской Федерации и за её пределами.

Дети Евгения Петросяна

Дети Евгения Петросяна, по сообщению ряда средств массовой информации, в настоящее время не признаются им. Официально у популярного юмориста только одна дочь. Он говорит, что других детей у него нет и не было. Евгений Ваганович сожалеет, что жена Елена ему не подарила дочь или сына.

Своими детьми артист называет многочисленные монологи, которые им были произнесены со сцены. Петросян любит каждый из них и, по желанию публики, часто произносит их на своих концертах, чему очень рады зрители.

Популярный юморист часто помогает детям, оставшимся без попечения родителей. Он часть денег, заработанных за концерт, отчисляет в один из столичных детских домов.

Дочь Евгения Петросяна – Викторина Петросянц

В первый и единственный раз Евгений Петросян стал отцом в конце 60-х годов прошлого столетия. Он назвал девочку в честь её тёти по материнской линии – Викториной. Несмотря на то. что артист вскоре ушёл из семьи, он никогда не забывал дочь, часто приходил к ней и общался так часто, как только позволяла его работа.

Дочь Евгения Петросянам - Викторина Петросянц после получения исторического образования не нашла работу по специальности в стране. После развала Советского Союза она уехала на постоянное место жительства в Соединённые Штаты Америки, где организовала собственную компанию по продаже расписанных собственноручно матрёшек.

Через некоторое время Викторина стала выпускать докфильмы исторического характера, пользующиеся популярностью.

Некоторое время между девушкой и её отцом были разногласия, вследствие чего они не общались несколько лет. Супруга юмориста смогла помирить близких людей.

Викторина воспитывает двоих сыновей, которых назвала Марком и Андреем. Евгений Петросян испытывает гордость за дочь. Он очень любит её и своих внучат.

Бывшая жена Евгения Петросяна

В первый раз молодой юморист влюбился ещё в студенческие годы. Он долго покорял девушку, которая приходилась младшей сестрой одной из самых именитых балерин того времени – Викторины Кригер. Но имени избранницы не сохранилось.

После свадьбы молодые в течение нескольких лет были счастливы. Родившуюся вскоре дочь юморист решил назвать в честь сестры супруги – Викториной.

После развода бывшая жена Евгения Петросяна не препятствовала общению супруга с единственной дочкой. В 90-е годы женщина умерла. Она покоится на одном из столичных кладбищ.

Бывшая жена Евгения Петросяна – Анна Ивановна Козловская

Встретив красавицу Анечку в 1970 году, юморист потерял покой. Он признался ей в любви. Некоторое время влюблённые встречались тайно. Но, устав скрываться, Евгений Ваганович рассказывает первой супруге о своей любви и уходит из семьи.

Бывшая жена Евгения Петросяна – Анна Ивановна Козловская являлась дочерью великого тенора Ивана Козловского, которого знал каждый меломан того времени.

После развода с первой женой был зарегистрирован брак между Петросяном и Анной Козловской. Супруги были вместе и дома, и на работе. Через год безоблачного счастья в семье стали возникать частые скандалы, что привело к разводу.

Потом женщина вышла замуж ещё раз. С супругом она несколько лет прожила в Греции. С конца 90-х годов прошлого столетия Козловская проживала постоянно в Москве. С Петросяном она после развода не общалась. В середине 2007 года женщина заболела и умерла. На её похороны Евгений Ваганович не пришёл.

Бывшая жена Евгения Петросяна – Людмила

После развода с Анной Ивановной Козловской популярный юморист недолго был один. На гастролях, проходивших во второй столице Советского Союза – Ленинграде, он познакомился с женщиной по имени Людмила. Роман развивался стремительно. Уже через несколько дней влюблённые стали жить вместе, а спустя месяц зарегистрировали свой брак.

Бывшая жена Евгения Петросяна – Людмила занималась искусствоведением. После свадьбы она в течение нескольких лет выступала вместе с супругом. Но в 1978 году женщина стала проявлять недовольство неимоверной занятостью супруга, гастроли которого были расписаны на несколько месяцев вперёд.

Развёлся официально с третьей женой популярный юморист только в начале 80-х годов.

Жена Евгения Петросяна - Елена Степаненко

В 1979 году мэтр объявил набор в свой театр. На приём пришла молоденькая девушка. Её звали Леночкой. Вскоре она стала играть в театре Евгения Петросяна.

В 1982 году артист стал оказывать Леночке знаки внимания. В 1985 году они официально оформили свои отношения.

Жена Евгения Петросяна - Елена Степаненко в настоящее время является такой же популярной артисткой, как и её супруг. Она часто исполняет монологи самых популярных авторов.

Инстаграм и Википедия Евгения Петросяна

Инстаграм и Википедия Евгения Петросяна зарегистрированы официально самим популярным юмористом.

Википедия позволяет проследить весь творческий путь артиста. Здесь можно узнать, где родился герой, кто были и чем занимались его родители, как он стал юмористом. На странице можно прочитать, с кем он жил, есть ли у него дети. Так же здесь можно узнать, какие монологи прочитал Евгений Ваганович.

В Инстаграме популярный юморист часто выкладывает фото с различных концертов. Снимки супруга выставляет на своей странице и жена его – Елена Степаненко.