Государственный музей А. С

  • 30.06.2020

Начнем с того, что Музей переименовывали несколько раз.

В конце XIX века Музей изящных искусств задумывался Иваном Владимировичем Цветаевым как учебно–образовательный и публичный музей, созданный на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

Строительство здания и сбор коллекции шли, главным образом, на средства учредителей Музея и частных жертвователей. Так, 150 тысяч рублей выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Алексеевой ее душеприказчики, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III - в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы.

В 1912 году состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III в присутствии императора Николая II и членов монаршей семьи.

С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. Имя Александра Сергеевича Пушкина было присвоено Музею в 1937 году, в годовщину трагической гибели поэта. Причинами переименования послужили исторические события, особенности проводимой в то время культурной и общественной политики, а также мнения отдельных чиновников.

Сегодня название ГМИИ им. А.С. Пушкина полностью закреплено в памяти посетителей музея, как в России, так и за рубежом. Если вы слышите или читаете фразы «Я был в Пушкинском», «В Пушкинском открылась выставка…», вы сразу же понимаете, о каком именно музее идёт речь.

Название ГМИИ им. А.С. Пушкина давно устоялось, было принято обществом и сегодня воспринимается им как единое целое. Пушкинский музей – это бренд, исторически сложившаяся реальность, которую было бы очень сложно разрушать насильственным вмешательством.

Тем не менее, основатель музея ни в коем случае не забыт. Именно Ивану Владимировичу Цветаеву принадлежит идея создания «мусейского городка». Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует проект создания Музейного городка в районе Волхонки.

Помимо этого, один из корпусов ГМИИ им. А.С. Пушкина – Учебный художественный музей (улица Чаянова, 15) – носит имя Ивана Владимировича Цветаева. Также в нашем музее также учреждена Премия имени Цветаева. Ну и, наверно, стоит упомянуть, что каждая обзорная экскурсия по Главному зданию начинается около бюста Цветаева и краткого рассказа о зарождении музея.

Вероятно, во многом правы те, кто считает, что по справедливости Музей должен бы носить имя И.В. Цветаева, своего основателя. В то же время есть и противоположные мнения. Возможно, в будущем, при проведении опроса общественного мнения, при коллективном решении культурного сообщества о переименовании Музея, ему может быть присвоено имя Ивана Владимировича.

31 мая 2017 года Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина отметил 105-летие со дня основания. По этому случаю Esquire собрал 10 фактов о музее.

1. В музей привозили «Джоконду»

В 1974 году в Пушкинском выставляли легендарную «Джоконду» Леонардо Да Винчи — и это, к слову, был последний раз, когда картина покидала Лувр, чтобы отправиться за границу. Тогда на шедевр пришли посмотреть 300 тысяч человек. Впрочем, это не предел — рекорд посещаемости музея зафиксировали семь лет спустя.

2. Шестьсот пятьдесят тысяч человек на одной выставке

Столько посетителей посмотрели в ГМИИ им. Пушкина выставку «Париж — Москва. 1900 — 1930», организованную в 1981 году. Экспозиция включала в себя оригиналы работ Малевича и Кандинского, Пикассо и Матисса — неудивительно, что она привлекла такое внимание.

3. Коллекции музея эвакуировали на три года

С 1941-го по 1944-й фонды Пушкинского вывозили в Новосибирск и Соликамск, чтобы они не пострадали от бомбежек. Но этой участи, увы, не удалось избежать самому зданию — в ходе авианалетов оно лишилось части крыши. Кое-где выбоины от осколков немецких бомб сохранились до сих пор — например, в верхней части западного фасада музея, со стороны Малого Знаменского переулка.

Школьники в ГМИИ им. А.С. Пушкина, начало 1950-х

4. Некоторое время Пушкинский служил постоянной экспозицией подарков Сталину

В 1949 году в музее развернули «выставку подарков Иосифу Виссарионовичу Сталину от народов СССР и зарубежных стран». Экспозиция была приурочена кк 70-летию вождя, заняла сразу несколько залов (число подарков шло на десятки тысяч) и была, фактически, постоянной: она продлилась до самой смерти Сталина в 1953 году.

5. Более миллиона человек ежегодно

Проходят через многочисленные залы Пушкинского.

6. До революции здесь выставлялись исключительно скульптуры

В основном — гипсовые копии античных статуй и мозаик. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, его первым директором был историк, археолог и искусствовед Иван Цветаев. Он лично заказывал слепки античных фигур в зарубежных мастерских. Единственными представленными подлинниками были экспонаты из внушительной коллекции египтолога Владимира Голенищева. Она насчитыывала более 6 000 предметов, привезенных ученым лично с раскопок в Египте.

Картины в музее появились только после революции, когда их конфисковали из частных коллекций и национализировали. Также фонды музея пополнились после Великой Отечественной — в них попали картины из Дрезденской галереи и западноевропейских музеев.

7. Семьсот тысяч единиц хранения

Столько предметов искусства содержат фонды музея. Постоянно выставлены всего несколько процентов.

8. Подготовка выставки, как правило, начинается за несколько лет до ее открытия

Всего в музее проходит около 30 выставок в год. Особенно крупные проекты проходят 3−4 раза в год. Стоимость их подготовки редко укладывается в 1 млн. евро.

9. Музей дважды менял название

Открывшийся как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете, он стал Государственным музеем изобразительных искусств в 1932. А пять лет спустя, в связи со столетием со смерти Александра Сергеевича Пушкина, ему присвоили имя поэта.

10. На торжественном открытии музея присутствовал император Николай II лично

И даже видео есть:

В 1863 здесь устроили пересыльную тюрьму. А в 1881-1882 годах ее сломали, и в центре Москвы долго был пустырь, на котором хотели построить реальное училище.

В результате длительной борьбы Московскому университету удалось получить эту землю для постройки музея Изящных Искусств. Этим мы обязаны профессору Ивану Цветаеву (отцу поэтессы). Он понимал, что у студентов нет средств ездить в Европу для изучения произведений классического искусства. Поэтому профессор решил создать учебный музей, где были бы собраны копии самых значительных произведений мировой скульптуры.

В конкурсе на строительство художественного музея первую премию получил Г.Д. Гримм, вторую - Л.Я. Урлауб, третью - П.С. Бойцов. Но проект отдали Р.И. Клейну.

Путеводитель по архитектурным стилям

Здание заложили в 1898 году. Строительство шло 12 лет с перерывами. Лучшие материалы доставляли не только из России, но также из Финляндии, Швеции, Польши, Италии, Венгрии.

Музей строили по последнему слову инженерной мысли: стеклянная крыша по проекту Владимира Шухова пропускала достаточно света в залах второго этажа, в здании устроили систему вентиляции и провели электричество. Работы шли под непосредственным наблюдением Цветаева, который требовал точного воспроизведения деталей греческой архитектуры. К отделке залов привлекали известных художников, а Цветаев лично выбирал материал и экспонаты.

Но музея изобразительных искусств не было бы без помощи многочисленных жертвователей, великого князя Сергея Александровича и поддержки мецената Ю.С. Нечаева-Мальцева (владельца хрустального завода в Гусь-Хрустальном). Только на облицовку здания «хрустальный король» пожертвовал 300 000 рублей, а всего передал художественному музею около 2,5 миллионов рублей, тогда как казна выделила лишь 200 000 рублей. Постепенно партнерство переросло в дружбу, и в обществе создателя музея и его главного мецената называли под одной фамилией - Цветаев-Мальцев. Но, давая огромные средства, Нечаев-Мальцев не всегда одобрял траты.

Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей.

Строительство музея изящных искусств выпало на сложное время для его создателя: пожар в 1904 году, революция в 1905, смерть жены в 1906. И все же 31 мая 1912 года музей открылся. Через год Цветаев скончался от сердечного приступа, а через 40 дней умер Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Справедливо было бы дать музею изобразительных искусств имя Ивана Цветаева, ведь он всю жизнь посвятил его созданию (даже в семье о музее говорили как о младшем брате). Но музей изящных искусств получил имя Александра III. А в 1937 году его переименовали в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, хотя поэт не имеет отношения ни к музею, ни к его коллекциям.

Здание Пушкинского музея также стало учебным экспонатом.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

На наружном портике находится фриз скульптора Г.Р. Залемана «Олимпийские игры», за колоннадой - фриз «Панафинейская процессия», повторяющий фриз Парфенона. «Итальянский дворик», где стоит статуя Давида, скопирован с дворика палаццо Барджелло во Флоренции, в Белом зале воспроизведен фриз балюстрады храма Ники Аптерос в Афинах, а пол сделан по образу пола церкви S. Paolo fuori le mura в Риме.

В советское время Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина многократно увеличил свои коллекции и стал музеем мирового значения. Тогда же сюда попал уникальный клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом при раскопках древней Трои. Золото считали утерянным, но на самом деле его после Второй Мировой войны вывезли из Германии в Советский союз и в строжайшей секретности хранили в запасниках музея. Только в 1993 официально объявили, что сокровища находятся в Москве, а с 1996 года легендарный клад начали выставлять в Пушкинском музее.

Легко представить, насколько ценны экспонаты музея: египетские статуэтки, фаюмские портреты, западноевропейская живопись, импрессионисты, голландцы, фламандцы. Поэтому с 1941 по 1944 год музейные фонды находились в эвакуации в Новосибирске и Соликамске. Правда, после этого экспозиция еще 3 года стояла под открытым небом, так как бомбежкой разбило часть стекол перекрытий. До сих пор в верхней части западного фасада музея можно увидеть выбоины от осколков немецких бомб.

В 1987 году Пушкинский музей получил здание №14 для экспонирования личных коллекций. Инициатива создания этого музея принадлежит исследователю истории русской культуры И.С. Зильберштейну. Он лично собрал более 2 300 произведений искусства Западной Европы и России. Ранее на этом месте стояла гостиница «Княжий двор» (построена в 1892 году архитектором В.Г. Залесским).

К 2023 году Пушкинский музей станет центром музейного квартала. Идея принадлежит еще Ивану Цветаеву, но только сейчас появилась возможность реализовать ее.

Из задуманного «музейного городка» пока введены в строй 2 здания: в 1994 году - бывшая усадьба Голицыных (здесь выставляют импрессионистов), в 2006 - Музей личных коллекций.

С 2009 года над проектом музейного квартала работал известный британский архитектор Норман Фостер. Но в итоге музейный городок построят наши соотечественники - архитектурное бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна.
Квартал в центре Москвы от Волхонки до Большого Знаменского переулка станет первой в России музейной территорией, на которой расположатся несколько постоянных экспозиций, парковая зона (растения выберут так, чтобы они составляли одно целое с экспозициями, например, рядом с галереей искусства стран Европы и Америки появятся кусты с картин Клода Моне и Поля Синьяка) и необходимая инфраструктура.

Говорят, что... ...в «Княжьем дворе» в 1913 году собрались художники и литераторы, приветствовавшие И.Е. Репина. Художник приехал в Москву после известия, что сумасшедший порезал его картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».
На создание картины Илью Репина вдохновили несколько событий: убийство царя Александра II от взрыва бомбы и посещение концерта Римского-Корсакова, где исполняли симфоническую сюиту «Антар». Финальным стимулом стало посещение корриды в Испании.

Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу... И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену.

...когда звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, отходила и одна московская старушка. Слушая колокола, она сказала: «Хочу, чтоб оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя». С этих старушкиных двадцати тысяч рублей и начался музей изящных искусств.
...на самом деле проводить электричество в Пушкинский музей не планировали, так как считалось, что осматривать скульптуры лучше всего при естественном освещении. Поэтому и появились стеклянные крыши.

Пушкинский музей и его экспозиции на фотографиях разных лет:

Одной из очень увлекательных и захватывающих достопримечательностей столицы является Государственный музей А. Пушкина на Пречистенке в Москве. Сокращенное его название - ГМП. Музей был образован в типичной для того времени дворянской усадьбе семьи Хрущевых-Селезневых, которую новый хозяин отстроил через несколько лет после пожара Москвы 1812 года по проекту архитекторов А. Григорьева и Д. Жилярди. В 1814 году ветеран войны гвардии прапорщик А. Хрущев выкупил полуразвалившуюся усадьбу и построил большой и просторный в стиле ампир красивый особняк с белоснежными колоннами, изысканной лепниной по фасадам, большим количеством служебных построек и просторными террасами. К нему прилегали уютный живописный сад и садовые павильоны. Новый хозяин оказался очень гостеприимным человеком и поэтому очень часто проводил балы и устраивал званые вечера. Ходили слухи, что сюда не раз заезжал и сам Пушкин.

Государственный музей Пушкина на Пречистенке

Особняк со временем, сменив в начале XX века нескольких владельцев, потом стал детским приютом им. Селезневых. Это название было дано в честь последних владельцев усадьбы. После Великой Октябрьской революции 1917 года в нем был Музей игрушки, а затем Литературный музей, который хотели посвятить творчеству Владимира Маяковского. Но дата его открытия совпала с началом Великой Отечественной войны. И проект просто не смогли реализовать. В послевоенные годы в особняке расположилось Министерство иностранных дел, но затем здание опять вернули Литературному музею. В 1949 году была анонсирована юбилейная выставка к 150-летию дня рождения великого таланта и гения всех времен - А. С. Пушкина. Для этого были тщательно обследованы и отреставрированы помещения особняка.

5 октября 1957 года вышел указ об организации на этом месте постоянного музея, посвященного жизни и творчеству знаменитого на весь мир поэта. Через три года здесь уже образовалась самостоятельная организация. Представление первой экспозиционной выставки ко дню рождения поэта состоялось 6 июня 1961 года. Ее создали из комплектования музейных фондов. Многие экспонаты, связанные с именем Пушкина, были просто подарены. К ним относятся книги, рукописи, гравюры, картины, посуда, мебель и т. д. Первым директором музея с 1920 по 2000 год был А. Крейн.

Организация музея

Главным направлением деятельности ГМП стала музеефикация В 1972 году был создан мемориальный 53. Здесь Пушкин в январе 1931 снимал квартиру на втором этаже и обустроил ее специально для того, чтобы заселиться в ней с Наталией Гончаровой после свадьбы.

На правах отдела ГМП были открыты и выставочные залы в доме номер 55 на Арбате (на углу Денежного переулка).

В ГМП хранятся 165 тысяч редких экспонатов, в том числе предметы изобразительного искусства Коровина, Брюллова, Тропинина, Кипренского, Бакста, Петрова-Водкина и др.

Выставки в музее Пушкина на Пречистенке проходят постоянно, вместе с этим проводятся литературные чтения, концертные программы, конференции и семинары. Музей имеет особое направление на работу с детской аудиторией, где ведутся интерактивные программы, театральные проекты и новогодние утренники.

Ул. Пречистенка. Музей Пушкина

И теперь можно опять вернуться к знаменитому особняку Хрущевых-Селезневых, где сегодня расположена постоянная экспозиция под названием «Пушкин и его эпоха». Она разместилась в пятнадцати залах. Ее открыли в 1997 году к 200-летнему юбилею поэта и к 850-летию Москвы. Всю посвященную этому событию экспозицию построили по биографическому принципу, в которой рассказывается о том, как жил и как трудился над своими произведениями А. С. Пушкин. Она расскажет и о его современниках, о культе и быте пушкинской эпохи начала XVIII века.

Музей Пушкина в Москве на Пречистенке - это первый музей, посвященный творчеству Пушкина в столице, который ежегодно посещает до 300 тысяч человек. Для посещений открыто 15 залов.

Первый зал. Пролог

В первом зале музея Пушкина на Пречистенке выставка посвящена XVIII веку, в конце которого родился Александр Сергеевич (6 июня 1799 г.). Там размещены портреты царских особ, государственных деятелей, полководцев, мыслителей и поэтов того времени. На витринах выставлены прижизненные издания таких знаменитых представителей литературы того времени как Г. Державин, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Карамзин, Д. Фонвизин.

Второй зал

Этот зал посвящен главным историческим и культурным событиям, происходившим в первую треть XIX века в период пушкинской эпохи. На витринах в зале выставлены экспозиционные материалы, характеризующие литературную и общественно-политическую атмосферу начала XIX века: реликвии Наполеоновской войны 1812 года, целая подборка документов о декабристах, старинные книги с автографами их авторов-современников Пушкина и, собственно, его подлинный автограф - ценнейший музейный экспонат, а также документальная хроника эпохи.

В залах музея Пушкина на Пречистенке звучит музыка того времени. В самом центре зала стоит скульптура Пушкина работы А. Требенева. Можно также увидеть и литографированный Г. Гиппиусом портрет поэта вместе с портретами его современников.

Другие залы

В третьем, четвертом и пятом залах выставлена экспозиция, рассказывающая о детстве будущего гения литературы, прошедшем в Москве. Здесь выставлены портреты родителей, его семьи, друзей и знакомых, а также предметы домашнего обихода, книги начала XIX века, мебель и вещи декоративно-прикладного искусства, которые позволяют посетителю наилучшим образом представить обстановку в доме Пушкиных.

В шестом зале находится прихожая дома Хрущевых-Селезневых, расположенная под деревянной лестницей. Она ведет в анфиладу парадных залов.

Седьмой зал обставлен так, чтобы можно было ощутить себя на балу. Этот зал открывает парадные покои особняка. Здесь все рассказывает о пребывании юного поэта в Царскосельском Лицее (1811-1817 гг.), о жизни поэта в Санкт-Петербурге (1817-1820 гг.), о его ссылках - Южной (1820-1824 гг.) и Михайловской (1824-1826 гг.).

Восьмой и девятый залы

В восьмом зале находится самая большая гостиная. Ее обстановка посвящена знаменитому роману в стихах «Евгению Онегину». Пушкин работал над ним с 1823 по 1831 год. Она показывает реалии той эпохи посредством предметов обихода, книг, портретов, видов Москвы, Петербурга и русской деревни. Экспозиция отражает историю тех времен, когда создавался роман, и то, как воспринимали ее современники поэта.

Тема девятого зала посвящена возвращению Пушкина в Москву. Все эти годы (с 1826 по 1831) он странствовал. Здесь показан круг его общения в Москве и в Петербурге, поездка в Арзрум и Тверской край, достаточно долгое и тоскливое пребывание в Болдино 1830 года, свадьба Пушкина, замужество сестры Ольги Сергеевны и возвращение в Царское село в 1831 году.

Десятый и одиннадцатый зал

В десятом зале находится экспозиция по произведению «Пиковая дама». Пушкин написал ее в 1833 году в Болдино. Выставочный зал разделен на две части. Одна из них представляет мир графини, которая олицетворяет русскую аристократию времен императрицы Екатерины II, противопоставленная миру героя Германа - образа нового человека, выходца из буржуазной действительности.

В одиннадцатом зале расположена выставка, отражающая тему «Медного всадника», где главные образы - Петербург и Петр I. Издательская судьба поэмы была достаточно сложная, об этом тоже будет показано в моментах.

Двенадцатый и тринадцатый залы

В других просторных комнатах будет показано путешествие Пушкина, которое он совершил в 1833 году по местам народных восстаний, предводителем которых был казак Емельян Пугачев. Поэт посетил Оренбург, Симбирск, Казань и Заволжье. В гравюрах XVIII века, представленных художниками-современниками Пушкина, показаны эти места вместе с бытом тогдашней жизни бедного народа.

В выставочных работах особенно выделены гравюры портрета Емельяна Пугачева конца XIX и начала XIX века.

Четырнадцатый, пятнадцатый залы. Аванзал

Эти залы заключительные, и оформлены они по произведению «Капитанская дочка» (1834-1836 гг.), где продолжается тема народного мятежа 1773-1775 гг. Последняя экспозиция посвящена последним годам жизни поэта (1831-1837 гг.). Вся композиция двух залов - это мир его героев - простого люду, оказавшегося в бурном водовороте пугачевской войны.

Парадный зал стал замыкающим, он хранит портреты петербургского окружения поэта, его книги, документы личные вещи, письма последних его дней, автографы последних стихотворений, посмертная маска и портрет А. С. Пушкина.

И в конце находится аванзал, где стоят старинные напольные часы и модель памятника А. Пушкину скульптора А. Опекушина.

Заключение

На Пречистенке, 12, в Музее Пушкина на первом этаже усадьбы размещена еще одна экспозиция, занимающая две залы. Первая - музейная, где находятся предметы быта простого крестьянина, старинные лубки и иллюстрации к сказкам Пушкина, выполненные художниками-графиками иллюстраторами В. Конашевичем, Т. Мавриной, В. Милашевским. Во второй комнате открывается современная интерактивная экспозиция, открывающая пушкинский мир сказок.

Многих людей интересует, на какой станции метро находится Пречистенка 12/2 (Музей Пушкина) и как добраться до этого места.

Пешком или общественным транспортом надо ехать до станции метро "Кропоткинская". Если ехать на авто, то до музея можно добраться по Бульварному кольцу, свернуть на Гоголевский бульвар и там - на Пречистенку. Или по Садовому кольцу, повернув с Зубовского бульвара на Пречистенку.

Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное - одним; коллекция декоративно-прикладного искусства - 28 произведениями; графическое собрание - 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций - 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом - работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.