Чем лучше ребенок представляет в своей голове состав числа и чем быстрее и правильнее он может разложить число на 2 других, тем легче ему будет решать любые уравнения на сложение и вычитание. Поэтому тема важная и нужно проработать ее с ребенком со всей ответственностью, чтобы он на загибал пальцы, считая 6-3, а сразу сказал 3. Для начала познакомьте ребенка с домиками на состав числа, заселенными циферками. Скачать и распечатать их можно на странице Домики "состав числа" >> Затем знания необходимо закрепить. А самое лучшее средство доведения навыков до автоматизма - это математический тренажер. В нашем тренажере задания разноплановые. Чтобы ребенок не уставал, мы предложили на одном листе не только домики, но и примеры на сложение и вычитание по составу числа, на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого или уменьшаемого, и умные задачки. Кликайте по нужным страницам и открывайте их в полном размере, далее можно сохранить картинку себе на компьютер и распечатать. При печати на листе а4 есть возможность разрезать один лист на 2 и растянуть задания на 2 дня, чтобы уменьшить нагрузку на ребенка. После выполнения задания ребенок или взрослый отмечает, как он его оценивает: не очень хорошо - тучка, хорошо - смайлик, отлично - солнышко.
Скачать и распечатать тренажер на состав числа от 2 до 10
А теперь вразброс. Так же разрезаем на 2 части и решаем.
Александра Колесникова
Конспект НОД на тему «Состав числа 7»
НОД по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)
Тема : Состав числа 7
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Задачи :
Развивающие задачи : совершенствовать вычислительные навыки ; продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно; развивать творческие способности; развивать произвольное внимание, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Обучающие задачи : познакомить детей с составом числа 7 , учить раскладывать число 7 на два меньших , а из двух меньших составлять целое , - закреплять умение называть число «на один больше» ; закреплять навыки счета в пределах 10, умении называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку; закреплять названия дней недели;
Воспитывающие задачи : воспитывать интерес к познавательной деятельности, воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.
Демонстрационный материал : цветок, наборное полотно, набор цифр от 1 до 10, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя» , поезд с вагончиками, картинки животных с примерами, д/и «Числовой домик » .
Раздаточный материал : наборы карточек с цифрами и знаками, геометрические фигуры для конструирования (7 квадратов и 1 круг на каждого) .
Ход занятия
Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали
И немного все переживали.
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Математическая разминка :
Порядковый счет от 1 до 10;
Обратный счет от 10 до 1;
Назовите число , следующее за числом 4 , 8;
Назовите число , которое стоит перед числом 3 , 7;
Назовите число , которое стоит между числами 8 и 6 , 4 и 2;
Назовите соседей числа 5 , 9.
Показать детям цветок.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок?
Дети : Цветок называется цветик – семицветик.
Воспитатель : А почему волшебный цветок назвали цветик - семицветик?
Дети : Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель : Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов?
Дети : В радуге тоже 7 цветов.
Воспитатель : Наши воздушные шарики на стене напоминают нам о цветах радуги. Ребята, кто подскажет стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге?
Дети : “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Воспитатель : Давайте его повторим и запомним.
Воспитатель : Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. Итак, срываем первый лепесток.
Воспитатель срывает по очереди лепестки и читает задания.
Задание 1
На доске наборное полотно и числовой ряд без цифры 7 .
Воспитатель : Прочитайте ряд чисел. Все ли здесь в порядке? (Дети читают) .
Дети : Не хватает числа 7 .
Воспитатель : Между какими числами стоит число 7 ? (Поставить цифру 7) . Ваш правильный ответ помог вернуть число на место .
Воспитатель : Посмотрите, как выглядит цифра 7. (Повесить карточку с цифрой 7) . На что она похожа цифра 7? (Ответы детей) .
Цифра 7, цифра 7
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу
И срисую ту косу.
Воспитатель : Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками) .
Задание 2
Воспитатель : В каких сказках и пословицах встречается число 7 ?
Дети : Сказки : «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» . Пословицы : «Семеро одного не ждут» , «Семь раз отмерь, один отрежь» , «Лук от семи недуг» .
Задание 3
Воспитатель : Отгадайте загадку :
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(Дни недели)
Воспитатель : Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Живая неделя» . Мы с вами знаем, что каждому дню недели соответствует определенное число . Я вам показываю карточку с фигурами, а вы мне называете, какой это день недели и почему.
Задание 4
Физминутка
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь -
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг ("нарисовали" руками круг) .
Задание 5
Воспитатель : Помогите зверятам найти номер вагона. Чтобы нам узнать это, надо решить примеры. Кто поедет в первом вагоне? Во втором? В третьем? В каком вагоне поедет лисичка? Зайка? Назовите по порядку, кто в каком вагоне едет?
Задание 6
Воспитатель : Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа . Слушайте задачку.
Я нашел в дупле у белки
6 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Воспитатель : Сколько орешков у белки?
Дети : Всего 7 (6 и еще 1) . Ребенок выходит к мольберту и заполняет домик. Дети работают с карточками за столами.
Воспитатель :
Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
Дети : Всего 7 (5 синиц и 2 галки) . Дети заполняют домик.
Воспитатель :
Группа малышей - утят
Плавать и нырять хотят.
Четверо уплыли далеко,
Три нырнули глубоко.
Дети : Всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули) . Дети заполняют домик.
Воспитатель : Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7 .
7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3.
Задание 7
Воспитатель : А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием. Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1) . Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник) . Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7) . А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку) . Дети выполняют задание.
Воспитатель : Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.
Подведение итога.
Воспитатель : Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились.
Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике – семицветике.
Кто запомнил волшебную фразу про цвета радуги?
Какое задание понравилось больше всего?
Что было трудным?
Какое число было главным сегодня?
Обобщить ответы детей. Раздать фишки.
Жанна Рязанцева
Цель : Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших .
Программное содержание :
Упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку;
Закреплять названия дней недели;
Познакомить с числом и цифрой 7 ;
Учить детей составлять число 7 из двух меньших чисел;
Совершенствовать вычислительные навыки ;
Продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
Развивать творческие способности;
Воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.
Словарь : активизировать в речи количественные и порядковые числительные , названия дней недели.
Демонстрационный материал : цветок, наборное полотно, набор цифр от 1 до 10, карточка с цифрой 7, игра «Назови соседей недели» , ИКТ.
Раздаточный материал : наборы карточек с цифрами и знаками, геометрические фигуры для конструирования (7 треугольников и 1 круг на каждого) .
Методические приемы :
o сюрпризный момент
o использование наглядного материала
o д\и «Найди цифру»
o работа со счетными палочками
o д\и «Назови соседей недели»
o динамическая пауза
o продуктивная деятельность .
Ход НОД
Дети здороваются с гостями. Садятся за столы.
Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали
И немного все переживали.
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Математическая разминка :
Порядковый счет от 1 до 10;
- обратный счет от 10 до 1 ;
Назовите число , следующее за числом 4 , 8;
Назовите число , которое стоит перед числом 3 , 7;
Назовите число , которое стоит между числами 8 и 6 , 4 и 2;
Назовите соседей числа 5 , 9.
Показать детям цветок.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок?
Дети : Цветок называется цветик – семицветик.
Воспитатель : А почему волшебный цветок назвали цветик - семицветик?
Дети : Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель : Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов?
Дети : В радуге тоже 7 цветов.
Воспитатель : Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. Итак, срываем первый лепесток.
Воспитатель срывает по очереди лепестки и читает задания.
Задание 1
На доске наборное полотно и числовой ряд без цифры 7 .
Воспитатель : Прочитайте ряд чисел. Все ли здесь в порядке?
(Дети читают) .
Дети : Не хватает числа 7 .
Воспитатель : Между какими числами стоит число 7 ? (Поставить цифру 7) . Ваш правильный ответ помог вернуть число на место .
Воспитатель : Посмотрите, как выглядит цифра 7. (Повесить карточку с цифрой 7) .
На что она похожа цифра 7? (Ответы детей) .
Воспитатель : Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками) .
Задание 2
Воспитатель : В каких сказках встречается число 7 ?
Дети : Сказки : «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Задание 3
Воспитатель : Отгадайте загадку :
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(Дни недели)
Воспитатель : Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Назови соседей дня недели» . Я вам буду называть день недели, а вы будете называть его соседей. Молодцы ребята справились с игрой.
Задание 4
Физминутка
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь -
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг ("нарисовали" руками круг) .
Задание 5
Воспитатель : Ребята, а теперь самое интересное мы будем с вами решать задачи, сначала мы поработаем за столами с помощью карточек цифр, а потом будем решать задачи в уме.
Я нашел в дупле у белки
6 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Воспитатель : Сколько орешков у белки?
Дети : Всего 7 (6 и еще 1) .
Воспитатель :
Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
Дети : Всего 7 (5 синиц и 2 галки) .
Воспитатель : А теперь ребята посмотрите на экран послушайте и посмотрите про что задача. (демонстрация на ИКТ)
Воспитатель : Молодцы, все справились с заданием. Давайте повторим состав числа 7 .
7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3.
Задание 6
Воспитатель : Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (треугольники и круг) Посчитайте, сколько треугольников? (7)
Сколько кругов? (1) .
Треугольники нам для чего нужны (для лепестков) .
А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку) .
Дети выполняют задание.
Воспитатель : Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете, загадать желание и оно обязательно исполнится. Ой ребята а у нас последний седьмой лепесток остался посмотрим что там за задание осталось.
Задание 7.
Подведение итога. Исполнение желаний. Сюрпризный момент. Сладкое угощение для детей.
Подведение итога.
Воспитатель : Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились.
Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике – семицветике.
Какое задание понравилось больше всего?
Что было трудным?
Какое число было главным сегодня?
(сюрпризный момент.)
Под каждым заданием, для изучения цифры 7 вы найдете картинку, которую можно распечатать и использовать как дидактический материал для занятия с ребенком.
Задание 1. Написать в прописи цифру 7.
Задание 2.
Найти на картинке все цифры 7 и обвести их в кружочки.
Задание 3.
Соединить цифры по порядку и раскрасить получившуюся картинку. (цифры от 1 до 7)
Задание 4.
Раскрасить фрагменты картинки с цифрой 7 синим карандашом. Что получилось.
Задание 5. Провести лягушку к болоту, следуя по цифрам 7.
Задание 7. Вписать в цифровые ряды недостающие цифры (от 1 до 7 и от 7 до 1)
— Рассмотреть кости домино и дописать на пустой половине количество точек, чтобы получилось 7. На их основе расписать состав числа в виде примеров на сложение.
— Заселить домик. (состав числа 7)
— Напротив каждого примера закрасить нужное количество клеток двумя разными цветами (Взять синий и красный карандаш. Напротив примера 6+1=7 — 6 красных клеток и без пропуска 1 синяя клетка.7+0=7, 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7, 3+4=7, 2+5=7, 1+6=7, 0+7=7)
— Решить веселые примеры. Результат записать в квадратики. (примеры на сложение и вычитание одинаковых предметов, на основе состава числа 7)
— Раскрасить грибочки, сумма чисел на которых равна 7
— Решить задачи, используя счетный материал (результат должен равняться 7)
- На яблоне сидело 5 птиц, к ним прилетели еще 2 сороки. Сколько птиц сидело на дереве?
- Собака сгрызла 6 косточек, потом еще 1. Сколько косточек сгрызла белка?
- У Даши было 7 шаров, 2 шара лопнуло. Сколько еще шаров осталось у Даши?
— Перечислить дни недели. Как называется седьмой день.
— Чего больше цветов или бабочек? (бабочек 7, цветов 6. Соединить линиями. Чего больше, меньше. Сколько не хватило цветов?)
— Раскрасить 7 бананов желтым цветом, а остальные – зеленым.
— Найти цифру 7 и раскрасить ее.
— Сосчитать количество животных в рамке. Вписать соответствующее число.
— В каждом ряду пронумеровать предметы по порядку, начиная с самого маленького.
— Решить пример и соединить белочку с соответствующим орешком. (на белочке написан пример, на орешке ответ)
— Сосчитать количество бананов, апельсинов, ананасов на рисунке. Результат записать в соответствующие окошки. Сравнить. (бананов 6, апельсинов 7, ананасов 8)
— Решить примеры на яблоках и грушах. Соединить линиями яблоки и груши, на которых получились одинаковые ответы.
Видео задания, «Пиши правильно цифру 7»
Ергалиева Курманай Казикановна, учитель начальных классов
I квалификационной категории КГУ «Чувашинская средняя общеобразовательная школа» Зелёновского района
Западно-Казахстанской области
Тема урока: «Состав числа 7». Учебно-воспитательные задачи:
- образовательная:
обучение составу числа 7, составление соответствующих равенств, их запись и чтение, повторение состава чисел 2, 3, 4, 5, 6;
развивающая:
развитие вычислительных навыков, памяти, математической речи, наблюдательности;
воспитательная:
подготовка к практической деятельности, привитие познавательного интереса к предмету.
Ход урока
- Оргмомент.
Речёвка: «Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы
Полезное занятие.
Чтоб от безделья не страдать,
Полезно голову ломать!»
- Устный счёт:
Работа по учебнику.
Задание 1.
Что вы видите на рисунке? (молотки)
Сколько их? (7)
Сравните их.
(6 молотков с коричневой ручкой, а 1 – с красной. Всего 7.
5 молотков с пятиугольной головкой, а 2 – с фигурной. Всего 7.
4 маленьких молотка и 3 больших. Всего 7.)
Задание 2.
Составьте выражения на сложение и вычитание, используя рисунки. Запишите выражения в тетради.
Назовите компоненты сложения и вычитания.
(Слагаемое, слагаемое, значение суммы. Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.)
Задание 3. Измерьте красный и синий отрезки.
Какой длиннее? Почему? Какой короче? Почему?
Минутка отдыха (изображение цифры 7).
Задание 4. Сравните числа.
0 5 см 3
7 = 7 7 см = 7 см 7 > 6 7 см > 4 см
Задание 5. Восстановите числовой ряд.
Задание 6.
Кто в домике живёт? (1, 5, 3)
Задание 7. Найдите значение выражения.
5 + 2 = 7 7 – 2 = 5 7 – 5 = 2
4 + 3 = 7 7 – 3 = 4 7 – 4 = 3
0 + 7 = 7 7 – 7 = 0 7 – 0 = 7
7. Итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Назовите состав числа 7. 8. Оценка работ учащихся.
Что значит Снег во сне в Семейном соннике?
Дыня: к чему снится сон. К чему снится Дыня
Как сделать вкусную начинку и соус для пиццы как в пиццерии?
Программы признания заслуг – лучший способ нематериальной мотивации?
Можно ли отказаться от электронного документооборота