Интервью с найком борзовым. Найк Борзов: «Я всегда чувствовал себя аутсайдером Найк борзов манера поведения на сцене

  • 20.06.2019

9 октября гостем утреннего шоу «Подъёмники» стал Найк Борзов. Если лень читать — ниже можно послушать аудиоверсию интервью.

14 октября альбому «Головоломка» исполняется 20 лет и по этому случаю будет концерт. Найк, расскажи, что там будет?

Там будет концерт. Я буду играть – а вы будете слушать. Я сыграю альбом «Головоломка» полностью. Ну, и добавится несколько треков с других моих альбомов. Включая пару треков, которые я никогда не играл на концертах. Например, из альбома «Закрыто» 1994 года будет сыграна песня, которая ни разу не исполнялась в связи с тем, что в оригинале она длится 11-12 минут и в принципе, не каждый это может выдержать. Но в этот раз я решил, что неважно – пусть будет.

Скажи Найк к слову о хронометраже. А у тебя есть какой-то стандарт? Ты вот когда записываешь песню – ты пытаешься уместиться в какой-то хронометраж или для тебя это неважно?

Сейчас человечество пришло к 30 секундам. Буквально недавно, лет 10 назад – это еще было 2 минуты с копейками внимания и восприятия чего-то нового у человека. А сейчас это 30 секунд. Поэтому мы живем в такое время превью, то есть в первые 30 секунд нужно засунуть что-то такое, что зацепит человека, и он будет продолжать смотреть видео, либо слушать музыку. А я, честно говоря, очень люблю длинные пространственные вещи. Желательно с каким-нибудь вступлением, с драматургией, со всеми пирогами. Ну, и как сказать – не то чтобы я не заморачиваюсь. Конечно, специально я не делаю, чтобы песню растянуть или сделать ее длинней, либо наоборот выкинуть какие-то куплеты. Но со многими вещами, уже после записи – я могу поступить очень жестоко. Их полностью порезать и сократить.

Соцсети у меня есть – на своих личных я пишу сам, а на официальных пишет пресс-атташе. А что касается критики в соцсетях – я понимаю людей. Людям нечего делать и, собственно говоря, самоутверждение, еще какие-то комплексы – я отношусь совершенно спокойно. Если это конструктивно, действительно человек объясняет свою точку зрения, как-то мотивирует – то это нормально. Даже интересно почитать. А когда это «пошел ты туда-то» или «идиот», то это, как говорится – «кто обзывается, тот сам так и называется».

На НАШ мобильный портал пришло много вопросов – например: «Найк, если бы вы были дверью, то куда бы вы вели?».

В светлое будущее!

А как ты вообще относишься к таким вопросам? Они для тебя из области философии или человек просто умничает? Хотел бы ты избегать таких вопросов?

По-разному бывает. Не часто, но бывает, когда я собираю в своих соцсетях вопросы от людей, которые они хотели бы мне задать. Отвечаю на них и делаю такие передачки условно. В видео формате. И бывают очень интересные. Один вопрос мне даже помог дописать новую песню. То есть был задан вопрос, и вытекающий ответ меня натолкнул на две фразы, которые я использовал в песне, которых мне очень долгое время не хватало. То есть у меня была написана песня, и вот было два пустых пробела. Вот этих фраз не хватало.

Была очень похожая история в одной из серий «Доктора Хауса». Ты, кстати, сериалы смотришь или считаешь это пустой тратой времени?

Да нет, почему? Бывает! Сериалы даже удобней – потому что бывает, когда ты приезжаешь домой или в гостиницу с концерта – и у тебя минут 15 прежде чем тебя вырубает. И вот эти маленькие серии, ты не зависаешь на 2,5 часа, как фильм какой-нибудь. И тебя это не увлекает особо сильно и ты можешь уснуть через 20-25 минут. Мне это нравится.

А что из последнего смотрел?

Мне очень понравился сериал «Американские боги». Забавный. И он прям по книге сделан. Вот вышел новый Star Trek: Discovery. Там пара серий – очень неплохо. Начало войны с клингонами. У нас с дочерью, ну не то чтобы конфликт, но она за «Звездные войны», а я за Star Trek.

А сколько вашей дочери лет? Вы понимаете друг друга?

Нет-нет. Мы совершенно на одной волне. Никаких напрягов (тьфу-тьфу-тьфу) с переходным возрастом нет, хотя он присутствует.

А какую музыку она слушает?

Она увлечена именно музыкой. Поэтому такой дури чем бы заняться и прочее у нее нет. Она очень любит петь и поет круто. Она случает в основном девочек – Уитни Хьюстон, Ариана Гранде. Таких, у которых очень широкий диапазон и у которых много мелизматики, скажем так. Ей нравится петь именно такие песни. И вот недавно запала даже на парочку моих вещей. Все время ходит, поет. И я даже хочу сделать более современные аранжировки, чтобы она спела. Ей на день рождения, которое было 27 сентября, я подарил микрофон крутой. Теперь она как настоящий профессиональный вокалист со своим микрофоном.

Мы сегодня говорили о прошедших выходных – была хорошая погода, за окном настоящая осень. Скажи, а вот как на тебя влияет это время года?

Чудесно! Я сейчас сижу в студии – пишут новый альбом. Много песен пишу. Я даже в свитере сегодня фанатском пришел. У меня тут все осенние цвета практически. Мне очень нравится это время года. Ну, это как тоталитаризм, грубо говоря, появляется очень мощное андеграундное искусство, развивается где-то в подполье. И так же и осень – внутри человека провоцирует какой-то подъём даже. Потому что мы еще живы и так далее. Есть что-то в этом прекрасное, и я очень люблю осень.

А любите ли вы книги и что последнее читали?

Да, вот книги я люблю читать больше, чем смотреть сериалы. Сейчас я читаю трехтомник – автора зовут Николай Губенков. В принципе он совершенно неизвестный автор. Сам автор мне эти книги свои подарил. Так-то он каскадер. Жанр книги – это соединение реальности и вымысла. Какой-то такой сюрреализм и психоделия. Плюс еще замесы на всяких мифических и мистических заморочках. Забавный замес, мне очень понравилось, и я сейчас взахлеб читаю. У меня тут было время, когда нечего было делать. Я поехал отдыхать, и у меня прям опять появилась любовь к чтению. Не то, что появилось время, обычно ты садишься в самолет, успеваешь прочитать три-четыре страницы и самолет уже сел, либо вырубило тебя. А здесь прям с удовольствием и хорошая книга. Она называется «Аннунак».

А где ты отдыхал?

Я отдыхал на Черноморском побережье, скажем так. Я особо не купаюсь. Почему-то в последнее время мне не очень нравится в море купаться. Вот в океане мне нравится, а в море даже входить не хочется. Плюс еще много слухов о том, что все очень плохо с людьми после купания. И я как-то так решил, что я лучше книжечку почитаю, чем буду придаваться вот этому всеобщему курортному угару.

Найк, а как вы относитесь к брендам? Телефоны, одежда и прочее?

В принципе, ровно. Мне нравится, конечно, iPhone в отличие от Android тем, что в него вирусы не попадают, он простой и удобный. Не надо заморачиваться с этим программным обеспечением. То есть это с чистой точки зрения удобства. Поэтому я покупаю себе такой телефон. Но сейчас я вообще нахожусь в оригинале – я сейчас хожу со старой кнопочной Nokia. Я когда путешествую по миру – там постоянно нужно покупать местные телефоны с местными сим-картами. У меня вот дома просто коробка с этими телефонами, и я просто беру себе телефон по цвету. Исходя из обуви или пальто, и вот под цвет одежды подбираю себе телефон и вставляю в него симку.

В твоем репертуаре есть песни, благодаря которым ты стал массово популярен – я сейчас про «Три слова» и «Лошадку». Ты не устал их исполнять?

У меня в принципе немало известных и популярных песен – поэтому я иногда что-то убираю, что-то вставляю. Иногда забываю что-то вставить, и мне напоминают. «Лошадка» и «Три слова» присутствуют практически во всех концертах. Где-то даже не исполняю «Три слова» и никто на это не обращает внимания.
Было ли такое, что тебя приглашают на «заказник» и просят спеть ту же «Лошадку» три раза подряд и все?
У меня такого не было. Но, наверное, это часто бывает у других исполнителей. Я даже видел, это было начало или середина нулевых, и я не помню, как называется группа – песня про батарейку. Был концерт – сборная солянка и весь зал скандировал: «Батарейка! Батарейка!». И они решили, что будут весь свой сет петь эту песню, и они исполнили ее раз семь или восемь. Даже я запомнил ее.

А как ты относишься к кавер-группам?

Найк, вы сыграли Курта Кобейна в спектакле. Хотели бы Вы повторить этот опыт и кого бы вы сыграли сейчас?

Да, было дело, играл в спектакле. В принципе, опыт понравился, но продолжать эту историю, сейчас по крайней мере – я не планирую. Сейчас мне нравится писать музыку, записывать ее, играть концерты. Но действительно – игра в театре мне понравилась больше, чем сниматься в кино. Потому что это все происходит здесь и сейчас, у тебя нет возможности переснять десять раз свою эмоцию. Ты вот как выходишь на сцену … Это похоже на концерт – ты выходишь и обо всем забываешь. Погружаешься в это состояние, в эту роль или еще что-то. И выныриваешь только в конце – по прошествии полутора-двух часов. И это здорово! И вот эти вот поклоны, когда ты ходишь от края сцены к началу. Да и сам спектакль был интересный. Юра (прим. редакции: Юрий Грымов) его так построил. Так интересно, конструктивно, авангардно. То есть весь второй акт, мы играли вообще в пене, которая заполняла всю сцену и с этой пеной взаимодействовали. У нас даже пена исполняла роли ребенка. Там было непонятно где все происходит – то есть из одного состояние в другое, из другого в третье. Сам спектакль мне очень понравился – я его смотрел. Он есть снятый на видео и как-то был момент, что-то мы там монтировали. В 2010 году у меня вышел вместе с альбомом «Изнутри» маленький автофильм, который называется «Наблюдатель» и вот в него я вставил небольшой кусок из этой «Нирваны» и просмотрел весь спектакль. И реально вставил очень круто и интересно.

А ты как-то готовился к роли?

Ну, конечно. Меня снабдили литературой и дали кучу дисков и кассет с его документалистикой. Я ознакомился, конечно, но и до этого я знал, что- то о самой группе, вернее о музыке этой группы. Мне очень нравился альбом In Utero. По-моему 1993 год и по-моему последний из альбом.

Спасибо большое, что пришел, Найк. И до встречи на концерте в «тоннах».

12 декабря выходит Ваша новая пластинка «Найк Борзов. Избранное», куда войдут хиты из семи альбомов. Материала немало, расскажите, по какому принципу выбирали, какие именно треки попадут в новый альбом?

Мои менеджеры предложили мне идею, выпустить сборник лучших песен, учитывая, что у меня никогда не было такого сборника и я никогда серьезно на эту тему не задумывался.

Мне всегда импонирует заниматься новым материалом, нежели ворошить старое, но, тем не менее, интерес к этому есть, и когда, мне озвучили это предложение, я подумал, почему бы не сделать этот сборник чем-то более оригинальным, нежели просто набор шлягеров.

И поэтому на сайте мы объявили конкурс, где каждый присылал по три варианта своих любимых песен для этого сборника. И когда начали приходить варианты этих треков, я подумал, что сборник будет отлично назвать «Избранное», учитывая, что его выбрали люди, это избранное людей, которые его будут слушать. И мне кажется это прекрасно.

Связан ли выход этого альбома с ностальгией по прошлому или это своеобразный итог Вашего предыдущего творчества?

Я не воспринимаю это как черту, но что-то в этом есть, что-то, что меня будет отделять от того, что было до этого сборника, и что будет после. Просто сейчас я уже работаю над новым материалом и могу видеть будущее.

В каком формате выйдет новый альбом? Будет ли он еще и на кассетах и виниле?

Мои директора хотят это сделать – выпустить альбом на компакт-кассетах, учитывая, что я сам болел этой идеей совсем недавно, но не по отношению к этому сборнику, а по отношению к своему новому альбому, который называется «Везде и нигде». Но тем менее, сначала, 9 декабря, альбом выйдет на iTunes, к 12 декабря, как раз к концерту в Москве, будет готов двойной CD. И, наверное, где-то после Нового года нас ожидает тройной винил этого альбома.

Откуда черпаете новый материал?

Из воздуха, из мозга, из наблюдений, из всего, что меня наполняет и что меня окружает. В общем-то, всё это становится песнями.

Подходит к концу 2014 год, каким он был для Вас?

В целом, год прошел плодотворно и активно. Мы съездили в тур с альбомом «Везде и нигде», он длился где-то 2,5 месяца. Был большой концерт в Москве, который мы записали и сняли. И сейчас занимаемся монтажом этого концерта, думаю, до Нового года будет готово.

Расскажите, какими еще проектами Вы занимаетесь?

В 2013 году образовалась группа Killer Honda , где я играю на барабанах, пою, сочиняю, в общем, нас трое, у нас коллективное творчество. Это такой гаражный рок, с элементами стонера. Мы записали альбом в 2013 году, выпустили его в интернете и на виниле, сыграли кучу концертов, съездили в Европу, наснимали клипов.

Какие у Вас планы на будущее?

Я и свои клипы снимаю. Вот сейчас идёт работа над клипом на песню из нового альбома «Сейчас и здесь», над которым трудится интернациональная команда: художник — итальянец, режиссёр – украинец и я – русский. Вот такая дружба народов.

Также сейчас работаю над новым акустическим, не буду пока ничего рассказывать – это будет немного другая история, но, думаю, она многим понравится. Мы даже с ребятами придумали новое название для этой темы - этно-техно.

А как вы относитесь к цензуре и ненормативной лексике?

Мне кажется, надо воспитывать в людях внутреннюю цензуру, чувство меры, а не запрещать им что-то делать. А что касается крепких слов, то да, я люблю ругаться. Но не всегда, сейчас, например, не люблю. Стараюсь не использовать этих слов вообще, мне как-то поднадоело, и со всеми матершинными проектами я сейчас завязал. А так, это всегда было весело, тем более, когда начался «ХЗ», люди просто катались под столом от сочетания музыки, текстов, исполнения. Это было забавно и это захватило, конечно, но учитывая, что это не основная моя история, мне все-таки нравится писать песни, которые я всегда писал ещё до «Инфекции» и «ХЗ» и я продолжаю это делать. А вообще, любая фраза, которая преподнесена такими словами, она будет звучать в десять раз крепче, чем если сказать словами обычными, и поэтому, конечно, это не могло не увлечь. У меня мама любительница Пушкина.

А срамной поэзией и Пушкин увлекался, и дружки его того времени.

И у меня всегда были эти пластинки, записи, так что, у меня в семье не было запрещено ругаться матом, и сейчас не запрещено, каждый говорит, как он хочет. Ну, понятное дело, при детях, и при тех, кому это неприятно я ругаться не буду.

А Вы сами, какую музыку слушаете? На концерт какой группы хотели бы сходить?

Сейчас никакую не слушаю, потому что пишу свою. А когда пишу свою, стараюсь не думать о чужой музыке и получать меньше лишней информации извне. А так, понравился новый альбом Роберта Планта. Очень люблю группу Dead Can Dance, Диаманду Галас люблю слушать. На те группы, на которые я хотел сходить, я сходил. Возможно, мне хотелось бы побывать на концертах тех групп, которых уже не существует, вот именно в том составе, который был, когда меня ещё на свете не было.

Вы не считаете нужным создавать себе скандальный образ, привлекать к себе внимание каким-то нестандартным, неординарным имиджем?

У нас фриков полно, а среди кучи фриков нормальный человек уже фрик.

А хотели бы сняться в кино?

Почему бы и нет? Хотел бы. Интересно бы было сыграть каких-то нечеловеческих персонажей, например, Голлума из «Властелина колец» или что-то подобное. Чтобы это было иной формы и содержания.

Подарив 50 минут всем опаздывающим, он так незатейливо вышел на сцену, что крики в зале стали усиливаться лишь несколько секунд спустя.

С первой песни — «Начало дня» Найк дал прекрасное начало концерту. На стойке с микрофоном еще до выхода артиста был повязан красный платок, ничего не напоминает? «Вместо галстука ношу огромный красный бант » — строчка из песни «Художник». Уже через несколько минут пространство у сцены заполонили люди с красными, по-пионерски завязанными платками. Но на этом фанатская изобретательность не остановилась — над нашими головами периодически поднимались вверх буквы, складывающиеся в различные фразы и слова. Мне удалось прочесть: «зОхвачено», «найк-торт», «куплю комнату» — попробуйте догадаться сами, что за этим стоит.

Стоит сказать, конечно, о найковском сценическом амплуа, хотя едва ли это какой-то продуманный образ. Невероятно хаотичные метания по сцене, свободные взмахи руками, ногами, Найк напоминал надувную куклу, колыхающуюся на ветру. Огромные голубые глаза Найка, которые он так иронично закатывал — определенно его фишка, да и как еще можно спеть: «Я привезла им новый мир, Я привезла кокаин». Отдельное спасибо стоит сказать помощнику по сцене, который вовремя успевал распутывать намотанный шнур на микрофонную стойку или на самого Найка. Действительно, периодически казалось, что артист был настолько погружен в свою музыку, что терял ориентацию на сцене.

На концерт были приглашены гости, точнее всего один — Шура из Би-2, который прекрасно исполнил партию Левы в песне «Касаясь земли», а Найк свою и Ренарса из Brainstorm . Вторым гостем, как назвал его сам Найк, оказался не кто иной, как Че Гевара, мелькнувший на экране во время песни «Бардак в голове». Не все так просто в голове российского рока.

Найк порадовал подборкой песен. Хотя выбор из изначальных 40 композиций, по всей вероятности, был не прост — концерт длился почти три часа. Артист многое включил из своего альбома 2002-го года, а также было приятной неожиданностью услышать композицию 1994-95 гг из альбома «Закрыто». Новые хиты из долгожданной новой пластинки, наконец, тоже прозвучали: медленное «Видение», хардкорный «Подсос и отсос». В итоге, при прослушивании вышел целый букет чувств: от сентиментальности в песне «Последствия любви» до отрешенности в «Пустоте» и до надежды в «Видении». Публика даже не успевала перестраиваться. Порой все стояли как зачарованные после лирической песни в духе «Сновидения», а тем временем барабанщик выкладывался изо всех сил.

Кстати о зрителях, зал был практически битком, но стоять было комфортно, никто никого не прижимал. Вероятно, сказалась возрастная категория. Конечно, молодежь сейчас слушает все, но тех, кто возможно в 90-ые покупал кассеты «Инфекции», было гораздо больше.

Ближе к концу концерта после выхода на бис Найк так разошелся, что все чаще стали раздаваться крики вроде «Мы тебя любим!». В ответ Найк очень эффектно разбил акустическую гитару, которая с третьего удара об пол разлетелась в щепки. При этом, в зале стояла настоящая какофония, и атмосфера была просто фантастической. Но я быстро вышла из транса, стоило мне услышать: «Найк, струны подари!».

В общем, концерт удался на все 200%. Даже, стоя в очереди в гардероб я слышала крики «Найк, на бис!» — все-таки, он так редко балует зрителей живыми выступлениями. Теперь остается надеяться, что подобные шоу будут устраиваться им все чаще, ведь так много чего еще не спето.

Начало дня

Свежая кровь

День как день

Последствия любви

Было есть и будет

Упасть-пропасть

В формалине

Присниться мне

Челнапер

Паническая атака

Ты горишь

Сновидения (акустика)

Касаясь земли (акустика)

Бардак в голове

Поцелуй и уксус

Сейчас и здесь

Подсос и отсос

Последняя песня
~~~~

Меланхолия

Хороший день

Три слова

Верхом на звезде

Иногда они возвращаются... Казалось бы, подзабыто его имя. Загнанная «Лошадка» пристрелена, и «Верхом на звезде» Найк унёсся в миры, параллельные успеху и славе. Записан в герои вчерашних дней - точка. А он вдруг взял да и выбрался из восьмилетнего подполья. Да ещё со свежим альбомом «ИЗНУТРN», который уже называют музыкальным открытием года.

Беседовал Дмитрий Тульчинский

«В Интернете писали, что я умер от передоза»

- И сразу вопрос в лоб: Найк, где вы пропадали последние восемь лет?
- Практически всё, чем занимался последние восемь лет, я описал в своём автофильме, который называется «Наблюдатель», - он выйдет вместе с пластинкой как приложение к диску. А в принципе - увлёкся театром, играл в спектакле Грымова «Нирвана». Потом занялся всякими психоделическими проектами, трансовыми: продюсировал, писал саундтрек для аудиокниги. Возродил свою группу «Инфекция» - которую, правда, спустя три года снова «похоронил»...

- В общем, дел было невпроворот. Но знаете же, как у нас: нет человека в телевизоре - значит, его нет вообще.
- Я считаю, что главное - это чувство собственного самоощущения. Если сам для себя ты не теряешься в пространстве, то, в общем-то, всё в порядке. А в телевизоре, кстати, время от времени я всё же появлялся, и песни мои крутились на радио.

Но понятно же, что по сравнению с 2000-м, когда вас назвали исполнителем года, это небо и земля. Оттого и сложилось впечатление: был Найк Борзов, да весь вышел.
- Хм, я даже в Интернете где-то прочитал, что умер от передоза.

- Что ж, вполне логичная версия.
- На самом деле, надо просто вспомнить 2002-2003 годы, и что у нас было в стране. Началась «Фабрика звёзд», и сразу рок-музыканты ушли на третий, на десятый, на пятидесятый план. Практически исчезли программы, куда можно было прийти и сыграть живой концерт. Всё пространство заполонили собой дешёвые поп-исполнители, поющие под «фанеру», которых к тому же каждый день раскручивал Первый канал.

Так у вас, думаю, был тогда просто реальный супершанс с той попсой слиться воедино, стать полновесным поп-персонажем.
- Может быть, это одна из главных причин, почему я и ушёл в тень. Мне не хотелось быть поп-исполнителем, всё-таки я не воспринимаю свою музыку, как что-то массовое. Песни «Лошадка», «Три слова», «День как день» были в этом плане скорее неким исключением...

- Вполне себе попсовенькие песенки, в общем-то.
- Скажем так, они простенькие. Я люблю условно-простым языком говорить о каких-то сложных вещах.

Сразу вспоминается: «Меня зовут Вова, просто Вова...» А тогда только-только вступил в должность Владимир Владимирович.
- Я думаю, эта песня снова будет суперхитом через пару лет. Может быть, даже гимном России.

- В своё время, помнится, депутаты даже парламентские слушания по поводу этой песни устраивали.
- Да, потратили три часа своего драгоценного времени на разбор абсолютно пустой проблемы. Песню обвиняли в пропаганде проституции, секса... Вау! Какой кошмар!.. То есть получается, я спел о таких вещах, о которых никто прежде даже не догадывался. А песня прозвучала - и вдруг все об этом узнали. Я сходил тогда в Думу, через секретаря вручил спикеру пригласительный на свой концерт. Не знаю, приходил он или нет, но, говорят, какие-то депутаты в зале всё же были.

- Вошли в историю, можно сказать. Из персон шоу-бизнеса, по-моему, Дума разбирала только вас и Собчак.
- А они вообще любят всякой ерундой заниматься, не имеющей отношения к прогрессу страны или к повышению уровня жизни граждан. Может, разбор моей песни стал для депутатов неким светлым пятном на фоне их повседневной серости. Им же внутри скучных коридоров власти тоже необходимо некое шоу. Да и молодёжь опять же надо привлекать к парламентским слушаниям.

«Я не хотел жить по правилам шоу-бизнеса»

- «Лошадка» тоже породила серию скандалов. Правда, хитом стала не сразу...
- Да, в альбом группы «Инфекция» я включил её в 96-м, через год переписал для собственного альбома «Головоломка». И уже тогда у этой песни начались какие-то яркие истории. Скажем, человек ставит её на радио, по собственному усмотрению - и его за это увольняют. Потом «Лошадка» стала гимном всех драг-дилеров московских. То есть она сразу начала конкретно скакать. И в 2000 году произошел некий взрыв - её стали крутить просто везде.

- Нормальная поп-история - куй железо, пока горячо. А вы?..
- А я не хотел жить по правилам шоу-бизнеса. Да никогда и не был в шоу-бизнесе, занимался тем творчеством, которое мне доставляет удовольствие. Если это нравится ещё кому-то, - замечательно. Но в первую очередь я делаю это для того, чтобы кайфануть самому и самого себя удивить.

На отговорку похоже. Многие, как принято их называть, «сбитые лётчики» говорят, что не хотели играть по правилам шоубиза. Но, уверен, никто из них не отказался бы от продолжения успеха.
- Я согласен, что большинство не отказалось бы. Но я не из большинства.

- Вам не понравилась популярность? Узнаваемость, море фанатов, автографы?
- Да нет, всё это очень мило. В плане того, что тебе не нужно, во-первых, никому ничего объяснять: ты приходишь, и всем уже всё понятно. В любом месте: будь то магазин или звукозаписывающая компания. Но и минусы свои тоже есть, и вытекают они из тех же плюсов. Условно говоря, людям кажется, что они знают про тебя всё. И массовое сознание начинает диктовать тебе: кем ты должен быть, как должен поступать. Если ты идёшь у него на поводу, то в большинстве случаев превращаешься в какой-то комикс, карикатуру на самого себя. Я к этому был не готов.

- А может, звездная болезнь всему виной?
- Она у меня была. Но не в то время, а лет в 13-15. Вот тогда у меня была настоящая мания величия. Сохранилась видеозапись одного концерта тех времен, сейчас пересматриваю - ну Билли Айдол практически. Когда случилась эта так называемая популярность, мои друзья были в лёгком шоке. А я уже в 13 лет понимал, что со мной такое произойдет, и это только вопрос времени.

- Тем более не понимаю: как можно было после стадионов опять уйти в полуподпольную панкуху?
- Я не ушёл в панкуху. У меня в 2003 году родилась дочь, например. Разве это панк?

- Вот я и думаю, что должны быть более веские причины для ухода в тень.
- Да, дочка родилась. А это реально что-то такое, когда ты начинаешь божественное чувствовать. И заниматься всей этой возней - тараканьей, крысиной - мне было уже как-то противно. Последние три года я записывал свою новую сольную пластинку, и она как раз в отличие от предыдущих получилась очень светлой. Вдруг мне захотелось света. Захотелось, чтобы люди перестали быть зверьми. Захотелось показать им, что кроме секса, жратвы и телевидения существует ещё много всего интересного. И весь мир, настоящий мир, находится внутри нас самих. А если человек свой мир не развивает, не делает его светлым, если всё время находится в депресе, в этом «лошадочном» состоянии и везёт свою тележку с иллюзорным счастьем «кокаин», и парится от этого, и занимается нелюбимым делом, - тогда он становится животным. То есть мне захотелось хоть немножко изменить этот мир, внести свой вклад в копилку светлого.

«Теперь меня прёт без наркотиков и алкоголя»

Это всё замечательно. Но десять лет прошло, жизнь нынче быстрая. Могли забыть, кто такой Найк Борзов. И кого менять тогда?
- Я на эту тему совершенно не парюсь: «забыли - не забыли». Прошло всего десять лет, это не так уж много, никто ничего не забыл. А пройдёт ещё лет десять, я уверен, и на дискотеках нулевых (по типу дискотек 80-х, 90-х) опять все будут петь «Лошадку», «Три слова» и «Верхом на звезде».

- А сами вы склонны к депрессиям?
- Депрессии у меня бывают. Но я в этом состоянии нахожу свою прелесть, иногда даже специально продлеваю его. Я другой в этот момент, могу написать что-то совершенно непохожее на то, что сочиняю в позитивном и бесшабашном настроении. Но у меня не было депрессии из-за того, что про меня стали забывать. Наоборот, когда это началось, я стал отказываться от интервью, перестал бывать на каких-то мероприятиях. Просто захотел отойти от всего этого и посмотреть на ситуацию как бы со стороны. На то, что произошло со мной, на то, что вообще происходит. И это дало мне возможность написать очень глубокую пластинку, которая сейчас вышла. Она на самом деле очень важная для меня. Работа, которой я действительно горжусь.

- А что же насчёт всех этих слухов про передоз - не на пустом же месте?
- Кстати, писали, что я умер от героинового передоза, а на самом деле я никогда героин не употреблял. Вообще, об этом говорить я не большой любитель, но могу сказать, что сейчас в моей жизни нет ни алкоголя, ни наркотиков. В какой-то момент я понял: всё это есть у меня внутри, я научился вызывать любые состояния естественным путем и собственными силами. И тогда я осознал, что действительно о чём-то жалею. То есть, в принципе, по жизни я ни о чём не жалею, всё было так, как должно было быть. Но вот об этом действительно жалею. Мне правда жаль, что в своё время я всё это в себя вкачал. Но теперь уже я абсолютно чист, нет никаких волн наркотических и алкогольных, которые даже после «завязки» накрывают человека на протяжении многих лет. Всё это давно закончилось, и сейчас меня так же реально прет уже без наркотиков и алкоголя.

- Неужели сейчас вообще ни капли? Потому что - может плохо кончиться?
- Да нет, в какой-то момент я стал выпивать спокойно, без фанатизма, так скажем. Чтобы просыпался в багажнике автомобиля, - такого уже не было. Так получилось, что последний раз я выпил, когда мы отмечали первые за 20-летнюю историю группы «Инфекция» дальние гастроли. В 2006 году поехали в Екатеринбург на фестиваль «Урал-рок», были там хэдлайнерами. Помню, от зала, где выступали, выехали на микроавтобусе, за нами - полный автобус девушек. Приезжаем в ресторан, и начинается угар: всем круто, реально клёвая атмосфера вокруг. Думаю: надо тоже отметить. Заказал себе уху, 50 граммов. Выпиваю, закусываю. И понимаю, что меня вообще не вставило. Беру ещё 50 - никакого эффекта. Выпиваю третий полтинник. И у меня тут же начинается похмелье. Вот тогда я понял, что - всё, свою дозу я уже выпил. Видимо, пробка уже всплыла, как в том старом анекдоте. И с тех пор я вообще не пью спиртного.

А ведь могут подумать: «завязал» человек - и пропало вдохновение. Ведь и Курт Кобейн, которого вы у Грымова играли, и Джим Моррисон сочиняли под кайфом.
- Не знаю насчет Кобейна и Моррисона, я с ними не тусовался. И как там оно было, никому не известно.

- Насчёт Моррисона по фильму Стоуна сужу.
- Я понял. Но это пропаганда, на самом деле - Стоун вообще заказной режиссёр. А что касается вдохновения, то его уж точно я не в наркотиках черпаю, сто процентов. И отказ от них - ни в коем случае не причина того, что я перестал сочинять. У меня вообще по жизни так бывает: долго ничего не пишу, а потом вдруг раз - и остановиться не могу. Сочиняю я только по настроению. А написать песню лишь для того, чтобы популярность не закисала, я не могу. Пробовал, не получается...

Имя Найка Борзова прогремело в середине 90-х. Его хиты «Лошадка», «Три слова», «Верхом на звезде» звучали повсюду. Но сам музыкант те времена вспоминать не хочет. На несколько лет он совсем забросил сцену и всецело посвятил себя воспитанию дочери Виктории. Сейчас Борзов записывает новые пластинки, но на верхние строчки хит-парадов больше не стремится. «Я неформатный исполнитель, который находится вне времени», - улыбается певец

Фотография: Ваня Березкин

Е сли честно, мне всегда было интересно узнать, Найк - это ваше настоящее имя или все-таки псевдоним?

Это настоящее имя. Его история такова: еще до моего рождения маме с папой предсказали, что у них будет девочка. Они накупили кучу девчачьих вещичек желто-розовых оттенков. Кстати, первые несколько лет своей жизни я был вынужден их носить. (Улыбается .) Когда родился я, родители очень долго не могли придумать мне имя, два-три года меня называли просто «малыш». А потом родители-хиппаны увлеклись Индией и дали мне индийское имя - Найк, что означает «звезда».

Тем самым родители определили вашу судьбу. Когда вы увлеклись музыкой?

Вся эта история с написанием музыки появилась еще до того, как я начал разговаривать. Заговорив, я стал сочинять тексты. Пока напевал их себе под нос, дедушка втихаря записывал на аудиокассеты. Мама говорит, что c самого начала всё, что я делал, было очень самобытно, ни на что не похоже. Родители с детства прививали мне любовь к музыке, поэтому отдали меня в музыкальную школу. Я прозанимался там год и бросил - надоело. Мне больше нравилось самому до всего доходить.

Я так понимаю, вы с детства хотели быть именно рокером. Родителей это не пугало?

Когда у меня появилась группа «Инфекция», мне было лет тринадцать. Мы с друзьями круглые сутки сидели у меня в комнате и орали на весь дом песни матом - и всё это в обычной трехкомнатной квартире в подмосковном Видном. У нас был очень дружный дом, и соседи искренне радовались, что происходит какой-то безумный движняк. Никто не жаловался. Что самое интересное, родители в это время тоже были дома, мама занималась своими делами и к нам даже не заглядывала. Мне очень рано разрешили курить, лет с тринадцати я курил официально.

Мат, сигареты… Неужели ваша мама это поощряла?

Она как-то заглянула к нам и говорит: «Всё классно, музыка у вас отличная. Только можно поменьше материться?» - «Мама, ты ничего не понимаешь. Всё, пока!» Мама никогда не заставляла нас не материться совсем, она просто говорила: «Чуть-чуть поменьше». Такая поддержка, конечно, дорогого стоит.

Вашей дочери сейчас одиннадцать. Только представьте, что через пару лет она начнет себя вести так же, как и вы в детстве. Вы это одобрите?

Вика растет в других условиях. Если я при своей дочери стараюсь вообще не курить, то во времена моего детства дома курили так, что из-за дыма я глаза не мог открыть. Я вообще не помню, чтобы меня не окружал табачный дым. Видимо, я впитал его с молоком матери. Сейчас курение моя самая большая проблема, от которой мне очень хочется избавиться.

В одном интервью вы сказали, что детям ничего нельзя запрещать, так как запрет лишь способ пропаганды. Вас воспитывали именно в таком ключе. Вике тоже всё дозволено?

С дочерью всё по-другому, конечно. Она девочка. С возрастом я стал понимать, какие ошибки были допущены родителями в моем детстве. Все-таки нельзя пускать воспитание ребенка на самотек, как это было в моем случае.

Возможно, вы просто не слышали родительских запретов?

Дело в том, что мне ничего не запрещали. Я мог делать всё, что хотел. Сейчас я понимаю, что от каких -то вещей меня можно было бы и оградить.

Найк, вы развелись со своей супругой, когда дочь была совсем маленькой. У вас сейчас нет ощущения, что Вике не хватает вашего внимания и поддержки?

Я стараюсь хотя бы несколько раз в неделю бывать с дочкой. Мне с ней безумно интересно. Вообще она настоящая папина дочка. Я беру ее на свои концерты, а она честно говорит, какие песни ей нравятся, а какие лучше вообще вычеркнуть из репертуара.

Вы бы хотели, чтобы она стала музыкантом?

Если она будет развивать свой талант, если у нее это будет получаться, то почему бы и нет. Я буду ее поддерживать и всячески помогать. Главное, чтобы ей это нравилось. Но пока об этом, конечно, рано думать. Сегодня она должна учиться в школе, развиваться как личность, а не ломать себе жизнь. Посмотрите на тех, кто начал петь в раннем детстве. В большинстве своем это несчастные люди. Я не хочу такого будущего для своей дочери. Она сейчас в таком возрасте, когда происходит переоценка ценностей, я стараюсь оградить ее от мира шоу-бизнеса с его съемками и тусовками.

В какой-то момент вы и себя решили оградить от этого мира. Причем сделали это, будучи на пике популярности. С чем это было связано?

Я хотел избавиться от привязавшегося ко мне образа, не хотел быть исполнителем двух-трех популярных песен. Поэтому увлекся театром, начал играть Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова «Нирвана». Играл в каких-то сумасшедших антикоммерческих группах. Потом занялся всякими психоделическими проектами: продюсировал, писал саундтреки для аудиокниги. Возродил свою группу «Инфекция».

Но это была работа, что называется, за кадром. Считается ведь как: нет артиста в телевизоре, значит, его нет вообще.

Я это понимал, поэтому, наверное, и делал всё для того, чтобы меня не было ни видно, ни слышно. Плюс тогда у меня случилась неприятная история, связанная со звукозаписывающей компанией, которая обманом получила права на мою музыку. Я не видел смысла работать с этими людьми, а они не хотели меня отпускать, всячески пытались заставить исполнять обязанности, которых уже не было. И когда в 2008 году у меня с ними закончились контрактные отношения, я сразу сел записывать новую пластинку, под названием «Изнутри».

Не понимаю, что до этого мешало вам ее записать?

Я просто не хотел. Видимо, эти мои метания были защитной реакцией.

Тогда ходили разные слухи...

Да, сначала было неприятно читать о том, что ты умер от передоза. Но потом меня это начало забавлять. Когда в 2010 году я стал потихоньку возвращаться на сцену, мне нравилась реакция людей. Глядя на мои афиши, они удивлялись: «Он что, живой?» Я люблю невеселые шутки. Например, песня «Три слова» - это тоже черный юмор. Просто он в мажоре.

Доля правды в тех слухах всё же была. Вы сами неоднократно говорили, что в свое время в вашей жизни были наркотики.

Да, были. Но жизнь сама по себе настолько интересна, каждый день несет в себе столько приключений, что никакой наркотик дать этого просто не может. Я очень быстро всем этим переболел. Наркотики дали мне понять, что все эти эмоции есть внутри меня и я просто могу доставать и пользоваться ими, не прибегая к стимуляторам. Я научился это делать. Я не пью алкоголь с 2008 года. Мы с ним просто поняли, что надоели друг другу. Ничего запрещенного не употребляю. Вот только сигареты у меня остались идиотские, и всё.

Скажите честно, вы ностальгируете по тем временам, когда ваши песни звучали буквально из каждого утюга?

Честно говоря, я даже вспоминать про это не хочу. Я странный человек, и ностальгия мне совсем не присуща. Если это случится снова, совершенно не обломаюсь, но восприму уже немного иначе. Мне хорошо там, где я сейчас. Эта фраза «Хорошо там, где нас нет» - прошлый век. Ее нужно зачеркнуть, забыть, вырезать. На самом деле хорошо там, где мы есть. Я не чувствую, что сейчас я в забвении: в метро меня узнают, автографы берут, песни напевают...

Вы как-то говорили, что всегда чувствовали себя аутсайдером.

Да я и сейчас себя чувствую аутсайдером. Ничего не изменилось.

Почему?

А мои песни занимают верхние строчки хит-парадов? Нет, я в андеграунде. Я неформатный исполнитель, который находится вне времени, пространства и стилистики. Выгляжу странно, говорю не то, что хотят услышать. Не могу я жить иначе.

Найк, вот вы заговорили о странностях... В одном из ваших старых интервью я читала, что в молодости вы подумывали о смене пола.

Да, мысли разные были. Я вообще любитель всего провокационного, и не только в искусстве. Хотел сделать операцию по перемене пола, даже денег скопил, но вовремя ушел в армию и много чего там понял.

В армию пошли, потому что служить хотели или просто не смогли увильнуть?

Так сложилось, скажем так. Но я пошел туда без каких-то душевных переживаний и терзаний. Тогда для меня это тоже было некой провокацией. Провокацией по отношению к своему внутреннему миру и физическому состоянию. Да и вообще это было забавненько, мне понравилось. Я долго могу рассказывать про дедовщину и про то, как я там себя вел, как нарушал все правила, которые только можно было нарушить. Носил серьгу в ухе и, чтобы не снимать ее каждый день, заклеивал мочку пластырем и говорил, что мне порвали ухо. (Улыбается .) В воспоминаниях больше интересного и веселого, чем грустного. Но если и была печаль, то сейчас она воспринимается в позитиве. Я стараюсь извлечь удовольствие из любой ситуации. Мне даже лысым понравилось быть: первые полгода после армии специально налысо брился. (Улыбается .)