С каких слов начинаются сказки. Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок Что такое слово зачин в сказке

  • 20.10.2019

Коло Жизни. Зачин. Том первый, Елена Александровна Асеева. ПРИСКАЗКА - ПРИСКАЗКА, и, жен. 1. Род зачина или концовки в народной сказке. ЗАЧИН, а, м Часть литературного произведения (обычно былины, песни, сказки), характеризующаяся особым складом, приемом, часто определенная фраза, начинающая повествование.


Зачин – это начало произведения русского народного творчества. Углубившись в произведение с самого начала его чтения, можно в дальнейшем более точно вникнуть в образы героев, в их характеры, оценить их поступки.

Традиционное начало присутствует примерно в 36% фольклорных произведений. Ещё будучи совсем ребёнком, слушая сказку, мы запоминаем традиционное: «Жили-были…». Было то в темных Карпатах, Было в Богемии дальней… В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.

Это ещё п., а сказка будет впереди. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Присказка - ж. 1. Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием. Сказки Бабы Яги, . В некотором царстве, в некотором государстве вдали от людей в дремучем лесу, что за синей горой, стоит избушка на курьих ножках. Что если уж печатать, то со строкой «Не на небе — на земле», — как при Пушкине.

Юбилейное — к столетию гибели — Пушкинское собрание — вышло без зачина «Конька-Горбунка». Параллельно, Азадовский впервые издаёт «Конька-Горбунка» для детей — младшего и среднего возраста, — в издательстве ОГИЗа. До этого сказка считалась скорее взрослой, чем детской. После пятого при жизни Ершова выходили ещё шестое и седьмое издания «Конька», но они были стереотипными).

Видимо, именно такой текст пожелал видеть Вождь. Почему? Основные отличия IV и V изданий сказки — в этой самой третьей строке и ещё в том, что с I по IV издания старика представляли как крестьянина, а с V — как старинушку. О том, от себя ли он сделал эти действия — судить вам. Я думаю, что его направляла та воля, которая двигала в то время все силы в стране — воля Сталина.

Думаю, он знал правду — что сказку написал не Ершов, а Пушкин, и под именем Пушкина он этой сказки боялся. Да-да. Когда мы разберём текст сказки в полном объёме, то — может быть — вы сами испугаетесь её значительности. Почему же Лернер — известный как пушкинист, «внимательный к мелочам», не заметил такую «мелочь», как не те пол-строки? В описи его библиотеки стоит загадочное «Заглавие и посвящение «Конька-Горбунка». Наш Вождь был злодеем, кто-то даже считает — воплощённым дьяволом, — но это не мешало, а может, помогало ему быть очень умным, проницательным и образованным человеком.

Правда, в 1947 в мультфильме Иванова-Вано за кадром читается: «Против неба — на земле»; но, может быть, строку изменили при реставрации мультфильма? Если нет — значит, впервые с 1936 года — когда была напечатана статья Азадовского — строку «Против неба — на земле» восстановили в этом мультфильме. Азадовский с ним согласился, и последняя его воля была — печатать текст «Горбунка» с пятого издания.

Кто-то мне возразит, что сближение «против неба» из сказки с «против неба» из Евангелия очень похоже на натяжку. Ведь в нашем случае «против неба» — это «напротив» — территориально? Но разве небо не начинается сразу от земли, — ведь это — воздух… М., 2009. — С. 491.Бог судья господину Кандаурову в приписывании Пушкину такого подтекста. Удивительно, как этот автор нападает на верную, даже гениальную, догадку, но склоняет её совсем в другую сторону!

Чтобы до конца разобраться с тем, что такое зачин в сказке, следует рассмотреть его назначение. Он пишет в своей статье, что странно приписывать этот зачин Пушкину, тем более — с такой строкой. Школьники с начальных классов должны учиться понимать важность зачина в сказке. Отчего-то господин Козаровецкий считает, что это и есть — четыре строки зачина. Опять в отношении Ершова было нарушено правило — и очень грубо: его сказку печатали не с последнего исправленного при жизни автора варианта.

Начало, начин, почин; введение, вступление, запев, присказка, приступ. Ant. конец, окончание Словарь русских синонимов. зачин см. начало Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

Вступление к былине при помощи какой либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи не имеющих) хронологически, географически и т. п., напр.: «Как во славном во городе во Киеве, У… … Литературная энциклопедия

ЗАЧИН, а, муж. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. З. сказки. | прил. зачинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

зачин - устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. В сказке зачину может предшествовать присказка, в былине запев. Рубрика: Композиция и сюжет Целое: композиция Прочие ассоциативные связи: жанры фольклора … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

А; м. 1. Устар. Начало, почин. * Зачин дело красит (Посл.). 2. Лит. Традиционное начало, характерное для произведений фольклора (былины, песни, сказки) … Энциклопедический словарь

зачин - а; м. 1) устар. Начало, почин. * Зачин дело красит (посл.) 2) лит. Традиционное начало, характерное для произведений фольклора (былины, песни, сказки) … Словарь многих выражений

зачин - 1 іменник чоловічого роду вступ; початок зачин 2 іменник чоловічого роду у зачині під замком … Орфографічний словник української мови

зачин - ЗАЧИН, а, м Часть литературного произведения (обычно былины, песни, сказки), характеризующаяся особым складом, приемом, часто определенная фраза, начинающая повествование. Все русские сказки имеют общий зачин … Толковый словарь русских существительных

М. 1. Традиционное начало сказки, былины, песни. 2. разг. Начало, почин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Зачин, зачины, зачина, зачинов, зачину, зачинам, зачин, зачины, зачином, зачинами, зачине, зачинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Афанасий Коптелов. Собрание сочинений в 4 томах + дополнительный том (комплект из 5 книг) , Афанасий Коптелов. В первый том вошли роман "Великое кочевье" и повесть "Снежный пик" . Предваряет издание творческо-биографический очерк В. Трушкина о писателе "Художник земли Сибирской" . Во второй том вошел…
  • Большой зачин , Коптелов А.. Роман А. Л. Коптелова посвящен жизни и революционной деятельности молодого Ильича. Действие романа охватывает период, когда Владимир Ульянов приехал в Питер с берегов родной Волги, стал…

ЗАЧИН

Устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "В некотором царстве, тридесятом государстве, жили-были..." (сказочные З.); "Как во городе то было да во Муроме..."; "Как Владимир князь да стольнё-киевской // Поразгневался на старого казака Илью Муромца, // Засадил его во погреб во глубокий, // Во глубокий во холодный..." (былинные З.). Назначение З. во многом совпадает с функцией экспозиции (см. экспозиция) в художественном произведении: он может указывать на время и место происходящего, называть персонажей, подготавливать к восприятию сюжета повествования. З. не следует путать с присказкой (см. присказка) или былинным запев ом.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗАЧИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗАЧИН в Литературной энциклопедии:
    вступление к былине при помощи какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи …
  • ЗАЧИН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. …
  • ЗАЧИН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    зачи"н, зачи"ны, зачи"на, зачи"нов, зачи"ну, зачи"нам, зачи"н, зачи"ны, зачи"ном, зачи"нами, зачи"не, …
  • ЗАЧИН в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ЗАЧИН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: начало, начин (пр.), почин (пр.) Ant: конец, …
  • ЗАЧИН в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: начало, начин (пр.), почин (пр. Ant: конец, …
  • ЗАЧИН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, …
  • ЗАЧИН в Словаре русского языка Лопатина:
    зач`ин, …
  • ЗАЧИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    зачин, …
  • ЗАЧИН в Орфографическом словаре:
    зач`ин, …
  • ЗАЧИН в Словаре русского языка Ожегова:
    В народной словесности: традиционное начало Былинный з. З. сказки. зачин Non-st == почин …
  • ЗАЧИН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    зачина, м. (спец. лит.). Начало. Зачин пьесы. В зачине стихотворения. Зачин …
  • ЗАЧИН в Толковом словаре Ефремовой:
    зачин м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, …
  • ЗАЧИН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЗАЧИН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Традиционное начало сказки, былины, песни. 2. разг. Начало, …
  • СЭЦУВА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - литературный жанр, сформировавшийся к IX в. Под сэцува принято понимать буддийские легенды, оформленные в самостоятельные сборники. Среди наиболее известных …
  • АКАФИСТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к …
  • БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ в Словаре литературоведческих терминов:
    - внесюжентный элемент (см. внесюжетные элементы) былины: предшествующий зачин у и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который …
  • СЧИТАЛКА в Литературной энциклопедии:
    жанр детского фольклора (см.), рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к-рой — распределить роли в предстоящей игре. Как …
  • ПАНФЕРОВ в Литературной энциклопедии:
    Федор Иванович — пролетарский писатель. Р. в семье крестьянина-бедняка. С десяти лет работал подпаском. Позднее в городе — «мальчиком» …
  • НОВЕЛЛА в Литературной энциклопедии:
    [итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle] — термин, обозначающий в истории и теории лит-ры …
  • ЗАГОВОР в Литературной энциклопедии:
    заклинательная словесная формула, к-рой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, …
  • ДОЙЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Артур Конэн — английский писатель. По образованию медик. Служил врачом в полевом госпитале в Южной Африке. …

Оказывается, чем лучше человек знаком со значением этого понятия, тем большего успеха сможет добиться во многих сферах жизни.

Общее понятие зачина

Под зачином в узком и наиболее привычном для большинства людей смысле подразумевается начало литературного произведения , его короткое, состоящее из нескольких слов, вступление .

Произведения устного народного творчества, к которым относятся такие жанры, как сказки, былины и многие другие, обычно имеют определенное начало - устоявшуюся словесную формулу. Эта традиционная фраза обязательно должна быть связана с ведущимся в произведении повествованием. Именно связь с сюжетом отличает зачин от присказки, прибаутки, запева, с которыми его часто путают, но которые ни хронологически, ни географически не могут быть связаны с сюжетом.

В поэзии можно встретить некое подобие зачина, который в литературе принято называть искусственным, или запевом - это более широкий смысл для данного понятия. Он присутствует в стилизованных авторами народных песнях, в виде вступления или традиционно повторяющихся формул.

Цели и функции зачина

Функции зачина напоминают экспозицию, встречающуюся в художественных произведениях: она призвана заранее познакомить читателя с персонажами, немного подготовить его к восприятию сюжета, указать на время, обстоятельство и место происходящего события. Точно так же обстоит дело с зачином, только в более традиционных и отработанных формах.

Его основными целями являются:

  • Привлечение внимания читателей и слушателей к произведению (выступлению);
  • Установка контакта с читателями (слушателями);
  • Эмоциональная подготовка к восприятию читаемой (слышимой) информации.

Зачин в рекламе

Подготавливая рекламу товара или услуги, специалист проделывает нелегкую работу для того, чтобы представить клиенту исчерпывающую информацию в лаконичном объеме. Изучив все имеющиеся материалы, он приступает ко второму этапу работы - составлению текста-обращения. Такая рекламная статья имеет давно устоявшуюся композицию, принятую в качестве стандарта.

Заголовок, слоган (привлекающая внимание фраза), зачин, основная часть сообщения, реквизиты (справки о месте нахождения организации, телефоны для связи и прочее), эхо-фраза.

Каждый составляющий композиции несет определенную нагрузку и представляет большое значение для рекламного текста, но вот использование зачина считается необязательным. Зачин в рекламе - это начало текста, очень коротко объясняющее заголовок и лаконично вводящее в курс дела. Обычно здесь образуется связка, в которой повествуется волнительная для конкретной группы клиентов проблема.

Зачин как ораторский прием

После выхода на сцену и стандартного приветствия многие ораторы переходят непосредственно к сути дела. Другие предпочитают разогреть аудиторию для того, чтобы она наверняка стала готовой для восприятия важной информации. Переход к основной идее лучше делать интересным, ярким, остроумным. В противном случае его присутствие окажется неуместным.

Именно переход, или другими словами - разогрев - в ораторстве принято считать зачином. Это именно те фразы, с которых вы начинаете свое выступление, вводите публику в курс дела. Они нужны для того, чтобы задержать заинтересованное внимание слушающих вас людей и установить с ними тесный контакт.

Удачно подобранный зачин - это гарантия внимательности слушателей к вашей речи.

Именно ораторский зачин становится тесным спутником современных людей в жизни. Выступление на родительском собрании, участие в конференции, совещании, пропаганда личных взглядов, выступление на концерте или корпоративном вечере - везде, где требуется составить грамотную речь, сложно обойтись без зачина.

Способы применения зачина в ораторстве

  • Оригинальная цитата - отличный способ начать выступление. Единственное условие - соответствие цитаты теме, которой посвящено высказывание.
  • Наглядное пособие параллельно с произнесением сути представляемого на выступлении материала с большим эффектом привлекут внимание публики и значительно улучшат качество восприятия информации.
  • Комплимент, предназначающийся аудитории, формирует позитивный настрой и разряжает атмосферу. Лучше всего подчеркнуть стремление слушателей совершенствованию и саморазвитию.
  • Анекдот или шутка (в мягкой форме), если будут уместны и впишутся в планируемую тему, не только разрядят обстановку и внесут нотку позитива, но и помогут выступающему надолго задержать внимание публики.
  • Стать ближе к собравшимся, сломать барьеры восприятия и показать свою искреннюю заинтересованность в затрагиваемой теме - всего этого можно достичь, поделившись личными переживаниями и чувствами.

Изучив подробнее тему, вникнув и поняв, что такое зачин, вы сможете не только лучше понимать читаемые произведения, акцентируя внимание на важных деталях, но и научитесь производить впечатление и заинтересовывать покупателей и слушателей. Настроить собеседника на свою волну, оказывается, не так уж сложно, а зато как бывает важно в жизни!

Видео о зачине

Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)

Задачи для учащихся:

1.Знать композиционные части сказки.

2.Научиться находить их в тексте.

3.Составлять сказку по композиционным частям.

Предполагаемые результаты:

1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.

2.Умеют находить композиционные части в тексте.

3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.

Ход урока.

I . Мотивационный этап.

1.Психологический настрой на урок.

Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.

Вопросы после просмотра:

2.Формирование групп.

Учитель назначает командиров групп:

Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.

Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.

Повторение правил работы в группах.

4.Целеполагание.

Учитель.

Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)

Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:

«!» – знаю, согласен;

«-»-не согласен;

«+»-интересно и неожиданно;

«?»- не знаю, хочу узнать.

После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:

Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»

Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.

Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.

С какой целью вы хотите это узнать?

Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.

Запишем тему урока в тетрадь.

II . Операционный этап.

1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».

Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)

1 вариант

Имя_________

1)Ой ду-ду! На дубу

Грянул ворон во трубу.

И пошли чудеса:

Засинели небеса,

Вышли в море паруса,

Встали тёмные леса.

2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….

3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2 вариант.

Имя_ ________

1) А в лесной избушке

Затопилась печь –

Пироги с морошкой

Начал зайка печь.

Пирогов покушай,

Сказочку послушай.

2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…

3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)

Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)

Чем сказка отличается от рассказа?

В рассказе нет присказки, зачина и концовки.

По каким признакам мы отличаем сказку?

Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.

3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)

Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.

Карточки:

Присказка

зачин

концовка


4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.

Присказка

зачин

концовка


5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.

6.Закрепление изученного материала.

Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)

1 уровень.

Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.

Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.

И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

2 уровень.

Карточки с разрезанным текстом.

Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
- Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Так и победили грибы царя Гороха!

И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

3 уровень (талантливые и одарённые)

Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.

7.Представление выполненной работы спикерами групп.

III .Рефлексия.

1.Проверка усвоения темы.

Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.

Мини-тест.

1.Присказка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Зачин

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

3.Концовка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Проверка.

Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)

Поставьте оценку в свой тест.

Если:

все ответы верны – смайлик «улыбается»

один, два ответа не верны – смайлик «грустный»

3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно….

Я выполнял задания…..

Я понял, что…..
Теперь я могу….

Я почувствовал, что….

Я приобрёл….

Я научился….

У меня получилось…

4.Домашнее задание.

Повторить правило на странице 39-40.

Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.