Что такое даосизм? Основные идеи даосизма (кратко).

  • 17.10.2019

— другое мощное направление древнекитайской философской мысли.

В основе системы даосизма лежит понятие «дао» («путь») — первоначало, безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, все остальное преходяще . Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.

Необходимо иметь в виду, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. И именно это разочарование стало причиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и его проявлениях» ), созданной в V — IV вв. до н. э.

Указанное противостояние даосизма и конфуцианства находит проявление в трактовке понятия «дао», которое играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, дао рассматривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном аспекте дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Естественность и простота — вот что лежит в основе философии даосизма. Многие из этих идей будут впоследствии развиты многими западными философами.

Основатель даосизма

Его основателем считается китайский философ Лао-цзы (или «Старый мастер / философ»). Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.

По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец Лао-цзы. В отличие от источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».

Идеи даосизма

Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию — дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо:

  • Во-первых, питание духа : — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков.
  • Во-вторых, необходимо питание тела : соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.

Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди , который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

В рамках даосизма возникает концепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Формы даосизма

Можно выделить три основные формы даосизма:

Философский — обслуживал потребности образованной верхушки общества, которые искали в нем возможность самовыражения мысли и ;

Мистический — привлекал необразованные массы, которые шли к даосским монахам за помощью, советом, рецептом. Именно в этой форме даосизма сложился гигантский пантеон богов: каждый человек, совершавший добродетельные поступки, мог быть обожествлен;

Протонаучный - занимается исследованием законов природы и использованием их в медицине, астрономии, математике и т.д. Официальной наукой в Китае было , однако китайцы известны как первооткрыватели многих технических достижений: пороха, стекла, фарфора, компаса и т.д. Многие из этих открытий были сделаны монахами-даосами, пытавшимися создать эликсир бессмертия и совершивших попутно значительные научные открытия. Создали даосы и так популярное сегодня учение фэншуй (геомантия), дыхательную гимнастику — цигун, а также боевые искусства, в частности ушу.

Даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости, что обусловливало популярность даосизма, особенно во времена бедствий и политических кризисов. Так случилось в конце II в. н.э., когда под предводительством даосских монахов произошло мощное народное восстание, которое получило название восстания "Желтых повязок". Лидером восстания был даосский маг Чжан Цзюэ. Он провозгласил своей целью свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства; 184 г. был объявлен началом нового 60-летнего цикла — эпохи

«Желтого неба», которая принесет людям счастье и навсегда покончит с эрой «Синего неба», ставшего символом зла и несправедливости. В знак своей приверженности новым идеям повстанцы надевали на головы желтые повязки. Восстание было подавлено правительственными войсками. Оставшиеся в живых повстанцы бежали на север, где, объединившись с другой даосской сектой, образовали теократическое государство даосских пап , просуществовавшее в Китае до середины XX в.

В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. Даосизм не создал централизованной организации, но некоторая аморфность позволила ему проникать во все структуры китайского общества. Даосизм постепенно реформировался под влиянием других религий, существовавших на территории Китая.

В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Здесь активно действуют даосские храмы, монастыри, которые посещают сотни тысяч верующих.

Дао — это путь познания вещей. Даосизм является традиционным китайским учением с примесью философии и религиозных воззрений, наряду с Конфуцианством, дзен и буддизмом. В понятие даосизма включены шаманские и магические практики, учение о бессмертии и изгнании злых духов, ритуалы предсказаний и целительные методики цигун.

Суть даосизма

Восточный мистицизм оказал большое влияние на весь мир. Корни даосизма уходят в глубь веков, первые письменные артефакты датируются вторым веком до нашей эры. Так говорит о даосизме википедия. Как переводится слово «дао»? Это некая безликая сила, управляющая миром. Она находится везде и нигде. Также «дао» переводится как «путь», который определяет направление жизни человека. Таким образом, кратко суть даосизма можно охарактеризовать как веру в управление безликой силой, сотворившей мир и поддерживающей всё сущее и веру в бесконечное блаженство в состоянии покоя и бездействия.

Основоположник даосизма — Лао Цзы. Основные идеи учения — обретение внутренней гармонии и покоя через следование по священному пути дао. Даосизм — это не религия в чистом виде, а набор духовных практик. Несмотря на отсутствие догматов религиозного поклонения, существует множество монастырей, в которых даосы уединились от суеты мирской жизни. Это становится понятным, если учесть основополагающую идею даосизма о состоянии внутреннего покоя как достижения духовного совершенства. В суете будней покоя достичь невозможно, а по поверьям даосов внутренний покой может даровать долгую жизнь.

На заре становления даосизма отсутствовали какие-либо ритуальные и обрядовые церемонии. Последователи Лао Цзы искали правильный путь и смысл своего существования. С течением времени даосизм претерпел изменения, но основная идея сохранилась. Это учение временами испытывало гонения официальных властей, что побуждало даосов скрываться и образовывать тайные братства. Дао проповедует подавление страстей и желаний, что не всегда находило отклик в сердцах людей.

Есть ли у даосов своя священная книга? Да, она называется «Дао дэ цзин», что обозначает «Книга пути и достоинства». В этом трактате красной нитью проходит мысль о невмешательстве человека в действие высшей силы, ибо воля небес превыше всего.

Путь достижения счастья

Философия даосизма дает некий рецепт достижения блаженства и счастья в этом земном воплощении. Для этого следует встать на путь Дао, обрести силу Дэ и пребывать в полном бездействии У-вей. Что такое полное бездействие? Это состояние созерцательности, наблюдения за происходящим без какого-либо вмешательства. Это созерцательное отношение ко всему, что происходит в жизни.

Даосы считают, что ни один добрый поступок не способен сделать человека счастливым. Он может обрести счастье только через внутренний покой и медитативное состояние. Именно в медитациях можно постичь смысл мироздания и обрести блаженство. По мнению основателя учения человек должен культивировать в себе три основных качества:

  1. сострадание (ци);
  2. умеренность (цзянь);
  3. душа (шэнь).

По мнению даосов сострадание (любовь) заставляет сердце активно работать, то есть, разгонять кровь. Это оздоравливает организм. Умеренность во всем тоже способствует здоровью, а также позволяет разумного расходовать жизненную энергию. Развитие души — это путь самосовершенствования, без которого невозможно достичь блаженства.

Основные идеи даосизма:

  • принцип невмешательства;
  • неделание;
  • спонтанность;
  • превращение вещей.

Даосы утверждают, что постоянным принципом мироздания является перемена, все остальное — преходящее. Переменой управляет закон Дао. Нельзя сопротивляться переменам, нужно позволить им случаться в жизни. Если человек осуществляет какие-либо действия или желает чего-то, он нарушает естественный ход событий и препятствует переменам осуществиться.

Обратите внимание! Даосизм учит не вмешиваться в естественный ход вещей и не предпринимать попытки исправить совершенный мир.

Попытки что-либо изменить в своей жизни рассматриваются даосами как покушение на совершенство мира, ведь совершенство можно постичь лишь в состоянии созерцания. Желания, по мнению дао, — путь к беспокойству и несчастьям. Человек не должен стремиться к чему-либо, но не должен и препятствовать этому случиться. Например, даос не стремится к богатству, но не препятствует ему прийти в жизнь.

Инь и ян

Что символизирует знак инь и ян? Некоторые считают его символом дня и ночи или добра и зла. На самом деле это основополагающий символ дао, в котором заключено единство противоположностей — темного и светлого начала. Темное принадлежит женской душе, светлое — мужской. Женская суть выражается в пассивности, мужская — в активности. Только единство двух начал может сформировать гармонию и блаженство, только в единстве противоположностей заключена мощь энергии ци.

По мнению даосов переизбыток одного из качеств приводит к неразумному течению жизни. Оба принципа должны находиться в гармонии и равновесии, только в этом случае жизнь будет плодотворной и эффективной. Однако в данном символе заключена идея космических принципов движения, которые осуществляют перемены в физическом мире.

Постоянство перемен символизирует замкнутый круг. Точки внутри каждой половинки знака символизируют взаимопроникновение, волнистая разделяющая линия обозначает отсутствие четких границ между принципами.

Принцип инь и ян можно встретить в китайском искусстве, национальной медицине и даже науке. Это основополагающий принцип дао, который утверждает, что:

  1. противоположности притягиваются и дополняют друг друга;
  2. все находится в процессе постоянных перемен.

Человек, следуя по пути Дао, должен постоянно находить баланс между инь и ян. Это равновесие энергий, которое приводит к балансу и гармонии. Только баланс и равновесие энергий могут даровать человеку внутреннюю гармонию и абсолютное здоровье.

Здесь огромное влияние имел даосизм – о нем мы сегодня и хотим поговорить.

В статье ниже мы подробно расскажем, какая история в нем кроется, кто был его основоположником, какие основные термины и идеи заключает в себе это направление мысли и как практикуют истинные даосы. Также вы узнаете интересные факты, раскрывающие суть этого китайского учения.

Что это такое

Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.

Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:

  • философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – дао цзя;
  • религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – дао цзяо.

Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.

При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности.Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.

Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.

Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.

В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.


Основоположники

Даосизм в виде, известном нам, окончательно сформировался во 2-ом столетии нашей эры. Однако есть подтверждения того, что уже в 5-3 столетиях до нашей эры существовало учение, в основе которого лежал дао.

Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования:

  • шаманизм области Чу на южно-китайской территории с его обрядами и практиками;
  • обряды, связанные с магией, и вера в бессмертное существование, бытовавшие в китайской области Ци;
  • философия китайского севера.

Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь.

Однако более подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени , который жил в 5-4 веке до нашей эпохи.


Лао Цзы объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин», что значит «Трактат о законе Дао и его проявлениях во Вселенной». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучировесником конфуцианских текстов.

О самом ученом известно очень мало, причем все сведения обросли легендами. Одно предание гласит, что матери Лао Цзы коснулись лунный и солнечный лучи, другое – что она случайно проглотила осколок горного хрусталя и таким образом зачала сына.

Женщина десятки лет носила в утробе дитя, поэтому он родился уже стариком. Отсюда появилось его имя, которое переводится как «Старый младенец».

Существуют свидетельства, что Лао Цзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним вживую в 517 году до нашей эпохи. Тогда Лао Цзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы.

Тогда он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной.

С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия Лао Цзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин».

О дальнейшей судьбе Лао Цзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь.

Ко 2 веку нашей эры слава о Лао Цзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов.

Другим знаковым именем в становлении даосизма стал Чжуан Чжоу, живший в 4-3 веках до нашей эры. Он написал трактат «Чжуан-цзы», который дополнил существовавшие положения о дао.

Развитие идеи

Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими.


Главными из них были:

  • Школа Небесных наставников

Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.

  • Цюаньчжэнь

Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.

  • Маошань

Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.

  • Линбао

Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.

Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.


Индуизм

В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.

К 5-му веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII-му добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.

Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.

Во времена Танской и Сунской империи знание основных текстов даосизма входило в имперскую экзаменационную программу.

В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.

Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.


Китайская живопись, XVII век

С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигалаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.

В современности даосское учение по большей части приобрело славу благодаря дыхательным упражнениям цигун, боевым техникам у-шу, а также направлению фен-шуй, которые зародились именно здесь. Отсюда берет начало также знаменитый символ мужской и женской энергии – инь-ян.

Основные положени

Что такое Дао

Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

  • нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
  • общий закон;
  • первооснова жизни;
  • начало и конец бытия;
  • мировой порядок;
  • вечный путь, постоянное движение.

Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым.


Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.

Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой: ведь в комнате важны не стены, а пространство между ними, то есть пустота.

Главные постулаты

Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.

В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.


Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

1. Питание души

В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

2. Питание тела

Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

Путь аскетичного воздержания в еде был сложным, поэтому даосы-алхимики долгое время пытались найти эликсир бессмертия. Правитель Цинь Ши Хуан Ди даже отправлял экспедиции на его поиски.

Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.

По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.


Восемь столпов

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

  • Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
  • Обновление – медитации и практики для здоровья.
  • Питание – отказ от мяса.
  • Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
  • Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
  • Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
  • Совершенство – постоянное самосовершенствование.
  • Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

Три сокровища

Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

  • ци – энергия жизни, любви, милосердия;
  • цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
  • шэнь – дух, наделенный разумом.

Даосы в поисках бессмертной жизни изобрели стеклянные, фарфоровые изделия, компас, порох.

Заключение

В заключение кратко скажем, что даосизм – это уникальное философско-религиозное воззрение, которое зародилось еще 25 веков назад в Китае. За долгую историю оно претерпело значительные изменения, то приобретая тысячи последователей, то подвергаясь жестким гонениям.

Основополагающее понятие – дао, начало начал, закон, по которому живет все во Вселенной. Истинные даосы стремятся питать душу и тело, не вмешиваясь при этом в естественный ход жизни.


Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы стали немного ближе к удивительной культуре Китая и лучше познакомились с одним из главных его учений. Если вам понравилась статья, поделитесь новыми знаниями с друзьями!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие посты себе на почту!

До скорой встречи!

Название: Даосизм
Время возникновения:
Основатель: Лао Цзы
Священные тексты : Дао дэ Цзин

Некогда в чжоуском Китае наравне с мощными религиями ( и ) возникла уникальная философская доктрина, у истоков которой стоял мудрец Лао Цзы (Старый младенец), написавший даосский трактат «Дао дэ Цзин», где изложены основные положения даосизма.

Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао (которое также называют неоконфуцианством). Дао -»нерожденное, порождающее всё сущее», всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия. Непостижимое для органов чувств, неисчерпаемое и постоянное, без имени и формы, Дао дает имя и форму всему. Цель практикующего даосизм - стать единым с Дао, слиться с Ним.

Все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба, считают даосы, благодаря механизму, называемому «небесной пружиной». Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние (кит. У-вэй). У-вэй - не есть бездействие, это действие вне ума, вне рассуждений, действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений…В состоянии У-вэй можно рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад - делать что угодно, если ваш ум при этом молчит. Адепт занимает наблюдательную позицию ко всему, особенно по отношению к себе. Он невозмутим и анализирует посредством интуитивного мышления, но не дискурсивного.
Мир по своей сути не содержит противоречий, но в нем происходит вечная трансформация. Практикующий Дао должен покорно следовать Его потоку, пребывая в естественности и природной простоте; принимать всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в естественной гармонии с миром, в гармонии с природой, возможно обретение долголетия и процветания духа.

Лао Цзы писал, что существуют три сокровища, которые являются высшими наставниками человека - это любовь, умеренность и смирение.
Доктрина даосов опирается на постулат о Восьми Столпах, которые являются ветвями даосских практик и философии. Основной акцент в них делается на здоровье и долголетие, на лечебно-оздоровительные системы упражнений и гармоничные отношения с окружающим миром.

  • Дао (путь) философии. Человек должен стремиться постичь значение и цель жизни, свое предназначение, законы природы и общества.
  • Дао обновления. Путем упражнений и медитаций практикующий должен достичь здоровья и долголетия.
  • Дао правильного питания. Питание даоса основано на вегетарианской кухне.
  • Дао забытой пищи. Необходимо помнить и о лечебном питании, включающем посты, диеты и травную медицину для обеспечения определенного пищевого режима.
  • Дао излечения. Требуется регуляция и правильное использование жизненной энергии, данной нам в этом воплощении. Применяется методика вправления выпадающих органов путем массажа, акупунктуры и иных форм мануальной терапии.
  • Дао сексуальной мудрости. Секс и зачатие ребенка должны быть действиями осознанными и контролируемыми.
  • Дао совершенства. Необходимо добиваться достижения совершенства в какой-либо сфере для себя и других, в том числе с помощью систем предсказаний (астрологии, гадания по отпечаткам пальцев, нумерологии, составления гороскопов и прогнозов на будущее).
  • Дао успеха. Необходимо выработать стратегию, которая позволит адепту гармонизировать законы природы и общества. Эта стратегия подразумевает неустанное овладение науками, психологией и философией, в том числе и на практике.

Даосы полагают, что человек - это вечная субстанция, а его тело - своеобразный микрокосм, скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков Ци, которая аналогична Универсальной жизненной силе, присущей всему в этом мире и наполняющей жизнью все органы тела человека. Потоки энергии Ци в теле соотносятся с потоками энергией Ци в окружающей среде и могут меняться. Даосизм определяет тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого даосского постулата берут свое начало многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик.

Даосизм прошел многовековой путь и для современности является традиционной китайской религией. В наши дни возрождение интереса к даосизму в большей степени обязано особой популярностью техники Цигун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии.

Даосизм имеет продолжительную историю, насчитывающую более двух тысячелетий. Наряду с буддизмом и он входит в число трех важнейших учений Китая, основанных на духовных практиках древних жителей Поднебесной.

Часто даосизм противопоставляют буддизму как религии и конфуцианству как философии, хотя в его догматах заложены и религиозные, и философские элементы. В чем же состоит смысл учения? И что вообще представляет собой даосизм?

Что значит слово «даосизм»?

Главной категорией китайской философии выступает Дао – безличностная сила или наивысшее состояние бытия, действие которого заметно всегда и везде. В буквальном смысле в переводе с китайского слово «дао» означает «путь» и указывает на принцип творения, отвечающий за происхождение всего живого. Именно от этого понятия и произошло учение даосизм, основоположником которого считается древний философ Лао-цзы.

Первые философские трактаты даосизма возникли примерно в V столетии до нашей эры. Ядром, вокруг которого развилась доктрина, стало сочинение «Дао дэ цзин», трактующее Дао как единый порядок. В середине II столетия в Китае появилась первая даосская школа «Пять ковшей риса», а впоследствии по всей территории государства стали открываться учебные заведения, обучающие даосизму.

Долгое время учение было одним из основополагающих в Китае, однако в середине XIX столетия подверглось гонениям и суровой критике. Возрождение даосизма началось только в 1960-х годах.


На сегодняшний день он имеет большое влияние жизнь во многих регионах Китая и Тайваня, а также продолжает свои традиции в поэзии и прозаической литературе.

Что такое даосизм?

Под даосизмом понимают совокупность духовных практик, основанных на представлениях о священном пути к гармонии и благодати. Хотя его нельзя назвать , в Китае существует множество даосских монастырей и храмов, где проводятся пышные обряды и ритуалы, практикуются древние сакральные техники для совершенствования ума и тела.

За пределами Китая даосизм известен во многом благодаря разделу альтернативной медицины «цигун», включающему в себя комплекс физических и дыхательных упражнений.

В чем суть даосизма?

Как говорилось выше, в основе даосизма лежит Дао – всеобщий Абсолют и Закон, первооснова бытия, которая непостижима для человеческих органов чувств, но царит вечно и повсеместно.


Согласно даосскому учению, человек является вечной субстанцией, а его физическая оболочка – эдаким микрокосмом или результатом взаимодействия женского и мужского начал (Янь и Инь).

Чтобы обрести гармонию и счастье, каждый человек должен встать на путь Дао, постараться познать его и соединиться с ним воедино. Представители даосизма полагают, что, будучи микрокосмом, человек является вечным, как и Вселенная (макрокосм), а его смерть – это всего лишь отделение духа от физической оболочки и растворение в макрокосме.

Силу, которая дается людям на пути Дао, даосисты называют Дэ, а понимание того, когда нужно действовать в той или иной ситуации либо пребывать в бездействии, именуют У-вэй, то есть созерцательной пассивностью. Считается, что любой поступок, который противоречит Дао, является напрасным расходованием энергии и сил.

Если попытаться охарактеризовать даосизм несколькими словами, то его суть заключается в созерцательном отношении к жизни. По словам сторонников учения, наслаждения достигает не тот человек, который совершает хорошие поступки, а тот, который путем медитации прислушивается к себе и постигает мироздание.

Три сокровища в даосизме

Последователи учения Лао-цзы различают три основных добродетели, три сокровища, которые нужно защищать и всячески «вскармливать» в себе.


Первое – это ци (любовь, сострадание), то есть сила, заставляющая сильнее биться сердце и быстрее двигаться кровь.

Второе – цзянь (умеренность, бережливость), или энергия, отвечающая за внешний облик людей. От нее зависит, будет ли человек худым либо толстым, с зелеными или карими глазами и т. д.

Третье сокровище – шэнь (душа), дающее людям разум и делающее их существами, которые способны самосовершенствоваться.