Цепь Маркова – это просто: подробно разбираем принцип. Однородные цепи маркова

  • 24.09.2019

Сегодня я хотел бы поведать вам о написании класса для упрощения работы с цепями Маркова.

Прошу под кат.

Начальные знания:

Представление графов в форме матрицы смежности, знание основных понятий о графах. Знание C++ для практической части.

Теория

Це́пь Ма́ркова - последовательность случайных событий с конечным или счётным числом исходов, характеризующаяся тем свойством, что, говоря нестрого, при фиксированном настоящем будущее независимо от прошлого. Названа в честь А. А. Маркова (старшего).

Если говорить простыми словами, то Цепь Маркова - это взвешенный граф. В его вершинах находятся события, а в качестве веса ребра, соединяющего вершины A и B - вероятность того, что после события A последует событие B.

О применении цепей Маркова написано довольно много статей, мы же продолжим разработку класса.

Приведу пример цепи Маркова:

В дальнейшем мы будем рассматривать в качестве примера эту схему.

Очевидно, что если из вершины A есть только одно исходящее ребро, то его вес будет равен 1.

Обозначения
В вершинах у нас находятся события (от A, B, C, D, E...). На ребрах вероятность того, что после i-го события будет событие j > i. Для условности и удобства я пронумеровал вершины (№1, №2 и т.д).

Матрицей будем называть матрицу смежности ориентированного взвешенного графа, которым изображаем цепь Маркова. (об этом далее). В данном частном случае эта матрица называется также матрицей переходных вероятностей или просто матрицей перехода.

Матричное представление цепи Маркова
Представлять цепи Маркова мы будем при помощи матрицы, именно той матрицы смежности, которой представляем графы.

Напомню:

Матрица смежности графа G с конечным числом вершин n (пронумерованных числами от 1 до n) - это квадратная матрица A размера n, в которой значение элемента aij равно числу рёбер из i-й вершины графа в j-ю вершину.

Подробнее о матрицах смежности - в курс дискретной математики.

В нашем случае матрица будет иметь размер 10x10, напишем ее:

0 50 0 0 0 0 50 0 0 0
0 0 80 20 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 100 0 0 0 0 0
0 0 0 0 100 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 100 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 70 30 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 100
0 0 0 0 0 0 0 0 0 100
0 0 0 0 0 100 0 0 0 0

Идея
Посмотрите внимательнее на нашу матрицу. В каждой строке у нас есть ненулевые значения в тех столбцах, чей номер совпадает с последующим событием, а само ненулевое значение - вероятность, что это событие наступит.

Таким образом, мы имеем значения вероятности наступления события с номером, равным номеру столбца после события с номером, равным строки .

Те кто знают теорию вероятностей могли догадаться, что каждая строка - это функция распределения вероятностей.

Алгоритм обхода цепи Маркова

1) инициализируем начальную позицию k нулевой вершиной.
2) Если вершина не конечная, то генерируем число m от 0...n-1 на основе распределения вероятности в строке k матрицы, где n - число вершин, а m - номер следующего события (!). Иначе выходим
3) Номер текующей позиции k приравниваем к номеру сгенерированной вершине
4) На шаг 2

Замечание: вершина конечная если распределение вероятностей нулевое (см. 6-ю строку в матрице).

Довольно изящный алгоритм, так ведь?

Реализация

В эту статью я хочу отдельно вынести код реализации описанного обхода. Инициализация и заполнение цепи Маркова не несут особого интереса (полный код см. в конце).

Реализация алгоритма обхода

template Element *Markov::Next(int StartElement = -1) { if (Markov::Initiated) // если матрица смежности создана { if (StartElement == -1) // если стартовый элемент по умолчанию StartElement = Markov::Current; // то продолжаем (в конструкторе Current = 0) std::random_device rd; std::mt19937 gen(rd()); std::discrete_distribution<> dicr_distr(Markov::AdjacencyMatrix.at(Current).begin(), Markov::AdjacencyMatrix.at(Current).end()); // инициализируем контейнер для генерации числа на основе распределения вероятности int next = dicr_distr(gen); // генерируем следующую вершину if (next == Markov::size()) // тонкости работы генератора, если распределение вероятностей нулевое, то он возвращает количество элементов return NULL; Markov::Current = next; // меняем текущую вершину return &(Markov::elems.at(next)); // возвращаем значение в вершине } return NULL; }

Данный алгоритм выглядит особенно просто благодаря особенностям контейнера discrete_distribution . На словах описать, как работает этот контейнер довольно сложно, поэтому возьмем в пример 0-ю строку нашей матрицы:

0 50 0 0 0 0 50 0 0 0

В результате работы генератора он вернет либо 1, либо 6 с вероятностями в 0.5 для каждой. То есть возвращает номер столбца (что эквивалентно номеру вершины в цепи) куда следует продолжить движение дальше.

Пример программы, которая использует класс:

Реализация программы, которая делает обход цепи Маркова из примера

#include #include "Markov.h" #include #include using namespace std; int main() { Markov chain; ofstream outs; outs.open("out.txt"); ifstream ins; ins.open("matrix.txt"); int num; double Prob = 0; (ins >> num).get(); // количество вершин string str; for (int i = 0; i < num; i++) { getline(ins, str); chain.AddElement(str); // добавляем вершину } if (chain.InitAdjacency()) // инициализируем матрицу нулями { for (int i = 0; i < chain.size(); i++) { for (int j = 0; j < chain.size(); j++) { (ins >> Prob).get(); if (!chain.PushAdjacency(i, j, Prob)) // вводим матрицу { cerr << "Adjacency matrix write error" << endl; } } } outs << chain.At(0) << " "; // выводим 0-ю вершину for (int i = 0; i < 20 * chain.size() - 1; i++) // генерируем 20 цепочек { string *str = chain.Next(); if (str != NULL) // если предыдущая не конечная outs << (*str).c_str() << " "; // выводим значение вершины else { outs << std::endl; // если конечная, то начинаем с начала chain.Current = 0; outs << chain.At(0) << " "; } } chain.UninitAdjacency(); // понятно } else cerr << "Can not initialize Adjacency matrix" << endl;; ins.close(); outs.close(); cin.get(); return 0; }


Пример вывода, который генерирует программа:

Цепи Маркова

Введение

§ 1. Цепь Маркова

§ 2. Однородная цепь Маркова. Переходные вероятности. Матрица перехода

§3. Равенство Маркова

§4. Стационарное распределение. Теорема о предельных вероятностях

§5. Доказательство теоремы о предельных вероятностях в цепи Маркова

§6. Области применения цепей Маркова

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема нашей курсовой работы цепи Маркова. Цепи Маркова названы так в честь выдающегося русского математика, Андрея Андреевича Маркова, который много занимался случайными процессами и внес большой вклад в развитие этой области. В последнее время можно услышать о применении цепей Маркова в самых разных областях: современных веб-технологиях, при анализе литературных текстов или даже при разработке тактики игры футбольной команды. У тех, кто не знает что такое цепи Маркова, может возникнуть ощущение, что это что-то очень сложное и почти недоступное для понимания.

Нет, все как раз наоборот. Цепь Маркова это один из самых простых случаев последовательности случайных событий. Но, несмотря на свою простоту, она часто может быть полезной даже при описании довольно сложных явлений. Цепью Маркова называют такую последовательность случайных событий, в которой вероятность каждого события зависит только от предыдущего, но не зависит от более ранних событий.

Прежде чем углубиться, нужно рассмотреть несколько вспомогательных вопросов, которые общеизвестны, но совершенно необходимы для дальнейшего изложения.

Задача моей курсовой работы – более подробно изучить приложения цепей Маркова, постановку задачи и проблемы Маркова.

§1. Цепь Маркова

Представим, что производится последовательность испытаний.

Определение. Цепью Маркова называют последовательность испытаний, в каждом из которых появляется одно и только одно из

несовместных событий полной группы, причем условная вероятность того, что в -м испытании наступит событие , при условии, что в -м испытании наступило событие , не зависит от результатов предшествующих испытаний.

Например, если последовательность испытаний образует цепь Маркова и полная группа состоит из четырех несовместных событий

, причем известно, что в шестом испытании появилось событие , то условная вероятность того, что в седьмом испытании наступит событие , не зависит от того, какие события появились в первом, втором, …, пятом испытаниях.

Заметим, что независимые испытания являются частным случаем цепи Маркова. Действительно, если испытания независимы, то появление некоторого определенного события в любом испытании не зависит от результатов ранее произведенных испытаний. Отсюда следует, что понятие цепи Маркова является обобщением понятия независимых испытаний.

Часто при изложении теории цепей Маркова придерживаются иной терминология и говорят о некоторой физической системе

, которая в каждый момент времени находится в одном из состояний: , и меняет свое состояние только в отдельные моменты времени то есть система переходит из одного состояния в другое (например из в ). Для цепей Маркова вероятность перейти в какое-либо состояние в момент зависит только от того, в каком состоянии система находилась в момент , и не изменяется от того, что становятся известными ее состояния в более ранние моменты. Так же в частности, после испытания система может остаться в том же состоянии («перейти» из состояния в состояние ).

Для иллюстрации рассмотрим пример.

Пример 1. Представим, что частица, находящаяся на прямой, движется по этой прямой под влиянием случайных толчков, происходящих в моменты

. Частица может находиться в точках с целочисленными координатами: ; в точках и находятся отражающие стенки. Каждый толчок перемещает частицу вправо с вероятностью и влево с вероятностью , если только частица не находится у стенки. Если же частица находится у стенки, то любой толчок переводит ее на единицу внутрь промежутка между стенками. Здесь мы видим, что этот пример блуждания частицы представляет собой типичную цепь Маркова.

Таким образом, события называют состояниями системы, а испытания – изменениями ее состояний.

Дадим теперь определение цепи Маркова, используя новую терминологию.

Цепью Маркова с дискретным временем называют цепь, изменение состояний которой происходит в определенные фиксированные моменты времени.

Цепью Маркова с непрерывным временем называют цепь, изменение состояний которой происходит в любые случайные возможные моменты времени.

§2. Однородная цепь Маркова. Переходные вероятности. Матрица перехода

Определение. Однородной называют цепь Маркова, если условная вероятность

(переход из состояния в состоянии ) не зависит от номера испытания. Поэтому вместо пишут просто .

Пример 1. Случайное блуждание. Пусть на прямой

в точке с целочисленной координатой находится материальная частица. В определенные моменты времени частица испытывает толчки. Под действием толчка частица с вероятностью смещается на единицу вправо и с вероятностью – на единицу влево. Ясно, что положение (координата) частицы после толчка зависит от того, где находилась частица после непосредственно предшествующего толчка, и не зависит от того, как она двигалась под действием остальных предшествующих толчков.

Таким образом, случайное блуждание − пример однородной цепи Маркова с дискретным временем.

1 июня 2016 в 16:31

Разработка класса для работы с цепями Маркова

  • C++ ,
  • Алгоритмы

Сегодня я хотел бы поведать вам о написании класса для упрощения работы с цепями Маркова.

Прошу под кат.

Начальные знания:

Представление графов в форме матрицы смежности, знание основных понятий о графах. Знание C++ для практической части.

Теория

Це́пь Ма́ркова - последовательность случайных событий с конечным или счётным числом исходов, характеризующаяся тем свойством, что, говоря нестрого, при фиксированном настоящем будущее независимо от прошлого. Названа в честь А. А. Маркова (старшего).

Если говорить простыми словами, то Цепь Маркова - это взвешенный граф. В его вершинах находятся события, а в качестве веса ребра, соединяющего вершины A и B - вероятность того, что после события A последует событие B.

О применении цепей Маркова написано довольно много статей, мы же продолжим разработку класса.

Приведу пример цепи Маркова:

В дальнейшем мы будем рассматривать в качестве примера эту схему.

Очевидно, что если из вершины A есть только одно исходящее ребро, то его вес будет равен 1.

Обозначения
В вершинах у нас находятся события (от A, B, C, D, E...). На ребрах вероятность того, что после i-го события будет событие j > i. Для условности и удобства я пронумеровал вершины (№1, №2 и т.д).

Матрицей будем называть матрицу смежности ориентированного взвешенного графа, которым изображаем цепь Маркова. (об этом далее). В данном частном случае эта матрица называется также матрицей переходных вероятностей или просто матрицей перехода.

Матричное представление цепи Маркова
Представлять цепи Маркова мы будем при помощи матрицы, именно той матрицы смежности, которой представляем графы.

Напомню:

Матрица смежности графа G с конечным числом вершин n (пронумерованных числами от 1 до n) - это квадратная матрица A размера n, в которой значение элемента aij равно числу рёбер из i-й вершины графа в j-ю вершину.

Подробнее о матрицах смежности - в курс дискретной математики.

В нашем случае матрица будет иметь размер 10x10, напишем ее:

0 50 0 0 0 0 50 0 0 0
0 0 80 20 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 100 0 0 0 0 0
0 0 0 0 100 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 100 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 70 30 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 100
0 0 0 0 0 0 0 0 0 100
0 0 0 0 0 100 0 0 0 0

Идея
Посмотрите внимательнее на нашу матрицу. В каждой строке у нас есть ненулевые значения в тех столбцах, чей номер совпадает с последующим событием, а само ненулевое значение - вероятность, что это событие наступит.

Таким образом, мы имеем значения вероятности наступления события с номером, равным номеру столбца после события с номером, равным строки .

Те кто знают теорию вероятностей могли догадаться, что каждая строка - это функция распределения вероятностей.

Алгоритм обхода цепи Маркова

1) инициализируем начальную позицию k нулевой вершиной.
2) Если вершина не конечная, то генерируем число m от 0...n-1 на основе распределения вероятности в строке k матрицы, где n - число вершин, а m - номер следующего события (!). Иначе выходим
3) Номер текующей позиции k приравниваем к номеру сгенерированной вершине
4) На шаг 2

Замечание: вершина конечная если распределение вероятностей нулевое (см. 6-ю строку в матрице).

Довольно изящный алгоритм, так ведь?

Реализация

В эту статью я хочу отдельно вынести код реализации описанного обхода. Инициализация и заполнение цепи Маркова не несут особого интереса (полный код см. в конце).

Реализация алгоритма обхода

template Element *Markov::Next(int StartElement = -1) { if (Markov::Initiated) // если матрица смежности создана { if (StartElement == -1) // если стартовый элемент по умолчанию StartElement = Markov::Current; // то продолжаем (в конструкторе Current = 0) std::random_device rd; std::mt19937 gen(rd()); std::discrete_distribution<> dicr_distr(Markov::AdjacencyMatrix.at(Current).begin(), Markov::AdjacencyMatrix.at(Current).end()); // инициализируем контейнер для генерации числа на основе распределения вероятности int next = dicr_distr(gen); // генерируем следующую вершину if (next == Markov::size()) // тонкости работы генератора, если распределение вероятностей нулевое, то он возвращает количество элементов return NULL; Markov::Current = next; // меняем текущую вершину return &(Markov::elems.at(next)); // возвращаем значение в вершине } return NULL; }

Данный алгоритм выглядит особенно просто благодаря особенностям контейнера discrete_distribution . На словах описать, как работает этот контейнер довольно сложно, поэтому возьмем в пример 0-ю строку нашей матрицы:

0 50 0 0 0 0 50 0 0 0

В результате работы генератора он вернет либо 1, либо 6 с вероятностями в 0.5 для каждой. То есть возвращает номер столбца (что эквивалентно номеру вершины в цепи) куда следует продолжить движение дальше.

Пример программы, которая использует класс:

Реализация программы, которая делает обход цепи Маркова из примера

#include #include "Markov.h" #include #include using namespace std; int main() { Markov chain; ofstream outs; outs.open("out.txt"); ifstream ins; ins.open("matrix.txt"); int num; double Prob = 0; (ins >> num).get(); // количество вершин string str; for (int i = 0; i < num; i++) { getline(ins, str); chain.AddElement(str); // добавляем вершину } if (chain.InitAdjacency()) // инициализируем матрицу нулями { for (int i = 0; i < chain.size(); i++) { for (int j = 0; j < chain.size(); j++) { (ins >> Prob).get(); if (!chain.PushAdjacency(i, j, Prob)) // вводим матрицу { cerr << "Adjacency matrix write error" << endl; } } } outs << chain.At(0) << " "; // выводим 0-ю вершину for (int i = 0; i < 20 * chain.size() - 1; i++) // генерируем 20 цепочек { string *str = chain.Next(); if (str != NULL) // если предыдущая не конечная outs << (*str).c_str() << " "; // выводим значение вершины else { outs << std::endl; // если конечная, то начинаем с начала chain.Current = 0; outs << chain.At(0) << " "; } } chain.UninitAdjacency(); // понятно } else cerr << "Can not initialize Adjacency matrix" << endl;; ins.close(); outs.close(); cin.get(); return 0; }


Пример вывода, который генерирует программа: по себе, а отчасти рассматриваем мы ее из-за того, что ее изложение не требует введения большого количества новых терминов.

Рассмотрим задачу об осле, стоящем точно между двумя копнами: соломы ржи и соломы пшеницы (рис. 10.5).

Осел стоит между двумя копнами: "Рожь" и "Пшеница" (рис. 10.5). Каждую минуту он либо передвигается на десять метров в сторону первой копны (с вероятностью ), либо в сторону второй копны (с вероятностью ), либо остается там, где стоял (с вероятностью ); такое поведение называется одномерным случайным блужданием. Будем предполагать, что обе копны являются "поглощающими" в том смысле, что если осел подойдет к одной из копен, то он там и останется. Зная расстояние между двумя копнами и начальное положение осла, можно поставить несколько вопросов, например: у какой копны он очутится с большей вероятностью и какое наиболее вероятное время ему понадобится, чтобы попасть туда?


Рис. 10.5.

Чтобы исследовать эту задачу подробнее, предположим, что расстояние между копнами равно пятидесяти метрам и что наш осел находится в двадцати метрах от копны "Пшеницы". Если места, где можно остановиться, обозначить через ( - сами копны), то его начальное положение можно задать вектором -я компонента которого равна вероятности того, что он первоначально находится в . Далее, по прошествии одной минуты вероятности его местоположения описываются вектором , а через две минуты - вектором . Ясно, что непосредственное вычисление вероятности его нахождения в заданном месте по прошествии минут становится затруднительным. Оказалось, что удобнее всего ввести для этого матрицу перехода .

Пусть - вероятность того, что он переместится из в за одну минуту. Например, и . Эти вероятности называются вероятностями перехода , а -матрицу называют матрицей перехода . Заметим, что каждый элемент матрицы неотрицателен и что сумма элементов любой из строк равна единице. Из всего этого следует, что - начальный вектор -строка, определенный выше, местоположение осла по прошествии одной минуты описывается вектором-строкой , а после минут - вектором . Другими словами, -я компонента вектора определяет вероятность того, что по истечении минут осел оказался в .

Можно обобщить эти понятия. Назовем вектором вероятностей вектор -строку, все компоненты которого неотрицательны и дают в сумме единицу. Тогда матрица перехода определяется как квадратная матрица , в которой каждая строка является вектором вероятностей. Теперь можно определить цепь Маркова (или просто цепь) как пару , где есть - матрица перехода , а есть - вектор -строка. Если каждый элемент из рассматривать как вероятность перехода из позиции в позицию , а - как начальный вектор вероятностей, то придем к классическому понятию дискретной стационарной цепи Маркова , которое можно найти в книгах по теории вероятностей (см. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. Т.1. М.: Мир. 1967) Позиция обычно называется состоянием цепи . Опишем различные способы их классификации.

Нас будет интересовать следующее: можно ли попасть из одного данного состояния в другое, и если да, то за какое наименьшее время. Например, в задаче об осле из в можно попасть за три минуты и вообще нельзя попасть из в . Следовательно, в основном мы будем интересоваться не самими вероятностями , а тем, положительны они или нет. Тогда появляется надежда, что все эти данные удастся представить в виде орграфа , вершины которого соответствуют состояниям, а дуги указывают на то, можно ли перейти из одного состояния в другое за одну минуту. Более точно, если каждое состояние представлено соответствующей ему вершиной).

Определение. Однородной называют цепь Маркова, если условная вероятность (переход из состояния в состоянии) не зависит от номера испытания. Поэтому вместо пишут просто.

Пример 1. Случайное блуждание. Пусть на прямой в точке с целочисленной координатой находится материальная частица. В определенные моменты времени частица испытывает толчки. Под действием толчка частица с вероятностью смещается на единицу вправо и с вероятностью - на единицу влево. Ясно, что положение (координата) частицы после толчка зависит от того, где находилась частица после непосредственно предшествующего толчка, и не зависит от того, как она двигалась под действием остальных предшествующих толчков.

Таким образом, случайное блуждание? пример однородной цепи Маркова с дискретным временем.

Переходной вероятностью называют условную вероятность того, что из состояния (в котором система оказалась в результате некоторого испытания, безразлично какого номера) в итоге следующего испытания система перейдет в состояние.

Таким образом, в обозначении первый индекс указывает номер предшествующего, а второй? номер последующего состояния. Например, - вероятность перехода из второго состояния в третье.

Пусть число состояний конечно и равно.

Матрицей перехода системы называют матрицу, которая содержит все переходные вероятности этой системы:

Так как в каждой строке матрицы помещены вероятности событий (перехода из одного и того же состояния в любое возможное состояние), которые образуют полную группу, то сумма вероятностей этих событий равна единице. Другими словами, сумма переходных вероятностей каждой строки матрицы перехода равна единице:

Приведем пример матрицы перехода системы, которая может находиться в трех состояниях; переход из состояния в состояние происходит по схеме однородной цепи Маркова; вероятности перехода задаются матрицей:

Здесь видим, что если система находилось в состоянии, то после изменения состояния за один шаг она с вероятностью 0,5 останется в этом же состоянии, с вероятностью 0,5 останется в этом же состоянии, с вероятностью 0,2 перейдет в состояние, то после перехода она может оказаться в состояниях; перейти же из состояния в она не может. Последняя строка матрицы показывает нам, что из состояния перейти в любое из возможных состояний с одной и той же вероятностью 0,1.

На основе матрицы перехода системы можно построить так называемый граф состояний системы, его еще называют размеченный граф состояний. Это удобно для наглядного представления цепи. Порядок построения граф рассмотрим на примере.

Пример 2. По заданной матрице перехода построить граф состояний.

Т.к. матрица четвертого порядка, то, соответственно, система имеет 4 возможных состояния.

На графе не отмечаются вероятности перехода системы из одного состояния в то же самое. При рассмотрении конкретных систем удобно сначала построить граф состояний, затем определить вероятность переходов системы из одного состояния в то же самое (исходя из требования равенства единице суммы элементов строк матрицы), а потом составить матрицу переходов системы.