Сочинение по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Свобода и своеволие". Преступление и наказание честь

  • 13.04.2019

«Береги честь смолоду» — учит народная поговорка. Богатство, имущество и т. п. — это все можно терять и вновь приобретать, но однажды потерянную честь не вернёшь.

Честные поступки направлены на благо людей, если они искренни. А поступки, совершенные напоказ ради личной выгоды — это бесчестие. Понятию чести и бесчестия уделяется большое внимание в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Можно рассмотреть эти понятия на примере двух главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Родион — парень мрачно настроенный, он не любит людей, не впускает веру в свою душу. Соня же открыта и добра и готова принести себя в жертву ради других. Они оба совершили на первый взгляд неприглядные поступки, но нужно копнуть глубже и понять, чем они руководствовались.

Родион Раскольников — бедный студент, влачащий жалкое существование. Он остро ощущает несправедливость этого мира, огромную пропасть между богатыми и бедными. Раскольников не желает мириться с такой жизнью. Он задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он сравнивает себя с Наполеоном, баловнем судьбы. Родион хочет понять, почему одним принадлежит чуть ли не весь мир, а другие лишь рабы. Он решил проверить свою теорию, убив старуху-процентщицу. Это бесчестный поступок, ведь никто не имеет права отнимать человеческую жизнь. Но Раскольников ищет себе оправдание, что этим он хотел сделать как лучше, спасти других бедных студентов от козней неприятной и подлой процентщицы. Но на её место придёт другая, и этим убийством он не решил проблему.

Духовно возродиться и обрести веру в Бога, открыть сердце людям Раскольникову помогла Соня Мармеладова. В её отношении также встаёт неоднозначный вопрос насчёт чести и бесчестия. Она бедная девушка, сирота. Ей нечего есть самой и нечем кормить младших братьев и сестёр. Мачеха, Катерина Ивановна, выгоняет Соню на панель. Несчастная девушка от безысходности вынуждена торговать своим телом. На первый взгляд, это аморальный и бесчестный поступок. Но она совершила это ради других, спасла свою семью от голода. Да и не смогла она противиться воле мачехи.

Соня Мармеладова полна благородства и самоотверженности. Даже такое бесчестное занятие не запятнало её, с точки зрения христианства, она осталась чиста. Соня смогла выбраться их этой ямы и спасла от духовной смерти Раскольникова. Она последовала за ним в Сибирь. Вместе они начали новую жизнь, честную и чистую.

Мы видим, что нельзя давать однозначную оценку чьим-то поступкам, судить по первому впечатлению, ведь у человека могут быть причины, известные лишь ему одному.

    Можно добавить несколько отсылок к этому великому произведению в сочинении про честь и бесчестие на примере Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Раскольников решает убить старуху проценщицу якобы жаждет мести за всех бедных людей. Идея помочь людям хорошая, однако каким образом ее Раскольников реализовывает? Убийством старушки. Это бесчестие. А честь в произведении в том, что Раскольникова спасла от душевных мук и падения именно Соня Мармеладова. Все мы люди и ничто человеческое не чуждо никому, можно заблудиться, запутаться, но вот найти правильное решение и выход из тупиковой казалось бы ситуации, не сдаться и не опустить руки - вот это дело чести.

    Тема чести и бесчестия в романе Преступление и наказание раскрыта довольно широко, можно сказать что главные герои сами по себе являются примером борьбы в человеке то чести, то бесчестия. В сочинении можно как раз рассмотреть Соню и Раскольникова именно с этой стороны. Можно в сочинении также написать о том, что в жизни каждого человека есть и честь и бесчестие, и о том, что на примере героев этого романа можно узнать, что иногда не сразу можно разобрать где честь, а где бесчестие.

    В качестве аргументов можно привести произведения А.С.Пушкин Капитанская дочка и М.Ю.Лермонтов Песня про купца Калашникова.

    Чтобы написать сочинение Честь и Бесчестие в романе Достоевского Преступление и наказание можно обратится к судьбе Сони Мармеладовой , которая вроде бы совершила бесчестный поступок, занявшись проституцией и ее решениям ее мачехи, Катерины Ивановны, которую считали честной, замужней женщиной.

    А ведь девушка пошла на этот шаг не из-за похоти и желания заработать, а по принуждению своей мачехи Катерины Ивановны и ради своих голодных братьев и сестер.

    Где же тут ее Бесчестие?

    Соня ведь осталась в Душе чистой, искренней девушкой, желающей всем и вся помочь.

    Она молится Богу, верит в его милосердие и ждет чуда, которое бы избавило ее от заработка куска хлеба своим телом.

    Поэтому я НЕ считаю, что Соня совершила бесчестный поступок, хоть внешне это выглядит именно так.

    Бесчестный поступок совершила Катерина Ивановна, которая послала Соню Мармеладову на панель.

    Она продала тело своей падчерицы.

    А Соня лишь приняла приказ мачехи со смирением, так как в прежние времена воля родителя считалась священной.

    Тему Чести и бесчестия в произведении Преступление и наказание можно рассматривать на примере нескольких героев.

    Соня Мармеладова - с одной стороны эта девушка продавала себя, но с другой стороны она делала это ради семьи. Опять же можно поставить вопрос, что это честь или же бесчестие?

    Чтобы написать сочинение по произведению:

    Можно обратиться на несколько сюжетных линий, во-первых, на Сонину, так как ее жизнь была совсем не сахар и по наказам своей мачехи она занималась совершенно не подабающими молодой особе занятиям.

    Второй вариант, Раскольников. Его судьба чаще всего и описывается в работах, так не нужно затрагивать лишь плохую сторону, но можно и оправдать героя, который сделал совершенно не хороший поступок - отнял жизнь. Но вроде бы в благих целях, помочь окружающим, убрать подати, которые накладывала проценщица. Но здесь есть и оборотная сторона - на смену одной проценщице прийдет другая, свято место не бывает и вариант убийства - был не выходом.

    Да, тяжелая классика конечно, но книга потрясавшая.

    Я бы писала сочинение на примере главного героя:

    Во-первых, это главный герой и вокруг него весь сюжет книги разворачивается -есть еде развернуться.

    Во-вторых, он убил, из-за трудного финансового положения и обстоятельств, двух женщин - это бесчестие. Но сам Родион убежден, что убил того, за кого ему сорок грехов за раз списали - это для него в честь.

    Но совершив запланированное убийство, парень, по его мнению, случайно, убивает еще одного человека - а это что? Случайность? Грех? Честь? ....

    К тому же Раскольников ровнялся на Наполеона и в тексте можно найти об этом упоминание - можно построить рассуждение на сравнении этих двух личностей.

    А философские рассуждения парня хорошо разбавят сюжет, если его цитировать. Тем более, что он сам рассуждал на тему: Тварь ли я дрожащая или право имею?


Слово «честь» в наше время употребляется нечасто. А «бесчестье» - так уж совсем редко. Однако значения этих слов известны каждому человеку. Одни люди могут говорить о чести часами, тогда как иные это слово употребляют лишь в цитатах. Но есть одна черта, которая в этом вопросе объединяет абсолютно всех, будь то крестьянин, солдат или преступник – каждый из них воспринимает её по-своему. Поступок, доблестный для одних, становится аморальным для других. На этой моральной границе и рождается распутье между честью и бесчестьем.

Путь чести и бесчестья – самостоятельный выбор каждого человека. Расставляя жизненные приоритеты, мы определяем, что для нас честно, а что – нет. По сути, мы выбираем свою совесть, ведь совесть – это совокупность принципов, по которым живет человек.

Достоевский писал: «Продавая честь, не разбогатеешь».

Предавая свои принципы, человек показывает другим людям свою способность врать. Таких людей сторонятся, и вернуть «доброе имя» порой бывает очень непросто. Давайте не будем ходить далеко за примером и рассмотрим роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Здесь Соня Мармеладова продает свою честь в самом что ни на есть буквальном смысле. Она презираема всеми, кроме своих родных и Раскольникова. Её «ремесло» аморально, однако все её поступки направлены на благо своей семьи. Поэтому чести в ней гораздо больше, чем, к примеру, в Лужине, чья философия была замкнута на собственной персоне, что и привело его позору и бесчестью.

В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин произносит замечательную в рамках нашей темы фразу: «Береги платье снову, а честь - смолоду».

В самой повести этот принцип демонстрируется повсеместно - от начала приключений главного героя, молодого сержанта Петра Гринёва, где он честно отдаёт проигранные в бильярд деньги, до финальных сцен произведения. Нравственный конфликт Швабрина и Гринева отлично показывает, как сильно могут отличаться взгляды двух разных людей. Их судьями были самые разные люди: Маша, за чью благосклонность они боролись, капитан Миронов с супругой, Пугачев… Все они сходились на абсолютной честности главного героя и столь же абсолютной бесчестности Швабрина.

Давайте сравним наших честных, по мнению авторов, людей: Соня, получившая «желтый билет» ради своих близких, и Гринев, отстаивающий свою любовь к Маше на протяжении большей половины повести. У них немало общих черт: стойкость характера, доброта, честность, вера в собственную правоту. Видимо, именно эти черты характера помогали нашим героям поступать по совести. А значит, они помогут поступать так и настоящим людям.

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.
Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагические судьбы «маленьких людей» - Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.
Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл, что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).
«Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди», по Достоевскому, малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.
Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.
Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.
Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

  1. Новое!

    Раскольникова Пульхерия Александровна - мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй,...

  2. Новое!

    1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». - Первый сон героя и его значение, символика. Полярность образов. - Образ лошади и его значение в сюжете...