Война и мир что увидел пьер на бородинском поле перед сражением. Пьер на бородинском поле Пьер на бородинском сражении война и мир

  • 29.08.2019

Почему описание решающей битвы перед Москвой Толстой создал сквозь призму восприятия Пьера Безухова? Ведь герой не был образован в военном деле, имел жизненные принципы, не отягощенные злобой и агрессией. Автор попытался донести до читателя, что Бородинское сражение в романе «Война и мир» является трагедией человечества, а не стратегическим поражением из учебника истории.

Перерождение графа Безухова на поле

Когда начинается война, каждым человеком, независимо от возраста и пола, овладевают тревожные мысли. Пьер раньше был одиноким, замкнутым, находился в постоянном поиске смысла жизни. Как только армия Наполеона приблизилась к воротам Москвы, граф Безухов ощутил, что даже жизнь есть вздор, сравнив ее с грядущей бедой.

Значение бытовых удобств, богатства и суеты становится ничтожным для порядочного гражданина, ели угроза порабощения виснет над его народом. Каждый честный человек устремился туда, где решалась судьба его страны – на Бородино.

Вот литературный секрет автора – глазами Болконского или Ростова, которые читали картину 25 августа 1812 года, как привычные маневры, все выглядело довольно обыденно. С точки зрения же неискушенного обывателя море людей, стекающееся к месту сборов, свидетельствовало о патриотическом величии предстоящей битвы.

Утро 26 августа 1812 года

Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман. Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик. Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.

Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.

Крещение огнем

Инстинкт самосохранения заставляет Пьера броситься на помощь артиллеристам. Батарея Раевского несколько раз в день переходила из рук российских солдат к французам и обратно. Историки подтверждают, что это были моменты, решающие исход битвы. Барин соглашается подносить солдатам ядра.

Гром, треск и свист услышал Пьер одновременно, когда рядом разорвались ящики с боеприпасами. Блеск огромного пламени ослепил его и заставил присесть на землю. Страх поглощает человека в момент опасности, поэтому не осознавая своих действий, граф побежал туда, где можно было спрятаться. В окопы. Но там враги уже убивают его соотечественников.

Безухов автоматически хватает за горло французского солдата. Перед ним чужое лицо человека, который раннее ничего плохого ему не сделал. Пьер еще не готов убить, но ему впервые приходится защищать свою жизнь.

Наконец, атака закончилась, герой может перевести дух, созерцая, как в этой временной передышке смешиваются раненные и убитые обеих армий. Война утратила первичный пафос, мужчина чувствует ужас, но наивно думает, что сейчас эти люди очнутся и прекратят убивать друг друга.

Бородинское поле вечером

Пьер Безухов осознал катастрофические последствия произошедшего в ту пору, когда катастрофу осознали все, кто остался в живых. Поля, луга и огороды нескольких деревень оказались заваленными телами людей. Пестрели разные мундиры, убитые застыли в разных позах, только кровь у всех было темного красного цвета.

Перевязочные пункты на сотни метров вокруг пропитались кровью, которая смешалась с землей и превратилась в густую кровавую грязь. Поток раненых воинов, перепуганных, страдающих от боли, брел в направлении Можайска.

Утреннюю бодрость сменила мгла сырости, остро пахнущая дымом, смесью селитры и крови. Природа пыталась заставить людей прекратить стрелять и протыкать друг друга штыками – пошел дождь. Измученные солдаты не выдерживали психологического давления, вида тысяч убитых, раненых, искалеченных и измученных, но они сражались по инерции.

Наверно, невозможно остановить мгновенно страшное дело войны.

Бородинская битва глазами Андрея Болконского

Полк князя Болконского вступил в бой в середине дня. Две сотни солдат пали под ядрами орудий еще стоя в бездействии. Потом под огнем нескольких сотен неприятельских орудий погибла треть всего полка. Людей построили в колонны, заставив стоять под расстрельным огнем врага. То тут, то там выстрел попадал в толпу не атакующих солдат.

Эпизод ранения Андрея Толстой представил, как так, как гибли в тот день десятки тысяч солдат и офицеров. Патриот, который при Аустерлице поднял знамя, а под Шенграбеном командовал батареей, погиб бессмысленно. Война часто не дает возможности проявить героизм, отнимает жизнь просто так.

Вражеское ядро настигло боевого офицера, когда тот бесцельно шагал по полю, слушал шум пролетающих над головой снарядов. Был момент, когда Болконский мог избежать попадания. Адъютант успел пасть на землю и крикнуть «ложись», но офицер помнил, что на него смотрят подчиненные, чей боевой дух зависит от его поведения.

Среди русского народа всегда встречаются люди, которые не бегут, не молчат, не прячутся. Как правило, они гибнут, но остаются в памяти окружающих героями, достойными светлой памяти.

Отношение Льва Толстого к Бородинской битве

Лев Толстой является известным гуманистом в мире классической литературы, он пытался передать будущим поколениям отвращение к войне. Автор лично провел на месте Бородинского сражения много времени, чтобы отразить в романе каждую деталь топографии. Чтобы представить масштаб развернувшейся трагедии 26 августа 1812 года.

По мнению писателя ни Наполеон, ни Кутузов не обладали такой мощной властью, которая была способна отвернуть гибель обоих армий или остановить сражение посреди дня. Две агрессивные силы сошлись на Бородинском поле, чтобы повернуть ход истории в другое русло.

Добрый мудрый Лев Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину – кровопролитие народов всегда остается самым грязным делом в прямом и переносном смысле. Раны и боль одинаково приносят страдания людям всех национальностей, не зависимо от веры и социального статуса.

Бородинское сражение показано в восприятии его участников, в частности Пьера Безухова, Андрея Болконского и других персонажей.

«25-го утром Пьер выезжал из Можайска. Один старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за неё здоровой рукой и оглянулся на Пьера.
— Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Аль до Москвы? — спросил он. — Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! — Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одним словом — Москва. Один конец сделать хотят. — Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял всё то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой».

«Въехав на гору и выехав на небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживлённые и потные, что-то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою. Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.

Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся ещё своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их потными шеями и кое у кого расстёгнутыми косыми воротами рубах, из-под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

— Какое значение для Пьера имели слова солдата: «Всем народом навалиться хотят»?

Этими словами подчёркивается торжественность и значимость наступающего сражения, осознание его как генерального сражения за столицу Москву, а значит, за Россию.

«Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменилась, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону.

Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: всё внимание его было поглощено серьёзным выражением лиц в этой толпе солдат и ополченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали привычно петь, на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям».

«Когда кончился молебен, Кутузов подошёл к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подёргивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли
солдаты и ополченцы».

— Какую роль играет в романе эпизод «выноса иконы и молебна»?
— Как показано единство армии? Кто, по мнению Пьера, является её основой?

Икона Смоленской Божьей Матери была вывезена из Смоленска и с того времени постоянно находилась в армии. Молебен свидетельствует о едином духе армии, о связи полководца с солдатами. В ходе Бородинского сражения Пьеру открывается важная истина: сопричастность людей общему делу, несмотря на их различное социальное положение. В то же время проводится мысль о том, что основой армии являются солдаты. Историческое развитие определяется народом, роль личности определяется тем, как личность выражает интересы народа.

Рассмотрим, что чувствует Андрей Болконский накануне сражения.

«Поверь мне, — сказал он, — что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них … Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

— А от чего же?

— От того чувства, которое есть во мне, в нём, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате.

В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.

— Сражение выиграет тот, кто твёрдо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, — и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли — ну так бежать!» — мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает, что бы было. А завтра мы
этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, — продолжал он, — всё это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра?

Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют тоro, убьют
другого; а то, что делается теперь, — всё это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему.

Они заняты только своими маленькими интересами … для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!

— Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, — проговорил Тимохин. — Что себя жалеть теперь! Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят».

— Что нового раскрыто в характере, чувствах князя Андрея? К каким выводам он приходит? От чего и от кого зависит победа, по его мнению?

В отличие от Аустерлица на Бородинском поле Андрей Болконский защищает родину от врага, он не думает о личной славе. Он понимает, что решающую роль играют дух и настроение войска.

Вернёмся к Пьеру Безухову.

«Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешёнными. Он понял теперь весь смысл и всё значение этой войны и предстоящего сражения. Всё, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

«Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы.

Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищения перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени.

Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого- то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде — спереди, справа и слева — виднелись войска. Всё это было оживлённо, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, — это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам её».

Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить своё впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперёд, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем».

— Какую роль играет описание природы перед началом сражения?

Эта величественная картина природы и предстоящего сражения в лучах утреннего солнца выполняет несколько функций: во-первых, помогает осознать смысл и масштабность происходящего; во-вторых, автор подчёркивает, что в природе всё прекрасно и гармонично, а человек разрушает эту гармонию; в-третьих, Толстой старается натолкнуть читателя на вывод о страшной сущности войны, противоречащей природе. Война — самое отвратительное дело в жизни», — говорит Андрей Болконский.

Пьер Безухов на Бородинском поле в романе «Война и мир»

Пьер и сам не мог бы объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что невозможно оставаться в Москве, что нужно ехать. Он хотел видеть своими глазами то непонятное ему и величественное, что должно было решить его судьбу и судьбу России. Но в его решении была еще одна причина: он должен был увидеть князя Андрея, который мог объяснить ему происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот переломный момент своей жизни каких-то важных, решающих слов. И вот они встречаются. Князь Андрей холоден, почти враждебен - Пьер невольно, одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а князь Андрей не хочет сейчас помнить об этом. Все, что он говорит, звучит злобно, как звучали в последнее время почти все слова его отца. Но, разговорившись, князь Андрей невольно совершает то, чего ждал от него Пьер, - объясняет положение дел в армии. Как и все солдаты, как большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение Барклая и назначение Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Через двадцать три года Пушкин напишет о Барклае де Толли стихотворение «Полководец»; читая его, мы поймем трагедию полководца, непонятого и нелюбимого армией, отстраненного от командования:

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Смеялся над твоей священной сединою.

и не его вина, если армия и народ верят Кутузову, а не ему. После Аустерлица князь Андрей уже не может верить распоряжениям штабов, он говорит Пьеру: «Поверь мне... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, я вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...»

Кутузов для князя Андрея - человек, который понимает, что успех войкы зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

«тот вопрос, который с Можайской горы и во весь! этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным... Он понял ту скрытую... теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Но и для Андрея разговор с Пьером был важен. Как это часто бывает, высказывая свои мысли другу, он сам яснее понял то, о чем в одиночестве думал сбивчиво - и, может быть, ему стало жаль своей жизни, своей дружбы с этим громадным нелепым Пьером, чья судьба тоже должна решится завтра, как судьбы всех. Но князь Андрей - сын своего отца, и ни в чем не проявятся эти его чувства; только взвизгнет несколько раз его голос, и опять «тонким, пискливым голосом», как у старого князя, он признается Пьеру: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да не надолго! - прибавил он». Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал.

Эта сцена до боли напоминает его собственное прощанье с отцом перед отъездом иа войну 1805 года, когда старый князь сердитым, пронзительным голосом кричал сыну: «Простились... ступай!» И как старый князь тогда, оставшись один, вспомнил, может быть, своего сына ребенком, так сейчас князь Андрей вспомнил Наташу и все светлое, что было в его любви к ней, - и, «как будто кто-нибудь обжег его», он вспомнил Анатоля, который до сих пор «жив и весел».

Цели урока:

Показать историческое значение Бородинской битвы, выявить истоки героизма русского народа;

Развивать навыки аналитической беседы по тексту произведения;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за русскую армию.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, экран;

DVD-проигрыватель;

Стенд «Герои войны 1812 года»;

Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».(материал из ИИП "КМ-Школа")

Эпиграфы к уроку.

"Война - самое гадкое дело на земле." Л. Н. Толстой

"Военных дел недостаточно для спасения страны, между тем как защищаемая народом страна бывает непобедима." Наполеон Бонапарт

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Приветствие учащихся;

Сообщение учителем темы, целей урока.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Вступительное слово учителя под звуки «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена : Толстого бы не было, если бы мы его не читали. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир» в руки, жизнь этой книги начинается снова. Мы с вами тоже держим в руках эту великую книгу, в которой Толстой делится с нами своими мыслями о жизни и смерти, о любви, что спасает человека, о славе, чести и бесчестии, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские. Война – это гибель, смерть, кровь, ранения. Война – это страх. И неоднократно Толстой подчеркивает, что война – это преступление, ибо война – это кровопролитие, а любое кровопролитие преступно. Человек и война – одна из ведущих тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сегодня мы поговорим о славной странице истории нашей Родины – о Бородинском сражении. Цель сегодняшнего занятия – доказать, что, действительно, недаром помнят потомки о Бородинском сражении, что Бородинское сражение имело огромное значение в Отечественной войне 1812 года. (Ученики записывают тему урока в тетради).

б) Выступление учащегося о двух полководцах: Кутузове и Наполеоне. Текстовый материал выступления: 1812 год.Отечественная война. Такого нашествия Русь не видела со времен монголо-татарского ига. 22 июня 1812 года Наполеон подписал воззвание своим солдатам: «Солдаты! Пойдем вперед, перенесем войну в пределы России, которая вот уже 50 лет оказывает влияние на дела Европы». Армия Наполеона – самая сильная и многочисленная в Европе. Он сам успешный полководец. Его маршалы – это исторический феномен. Наполеон сам их выбирал из народа там, где видел талант и мужество и не спрашивал бумаг о дворянском происхождении. Это был сильный соперник, и он мог рассчитывать на успех. 20 августа 1812 года русскую армию возглавил Кутузов. Ему 67 лет и жить осталось всего 8 месяцев. Его боевой опыт исчислялся в полвека. Нелегкая жизнь досталась этому человеку, но славная. Много позади боев и походов, трижды он был ранен, лишился правого глаза. Пора бы на покой. Но нет … не время. Именно Кутузов дал приказ отступать к Москве. Недовольны в войсках таким приказом. А Кутузов сказал, хитро прищурив свой единственный глаз: «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр».

в) Работа с текстом 19 главы части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Отступая, войска подошли к Москве. Здесь, возле мало кому известной деревни Бородино, суждено было русским проявить свою доблесть и мужество.

1. Готовились ли русские к Бородинскому сражению? Были ли укреплены позиции? Каково было соотношение сил русских и французов?

2. Почему Кутузов решил дать сражение в таких невыгодных для русской армии условиях? Почему он не решался давать сражение до сих пор?

3. Что учитывал Кутузов, решаясь на сражение?

4. Найдите главную, на ваш взгляд, ключевую фразу в 19 главе, в которой содержится ответ на поставленные вопросы.

(Учащиеся находят нужную фразу, которая высвечивается на экране: «требование народного сражения». Делается вывод о том, что Кутузов, решаясь на сражение, учитывал настроение войска. Вывод записывается учениками в тетради).

г) Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле». Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3.""

Учитель: Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.

1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле? (Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события).

2.Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает? (Конный полк с песенниками направляется на позиции, навстречу ему – обоз с раненными во вчерашнем бою под деревней Шевардино. Старый солдат обращается к графу Безухову «землячок», и Пьер понимает, что сейчас не та минута, чтобы люди делились на господ и рабов. Происходит какое-то единение людей перед битвою, в которой решится судьба их земли).

3.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх? (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера).

Учитель: Разнообразными средствами Толстой подчеркивает необыкновенную торжественность и важность наступающих событий. Показано единение людей перед боем: профессиональных военных, ополченцев, Пьера, который свои размышления об увиденном формулирует фразой («…всем народом навалиться хотят» (высвечивается на экране, записывается в тетради).

д) Просмотр фрагмента фильма « Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения»). Обсуждение эпизода по вопросам:

1. От чего меньше всего зависит успех сражения, по мнению князя Андрея? (От позиций, численности войска, вооружения). А от чего тогда? (« от того чувства, которое есть в каждом солдате» , т. е. от морального состояния войска, от духа армии).

(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради).

2. Толстой утверждает: «Война – самое гадкое дело в жизни». Но какую войну устами князя Андрея оправдывает Толстой? (Войну за свою Родину, за землю, в которой лежат наши предки. Такая война справедливая! Она должна быть жестокой, чтобы никто не захотел ее повторения. Князь Андрей говорит: «Французы – враги мои, они преступники. Их нужно казнить», т. е.он утверждает, что к врагу, который пришел на твою землю, нужно испытывать ненависть. Чтобы победить, надо ненавидеть). (Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране и вместе с выводами записываются в тетради).

е) Анализ эпизода «Пьер Безухов на батарее Раевского». Работа с текстом 31, 32 глав части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей. Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде.

1.В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном).

2.Как отнеслись бойцы к Пьеру? (Вначале неодобрительно: парадная одежда Пьера совершенно нелепо смотрится среди всего происходящего. Затем, увидев, что он безобидный, солдаты начинают относиться к Пьеру ласково, шутливо, называют его «наш барин»).

3.Что из увиденного меняет настроение Пьера? (Он видит смерть. Первое, что его поразило, - одиноко лежащий мертвый солдат на лугу. А к десяти часам – «человек двадцать унесли с батареи». Но особенно Пьера поразила смерть « молодого офицерика» - «сделалось странно, пасмурно в глазах». )

4.Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? (Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее).

5.Что заставило Пьера вернуться на батарею? (Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею).

6.Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею? (Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен).

Учитель: Пьер, схватившись за голову, в полуобморочном состоянии бежит, «спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги». А когда курган освободили, Пьеру еще раз суждено было побывать на батарее, и увиденное его поразило.

Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.

7.Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя? (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться).

8.Какое определение дает Толстой победе под Бородином? (Учащиеся находят нужное определение, которое высвечивается на экране: «победа нравственная была одержана русскими под Бородином». Делается вывод о нравственном превосходстве русских солдат в Бородинском сражении).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Подведение итогов урока.

Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы:

1.Благодаря чему русская армия одержала победу?

2.Что главное для победы, по мнению Толстого?

3.От чего зависит успех сражения?

б) Заключительное слово учителя.

Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы. У Марины Цветаевой есть стихотворение «Генералам 12-го года», которое она посвящает всем героям Отечественной войны. Лишь малая часть их портретов находится на нашем стенде. Обратите на них свое внимание, они заслуживают этого. Совсем юные лица, но они знают, что такое Отечество, что значит защищать свою землю, что такое офицерская честь.

(Учащиеся рассматривают стенд, а в это время звучит фрагмент романса Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» на слова М. Цветаевой муз. А. Петрова).

в) Домашнее задание:

1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.

2.Подготовить сравнительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.

г) Анализ ответов учащихся и выставление оценок.

Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. Жизненные принципы семьи Болконских. Что нужно для счастья. Семь - я. Жизненные принципы семьи Ростовых. Тема урока. Ростовы. Индуктор. Разрыв. Война и мир. Болконские. Семья Ростовых. Болконские. Д. Шмаринов. Курагины. Жизненные принципы семьи Курагиных. Социоконструкция. Дементий Шмаринов. Курагины. Что такое семья. Мысль семейная. Семья. « Война и мир» глазами художников.

«История создания «Войны и мира»» - Хронология романа. Принцип семейственности. Принцип сопоставления и противопоставления. Произведение. Исторический факт. Эпопея. Вселенная. Своеобразие художественных приемов. Художественные особенности романа. Три поры. Работа над романом. Современность глазами декабриста. Картины истории. Диалектика души. Повесть. История создания романа «Война и мир». Отсутствие войны. Сцены семейные и исторические.

«Шенграбенское сражение» - Важная в стратегическом отношении победа. Русские победили при Шенграбене. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Создан ли Ростов для сражений. Война. Итог анализа эпизода. Первая картина войны. Участники. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью. Шенграбенское сражение. Что думают о войне 1805 герои романа. Итоги смотра. Жерков. Причины победы при Шенграбене. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин.

«Семья Болконских» - Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Николай Андреевич. В армии князя Андрея настигает разочарование. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Андрей Болконский. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный.

««Война и мир» книга» - «Москва… была пуста, как пуст бывает домирающий улей». Андрей Болконский. Русский человек. Сражение за Смоленск. Сила и величие Кутузова проявляются в умении жалеть и спасать людей. Партизанская война. Патриотизм Ростовых. «Мысль народная» в романе. Как же руководил Кутузов «духом войска». Какую цель преследуют Кутузов и Наполеон, вступая в войну. Болконский накануне сражения. Единство. Оставление Москвы.

«Книга Толстого «Война и мир»» - Направление журнала «Ясная поляна». Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. 26 августа. Великое историческое событие. Пьер. Войско одержало победу. Какая сила управляет всем. Нравственная сила. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Тягостные впечатления. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Школа для крестьянских детей. Сон на постоялом дворе. Штурм батареи Раевского.