Абсолютная монархия. Абсолютизм как вид монархического правления

  • 15.10.2019

В них правит король, который принимает решения по внутренней и внешней политике, экономическому развитию и другим вопросам. Государств, возглавляемых «Величествами», не так много.

Форма правления абсолютная монархия страны

Бруней со столицей Бандар-Сери-Бегаван: «исламский Диснейленд»

Крошечное государство в Юго-Восточной Азии имеет площадь в 5 765 км². Благодаря богатым запасам нефти и природных ресурсов страна считается одной из самых обеспеченных в мире (ВВП на душу населения «переваливает» за 50000 долларов).

Управление страной осуществляет «аналог короля» — султан. Он возглавляет правительство и считается религиозным лидером всех проживающих в стране мусульман.

Кстати, правительство Брунея состоит исключительно из родственников султана Хассанал Болкиах .


Оман со столицей Маскат: этот сложный путь диверсификации

Оман «цветет и пахнет». Но в основном за счет добычи нефти. В стране правит Султан Кабус (полное имя — Кабус бин Саид Аль Бу Саид). В его руках сосредоточены все бразды правления государством. Он не только монарх. Султан «прибрал» к своим рукам почетные должности премьер-министра, минобороны, минфина, министра по внешним сношениям и председателя Центрального банка. По сути, все решения принимаются им единолично.

В результате получится так: после смерти султана ни один из наследников и приемников не сможет управлять государством. Потому как нынешний султан никого не подпускает к власти.

Что дает абсолютная монархия? Примеры стран показывают, что строго судить: «Это – хорошо, а это – очень плохо!» нельзя. Неограниченная монархия и диктатура произрастают в первую очередь в странах с патриархальным укладом. И здесь прав мудрец, который сказал: «Каждый народ заслуживает своего правительства».

Саудовская Аравия со столицей Эр-Рияд

Страна, которая живет по принятым еще в 1992 году законам. Согласно им, управление государством осуществляют сыновья и внуки Абделя Азиза. Власть главы государства здесь (как и во многих патриархальных исламских странах) ограничивается только положениями шариата.

В исторической ретроспективе такая форма монархии является наиболее распространенной. Она приходит на смену сословно-представительной, однако это историческое «правило» не всегда соблюдалось. Существует целый ряд стран, в которых не было сословно-представительной монархии. В первую очередь это страны Аравийского полуострова и Персидского залива. Конечно же, в них присутствовали органы управления помимо самого монарха (халифа), но они носили по большей мере совещательный характер. На практике получалось, что страной правил халиф, его главные государственные советники - шейхи, то есть представители богатой земельной аристократии, им же, в свою очередь, помогали старейшины, которые являлись своеобразными местными управленцами. Собственно говоря, была сильная, жесткая, централизованная власть, которая не терпела никого «непослушания». В Европе, в целом, абсолютная монархия проявлялась примерно в такой же форме государственного устройства.

Соответственно, мы можем дать определение данному виду монархии:

Абсолютная монархия -- это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без каких-либо ограничений.

Важно при этом заметить, что правитель не только пользуется властью без ограничений, но и ни с кем не делит ее. Абсолютная монархия является исключительно наследственной.

Какие же выводы можно сделать из приведенного определения? В чем суть? Суть в том, что, помимо безграничных возможностей монарха в своем государстве, при абсолютной монархии народ - это даже не подданные Его Величества, как при конституционной монархии, а слуги, которые, порой, превращаются в рабов, готовых служить вечно своему Господину и отдать жизнь, если будет нужно, за Него. Ведь, как это часто происходило и происходит по сей день, правитель любого государства зачастую преувеличивает и злоупотребляет своими полномочиями, хоть это строго запрещено законом, который он сам же принимал. А теперь просто представьте, насколько велик соблазн делать все, что «пожелает душа», по сути, такого же человека, как и все, когда, грубо говоря, все разрешено. Разве кто-нибудь устоит перед желанием сделать то, что для всех остальных запрещено и при этом четко знать, что за это ничего не будет. Достаточно абстрактное выражение, но сколько в нем конкретики.

Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны, а точнее, какими законными полномочиями обладает монарх при абсолютной монархии:

Монарх - единственный и неоспоримый источник власти.

Монарх обладает высшей исполнительной, законодательной и судебной властями.

Монарх обладает высшей духовной властью.

Монарх является носителем государственного суверенитета.

Монарх является главнокомандующим в армии.

Абсолютно все люди в государстве, кроме самого монарха и его семьи, являются его слугами.

А теперь только подумайте, сколько прав и полномочий вытекает из всего вышеперечисленного. Я бы сказал, что трудно найти то действие, которое монарх не имел бы права совершить, или то право, которым он не обладает. Если сказать прямо - таковых просто не существует. Вот так и получается, что он может все, и имеет право на все.

И сейчас мы готовы сделать второй важнейший вывод об абсолютной монархии - монарху разрешены любые, правомерные или неправомерные, законные или незаконные, «умные или глупые», «хорошие или плохие», «нужные или ненужные» и прочие «манипуляции» с, кем бы Вы думали, народом, причем исключительно на «правовой» основе, то есть личном желании монарха. И самое главное здесь заключается в том, что народ готов и согласен «идти по этой дороге». И вот как раз в этом моменте и проявляется сущность монарха как человека, как личности, который «держит судьбу своего народа». Для ясности и понятности того, что я имею в виду, представьте себе человека, сидящего на королевском троне. На одном плече у него «сидит» ангел, на другом демон - вечный человеческий внутренний конфликт «плохого и хорошего», «нужного и желаемого». И вот демон говорит: «Ты Царь. Делай все, что хочешь. Тебе ведь за это ничего не будет. Никто даже не посмеет тебя в чем-либо упрекнуть, ведь все пред тобой склоняются и дрожат». И царь думает, правду же говорит, кто мне что сделает. Но тут говорит ангел: «Ты царь. Ты должен делать то, что нужно твоему народу. Помни, не они твои слуги, а ты их слуга. Ты призван Богом служить своему народу, ибо без него ты ничего не значишь». И тут возникает вопрос: «кому верить?». Можно говорить и делать все, что угодно, но народ ведь даже не подозревает, какой силой он обладает.

Обратите внимание, что в словах демона и ангела слово «царь», написано с разных букв. Почему? Это зависит от того, какое значение придается самому царю. В связи с этим, хочется задать риторический вопрос: «легко или тяжело быть человеком, который обладает всей властью и абсолютной свободой?». И да, и нет. Делай все, что хочешь, но за твоими решениями стоят судьбы людей. Поступай так, как считаешь нужным, но вся ответственность лежит на тебе. Ведь при неумелом обращении, свобода просто «разорвет на части» любого человека. Исходя из этого, можно говорить о приемлемости абсолютной монархии в современном мире. Может быть, поэтому их осталось так мало?

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Для начала уточним, какие абсолютные монархии есть сегодня на политической карте мира. Это: Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней. Однако в сравнительно «чистом» виде, абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента, либо иного представительного органа. Вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. Но другие страны «ушли» недалеко. В них хоть и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее, абсолютистский характер государственной власти сохранился в традиционной форме. Конституции в них являются октроированными, то есть дарованными монархами. К тому же Коран имеет значительно большую юридическую силу. Парламенты же в этих странах крайне ограничены в своих функциях, и носят характер лишь совещательных органов. Но что примечательно, большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центральных и местных органах.

Понятно, что монархия проникает во все сферы жизнедеятельности общества. Но нам важно узнать и понять, как она влияет на каждую из них в отдельности.

Политическая сфера. О сущности монархической политики Л. Тихомиров пишет так: «Политика монархическая есть именно политика Монархической Верховной власти в достижении тех целей, которые имеет государственная политика вообще. Разумная вероисповедная политика требует поэтому союза Верховной власти с теми ростками религиозного сознания народа, которые ведут к истинной религии». При этом абсолютную монархию в данной сфере можно охарактеризовать как «вечную и неизменяемую». Власть принадлежит монарху, монарх получил ее от Бога, и никто другой ей не может обладать. Эти три звена лежат в основе правления. Так было, есть и будет всегда. Изменение хотя б одного из них влечет к достаточно быстрому краху системы в целом. Все построено именно на однообразии мышления и беспрекословном подчинении. Здесь даже речи быть не может о таких вещах, как политические партии, политическое инакомыслие, борьба за власть и т. д. Всех, кто пытается заниматься подобными вещами, ждет весьма печальная участь. Правда, наличие формальных органов управления для обеспечения формальных прав и свобод народонаселения на бумаге не отрицается, а порой даже приветствуется.

В своей книге Л. Тихомиров довольно часто ссылается на исследования П. Чичерина в области монархии. П. Чичерин указывает на следующие положительные и отрицательные стороны монархической государственности по отношению, в основном, к политике.

К выгодным (положительным) он относит:

Наилучшим образом обеспечивается единство власти, а из единства власти проистекает ее сила. С единством власти связана также ее прочность.

Монархия по независимости своей непричастна духу партий. Монарх стоит вне частных интересов; для него все классы, сословия, партии совершенно одинаковы. Он в отношении народа есть не личность, а идея.

В силу предыдущего монархия наилучше обеспечивает порядок. Монарх есть наиболее справедливый третейский судья социальных столкновений.

Нет образа правления более пригодного к совершению крупных преобразований.

Крупной личности точно так же легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии.

Слабые стороны монархии, по Чичерину, состоят в следующем:

Замещение власти совершается не по способности, а по случайности рождения. Это ставит судьбы народа в зависимость от случайности: может родиться гений, но может родиться и малоспособный.

Безграничная власть производит плохое влияние на некрепкую душу. Великая душа сдерживает себя. Слабый человек, напротив, превозносится или становится двоедушным. Противостать искушениям, окружающим власть, очень трудно, а когда на престоле царствует пророк, говорит Чичерин, то и подчиненное общество следует тому же примеру.

К искушениям власти присоединяется лесть и ухаживанье окружающих. Монарх есть источник всех благ, и их стараются получить лестью и раболепством. Эти качества становятся господствующим качеством придворных и чиновных сфер. Вокруг монарха образуется мираж официальной лжи, заслоняющей истинное положение дел.

Монархия легко переходит в произвол.

Она легко предпочитает внешний порядок внутреннему. Отсюда беспорядки в управлении: "сверху - блеск, снизу - гниль".

В случае произвола - право теряет ограждение, и Чичерин находит, что, даже и помимо злоупотреблений, монархия менее охраняет право, чем другие власти.

Личная и общественная самодеятельность в монархии, по мнению Чичерина, ослабляется, исчезает инициатива. Монархия все и всех "опекает", и это ослабляет развитие народа.

Важно заметить, что наиболее справедливой данная характеристика может быть именно для абсолютной монархии.

Экономическая сфера. Официально, монарх - «хозяин и владелец» всех природных богатств государства. Он имеет полное право ими распоряжаться по своему усмотрения в целях улучшения благосостояния страны и населения. Красивые слова, но, на самом деле, за счет принадлежащих государству ресурсов идет весьма солидное личное обогащение денежными средствами приближенных к правителю людей. И, естественно, полученные средства (не все, конечно) идут на личные цели, совершенно не касающиеся государственных интересов. Такая ситуация не только на ресурсном рынке. Это касается всех экономических областей, так как все они «заняты своими людьми», которые их контролируют и регулируют в них отношения, пресекают любые попытки проникновения «со стороны». В итоге получается, что подобные страны мы можем, фактически, назвать частными. Однако в оправдание существующему порядку следует сказать, что люди, «управляющие экономикой» в этих странах, «знают свое дело», потому что если бы они его «не знали», то вряд ли бы долго «продержались» бы на своих местах. Однако как отмечает Л. Тихомиров: «экономическая политика государства имеет целью такую завершенность производственных сил нации, которая бы обеспечивала самостоятельность ее в удовлетворении своих нужд».

Социальная сфера. Л. Тихомиров акцентирует внимание на том, что здоровое состояние социального строя особенно необходимо для монархического государства. Забота о социальном строе характеризует все эпохи процветания монархий, которые всегда относятся к нему крайне бережно, стараются не ломать его, а именно на нем воздвигать свои государственные построения. По этому поводу и говорят о природной сословности монархических наций. Несмотря на это, в странах с абсолютной монархией, как правило, весьма сильно проявляется социальный конфликт. Ярко выражено фактическое неравенство людей перед законом (правовой статус шейха и простого рабочего сильно рознится), происходит постоянное ущемление прав и свобод человека (под словами «ущемление прав и свобод» понимаются реальные ограничения в правах и «сдерживание» свободы человека, а не какие-то абстрактные, идеалистические понятия, которые усиленно продвигаются в Америке и Западной Европе). Однако социальную сферу сильнее всего затрагивает экономический резонанс в обществе. С одной стороны есть «верхушка», которая «имеет все», с другой - основная масса людей, у которой нет ничего. Как было сказано: «С общего стола им падают лишь крохи, которые случайно проронили сидящие за ним». То есть получается, что средний класс практически отсутствует. Это свидетельствует о колоссальной разнице между самыми богатыми и самыми бедными. Казалось бы, такое общество долго не просуществует. И вот тут, пожалуй, монарх «играет» свою важнейшую роль в обществе и государстве. Во-первых, он символизирует и олицетворяет единство народа. Во-вторых, он, образно выражаясь, говорит людям: «Какая разница, богаты вы или бедны. Вы все служите мне, для меня вы все равны и одинаковы». Фраза, подобная этой, произнесенная из уст правителя, настолько поднимает моральных дух народа, что тот продолжает верить в правдивость сказанного.

Из-за разделения общества на сословия, возникла идея единого общегражданского строя. Л. Тихомиров в своей книге «Монархическая государственность» определяет ее следующим образом: «Эта идея общегражданского строя в настоящее время завоевала все умы. Он считается высшим звеном развития идеи государства и основой свободы. Строй сословный объявлен синонимом подневольности граждан и реакционности своих сторонников. Но теория общегражданского строя не сознает, что она создана собственно борьбой демократической идеи против монархической. Действительно, осуждение сословного строя произносится ему совместно с "неограниченной" монархией». В то же время Тихомиров отмечает, что сословный порядок составляет естественную принадлежность неограниченной монархии, где отдельные интересы имеют каждый свою организацию, и надо всеми возвышается объединяющая их власть. Но он (сословный порядок) неуместен в конституционном правлении, где представительство должно выражать не раздельные интересы сословий, а общий всем интерес государства.

Духовная (религиозная) сфера. «Монархия возникает с таким содержанием народного духа и кончается с его уничтожением. Первая задача ее состоит, стало быть, в том, чтобы помочь нации сохранять и развивать это духовное содержание. Это составляет первую задачу и обязанность как в отношении нации, так и в отношении самой монархии, ибо свое нравственное содержание Верховная власть почерпает из нации. Когда оно есть в нации, оно передается неизбежно Верховной власти; иссякая в нации, столь же неизбежно иссякает и в Верховной власти. Отсюда является важность вопроса о правильном отношении монархической политики к религиозным верованиям и к тем учреждениям, которые ими создаются и объединяют религиозную жизнь нации». - Л. Тихомиров.

Попытаемся сделать вывод о том, что это означает. Монарх является духовным лидером в стране. Без преувеличений, он занимает первый после Бога, который наделил его властью, и это абсолютно нормально. Ибо только в этом случае нельзя будет усомниться в правильности и правомерности его действий. На этом построена и держится вся система абсолютной монархии. Данная система является крайне консервативной. Изменения в ней происходят очень редко и идут слишком медленно. Как правило, подобные системы закостеневают и перестают быть гибким, а результатом этого становится несоответствие существующего государственного строя реалиям и потребностям общества. Это, в свою очередь, становится предпосылками народных волнений, которыми могут воспользоваться «жаждущие» власти люди. В результате может «вспыхнуть» революция, а как ее прямое следствие - смена государственной власти и установление новой системы, путем замены старой. Во избежание подобного, духовная власть монарха выходит на первое место. Он говорит: «Мне власть дана Богом. И то, что мы «имеем», и я делаю, на это тоже есть Божья воля». И народ снова радуется и ликует - он счастлив. Помимо всего прочего, монарх является идеалом человеческой нравственности.

Военная сфера. Одно из приоритетных направлений развития общества и государства. Монарх, как было уже сказано, является главнокомандующим вооруженными силами. В средневековье король шел в бой вместе со своим войском, и это сильно поднимало моральный дух воинов. Они радостно кричали: «За короля!». Сейчас таково уже, естественно, нет. Однако во время военного положения, монарх является мощной объединительной силой, которая в самые «острые» и нужные моменты оказывает значительное влияние на ход разворачивающихся событий. И самое главное это то, что у народа появляется чувство морального долга, что он должен любой ценой защитить своего господина. Но при потере монарха, шансы населения защитить свою страну и победить в войне «падают в геометрической прогрессии», так как будет потерян смысл самой защиты.

Международная сфера. Правитель является законным представителем своего государства на международной «арене». Только с его согласия заключаются все международные договоры, касающиеся его страны, то есть на договорах стоит его личная подпись.

«В своем международном существовании, государство имеет целью сохранить и развить самого себя, союз своей нации (или наций). Международная политика его поэтому направляется на осуществление блага и интересов исключительно своего союза». - Л. Тихомиров из книги «Монархическая государственность»

Думаю, что не стоит говорить, какое влияние имеет правитель в других сферах общества. Правда, своего «рабочего» времени у него на них практически не остается. Контроль там предоставлен доверенным лицам монарха.

В заключение хочу добавить, что, помимо всех прочих функций, у монарха есть одна очень важная общественная. Он выполняет церемониальную функцию. Ни одно событие государственного масштаба не может пройти без его непосредственного участия. Как правило, правитель вначале выступает с речью, в которой говорит много общего, а уже потом начинается самое действие (открытие соревнований, например). Иными словами можно выразиться следующим образом: участие монарха является гарантом законности и правомерности происходящего. Если бы его там не было, то, грубо говоря, неизвестно, чем бы это могло обернуться для организаторов.

В данной главе мы рассмотрели абсолютную монархию как форму правления. Узнали ее важнейшие особенности. Рассмотрели роль монарха в различных сферах жизнедеятельности общества. Сделали некоторые выводы о приемлемости такой формы правления на современном этапе развития общества и государства.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus - безусловный) - разновидность монархической формы правления , близкой к диктатуре , при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха . Политический режим абсолютной монархии связан с установлением контроля над всеми сферами жизни общества; при этом понятие «абсолютной» («неограниченной») монархии условно, поскольку возможности монарха ограничены размером и качеством бюрократического аппарата, амбициями церкви и элит .

В узком, строго научном смысле понятие «абсолютная монархия» совпадает с понятием абсолютизм и означает государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Понятие абсолютной монархии как формы организации власти восходит ещё к римскому праву . Так, известна формула юриста II века н. э. Ульпиана : лат. princeps legibus solutus est («Государь не связан законами»). Развитие абсолютизма как теории к XV-XVII векам связано с формированием понятия государства . К этому времени в западноевропейской политической мысли господствовала синкретическая модель, основанная на учении Аристотеля , - в ней не было чёткого разграничения уровней организации общества (правового, религиозного, политического, этического, социального, духовного). Опиравшиеся на учение Аристотеля концепции «раздельного суверенитета» (Филиппа де Коммина , Клода Сейсселя и др.) предполагали приоритет сильной королевской власти, противопоставлявшейся тирании , и объединяли качества монархии, аристократии и демократии. В XV-XVI веках развивается и понятие государства, обозначавшего не «положение» короля, а абстрактную сущность - воплощение публичной власти. Большой вклад в формирование этого понятия внёс Никколо Макиавелли (трактат «Государь» , 1532 год) .

    В 1576 году французский философ Жан Боден в своем труде «Шесть книг о республике» представил теорию нераздельности суверенитета: высшая государственная власть полностью принадлежит монарху, однако абсолютная монархия не могла посягать на права и свободы подданных, их имущество (в противовес восточной деспотии , где монарх мог произвольно распоряжаться жизнью и собственностью подданных). В то же время формируется теория «государственного интереса» (ей следовал, в частности, приверженец абсолютной монархии кардинал Ришелье), согласно которой монарх может нарушать права подданных в самых крайних случаях во имя спасения государства. В то же время, помимо рационалистических теорий, большую роль в идеологическом аспекте абсолютизма играли идея божественного происхождения института государственной власти. Эта идея укладывалась в характерный для эпохи образ мысли: король и элита образовывали континуум , человеческая воля ограничена рамками богоустановленного порядка . Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархии Людовик XIV в своей афористической фразе «Государство - это я ».

    Абсолютные монархии в части стран унаследовали от предшествующей формы монархии представительные органы: кортесы в Испании , генеральные штаты во Франции , парламент в Англии , Земский собор в России и т. д.). Благодаря системе сословного представительства монархия могла получить поддержку знати, церкви городов в тех вопросах, которые она не могла решить самостоятельно (в соответствии с принципом сословно-представительной монархии «всё, что касается всех, должно быть одобрено всеми»). Усиление королевской власти произошло в конце XV-начале XVI века, особенно ярко это проявилось во Франции, Англии и Испании. Европейский абсолютизм практически формировался как система чрезвычайного управления, что было связано с требовавшими увеличения налогов войнами. Однако даже там, где при переходе к абсолютной монархии представительные органы были ликвидированы (земские соборы в России), государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советников, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств. Ещё в Новое Время возникали и оппозиционные абсолютизму политические теории. По мнению религиозной оппозиции (главным образом протестантской), соблюдение права собственности и верность истинной религии формируют общественный договор, нарушение которого монархом даёт подданным право на восстание. Находились последовательные противники и у идеи божественного происхождения власти. Например, согласно кардиналу Беллармину , король получает власть не от бога, а от руководимого мудрыми пастырями народа. К XVII веку сложилось представление о том, что общественный порядок первичен по отношению к верности религии. Это представление нашло отражение в труде английского философа Томаса Гоббса «Левиафан» . Гоббс развивал идею абсолютных индивидов, которые находятся в состоянии «войны всех против всех» («Человек человеку - волк ») и под страхом смерти передают абсолютную власть государству. Таким образом Гоббс дал абсолютизму радикальное обоснование, но одновременно разрушил образ вселенной как идеальной сущности - интеллектуальную основу абсолютизма (пользуясь трудами Гоббса, в конце XVII века Джон Локк сформулировал основы конституционного строя) .

    По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную. Однако этот процесс проходил неравномерно, например, в России и Турции абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

    Особенности

    Общие черты абсолютной монархии

    При абсолютной монархии государство достигает наивысшей степени централизации. С формально-юридической точки зрения в абсолютной монархии в руках главы государства - монарха - сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Создаются: разветвленный бюрократический аппарат с жёстко регламентированными функциями, постоянная армия и полиция. Достигается централизация и унификация местного управления. Государство активно вмешивается в экономику, используя принципы меркантилизма для защиты национальных производителей. Для многих абсолютных монархий характерно наличие идеологической доктрины, в которой государству присваивается особая роль в жизни общества, а авторитет государственной власти непререкаем . Расцвет абсолютной монархии в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв. В России абсолютная монархия существовала до начала XX века.

    Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий» . В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой - дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов. Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (возникала потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией) .

    Особенности абсолютных монархий в различных странах

    Особенности абсолютной монархии в каждом отдельно взятом государстве определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции и, особенно, в Англии влияние буржуа на политику было значительно большим, чем в Германии, Австрии и России. В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610-1715). Парламент был полностью подчинён власти короля; государство субсидировало строительство мануфактур, велись торговые войны.

    В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы. Парламент не был полностью подвластен королю; монарх мог обрести всю полноту власти лишь в сотрудничестве с парламентом, сохранялся контроль парламента над налогами. В связи с отсутствием мощного бюрократического аппарата на местах значительную роль играло местное самоуправление. Не была создана и мощная армия .

    Сильная королевская власть установилась в Испании и Португалии (усиление абсолютизма пришлось на вторую половину XVI века, в Испании наиболее жёсткий режим установился при короле Филиппе II). Эмиссионный, финансовый характер местной экономики, живущей за счёт серебряных и золотых приисков в Америке, не позволил формироваться классу крупных предпринимателей, и испанский абсолютизм, опиравшийся исключительно на аристократию, выродился в деспотию. В то же время система фуэрос обеспечивала определённое ограничение власти короля, но только на местном уровне.

    В Германии и Италии, где национальные государства были образованы лишь в XIX веке, абсолютные монархии складывались сравнительно поздно (с XVII века) и не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных королевств, герцогств, графств и княжеств («региональный» или «княжеский» абсолютизм). В XVII веке произошло усиление Бранденбургско-Прусской монархии с милитаристским характером экономики и социального строя; проводилась политика меркантилизма, существовал жёсткий регламент воинской повинности дворян и крестьянского населения. В государстве австро-венгерских Габсбургов , где национальные образования сохраняли сословно-представительные органы, абсолютная монархия установилась во второй половине XVIII века (при королеве Марии Терезии и её сыне Иосифе II).

    В абсолютных монархиях Скандинавии сохранялись элементы сословного представительства. В некоторых странах (например, в Речи Посполитой) абсолютная монархия так и не утвердилась (монарх пожизненно избирался сословно-представительным органом - сеймом) .

    Напоминающий европейский абсолютизм режим абсолютной монархии в России, окончательно сложившийся в XVIII веке, получил название самодержавия . Установление абсолютистского режима в России выразилось в прекращении созыва Земских соборов , ликвидации местничества , учреждении коллегий вместо системы

    На позднем этапе.

    История [ | ]

    Понятие абсолютной монархии как формы организации власти восходит ещё к римскому праву . Так, известна формула юриста II века н. э. Ульпиана : лат. princeps legibus solutus est («Государь не связан законами»). Развитие абсолютизма как теории к XV-XVII векам связано с формированием понятия государства . К этому времени в западноевропейской политической мысли господствовала синкретическая модель, основанная на учении Аристотеля , - в ней не было чёткого разграничения уровней организации общества (правового, религиозного, политического, этического, социального, духовного). Опиравшиеся на учение Аристотеля концепции «раздельного суверенитета» (Филиппа де Коммина , Клода Сейсселя и др.) предполагали приоритет сильной королевской власти, противопоставлявшейся тирании , и объединяли качества монархии, аристократии и демократии. В XV-XVI веках развивается и понятие государства, обозначавшего не «положение» короля, а абстрактную сущность - воплощение публичной власти. Большой вклад в формирование этого понятия внёс Никколо Макиавелли (трактат «Государь» , 1532 год) .

    В 1576 году французский философ Жан Боден в своём труде «Шесть книг о республике» представил теорию нераздельности суверенитета: высшая государственная власть полностью принадлежит монарху, однако абсолютная монархия не могла посягать на права и свободы подданных, их имущество (в противовес восточной [где? ] деспотии , где монарх мог произвольно распоряжаться жизнью и собственностью подданных). В то же время формируется теория «государственного интереса» (ей следовал, в частности, приверженец абсолютной монархии кардинал Ришелье), согласно которой монарх может нарушать права подданных в самых крайних случаях во имя спасения государства. В то же время, помимо рационалистических теорий, большую роль в идеологическом аспекте абсолютизма играли идея божественного происхождения института государственной власти. Эта идея укладывалась в характерный для эпохи образ мысли: король и элита образовывали континуум , человеческая воля ограничена рамками богоустановленного порядка . Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощрённый дворцовый этикет. Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархии Людовик XIV в своей афористической фразе «Государство - это я ».

    Абсолютные монархии в части стран унаследовали от предшествующей формы монархии представительные органы: кортесы в Испании , генеральные штаты во Франции , парламент в Англии , Земский собор в России и т. д.). Благодаря системе сословного представительства монархия могла получить поддержку знати, церкви городов в тех вопросах, которые она не могла решить самостоятельно (в соответствии с принципом сословно-представительной монархии «всё, что касается всех, должно быть одобрено всеми»). Усиление королевской власти произошло в конце XV-начале XVI века, особенно ярко [как? ] это проявилось во Франции, Англии и Испании. Европейский абсолютизм практически формировался как система чрезвычайного управления, что было связано с требовавшими увеличения налогов войнами. Однако даже там, где при переходе к абсолютной монархии представительные органы были ликвидированы (земские соборы в России), государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советников, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств. Ещё в Новое Время возникали и оппозиционные абсолютизму политические теории. По мнению религиозной оппозиции (главным образом протестантской), соблюдение права собственности и верность истинной религии формируют общественный договор, нарушение которого монархом даёт подданным право на восстание. Находились последовательные противники и у идеи божественного происхождения власти. Например, согласно кардиналу Беллармину , король получает власть не от бога, а от руководимого мудрыми пастырями народа. К XVII веку сложилось представление о том, что общественный порядок первичен по отношению к верности религии. Это представление нашло отражение в труде английского философа Томаса Гоббса «Левиафан» . Гоббс развивал идею абсолютных индивидов, которые находятся в состоянии «войны всех против всех» («Человек человеку - волк ») и под страхом смерти передают абсолютную власть государству. Таким образом Гоббс дал абсолютизму радикальное обоснование, но одновременно разрушил образ вселенной как идеальной сущности - интеллектуальную основу абсолютизма (пользуясь трудами Гоббса, в конце XVII века Джон Локк сформулировал основы конституционного строя) .

    По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жёсткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную. Однако этот процесс проходил неравномерно, например, в России и Турции абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

    Особенности [ | ]

    Общие черты абсолютной монархии [ | ]

    При абсолютной монархии государство достигает наивысшей степени централизации. С формально-юридической точки зрения в абсолютной монархии в руках главы государства - монарха - сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Создаются: разветвлённый бюрократический аппарат с жёстко регламентированными функциями, постоянная армия и полиция. Достигается централизация и унификация местного управления. Государство активно вмешивается в экономику, используя принципы меркантилизма для защиты национальных производителей. Для многих абсолютных монархий характерно наличие идеологической доктрины, в которой государству присваивается особая роль в жизни общества, а авторитет государственной власти непререкаем. Расцвет абсолютной монархии в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв. В России абсолютная монархия существовала до начала XX века.

    Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий». В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой - дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов. Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (возникала потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией) .

    Особенности абсолютных монархий в различных странах [ | ]

    Особенности абсолютной монархии в каждом отдельно взятом государстве определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции и, особенно, в Англии влияние буржуа на политику было значительно большим [насколько? ] , чем в Германии, Австрии и России. В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610-1715 гг.). Парламент был полностью подчинён власти короля [прояснить ] ; государство субсидировало строительство мануфактур , велись торговые войны .

    В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603 гг), но на Британских островах он так и не достиг своей классической [какой? ] формы. Парламент не был полностью подвластен королю; монарх мог обрести всю полноту власти лишь в сотрудничестве с парламентом [прояснить ] , сохранялся контроль парламента над налогами. В связи с отсутствием мощного бюрократического аппарата на местах значительную роль играло местное самоуправление. Не была создана и мощная армия .

    Сильная королевская власть установилась в Испании и Португалии (усиление абсолютизма пришлось на вторую половину XVI века, в Испании наиболее жёсткий режим установился при короле Филиппе II). Эмиссионный, финансовый характер местной экономики, живущей за счёт серебряных и золотых приисков в Америке, не позволил формироваться классу крупных предпринимателей, и испанский абсолютизм, опиравшийся исключительно на аристократию, выродился в [[Деспотизм|деспотию [прояснить ] ]]. В то же время система фуэрос обеспечивала определённое [какое? ] ограничение власти короля, но только на местном уровне.

    В Германии и Италии, где национальные государства были образованы лишь в XIX веке, абсолютные монархии складывались сравнительно поздно (с XVII века) и не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных королевств, герцогств, графств и княжеств («региональный» или «княжеский» абсолютизм). В XVII веке произошло усиление Бранденбургско-Прусской монархии с милитаристским характером экономики и социального строя; проводилась политика меркантилизма, существовал жёсткий регламент воинской повинности дворян и крестьянского населения. В государстве австро-венгерских Габсбургов , где национальные образования сохраняли сословно-представительные органы, абсолютная монархия установилась во второй половине XVIII века (при королеве Марии Терезии и её сыне Иосифе II).

    В абсолютных монархиях Скандинавии сохранялись элементы сословного представительства. В некоторых странах (например, в Речи Посполитой) абсолютная монархия так и не утвердилась (монарх пожизненно избирался сословно-представительным органом - сеймом) .

    Напоминающий европейский абсолютизм режим абсолютной монархии в России, окончательно сложившийся в XVIII веке, получил название самодержавия . Установление абсолютистского режима в России выразилось в прекращении созыва Земских соборов , ликвидации местничества , учреждении коллегий вместо системы приказов , создании органа государственного контроля над церковью (Синода), проведении протекционистской политики в экономике, упразднении внутренних таможен, введении подушной подати , создании регулярной армии и флота. Особенностями российского абсолютизма были усиление крепостничества , опора монархии на аристократию, незначительная роль буржуазии, набор высших и средних должностных лиц бюрократического аппарата из представителей дворянства .

    Экономический и демократический подъём в Европе XVIII века обусловил необходимость в проведении реформ, и характерным явлением для Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм , тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения. Просвещённый абсолютизм выразился в отмене отдельных королевских привилегий (реформы Тюрго, Франция, 1774-1776 годы), иногда в отмене крепостного права (Иосифом II в Богемии и ряде других провинций империи Габсбургов). Однако политика просвещённого абсолютизма не спасла абсолютные монархии от свержения в результате революций и конституционных реформ; в странах Европы абсолютистским режимам пришли на смену

    Абсолютная монархия — особая форма управления государством. Абсолютизм предполагает, что один монарх выполняет функции и главного исполнительного, и законодательного, и судебного органа. Также он является главой духовного мира в стране.

    Такой вид власти длительное время можно было наблюдать в разных державах до XVIII века.

    Обратите внимание! Историки утверждают, что государства к абсолютному правлению пришли естественным путем.

    Википедия определяет этот термин так:

    Основные черты абсолютизма следующие:

    • практически безграничный уровень централизации государственной власти;
    • развитие бюрократического аппарата во всех сферах жизнедеятельности державы;
    • создание постоянной полиции и армии;
    • дворянство является социальной опорой правителя;
    • управление страной основывается на идеологических тезисах, свидетельствующих о божественном происхождении самодержца;
    • возможное присутствие неформальных ограничений власти короля со сторон экономики, социальной сферы и идеологии.

    Перечисленные особенности и признаки абсолютной монархии присутствуют в каждом , но в каждом конкретном случае могут иметь значительные различия.

    Абсолютизм в истории

    Единоличное управление державой имеет черты, характерные для неограниченной власти, которая, как правило, переходит от поколения к поколению. Однако в некоторых странах абсолютизм имел некоторые ограничения. К примеру, в Испании монархи подчинялись кортесам, во Франции генеральным штатам, русские цари подчинялись Земским соборам.

    Несмотря на то, что правитель обладал безграничной властью, он был обязан считаться с подданными. Точка зрения простого народа выражалась абсолютно разными способами. Это могли быть как рекомендации советников, так и свержения самодержца и народные восстания.

    В период Просвещения этот вид монократии был не просто безграничным, но и подчеркивалось божественное происхождение самодержца. На это повлияли богословы, которые жили в те времена в монархических странах.

    Франция

    Знаменитый король-солнце Франции XVII века Людовик XIV описал абсолютизм своими словами: «Государство – это я».

    Самодержавие является благоприятной почвой для развития бюрократии во всех сферах, в том числе в армии и полицейских структурах.

    Апогей становления всевластия в западноевропейских державах и королевствах наступил в XVII-XVIII веках. В это время произошла полная централизация державы. Монарх, обладая всеми полномочиями, единолично принимает решения, определяет уровень налогообложения, на свое усмотрение распоряжается державной казной.

    Самодержавие королей держалась на дворянстве. Абсолютизм формировался во времена феодальной раздробленности, поэтому начало его развития было очень стремительным. Процесс становления монархии сопровождался прогрессивными событиями: устранением пережитков феодального раскола, применением единых законов, установлением власти над церковным миром.

    Деятельность страны с полным самодержавием была направлена на создание мощной военной структуры, которую впоследствии использовали для проведения войн. Ради усиления армии все силы бросали на развитие торговли, внутренней экономики и промышленности.

    Историки утверждают, что признаки абсолютизма в разной степени наблюдались практически в каждой европейской стране. Самой завершенной монархией могла похвастаться только Франция. Во французском королевстве абсолютная монархия образовалась в XVI веке. Спустя столетие, во времена правления династии Бурбонов, наступил пик самодержавия.

    Англия

    В Британии абсолютная монархия возникла при правлении королевы Елизаветы I. Но в Англии классический абсолютизм не сформировался. Основным препятствием тому стал британский парламент. За это время на островах не образовался бюрократический аппарат, не были созданы государственные войска.

    В определенных королевствах абсолютизм обладал конкретными особенностями. В основном характер правления определялся степенью влияния разных слоев общества на внутригосударственную политику. К примеру, во Франции и Англии на ведение внутренней политики влияла буржуазия.

    Начиная с 50-х годов XVIII века, наступила эра просвещенного абсолютизма. В это время монархия находилась под влиянием принципов эпохи Просвещения.

    С тех пор в европейских странах начал зарождаться капиталистический строй. Со временем он только развивался и укреплялся. Потом настал момент, когда капитализм и абсолютизм начали сильно противоречить друг другу. Эти два строя не могли бок о бок существовать в

    В отдельных государствах соперничество между обществом, стремящимся к развитию, и властью, которая ограничивает это развитие, было разрешено революционными событиями.

    Это интересно! Наиболее значимые исторически революции происходили во Франции, Великобритании и России. Некоторые державы к конституционному правлению пришли постепенно.

    Абсолютизм в нынешних странах

    В настоящее время в мире до сих пор существуют державы, форма правления которых стала или сохранилась абсолютной.

    Существуют примеры абсолютной монархии:

      • Религиозная держава Ватикан. Страной руководит глава католической церкви, то есть Папа Римский.
      • Саудовская Аравия. Аравийское королевство с конфессиональной абсолютной монархией. На всевластие короля способны повлиять шариатские нормы.
      • Свазиленд. Южноафриканское королевство, в котором король наделен исполнительной властью. Формально функцию высшего законодательного органа выполняет парламент государства. Но на самом деле на его плечах лежит лишь консультативная работа.
      • ОАЭ. Ближневосточное федеративное государство, состоящее из семи отдельных государств – эмиратов. В эмиратах царит самодержавие. Эмир Абу-Даби выполняет функции президента федерации, премьер-министр — глава Дубаи. Верховный орган ОАЭ – высший совет, состоящий из семи эмиров.
      • Бруней. Государство-султанат, во главе которого стоит султан. В его руках закреплена неограниченная теократическая власть. Формально в султанате существует парламент, но в его состав входят только родственники правителя.
      • Оман. Страна-султанат с классической формой абсолютизма. Султан Оман обладает полностью всей властью. Он выполняет функции премьер-министра, директора Центробанка, министра обороны, финансов и ИД.

    • Катар. Богатейшее государство. Конституционно Катар обозначен как абсолютная монархия с соответствующим видом правления. Эмир Катара самостоятельно и на свое усмотрение назначает состав консультационного совета и членов правительства.
    • Особое внимание заслуживает княжество Андорра. В нем существует отдельный режим правления. Более семи веков во главе государства находятся два князя, среди которых правитель Франции. В княжестве успешно сосуществуют феодализм и капитализм.

    К современным странам с абсолютизмом в управлении также относятся Кувейт и Бахрейн. Во всех монархических государствах, кроме Омана, есть конституции и проводятся парламентские выборы, однако признаки абсолютной монархии не изменились. Причиной тому стали дарованные правителями конституции, которые подчиняются Корану. Парламентские органы имеют очень ограниченные функции.

    В некоторых странах с абсолютным монархическим строем важную роль играет семейный совет. Структура относится к неформальным органам, членами которых становятся семьи монарха, его близкие родственники, признанные улемы – особые знатоки Корана.

    Семейный совет считается важным органом. Часто его члены могут занимать ключевые руководящие посты в столицах и на периферии.

    Король в одночасье является высшим духовным лицом, то есть имамом. Мусульманство обозначено как государственная религия. Монарх совмещает духовную и светскую власть.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    Монархические государства не являются полностью феодальными державами. Правящий класс, созданный на основе феодальной аристократии, развивается благодаря не феодальной эксплуатации простых крестьян, а благодаря использованию запасов нефти государственным органом. Более того, большая часть власти сконцентрирована в руках огромной финансовой буржуазии.