Значение слова зачин в словаре литературоведческих терминов. Что такое зачин? Зачин былины Что означает зачин в сказке

  • 20.10.2019

ЗАЧИН

Устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "В некотором царстве, тридесятом государстве, жили-были..." (сказочные З.); "Как во городе то было да во Муроме..."; "Как Владимир князь да стольнё-киевской // Поразгневался на старого казака Илью Муромца, // Засадил его во погреб во глубокий, // Во глубокий во холодный..." (былинные З.). Назначение З. во многом совпадает с функцией экспозиции (см. экспозиция) в художественном произведении: он может указывать на время и место происходящего, называть персонажей, подготавливать к восприятию сюжета повествования. З. не следует путать с присказкой (см. присказка) или былинным запев ом.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗАЧИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗАЧИН в Литературной энциклопедии:
    вступление к былине при помощи какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи …
  • ЗАЧИН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. …
  • ЗАЧИН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    зачи"н, зачи"ны, зачи"на, зачи"нов, зачи"ну, зачи"нам, зачи"н, зачи"ны, зачи"ном, зачи"нами, зачи"не, …
  • ЗАЧИН в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ЗАЧИН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: начало, начин (пр.), почин (пр.) Ant: конец, …
  • ЗАЧИН в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: начало, начин (пр.), почин (пр. Ant: конец, …
  • ЗАЧИН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, …
  • ЗАЧИН в Словаре русского языка Лопатина:
    зач`ин, …
  • ЗАЧИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    зачин, …
  • ЗАЧИН в Орфографическом словаре:
    зач`ин, …
  • ЗАЧИН в Словаре русского языка Ожегова:
    В народной словесности: традиционное начало Былинный з. З. сказки. зачин Non-st == почин …
  • ЗАЧИН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    зачина, м. (спец. лит.). Начало. Зачин пьесы. В зачине стихотворения. Зачин …
  • ЗАЧИН в Толковом словаре Ефремовой:
    зачин м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, …
  • ЗАЧИН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЗАЧИН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Традиционное начало сказки, былины, песни. 2. разг. Начало, …
  • СЭЦУВА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - литературный жанр, сформировавшийся к IX в. Под сэцува принято понимать буддийские легенды, оформленные в самостоятельные сборники. Среди наиболее известных …
  • АКАФИСТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к …
  • БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ в Словаре литературоведческих терминов:
    - внесюжентный элемент (см. внесюжетные элементы) былины: предшествующий зачин у и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который …
  • СЧИТАЛКА в Литературной энциклопедии:
    жанр детского фольклора (см.), рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к-рой — распределить роли в предстоящей игре. Как …
  • ПАНФЕРОВ в Литературной энциклопедии:
    Федор Иванович — пролетарский писатель. Р. в семье крестьянина-бедняка. С десяти лет работал подпаском. Позднее в городе — «мальчиком» …
  • НОВЕЛЛА в Литературной энциклопедии:
    [итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle] — термин, обозначающий в истории и теории лит-ры …
  • ЗАГОВОР в Литературной энциклопедии:
    заклинательная словесная формула, к-рой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, …
  • ДОЙЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Артур Конэн — английский писатель. По образованию медик. Служил врачом в полевом госпитале в Южной Африке. …

С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц - трусливость и т. д.

2. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии - действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент - кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии - развязка.

Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке - это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например "жил да был крестьянин".

Зачин в сказке - это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку "Премудрый пескарь" начинает со слов: "Жил-был пескарь".

Таким образом, зачин - это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов "жили-были...", "жил-был...". Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов "в некотором царстве, в некотором государстве...". Похожий зачин - "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...". Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом "зачин", например "зачин дело красит" или "каждое дело имеет начало, каждый сказ - зачин". После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин - это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.

С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо человеческого качества. Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц - трусливость и т. д.

2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных сказках герою помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии - действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент - кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии - развязка.

Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке - это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например "жил да был крестьянин".

Зачин в сказке - это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку "Премудрый пескарь" начинает со слов: "Жил-был пескарь".

Таким образом, зачин - это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов "жили-были...", "жил-был...". Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов "в некотором царстве, в некотором государстве...". Похожий зачин - "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...". Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом "зачин", например "зачин дело красит" или "каждое дело имеет начало, каждый сказ - зачин". После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин - это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.

Начало, начин, почин; введение, вступление, запев, присказка, приступ. Ant. конец, окончание Словарь русских синонимов. зачин см. начало Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

Вступление к былине при помощи какой либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи не имеющих) хронологически, географически и т. п., напр.: «Как во славном во городе во Киеве, У… … Литературная энциклопедия

ЗАЧИН, а, муж. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. З. сказки. | прил. зачинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

зачин - устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. В сказке зачину может предшествовать присказка, в былине запев. Рубрика: Композиция и сюжет Целое: композиция Прочие ассоциативные связи: жанры фольклора … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

А; м. 1. Устар. Начало, почин. * Зачин дело красит (Посл.). 2. Лит. Традиционное начало, характерное для произведений фольклора (былины, песни, сказки) … Энциклопедический словарь

зачин - а; м. 1) устар. Начало, почин. * Зачин дело красит (посл.) 2) лит. Традиционное начало, характерное для произведений фольклора (былины, песни, сказки) … Словарь многих выражений

зачин - 1 іменник чоловічого роду вступ; початок зачин 2 іменник чоловічого роду у зачині під замком … Орфографічний словник української мови

зачин - ЗАЧИН, а, м Часть литературного произведения (обычно былины, песни, сказки), характеризующаяся особым складом, приемом, часто определенная фраза, начинающая повествование. Все русские сказки имеют общий зачин … Толковый словарь русских существительных

М. 1. Традиционное начало сказки, былины, песни. 2. разг. Начало, почин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Зачин, зачины, зачина, зачинов, зачину, зачинам, зачин, зачины, зачином, зачинами, зачине, зачинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Афанасий Коптелов. Собрание сочинений в 4 томах + дополнительный том (комплект из 5 книг) , Афанасий Коптелов. В первый том вошли роман "Великое кочевье" и повесть "Снежный пик" . Предваряет издание творческо-биографический очерк В. Трушкина о писателе "Художник земли Сибирской" . Во второй том вошел…
  • Большой зачин , Коптелов А.. Роман А. Л. Коптелова посвящен жизни и революционной деятельности молодого Ильича. Действие романа охватывает период, когда Владимир Ульянов приехал в Питер с берегов родной Волги, стал…
28.09.2017

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия