Международные стандарты финансовой отчетности для страховых компаний как инструмент регулирования их деятельности. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): функции, принципы и документы Кто в россии должен придерживаться мсфо

  • 29.01.2024

(Правление или International Accounting Standards Board) - это основной орган в структуре МСФО, который несет ответственность за принятие международных стандартов. В состав Совета входят лица, подготавливающие и использующие финансовую отчетность, аудиторы и научные работники, всего 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе. Члены СМСФО назначаются попечителями на срок от 3 до 5 лет. Несколько членов Совета непосредственно отвечают за координацию работы с органами, устанавливающими национальные стандарты финансовой отчетности. Повседневная работа Совета осуществляется с участием разнообразного технического и административного персонала. СМСФО занимается подготовкой и изданием МСФО, подготовку и публикацию Проектов стандартов, установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по опубликованным для обсуждения Проектам стандартов, публикацию основ для выработки заключений.

На сентябрь 2007 года в состав совета входило 11 членов и 2 членов совета на неполную ставку (см. таблицу).

Представитель

Примечание

Великобритания

Сэр Дэвид Твиди (председатель)

ранее являлся партнером KPMG

Великобритания

Томас Джонс (вице-председатель)

ранее работал в Citicorp

Мэри Барт (член совета на неполную ставку)

Великобритания

Стивен Купер (член совета на неполную ставку)

ранее работал в UBS

Филипп Данжу

бывший партнер Arthur Andersen

Ян Энгстрём

ранее работал в Volvo

Роберт Гарнетт

ранее работал в Anglo American

Жильберт Желар

ранее являлся партнером KPMG

Джеймс Лейсенринг

Австралия

Уоррен МакГрегор

работал в Stevenson McGregor

Джон Смит

партнер Deloitte & Touche

Татсуми Ямада

ранее являлся партнером Pricewaterhouse Coopers

Чжан Вэй-Го

Представители Правления должны отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 - опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. бухгалтерский стандарт отчетность интерпретация

Правление выполняет следующие основные функции:

  • · Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • · Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • · Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • · Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;
  • · Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • · Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО , знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

Структура Комитета

Единственной всемирной организацией, занимающейся разработкой международных стандартов финансового (бухгалтерского) учета, является Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC - International Accounting Standards Committee) - КМСФО. Комитет является независимым органом, цель которого состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых хозяйствующими субъектами для финансовой отчетности во всем мире. Комитет был основан в 1973 г. по соглашению между профессиональными бухгалтерскими организациями Австрии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. КМСФО - независимая частная организация, членами которой в настоящий момент являются 143 объединения бухгалтеров (включая 5 ассоциированных и 4 дочерних члена) из 104 стран общей численностью более 2 млн человек.

Уставом КМСФО определены две главные цели.

1. Разработка и публикация международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при предоставлении финансовых отчетов; их продвижение для повсеместного принятия и соблюдения.

2. Работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с предоставлением финансовой отчетности.

В свою очередь, Международная федерация бухгалтеров (IFA - International Federation of Accountants), созданная в 1977 г., разрабатывает и публикует международные стандарты аудита (IAS - International Auditing Standards).

Согласованные решения Комитета привели к тому, что эта работа в последнее время приобретает все более важное значение. Комиссия по ценным бумагам уже неоднократно применяла методы МСФО и использовала финансовую отчетность, составленную в соответствии с международными стандартами и предоставленную иностранными хозяйствующими субъектами и эмитентами. Токийская фондовая биржа делает то же самое.

Важную роль в разработке международных стандартов сыграло соглашение, заключенное в июле 1995 г. между Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSC - International Organisation of Securities Commissions) и КМСФО. Это соглашение помогло создать основу для формирования общих требований к бухгалтерской отчетности во всем мире.

Работа КМСФО финансируется за счет взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счет прибыли от публикаций стандартов. В 1999 г. бюджет КМСФО составил около 3 млн дол. США.

Комитет включает следующие подразделения:

1. Правление Комитета (IASC Board).

2. Консультативная группа (Consultative group).

3. Консультативный Совет по стандартам (Advisory Council).

4. Постоянный Комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee).

5. Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Part).

Правление КМСФО

Правление - главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов финансовой отчетности. Оно включает представителей бухгалтерских организаций из 13 стран, которые назначаются Международной федерацией бухгалтеров. Сотрудничество федерации и КМСФО началось в 1983 г., и в настоящее время в состав Комитета входят все организации - члены IFA. Помимо представителей стран Правление назначает в свой состав до четырех представителей организаций, занимающихся проблемами составления финансовых отчетов. Каждый из членов Правления может быть представлен одним или двумя представителями и одним техническим советником. Обычно делегация состоит из представителя промышленной организации и представителя организации, занимающейся разработкой национальных стандартов. Правление состоит из 16 членов. Это бухгалтерские организации из следующих стран: Австралия, Канада, Франция, Германия, Индия и Шри-Ланка, Япония, Малайзия, Мексика, Голландия, Северная федерация общественных бухгалтеров, Южная Африка и Зимбабве, Великобритания, США, а также представители организаций: Международный совет инвестиционных ассоциаций, Федерация промышленных холдинговых компаний Швейцарии и Международная ассоциация институтов финансовых управляющих. Статус наблюдателей в Правлении (т. е. без права голоса) имеют: Европейская Комиссия, Совет по разработке финансовых учетных стандартов США, Международная организация комиссий по ценным бумагам и Китай.

Члены Правления избираются на 2,5 года с правом переизбрания. На практике Правление Комитета собирается на одну неделю 4-5 раз в год. Правление выбирает председателя и его заместителя.

Консультативная группа

Консультативная группа была основана в 1981 г. и включает представителей международных организаций - разработчиков и пользователей финансовой отчетности; фондовых бирж; органов, регулирующих рынки ценных бумаг, и межправительственных организаций. Консультативная группа регулярно встречается с Правлением КМСФО для обсуждения вопросов касательно новых проектов Комитета, рабочей программы и стратегии КМСФО. Группа играет важную роль при подготовке и принятии международных стандартов.

Сегодня членами Консультативной группы являются:

Международная федерация ценных бумаг и финансов (FIBV - Feduration Internationale des Bourses de Valeurs,);

Международная ассоциация развития бухгалтерского образования и исследований (IAAER - International Association for Accounting Education and Research);

Международная банковская ассоциация (IBA - International Banking Associations);

Международная ассоциация адвокатов (IBA - International Bar Association);

Международная торговая палата (ICC - International Chamber of Commerce);

Международная конфедерация свободных профсоюзов (ICFTU - International Confederation of Free Trade Unions);

Всемирная конфедерация труда (WCL - World Confederation of Labor);

Международный комитет по стандартам оценки (IVSC - International Valuation Standards Committee);

Международная финансовая корпорация (IFC - International Finance Corporation);

Всемирный банк (The World Bank).

В качестве наблюдателей в Консультативную группу входят:

Совет по стандартам финансового учета (FASB - Financial Accounting Standards Board);

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD - Organization for Economic Co-operation and Development);

Европейская комиссия (European Commission);

Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям (UNDICI - United Nations Division on Transnational Corporations and Investment).

Такой представительный состав группы свидетельствует о признании, которое получили международные стандарты и о стремлении международного бизнеса обеспечить единый подход к толкованию финансовой отчетности.

Консультативный совет по стандартам

Еще один орган КМСФО это - Консультативный (или попечительский) совет по стандартам, созданный в 1995 г. В Консультативный совет входят самые известные специалисты, занимающие высокие посты в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета КМСФО. Консультативный совет выполняет следующие функции:

рассмотрение и комментирование стратегии и плана Правления с точки зрения их соответствия потребностям членов Комитета;

подготовка годового отчета по эффективности деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей;

содействие участию и одобрению работы КМСФО представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями финансовой отчетности и другими заинтересованными лицами;

поиск таких источников финансирования работы Комитета, которые не влияли бы на независимость Комитета;

рассмотрение бюджета и финансовой отчетности КМСФО.

Консультативный совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сегодня в состав этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания.

Постоянный комитет по интерпретациям


В 1997 г. Правление КМСФО одобрило создание Постоянного комитета по интерпретациям. В его задачи входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учета, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учета в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтенных при разработке существующих стандартов. Постоянный комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, которые, собственно, и принимают те или иные интерпретации стандартов. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями без права голоса.

Совершенствование структуры КМСФО

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) был создан в апреле 2001 г. и заменил собой Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).

Цель реорганизации Комитета - повышение качества и последовательности подготовки финансовой отчетности путем применения лучшей международной практики и устранения альтернативных подходов к раскрытию учетной информации, используемых в тех международных стандартах, которые в свое время были опубликованы Комитетом по МСФО.

Фондовые рынки требуют постоянного развития и усовершенствования МСФО (через Международную организацию комиссий по ценным бумагам, национальные органы, устанавливающие правила и стандарты учета и т. д.). В ответ на это в мае 2002 г. СМСФО опубликовал проект дальнейшего совершенствования стандартов, и к декабрю 2003 г. Совет пересмотрел 13 международных стандартов.

Структура КМСФО постоянно совершенствуется. По замыслу Правления Комитета такое совершенствование должно стать важным шагом на пути превращения КМСФО в разработчика стандартов на глобальном уровне. Суть производимых реформ состоит в превращении КМСФО в независимую организацию по типу фонда. Комитет будет состоять из двух главных органов: Доверенных лиц и Правления, а также из Постоянного комитета по интерпретациям, Консультативного совета по стандартам и Комитета по выдвижению кандидатур.

Комитет по выдвижению кандидатур (NT - Nominating Committee) необходим для выборов первой группы Доверенных лиц и будет включать 5-8 известных специалистов.

В состав Доверенных лиц (Trustees) войдут 19 лиц, имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности. Данный орган будет отвечать за выбор членов Правления, Комитета по интерпретациям и Консультативного совета. Доверенные лица будут контролировать финансовые потоки КМСФО, а также принимать решения о дальнейшей реорганизации структуры Комитета. Первоначально в состав Доверенных лиц войдут шесть представителей из Северной Америки, шесть из Европы, четыре из Тихоокеанского региона и три из остальных регионов.

Вместо существующего Правления в его нынешнем составе должно появиться новое Правление, состоящее из 14 человек (12 будут работать на постоянной основе, а два - на неполной ставке). Предполагается, что для обеспечения должного баланса опыта минимум 5 членов Правления должны иметь опыт работы в качестве практикующих аудиторов, 3 - опыт работы в области составления финансовой отчетности, 3 - опыт работы в качестве пользователей финансовой отчетности, а по крайней мере, 1 - опыт работы в высших учебных заведениях. Несколько членов Правления (но не более 7) будут поддерживать непосредственную связь с органами, устанавливающими национальные стандарты. Для принятия нового стандарта или его интерпретации необходимо будет получить одобрение со стороны 8 из 14 членов Правления.

С помощью нового Консультативного совета по стандартам все заинтересованные лица смогут предоставлять рекомендации по улучшению МСФО Правлению и Доверенным лицам.

Постоянный Комитет по интерпретациям согласно проекту сохранит свою действующую структуру.

Данные изменения должны получить одобрение большинства из 143 членов Комитета. Если реорганизация пройдет успешно, то предлагаемая структура вступит в действие.

Целью реформы является повышение эффективности и профессионализма КМСФО, при этом важно, что уже сейчас этот шаг вызывает положительные отклики со стороны ведущих специалистов в области бухгалтерского учета.

Последовательность разработки МСФО


Для того чтобы обеспечить высокое качество стандартов, а следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в следующие шесть последовательных этапов.

Первый этап - формирование Подготовительного комитета (Steering Committee). Комитет формируется Правлением из специалистов не менее чем из трех стран и возглавляется представителем Правления. В Подготовительные комитеты могут также входить представители других организаций, представленных в Правлении, Консультативной группе и эксперты в определенной области.

Второй этап - разработка проекта стандарта. Подготовительный комитет намечает план работы над проектом, затем тщательно изучает практику учета по данному вопросу в различных странах, в том числе различные учетные приемы, подходящие различным условиям. По итогам исследования комитет представляет на рассмотрение Правления КМСФО Общий план разработки проекта Международного стандарта финансовой отчетности (Point Outline).

Третий этап - подготовка рабочего проекта положений стандарта. В ходе данного этапа, который обычно длится около четырех месяцев, Подготовительный комитет готовит Проект изложения принципов (Draft Statement of Principles) или другой дискуссионный документ. В нем формулируются основные принципы подготовки следующего документа - Проекта международного стандарта финансовой отчетности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определенных случаях еще до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.

Четвертый этап - утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. После рассмотрения всех замечаний по Рабочему проекту положений Подготовительный комитет согласовывает его окончательный вариант и представляет на утверждение Правления.

Пятый этап - составление плана разработки международного стандарта. Подготовительный комитет составляет Проект международного стандарта финансовой отчетности, который после его одобрения двумя третями Правления обычно публикуется, и все стороны могут вносить в него замечания и предложения. Данная стадия может продолжаться от одного до трех месяцев.

Шестой этап - подготовка проекта международного стандарта. Подготовительный комитет рассматривает все замечания и передает проект на рассмотрение Правления. Для принятия и опубликования нового стандарта необходимо по меньшей мере 12 голосов членов Правления (из 16). В противном случае Правление может принять решение о проведении дополнительных консультаций и внесении необходимых изменений в проект. На практике это требует составления нового Проекта МСФО.

Правление также может сформировать Подготовительный комитет для внесения корректировок в уже существующие стандарты или их замены новыми стандартами. В этом случае процедура внесения изменений в стандарт аналогична вышеуказанной, за исключением того, что Подготовительный комитет также подготавливает Проект изложения принципов без предварительного составления схемы конкретного МСФО.

Следует также отметить, что утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов КМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на четыре языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены более чем на 30 языков мира.

Вместе с тем следует отметить, что как процесс разработки, так и процесс внедрения МСФО являются достаточно сложными и занимают много времени. Этот процесс должен сопровождаться предварительным обсуждением проектов международных стандартов, учетом специфики стран при применении того или иного МСФО, а также необходимой технической помощи при его разработке и внедрении.

Текущая деятельность Комитета по международным стандартам
финансовой отчетности

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Как уже упоминалось, в период с 1999 по 2001 г. Комитет был реорганизован. В результате такой реорганизации функции разработки, распространения международных стандартов финансовой отчетности и содействия сближению национальных стандартов были возложены на Совет по международным стандартам финансовой отчетности, также находящийся в Лондоне (IASB - International Accounting Standards Board). Организационными вопросами, вопросами членства и сбора членских взносов и пожертвований в настоящее время занимается Фонд комитета по международным стандартам финансовой отчетности, зарегистрированный в штате Делавэр, США (IASCF - International Accounting Standards Committee Foundation).

В состав нынешних руководящих органов Комитета по международным стандартам входят представители Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Канады, Швейцарии, Японии, Китая, Аргентины, Нидерландов, ЮАР, Бразилии, Дании, но наибольший удельный вес в нем имеют представители США. По своей сути КМСФО уже давно представляет собой транснациональную корпорацию, которая, однако, по мере возможности старается учитывать национальные устремления и приоритеты в области бухгалтерского учета и отчетности.

КМСФО достаточно мощная в финансовом отношении организация. Так, сумма взносов и пожертвований, поступивших на счета Комитета в 2002 г., превысила 11 млрд ф. ст. В числе аудиторских фирм, перечисливших в этот период Комитету суммы, превышающие 1 млн дол. США (конкретная сумма взносов по понятным причинам не разглашается), находятся такие транснациональные корпорации, как Andersen, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers. Неудивительно, что компанией, выигравшей тендер по второму этапу проекта ТАСИС, касающегося реформирования российского бухгалтерского учета, стала PricewaterhouseCoopers при участии Росэкспертизы. Для российских компаний самостоятельное участие в проектах ТАСИС - достаточно редкое явление.

Выигравшие тендер иностранные компании, в числе которых и PricewaterhouseCoopers, получат 3 млн евро на реализацию проекта, связанного с переходом на МСФО различных типов хозяйствующих субъектов.

Что касается перспектив работы Комитета, то в результате недавнего обсуждения, прошедшего в Правлении КМСФО, рекомендовано продолжить работу над следующими проектами:

1. Финансовые инструменты (улучшение и раскрытие финансовых рисков);

2. Конвергенция;

3. Страхование (Фазы I и II);

4. Отчет о результатах деятельности (отчет о полном доходе);

5. Выручка и относящиеся к ней обязательства;

6. Выплаты долевыми инструментами;

7. Объединения бизнеса (ОБ-I и ОБ-II);

8. Консолидация отчетности и компании специального назначения;

9. Компании малого и среднего бизнеса;

10. Прекращение признания;

11. Аренда;

12. Оценка;

13. Учет взаимосвязанных сделок.

Международные стандарты финансовой отчетности отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использования различных вариантов оценки инвестиций), они постоянно дорабатываются, изменяются, появляются новые. В последние годы этот процесс протекает более интенсивно.

А.В. Суворов,

кандидат экономических наук Ассоциация бухгалтеров и аудиторов
“Феникс“

Лекция 1. Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Порядок создания МСФО.

История создания МСФО. Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности, его состав и основные задачи.

В процессе формирования международной системы бухгалтерского учета можно условно выделить следующие исторические этапы:

1. Торговый (до 1800 г.), который характеризовался появлением двойной записи, хронологической и систематической записей в учете, бухгалтерского баланса, Главной книги и методов контроля. В итоге в ряде стран были созданы национальные торговые системы.

2. Предпринимательский (до 1900 г.), который характеризовался появлением на промышленных предприятиях бухгалтерии, стала определяться себестоимость отдельных видов продукции и в учете появились методы распределения накладных расходов. В итоге на этом этапе стали создаваться плана счетов предприятий.

3. Организационный (до 1950 г.), который характеризуется появлением национальных планов счетов в некоторых странах (Германия 1937, Франция 1947). В учете стали применяться нормы и нормативы, что привело к созданию методов «стандарт-кост» (США) и нормативного (СССР). На этом этапе появляются две бухгалтерии: управленческая (аналитическая) и финансовая.

4. Оптимизационный (до 1975 г.), который характеризуется использованием в учете ЭВМ, что дало возможность бухгалтерии решать стратегические задачи управления. Появился в учете метод «директ-костинг». На этом этапе был проведен анализ национальных учетных систем и принято решение о создании международной системы учета финансовой отчетности. В 1973 г. создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности.

5. Стратегический (с 1975 г. по настоящее время) характеризуется завершением в целом создания международной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основанной на методе «затраты – выпуск». Основой использования метода является соизмерение выпуска хозяйственной единицы с затратами по ее снабжению, производству и реализации, что позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или убыток) за период с учетом изменения остатков материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции на предприятии. В итоге применяется двухрядная система счетов: балансовых, участвующих в составлении бухгалтерского баланса в финансовой бухгалтерии, и операционных, применяемых для определения финансового результата по методу «затраты – выпуск» в управленческой бухгалтерии.

Международная координация учета ведётся достаточно давно. Еще в 1904 году в Сент-Луисе (США) прошел первый Международный конгресс бухгалтеров, что свидетельствует о понимании необходимости международного сотрудничества в области бухгалтерского учета. Однако проведение международных конгрессов бухгалтеров было приостановлено в связи со Второй мировой войной конгрессы бухгалтеров, но уже в 1952 году прошел первый послевоенный конгресс, на котором было принято решение, о проведении конгресса бухгалтеров каждые пять лет.

Крах 1929 года на мировых фондовых рынках, породивший глобальный экономический кризис в индустриально развитых странах и регионах, выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях одной страны существенно отличались. Отчетность разных компаний не всегда правильно понималась пользователями, так как оказывалась несопоставимой, непригодной для серьезного делового анализа, приводила к ошибочным и неоднозначным выводам о результатах деятельности и финансовом положении компаний.

В начале 1930-х годов в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые добровольно применялись крупными компаниями. На этой основе со временем возникла система ГААП США. Национальные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета (ГААП), зародившиеся в США, получили распространение в Канаде, Англии, Мексике, Италии и др. Но со временемНациональные ГААП постепенно, но неуклонно вытесняются Международными стандартами финансовой отчетности.

Разработка проблем МСФО началась в 1960-е годы под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям.

29 июня 1973 года решением профессиональных организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании и США был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) . В настоящее время к соглашению присоединились более 200 организаций и профессиональных ассоциаций многих стран мира.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности является независимой организацией, цель которой состоит в разработке единых принципов бухгалтерского учета, используемых коммерческими предприятиями и другими организациями всего мира при составлении финансовой отчетности.

КМСФО не подчиняется ни одной организации, но имеет тесные связи с МФБ. В состав Комитета по международным стандартам финансовой отчетности входят профессиональные организации, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров, кроме того, МФБ вносит большую долю средств в доходную часть КМСФО. Также деятельность Комитета финансируют профессиональные организации бухгалтеров, ТНК, аудиторские организации, финансовые компании и другие организации.

В соответствии с Уставом целями КМСФО являются:

(а) разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, подлежащих соблюдению при представлении финансовой отчетности, а также содействие в их повсеместном принятии и соблюдении;

(б) работа по совершенствованию и гармонизации нормативных актов, стандартов бухгалтерского учета и процедур, связанных с представлением финансовой отчетности.

Можно утверждать, что Комитет по МСФО - это гибкая система, претерпевшая за время своего существования несколько структурных изменений. Последняя реструктуризация произошла в 2001 г. согласно проекту «Рекомендации по формированию КМСФО в будущем».

В настоящее время структура Комитета(Совета) выглядит следующим образом:

1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);

2. Правление КМСФО (International Financial Standards Board);

3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);

4. Комитет по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Основные цели совета:

· формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;

· проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;

· способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

· разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;

· публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;

· решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;

· разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;

· создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;

· совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

В задачи Комитета по интерпретациям МСФО входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.