​Чужой беды не бывает. Протоиерей алексий винокуров Благочинный ставропольского благочиния протоиерей игорь иванович баранецкий

  • 03.02.2024

Дар веры нельзя внушить, его можно лишь обрести. Божественная благодать действует всячески на умы, но добровольно и свободно. Если у человека не будет пережита личная встреча с духовным миром и он не почувствует высшую помощь, защиту, успокоение в трудный час - он никогда не уверует по настоящему.

Протоиерей Николай Винокуров

Удивительно скромный, с равной любовью обращавшийся к каждому человеку, протоиерей Николай Винокуров привлекал к себе множество людей, жаждущих духовного исцеления, ищущих в его молитвах помощи от штормов в житейского моря. Он говорил очень просто. Как сейчас помню, как он всегда обращался к людям еще не верующим, но желающим прейти к вере: «Я мог бы много всего вам говорить. Но если Господь не коснется Сам вашего сердца, если вы не переживете этой встречи с Богом, то все мои слова о вере будут напрасны».

Сам отец Николай верил глубоко и искренне, и эту радость общения с Богом стремился разделить с другими людьми. Очень скромный, он никогда не стремился сделать какую-то карьеру. Однако Господь поставил его на достаточно ответственные церковные послушания секретаря епархиального управления и настоятеля кафедрального собора. Отец Николай как-то однажды рассказывал мне, что один раз рассматривался вопрос о возможности рукоположения его в сан епископа для служения в одной из епархий России. Батюшка страшился высокой ответственности архиерейского служения и горячее молился, что бы чаша эта его миновала. И Господь услышал его молитвы: вопрос был снят. Хотя протоиерей Николай Винокуров и тяготился административными послушаниями, но он вполне с ними справлялся. Как вспоминал назначенный в 1988 году уполномоченным Совета по делам религий по Ивановской области Е.А. Богородский «я мог убедиться в том, как точно, тактично, и вместе с тем настойчиво и твердо вел отец Николай сложные переговоры с чиновниками, преодолевая заскорузлость старых представлений об отношениях Церкви и государства. Более 25 новых приходов было зарегистрировано за сравнительно небольшой срок на территории области».

Священник Николай Винокуров и архимандрит (впоследствии архиепископ) Амвросий (Щуров)

Отец Николай говорил всегда очень просто, но его слова шли из глубины верующего сердца и покоряли души людей. Он, даже тяжело больной, никому не мог отказать в словах назидания и утешения, хотя общение с людьми отнимало последние его силы. После тяжелых перенесенных болезней, опираясь на палку, батюшка все равно служил Литургию, после которой множество народа устремлялось к нему, и каждый хотел услышать ответ на свой наболевший вопрос. У батюшки не было физических сил поговорить с каждым, он не мог никому отказать, поэтому сослужившему с ним отцу Родиону, порой приходилось почти насильно вводить его в алтарь, иначе от перенапряжения отец Николай мог упасть прямо в храме...

Николай Макарович Винокуров родился 4 октября 1939 года в д. Гумнищи Чкаловского района Горьковской области. Детские годы во много предопределили его будущую судьбу. Как вспоминала его сестра «Николай в детстве был скромным ребенком. Шумных компаний сверстников он не любил, но друзья у него были. Он был очень религиозным, за что в советской атеистической школе ему попадало».


Во время богослужения

«...Мама у меня была очень верующей, и отец, и дядя - архимандрит Никодим, который 3 года назад умер. Я у него воспитывался. Учился в 5 классе и жил у батюшки. И потом он отвез меня в Киев в семинарию. А до поступления в неё я прислуживал у отца Никодима в алтаре. С ранней юности у меня было стремление к священству. Очень хотел поступить в семинарию, чтобы иметь необходимые знания для прохождения пастырского служения», - вспоминал в 1998 году протоиерей Николай. Окончил 7 классов после чего в 1957 году поступил в Киевскую Духовную семинарию.

По окончании 1 класса семинарии, в 1958 году был призван на военную службу, которую проходил до 4 декабря 1961 года. Там ему пришлось очень тяжело: верующих считали людьми второго сорта, и он попал в стройбат, где было много людей опустившихся, не имевших никаких нравственных ценностей. Особенно возненавидел Николая один солдат. Николай чувствовал это, но всегда был с ним приветлив, молился за него. И когда пришло время им демобилизоваться, то этот солдат, никогда не отвечавший ранее даже на его приветствия, подошел и сказал: «Ты знаешь, Николай, ведь я хотел тебя убить, но что-то не дало мне этого сделать. Прости меня!» И об этом человеке отец Николай потом всегда молился. Замполит части угрозами заставлял подписать напечатанное на листе бумаги отречение от Бога, но будущий священник не побоялся ничего.

После окончания срока военной службы, с 1961 года по 1962 год исполнял обязанности псаломщика в Троицком храме села Воронцово Ивановской области. В 1962 году, несмотря на противодействие атеистических властей, поступил во 2 класс Московской Духовной семинарии и окончил её в 1965 году. В этом же году поступил на 1 курс Московской Духовной академии. Как вспоминал впоследствии его сокурсник, протоиерей Владимир Кучерявый, «Коля был тих и скромен, всегда с любовью ко всем относящийся. В присутствии Коли нам, молодым тогда студентам, всегда было совестно неуместное что-то сказать, тем более сделать. Он был совестью нашего курса».

В 1965 году Николай был рукоположен в сан диакона, в целибате. На 3 курсе МДА, 7 апреля 1967 года был рукоположен в сан священника. 17 июня 1969 года окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, за работу по кафедре гомилетики, посвященную проповедническому наследию святителя Филарета (Гумилевского). После окончания её был направлен Учебным Комитетом Московской Патриархии в Ивановскую епархию.

Венчание. 1994 год.

Все годы своего пастырского служения священник Николай Винокуров проходил в Преображенском кафедральном соборе города Иваново. С 6 сентября 1969 года по 31 октября 1977 года исполнял обязанности благочинного с начала 4-го, а затем 2-го округа. Его портрет этого времени хорошо характеризует характеристика, данная пастырю в 1975 году архиепископом Ивановским и Кинешемским Иовом: «священник Николай Винокуров - клирик Преображенского кафедрального собора города Иваново и благочинный 4-го округа принадлежит к числу лучших священнослужителей епархии. Выходи из благочестивой крестьянской семьи. Священник Николай Винокуров сумел получить высшее богословское образование и сочетав с этим глубокое религиозное убеждение, явил собою пример хорошего священника. Будучи чутким и внимательным к каждому, он благожелательно относится ко всем запросам своих духовных чад. Настроен он ко всем всегда мирно и доброжелательно. Отличается большим смирением, послушанием и дисциплинированностью».

Во время Божественной Литургии. Последние годы жизни.

Свое служение протоиерей Николай неизменно проходил с большой любовью к Богу, Церкви и православному народу. После епископской хиротонии и назначения в 1977 году управляющим Ивановской епархией архимандрита Амвросия (Щурова), бывшего до того настоятелем Преображенского кафедрального собора города Иваново, новым настоятелем этого собора новопоставленный епископ назначил протоиерея Николая. А 9 июля 1980 года епископ Амвросий назначил его секретарем Ивановского епархиального управления. Оба эти послушания протоиерей Николай нес вплоть до момента, когда постигшие его болезни заставили оставить их - 5 марта 1992 года должность настоятеля кафедрального собора, а 15 июля 1993 года должность секретаря епархиального управления. Протоиерей Николай Винокуров всегда строго выполнял волю епископа, находясь в полном его послушании. Добрый и мягкий пастырь, он привлек к себе множество людей истинно христианским отношением, глубокой внутренней культурой, высокой требовательностью к себе, сочетающейся с мягкостью к окружающим.

Отца Николая хорошо знал и высоко ценил ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II. Когда архиепископ Амвросий рассказал ему об инсульте, который случился с протоиереем, то Патриарх сказал: «Вы меня опечалили».

Когда протоиерей Николай Винокуров умер, то проститься с ним пришло множество народа. Его духовный отец и друг архиепископ Амвросий сказал об усопшем: «Народ его всегда очень любил. Да и невозможно его было не любить, потому что он был удивительно честный и добрый, любвеобильный человек. У него было какое-то внутреннее духовное зрение, он понимал внутренний мир каждого человека. Но случилось просто непоправимое. Пришлось нам потерять дорогого отца Николая. Дай Бог, чтобы такие священнослужители повторялись в нашей Святой Церкви, потому что на таких людях, истинных рабах Божиих, держится все наше Православие».

Люди свидетельствуют, что на могилке батюшки, после молитвенного его поминовения, получают облегчение и помощь в своих житейских нуждах. Скорый на помощь ближнему в дни земной своей жизни отец Николай остается таким же и переступив порог смерти. Жизнь его была исповеданием Христа в безбожном мире, когда же появилась возможность свободной проповеди, то у него появилось другое к ней препятствие - тяжелые болезни. Но он всегда проповедовал и не только словами, но и всей своей жизнью. Многим помогли найти свой путь к вере статьи на духовные темы, опубликованные отцом Николаем в светских печатных изданиях. Еще при жизни батюшки вышли две его книги, в одну из которых вошли его проповеди, а во вторую - его работа на соискание степени на кандидата богословия.

В год его кончины вышла книга «Человек Божий», целью которой было собрать воедино еще свежие воспоминания людей, близко знавших о. Николая и, быть может, тем самым в какой-то мере подготовить материалы к его возможному будущему прославлению, как местночтимого святого Ивановской епархии. В сборник так же вошли уже опубликованные ранее труды о. Николая, о которых выше уже упоминалось, и обширные фотоматериалы из личных архивов. Предваряла все эти материалы написанная еще при жизни протоиерея Николая архимандритом Зосимой первая попытка жизнеописания батюшки и написанный им же по смерти отца Николая официальный некролог.

Быть может, недалек тот день, когда Церковь прославит своего верного сына - протоиерея Николая Винокурова в лике подвижников благочестия XX века. Но уже сейчас многие верующие православные люди почитают его как небесного заступника и помощника, обращаясь к нему за молитвенной помощью.

Вечная память, вечный покой усопшему протоиерею Николаю!

Форум имени Андрея Первозванного 11-ый год подряд устраивают на Японском море молодые православные активисты из дальневосточных городов. Организация общего сбора от Хабаровска перешла к Владивостоку вместе с очень энергичным священнослужителем. Отец Димитрий сам придумал новый формат для растущего поколения, причем такой, чтобы даже продвинутым и привередливым не было скучно. Как сегодня в «Андреевском городке» вспоминали счастливое советское детство?

«Море, ах, море» - между прочим, так в программе форума и прописано: это середина дня, когда «Андреевский городок» плавно перемещается на площадку с великолепным видом бухты Лазурной. Вдали знаменитая гора Китенок, символ всероссийского детского центра «Океан». Условия обычной базы отдыха и сравнивать с ним не надо. А вот настроение и пестрота здешней молодежи точно фору дадут. Чего стоит сама идея…

Иерей Дмитрий Винокуров, настоятель храма Порт-Артурской иконы пресвятой Богородицы, г.Владивосток: «Мы хотели объединить молодых людей, тех, кто увлечен спортом, искусством, кто изучает философию, а может, и теологию, а кто просто очень предан своей семье. У нас ведь есть и молодые родители вместе с детьми».

Вместо подрясника - футболка с эмблемой «Андреевского городка», это нормально, говорит отец Димитрий, как и дневные горячие споры во время и после семинаров, лекций, мастер-классов. Сейчас, например, о связующей все народы идее рассуждают.

И непременно под открытым небом, даже если дождь. Камчатка, Сахалин, Еврейская автономия, Амурская область, Магадан, Якутск… Только Анадырь до приморских берегов добраться в этом году не смог. А из Хабаровска приехала самая любопытная на форуме девчонка. Ей всего-то семь лет, но ни одного события Лиза не пропустила.

Лиза Сабунаева, участница форума «Андревский городок», г. Хабаровск: «Так интересно про Египет рассказывали».

Больше всего ждала Лизавета немецкого профессора, но задержался герр Эйслер, и вся юная толпа, включая молодых мам и пап, разлетелась по станциям «Туриады» - еще одного изобретения отца Димитрия и его соратников. Чем-то это напоминает «Зарницу» советских времен. Вяжут узлы, говорят на языке Морзе…

Пробираются сквозь паутину так, чтобы не потерять товарищей, разжигают костер, поют песни. И все это командами: вятичи, кривичи, георгиевцы с первого дня ведут счет победам, но не смущаются от поражений.

Маша Акарачкина, участница форума «Андреевский городок», г. Владивосток: «Надо знать, зачем ты здесь, чтобы никогда не пожалеть о чудесной неделе. Море меня вообще не интересует, это к нашим гостям, а вот общение!»

То и дело слышим фразу: «Дисциплина превыше всего». Заставляет вздрагивать. Но к этому здесь прибегают, чтобы услышать каждого. А шум без перерыва в «Андреевском городке» разрешен только тем, кто с разбегу способен плюхнуться в бассейн.

Привычен глазу ташлинский пейзаж. Среди зелени весело с дороги мелькают деревенские дома. Над селом - голубая церковь под строгими синими куполами. За селом, с той стороны, где идет дорога на Мусорки, - в оврагах две часовенки над местом обретения чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед», купальня и зеленеющие свежей травой холмы. Кажется, всегда так было. А разговорились с настоятелем Ташлинской Троицкой церкви протоиереем Николаем Винокуровым, и безхитростные его воспоминания вернули недавнее прошлое, такое непохожее на наши дни. - Рукоположили меня в священники на Введение во храм Пресвятой Богородицы в 1969 году.

Уполномоченный по делам религий хотел в Ореховку направить. А Владыка Иоанн (впоследствии - Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) назначил в Ташлу. На Рождество Христово мы с матушкой приехали сюда. Сначала в Ульяновск съездили к отцу Даниилу, который в Ташле раньше служил. Он посоветовал обязательно в Тольятти к матушке Серафиме (тогда она еще, в миру, Пелагеей была) зайти. Разыскали ее. У матушки Серафимы радостно нас встретили. Поночевали, побеседовали, она проводила до автобуса. Тогда бездорожье было дорогу в эту сторону только поднимали. До Узюкова мы доехали, а оттуда пешком, с чемоданом и мешком. Дошли до церкви -никого тут нет. Дедушка Григорий нас встретил. Потом староста Клавдия Прокофьевна прибежала с хлебом-солью. Вот с той поры жизнь наша началась в Ташле.

Пришла весна - кругом разваливается все: сторожка, ограда, колокольня искосилась набок, на источнике лежат срубы и сквозь них вода сверкает. С Божией помощью начали мы потихоньку трудиться. Сам я плотничаю - от отца научился. И люди помогали. Ныне покойный Василий Антонович на ВАЗе тогда работал по три дня, а три дня отдыхал, вот он их нашим трудам посвящал. Так сруб сложили, колокольню восстановили, крышу перекрыли новой жестью, крылечко восстановили, обшивку поновили, ограду новую сделали. В 1975 году, когда 200-летие храма отмечали, иконостас позолотили. Когда пришло 1000-летие Крещения Руси - разрешили участок расширить. Рядом с храмом овраг был с водой, туда навоз ссыпали - мы проложили трубу для стока воды, сверху землей завалили, разровняли, привезли чернозем и устроили сад.

Тогда же разрешили благоустроить источник. Емкости поставили из нержавейки. Землю навозили - гору глиняную засыпали, травку на ней посеяли, цветы посадили. Потом асфальт проложили за счет церкви. Так постепенно все и благоустроилось.

Это место сразу вам понравилось?

Конечно, сразу. Как родное. Никуда не хотелось ехать. Здесь всегда птички хорошо поют по ночам. Особенно кукушка радует. Как весна - и кукует, и кукует... Соловьи поют. Так сердце трогает.

Уже три десятилетия вы в Ташле. Как сложился ваш путь сюда?

Когда Владыка Мануил служил в Чебоксарах, я вернулся из армии, и посоветовали мне к нему сходить: дескать, в Чебоксарах Владыка хороший. Мы отправились с троюродным братом.

В храме сказали, что Владыка всю неделю служил, а теперь отдыхает, и направили к нему домой. Помолились. Взошли. Подошли под благословение. Владыка посадил нас рядом с собой, расспросил о нашей жизни. Раза три мы ходили к нему. На дому у него поисповедались. Вот тогда Митрополит Мануил и сказал мне: «Будешь батюшкой». А в храме с кафедры взглянул и говорит: «Идите туда,куда Господь вам назначил».

Предсказание это исполнилось уже при Владыке Иоанне. Когда отправлялся в Самару,мой духовный отец схиархимандрит Серафим благословил меня чудотворной Чебоксарской иконой Божией Матери со святыми мощами. Он подвижник был, хороший человек, молитвенник сильный.

Когда приехали в Самару - как раз пели «Отче наш». В это время в храме простая женщина ходит с легкой улыбкой и говорит нам: «Вас ждут, вас ждут вас ждут». А кто ждет - неизвестно. Когда меня рукоположили, я Крест как новопосвященный преподавал народу, эта женщина подошла, посмотрела на меня и на икону «Тайная вечеря» и произнесла: «Вам будет все дано, все дано». Так и отошла. И третья встреча была, когда я подал ей 5 рублей на милостыню, а она мои мысли узнала и спрашивает: «Вы кого ждете? Отца Иоанна?».

Потом часто ездил в Покровский собор, больше ее не видел. Такая смиренная, простая женщина. У меня такое мнение, что это Сама Божия Матерь была. В славе недостоин я видеть Божию Матерь. Вот она в простом виде и является, чтобы наставлять, направлять.

С тех пор я в Ташле под покровом Божией Матери. Матушка Серафима, которая здесь похоронена (а она была усердная монахиня, прозорливая), говорила: «В последние времена Ташла прославится». И добавляла: «Матерь Божия устрояет что Ей надобно».

За три десятилетия, что вы здесь, какое событие самое памятное?

Особенный день всегда - день явления иконы Божией Матери «Избавительница от бед». Всегда слезы текут. От радости. Всегда народ притекает. Архиереи приезжают. Если погода позволяет, крестным ходом от храма к источнику идем.

Постепенно в Ташле складывается некрополь с дорогими верующим самарцам именами: монахиня Серафима, схимонахини Варвара и Тихона, блаженный Степан... Выходит, что не только живых, но и усопших привлекают эти места?

Матушка Серафима и при жизни с нами всегда была, и после смерти пожелала здесь быть похоронена. «Я, - говорила, - люблю Ташлу». Заранее попросила меня крест ей на могилку сделать. Я дубовый сделал и положил до времени на чердак.

Всегда мы к ней за советом обращались, она и сама для храма шила, и мусорским келейным девицам давала выкройки, рисунки для шитья. У меня до сих пор ими вышитая риза есть, покровец.

Как я уже рассказывал, приехали мы в Ташлу на Рождество. Матушка Серафима говорит: «Давай, батюшка, вертеп устроим», - и написала ягненочка, Божию Матерь, ангелов. С тех пор этот вертеп ежегодно встречает Рождество Христово.

В Ташле монахини жили?

Келейные девицы были. Они монашество не принимали, но сохраняли девичество Христа ради. Евдокия и Мария уже при нас отошли. У них икона «Избавительница от бед» хранилась, когда храм разорили.

Сейчас вокруг ташлинского храма настоящая монашеская община складывается?

Такое мнение есть, что там,где явилась икона Божией Матери, должен быть не просто приход: по-другому должно быть, ближе к монашеской жизни. Чтобы нести подвиг, молитву, потому что место святое.

Сестры в общипке ташлинские?

Нет, в основном приезжие. Даже из Казахстана есть.

Столько людей перед вами здесь проходит, чего больше: людского горя или радости?

Ну, конечно, больше в скорби обращаются. У кого-то чего-то болит, в семье нелады, дети пропали... Есть и такие люди, особенно в последнее время, - с благодарностью обращаются. Все чаще благодарственные молебны заказывают.

О чем это свидетельствует?

О том, что от Бога получили исцеление, прощение грехов, встали на истинный путь, обратились в лоно Православной Церкви. Свидетельствует о том, что они получили от Бога дары благодати.

Почему люди сейчас такие неспокойные, неудовлетворенные?

От маловерия. Нет усердия к молитве, к добрым делам. Все это происходит от рассеянности, от преданности земному.

В скорбях и бедах странствуем мы по волнам житейского моря...

Да, мы все странники земли. А есть верующие странники. Они всегда находятся в молитве, воспевают гимн Творцу, всегда припадают на колени, не стыдятся веры, умножают веру, наставляют людей на истинный путь, к спасению.

Был у нас странник Александр. Простец. А где простота - там богатство духовной жизни. Внешне незаметные люди, а с духовной стороны очень заметные. Он со стороны Мелекесса к нам приходил. А другой Александр - от Сызрани. Оба уже скончались.

Это странники, которые прибились к спасительному берегу. А нам как быть?

Они указали нам путь, как прийти к спасительному берегу. Где молчанием, где терпением, где воздержанием... Вот странник Александр, когда искушение у меня было - хотели меня из храма удалить, а другого поставить, - как раз говорил: «Терпи! Молись, Николай, молись». Постепенно все утихло, умиротворил ось. Так и остался. Конечно, умножал молитву.

Молиться -значит трудиться. Усердная молитва чудотворит. Молиться нужно с примирением. Чтобы все мысли утихли. Утреннюю молитву Преподобный Серафим сравнивал с утренней росой -она все покрывает, а пчелы потом с цветов, напитавшихся росой, мед собирают. После росы поля благоухают, медом пахнут.

Василий Великий говорил, что пчелы садятся не на все цветки, а только на полезные. Так и мы должны выбирать, что угодно Спасителю. А Ему угодно наше спасение. Поэтому мы должны день начинать с молитвы, с умилением в душе воссылать благодарение Господу Богу за то, что мы встали.

Помолившись, освятиться надо святой водой с антидором. И все дела надо с благословения Божия начинать и благодарением Ему заканчивать.

Преподобный Серафим однажды взглянул на весь мир и увидел, как кадильный фимиам поднялся от земли до небес утром. Он прозорливостью своей увидел, как Православные христиане молятся усердно.

А сейчас фимиам поднимается?

Может, поднимается - мы не видим. Если бы не поднимался - мир бы не стоял. Бог - Тот же, Матерь Божия - Та же, Церковь - наша лечебница от всех болезней. Так что не должно быть сомнений, что пока стоим на истинном спасительном пути, Господь покрывает чад Своих и призывает всех ко спасению.

Что это за название такое - «Ташла»?

В переводе с чувашского значит: пляши, танцуй, веселись.

Веселое село?

Веселое.

А почему икона здесь явилась?

Старые люди рассуждали так, что если бы в Мусорах икона явилась - там люди верующие, а здесь люди прохладнее, для укрепления их веры Господь чудо явил.

От каких бед Божия Матерь избавляет?

От всех. Матерь Божия способна спасать людей от всех бед. Особенно тех, кто усердно к Ней обращается.

"Храм Святого Цесаревича Алексия своим величием заставляет нас по-особому относиться к нему. Хотелось что бы строительство этого храма переживалось как общенародная стройка, как храм-памятник по всем репрессированным, по всем невинно гонимым. Пусть этот храм станет дорогим для всех жителей Калмыкии."

Новости епархии

  • В праздник Вознесения архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

    6 июня 2019 года, в праздник Вознесения Господня, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную Литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты. Высокопреосвященному владыке сослужили клирики кафедрального храма. По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление празднику Вознесения. В завершении богослужения архиепископ Юстиниан обратился к собравшимся со словом проповеди: «Мы вошли в […]

  • В канун праздника Вознесения архиепископ Юстиниан совершил всенощное бдение в Казанском соборе Элисты

    Вечером 5 июня 2019 года, в предпразднство Вознесения Господня, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе города Элисты. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. По завершении полиелея Архипастырь читал канон Вознесению. Завтра утром, в праздник Вознесения Господа Иисуса Христа, архиепископ Юстиниан совершит Литургию в Казанском соборе Элисты.

  • В праздник отдания Пасхи архиепископ Юстиниан совершил Литургию в селе Приютное

    5 июня 2019 года, в день отдания праздника Пасхи, предпразднство Вознесения Господня, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан посетил село Приютное и совершил Божественную литургию Пасхальным чином в местном храме Воздвижения Креста Господня. Правящему архиерею сослужили клирики Элистинской епархии. После чтения Евангелия Высокопреосвященный владыка обратился к собравшимся: «Вера в воскресение Христово является основанием Церкви. Если бы […]

Иерей Дмитрий Винокуров руководитель Отдела по работе с молодежью Хабаровской епархии. 33 года, женат, имеет сына.

– Батюшка, и часто к Вам приходят за таким благословением ?

– Представляете, в нашем епархиальном молодежном отделе в этом году было 12 свадеб! Знаете, как у нас получилось? Это все, однозначно, Божественный Промысел: в прошлом году мы нашли покровителя для нашего молодежного отдела – Андрея Первозванного, а он как раз покровитель свадеб. Мы сейчас написали икону его, и у нас к написанию иконы – сразу 12 свадеб.

– Молодежь охотно идет в храм?

– Молодежи у нас в храме очень много. У нас только в отделе около 250 человек. Мы все пытаемся быть полезными храму, и самое главное, что у ребят есть на это живое желание.

– У Церкви есть разные направления деятельности. Почему Вы занимаетесь именно молодежью?

– Когда я сам шесть лет назад воцерковлялся, мне не хватало именно молодежного общения в церкви. Я стал свидетелем, как через некоторое время молодежи пришло уже достаточно много. И я очень рад, что теперь уже сформировался целый отдел, который на молодежном поле деятельности в крае очень заметен. С ним считаются и даже побаиваются немножко.

– Почему?

– Мы проводили такие акции против абортов, про которые все говорят: «Ну, мы тоже против абортов, но мы против таких методов, которыми вы...» Накануне 8 марта на площади Ленина мы на одну минуту падали в снег – в позе эмбриона. Собрались, упали и разошлись. Была страшная пурга, но все равно около 100 молодых человек пришли и упали в снег. Официальное разрешение на проведение акции мы взяли. Но чего мы только не претерпели за эту акцию! Резонанс был очень большой. И мы надеемся, что в этом году при вашей поддержке проведем ее по всей стране.

Во время акции мы озвучивали такую статистику: на 15 000 рожденных детей у нас в крае 18 000 абортов. И нам говорят: «Этот показатель лучше, чем в большинстве других регионов России!» То есть мы еще и впереди планеты всей. А представьте 18 000 трупов детей! Это же просто колоссальная цифра! О чем мы вообще говорим?!

Аборт запретить можно? Можно. Почему Польша, Греция, многие страны мира это сделали, а мы не можем? У нас ведь есть демографическая проблема. Ситуация действительно очень страшная. Раньше по Амуру от Хабаровска до Николаевска (1000 километров) каждые семь километров была деревня. Сейчас каждые 70 – нет.

Я знаю одну выпускницу пединститута, которая защищала диплом на инязе на тему «Семья». И в дипломе у нее красной нитью: семья – это религиозный пережиток. И она совершенно уверенно говорила на английском: «Я буду жить одна, для себя, я для себя рожу ребенка...» В принципе, можно сказать, что у семьи сейчас одна заступница – вера. Даже государство не заступается за семью. Пока. Хотя оно у нас потихонечку отрезвляется.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших ребятах. Наверное, Вы сталкиваетесь с удивительными судьбами…

– Да, конечно, судьбы удивительные. Их много. У нас есть девочка, которая вышла гулять с любимой собакой, и ту насмерть сбила машина. И девочка, упав около нее, говорит: «Господи, если она будет жива, я буду в храм ходить». Собака ожила, и девочка ходит в храм. Это такие, можно сказать, курьезные случаи. А есть у нас парень, который, поехав корреспондентом в командировку, чуть не погиб на тонущем корабле.. И тоже просил: «Господи помоги, буду ходить в храм». И тоже ходит.

Можно еще рассказать интересный случай. Три года назад, когда Китаю отдали половину Большого Уссурийского острова, у нас, дальневосточников, был шок. Моральный шок, мало с чем сравнимый, – у нас отрезали кусок. Зачем? По какой причине? Они что, претендовали? Какой-то военный конфликт? Как мне говорили, китайцы были сами удивлены – это ведь огромная территория.

И один парень рассказывал: «У меня это дошло до какой-то болезни. Я на работе только и думал об этом, потерял сон. Начал письма писать, стал народ на митинги собирать». И вот в одну из бессонных ночей ему является Христос и говорит: «Я из-за тебя этот остров отдал». Ведь эта территория нам была подарена Богом за благочестие наших предков! А парень когда-то ходил в храм, после армии у него даже были мысли о священстве, а потом женился и перестал в храм ходить. Сейчас они повенчались с женой, и только в храме он опять получил успокоение.

А бывают те, кто, просто читая литературу, интересуясь больше, чем есть в институтской или школьной программе, вдруг влюбляются в таких личностей, как Александр Невский, Столыпин, Ушаков, Суворов. И влюбляясь в них, начинают понимать, чем они жили. И хотят жить тем же. И живут, и приходят в Церковь совершенно логично.

Прекрасные качества есть в человеке, живущем в нашей стране. У нас же страна удивительная! Накопить на протяжении веков такой богатый опыт – это, конечно, генетически откладывается в каждом человеке: в татарине, в якуте, в русском... Но ключ от этого богатого состояния – только в Православной Церкви, только здесь все эти таланты и способности расцветают. Живой Христос в полноте своей все это открывает.

– Есть ощущение, что молодежь становится более активной? Проводятся различные акции, создаются организации, движения с довольно позитивным настроем…

– Да, есть несколько молодежных организаций федерального уровня – «Наши», «Молодая гвардия»… Только вот этим движениям не хватает самого главного – воцерковленности. Будет воцерковленность, русскость, – будет мудрость, последовательность, будет результат их политики. А пока они, несмотря на большие финансовые вливания, все равно не тянут на лидеров молодежного движения. И, по сути, наверное, не понимают, что такое служение, потому что оно подразумевает, в первую очередь, служение Богу, а потом уже всему остальному. Не будет служения Богу – всуе все это, напрасно они трудятся.

А баркашовцы, лимоновцы – чего им не хватает? Воцерковленности. Это наши ребята, наши дети. Не надо на них ставить клеймо и говорить: «Они фашисты, они скинхеды, – они плохие». Мы им не дали образ для подражания. Да ты им расскажи про Александра Невского, и они пойдут за тобой в храм. Сколько к нам пришло этих скинхедов – это замечательные ребята, на которых сейчас можно положиться. А от репрессивных мер толку не будет. К сожалению, взвешенной молодежной политики в стране у нас нет.

– А взвешенная политика в отношении Дальнего Востока есть?

– Тут нужна серьезная федеральная программа, которая бы обратила внимание на Дальний Восток, помогла нам встать на ноги. Дальше мы пойдем сами. Ведь Дальний Восток автономен. Здесь всё есть! Это нужно только взять и поднять. Тут такие богатые поля, на островах в пойме Амура можно семечко посадить, как в библейской притче, а потом прийти и собирать урожай. Не надо ни поливать, ни окучивать. Мы ведь фронт кормили! Отсюда и картофель шел, и капуста, и все на свете. Рыба в огромных количествах.

Хорошо бы, была программа федеральной помощи нашему губернатору. В него можно вложить большие деньги. Ведь он себя за годы правления уже зарекомендовал как человек радеющий. Здесь еще десять лет назад такая страшная разруха была, а сейчас у нас все строится, и очень добротно, – это наша земля, нам здесь жить.

– Да, город, действительно, поражает ухоженностью…

– К нам часто приезжают иностранцы, делают большие глаза и говорят: «У нас на карте на вашем месте нарисованы только елки! А мы приезжаем в цивилизацию». Но им, иностранцам, простительно, что они не знают. Но когда в Москве администратор гостиницы спрашивает: «А где это – Дальний Восток?» Ну как я объясню ей? Только глобус можно принести. Или другой администратор говорит: «Вы откуда?» Мы говорим: «Из Хабаровска». – «А, вот ваши земляки из Норильска!» Понимаете? Это же просто чудовищно.

Каждый дальневосточник прекрасно знает, где столица нашей Родины. Но нас почему-то не знают. Конечно, мы испытываем большую любовь к нашим духовным центрам, к Лавре, к Москве и к Санкт-Петербургу. Но даже те люди, которые переехали отсюда в Москву, все равно ощущают себя дальневосточниками. Я дальневосточник в четвертом поколении. После столыпинской реформы приехал сюда мой прапрадед. И я отсюда никуда не уйду, это все – мое. Мало того, мне кажется, что Сибирь и Дальний Восток – это действительно какая-то особенная территория. И дальневосточники – люди особенного характера. Они вкусили трудности с детства. И уже не боятся их.

Жаль, здесь сейчас еще мало по-настоящему православных людей. Но я думаю, что эта эпоха впереди. А наша эпоха воспитает людей. Они будут создавать семьи, рожать и ничего не будут бояться. На них и ставка. Это те люди, на которых через некоторое время встанет страна.

Мне недавно приснился сон: выхожу я на площадь и вижу огромное количество молодых парней – рослые, высокие, современные. Что за рекрутский набор? Спрашиваю: «Вы кто такие?» Они говорят: «Мы в семинарию поступаем». Я думаю: «Слава Богу!» Это же счастье, когда такая смена приходит! И в таком состоянии абсолютного блаженства я проснулся. Вставки: К нам часто приезжают иностранцы и говорят: «У нас на карте на вашем месте нарисованы только елки! А мы приезжаем в цивилизацию». У семьи сейчас одна заступница – вера. Это те люди, на которых через некоторое время встанет страна.

Беседовали Анатолий и Наталья Зыряновы