Круглые кольчатые. Плоские, круглые и кольчатые черви

  • 07.01.2024

Общая характеристика

Кольчатые получили свое название из-за вытянутого тела, поделенного внутри на сегменты, что в разрезе образуют кольца. Передвигаются они с помощью специальных выростов на теле. Имеются чувствительные усики, органы слуха, обоняния, глаза с ресничными ямками на головном отделе.

Снаружи тело покрыто кутикулой, внутри каждый сегмент заполнен жидкостью. При повреждении червь теряет большую часть сегментов, быстро регенерирует. Ротовое отверстие находится в первом отделе, со стороны брюшной полости. Некоторые виды имеют челюсти. Кровеносная система замкнутая, сердца нет. Брюшной, спинной соединены кольцевыми. В крови содержится гемоглобин, что позволяет особям выжить.

Органы дыхания отсутствуют, газообмен происходит через кожу. Среди видов есть гермафродиты, раздельнополые особи, размножение происходит различными формами. Кольчатые черви бывают хищниками, растительноядными, встречались случаи каннибализма.

Виды

Кольчатые черви делятся на классы:

  1. Многощетинковые . Самый распространенный вид, обитают в море. Имеют хорошо выделенный головной отдел, наличие конечностей. Обладают змеевидным телом, жабрами, активно плавают.
  2. Малощетинковые . Обитают на суше, тело имеет щетинки для роющих движений. Головной отдел не выражен, отсутствуют глаза, придатки. Самыми распространенными, являются дождевые черви.
  3. Пиявки . Представители вида — хищники, питаются кровью людей, животных, рыб. Рот снабжен платинами или хоботком, для прорезывания кожи, глотка играет роль насоса при сосании крови. Некоторые виды выделяют яд.
  4. Эхиуриды . Самый редкий вид, являются фильтраторами. Обитают на глубине море, песчаных норах. Имеют хоботок, который периодически отбрасывают, выращивают снова.

Места обитания

Кольчатые черви проживают в морях, водоемах, почве. В морях проживает большинство червей, которыми питаются рыбы. В пресных водоемах обитают кровососущие хищники, пиявки. В почве обитают дождевые черви, они благоприятно влияют на почвообразование. Их численность может составлять 600 особей на квадратный метр.

Опасность для человека

Пиявки вызывают гирудиноз . Прикрепляются к кожным покровам, проникают во внутренние органы, что приводит к удушью.

Общая характеристика

Двусторонняя симметрия тельца круглых червей в поперечном разрезе имеет круглую форму, откуда и названия. У нематодов отсутствуют органы передвижения, а перемещаются они за счет сокращения продольных мышц.

Внутренние органы расположены в первичной полости, пространство между ними заполнено гидролимфой, которая выполняет транспортные функции. Кровеносной системы нет, газообмен осуществляется оболочкой тела. Пищеварение представлено передним, средним, задним отделами. Передний имеет пищевод, ротовую полость, средний перерабатывает пищу, с заднего отдела выводится.

Нематоды имеют органы обоняния, осязания, а некоторые органы зрения. Нервная система представлена нервным кольцом, шестью стволовыми нервами. Основная часть представителей раздельнополые особи, оплодотворение происходит внутри женских особей.

Виды

Круглые черви делятся на несколько классов, но самым большим являются класс нематодов. Их численность около 40 000 видов , наиболее распространены:

  1. Аскариды . Имеют форму цилиндра, достигают 20-40 см. Вызывают заболевание аскаридоз.
  2. Острицы . Имеют белый окрас, небольшую форму, длина острицы может достигать 10 см. Вызывают заболевание энтеробиоз, которому чаще всего подвержены дети.
  3. Власоглав . Питаются кровью, длина червя 45-55 мм. Вызывают тяжело излечимую болезнь трихоцефалез.
  4. Трихинелла . Проживают только в одном хозяине, поскольку они не приспособлены к внешней среде. Заражение трихинеллой может привести к психомоторной задержке развития.
  5. Кривоголовка . Имеют розовый окрас, длина составляет около 18 мм. Кривоголовки присасываются к слизистым органам, высасывая из них кровь. Вызывают заболевание анкилостомоз.

Места обитания

Обитают практически везде, найти их можно в водоемах, водорослях, песке, наростах на деревьях. Питаются бактериями, соком растений. Некоторые виды круглых червей обитают в лесу во мху, почве. Когда условия для жизнедеятельности недостаточно благоприятны, представители данного вида впадают в анабиоз, успешно пережидают плохие времена.

Лутохина Ирина Петровна

Учитель биологии МКОУ СОШ №2г.Ревда

Контрольно-обобщающий урок по теме

«Плоские, Круглые и Кольчатые черви» (Слайд 1)

Задачи урока:

    Образовательные:

    • Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;

      Расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека (слайд 2 );

    Развивающие:

    • Формировать познавательный интерес к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

      Формирование критического мышления;

    Воспитательная:

    • Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;

      Воспитывать бережное отношение к природе;

      Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Оборудование: компьютеркласса Pentium III, мультимедиапроектор, презентация.

Тип урока – урок-игра

Методы :

    Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);

    Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);

    Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с текстом, опорными конспектами);

    Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование, решение биологических задач, анаграмм и т.д.).

Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих);

II.Актуализация знаний (комбинированный опрос)

Ребята! Сейчас вы сидите по командам (2). Я приглашаю по одному представителю от каждой группы, чтобы вытащить из мешочка 1жетон, на котором будет написано, какому типу червей вы будете давать общую характеристику. Жеребьевка. На повторение 1 – 2 минуты. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчены таблица. Вы ее заполняете коллективно, т.к. вы работаете по группам, и затем мы все вместе проверяем.

    Общая характеристика плоских червей;

    Общая характеристика круглых червей;

Задание 1

Заполнение таблицы :

Общая характеристика червей (Слайд 3)

Характеристика

Тип Плоские Черви

Тип Круглые Черви

Тип Кольчатые Черви

1. Представители

2. Симметрия

3. Численность

4. Кожно-мускульный мешок

5. Пищеварительная система

7. Нервная система

8. Выделительная система

9. Половая система

10. Среда обитания

Правильное заполнение таблицы (ответ)

Характеристика

Тип Плоские Черви

Тип Круглые Черви

Тип Кольчатые Черви

1. Представители

Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик

Человеческая аскарида, острица

Дождевой червь, нереида

2. Симметрия

Двусторонняя

Двусторонняя

Двусторонняя

3. Численность

12500 видов

1 млн.видов

9 тыс.видов

4. Кожно-мускульный мешок

Продольные, кольцевые и косые мышцы

Продольные мышцы

Продольные и кольцевые мышцы

5. Пищеварительная система

Рот-глотка-кишечник

Рот – глотка–кишечник-анальное отверстие

Рот-глотка-пищевод – зоб–желудок –кишечник-анальное отверстие

6. Кровеносная и дыхательная системы

Отсутствуют

Отсутствует

Замкнутая, 2 сосуда, “5 сердец”

7. Нервная система

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные поперечными перемычками

Отсутствует

Нервная цепочка и окологлоточное кольцо

8. Выделительная система

Разветвленные трубочки, пламенные клетки, продольные каналы

Через жидкости тела

Через трубочки в члениках

9. Половая система

Гермафродит

Семенники, семяпроводы, совокупительный орган.

Парные яичники, яйцеводы, совокупительная сумка

Раздельнополые, до 200 тыс.яиц в день

Гермафродит

10. Среда обитания

Водная, почвенная

Время для повторения вышло, давайте послушаем общую характеристику для типа плоских червей, которую готовилгруппа №1(ответ учащегося).

Следующий тип – круглые черви. И опять общая характеристика, которую готовили ребята группы №2 (ответ учащегося).

И последний тип – кольчатые черви. Сначала послушаем общую характеристику ребят группы №3 (характеристика дается учеником).

Задание 2

А сейчас мы с вами выполним несколько интересных заданий в той последовательности, в которой мы проходили червей. И начнем мы с типа «Плоские черви»

Слайд 4

Кроссворд по теме «Плоские черви»

Вопросы (задаются учителем устно):

По вертикали: 1. Слияние мужской и женской гамет. 2. Пузырчатая стадия бычьего цепня. 3. Скопление нервных клеток – нервный... 4. Печеночный... 5. Рыхлая соединительная ткань плоских червей. 9. Упаковка яиц свободноживущего плоского червя. 10. Часть тела гидры, которой она прикрепляется к субстрату. 12. Кишечнополостное, имеющее твердый скелет. 15. Наружный слой кожно-мускульного мешка.

По горизонтали: 6. Лентец. 7. Капсула. 8. Яйцеклетка. 11. Хищник. 13. Волосок. 14. Головка. 16. Атолл. 17. Планария.

По вертикали: 1. Оплодотворение. 2. Финна. 3. Узел. 4. Сосальщик. 5. Паренхима. 9. Кокон. 10. Подошва. 12. Коралл. 15. Кожа.

Задание 3

Рисунки перепутаны. Нужно расставить их в правильном порядке.

1-ый ученик : Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Слайд 5 (работа с моделями)

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

Рис. 6. Циста

Слайд 6 (на интерактивной доске)

2-й ученик : Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Задание 4

Слайд 7

Укажите правильные утверждения знаком “+” :

Ответы: 8

Задание 5

А сейчас мы решим несколько биологических задач :

Слайд 8

    Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

    В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

    Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

Переходим к выполнению заданий по типу «Круглые черви»

Задание 6

Биологическое лото (вопросы и ответы). Если все сделано верно, с обратной стороны получается картинка

Слайд 9

Название класса круглых червей?

Слой зернистых эпителиальных клеток, залегающих под плотной кутикулой?

Что окружает ротовое отверстие у круглых червей?

Органы осязания и обоняния круглых червей?

Отверстие на заднем конце тела круглых червей?

Слайд 10

Ответы

Нематоды

Гиподерма

Человеческая аскарида

Анальное отверстие

Задание 7

«Немой рисунок»

На доске показаны различные представители круглых червей. Ваша задача определить, кто есть кто?

Слайд 11

Рисунки

Аскаридаморская нематода (стейтория) острица

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Ч. Дарвин

Задание 8

Слайд 14

«Кто есть кто?»

Все команды должны определить кто есть кто и написать ответы на листе бумаги.

Действие – 1. (Действующие лица засекречены)

Звенит телефон. Трубочник снимает трубку.

Пескожил . Алло! Алло! Плохо слышно! Это Тихое? Тихое? Кто на проводе?

Трубочник. Алло! Кто говорит? Мурманск? Баренцево море? На проводе Лиманодрилневский.

Пескожил. Здравствуй, родственник кольчатый! Ну как поживаешь, малощетинковый, все фильтруешь?

Трубочник. Фильтрую потихонечку, а что поделаешь? Люди реки все больше засоряют, кому – то и чистить надо. Ну а как у тебя дела с жильем обстоят?

Пескожил. Да сейчас нормально. Хотя хлопот, конечно было… И место надо подобрать свободное, да не голый песок, а с илом. И от конкурентов избавиться – всяк норовит на твою территорию залезть. Да и трудов положишь, пока новую нору выкопаешь – ого-го! У нас ведь нужно, чтобы обязательно с двумя выходами, да внутри укрепленная, да один выход песком засыпать для маскировки.

Трубочник. Да, у меня с этим попроще. Зарылся с головой в ил, задний конец наружу выставил, чтобы было чем дышать, - и живи себе, воду очищай.

Пескожил. Как это головой зарылся? А дышать чем же?

Трубочник. Ну, у меня кровь как у людей – с гемоглобином, красная, поэтому я и в грязной воде проживу, а дышу, как и большинство червей, - всей поверхностью тела, т.е. задней частью, которая над грунтом возвышается. Вот только из-за этого одни неприятности…

Пескожил. А что такое?

Трубочник. Представляешь, кому не лень, все за этот конец цепляются, да ладно бы просто откусили(все равно снова вырастет), так все больше норовят целиком меня из норки вытащить. А уж если рыбак или аквариумист какой нас заметит, так непременно с сачком примчится и давай нас из грунта тягать, рыбам на обед.

Пескожил. И меня этим допекли. Все время нужно начеку быть. Чуть зазеваешься, кончик тела из норки покажешь – тут же оттяпают. Хорошо хоть регенерирую еще, час попереживаю и давай снова восстанавливаться.

Трубочник. Да, этим чудом нас природа не обидела.

Пескожил. Да, я у тебя на прощание спросить хочу: а почему тебя так назвали? Ну я – то, понятно. А ты?

Трубочник. Да все из-за конца этого, который наружу торчит. Мне его защитить чем-то нужно? Ну вот и укрепляю – прочный становится, как трубка. Слушай, родственник. Хорошо, что позвонил. Дело у меня к тебе.

Пескожил. Какое?

Трубочник. Да наскучила мне эта наша жизнь пресная, хочется к тебе в гости приехать. Можно?

Пескожил. Да ты что, куда? Где ты жить – то будешь? Я тебе все про свою нору объяснил, она у меня, как и у всех нас, одноместная. Нас в Баренцевом море и так знаешь сколько на каждом квадратном метре роживает! Каждый сантиметр на счету. А тут еще ты собираешься мне на голову свалиться. И не думай!

Трубочник . (грустно) Так значит, нельзя? Мне-то места совсем немного надо. Ну ладно. Звони, если что.

Действие – 2

Пиявка (развязано). Привет, парнишка. Ты кто такой?

Трубочник. Я Лимнодрил невский.

Пиявка (приглядываясь). Тоже червяк, что ли?

Трубочник . Точно так-с, кольчатый.

Живу примерно я лет шесть

В спокойных тихих водоемах,

Глаза, присоски, все при мне

И службу служат мне вполне.

(Но самое главное – челюсти.Целых три пары!)

Трубочник. Насчет памятника это чересчур.

Пиявка (пренебрежительно). Думаешь, много прошу? Ничего подобного! А кто спасал в течение веков людей от повышенного давления? От тромбов? Да мало ли еще от чего? До сих пор меня изучают! Поверишь, иной раз по два года ни единой капли крови во рту не бывает.

Трубочник . Так и умереть не долго.

Пиявка. Ничего, мы привычные. Зато уж если обедаю, то за раз столько крови могу выпить, что еще год можно не есть.

Трубочник. Как это?

Пиявка. А так. Кровь у меня в желудке долго может храниться, бактерии там специальные живут. А еще, заметили люди, что кровь после моего укуса еще долго из ранки вытекает, не свертываясь. Заинтересовались они этим и обнаружили у меня в слюне вещество, гирудином назвали, в честь меня, значит. Так вот, оказалось, что вещество это помогает людям тромбоз лечить, так болезнь называется, когда кровь слишком сильно свертывается и человек может даже умереть от закупорки сосудов. И тут мы на помощь приходим.

Трубочник. Да, какая ты, оказывается, знаменитость!

Пиявка. Ну, еще бы! Ладно, задержалась я тут с тобой. Поплыла я дальше.

Задание 9

«Жил на свете Червячок»…

Учитель зачитывает стихотворение. Необходимо определить о каком кольчатом черве идет речь в этом стихотворении и аргументировать свой ответ.

Слайд 15

Жил на свете Червячок,

Был он страшно одинок,

Круглый год один скитался,

Только раз в году питался…

Червячок – пловец удалый,

Несмотря, что ростом малый.

Цвет умел менять не раз –

Для защиты, без прикрас.

Нет щетинок для движенья,

Только жертвам нет спасенья –

Есть присоски, гирудин.

Кто он, этот господин?

Слайд 16

    Они живут в тиши подземной,

Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опадбесплодный,

Ее глотают не спеша.

Они коричневого цвета,

Кровь гонят несколько «сердец».

Их тело состоит из многих

Сцепленных меж собой колец.

Все, что съедают, скоро станет

Питаньем будущим цветам.

Они – друзья для урожая

И корм и птицам, и кротам.

Их любят рыбы и цыплята,

Им рад садовник, рыболов,

А ну, скажите-ка, ребята, кто стал

Героем сих стихов?

Слайд 17

3.На дне морей, где ила много,

Зарывшись в грунт, живут друзья.

Их тело – длинное немного,

В норе сидит, наверх – « труба»

В трудах проходят жизни годы

«Подушки» красные на дне.

В крови носитель кислорода –

Гемоглобин, как в тебе.

Они глотают ил природный,

Спасая воду от гнилья.

Скажите, знатоки, природы,

Что за полезные «друзья»?

Задание 10

Слайд 18

Кто спрятался…?

Слайд 19

Перед вами прямоугольник. Ваша задача найти в нем названия различных представителей червей (на интерактивной доске).

    планария (тип плоские черви, класс ресничные),

    цепень (тип плоские черви, класс ленточные или цестоды),

    аскарида (тип круглые черви, класс нематоды),

    острица (тип круглые черви, класс нематоды),

    пескожил (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),

    трубочник (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),

    многоглазка (тип плоские черви, класс ресничные).

    ремнец (тип плоские черви, класс ленточные),

    пиявка (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),

    нереис (тип кольчатые черви, класс многощетинковые).

Задание 11

Тест по теме “Плоские, круглые и кольчатые черви” (в каждом задании только 1 ответ правильный):

Слайд 20

1. Двустороннюю симметрию тела имеет:

А) медуза
Б) актиния
В) белая планария
Г) гидра.

Слайд 21

2. Пищеварительную систему у планарии образуют:

А) тонкие разветвленные канальцы
Б) семенники и яичники
В) нервные стволы
Г) рот, глотка, кишечник.

Слайд 22

3. Планария – гермафродит, т.к.

А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки
Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки
В) она не размножается половым путем
Г) она размножается вегетативно.

Слайд 23

А) сплющенное тело
Б) присоски
В) развитая пищеварительная система
Г) развитые органы чувств.

Слайд 24

А) дождевой червь
Б) бычий цепень
В) печеночный сосальщик
Г) человеческая аскарида.

Слайд 25

6. У всех круглых червей:

А) вытянутое цилиндрическое тело
Б) сплюснутое тело
В) полость тела заполнена жидкостью
Г) нет пищеварительной системы.

Слайд 26

7. Все круглые черви:

Слайд 27

А) нужно соблюдать правила личной гигиены
Б) нельзя работать с землей
В) нельзя пить кипяченую воду
Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.

Слайд 28

9. К кольчатым червям относится:

А) белая планария
Б) дождевой червь
В) аскарида
Г) бычий цепень

Слайд 29

10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:

А) способствует поглощению питат. веществ
Б) защищает червя от хищников
В) облегчает передвижение в почве
Г) позволяет изгибать тело.

Слайд 30

11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ
Б) переваривание пищи
В) перенос кислорода и питательных веществ
Г) взаимосвязь с окружающей средой

Слайд 31

12. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц
Б) спорами
В) почкованием
Г) вегетативно.

Слайд 31

13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они

А) растворяют горные породы
Б) измельчают растительные остатки, перемешивают почву
В) поглощают из почвы минеральные соли
Г) уплотняют почву.

Задание 12

Восстановить правильный порядок букв так, чтобы получилось название животного (червя).

Разгадывание анаграмм (работа с классом).

Слайд 33

    а) езомдраем

  • в) адирпаопи

    г) ингруид

    д) ыместгне

    е) архпенмиа

Ответы: мезодерма, целом, параподии, гирудин, сегменты, паренхима.

Задание 13

Исключить лишнего…

Работа с классом по систематики червей (по группам)

Сейчас на доске появятся названия представителей различных типов червей. Ваша задача определить какое из перечисленных животных лишнее и почему, т.е. сказать, а к какому типу относится исключенный вами червь? Работать будем по группам. Если группа не знает ответ на вопрос, ход переходит к другой группе.

Задание для группы №1

Слайд 34

    Белая планария

    Аскарида

    Печеночный сосальщик

    Бычий цепень

    Свиной цепень

Задание для группы №2

Слайд 35

    Стейтория

    Кошачья двуустка

    Свайник

    Острица

    Аскарида

Задание для группы №3

Слайд 36

    Трубочник

    Дождевой червь

    Пескожил

    Аскарида

Задание 14

Слайд 37

«Верю - не верю»

На этом этапе вы должны показать свои знания об общих признаках кольчатых червей. Я читаю предложения, которые одновременно отражены на мониторе компьютера, вы должны посоветоваться в группе и решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению.

    У кольчатых червей кожно-мускульный мешок. (Да).

    Все кольчатые черви живут в почве. (Нет).

    Органы выделения кольчатых червей – метанефридии. (Да).

    Все кольчатые черви –гермафродиты. (Нет).

    Нервная система кольчатых червей цепочечного типа. (Да).

    У кольчатых червей есть кровеносная система. (Да).

    Большинство кольчатых червей дышат всей поверхностью тела, но у некоторых на параподиях имеются специальные кожные выросты – жабры. (Да).

    Для кольчатых червей характерна регенерация. (Да).

Задание 15

Слайд 38

Рассказать о роли дождевых червей в природе и жизни человека.

Роль дождевых червей в природе:

    Круговорот веществ в природе,

    Образуют перегной - гумус (органическая часть почвы, богатая питательными веществами) – «хлеб» для растений (98% почвенного азота, 60% фосфора, 80% калия и др. минеральные элементы для роста растений),

    Звено в цепи питания,

    Образуют дренаж почвы,

    Обеззараживают почву,

    Рыхлят почву,

    Создают вентиляцию почвы,

    Подготавливают земли для роста растений.

Слайд 39

Роль дождевых червей в жизни человека:

1. Гумусное (органическое) удобрение.

2. БАВ (биологически активные вещества - незаменимые аминокислоты, ферменты, витамины) используются в:

        ветеринарии,

        фармакологии,

        косметологии,

        сельском хозяйстве,

        биотехнологических отраслях.

3. Корм для рыб, домашних животных.

4. Белковая мука, консервы.

5. Переработка навоза, отходов.

6. Изучение процессов регенерации.

Задание 16

Конкурс «Эрудитов»

Решить задачу:

Слайд 40

Задача № 1

Важный продукт питания человека – мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?

Слайд 41

Задача № 2

Ученые установили, что существует связь между численностью некоторых видов моллюсков в водоемах, около пастбищ и глистными заболеваниями пасущегося там крупного рогатого скота.

Объясните эту зависимость.

Слайд 42

Задача № 3

Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве, в сухой же почве они сплетаются в клубок.

Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?

Ответ: (образование клубка из дождевых червей в сухой почве имеет защитное значение; при этом сохраняется влажность их кожи, поддерживание влажности кожи необходимо для дождевых червей, поскольку дышат они через поверхность только влажной кожи).

Задание 17

Дополни утверждение « Строение и жизнедеятельность червей»

Вместо точек подберите соответствующие слова, т. е. дополни утверждения.

Слайд 43

    Тело планарии покрыто снаружи…

    Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи…

    Тело ленточных червей состоит из большого числа…

    Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми продольными и… слоями мышц.

    Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через…

    Кишечник крупных червей начинается ротовым отверстием и заканчивается…

    Нервная система плоских червей состоит из головного узла, нервных ответвлений и…

    Сперматозоиды червей развиваются в…

    Яйцеклетки червей развиваются в…

    Организмы, в которых живут взрослые черви, называют…

    При передвижении дождевого червя в почве огромное значение имеют…

    Движение крови по кровеносным сосудам кольчатых червей происходит благодаря сокращению и расслаблению…

    Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и…

Задание проверяется всем классом. Представители каждой группы по очереди проговаривают завершенные предложения.

Задание 18

«Выдай паспорт»

Проводится жеребьевка. Три жетона: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. В соответствии с жеребьевкой команды выполняют задание «Чей признак» (необходимо из перечня выбрать только те, которые характеризуют данных червей).

Лист с заданием «Чей признак»

    Двусторонняя симметрия

    Кожно – мускульный мешок

    Эктодерма

    Энтодерма

    Кровеносная система

    Семенники

    Звездчатые клетки с ресничками

    Дыхательная система

    Вторичная полость

    Анальное отверстие

  1. Сегменты

    Нервная цепочка

    Окологлоточное нервное кольцо

    Кольцевые мышцы

    Продольные мышцы

Ответ: Плоские черви: 1,2,3,4,5,7, 8, 10, 13, 14, 18

Круглые черви: 1,2,3,4,5,7, 12, 13, 17

Кольчатые черви: 1,2,3,4,5, 6, 7, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18

Слайд 44

И как итог послушайте стихотворение.

По форме тела червей разделяют на три типа: Плоские, Круглые и Кольчатые. Все черви - трёхслойные животные. Их ткани и органы развиваются из трёх зародышевых слоёв - эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тип Плоские черви их характеристика

Тип Плоские черви объединяет около 12500 видов. По своей организации они выше кишечнополостных, но среди трёхслойных животных являются самыми примитивными. Эти животные могут медленно ползать. Самый характерный признак плоских червей - уплощённое (приплюснутое) тело, в форме длинной ленты.

На рисунке ниже показано строение Плоского червя на примере Планарии.

Строение

Тело уплощено в спинно-брюшном направлении, про-странство между органами заполнено особой тканью - паренхимой (полости тела нет)

Покровы тела

Кожно-мускульный мешок (кожа, сросшаяся с мус-кульными волокнами)

Нервная система

Два нервных ствола, соединенные нервами («лестни-ца»)

Органы чувств

Глазки в передней части тела, осязательные клетки разбросаны по всему телу

Пищеварительная система слепо замкнута; есть рот --> глотка --> разветвленный кишечник

Всей поверхностью тела

Выделение

Система канальцев, открывающихся наружу по бокам тела

Размножение плоского червя

Гермафродиты; в семенниках созревают сперматозои-ды, в яичниках - яйцеклетки; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Многообразие Плоских червей, их основные классы

Тип Круглые черви и их характеристика

Тип Круглые черви - большая группа животных с длинным, круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено на переднем и заднем концах. Для круглых червей характерно наличие свободного пространства внутри тела - первичной полости. В ней расположены внутренние органы, окружённые полостной жидкостью. Омывая клетки организма, она участвует в газообмене и переносе веществ. Тело круглых червей покрыто прочной оболочкой - кутикулой. Данная группа насчитывает около 20 тысяч видов.

На рисунке ниже показано строение Круглого червя на примере Аскариды.

Строение

Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов, круглое в поперечном сечении, есть полость тела

Кожно-мускульный мешок

Нервная сис-тема

Брюшная нервная цепочка

Рот (3 жесткие губы) --> глотка --> кишечная трубка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела

Выделение

Через поверхность тела

Размножение

Большинство раздельнополы; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Представители

Тип кольчатые черви их характеристика

Тип Кольчатые черви - группа животных чьи представители имеют тело, разделённое на членики, напоминающие сложенные друг за другом кольца. Насчитывают около 9 тысяч видов кольчатых червей. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами у них имеется целом - вторичная полость тела, заполненная жидкостью.

Строение

Тело состоит из сегментов, есть полость тела

Кожа; мышцы - продольные и кольцевые

Нервная система

Надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюш-ная нервная цепочка, от которой в каждом сегменте отходят нервы

Рот --> глотка --> пищевод --> зоб --> желудок --> кишка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела; у морских есть специальные выросты тела -жабры

Выделение

В каждом сегменте - пара канальцев, открывающихся наружу выделительными порами

Размножение кольчатых червей

Гермафродит; самка откладывает в кокон яйца, из ко-торых появляются молодые черви

Многообразие

1. Класс Малошетинковые - обитают в основном в почве и пресных водоемах, имеют мелкие щетинки на каждом сегменте (представитель – дождевой червь)

2. Класс Многошетинковые - обитают в морях; имеют по бокам тела парные выросты со щетинками (представитель - нереида, пескожил)

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс -7

Предмет - биология

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Плоские, Круглые, Кольчатые черви” через игровые приемы.

Задачи:

  • Образовательные: закрепление и углубление знаний учащихся о многообразии, особенностях организации, строении, жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей.
  • Развивающие: развитие приемов логического мышления, активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитательные: развитие коммуникативных качеств, чувства ответственности, формирование бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: урок-обобщение.

Форма проведения урока: игра.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся).

2. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы изучали группу животных под общим названием “черви”. Какие типы червей входят в эту группу? (Учащиеся называют типы плоских, круглых, кольчатых червей). Сегодня на уроке мы обобщим знания о строении, процессах жизнедеятельности и значении червей. Обобщение проведем в виде интеллектуальной игры “Своя игра”.

Правила игры:

  1. Класс делится на 3 команды. Каждая команда выбирает капитана, который выбирает вопрос из любого раздела и любой сложности.
  2. На обсуждение ответа на вопрос дается 30 секунд. За досрочный ответ команда получает 0,5 балла.
  3. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает неправильно, ход переходит к команде, первой поднявшей руку.
  4. Если выпадает “кот в мешке”, ход переходит к следующей по порядку команде.
  5. Команда, в которой как много больше участников отвечали на вопросы, получает дополнительных 2 балла.
  6. Право начать игру определяется жеребьевкой.

3. Игра. (Приложение. Презентация.).

Вопросы и задания.

1). Укажите название представителя типа Плоские черви.

4). Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

5). В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

6). Почему аскарида, почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?

7). Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскарид есть рот, глотка, пищевод и кишечник. Почему?

8). В конце прошлого столетия один врач в опыте, поставленном на себе, выяснил, что из только что отложенных самкой аскариды яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

9). Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

10). Какие выводы можно сделать из следующих фактов:

дождевые черви избегают сухой почвы и всегда держатся во влажной;

на поверхность почвы дождевые черви выползают из норок ночью либо днем после дождя.

11). О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?

12). Назовите стадии развития печеночного сосальщика.

13). Перечислите системы органов молочно-белой планарии.

14). Назовите изображенную систему органов. Какова ее функция?

15). Что такое половой диморфизм? Чем самка аскариды отличается от самца?

16). Какая система органов впервые появилась у дождевого червя?

17). Что такое регенерация? Можно ли ее отнести к способам размножения дождевого червя? Ответ поясните.

20). Укажите представителя типа Круглые черви (см. задание 1).

21). Назовите представителей типа Кольчатые черви. Укажите, к какому классу они относятся.


Жил на свете Червячок,
Был он страшно одинок,
Круглый год один скитался,
Только раз в году питался...
Червячок – пловец удалый,
Несмотря, что ростом малый.
Цвет умел менять не раз –
Для защиты, без прикрас.
Нет щетинок для движенья,
Только жертвам нет спасенья –
Есть присоски, гирудин.
Кто он, этот господин?

Ответы.

2). Наличие присосок, крючьев, огромная плодовитость, цикл развития со сменой хозяев, плотные покровы тела, которые не перевариваются в теле хозяина.

3) Огромная плодовитость связана с низкой вероятностью попадания яиц в организм нового хозяина, является приспособлением к сохранению вида.

4) Эти организмы обитают в теле хозяина, где они защищены от неблагоприятных условий, обеспечены пищей. Условия среды обитания – постоянные.

5) В сыром мясе могут находиться финны (личинки), активизация которых в кишечнике человека становится началом развития взрослого червя.

6) У аскариды есть только продольные мышцы, поэтому она может только изворачивать тело. Укорачивание и вытягивание тела обусловлено наличием кольцевых мышц.

7) Бычий цепень прикрепляется к кишечнику, поглощает пищу всей поверхностью тела. У аскариды нет органов прикрепления, она удерживается в кишечнике, постоянно двигаясь навстречу поступающим пищевым массам.

8) Для нормального развития из яйца личинок необходимы определенные условия, в том числе наличие кислорода.

9) На теле дождевого червя есть щетинки.

10) У червей нет специальных органов дыхания, кислород поступает через влажную кожу.

11) Черви рыхлят почву (делают ходы, норки, пропускают ее через себя), поэтому многие сооружения оседают.

12) 1 – взрослый червь, 2 – яйца, 3 – личинка с ресничками, 4 – личинка в промежуточном хозяине (улитка), 5 – хвостатая личинка, 6 – циста.

13) Пищеварительная, выделительная, нервная, половая системы.

14) Нервная система, обеспечивающая связь с внешней средой, раздражимость.

15) Половой диморфизм – внешнее различие самки и самца. Самка аскариды крупнее самца.

16) Кровеносная система.

17) Регенерация – восстановление утраченных частей тела. Регенерацию можно отнести к способам размножения дождевого червя, так как происходит увеличение числа особей.

Через вещи и продукты, загрязненные почвой, содержащей яйца аскарид;

  • В кишечник;
  • Личинка;
  • В легкие;
  • В пищеварительный тракт;
  • В кишечнике;
  • В кишечнике

19) Острица.

21) 1 - медицинская пиявка (Пиявки), 2 – пескожил (Многощетинковые), 3 – дождевой червь (Малощетинковые).

22) Пиявка.

4. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

Понравилась ли вам такая форма организации урока?

Какие вопросы показались вам наиболее интересными и познавательными?

Ваши пожелания и предложения.

5. Подведение итогов. Выступление жюри.

Все плоские черви - трехслойные животные (рис. 79). У них имеется кожно-мускульный мешок, который образует покров и мускулатуру тела. Появляются выделительная и пищеварительная системы. Нервная система состоит из двух нервных узлов и нервных стволов. У свободноживущих червей есть глаза и осязательные лопасти. Все плоские черви - гермафродиты, откладывают яйца в кокон. Плоских червей подразделяют на ресничных, ленточных и сосальщиков.

Рис. 79. Черви плоские: 1 - печеночный сосальщик; 2 - свиной цепень; 3 - эхинококк; круглые: 4 - аскарида, 5 - острица; кольчатые: 6 - пиявка, 7 - дождевой червь

Представителем ресничных червей является свободноживущая белая планария. Это животное длиной 2 см, молочно-белого цвета, обитающее в прудах, медленно текущих реках, тихих заводях. Тело ее покрыто ресничками, главное движение которых обеспечивает перемещение планарии по дну водоема. Планария - хищник, питается простейшими, кишечнополостными, дафниями и другими мелкими животными. Глотка планарии способна выворачиваться наружу и за счет присоски плотно присасываться к жертве.

Всем ресничным червям присуща способность к регенерации. При неблагоприятных условиях они могут распадаться на куски, каждый из которых впоследствии восстанавливается в целый организм.

Длина эхинококка всего 1-1,5 см. Человек может заразиться им от собак и других животных. Финна эхинококка способна размножаться, образуя дочерние пузыри. Иногда она разрастается до величины грецкого ореха, а в отдельных случаях бывает с голову ребенка. Этот пузырь может разрушить ткани, избавиться от него можно только хирургическим путем.

Кольчатые черви. Это более высокоорганизованные животные, чем рассмотренные ранее. Тело кольчатых червей сегментировано. Хорошо развиты нервная система узлового типа, выделительная система, появляется кровеносная система замкнутого типа. Имеются осязательные и светочувствительные клетки.

Наиболее известен дождевой червь. Живет этот червь в почве, его тело сегментировано, на нижней стороне имеются щетинки, которые принимают непосредственное участие в движении. Если положить дождевого червя на бумагу, то можно услышать шорох, производимый щетинками при движении червя. Он относится к классу малощетинковых.

Специальных органов дыхания у червей нет. Они дышат через кожу. Часто после дождя дождевые черви выползают на поверхность земли: дождевая вода заливает норки червя, вытесняя из почвы кислород, что затрудняет дыхание.

Дождевые черви - обоеполые животные, но оплодотворение у них перекрестное. При спаривании две особи сближаются, передними концами накладываются друг на друга и обмениваются мужскими половыми продуктами. В специальный поясок - муфту, образованную из слизи, на 13-м сегменте впрыскиваются яйцеклетки, которые, передвигаясь с муфтой, на 9-м сегменте оплодотворяются спермой. Муфта с оплодотворенными яйцами соскальзывает с передней части и образует яйцевой кокон. Яйца в коконе развиваются в почве.

Дождевые черви способны к регенерации. У перерубленного пополам червя недостающая часть может восстановиться.

Питаются дождевые черви опавшей листвой, травой, пропуская через себя большое количество почвы, тем самым ее рыхля, аэрируя и обогащая перегноем. Они играют очень важную роль в почвообразовании.

В сточных загрязненных водоемах обитает трубочник, служащий пищей для рыб и очищающий воду от органических загрязнений.

В наших пресных водоемах встречаются ложноконская пиявка черного цвета и серо-зеленая медицинская пиявка. У медицинской пиявки в глубине ротовой полости имеется три валика с заостренными хитиновыми зубчиками. Они расположены в вершинах треугольника, зубцами друг к другу. Присасываясь, пиявка прорезает ими кожу, выделяя гирудин, препятствующий свертыванию крови. Гирудин останавливает развитие тромбов, полезен при гипертонии, склерозе, инсультах, рассасывает подкожные кровоизлияния.

Раньше медицинские пиявки широко использовались, но в настоящее время они стали большой редкостью.

Большая ложноконская пиявка нападает на дождевых червей, моллюсков, головастиков. Никакого вреда человеку она не причиняет, хотя и присасывается иногда задней присоской к телу человека, купающегося в водоеме.

| |
§ 58. Царство животных. Многоклеточные: губки и кишечнополостные § 60. Членистоногие