Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации

  • 02.07.2020

3. Архитектура Древней Греции периода классики: основные этапы эволюции. Ансамбль Афинского акрополя: архитектурно-планировочная идея, синтез скульптуры и архитектуры, идейная и художественная программа


  1. Введение
Периодизацию этого периода можно представить так: ранняя классика (490 – 450 гг. до н.э.), высокая классика (450 – 410 гг. до н.э.), поздняя классика (н.4 в. до н.э. – 30-е гг. 4 в. до н.э., для ориентации в пространстве см. карту – илл. 1 ). Разумеется, отнесение того или другого памятника к определенному периоду весьма условно. Так, например, храм Геры II в Пестуме относят порой к зрелой архаике, а порой (чаще) – к рубежу архаики и классики или даже началу классики.

Искусство классики продолжает эволюцию, заложенную еще в архаике. Среди важнейших задач: облегчение пропорций, органичное сочетание скульптуры и архитектуры, разработка идеи архитектурного комплекса, включающего в себя несколько сооружений, вписанность храма в окружающий пейзаж, стремление к асимметрии.

Ведущим типом монументальной архитектуры в начале 5 века до н.э. по-прежнему оставался периптер. Храм становится короче, его целла шире. Внешняя колоннада периптера имеет теперь обычно по 6 колонн на торцевых сторонах и 13 на боковых, т.е. число колонн бокового фасада на единицу больше удвоенного числа колонн на торцевых фасадах. Расстояние между передним рядом колонн и пронаосом уменьшилось.

Постепенно греческий периптер, а вместе с ним и ордера приобрели ту устойчивую форму, которую обычно называют классической. В ордерах также установились типические черты, на фоне которых всякое отклонение форм или отношений воспринимается особенно красноречиво, являясь важнейшим средством индивидуальной характеристики сооружения. В 5 веке капитель теряет конструктивные достоинства и не столько выполняет, сколько изображает свойственную ей функцию. Главное помещение классического храма (целла и портики) обнесено колоннадой. Внешняя колоннада, отделяет жилище богов от домов простых смертных и является основным элементом храмовой архитектуры. В строительстве активно используется система курватур.

Пропорции стали одним из самых важных художественных средств архитектуры. Величие храма не в пышности или нагромождении архитектурных масс, а в чисто пластически понятой ясности объемов скульптурного и архитектурного целого. Самые пропорции храма не подавляют человека, а, наоборот, как бы соизмеримы ему. В то же время изменение пропорций определяло индивидуальный образ храма и то впечатление величия и мощи или легкости и изящества, которое ему стремился придать мастер.

Помимо этого, мастера 5 века до н. э. успешно решили одну из величайших проблем искусства – задачу органической взаимосвязи архитектуры и скульптуры. Фронтоны храмов представляли удобное место для больших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли поле фронтона и вместе с тем гармонично согласовывались с его очертаниями. Архитектура и скульптура выступали как равноценные искусства, дополняя и обогащая друг друга. В этом проявляется глубокое отличие искусства Греции от древневосточного искусства, где законы монументального зодчества определяли развитие скульптуры, полностью подчиняя ее требованиям архитектуры.

Отметим, что греческое зодчество еще лишено важнейшего качества: конструктивного и эстетического оформления большого внутреннего пространства. Внутреннее пространство в сравнительно небольшом греческом храме почти не развито. Во внешней конструкции здания оно почти не ощущается. Это указывает на известную примитивность развития античной архитектуры, но зато ни одна последующая эпоха не смогла воспроизвести в архитектуре что-либо подобное ее гармонической простоте.

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурной и природной средой. Примитивностью античной техники можно объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т.д. Но нельзя не видеть, что греческие мастера осознавали эту «необходимость» как эстетическое преимущество, поэтому указанные черты определили одно из основных достоинств античной архитектуры. Например, весь комплекс Акрополя выступает в гармонии как с окружающими Афины холмами, так и с другими зданиями самих Афин.


  1. Переход от архаики к классике
Первый памятник переходного периода от архаике а классике (в вазописи это называется «строгий стиль») – храм Афины Афайи на о. Эгина (около 500 г. до н.э., илл. 2 ). Этот памятник строится в эпоху греко-персидских войн. Именно около острова Эгина был разбит персидский флот, поэтому храм выстраивается как напоминание – персы могли видеть его из захваченной ими Ионии. По типу это периптер, 6х12 колонн. План храма мог бы быть типическим периптером эпохи расцвета: его целла состояла из пронаоса с 2-мя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса.

Здесь уже заметно изменившееся соотношение колонны и антаблемента, а также отношение между несомыми и несущими частями. Меняется и крыша. Теперь нужна дополнительная точка опоры, как следствие появляется 2-ярусная внутренняя колоннада, которая является распором для крыши. План четкий и компактный – жилище бога должно быть гармоничным. Пропадает распластанность. Капитель приобретает диагональный абрис. Фронтон еще тяжелый, угол – тупой. Происходят изменения и в материале – появляется мрамор (пока еще только мраморная черепица). Черты архаики здесь: фриз больше архитрава, колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцевых. Курватуры отсутствуют. Важно, что здесь впервые осознается необходимость продумать сочетание интерьера и экстерьера. Внутри здесь была построена двухъярусная колоннада.

Переходный характер от архаики к классике виден и во фронтонных группах храма. Композиция обоих фронтонов была построена на основе строгой зеркальной симметрии. На западном фронтоне была изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре находилась строго фронтальная, фигура Афины, ее щит обращен наружной стороной к троянцам. Афина выступает как защитница эллинов. В фигурах воинов уже нет архаической фронтальности, движения реальнее, анатомическое строение правильное, чем было обычно в искусстве архаики. Хотя все движение развертывается строго по плоскости фронтона, оно в каждой отдельной фигуре достаточно жизненно и конкретно. Но на лицах воинов еще «архаическая улыбка». Композиционное единство достигнуто внешними, декоративными способами, в отличие от композиции восточного фронтона, где движения фигур были более естественны и свободны. Овладение сложным и противоречивым богатством движений человеческого тела, непосредственно передающим не только физическое, но и душевное состояние человека, - одна из важнейших задач классической скульптуры. Статуя раненого воина с восточного фронтона Эгинского храма была одной из первых попыток решения этой задачи. Характерно также, что здесь очень глубокая коробка фронтона, а скульптура – выступающая на три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т.д. Отметим, что здесь очень глубокая коробка фронтона, а скульптура – выступающая на три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т.д.

Архитектура 5 века до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами, который сложился в зодчестве архаики. Ведущее место занимают храмы дорического ордера, их пропорции обретают большую цельность и гармоничность по сравнению с приземистыми и тяжеловесными храмами 6 века до н. э., а конструктивные решения отличаются точным расчетом и логической ясностью.

Наиболее полно эти черты проявились в храме Геры в II в Пестуме (середина 5 в. до н.э., илл. 3 ). Располагался рядом с храмом Геры I и ранее приписывался Посейдону, а не Гере. Здание, размеры которого составляют 60 х 24 м, сложено из твердого известняка золотистого цвета. Колоннада, поддерживающая перекрытие, возвышается на типичном для дорического храма трехступенчатом основании. Строго продумано и определено число колонн, окружающих храм: шесть – на фасаде и тринадцать – на продольных сторонах. Такое соотношение – характерная черта классической архитектуры. Единственнный греческий периптер, в наосе которого еще стоит часть внутренней 2-ярусной колоннады. 3-ступенчатое основание. План и общая композиция были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Имеет более удлиненные пропорции и 6х14 колонн. Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила еще более совершенное решение уже во второй половине века в Парфеноне.

Второй переходный период – от ранней классики к высокой – отмечен появлением храма Зевса в Олимпии (460-450 гг. до н.э., илл. 4 ). Это «обетный» храм, на который собирались пожертвования по всей Греции. Архитектор Либон. При его строительстве особая сложность задачи, стоявшей перед архитектором, заключалась в том, что храм необходимо было вписать в комплекс, состоявший уже из множества построек. Как правило, новый храм строился на месте старого, превосходя его размерами и пышностью декора. Теперь же необходимо было сохранить старое наследие. Храм Зевса располагался на самом высоком месте, а вдобавок стоял на искусственном фундаменте. Как итог, здание возносится над старыми постройками. Материал – твердый ракушечник.

Храм представляет собой дорический периптер размерами 6х13 колонн. В древности он был знаменит хрисоэлефантинной статуей Зевса работы Фидия. Особо надо отметить регулярность в строении храма, высокие с большим выносом эхины и профили капителей напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма. Большая часть скульптурных украшений фасада храма была сосредоточена на фронтонах. Олимпийский храм, объединявший в себе различные виды искусства, был, по-видимому, таким же превосходным примером строгой дорики первой половины 5 века до н.э., как впоследствии Парфенон – образцом аттической архитектуры второй половины этого века. Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса.

Выдающуюся роль в истории классического искусства Древней Эллады сыграли скульптурные украшения этого храма, исполненные из паросского мрамора в 470 – 456 годах до н. э. (илл. 5 ). Общий стиль олимпийских скульптур уже приближается к стилю скульптур Мирона. На метопах храма были изображены двенадцать подвигов Геракла, восточный фронтон храма посвящен мифу о состязании Пелопса и Эномая, положившем основание олимпийским играм, западный – битве лапифов с кентаврами. Сюжетом композиции западного фронтона является миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свой свадебный пир богов, героев и соседнее племя кентавров. Опьянев, кентавры попытались похитить женщин и юношей, в том числе и невесту Пейрифоя – Дейдамию. Герои вступили с ними в схватку. Композиция фронтона отличается единством замысла и высоким мастерством исполнения. Скульптуры занимают все поле фронтона, длина которого превышает 26 м, а высота – 3 м. В центре композиции скульптор поместил фигуру бога света и искусств Аполлона, который принес лапифам победу. Высокий и стройный Аполлон олицетворяет героизм и мужество человека. Властным жестом руки он указывает на кентавров, его лицо дышит сдержанной силой и уверенностью в победе. Слева изображен Пейрифой, сжимающий меч, а рядом с ним – Дейдамия, которая отталкивает локтем вцепившегося в нее кентавра Евритона. Справа от Аполлона стоит афинский герой Тесей с двойным топором. Его удар сейчас обрушится на голову кентавра. Хотя исход схватки еще не решен, но чувствуется, что побеждают греческие герои. Их лица спокойны и мужественны, тогда как лица кентавров искажены яростью и злобой. Превосходство разумного человека над стихийными силами природы – такова главная идея этой композиции.

Мастера, создававшие скульптуры западного фронтона храма Зевса, овладели приемами построения скульптурной композиции. Изображения мифических героев и кентавров объединены в группы по две или по три фигуры. Ни одна из этих групп не повторяет другую, в их расположении отсутствует строгая симметрия. Каждой группе в левой части фронтона соответствует группа из такого же количества фигур в правой части, что создает ощущение гармонического равновесия всей композиции фронтона. Скульптуры живут своей жизнью, но они с поразительным искусством «вписаны» в треугольник фронтона и составляют единое целое с архитектурным обликом здания.

Таким образом, западный фронтон представляет спокойное повествование, а западный – эмоциональный накал, и при этом обе фронтонных композиции связаны между собой. Кроме того, интересно, что даже при относительно небольшом количестве персонажей здесь создается ощущение мощных эпических панорам. Оба фронтона резко отличаются от фронтонов Эгинского храма с их декоративной условной композицией. Разница между фронтонами тут составляет около 20 лет, и это весьма существенно. Первый обладает архаическим решением, второй – значительно более поздним. Композиции фронтонов разные, но храм их объединяет. Таким образом, перед нами – идея продуманного спектакля. Кстати, приблизительно в это же время развивается греческая трагедия.


  1. Высокая классика: ансамбль афинского Акрополя
История создания. Идейная и художественная программа

Акрополь (по-гречески «кремль») расположен на крутом скалистом холме в центре Афин (илл. 6 ). Скала Афинского акрополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной стороной примыкает к морю. Это естественное возвышение образует постамент, как бы созданный самой природой для помещающегося на нем комплекса. Акрополь Фидия изумительно гармонирует как с самим холмом, так и окружающим его пейзажем. Вместе с тем Акрополь – один из первых примеров архитектурного комплекса, сооруженного по единому, четко продуманному архитектурному плану (илл. 7 ).

В 480 – 479 годах до н. э. персы захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города, в том числе и храмы на вершине Акрополя. Частично он был восстановлен вскоре же после победоносного окончания персидской войны, но вопрос о создании большого встал по-настоящему лишь тогда, когда Афины стали ведущей в Греции демократической державой. Уже стратег Кимон разработал план украшения Акрополя и провел целый ряд работ. Так, при нем Фидий создал статую Афину Промахос (Стерегущая). Однако важнейшая роль принадлежит другому стратегу Афин, а именно Периклу. Фигура Перикла очень важна как в истории Греции, так и в формировании комплекса акрополя. Окружение Перикла включало в себя интеллектуальную элиту того времени (философов, скульпторов, геометров, историков). Когда перед ним встал вопрос о восстановлении Афин после греко-персидских войн, он сразу отказался от Гипподамовой системы застройки (Гипподамова система – система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485 – 405 гг. до н. э.). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города). По мнению Перикла, система Гипподама была слишком геометрична и потому лишена гармонии, асимметрии, живописности. В то же время Перикл выступал и за создание нового архитектурного ордера, который должен был соединять достоинства дорики и ионики. Идеи Перикла о синтезе ионики и дорики, архитектуры и скульптуры, зданий и окружающей их природы были поддержаны и развиты Фидием при создании Акрополя. В создании Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы, и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и др. Скульптор Фидий руководил созданием всего ансамбля. Именно при нем был составлен единый план украшения Акрополя и были предприняты грандиозные строительные работы, которые длились несколько десятилетий и завершились созданием этого небывалого в истории искусства комплекса.

Несколько слов о Фидии. Он родился в Афинах между 500 и 480 годами до н. э. Первым его учителем был скульптор Гегий, дальнейшее художественное образование он получил в мастерской пелопоннесского мастера Агелада, у которого, согласно греческой традиции, учились также Мирон и Поликлет. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Как художник и гражданин Фидий формировался в атмосфере патриотического подъема, вызванного победами греков над персами. Уже ранние его произведения ясно говорят, что для скульптора важную роль играла идея героического подвига его народа над завоевателями во время персидских нашествий между 465 и 460 годами. Например, Фидий отлил бронзовую скульптурную группу из тринадцати фигур, которую афиняне посвятили в дельфийский храм Аполлона. Рядом с изображениями богов и героев греческой мифологии мастер поместил статую полководца Мильтиада, командовавшего афинскими войсками в битве при Марафоне. Однако главный труд Фидия – это, несомненно, Акрополь.

Говоря об идейной и художественной программе Акрополя, необходимо учитывать несколько принципиальных моментов.

Политический контекст. Главная идея Акрополя – победа Аттики над персами и благодарность Афине за эту победу. Тема борьбы, победы и военной мощи является в Акрополе одной из ведущих. Она запечатлена в образе Афины Промахос (Воительница), в статуе Бескрылой Победы в храме Ники и в сценах схваток греков с кентаврами и амазонками, которые на метопах Парфенона и на щите Афины Девы символизируют борьбу с персами.

Связь с пейзажем. Акропольский холм сильно вытянут с запада на восток. Холм укрепляют, но его не облагораживают. Таким образом, хаос природной скалы (его можно наблюдать, шествуя по петляющей дороге к Акрополю) завершается наверху космосом рукотворной архитектуры.

Связь с ритуальными шествиями . Во второй половине 5 в. до н.э. Афины явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Поэтому роль главного местного божества – Афины – очень важна. Еще со времен архаики в Афинах ежегодно устраивались панафинейские праздники в честь Афины. В эпоху Перикла они становятся всеобщим греческим праздником наряду с олимпийскими играми и дельфийскими празднествами. Панафинейские празднества делятся на большие и малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, – один раз в пят лет. Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали все граждане Афин независимо от пола и возраста.Во главе процессии двигалась специальная повозка – так называемый панафинейский корабль – с расшитым пеплосом (одеянием) богини Афины, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили девушки из знатных афинских семей. Это было красивое одеяние с золотой канвой, элементами кентавромахии и амазономахии, которое торжественно дарилось деревянному ксоану Афины. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения - гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Для организации панафинейского шествия использовали дорогу из Элевсина, по которой ежегодно проходили участники Элевсинских мистерий 1 . Для этого дорогу значительно расширили и расположили таким образом, чтобы она не шла напрямую к Акрополю, а петляла, открывая разные точки зрения на Акрополь. Вся композиция Акрополя завязана на идее панафинейских шествий. Поэтому оба храма (Парфенон и Эрехтейон) повернуты к входу стороной без входа, чтобы нужно было обойти весь Акрополь и лишь потом войти в них.

Последовательность смены точек зрения по мере приближения к Акрополю. Планировщики так рассчитали основные архитектурные сооружения, что одновременно глазом можно было полностью охватить только одно из них. Подъем на Акрополь шел зигзагом, дальше он поворачивал к центральному проходу Пропилеев, торжественной дорической колоннады. От восточного фасада Пропилеев начиналась «священная дорога», тянувшаяся по продольной оси всего холма. Немного левее ее стояла статуя Афины Промахос. Cтатуя Афины закрывала почти полностью от зрителя расположенный вдалеке Эрехтейон. Таким образом, зритель шел некоторое время всецело под впечатлением мощной статуи грозной богини, охраняющей город и встречающей его у ворот Акрополя. И лишь когда он подходил настолько близко к статуе, что охватить ее в целом он уже не мог, перед ним раскрывался вид на Парфенон. Далее «священная дорога» проходила мимо северного фасада Парфенона, проходя мимо колоннады, зритель мог видеть скульптурный фриз с изображением той самой процессии, в которой он сам участвовал. Чрезвычайно характерно, что зритель не видел Парфенона сразу во фронтальном развороте перед собой, он его видел под известным углом, вследствие чего закрывался не только фасад, но и часть боковой стороны, так что можно было полностью ощутить материально объемность и пластичность этого храма. Напротив длинной колоннады Парфенона вырисовывался небольшой по размерам, но выделяющийся своей асимметричной композицией Эрехтейон. Противопоставление этого здания и Парфенона – одна из самых ярких черт ансамбля. Праздничное шествие заканчивалось у алтаря Афины, перед восточным фасадом Парфенона, где происходила торжественная передача жрецу вновь сотканного пеплоса. Таким образом, путем последовательной смены ряда архитектурных эффектов перед афинянами раскрывался ансамбль, составлявший их гордость и славу.

Архитектурные приемы, которыми достигнуты в ансамбле Акрополя единство и цельность впечатления, свойственные в известной мере и другим комплексам классической эпохи, значительно отличаются от приемов ансамблевых решений предыдущих периодов. Отдельные части ансамбля искусно связаны между собой. Это достигнуто путем сопоставления свободно стоящих зданий разной величины и формы, уравновешивающих друг друга не размерами и симметрией расположения, а тонко рассчитанными равновесием и особенностями их архитектуры. В таком сопоставлении задуманы Парфенон и Эрехтейон. Большое значение имеет также глубоко продуманное использование в художественных целях рельефа. Этот прием вообще становится в классическую эпоху обычным архитектурным средством. Весь ансамбль в целом обратил в художественную закономерность неровности скалы. Бросается в глаза намеренное уклонение всех зодчих, строивших на Акрополе в 5 веке, от параллельности в постановке сооружений учет различных точек зрения, открывавшихся на постройки. таким образом, при кажущейся свободе расположения частей, композиция Акрополя основана на строгой системе и точно рассчитана. Важно, что у Фидия есть несколько точек зрения, сумма впечатлений, итогом которых становится идея вечной победы космоса. Также важно, что греков интересует в ансамбле не восприятие всех сооружений в каком-то едином целом, а непременно последовательное рассмотрение каждого здания в отдельности в его пластической самоценности и завершенности.

Отличия от старого Акрополя эпохи писистратидов (архаика, около 560 г. до н.э.). В раннем варианте Акрополя также было мало архитектурных построек, однако между ними не было гармонического равновесия. Например, старые пропилеи воспринимались исключительно с точки зрения их функций – ворот в Акрополь. Кроме того, между архитектурой и природой не было никаких связей и взаимоотношений. Если в архаике между стоявшими в Акрополе храмами не было никакой системы отношений, то у Фидия она продумана очень тонко. В архаике храмы стояли друг напротив друга. Фидий же располагает их под углом 45° к пропилеям, размещая оба здания впритык к обрыву. Таким образом создается замкнутое сакральное пространство – космос.
Пропилеи

Пропилеи (илл. 8 ) являлись парадным входом в Акрополь. С фасада они были оформлены как шестиколонная колоннада, увенчанная фронтоном. С двух сторон под прямым углом к центральному корпусу Пропилей были возведены трехколонные крылья. Элементы комплекса: Пропилеи (ворота между двумя мирами, 6-колонный дорический портик работы Мнесикла), Пиргус (архитектурная ширма в виде стены, декорированной дорическим ордером). Напротив – пинакотека, тоже закрытая ордерной стеной. На углу Пиргоса к Пропилеям примыкает храм Ники Аптерос (Бескрылой).

Важно, что Пропилеи при Перикле сочетают в себе как элементы разных ордерных систем: дорический портик снаружи, ионический – внутри, так и разноуровневые постройки, поскольку холм не ровняли перед началом строительства. Таким образом, первый фронтон Пропилей более низкий, а второй – более высокий. Ионический ордер принципиально выше, поэтому внутреннее пространство Пропилей выше, светлее. Таким образом, настроение процессии, по задумке Фидия, должно было сменяться от строго-торжественного на более радостное и возвышенное.

К Пропилеям вела широкая лестница, в конце которой и вырисовывался четкий гармоничный контур Пропилей. Замечательной в Пропилеях являлась несимметричность обоих крыльев: левое, южное крыло гораздо меньших размеров, чем правое, благодаря чему вся экспозиция Пропилей лишена той холодной симметричной парадности, которая так часто встречается в позднем классицизме.

Вместе с тем несмотря на отсутствие полной симметричности, комплекс Пропилей был чрезвычайно уравновешен и гармоничен. Левое крыло Пропилей было сокращено для того, чтобы на выступающем массивном постаменте-выступе акропольской скалы, так называемом Пиргосе, можно было бы поместить маленький храмик Нике. Этот принцип свободного фасада и асимметрического равновесия объемов очень характерен для греческого искусства эпохи расцвета. Архитектура избавляется этим от той жесткой холодности и абстрактности, которая характеризует, например, монументализм египетской архитектуры. Это очень живая, богатая по своим зрительным впечатлениям, очень человечная архитектура.

Вместо одного входа в Пропилеях сделано пять проемов, средний (для проезда верхом) был больше остальных. Наружный и внутренний фасады представляли собой 6-колонные дорические портики простильного типа. Антаблементы, потолки, фронтоны и кровля обоих портиков находились на разных уровнях. В среднем проезде вместо ступеней устроен пандус, по обе стороны от которого стоят два ряда ионических колонн. Это один из самых ярких примеров совмещения двух ордеров, оно отразило стремление Перикла создать единый эллинский стиль. Потолок Пропилеев и выполненный лет за десять до того потолок птерона Парфенона являются первыми каменными перекрытиями в древнегреческом зодчестве.

С точки зрения идейной программы Акрополя Пропилеи важны, так как они разграничивают для участников шествия два мира: человеческий, из которого они пришли, и сакральный, в который им еще только предстоит войти. Таким образом, проходя через Пропилеи, участники должны очиститься от мирского и хаотичного.

Проходя через ионический портик Пропилей, участники шествия попадали в широкую ионическую колоннаду. Выходя из нее, они оказывались перед статуей Афины Промахос. Статуя связывает Парфенон и Эрехтейон. В центре скульптура, справа архитектура, слева – синтез первого и второго.

Архитектура древнегреческая оказала огромное влияние на зодчество последующих эпох. Основные её концепции и философия надолго закрепились в традициях Европы. Чем интересна древнегреческая архитектура? Ордерная система, принципы планировки городов и создания театров описаны далее в статье.

Периоды развития

Античная цивилизация, которая состояла из множества разрозненных городов-государств. Она охватывала западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, а также Южную Италию, Причерноморье и Сицилию.

Архитектура древнегреческая дала начало многим стилям и стала основой в зодчестве эпохи Ренессанса. В истории её развития обычно выделяют несколько этапов.

  • (середина XII - середина VIII в. до н. э.) - новые формы и черты на основе прежних микенских традиций. Главными постройками были жилые дома и первые храмы, выполненные из глины, необожженного кирпича и дерева. Появились первые керамические детали в декоре.
  • Архаика (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.). С формированием полисов появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве чаще применяется камень: известняк и мрамор, терракотовая облицовка. Появляются различные типы храмов. Преобладает дорический ордер.
  • Классика (480 - 330 гг. до н. э.) - период расцвета. Все типы ордеров в древнегреческой архитектуре активно развиваются и даже композиционно соединяются друг с другом. Возникают первые театры и музыкальные залы (одейоны), жилые дома с портиками. Формируется теория планировки улиц и кварталов.
  • Эллинизм (330 - 180 гг. до н. э.). Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополняется восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.

В 180 году Греция оказалась под влиянием Рима. Империя переманила в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые традиции культуры. Поэтому древнегреческая и древнеримская архитектура имеют много схожих черт, например, в строительстве театров или в ордерной системе.

Философия архитектуры

В любом аспекте жизни древние греки стремились к достижению гармонии. Представления о ней не были размытыми и чисто теоретическими. В Древней Греции гармония определялась как сочетание выверенных пропорций.

Применялись они и для тела человека. Красота измерялась не только "на глаз", но и конкретными цифрами. Так, скульптор Поликлет в трактате «Канон» представил четкие параметры идеальных мужчины и женщины. Красота напрямую связывалась с физическим и даже духовным здоровьем и целостностью личности.

Тело человека рассматривалось как конструкция, детали которой безупречно подогнаны друг под друга. Древнегреческая архитектура и скульптура, в свою очередь, стремились максимально соответствовать представлениям о гармонии.

Размеры и формы статуй соответствовали представлению о «правильном» теле и его параметрах. обычно пропагандировал идеального человека: одухотворенного, здорового и спортивного. В архитектуре антропоморфизм проявлялся в названиях мер (локоть, ладонь) и в пропорциях, которые выводились из пропорций фигуры.

Отображением человека являлись колонны. Их фундамент или база отождествлялась со стопами, ствол - с туловищем, капитель - с головой. Вертикальные желобки или каннелюры на стволе колонны представлялись складками одежды.

Основные ордеры древнегреческой архитектуры

О великих достижениях инженерной мысли в Древней Греции говорить не приходится. Сложных конструкций и растворов тогда не применяли. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где на каменную опору ложится каменная балка. Величие и особенности древнегреческой архитектуры заключаются, прежде всего, в её эстетике и декоративности.

Художественность и философию здания помогал воплощать его ордер или же стоечно-балочная композиция из элементов в определенном стиле и порядке. Существовало три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Все они имели общий набор элементов, но отличались их расположением, формой и орнаментом. Так, в греческий ордер входил стереобат, стилобат, антаблемент и карниз. Стереобат представлял ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовал стилобат или колонны.

Антаблемент был несомой частью, располагавшейся на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитрав. На нем располагался фриз - средняя декоративная часть. Верхняя часть антаблемента - карниз, он нависал над остальными частями.

Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивали. Ионический антаблемент ложился только на ионическую колонну, коринфский - на коринфскую. Один стиль - на одно здание. После возведения Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до н. э. ордеры стали сочетать и ставить друг на друга. Делалось это в определенном порядке: сначала дорический, потом ионический, затем коринфский.

Дорический ордер

Дорический и ионический древнегреческие ордера в архитектуре были основными. Дорическая система была распространена в основном на материковой части и наследовала микенскую культуру. Она характеризуется монументальностью и в чем-то тяжеловесностью. Внешний вид ордера выражает спокойное величие и лаконичность.

Дорические колонны невысокие. У них отсутствует база, а ствол мощный и сужается кверху. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и лежит на округлой подпоре (эхине). Каннелюр, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнивал колонны этого ордера с мужчиной - крепким и сдержанным.

В антаблементе ордера всегда присутствовали архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от архитрава полочкой и состоял из триглифов - вытянутых вверх прямоугольников с каннелюрами, которые чередовались с метопами - слегка заглубленными квадратными пластинами со скульптурными изображениями или без них. Фризы других ордеров не имели триглифов с метопами.

На триглиф возлагались прежде всего практические функции. Исследователи предполагают, что он представлял торцы балок, которые ложились на стены святилища. Он имел строго вычисленные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых древнейших постройках пространство между торцами триглифа не заполнялось метопами, а оставалось пустым.

Ионический ордер

Ионическая ордерная система была распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Влияние на неё оказали Финикия и Персия ахемединская. Ярким примером этого стиля был храм Артемиды в Эфесе и храм Геры в Самосее.

Ионика ассоциировалась с образом женщины. Для ордера была характерна декоративность, легкость и утонченность. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде волютов - симметрично расположенных завитков. Абака и эхин украшались резьбой.

Ионическая колонна тоньше и стройнее, чем дорическая. Её база опиралась на квадратную плиту и была украшена выпуклыми и вогнутыми элементами с орнаментальной порезкой. Иногда база располагалась на барабане, украшенном скульптурной композицией. В ионике расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.

Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазийский стиль) или из трех частей, как в дорике (аттический стиль). Архитрав разделялся на фасции - горизонтальные уступы. Между ним и карнизом располагались небольшие зубчики. Водосточный желоб на карнизе обильно украшался орнаментом.

Коринфский ордер

Коринфский ордер редко считается самостоятельным, часто его определяют как вариацию ионического. Существует две версии, сообщающих об истоках этого ордера. Более приземленная говорит о заимствовании стиля у египетских колонн, которые украшались листьями лотоса. Согласно другой теории, ордер создал скульптор из Коринфа. На это его вдохновила увиденная им корзина, в которой находились листья аканта.

От ионического он отличается в основном высотой и декором капители, которая оформлена стилизованными листьями аканта. Два ряда вылепленных листьев обрамляют верхнюю часть колонны по кругу. Стороны абаки вогнуты и украшены большими и малыми спиральными завитками.

Коринфский ордер насыщен декором больше, чем другие древнегреческие ордера в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Его нежность и утонченность ассоциировалась с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали кудри. Благодаря этому ордер часто называют «девичьим».

Античные храмы

Храм был главной и самой важной постройкой Древней Греции. Его форма была проста, прообразом для неё были жилые прямоугольные дома. Архитектура древнегреческого храма постепенно усложнялась и дополнялась новыми элементами до тех пор, пока он не приобрел круглую форму. Обычно выделяют такие стили:

  • дистиль;
  • простиль;
  • амфипростиль;
  • периптер;
  • диптер;
  • псевдодиптер;
  • толос.

Храм в Древней Греции не имел окон. Снаружи его окружали колонны, на которых размещалась двускатная крыша и балки. Внутри размещалось святилище со статуей божества, которому был посвящен храм.

В некоторых постройках мог размещаться небольшой предбанник - пронаос. В задней части крупных храмов располагалось ещё одно помещение. В нем хранились пожертвования жителей, священный инвентарь и городская казна.

Первый тип храма - дистиль - состоял из святилища, передней лоджии, которую окружали стены или анты. В лоджии размещались две колонны. С усложнением стилей количество колонн увеличивалось. В простиле их четыре, в амфипростиле - по четыре на заднем и переднем фасаде.

В храмах-перипетрах они окружают здание со всех сторон. Если колонны выстроены по периметру в два ряда, то это стиль диптер. Последний стиль, толос, тоже предполагал окружение колоннами, но периметр имел цилиндрическую форму. Во времена Римской империи толос развился в тип постройки «ротонда».

Устройство полисов

Древнегреческие полисы строились в основном у морских берегов. Они развивались как торговые демократические государства. В общественной и политической жизни городов участвовали все их полноправные жители. Это приводит к тому, что архитектура древнегреческая развивается не только в сторону но и в плане общественных зданий.

Верхней частью города был акрополь. Как правило, он находился на холме и был хорошо укреплен, чтобы сдержать противника во время внезапной атаки. В его пределах располагались храмы богов, которые покровительствовали городу.

Центром Нижнего города была агора - открытая рыночная площадь, где проводилась торговля, решались важные общественные и политические вопросы. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.

С самого начала архитектура древнегреческая предполагала, что здания внутри полисов размещаются свободно. Их размещение зависело от местного рельефа. В V веке до нашей эры Гипподам осуществил настоящую революцию в планировании городов. Он предложил четкую сетчатую структуру улиц, которая разделяет кварталы на прямоугольники или квадраты.

Все здания и объекты, в том числе и агоры, располагаются внутри квартальных ячеек, не выбиваясь из общего ритма. Такая планировка позволяла легко достраивать новые участки полиса, не нарушая при этом цельности и гармонии. По проекту Гипподама были построены Милет, Книда, Ассоса и т. д. А вот Афины, например, остались при старой «хаотичной» форме.

Жилые помещения

Дома в Древней Греции отличались в зависимости от эпохи, а также достатка хозяев. Выделяют несколько основных видов домов:

  • мегаронный;
  • апсидальный;
  • пастадный;
  • перистильный.

Один из ранних типов жилища - мегарон. Его план стал прототипом для первых храмов гомеровской эпохи. Дом имел прямоугольную форму, в торцовой части которого находилось открытое помещение с портиком. Проход окантовывали две колонны и выступающие стены. Внутри было только одно помещение с очагом посередине и отверстием в крыше для выхода дыма.

Апсидальный дом также строился в ранний период. Он представлял собой прямоугольник с закругленной торцовой частью, которая называлась апсидой. Позже появились пастадные и перистильные типы построек. Внешние стены в них были глухими, а планировка зданий - замкнутой.

Пастада представляла собой проход во внутренней части двора. Сверху он был накрыт и поддерживался опорами из дерева. В IV веке до нашей эры становится популярен перистиль. Он сохраняет прежнюю планировку, но пастадный проход заменяется крытыми колоннами по периметру дворика.

Со стороны улицы были только гладкие стены домов. Внутри находился дворик, вокруг которого и располагались все помещения дома. Окон, как правило, не было, источником света был двор. Если окна и были, то размещались на втором этаже. Убранство интерьеров было преимущественно простым, излишества стали появляться только в эпоху эллинизма.

Дом четко разделялся на женскую (гинекея) и мужскую (андрон) половину. В мужской части принимали гостей и устраивали трапезу. Попасть на женскую половину можно было только через неё. Со стороны гинекеи был вход в сад. В жилье богачей размещалась также кухня, баня и пекарня. Второй этаж обычно сдавали.

Архитектура древнегреческого театра

Театр в Древней Греции объединял в себе не только развлекательный аспект, но и религиозный. Его зарождение связано с культом Диониса. Первые театральные постановки устраивались для почитания этого божества. О религиозном происхождении представлений архитектура древнегреческого театра напоминала как минимум присутствием алтаря, который находился в орхестре.

На сцене происходили празднества, игры и пьесы. В IV веке до нашей эры они перестали иметь отношение к религии. Распределением ролей и контролем постановок занимался архонт. Главные роли исполняли максимум три человека, женщин играли мужчины. Драма исполнялась в виде состязания, где поэты по очереди представляли свои работы.

Планировка первых театров была проста. В центре находилась орхестра - круглая площадка, где размещался хор. Позади неё находилась палата, в которой переодевались актеры (скена). Зрительский зал (театрон) был значительных размеров и располагался на возвышенности, полукругом огибая сцену.

Все театры размещались прямо под открытым небом. Первоначально они были временными. На каждый праздник деревянные помосты сооружались заново. В V веке до нашей эры места для зрителей стали высекать из камня прямо в склоне холма. Так создавалась правильная и естественная воронка, способствующая хорошей акустике. Для усиления резонанса звука возле зрителей размещались специальные сосуды.

С усовершенствованием театра усложняется и конструкция сцены. Её передняя часть состояла из колонн и подражала переднему фасаду храмов. По бокам находились помещения - параскении. В них хранили декорации и театральный инвентарь. В Афинах крупнейшим театром был театр Диониса.

Афинский акрополь

Некоторые памятники древнегреческой архитектуры можно увидеть и сейчас. Одним из наиболее целостных сооружений, дошедших до наших дней, является Афинский акрополь. Он находится на горе Пиргос на высоте 156 метров. Здесь расположены храм богини Афины Парфенон, святилище Зевса, Артемиды, Ники и другие известные постройки.

Для акрополя характерно соединение всех трех ордерных систем. Сочетанием стилей отмечается Парфенон. Он построен в виде дорического перипетра, внутренний фриз которого выполнен в ионическом стиле.

В центре в окружении колонн располагалась статуя Афины. На акрополь возлагалась важная политическая роль. Его вид должен был подчеркивать гегемонию города, а композиция Парфенона должна была воспевать победу демократии над аристократическим строем.

Рядом с величественной и пафосной постройкой Парфенона располагается Эрехтейон. Он целиком выполнен в ионическом ордере. В отличие от своего «соседа», он воспевает изящество и красоту. Храм посвящен сразу двум богам - Посейдону и Афине, и расположен на месте где, по легенде у них произошел спор.

Из-за особенностей рельефа планировка Эрехтейона асимметрична. Он обладает двумя святилищами - целлами и двумя входами. В южной части храма расположен портик, который поддерживают не колонны, а мраморные кариатиды (статуи женщин).

Кроме того, в акрополе сохранились Пропилеи - главный вход, окруженный колоннами и портиками, по сторонам которого располагался дворцово-парковый комплекс. На холме также располагался Аррефорион - дом для девушек, ткущих одежду для афинских игр.

ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ - АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ СОЮЗА ЛЮДЕЙ И БОГОВ План урока 1. Как возникла греческая культура 2. Пантеон греческих богов 3. Основные архитектурные формы греческой архитектуры 4. Афинский акрополь как синтез архаического стиля и выражение идеала красоты Древней Греции 5. Классический стиль: Парфенон 6. Проверим себя?

Периодизация древнегреческого искусства Древнегреческое искусство в собственном смысле слова развивалось и достигло своей вершины в период с VII по I в. до н. э. В нем выделяют три этапа: архаика (VII-VI вв. до н. э.), классика (V-IV вв. до н. э.), эллинизм (III -I вв. до н. э.).

Культура Древней Греции как проявление народного духа Культура Древней Греции, как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата. Теплый климат, нарядный ландшафт с невысокими гора ми, уютные долины, поросшие лимонными, оливковыми, померанцевыми рощами, море с множеством островков и бухточек - весь окружающий мир, его красота и простота породили ощущение соразмерности сил человека и природы. Грекам не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство, утверждаться в нем; все было осязаемо, близко. Однако они не сразу достигли гармонии с природой.

Боги и люди Боги оправдывали жизнь людей тем, что жил и так же, как они, и под ярким светом олимпийцев люди ощутил и себя равными богам. А чтобы еще больше возвеличиться, греки окружили себя той красотой, которая являлась неотъемлемой чертой существования небожителей. Этот чудный мир красоты был воплощен в искусстве, создаваемом людьми для людей богов.

«Человек - мера всех вещей» Протагор (480 410 гг. до н. э.) В этом высказывании – внимание греческой культуры к человеку (антропоморфизм). Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и природные стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела, и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога человека.

«Илиада» и «Одиссея» о пантеоне греческих богов В своих эпических поэмах Гомер (VIII в. до н. э.) вывел пантеон греческих богов. В его основе иерархия родоплеменной общины, возглавляемой басилевсом. Басилевсы Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой мир, взяв себе соответственно небо, море и подземное царство, как о том говорит в «Илиаде» Посейдон

(Перевод Н. Гнедича) Три нас родилося брата от древнего Крона и Реи: Он - громовержец, и я, и Аид, преисподних владыка; Натрое все делено, и досталося каждому царство: . . . Мне волношумное море, Аиду подземные мраки, Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо; Общею всем остается земля и Олимп многохолмный.

Что определяло пропорции здания? Доступность небес, уподобленных плоскому перекрытию, а не взлетающим вверх сводам, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику (от греч. basilic - царский дом). Храм отражал взаимоотношения людей и небожителей: не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям. Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (от лат. ordo - порядок) - дорический или ионический, в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, - суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев.

Дорический ордер, колонны и триглиф: Ему присущи четкие геометрические линии, некоторая тяжеловесность форм и мужественность Дорические колонны не имеют базы, их капитель напоминает сплюснутую подушку, зримо передающую тяжесть антаблемента. В дорическом ордере они повторяются на прямоугольных каменных блоках - триглифах. Триглифы помещаются над каждой колонной и в промежутках между колоннами. Пустоты между триглифами заполнены плитами - метопами. На них из того же мраморного блока высекался рельеф. Чередование триглифов и метоп составляет дорический фриз.

Ионический ордер, колонны и триглиф: Это более живописный и декоративный ордер, ему свойственны стройность и женственность Ионические, напротив, тонкие и легкие, вырастают из круглой базы и завершаются изящными завитками - волютами. Чтобы подчеркнуть функцию колонны как вертикальной опоры и рассредоточить яркий свет по всему объему, ствол испещрен вертикальными желобками с острыми гранями. Ионический фриз украшает лента непрерывного рельефа

Целла, стереобат, антаблемент, фронтон… Главное помещение греческого храма составляет глухой каменный объем - целла. Она водружена на ступенчатое основание – стереобат и окружена по периметру колоннами. Колонны поддерживают горизонтальное балочное перекрытие – АНТАБЛЕМЕНТ с опирающейся на него двускатной крышей, которая образует на узкой стороне треугольник - фронтон. Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку снизу вверх: архитрав, фриз, карниз. В целле находилась статуя бога, пройти к которой можно было через дверь с восточной стороны.

Мнесикл 530 – 371 до н. э. Представитель высокой классики. Древне греческий архитектор 2 й половины 5 в. до н. э. Участвовал в сооружении ансамбля афинского Акрополя, построив монументальные входные ворота - Пропилеи (437- 432 до н. э.) в которых два наружных дорических портика (один обращен к городу, другой - к Акрополю) расположены на разных уровнях и связаны внутренней ионической колоннадой В северном крыле Пропилеи находилась пинакотека.

Пинакотека (Πινακοθήκη - хранилище картин) - у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения, составлявшие вотивное приношение богам. В Афинах такое помещение находилось в левом крыле акропольских пропилеев (см.). У римлян П. называлась в их домах комната при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и др. художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин.

Мнесикл - древнеафинский зодчий, современник Перикла. Строитель Пропилей афинского акрополя. Первоначальный проект этого сооружения, как то доказано Дернфельдом, был сочинен Мнесикл гораздо шире, но не был приведен в исполнение по не совсем известным причинам. Предполагают, что тут играла роль враждебная Периклу партия, прикрывавшаяся религиозными соображениями, так как Пропилеи должны были занять собою часть участка земли, посвященного Артемиде Бравронии и уничтожить часть считавшейся священною пеласгической стены. Пропилеи остались неоконченными вследствие вспыхнувшей в 431 г. Пелопоннесской войны, а деньги, предназначенные для их постройки, были употреблены на военные издержки

Входим на Священный Холм через. . дорические Пропилеи - глубокий сквозной портик, обрамляющий лестницу, и легкий ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой), постоянной спутницы Афины. Между колоннами портика в торжественные дни Великих Панафиней - праздника, посвященного покровительнице города богине Афине, проходили участники многолюдной процессии. Боковые проходы служили для пеших афинян, по среднему, где не было ступеней, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Дорические колонны Пропилей подчеркивали торжественность и внушительность входа, в то время как ионическая колоннада под кровлей словно предуготовляла то прекрасное и строгое зрелище, которое открывалось на вершине холма.

Жесткая симметрия и другие черты архаики Архаический период в истории Греции (650- 480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками» , наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Классика Греческая классика была более живописной. Главная ее цель: создание возвышенно торжественного настроя. Левее центральной оси Пропилей на плоском плато холма высился семнадцатиметровый колосс Афины Промахос (Воитель ницы) из позолоченной бронзы. Правее архитекторы Иктин и Калликрат возвели Парфенон.

Парфенон (447 438 гг. до н. э.) Один из самых знаменитых греческих храмов. Главное предназначение символ победы греческой демократии над восточной деспотией Посвящен Афине Парфенос (Девственной). Выполнен из пентеллийского мрамора, обладающего свойством приобретать с течением времени золотистую патину необыкновенной красоты, вырисовывается на фоне голубого неба. Прозрачный воздух, яркий солнечный свет лучистым потоком омывают наружные колоннады, вливаются в открытое пространство целлы, растворяя в себе мраморные объемы.

Храм – символ новой религии Вместе с тем храм символизировал торжество организующих, светлых начал религии над хтоническими, необузданными ее истоками. Об этом свидетельствовали рельеф на дорических метопах и ионический фриз, который шел за колоннадой по верху целлы. Восточный фронтон украшали скульптурные композиции на тему рождения Афины; западный - ее спора с Посейдоном за власть над Аттикой. Крышу по углам венчали стилизованные лепестки лотоса.

Секрет зодчих – в учете особенностей ландшафта и климата, а также все оптические искажения, свойственные зрению, зодчие придали очертаниям храма еле заметную кривиз ну. Обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже на 11, 5 см). Цилиндры колонн создают иллюзию распахнутого в стороны фасада, по этой причине каждая колонна по периметру храма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к целле. Абсолютно ровная колонна выглядит суховатой и как бы вдавленной посередине, поэтому для придания контуру сочности и упругости его наделили приблизительно на треть высоты небольшим утолще нием. Чтобы угловые колонны не казались из за яркого освещения чрезмерно тонкими, их сделали более массивными и приблизили к ним соседние.

И еще один секрет…. Но и под ослепительными лучами солнца беломраморные колонны не сливались с целлой, потому что ее окрашивали в пурпурный цвет с тонкими горизонтальными линиями позолоты. Тень от рельефов и скульптур, которая могла бы исказить изображение, «гасили» красным фоном фронтона и метоп и синими полосками триглифов. Благодаря этому в условиях исключительной прозрачности воздуха и яркости солнечного света мельчайшие детали раскрашенной скульптуры и барельефов можно было различить издалека.

Техника древних мастеров Техника энкаустики обеспечивала тот же внешний эффект пластичности, что и блестящая поверхность мрамора, придавая величавому и строгому облику мраморного Парфенона нарядный, праздничный вид. Некоторые детали - поводья лошадей, горлышки сосудов, венки из позолоченной бронзы, напоминая легкую паутину, вносили в его утонченный облик элемент прозрачности. Храм стал образцом размера, рационализма, точного рас чета, но при этом гармония простых форм и четких линий со общает ему устремленность ввысь и почти телесный трепет живого организма, характерный для скульптуры.

Энка устика (от др. греч. ἐγκαυστική - [искусство] выжигания) - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Наиболее известные образцы энкаустики - т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Эллинистическая техника энкаустики была использована в ранней иконописи, уступив позднее место темпере. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.

Поверим себя? 1. Назовите основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики. Каким богам посвящались греческие храмы? 2. Какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный ансамбль афинского Акрополя? 3. Почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ДИЗАЙН


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

История Искусств

Тема: «Особенности архитектуры древней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя»

Выполнил студент 3 курса

Лысцева Н. И.

г. Вологда, 2008г.


Введение

1. Система греческих ордеров и их происхождение

1.1 Дорический ордер

1.2 Ионический ордер

1.3 Коринфский ордер

1.4 Кариатиды и атланты

2. Типы греческих храмов

2.1 Особенности архитектуры гомеровского периода (XI – VIII века до н.э.)

2.2 Архитектура в период архаики (VII –VI века до н.э.)

2.3 Ансамбль Афинского акрополя

Заключение

Приложение

Список литературы


Введение

В данной работе мы рассмотрим основные особенности архитектуры Древней Греции.

Зарождение греческого зодчества происходит в конце II тысячелетия до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э. – гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. – классика; 300-100 годы до н. э. – эллинизм.

В частности в первой главе мы описываем происхождение ордера в греческой архитектуре, его основные отличительные признаки, во второй - выясним особенности основных ордерных построек Афинского Акрополя - знаменитого архитектурного ансамбля, типы греческих храмов сформировавшихся в гомеровский период и в период архаики. Во всём греческом искусстве мы находим соединение тонкого интеллектуального расчета и чувственного жизнеподобия. Такого рода отступления от геометрической правильности и уподобляют здание организму – конструктивному, но чуждому абстракции и схемы. Во второй главе на примере храма Парфенон мы опишем эту особенность греческого зодчества, геометрическая правильность Парфенона на каждом шагу сопровождается легкими отклонениями от правильности. Так отклонения горизонталей и вертикалей почти не заметны. Зная действие оптических искажений, греки пользовались этим для достижения нужного эффекта

Ордерный храм был своего рода вершиной в греческом зодчестве и поэтому, он оказал огромное воздействие на последующую историю мировой архитектуре. Художественное творческое начало пронизывает всю работу греческих строителей, которые как скульптурное произведение создавали каждый каменный блок, из которых складывался храм.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений.

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.

Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму с двускатной крышей и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера.

Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества. Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в так называемый «классический период» и в архаике, в принципе об этом периоде и пойдёт...

Не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах. Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных...

Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, - то и на тысячелетия. В этих законах и в приемах их использования, в сочетании правила и творчества, числа и поэтической фантазии, «порядка...

Храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом. Основные памятники агоры - храм Гефеста и Стоя Аттала. Храм Гефеста стоит на границе района, где жили кузнецы и гончары. Это современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, лучший по сохранности древнегреческий храм в мире. Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям...

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ ИМЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ДИЗАЙН

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

История Искусств

Тема: «Особенности архитектуры древней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя»

Выполнил студент 3 курса

Лысцева Н. И.

г. Вологда, 2008г.


Введение

1. Система греческих ордеров и их происхождение

1.1 Дорический ордер

1.2 Ионический ордер

1.3 Коринфский ордер

1.4 Кариатиды и атланты

2. Типы греческих храмов

2.1 Особенности архитектуры гомеровского периода(XI – VIII века до н.э.)

2.2 Архитектура в период архаики (VII –VI века до н.э.)

2.3 Ансамбль Афинского акрополя

Заключение

Приложение

Список литературы


Введение

В данной работе мы рассмотрим основные особенности архитектуры Древней Греции.

Зарождение греческого зодчества происходит в конце II тысячелетия до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э. – гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. – классика; 300-100 годы до н. э. – эллинизм.

В частности в первой главе мы описываем происхождение ордера в греческой архитектуре, его основные отличительные признаки, во второй - выясним особенности основных ордерных построек Афинского Акрополя - знаменитого архитектурного ансамбля, типы греческих храмов сформировавшихся в гомеровский период и в период архаики. Во всём греческом искусстве мы находим соединение тонкого интеллектуального расчета и чувственного жизнеподобия. Такого рода отступления от геометрической правильности и уподобляют здание организму – конструктивному, но чуждому абстракции и схемы. Во второй главе на примере храма Парфенон мы опишем эту особенность греческого зодчества, геометрическая правильность Парфенона на каждом шагу сопровождается легкими отклонениями от правильности. Так отклонения горизонталей и вертикалей почти не заметны. Зная действие оптических искажений, греки пользовались этим для достижения нужного эффекта

Ордерный храм был своего рода вершиной в греческом зодчестве и поэтому, он оказал огромное воздействие на последующую историю мировой архитектуре. Художественное творческое начало пронизывает всю работу греческих строителей, которые как скульптурное произведение создавали каждый каменный блок, из которых складывался храм.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений.

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.

Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму с двускатной крышей и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера.


1. Система греческих ордеров и их происхождение

На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна.

Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия ордерная система, архитектурный ордер.

Об ордерной системе мы узнали из научного сочинения римского архитектора Витрувия. Он жил в I веке н. э. При написании своего трактата Витрувий пользовался трудами греческих архитекторов, к сожалению, не дошедшими до нас.

Ордер (от лат – «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (меру) – пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а так же стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части – вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат – ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой»- капителью, в которой выделялась «подушка» - эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита – абак.

Греческая архитектура развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорической и ионической. Названия этих ордерных систем произошли от названий главнейших греческих племен - дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии.

Особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.

В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.

Позже в архитектуре появился третий ордер - так называемый коринфский. Название его произошло от города Коринф, в котором, по преданию, создавался новый ордер. Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры.

Рассмотрим подробнее названные ордерные системы, остановимся на их особенностях.

1.1 Дорический ордер

Колонна в дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части - базы Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками - каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких колец (анули). Капитель - конструктивный элемент - служит для уменьшения расстояния между колоннами, а также играет декоративную роль - переход от круглой колонны к прямым линиям балочного перекрытия пролета - антаблемента.

Капитель дорического ордера состоит из эхина, имеющего форму усеченного конуса, и абаки - квадратной плиты. На абаку опирается антаблемент. Он в свою очередь состоит из архитрава - нижней части, фриза - средней части и верхней части - карниза. На архитрав опираются поперечные балки. При деревянных конструкциях торцы балок закрывались деревянными планками, а промежутки заполнялись терракотовыми плитами с живописью или барельефами (скульптурными изображениями, выступающими менее чем на половину объема изображаемого предмета). В каменных конструкциях деревянные планки заменили каменными плитами с вертикальными вырезами - триглифами, промежутки - метопами - каменными плитами со скульптурой или живописным украшением. Карниз нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождя и завершает всю композицию. В древнейших зданиях колонны состояли из одного цельного камня (монолита), впоследствии же ствол колонны составлялся из нескольких отдельных каменных барабанов. Барабаны прочно стояли один на другом, благодаря своему значительному весу и тяжести верхних частей, но, кроме того, скреплялись между собой штырями (большей частью деревянными), заложенными в квадратные гнезда в центре двух соприкасающихся между собой поверхностей барабанов.

1.2 Ионический ордер

Зародившись в Малой Азии, ионический ордер (рис 2) развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы - малоазиатская и аттическая.

Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической - Эрехтейон в Афинах (420-393 годы до н. э., архитектор Филокл).

Ионический ордер сложнее дорического и имеет больше деталей. Стройные колонны в основном имеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но в отличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаются промежутки - дорожки. Ордер имеет украшенную декоративными деталями капитель со спиралеобразными волютами. Верхняя часть капители представлена квадратной плитой - абакой.