Какое представление о характере молчалина. Характеристика Молчалина в «Горе от ума» (с цитатами)

  • 26.06.2020
  • Карету мне, карету!
  • А судьи кто?
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • Свежо предание, а верится с трудом.
  • Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле?
  • Кто служит делу, а не лицам...
  • О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?
  • Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
  • Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют - и вот общественное мненье!
  • Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
  • Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
  • А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
  • Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, - а беды медленьем не избыть.
  • Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.
  • Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.
  • А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
  • Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног.
  • Послушай! Ври, да знай же меру.
  • И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
  • Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых.
  • Молчалины блаженствуют на свете!
  • Мне в петлю лезть, а ей смешно.
  • Судьба любви - играть ей в жмурки.
  • Я езжу к женщинам, да только не за этим.

«Горе от ума» Цитаты Фамусова

  • Кто беден, тот тебе не пара.
  • Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
  • Подписано, так с плеч долой.
  • Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.
  • Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
  • Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.
  • Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.
  • Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти - так был бы деловой.
  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему - и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
  • Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.
  • Не весел я!.. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!
  • Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.
  • Тогда не то, что ныне.
  • Бывают странны сны, а наяву страннее.
  • Ба! знакомые все лица!
  • Хоть душу отпусти на покаянье!
  • Что говорит! и говорит, как пишет!
  • И знать вас не хочу, разврата не терплю.

«Горе от ума» Цитаты Софьи

  • Счастливые часов не наблюдают.
  • Делить со всяким можно смех.
  • А горе ждет из-за угла.
  • Мне все равно, что за него, что в воду.
  • Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд...
  • В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
  • Да этакий ли ум семейство осчастливит…
  • Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
  • Подумаешь, как счастье своенравно!
  • Шел в комнату, попал в другую.

«Горе от ума» Цитаты Лизы

  • Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!
  • Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.
  • И золотой мешок, и метит в генералы.
  • Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!
  • Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?
  • Улыбочка и пара слов,
    И кто влюблен - на все готов.
  • В глазах темно, и замерла душа;
    Грех не беда, молва не хороша.
  • Минуй нас пуще всех печалей
    И барский гнев, и барская любовь.

«Горе от ума» Цитаты Молчалина

  • День за день, нынче, как вчера.
  • Ах! злые языки страшнее пистолета.
  • В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
  • Так: частенько там мы покровительство находим, где не метим.
  • Свой талант у всех.
  • Не повредила бы нам откровенность эта.

План

1. Введение

2.Деятельность Молчалина

3.Взгляды Молчалина

4.Отношение Молчалина к женщинам

5.Заключение

Введение

В бессмертном произведении "Горе от ума" А. С. Грибоедов описал несколько распространенных в его эпоху собирательных образов. Как показывает время, его характеристики актуальны и в наши дни. При любом общественном строе и уровне технического развития всегда останутся свои Чацкие, Фамусовы, Молчалины. Последний образ самый многочисленный и неистребимый. Низкопоклонство, чинопочитание и подхалимство ради достижения собственной выгоды - чрезвычайно распространенные общественные пороки. К сожалению, в каждом человеке живет свой Молчалин. Разница состоит лишь в том, до какой степени ему позволено обделывать свои темные делишки.

Деятельность Молчалина

Один из главных отрицательных персонажей комедии является секретарем Фамусова, живущим в его доме. А. С. Молчалин, судя по всему, небогатый человек. Отец с детства учил его "угождать всем людям". Поступив на службу к Фамусову, Молчалин стал не только его секретарем, но фактически личным слугой, который готов на любую услугу, даже на преступление. Автор намекает на не совсем чистый характер дел Фамусова в первом действии (бумаги "в ход нельзя пустить", "противуречья есть").

Склонность к аферам и тайным денежным операциям заложена у Молчалина в крови и подтверждается всеми его действиями и поступками. Отношение Алексея Степановича к Фамусову внешне предельно почтительное и уважительное, подчас доходящее до унизительного. На самом деле Молчалину плевать на свое человеческое достоинство. Им движет лишь жажда прибыли и улучшения своего общественного положения. Он убежден, что в этой жизни все зависит от денег, абсолютно все можно купить или продать. Он работает секретарем лишь до тех пор, пока не сколотит достаточного состояния и сможет сам стать подобием Фамусова. В этом заключается его представление об идеальном жизненном пути.

Взгляды Молчалина

Каких-либо особых твердых убеждений у Алексея Степановича незаметно. Первый раз он подробно высказывает свои взгляды в разговоре с Чацким. Превыше всего им ценятся "умеренность и аккуратность". Молчалин считает, что отличается именно этими качествами. Заинтересованный Чацкий продолжает задавать вопросы, пытаясь понять, что перед ним за человек. Алексей Степанович приводит в качестве авторитетов Татьяну Юрьевну и Фому Фомича.

Из слов Чацкого видно, что это до крайности глупые и ограниченные люди, вся заслуга которых состоит в богатстве. Но для Молчалина они - непререкаемые образцы, на которые следует равняться. Наконец, Чацкий добивается от Молчалина главной своей характеристики: "В мои лета не должно сметь свои суждения иметь". Он объясняет свою мысль тем, что небольшой чин принуждает его зависеть от "сильных мира сего". Неспособный на хитрость Чацкий делает вывод, что его собеседник - просто глупец. На самом деле Молчалин далеко не так глуп. Впоследствии он частично откроет свои сокровенные мысли перед Лизой.

Алексей Степанович в душе глубоко презирает всех, перед кем унижается. Он делает это по необходимости, мечтая занять место своих "кумиров". Однако прирожденный ум и образованность Молчалин никогда не применит для честного и благородного дела. Став большим начальником, он с радостью станет новым "кумиром", который будет также требовать к себе безграничного уважения и почтительности от подчиненных. Молчалин убежден, что только на этом держится весь мир.

Отношение Молчалина к женщинам

Любовь для Алексея Степановича - такой же товар и способ для достижения своих целей. Его ухаживания за Софьей вызваны стремлением еще больше понравиться Фамусову. Он насколько возможно честен по отношению к Лизе, но завоевать ее расположение пытается исключительно с помощью дорогих подарков. Молчалин просто не понимает, что у людей существуют какие-то чувства, кроме желания обогащения и власти.

Заключение

Молчалин - собирательный отрицательный образ человека, для которого не существует никаких высоких идеалов. Такие люди готовы на любое унижение ради денег. Получив власть и авторитет, Молчалины смогут широко распространять свое отравляющее влияние. Это приведет к появлению все новых и новых низких и подлых людей, заменяющих честность и правдивость на лживость и продажность. Для любого общества важно, чтобы Молчалиных в нем было как можно меньше.

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Алексея Степановича Молчалина писатель изображает взрослым мужчиной. При этом Молчалин отторгает даже возможность своей инфантильности. Фамусов, у которого служит герой, пользуется положением Алексея. Официально герой работает в «Архивах», потому что так договорился Фамусов. Однако это простая формальность для получения чинов. Настоящее место работы Молчалина – дом Фамусова. Последний обеспечивает своему работнику еду, питье, кров, продвижение по карьерной лестнице. Молчалин, по всей видимости, знает, как угодить Фамусову.

До работы у Фамусова, в Москве, герой проживал в Твери. Молчалин, конечно, человек совсем не богатый. Простота происхождения героя заставляет сделать предположение, что Молчалин – мещанин. Согласно «Табели о рангах», герой занимает чин коллежского асессора. Этот чин дает право на дворянство, чего и достигает Молчалин. Мужчине даже удается получить награждения, в чем Молчалину, наверное, помог его господин.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характер Молчалина

Герой производит двоякое впечатление. С одной стороны, Молчалин всем угождает (в этом мужчина настоящий мастер), он застенчивый, услужливый, робкий, спокойный, несмелый, скромный, тихий, «бессловесный». Ему свойственна аккуратность, умеренность, отсутствие критики в адрес окружающих. За это они его и любят, пожалуй. Но с другой стороны, герою свойственна и двуличность, лицемерность. Молчалина считают воспитанным и вежливым человеком, герой вызывает симпатии у окружающих. Общество не видит истинную натуру героя. Наоборот, в Молчалине усматривают самоотверженного человека, готового забыть о собственных интересах ради других.

Однако Молчалин угождает и молчит ради корысти, ради достижения своей цели. Такое напутствие дал герою отец. Поведение героя зависит от обстоятельств. Например, с дочерью Фамусова мужчина ведет себя подчеркнуто вежливо и скромно. Но Молчалин не любит Софью по-настоящему. Влюблён же герой в Лизу. Однако с простой девушкой незачем вести себя прилично. Истинное лицо Молчалина видит, пожалуй, лишь Чацкий, считающий асессора глупым, трусливым и жалким человеком. Впрочем, Вяземский, напротив, подчеркивает благоразумие героя, рациональный подход к жизни. Душа Молчалина – холодная и черствая. Об этом позже говорит и служанка Лиза.

«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно.

Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы». Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты… ») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме - родственники. Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.

Неразговорчивость. Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:

«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».

Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

“Молчалин за других себя забыть готов
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело,
Ночь целую с кем можно так провесть!” Софья
“Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных” Чацкий
“Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?” Лиза
“При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием своим обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Веселостей

Искать бы мог,
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…” Софья
“Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…” Софья
“Услужлив, скромненький, в лице румянец есть” Чацкий
“Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…” Чацкий
ВЫВОД: Молчалин – мелочный, двуличный и раболепный человек. Софья предпочитает это “жалкое создание” Чацкому. Если Чацкий – сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин – человек более низкого происхождения.

Он из милости “пригрет” Фамусовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Его безмолвие отнюдь не глупость.

Не случайно Белинский писал, что “Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Пьеса “Горе от ума” построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь с обществом. Личная же проблема героя – это неразделенная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть возлюбленную и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой […]...
  2. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом, сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки из дворянского общества она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Но, […]...
  3. “Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!” Софья “…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех” Софья “Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот об себе задумал он высоко” Софья “Не человек, змея!” Софья “Ах, боже мой! Он […]...
  4. С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова ” Горе от ума “. О нем с иронией и даже презрением отзывается Чацкий: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина? Она […]...
  5. Недавно мы прочитали на уроках литературы произведение А. С. Грибоедова Горе от ума. В нем грибоедов показал Москву в начале 18 века, а если точнее, То он показал противостояние между старым и новым веком. А главными героями этого произведениями были Чацкий, представляющий новый век, и Молчалин, являющийся типичными представителем старого века. Грибоедов сделал их совершенно […]...
  6. СКАЛОЗУБ “Куда как мил! И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, – Мне все равно, что за него, что в воду” Софья “И золотой мешок, и метит в генералы” Лиза “Речист, но больно не хитер” Лиза “Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам […]...
  7. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова ” Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный […]...
  8. Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. А. С. Грибоедов “.. .Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку”, – так говорил о замысле своего произведения сам […]...
  9. Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора – образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь. Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных […]...
  10. Любовный конфликт комедии Александра Сергеевича Гри­боедова “Горе от ума” строится на взаимоотношениях четырех персонажей: Софьи, Чацкого, Молчалина и Лизы. В целом его можно охарактеризовать словами из стихотворения современ­ного поэта Александра Семеновича Кушнера: Друг милый, я люблю тебя, А ты его, а он другую… Чацкий любит Софью; Софья увлечена Молчалиным; Молчалин же добивается любви Лизы. Та […]...
  11. Д. И. Писарев – один из выдающихся литературных критиков 19 века. Его талант многообразен. В своих работах он охватывает все стороны современной ему российской действительности. Известно, что по своим политическим убеждениям Писарев относился к революционным демократам. Поэтому его взгляды, а, следовательно, и статьи связаны именно с этим политическим течением. В своей статье “Наши усыпители” критик […]...
  12. Какое место в системе персонажей занимает Со­фья? Почему она выбрала Молчалина? Чем можно объ­яснить ее озлобление против Чацкого, как характеризу­ет героиню поведение после разоблачения Молчалина? Молчалин в отношениях с Софьей выглядит откро­венно неприглядно. Он беден, невысокого чина, но уже оценен влиятельным Фамусовым как “деловой”. Тон­кий льстец, приспособленец, Молчалин обманывает Софью, подыгрывает чувствам девушки, не испытывая […]...
  13. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” про­тивопоставляются две идеологии, два мира, два века – “век нынешний” и “век минувший”. Про­грессивные взгляды и убеждения молодого дво­рянина Чацкого противопоставлены традициям и нравам дворянского общества Москвы. Собы­тия пьесы развиваются в доме крепостника Фа­мусова, в котором собрался весь “свет” москов­ского дворянства. Здесь перед нами проходят многочисленные персонажи, […]...
  14. Изображение “деловых людей” в комедиях А.С. Грибоедова и А.Н. Островского (образы Молчалина и Буланова) I. Вступление Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам “деловых людей”, т.е. тех, кто, преодолевая свое ми­зерное общественное положение, стремится сделать карьеру, подняться на верх социальной лестницы, не гнушаясь при этом никакими способами, не думая […]...
  15. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести выбивающегося в люди, первым подметил Н. В. Гоголь, а М. Е. Салтыков-Щедрин в присущей писателю гротескной манере изображает Молчалина чиновником с обагренными кровью руками, стремящимся […]...
  16. Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия “Горе от ума” занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, – все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими “вечными” характерами – […]...
  17. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета – всем угождать – помогло Молчалину и “награжденья брать, и весело пожить”. Что еще нужно было безродному чиновнику, коптевшему в захолустной Твери, откуда вытащил […]...
  18. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что “вольнее всяких дышит”. Свобода личности – вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, […]...
  19. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя А. А. Чацкий и А. С. Молчалин. Они разные по мировоззрению, отношению к службе и вышестоящим чинам. Так как комедия было написано в начале 19 века, автор затронул тему отношения […]...
  20. Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко […]...
  21. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество. Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную […]...
  22. Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым, стала одним из самых ярких событий в литературе, при чем, не только в литературе начала девятнадцатого века. Главным персонажем этой сатирической комедии является персонаж Чацкого. Без этого образа, созданного Грибоедовым, как отмечают критики, не было бы самой комедии. Грибоедов был первым писателем, который человека – носителя высоких […]...
  23. Софья Павловна Фамусова – центральный женский персонаж комедии. Вокруг нее разворачиваются события. Софье 17 лет, ее воспитывал отец и старушка Розье. Мать она потеряла когда была совсем маленькой. Софья очень красива, умна, остроумна и сообразительна, но из-за чтения французких романов, она немного сентиментальна и романтична. Она старается жить по законам общества: в глазах других казаться […]...
  24. “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов…” – так охарактериховал пьесу И. Гончаров. Основу конфликта комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”. К “веку минувшему” относятся Фамусов и его гости, к “веку нынешнему” Чацкий и несколько внесценических персонажей – князь Федор и брат Скалозуба. Чацкий […]...
  25. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии – в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. […]...
  26. Комедия “горе от ума”- одно из наиболее ярких произведений русской классической драмы. Мнения литераторов и критиков о героях произведения были самые разнообразные и противоречивые, в том числе том, к какому обществу относятся персонажи, но одним из самых сложных лиц комедии А. С. Грибоедова стала Софья Фамусова. Софья, на мой взгляд, лучший женский персонаж. В комедии […]...
  27. Сопоставляя поведение героев комедий Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, Молчалина и Хлестакова, можно заметить немало схожего в их общении с окружающими. И Ивана Александровича, и Алексея Степановича принимают не за тех, кем персонажи являются. Хлестаков говорит, что он высокопоставленное лицо (“Хотели…меня коллежским асессором сделать”, “…меня приняли за главнокомандующего”), хотя […]...
  28. Милон – один из положительных героев комедии “Недоросль”, введенный автором для создания контраста характеров с Простаковыми и Скотининым. Милон – офицер, которого во главе отряда солдат мы впервые встречаем в комедии в деревне Простаковых. Милон – человек образованный, благородный, ответственно исполняющий свои обязанности перед государством. При встрече со своим приятелем Правдиным (членом правления наместничества, отправленным […]...
  29. В комедии ” Горе от ума ” А. С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство “века нынешнего” и “века минувшего”, болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники “века минувшего” в комедии […]...
  30. КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий был охвачен пламенным чувством, и его обида понятна. Современному же читателю, свободному от предвзятого отношения к изображаемым персонажам, вполне под силу объективно оценить и Чацкого, […]...
  31. В комедии “Горе от ума” О. С. Грибоедов изобразил картину быта и обычаев дворянской Москвы периода 1815- 1825 годов. Нельзя не заметить контраст в характерах, убеждениях, взглядах на жизнь героев комедии. Чацкий и Молчалин находятся по разные стороны барьера моральных ценностей, и каждый из них символизирует образ части дворянства в свое время. Молчалин – человек […]...
  32. Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия “Фамусов” проис­ходит от латинского слова “фама”, что значит “молва”: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова “Фамусов” есть корень латинского слова “фамосус” – знаменитый, известный Алексей Степанович Молчалин Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: “И золотой мешок, и метит […]...
  33. Образ Лужина Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую […]...
  34. Левин о Кити: “Когда он думал о ней, он мог себе живо представить ее всю, в особенности прелесть этой, с выражением детской ясности и доброты, небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах. Детскость выражения ее лица в соединении с тонкой красотою стана составляли ее особенною прелесть, которую он хорошо помнил; но, что […]...
  35. Анализ явлений 10 – 15 четвертого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Комедия была написана одним из умнейших людей девятнадцатого века. Она рассказывает о герое, вернувшемся в Москву в надежде найти самое прекрасное, бесценное в его жизни – юношескую любовь. Но неожиданно он не находит то, что искал. Чувства в Чацком, конечно, ни […]...
  36. Соня – главная героиня романа великого русского классика Федора Михайловича Достоевского. На страницах книги разворачивается история любви Сони и Родиона Раскольникова, главного героя романа. ”Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Судьба наградила Сонину юность отцом-алкоголиком, больной истеричной мачехой и тремя сводными братьями и […]...
  37. ”А подать сюда Землянику!” О непередаваемом равнодушии к службе людей, состоящих на ней, Гоголь говорит посредством характеристики Земляники: “человека толстого, но плута тонкого”. Земляника отличается внушительной внешностью, а вот по характеру он плут и проныра, что и создает комический эффект. Будучи уклюжим и неповоротливым, он способен проскользнуть к счастливому финалу в любых неприятностях […]...
  38. Впервые Владимир Ленский появляется на страницах романа, когда возвращается из Германии, где он учился в престижном Геттингенском университете. Он очень хорош собой: ”С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт”. Пылок и восторжен: ”Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч”. […]...
  39. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: “Кто так чувствителен и весел, и остер…”. Раньше он служил чиновником, но бросил службу, […]...
  40. В повести “Княжна Мери” Печорин говорит о себе: “Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, “во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”, “одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие […]...