Цветочный спас года какого числа. Почему спас называют яблочным и что нужно знать об этом празднике

  • 25.09.2019

Современные люди вместе с привычными праздниками не забывают и о православных событиях. К празднованию Медового Спаса готовятся все христиане. Этот праздник достаточно древний, несмотря на это он сумел сохраниться до сегодняшнего времени.

Мед ценится за наличие целебных свойств и вкусовых качеств. Этот продукт используется людьми с древнего времени. Польза его настолько велика, что это привело к возникновению праздника посвященного меду.

В этот светлый день освещают мед и воду. Благословляли мед с целью последующего его употребления. В дни Спаса христиане занимаются приготовлением разнообразных блюд с наличием меда в их составе. Это вкусная выпечка в виде булочек, пряников, плюшек, блинов.

С древних времен происходило переплетение религиозных и народных праздников. Значимые даты, которыми обозначены праздники, в православном календаре имеют свои приметы и традиции.

Когда Медовый Спас в 2016 году? Празднование начинается впервые дни Успенского поста. В этом году этот праздник отмечают 14 августа.

Торжество, которое отмечают христиане, имеет постоянную дату. На нее не влияет Пасха. Период Успенского поста не длинный. Он насчитывает всего две недели и их называют Спасовками.

Исторические сведения о празднике

Медовый Спас имеет интересную историю. Только греческая и русская православные церкви празднуют событие по своим правилам. Греческая церковь в этот день раньше начинала осуществлять освещение улиц, дорог города с помощью частичек Креста Иисуса. Его носили по улицам, для того чтобы одержать победу над болезнями, которые распространялись в последний месяц лета.

Первоначально стали отмечать Спас в 1164 году. В этот период русские победили булгар. Название «Медовый» появилось после возникновения традиций и обычаев, связанных с его проведением. Освещение меда пасечниками выполнялось для получения хорошего урожая на следующий год.

Обычаи на Медовый Спас

Медовый нектар - это главное лакомство русского народа с давнего времени, поэтому начало сбора урожая ароматного продукта должно было пышно отмечаться. Церквями производилось освещение первого добытого меда. Народ радовался наполненным ульям, и каждый пасечник стремился показать народу свои успехи по получению меда.

Пчеловоды разламывали соты и согласно обычаям, отправлялись с этим нектаром в храм. Для первых сот подготавливалась новая, чистая и пустая посуда. Это было необходимо делать по традиции для получения в будущем богатого урожая медового нектара.

Так как Спас начинался с Успенским постом, на столе в день праздника могли быть постные блюда. Только возможность употребления меда, делала это обстоятельство незаметным. Приветливые и умелые хозяйки выпекали коврижки с медом, шанежки, пряники и пироги. Мед использовался для варки фруктов и орехов. Стол был заполнен медовыми напитками в виде безалкогольных настоек, кваса, медовух. Ломтики с нарезанными сотами наполненные медовым нектаром украшали столы.

Медовый Спас, приметы

Чистка колодцев и очищение скотины

Традиционно народ во время Спасского торжества должен наслаждаться медовыми лакомствами для сладкой и богатой жизни в будущем. О Медовом Спасе не зря говорят еще как о Водосвятии. Это время чистки родников и колодцев.

В деревнях старались производить чистку колодцев, так как считалось большим проступком оставлять заиленные колодцы. К тому же их нужно было чистить во избежание болезней. Также в этот день люди брали воду с чистых источников и мыли ей свою скотину и свою семью. Таким образом, смывалась порча и хворь.

Почему после Спасского празднества люди не купались в реках?

На следующий день после Спасского праздника, в реки для купания люди не спускались. В воду было трудно войти, потому что она не была такой теплой, как в Спасский день. Начинается приготовление природы к уходу в спячку, пока не наступит следующее лето. Когда закончится Медовый Спас, трудно увидеть пчелу на цветке. Даже птичье общество собирается в далекий полет.

Когда наступает 14 число, на всех сотах набирается много меда и приходит время для его сбора. Его начинают собирать и освещать. Затем занимались приготовлением разных сладостей из меда: рулетов, пирогов, печенья, булочек. Столы бывают наполнены разными вкусностями, и люди начинают ходить друг к другу в гости и угощать своими медовухами. Об этом дне родные помнят долгое время.

В этот день христиане стремились в церковь, для того чтобы освятить не только мед. Им также нужно было произвести освещение воды и мака. Мак использовался для приготовления вкусных пряников, рулетов, пирогов и других кулинарных изделий. Воду освещали во время Спаса, для того чтобы после ее использовать в качестве целебного напитка, для укрепления здоровья. От питья этой воды у людей прибавлялась энергия, настроение и появлялось вдохновение.

Как очиститься от греха?

Во время купания в этот светлый день, люди смывали с себя всякие греховные мысли и получали оздоровление. Животных купали в водоемах, чтобы они стали здоровыми, выносливыми и плодородными. Вымытые в воде больные животные, выздоравливали, поэтому люди старались не пропустить этот день, чтобы оздоровить и размножить стадо. Поэтому купание в святой день приносит много пользы и людям и скотине.

Следует и нам воспользоваться данными традициями для получения энергии и здоровья на весь год. Ведь не зря люди издавна соблюдают эти обычаи. Значит, в этом заложена огромная сила и таинство.

Может, очистившись от своих грехов, искупавшись в роднике в этот праздник, можно будет устранить все недуги и вздохнуть облегченно. Несмотря на то, что многие обряды остались в прошлом, Медовый Спас продолжает оставаться поистине важным событием.

Теперь вы точно знаете, какого числа Медовый Спас в 2016 году и что надо делать в этот день.

950 лет назад князь Андрей Боголюбский учредил празднование трех великих Спасов: Медового, Яблочного и Орехового. С тех пор каждый год православные отмечают эти праздники. В этом году празднование Спасов приходится на 14,19 и 29 августа соответственно.

Медовый Спас (14 августа)
В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад в августовскую жару в византийском Константинополе люди толпами гибли от болезней. Чтобы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу с верой, что святыня спасет. Отсюда и пошло церковное название праздника.
Спас называют Медовым, потому что пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь — освятить. Вечером этого же дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали соседские дети - поесть меда. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было: в этот день угощали всех.
Так как праздник совпадал с началом Успенского поста, то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки
150 граммов сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 г муки. Добавить к ней сироп, 50 г маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, «Мокрый». Ведь издавна на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или «Маковый» — в этот день начинали собирать созревший мак. Потом с маком пекли сладкие булочки.

Яблочный Спас (19 августа)
Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса. Ночи становятся холоднее, тепло понемногу уходит. Появляются первые сладкие яблоки. Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что давным-давно до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом пробовали.
А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Как сказано в «Евангелиях», Иисус Христос с тремя учениками в этот день взошел на гору Фавор и там преобразился — весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и его силы.
Существовало несколько традиций отмечать Яблочный Спас. Например, матери, потерявшие своих детей, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда ее ребенок на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Молодые девушки часто собирались около яблонь. А все потому, что, согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.
Хозяйки в этот день начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов — обязательно запекут их.

Рецепт печеных яблочек
Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

Ореховый Спас (29 августа)
К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их, так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. У наших предков в этот день особенно бойко шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо — второе название праздника «Спас на полотне».
Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

Ореховое печенье без муки
Для приготовления печенья можно брать любые орешки на ваш вкус, например, фундук, арахис, грецкий орех. Понадобятся также яйцо и сахар.
Для начала измельчить орешки, не очень мелко, не нужно их превращать в муку. Перемешать орехи с сахаром. Белок взбить в крепкую пену, добавить измельченные орехи с сахаром и все перемешать. Выложить печенье на противень чайной ложкой и выпекать в духовке, разогретой до 170 С, 10 минут. Через 10 минут печенье становится еще мягким, но не липким. Выключаем духовку и оставляем печенье остывать в духовке еще на 40-50 минут.
Хорошего празднования и приятного аппетита!

Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2016 году

14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

ЦЕРКОВЬ

Согласно древнему преданию (документ, найденный в IV веке Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве), правитель месопотамского города Эдесса Авгарь страдал проказой. Желая избавиться от поразившей его болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к нему живописца Ананию с письмо, в котором просил придти и исцелить его. Иисус обещал послать к правителю одного из своих учеников.

Все попытки Анании написать образ Иисуса Христа оставались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство.

Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.

Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне"; "Спас Нерукотворный". Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.

НАРОД

В народе Третий Спас (Ореховый) называют еще "Спасом на полотне", "Спасом на холсте", либо "Холщовым спасом". Дело в том, что в этот день проходили ярмарки, на которых принято было торговать полотнами и холстами.

В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", то есть сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью. При этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.

Кроме того, в народе Третий Спас называли еще Ореховым Спасом, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. В этот день в лес отправлялась "старостиха" для пробного сбора; собранное ею за один день считалось мерою для всех женщин, впоследствии идущих собирать орехи. В назначенный день в лесу расстилали ковер и "веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.

СПРАВКА "КП В УКРАИНЕ"

14 августа начинается Успенский пост. Во время Успенского поста проходят сразу три спаса , и ореховый. Первый начинается 14 августа, второй Яблочный – 19, и третий Ореховый – 29 числа. По церковной традиции в эти дни освящают яблоки, виноград, мед и орехи, что символизирует первый урожай.

В эти дни можно есть дары природы после освящения, и за все это благодарить бога. До спасов от этих продуктов стоит воздержаться. Лучше закатать те же яблоки в банки, чтобы попробовать после 19 августа.

Каждый год Ореховый Спас отмечается в конце августа, так и в 2016 году он приходится на 29 число. Стоит отметить, 28 августа завершается Успенский пост, поэтому Ореховый Спас становится первым после него праздником. В православной традиции этот день именуется Спасом Нерукотворного Образа Христа Спасителя. История гласит: художник царя Эдессы Авгария не сумел изобразить лик Христа. Тогда Спаситель умыл лицо, вытер его полотенцем, а на ткани осталось изображение лика. Нерукотворный образ был способен чудодейственным образом исцелять людей, но, к сожалению, он был утерян во время одного из Крестовых походов. С этой легендой связаны и другие имена праздника: Холщовый Спас или Нерукотворный, а также Спас на холстах.

Еще одно название – Хлебный Спас. До конца августа весь урожай хлеба обычно убирался, поэтому главное кушанье стола – каравай, пекся из нового зерна.

Сценарий Орехового Спаса

Согласно традициям в канун Орехового Спаса люди отправлялись в лес, где собирали орехи. Затем наступал час праздничного пира. Кушанья расставляли на холщовых полотнах, расстеленных на земле.

Обязательным было и посещение церкви, где освещались принесенные дары природы: орехи, ягоды, цветы, а также хлеб.

В канун Третьего Спаса организовывались самые веселые ярмарки.

Если вы решили отпраздновать Ореховый Спас в кругу друзей, то сценарий легко найти в Интернете. Лучше устроить гулянье на природе, нарядиться в традиционные русские костюмы. Хороводы и песни - отличное развлечение. Если вы устраиваете праздник для детей, то не забудьте напомнить им о существующих традициях, а также пословицах и поговорках, связанных с этим днем. На столе обязательно должны присутствовать орехи и яблоки, мед и выпечка. Для поздравления подойдут такие строки:

Все христиане православные сегодня

Ореховый встречают вместе Спас,

Всегда в России Спас Нерукотворный

Был очень важным праздником для нас,

Знамёна, где был вышит образ,

Солдаты брали непременно в бой,

Спас Хлебный, потому что накануне,