"мастер и маргарита" - это роман, в котором булгаков смог проанализировать влияние власти на человека. Cочинение «Тема власти в романе «Мастер и Маргарита Человек и власть аргументы мастер маргарита

  • 03.03.2020

1935/36 год был у Булгакова очень благополучный. Наконец готовилась к по-становке во МХАТе написанная в 1930 году пьеса о Мольере. Ему больше нра-вилось его название — «Кабала святош», но Станиславский заменил «Моль-ером». Елена Сергеевна Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская) (1893-1970) — третья жена Булгакова. считала это шагом к краху, потому что слово «Моль-ер» уже заставляет думать, что здесь должна быть полная картина жизни вели-кого драматурга. А название «Кабала святош» для него было важнее, это как бы часть истории: к юбилею Пушкина готовилась его пьеса о Пушкине; сначала он писал ее вместе с Вересаевым, а потом они отказались от сотрудничества, и Булгаков только оставил ему гонорар; во время своего второго театрального периода, в 1934-1935 годах, он готовил и пьесу о Пушкине, и пьесу «Иван Ва-сильевич», переделанную из «Блаженства», было полно всего!

И на девятом представлении пьесы «Мольер» появляется статья в «Правде» «Внешний блеск и фальшивое содержание», которую написал глава тогдашнего искусства Керженцев Платон Керженцев (1881-1940) — в 1936-1938 годах возглавлял Комитет по делам искусств при Совнаркоме. В 1937 году в «Правде» была опубликована его статья «Чужой театр» с критикой Театра Мейерхоль-да. Керженцев указывал на «антиобществен-ную атмосферу, подхалимство, зажим само-критики, самовлюбленность» театра. В 1938 году по его распоряжению театр был закрыт. , но с которой полностью согласился Сталин. Сталин с Булгаковым играл как кошка с мышкой. Это были особенности его лично-сти — так издеваться над людьми. У него были сильные садистические наклон-ности, недаром он сплошь и рядом приглашал в Кремль людей из Дома прави-тельства, чьи окна были видны из его квартирки в Кремле. Он знал, что ночью отдаст их на пытки. Он их приглашал, беседовал с ними очень даже любезно, потом они уходили, ночью их забирали и отвозили на Лубянку. Это был его стиль.

Когда абсолютно все пьесы Булгакова полетели, было непонятно, что после этого делать. Он оказался снова в вакууме, уже во второй раз. Сотрудники МХАТа писали разгромные статьи о нем. Увы, одна из них принадлежала Яншину Михаил Яншин (1902-1976) — актер, в поста-новке МХАТа «Дни Турбиных» исполнял роль Лариосика. , которого он очень любил. Яншин прекрасно играл в «Днях Турби-ных». Я слышала выступление Яншина в 1967 году на вечере памяти Булгакова. Он рассказывал: «Я на другой день позвонил Михаилу Афанасьевичу и сказал, что это мне в газете вставили сами отдельные фразы, не согласовав со мной». Дальше была потрясающая фраза Яншина: «Он молча выслушал и положил трубку». При этих словах Яншин заплакал на наших глазах и ушел с трибуны. Вот такие драмы разыгрывались тогда. И вот Елена Сергеевна записывает в дневнике: «Я в ужасе от всего этого». Булгаков покинул МХАТ совсем и разор-вал все рабочие отношения, после того как театр его так предал. Первая статья, в «Правде», от них не зависела. Но разные газетные статьи, где писалось, что Булгаков сам виноват и пьеса плохая, он им простить не мог и ушел.

Тогдашний руководитель Большого театра сказал ему: «Я вас возьму на любую должность, хоть на тенора». И Булгаков пошел туда либреттистом, стал писать одно либретто за другим, но ни одно не превратилось в оперу по самым разным причинам. Он написал либретто «Минин и Пожарский», например, а Сталин распорядился восстановить «Ивана Сусанина». Раньше эта опера называлась «Жизнь за царя», он восстановил ее под новым названием «Иван Сусанин». И сразу, как пишет Елена Сергеевна: «Ну, все ясно, — сказал Миша, — „Мини-ну“ крышка». А «Минин и Пожарский» должна была быть опера Асафьева Борис Асафьев (1884-1949) — композитор, музыковед. В 1921-1930 годах — художе-ственный руководитель Ленинградской филармонии. Автор опер, симфоний и бале-тов, книг о Прокофьеве, Стравинском и Рах-манинове. Написанная им в 1936 году опера «Минин и Пожарский» так и не была постав-лена при жизни Булгакова. . Спустя год после всех этих треволнений в Большом театре, 5 октября 1937 года, Елена Сергеевна записывает: «Я в ужасе от всего этого. <…> Надо писать письмо наверх. Но это страшно». «Наверх» означало только одно — Сталину. А что страшно — уже было много случаев, когда люди, знавшие Сталина в юности, люди с Кавказа, из Грузии, напоминали о себе, и от этого их судьба только ухудшалась. Так что слова «но это страшно» очень понятны. И наконец, 23 ок-тября — очень важная запись в ее дневнике: «Это ужасно — работать над либ-ретто. Выправить роман и представить». «Представить» означало на языке эпохи только одно — передать Сталину. Вот эту мерцающую надежду автора на положительное решение его судьбы посредством романа зафиксировали воспоминания Абрама Вулиса Абрам Вулис (1928-1993) — литературовед, исследователь творчества Булгакова. В 1961 году, получив от вдовы писателя рукопись «Мастера и Маргариты», добился публикации романа в журнале «Москва». . Вулис запечатлел слова Елены Сергеевны в их разговоре 1962 года: «Миша иногда говорил: „Вот вручу ему роман, и назавтра, представляешь, все изменится!“». Вот такая вера тогда была в вол-шебное свойство сталинского слова. Верил ли он сам в такую возможность? Я могу сказать одно — что настроение автора вибрировало: то верил, то не ве-рил. В романе видно, если читать его с определенной целью, под определенным углом зрения, что он избегает любых прямых характеристик советской власти, террора и прочее. То есть по-своему роман автоцензурован — конечно, в меру: все равно все понятно, но прямых выпадов нет. До какого-то момента Булгаков рассчитывал на публикацию.

Летом 1938 года он завершал диктовку редакции, начатую осенью 1937 года. То есть с осени 1937 года до конца лета 1938 года он занят только романом. До этого он отвлекся на «Записки покойника». Покончив со МХАТом, он ре-шил, по своему обыкновению, запечатлеть этот этап в своем очередном авто-биографическом произведении. Но когда было принято решение выправить роман и представить в октябре 1937 года, Булгаков все бросил, поэтому роман «Записки покойника» остался недописанным. Он полностью сосредоточился на «Мастере и Маргарите». И завершая диктовку романа сестре Елены Серге-евны, Бокшанской Ольга Бокшанская (1891-1948) — сестра Елены Сергеевны Булгаковой. Больше двух десятилетий работала секретарем Неми-ровича-Данченко. Считается, что она была прототипом Поликсены Торопецкой из «Теа-трального романа». , прекрасной машинистке, он написал Елене Сергеевне, которая с детьми была в Лебедяни, в бывшем имении Шиловских. Он пишет ей в июне 1938 года очень важные строки: «Если буду здоров, — а чувствовал он себя уже неважно, — скоро переписка закончится. Останется самое важное: корректура авторская, большая, сложная…» Забегая вперед, могу сказать, что смертельная болезнь помешала ему провести эту корректуру до конца во вто-ром томе, поэтому первый том гораздо более выправлен, чем второй. «Что бу-дет, ты спрашиваешь? Не знаю. Вероятно, ты уложишь его в бюро или в шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь вспоминать о нем. Впрочем, мы не знаем нашего будущего. Свой суд над этой вещью я уже совершил, и, если мне удастся еще немного приподнять конец, я буду считать, что вещь заслуживает корректуры и того, чтобы быть уложенной в тьму ящика. Теперь меня интересует твой суд, а буду ли я знать суд читателей, никому не изве-стно».

Он заканчивает роман, и фигура Воланда полностью становится спроецирован-ной на Сталина. Когда слушают авторскую читку весной 1939 года, Елена Сергеевна пишет в дневнике: «Последние главы мы слушали почему-то зако-ченев». Потому что все были парализованы мыслью, что он изобразил Сталина в виде сатаны. Что же будет? «[Один из слушавших] потом в коридоре меня испуганно уверял, что ни в коем случае подавать [Сталину] нельзя — ужасные последствия могут быть». Конечно, это была такая игра ва-банк, трудно просто себе вообразить смелость этого его решения. Он никому не давал в руки роман, только сам читал. Елена Сергеевна записала: «Миша спросил после чтения — а кто такой Воланд? Виленкин Виталий Виленкин (1911-1997) — театровед, автор воспоминаний об актерах и режиссе-рах МХАТа. Работал секретарем Немировича-Данченко. сказал, что догадался, но ни за что не скажет. Я предложила ему написать, я тоже напишу, и мы обменяемся записками. Сделали. Он написал: сатана. И я написала: дьявол».

Очень важно, как эта линия Воланда проецируется на тогдашнюю советскую жизнь. Вдумаемся в эпиграф к роману, уже тогда появившийся, из «Фауста» Гете: «„Так кто ж ты, наконец?“ — „Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо“». Я вижу здесь глубокое авторское прочтение совре-менности. Дьявол уже здесь! Он среди нас! Он уже правит бал, говоря словами либретто «Фауста», которого Булгаков слушал в юности в Киеве бесчисленное количество раз. Диктатор Советской России, в соответствии с дьявольской сутью, хочет зла. Но при этом именно от него в данной, очень своеобразной, мягко говоря, ситуации следует ожидать блага. Булгаков не в силах забыть ни личного разрешения Сталина на постановку «Дней Турбиных», ни того, что он бесконечно посещал спектакль, ни его трудоустройства в 1930 году во МХАТ и так далее. Была замечательная такая наша современница Вера Пирожкова, она потом долгие годы жила в Мюнхене, а потом вернулась и преподавала в Санкт-Петербурге. Она в воспоминаниях о 1930-х годах пишет: «Хотя дикта-тора с такой полнотой страшной власти вряд ли можно было найти еще раз в мировой истории, тем не менее у меня, и, вероятно, не у меня одной, было ощущение, что Сталин — что-то вроде робота, за спиной которого кто-то стоит и им двигает». Когда она попала в Германию и встретилась с известным рус-ским философом Федором Степуном Федор Степун (1884-1965) — философ, выслан в 1922 году на « ». , она с ним поделилась этим своим странным чувством, что за спиной Сталина кто-то стоит — а он был серьезный религиозный философ, — и он ей ответил очень серьезно, что она права. И дальше она цитирует Степуна: «За Сталиным кто-то очень явно стоит, но это не какой-то другой человек или другие люди. За ним стоит дьявол». Поэтому очень может быть, что Булгаков, не зная этих слов, сам что-то в этом роде ду-мал и понимал. Но мало того, он рассчитывал ведь положить роман на стол Сталину. Среди прочего он там вписал, как мне удалось установить, письмо Сталину внутри. Он считал, что Сталин угадает слова из его прежних пи-сем и поймет его нынешнее послание: что он больше никуда не собирается ехать, не просится, а живет и работает здесь. Конечно, смешно было об этом думать, но не один он на этом ошибся таким, я бы сказала, величественным образом.

Я долго думала, на что похожа эта в высшей степени необычная сцена: Марга-рита у Воланда, когда она просит, чтобы сейчас же ей представили ее любовни-ка, Мастера. Но до того, как появляется Мастер, у Маргариты с Воландом про-исходят какие-то двусмысленные отношения, очень непохожие на русскую традицию. Я шла однажды по улице и, как в «Медном всаднике»: «И вдруг уда-ря в лоб рукою, захохотал». И вдруг буквально встала, поняв, откуда это: сон Татьяны в «Евгении Онегине». Кто перечитает его, тот сразу поймет меня, что он взял это именно из сна Татьяны. Он, несомненно, не отдавал себе в этом отчет, потому что классика у них у всех, выпускников русской классической гимназии, была на дне сознания. И вот там: «…Он там хозяин, это ясно. / И Та-не уж не так ужасно…» И так далее. «Он засмеется — все хохочут». Евгений Онегин сна Татьяны раздваивается в этой сцене на Воланда и Мастера.

Эта проекция на Сталина сочеталась с тем, что Булгаков давал ему, выпускнику духовной семинарии Сталин учился в духовной семинарии с 1894 по 1899 год и был исключен с послед-него курса с мотивировкой «за неявку на эк-замены по неизвестной причине». , намек, что он не только Воланд. Потому что Воланд говорит, когда уже они попали наверх и видят Пилата: «Ваш роман прочита-ли». Кто прочитал? Иешуа. И он отправляет Пилата на встречу с Иешуа. Полу-чается, что существует несколько прочтений прототипов романа. Сталин в подтексте у Воланда, и в то же время автор человеку, учившемуся в духовной семинарии, дает намек, что он прочитал роман — Иешуа прочитал роман, — что «вы немножко Иисус Христос», если говорить грубо. И таким образом, роман в своей последней редакции наполнялся потрясающим содержанием, от которого пришли в ужас все до одного слушатели. Булгаков потерял воз-можность добиться, чтобы в Воланде видели, среди прочего, сатану. Тут уже всем было не до того. Всеми владела страшная мысль об опасности, которой подвергает себя автор этого романа.

Вот эти слова, которые Воланд говорит Мастеру, — «Ваш роман прочитали», — они очень серьезны для замысла романа. То есть навязчивая, колеблющаяся в процессе написания мысль автора о чтении романа Сталиным как решающим судьбу и романа, и самого автора, отрывается, наконец, от всякой прагматики. Факт чтения остается в романе, чтения верховным существом. Но он выводит-ся за границу земной конкретности и передается в иной мир. Роман переадре-совывается будущим читателям. Время действия в эпилоге дано так, чтобы оно могло быть совмещено с любым временем будущего чтения. Умирая при помо-щи Воланда, при помощи Азазелло, но по решению свыше, Мастер отправля-ется туда, где земная государственная ипостась высшей демонической силы — Пилат (а не он, Мастер, или его альтер эго в романе, Иешуа) — жаждал встречи с тем, с кем он когда-то не договорил. Булгаков стремился поговорить со Ста-линым, потому что Сталин закончил разговор с ним в 1930 году словами: «Нам надо бы с вами встретиться, поговорить». И он все мечтал с ним обо всем пого-ворить. Но это не получилось. И тогда Булгаков передал эту мечту свою Пила-ту, который мечтает встретиться с Иешуа.

И вот здесь я высказываю такую странную, может быть, для многих мысль, что в романе предложено два равносильных, одновременно существующих прочте-ния образа главного героя. С одной стороны, для нас всех очевидно, что Ма-стер — это альтер эго, второе «я» автора. Но есть эпилог с его сильнейшим ощущением опустелости мира, после того как Мастер покинул Москву. Сидят Иван Понырев и тот несчастный, который был боровом, они каждую весну садятся независимо друг от друга и смотрят на луну. Мы видим Пасху без Вос-кресения. Потрясающе! То есть утрачена параллельность двух временных пла-нов, которая на протяжении всего романа осуществлялась творческой волей автора. Нам предложено второе прочтение, одно из возможных прочтений романа и фигуры Мастера как не узнанного москвичами Второго пришествия. Не только альтер эго автора. Вот это потрясающая мысль, что автор — одна из ипостасей Иешуа. 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6

городского округа Стрежевой

Конспект урока по литературе

в 11 классе

«Проблема человека и власти

в романе М.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Степанова Анна Семеновна

г. Стрежевой

2013

Цель: Выявить специфику булгаковской интерпретации сюжета; формировать жизненную позицию обучающихся; создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением; показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Задачи:

    выявить основные философско-этические проблемы романа;

    сопоставить ершалаимские главы с библейским первоисточником;

    показать, как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

    создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; воспитание и развитие личностных компетенций учащегося; помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: урок применения знаний

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Материально – техническое оснащение: Презентация к уроку М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Видеофрагменты из художественного фильма «Мастер и Маргарита

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Ориентировочно - мотивационный этап

    Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?

    .Актуалиазация

Воланд спрашивает Мастера: «О чем роман?» Что слышит в ответ? -О Понтии Пилате. - Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га- Ноцри. Почему? - Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи? (Ответы обучающихся)
Интерпретация библейского сюжета. Сопоставление содержания ершалаимских глав романа с их библейским первоисточником
Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера. Ершалаимские главы:
- Вспомните, что говорят они об истине и соотнесите строчки из романа с именами персонажей, которым они принадлежат?
1. «Злых людей нет на свете»

2. «И настанет царство истины? Оно никогда не настанет».

3. «… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

4. «Правду говорить легко и приятно».
5. «Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

    Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». (Современный поэт)

Смысловой центр урока (на доске)

Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа

Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. Пилат

Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. В.Лакшин

Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой. В.Лакшин

    Сформулируем основной проблемный вопрос урока

    Сформулируем основную задачу исследования

Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

    Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).

Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

1. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).

2. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ низкого происхождения).

3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё.

6. Работа с иллюстрациями на библейские темы: там Понтий Пилат не страдает. Рассказ ученика о художнике Николае Николаевиче Ге (1831 –1894г.), русский живописец, один из создателей Товарищества передвижников. Это экспрессивная, драматическая композиция на На вопрос о том, что такое истина, искали ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. Так, в 1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину “Что есть истина? Пилат и Христос”. Давайте рассмотрим ее.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Кто изображен на ней?
- В чем особенность расположения героев на полотне?
- Как они выглядят?
- Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?
- Что, по мнению художника, есть истина?
(Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина - в самопожертвовании во имя великой идеи).

    Исследование

Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на библейские главы романа.

I группа

Вопросы для анализа.

Как раскрывает характер Пилата его портрет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат задает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?

Выступление учащихся I группы

Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность государственной власти. Однако мучимый внутренними противоречиями, Пилат ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, готов поверить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецкого философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкретных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, действующая на сознательную волю в форме безусловного долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разговоре с Берлиозом в первой главе.

У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли», именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

II группа

Вопросы для анализа.

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как входит в повествование тема бессмертия? Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным пороком? Как воспринимает герой свое бессмертие? Как звучит тема бессмертия в других главах романа: бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?

Выступление учащихся II группы

Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совестью Трусость, крайнее проявление человеческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный выбор, заставляет отступить от открывшейсд ему истины. Наказание Пилата - в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя. Бессмертие в романе предстает и как награда (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказание (Пилат, Дантес).

    Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования и т. п.

III группа

Вопросы для анализа.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?

Выступление учащихся III группы

Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственной основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.

8. Рефлексивно-оценочный этап

Вопросы
1. Какова жизненная философия Иешуа?
2. Что такое истина?
3. В честь какого великого праздника даровали жизнь осужденному на казнь?
(Показ видеофрагмента (из фильма «Мастер и Маргарита»).
Кем для вас является Иешуа?
Наказание для Понтия Пилата – бессмысленная вечность. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.
Вопросы
Но почему же Пилат казнил его? Разве не было у него возможности спасти человеческую жизнь?

    Проекция этических проблем, поднятых в ершалаимских главах, на события современности

9. Творческая работа. Закончите текст.
«Сотвори добро»- так гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступать с другим человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило…»

10. Итог урока

Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи , а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу.


1. М.А.Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа Га – Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
2. Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества заменена земной идеей власти социальных сил.
3.Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека(прежде всего наделенного властью, но и любого другого) за происходящим вокруг.
4.Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок – трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.
В жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя перепутать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.
Домашнее задание. Ответить на вопросы в форме эссе.
Действительно ли необходимо зло на Земле?
Кто в романе, на ваш взгляд, по – настоящему свободен и независим?

Список использованной литературы

1. Агеносов В.В. Русская литература XX

1.Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман.

    Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман.

    Э. Проффер “Художник и власть”По страницам романа «Мастер и Маргарита» //Иностранная литература. - 1991. - №5. - С. 212-221

    Шиндель А. Пятое измерение. Знамя. 1991. 5.

    Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993

    Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М.: Московский рабочий, 1989..

    Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988

    Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. – М.: Дрофа, 2000

    2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009

    3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 - 75

Сочинение по произведению на тему: Тема власти в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита

Впервые я прочитала роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", когда мне было двенадцать лет. Тогда я воспринимала его как фантастику, приключения или что-то в этом роде. Но человек в течение всей своей жизни идет вверх по духовной лестнице, и поэтому, прочитав роман внимательнее четыре года спустя, задумываясь над каждым словом, я поняла, что в этом произведении автор размышляет над такими глобальными темами, как добро и зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой Человек, как действует на него власть и над многими другими.

Первые ассоциации со словом "власть", возникающие у меня, - это политика, правительство, царь, государство и подобные этим понятия. То есть власть для меня - это, прежде всего, власть в обществе. В "Мастере и Маргарите" теме социальной власти посвящены четыре главы о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Эта тема, по всей видимости, очень сильно волновала Булгакова. Он видел произвол режима, установившегося в стране после событий 1917 года. На примере из истории он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебной свободной личности. Иешуа утверждает, что "всякая власть является насилием над людьми" и что "настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть". Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат не находит ничего лучшего, как неискренне произнести "великие" слова в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несогласии со словами красноречивого арестанта. И тут же доказывает, что Га-Ноцри прав в своей оценке существующей власти: обрекая на мучительную смерть невиновного, Пилат совершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином, спас от гибели великана Марка Крысобоя, он помнил былые бои. Теперь же, став наместником Рима, он боится освободить от наказания человека, неповинного в преступлении.

Персонажи же московских сцен "Мастера и Маргариты", в отличие от Пилата, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитных гражданской и первой мировой войн их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они не вольны в жизни и смерти граждан, как может разлучить с жизнью кого угодно из своих подчиненных игемон. Но довести до нищеты и моральной гибели неугодных вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев, будучи директором театра "Варьете", наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой.

Но нельзя забывать о том, что власть бывает не только государственной. В своем последнем и главном романе Булгаков уделяет много внимания власти сверхъестественного. Конечно, очевидна огромная сила Дьявола. И первым событием, доказывающим ее, является внезапная и предсказанная "иностранцем" смерть Берлиоза, затем сходит с ума Иванушка Бездомный, "улетает" в Ялту Степа Лиходеев и так далее (нужно заметить, что Воланд наказывает москвичей только по справедливости). Но кульминацией волшебства сатаны является бал полнолуния, на котором произошло убийство шпиона барона Майгеля. Получается, что булгаковский черт наказывает настоящее зло и как бы пытается помочь людям обрести Бога, в отличие от персон, обладающих некоторой властью над обществом. Например, Берлиоз, способный, образованный человек, который должен направлять своего молодого подчиненного Ивана на правильную дорогу, на самом деле, использует свое влияние на него, чтобы максимально увести его от Бога.

Очень интересной мне показалась одна деталь в романе: Воланд явно не враг Иешуа, он, скорее, его помощник. Если внимательно читать "Мастера и Маргариту", можно обнаружить, что Дьявол, обладая властью над Землей, не в силах решать, когда обрываться человеческой жизни. И последнее слово в решении судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему. Да и Пилату приносит свободу отнюдь не крик Маргариты, а заступничество того, с кем он так отчаянно хочет поговорить, то есть Иешуа.

Мне кажется, очень тесно связаны такие понятия, как "Бог" и "Любовь", поскольку Бог начинается с Любви, а Любовь - божественная сила. Тема любви у Булгакова раскрывается с новой стороны. Она неотделима от страданий. Писатель в полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Любые козни будут преодолены. Маргарита, находясь во власти сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ, проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению. И "кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?"

Итак, мы видим, что над людьми властвуют чувства, но о силе не только любви говорит Булгаков, он также подчеркивает и могущество страха над человеком. Мы понимаем это на примере Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи боится потерять свое положение, разрушить свою карьеру, и только поэтому идет на убийство мирного философа, после которого его мучает совесть и будет мучить еще "двенадцать тысяч лун". Совесть, кстати тоже обладает огромной властью над человеком: ведь не прошло и дня, как римский наместник пожалел о том, что сделал, и теперь, ночью "он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого бездумного мечтателя и врача!"

Опираясь на вышеизложенное, я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа "Мастер и Маргарита". О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Кроме того, если принять во внимание то, что четыре главы из тридцати двух (по-моему это немало) посвящены лишь одному виду власти (власти над обществом), а также то, что власть, по Булгакову, воздействует на все сферы жизни человека и проявляется в различных формах, то можно с полной уверенностью говорить о важности темы моего сочинения в идейном содержании итогового романа Михаила Афанасьевича Булгакова.

bulgakov/master_i_margarita_54/

Мы привыкли считать власть и высшие ценности противоположностями. Настоящий Мастер не может быть в гармонии с кесарем. Действительно ли это так? Обратимся к роману «Мастер и Маргарита». Как Булгаков характеризует власть? События романа разворачиваются в первой половине двадцатого века в Москве. Основной персонаж – Мастер. Да, именно Мастер. Так автор называет своего героя, одновременно давая ему характеристику и отличая от других. Делом жизни Мастера становится работа над романом о Понтии Пилате. Однако шедевр не был принят обществом, ведь в тридцатые годы те проблемы, что раскрыл Мастер, были не только не актуальны, но и опасны для существующего строя, власти. Повествуя о событиях в Москве, автор параллельно рассказывает нам историю, произошедшую в далеком прошлом в Ершалаиме. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат приговорил к казни философа Иешуа. Га Ноцри считает, что однажды «настанет время, когда не будет власти кесарей», что все равны перед высшей правдой. Философ видит добро, хорошее во всех людях. Мнение Иешуа расходится с позицией властей. Пилат внутренне ощущает правоту Га Ноцри, но, помиловав его, прокуратор рисковал бы навлечь на себя гнев кесаря. Объединением двух сюжетных линий романа является образ Воланда, который приехал в Москву, чтобы узнать, насколько изменился внутренний мир людей. Впоследствии мы узнаем, что Воланд – сатана, а следовательно, свидетель всех событий в прошлом и настоящем. Роль его очень велика. Он воплощение законной власти, справедливой кары. Эта та сила, что «вечно стремится творить зло, но вечно совершает благо». «Совершает благо», так как повинуется законам «царства» Иешуа… Вернемся к событиям в Москве. Кто же те, кто так безжалостно отверг творение Мастера? Кто представители власти? Автор отвечает на эти вопросы, описывая Дом Грибоедова. Булгаков показывает нам кабинеты. Это кассы, комнаты отдыха. В Доме Грибоедова самый лучший ресторан, выгодные путевки. Именно об этом (обедах, поездках) разговаривают между собой представители искусства. Ни слова о творчестве! Ни намека на действительно полезный труд! А попасть в этот мир материального благополучия, достатка можно, предъявив удостоверение. Да, чтоб называться поэтом или писателем, необходимо удостоверение! И все это по вине кесарей. Таким образом, автор прибегает к множеству средств, дабы показать, что в Доме Грибоедова царит бездуховность. Высшие категории бытия утратили свое значение. Автор демонстрирует читателю неискренность литераторов. Это видно не только из диалогов, но и из внешнего описания, деталей. Одним из приемов изображения героев является использование «говорящих» фамилий. Думается, только такие «художники» могут ужиться с властью, ведь их цель не творчество, не стремление к идеалу. Вспомним диалог Берлиоза и Бездомного. Берлиоз оценивает произведение поэта лишь с идеологической точки зрения. И Бездомный, прежде имевший собственную позицию, соглашается с председателем МАССОЛИТа. Показательно и то, как критикуется роман Мастера: нет ни слова о том, каков стиль, творческий метод, удался ли роман вообще. «Пилатчина» – вот практически все, что смогли сказать «кесари».

Таким образом, власть подавляет творчество, не принимает действительно значимого, избегает новшеств, инициативы. Помимо описания Дома Грибоедова, автор приводит и другие примеры для характеристики властей. Например, Варьете, где царит взяточничество. Показательны и эпизоды, связанные с происшествиями в квартире, где поселился Воланд и его свита. Я считаю, что бал у сатаны – это портрет московского общества. Один из наиболее ярких моментов – диалог Воланда и Берлиоза. «Вы уходите в небытие, а мне будет приятно испить из чаши, в которую вы превращаетесь. Выпить из бытия». Тут одновременно звучат и тема возмездия, и тема торжества вечного. Подобно Берлиозу, «суду» Воланда подверглись все те, кто жил ради собственной выгоды, ради власти. В том, как относится Воланд к героям романа, чувствуется позиция и самого автора. Что же Мастер? Думается, его ошибка была в том, что он не смог бороться против кесарей. Именно поэтому Иешуа даровал ему покой, но не свет. Однако Пилат, который проникся идеями Га Ноцри, глубоко сожалевший о том, что ради своей власти обрек философа на смерть, заслужил свет. И власть, что была так значима для Пилата в Ершалаиме, утратила свое значение рядом с вечными ценностями. Да, власть и высшие категории Бытия несовместимы. Неизбежен конфликт «кесарей» и Мастера. Но важна борьба за правду… И однажды наступит время высшей справедливости, когда каждому из нас по вере воздастся. Однако «царство» Иешуа можно считать воплощением власти, но власти справедливой; а Воланда – символом высшей кары. Так вот, только с такой властью может быть в гармонии истинный Мастер.

    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” - это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...

  1. Новое!

    Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают...

  2. В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех Евангелиях и апостольских посланиях. В. И. Немцев пишет: «Иешуа - это авторское воплощение в дела...

    Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» является одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Тема власти в романе М.А . Булгакова «Мастер и Маргарита»

Всякая власть есть непрерывный заговор.

Оноре де Бальзак

Михаил Афанасьевич Булгаков - великий русский писатель, драматург, режиссёр и актёр. Автор знаменитого на весь мир романа «Мастер и Маргарита», который переведен на множество иностранных языков. Впервые я познакомилась с этим произведением, будучи совсем маленькой, услышав как мои родные обсуждали его между собой. Тогда мне показалось, что они говорили о каком-то фантастическом рассказе, наполненным ужасами. Но позже, самостоятельно изучив роман, я увидела его глубочайший смысл. Роман «Мастер и Маргарита» охватывает Евангельскую историю, динамично сочетаясь с различными событиями современной жизни. В романе четко определена тема власти, как способности воздействовать на деятельность и поведение других людей, не взирая на их сопротивление.

Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем мире и в современной ему Москве. В исторической части романа, проблема власти преподносится читателю через образ Понтия Пилата, который проникается симпатией к подсудимому, этому «сумасшедшему философу» Га-Ноцри. Игемон осознает, что человек, стоящий перед ним, может нести людям только добро, что он ни в чем неповинен. Он желает помочь Иешуа, отменяет смертный приговор, но раскрываются страшные детали: этот философ посмел оспорить величие и власть кесаря. С этого момента дело приобретает важность государственного масштаба. Понтий Пилат все еще пытается спасти Иешуа, он просит президента Синедриона Каифа разрешить ему отпустить Га-Ноцри, по обычаю отпускать одного из пленных в день Пасхи. Но он непреклонен: «Синедрион просит отпустить Варраввана».

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слово остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к смерти. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». В этой части романа, читатель наблюдает то, как люди издревле зависели от власти. роман булгаков власть творчество

В строках романа о современной Москве темы власти и творчества тесно связаны друг с другом. Мастер, главный герой романа, предстает перед читателем не с самого начала, а в середине повествования, в московских главах. Перед этим автор знакомит читателей с представителями «пишущей братии» Москвы, давай понять, что они абсолютно бездарны. Эти люди находятся под давлением органов власти, панически боятся свободы ни то что слова, но даже мысли, гонят от себя действительно талантливых людей, которые хотят творить, а не делать то, что понравится властям.

Михаил Булгаков описывает мир «людей искусства» в отталкивающих тонах. Время от времени заметна ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как произведение Мастера было напечатано, члены МАССОЛИТа начинают его травить. У них есть власть, а Мастер для них обычный человек, с талантом которого они властны сделать всё, что только захотят. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Многие члены МАССОЛИТа понимали, что роман героя является гениальным, но они боялись давать разрешение на печать произведения из страха перед представителями власти.

Я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа "Мастер и Маргарита". О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    "Мастер и Маргарита" - главное произведение М. А. Булгакова. Личность М. А. Булгакова. История написания романа. Главные герои романа. Сходства романа с другими произведениями. Опера "Фауст" Гуно. Повесть "Золотой горшок" Гофмана.

    реферат , добавлен 24.02.2007

    Личность Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Главные герои романа: Иешуа и Воланд, свита Воланда, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат. Москва 30-х годов. Судьба романа "Мастер и Маргарита". Наследство потомкам. Рукопись великого произведения.

    реферат , добавлен 14.01.2007

    Историк, сделавшийся писателем. Творческая история романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Главный прототип Маргариты. Москва как глобальный символ романа. Истинное лицо Воланда. Авторская правка, варианты названий. Символико-семантический аспект романа.

    презентация , добавлен 21.04.2014

    История создания романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"; идейный замысел, жанр, персонажи, сюжетно-композиционное своеобразие. Сатирическое изображение советской действительности. Тема возвышающей, трагической любви и творчества в несвободном обществе.

    дипломная работа , добавлен 26.03.2012

    История создания романа. Связь романа Булгакова с трагедией Гете. Временная и пространственно-смысловая структура романа. Роман в романе. Образ, место и значение Воланда и его свиты в романе "Мастер и Маргарита".

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Тема любви в мировой литературе. Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Многоликость романа "Мастер и Маргарита". Тема любви в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Две картины смерти влюбленных.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    История создания романа "Мастер и Маргарита". Идейно–художественный образ сил зла. Воланд и его свита. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла. Бал у сатаны - апофеоз романа. Роль и значение "темных сил" заложенных в романе Булгаковым.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Первая редакция романа Булгакова "Мастер и Маргарита". "Фантастический роман" и "Князь тьмы". Человеческий, библейный и космический мир в работе. Видимая и невидимая "натура" миров. Диалектическое взаимодействие и борьба добра и зла в романе Булгакова.

    презентация , добавлен 18.02.2013

    Соединение в романе гротеска и фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования. Временная и пространственно-смысловая структура романа, божественный дар и нравственно-философская тема. Проблема нравственного выбора, творческая фантазия.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2010

    Cимволикa предметного мира романа Булгакова "Мастер и Маргарита" - символ черного пуделя, масонская символика; глобус Воланда и скарабей – атрибуты власти. Cимволикa цвета в романе - желтое и черное; цвет глаз как характеристика. Роль символа в романе.