Московские замки. Особняк зинаиды морозовой Спиридоновка 17 особняк

  • 29.06.2019

«В комнату вошла Сказка тихими неслышными шагами. У нее было светло-серое платье, и на нем были нашиты серебряно-бледные листья. В рыжих волосах горела бриллиантовая звезда. Она ступала тихо и мягко, как бы пряча свое изящество в простоте. Это был верх аристократической естественности. И молодой дипломат запнулся на полуслове, и почва ушла у него из-под ног». Так писал Андрей Белый о Зинаиде Морозовой, жене известного мецената.

Во имя любви к этой необычной женщине Савва Морозов построил в 1893 году замок, какого не бывало в Москве. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах - от дома веяло тайной, духом средневековья. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк - первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля.

Зинаида Григорьевна Морозова была незаурядным человеком. В юности она работала на морозовской фабрике. Савва Тимофеевич увез будущую жену в этот дом от мужа, своего двоюродного племянника. Вскоре авторитет Зинаиды стал столь высок, что с ее мнением считались сильные мира сего, творческая элита прислушивалась к ее умным и тонким замечаниям. В этом особняке-замке царили Любовь и Весна.

Второй хозяйкой этого особняка стала в 1909 году Татьяна Рябушинская. Ее, балерину кордебалета, дочь капельдинера Большого театра, увез в этот дом Михаил Рябушинский, и тоже от мужа - полковника. Вопреки всем обычаям, он женился не на представительнице предпринимательского круга, а - по страстной любви - на признанной московской красавице и одной из самых остроумных дам Москвы Татьяне Фоминишне Примаковой. Волшебный особняк на Спиридоновке продолжал жизнь Острова Любви среди бурных событий начала нового века.

Архитектором этого дома был на то время малоизвестный Шехтель Ф.О.

Фёдор О́сипович (Франц-Альберт) Ше́хтель (26 июля 1859] Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва) — российский архитектор, живописец, график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Поворотным моментом в творческой биографии Шехтеля стала постройка им в 1893 году в стиле «английской готики» особняка З. Г. Морозовой (С. Т. Морозова) на Спиридоновке. В проекте особняка Шехтель отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы. Архитектор придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем другим фасадам здания. Новаторство Шехтеля выразилось не только при построении пространственной композиции особняка, но и при проектировании планировки здания: все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» — парадной лестницы. При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М. А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне. Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.

















На улице становится все теплее, и уже хочется оторваться от любимых сериалов и отправиться гулять. Куда стоит сходить в первую очередь? Мы вспомнили пять московских особняков, впечатляющих и снаружи и внутри.

Дом Пашкова

Мар 30 2017 в 1:47 PDT

Дек 8 2016 в 12:34 PST

В доме, построенном, вероятнее всего, архитектором Василием Баженовым, сейчас находится Российская государственная библиотека. Одно из самых красивых московских зданий в классическом стиле построено в 1784–1786 годах. Первым владельцем был сын денщика Петра I Петр Пашков. Потом здание принадлежало Московскому университету, Московскому дворянскому институту, Румянцевскому музею, в частности его библиотеке.

Там обдумывал «Войну и мир» Лев Толстой, там героиня Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит» искала интеллигентных женихов, там герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», стоя на бельведере, прощались с Москвой: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».

Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1

Как попасть: в составе экскурсии, которые проводятся ежедневно, кроме понедельника.

Дом Мельникова

Мар 20 2016 в 11:16 PDT

Мар 31 2017 в 1:49 PDT

Уникальное сооружение, построенное в 1929 году архитектором Константином Мельниковым как жилой дом для семьи и мастерская.

Шедевр авангарда представляет собой два цилиндра, врезанных друг в друга. Внутри тринадцать комнат, а весь третий этаж, куда можно подняться по винтовой лестнице, занимает мастерская. В этом доме великий советский архитектор жил до последних дней, потом там жила его семья. Сейчас дом Мельникова полностью находится под покровительством Музея архитектуры им. А. В. Щусева и работает как музей.

Адрес: пер. Кривоарбатский, 10

Как попасть: на сайте Музея архитектуры им. А. В. Щусева в разделе «Музей Мельниковых» есть телефон, по которому ведется запись на экскурсии. Билеты потом нужно заранее выкупить в музее архитектуры. В день в дом Мельникова может попасть только одна экскурсия из пяти человек. Посетить музей непросто, но и дом, и экскурсия того стоят.

Особняк Рябушинского

Мар 14 2017 в 12:50 PDT

Сен 18 2016 в 10:01 PDT

Модернистская жемчужина Москвы – дом, построенный Федором Шехтелем в 1903 году для русского предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Дом уникален, интерьеры его тоже создавал Шехтель. Нужно обратить внимание на контраст изгибов и плавных линий, знаменитую оплывающую мраморную лестницу в виде волны, лампу-медузу, на природные мотивы, свойственные модерну, во всем: от дверных ручек до витражей и ограды. В этом доме с 1931 по 1936 годы жил Максим Горький, вернувшийся из Италии. Сейчас там мемориальный дом-музей Горького.

Адрес: ул. Малая Никитская, 6/2

Как попасть: попасть в особняк можно без записи. Режим работы музея: среда – воскресенье, с 11.00 до 17.30. Чтобы прослушать экскурсию, нужно позвонить в музей заранее.

Чайный дом на Мясницкой

Мар 13 2017 в 8:08 PDT

Окт 22 2016 в 1:19 PDT

Этот дом, стоящий недалеко от метро «Чистые пруды», называют «китайской шкатулкой». Особняк построен для торговца чаем Сергея Перлова в 1890–1893 годах архитектором Романом Клейном. Через три года по приказу Перлова архитектор Карл Гиппиус переоформил фасад в красочном китайском стиле. Дело в том, что в связи с коронацией Николая II в Москву намечался приезд влиятельного китайского посла Ли Хунчжана. Визит сановника гарантировал массу выгодных контрактов. У входа повесили китайский флаг, закупили шелковых китайских подушек, поставили наряженных «китайцев» у входа... Однако Ли Хунчжан остановился в другом месте, в доме конкурента и родного брата Сергея Перлова. Впрочем, новый яркий фасад стал привлекать клиентуру.

Адрес: ул. Спиридоновка, 17/1

Как попасть: попасть в особняк можно в дни культурного наследия, когда открываются двери многих архитектурных памятников, закрытых для свободных посещений в другое время. Дни культурного наследия в 2017 году совсем скоро: 16 апpeля и 20 мaя.

Спиридоновка - улица в центре Москвы, начинающаяся от Малой Никитской улицы и заканчивающаяся на Садовом кольце, выходя на Садово-Кудринскую улицу. Длина Спиридоновки невелика и составляет около 800 метров. Однако эта дистанция достаточно насыщена историческими постройками, в число которых входит и великолепный особняк Зинаиды Морозовой. Дом был построен знаменитым предпринимателем, меценатом, благотворителем, мануфактур-советником Саввой Морозовым. Автором проекта неоготического здания стал архитектор Федор Шехтель. В 1909 году особняк был приобретен Михаилом Рябушинским, который желал жить рядом со своим братом Степаном. В советское время в стенах здания размещался Дом приемов Министерства иностранных дел. Эту функцию здание выполняет и сегодня. Особняк Зинаиды Морозовой является объектом культурного наследия федерального значения.

Савва Тимофеевич Морозов был весьма незаурядной и противоречивой личностью. Он происходил из старообрядческой семьи Морозовых, принадлежа к ветви Тимофеевичей. Савва Морозов имел прекрасное образование. Окончив 4-ю московскую гимназию у Покровских ворот, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета и в 1887 году получил диплом химика. В эти годы С. Т. Морозов написал значительную работу - исследование о красителях, а позднее общался с Менделеевым. В 1885-1887 годах Савва Тимофеевич изучал химию в Кембриджском университете и одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках в Манчестере. В 1886 году С. Т. Морозов становится директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко".


Савва Тимофеевич Морозов

История строительства особняка на Спиридоновке связана с женой Саввы Тимофеевича Зинаидой (Зиновией) Григорьевной Морозовой, в девичестве Зиминой. Их брак начался со скандала. Изначально Зинаида Григорьевна вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова, однако уже во время венчания произошло ее знакомство с Саввой Тимофеевичем, приходившимся жениху двоюродным дядей. Спустя некоторое время Савва Морозов прислал супругам приглашение на один из вечеров, устраивавшийся в «Клубе служащих» Никольской мануфактуры. Сергей Викулович предпочёл отправиться на охоту, а Зинаида пришла без сопровождения. Савва Тимофеевич проводил гостью в зал, а вскоре до Марии Фёдоровны Морозовой, начали доходить слухи о тайных встречах ее сына Саввы с Зинаидой Григорьевной.

Развод - событие, из ряда вон выходящее в старообрядческой среде, однако именно он стал следствием сложившейся ситуации. Новым ударом для родственников, как Морозовых, так и Зиминых, стало решение о женитьбе Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны. Григорий Ефимович Зимин тогда сказал: "Мне бы, дочка, легче в гробу тебя видеть, чем такой позор терпеть". Не менее жестко отреагировала на новость Мария Федоровна Морозова: "Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия — ещё полбеды, разводка — вот что плохо". Однако 24 июня 1888 года бракосочетание Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны состоялось. А в 1893 году С. Т. Морозов приобрел старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и оформил ее на имя своей жены.

На участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А. Л. Витбергом для поэта И. И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту Федора Шехтеля. Архитектор предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом - поэтому он выбрал стиль английской неоготики. Федор Шехтель за пару месяцев подготовил около 600 чертежей, где отобразил не только детали самого здания, но и аксессуары внутреннего убранства.

Пышное новоселье состоялось 8 февраля 1897 года. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.

В Москве про морозовский особняк ходила едкая эпиграмма:
Сей замок навевает много дум,
И прошлого невольно станет жалко:
Там, где царил когда-то русский ум,
Теперь царит фабричная смекалка.

Хотя Савва Тимофеевич был фабрикантом, руководил достаточно крупным предприятием, он какое-то время укрывал в особняке на Спиридоновке революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция.

В 1905 году Савва Тимофеевич с детьми сфотографировался на фоне заднего фасада особняка на Спиридоновке, а спустя некоторое время его жизнь трагически оборвалась. 15 апреля 1905 года консилиум, в котором участвовали врачи Г. И. Россолимо, Ф. А. Гриневский и Н. Н. Селивановский, пришел к выводу, что у Саввы Морозова «тяжёлое общее нервное расстройство». Рекомендовалось направить Морозова для лечения в Европу. В сопровождении жены и доктора Селивановского Савва Морозов выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 26 мая 1905 года он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Неофициальная версия - его убили, инсцинировав самоубийство.

В 1909 году, уже будучи замужем в третий раз, Зинаида Григорьевна продала особняк, построенный покойным Саввой Тимофеевичем. Дом вместе со всей обстановкой был куплен Михаилом Рябушинским за 870 тысяч рублей. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой. Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского.

Летом 1918 года Рябушинские были вынуждены эмигрировать. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым сундуком. Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В 1929 году особняк был передан Наркомату иностранных дел и в 1938 году стал Домом приемов.

К 1970-м годам интерьеры были окончательно изуродованы советскими ремонтами, фрески и позолота побелены, везде стояла канцелярская мебель.

С 1973 по 1989 год особняк Морозовой реставрировали: его директор Евгений Байков лично собирал по комиссионным магазинам антиквариат для оформления интерьеров. После окончания реставрации в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий.

Стоит упомянуть про изначальные интерьеры. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель были сделаны на мебельной фабрике П. А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол».


Особняк Морозовых на Спиридоновке. Интерьеры. Из книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве".

Приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого . Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.

В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ . Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад.

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал великий художник . Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство.

Через два года после смерти мужа Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы Тимофеевича не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К.Ф. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел. 4 августа 1995 года в нём произошел опустошительный пожар. В кратчайшие сроки особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью .

В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается Дом приемов МИД России. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».

*Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

«Откуда в Москве замки? - спросите вы. - Отродясь их тут не было, архитектура у нас не та». Отчасти это так, замков в Москве, пожалуй, нет. И то, что мы осматривали в рамках пешеходной экскурсии, лишь отдаленно напоминало типичные средневековые замки. Скорее это удачные стилизации, особняки с характерными для замков архитектурными элементами. Никаких глубоких рвов, каменных неприступных стен и стражников-арбалетчиков на башнях. Одни стрелок-психопат, правда, все-таки нашелся. Громко ругался, грубил и пообещал расстрелять нас к чертовой матери, если мы, расходившиеся тут, не покинем крыльцо его не вполне скромного жилища. Но о нем, психопате, позже. А сейчас… замки.

Доходный дом А.И. Синицына в Благовещенском переулке

Благовещенский переулок, дом 3. Доходный дом купца А.И. Синицына, владельца суконной фабрики в Щелкове и фирмы «Синицын А.И. с сыном». Дом построен в 1909 году архитектором С.М. Гончаровым в стиле немецкой готики. Формы здания близки к формам «готических» доходных домов, строившихся в Германии в конце XIX - начале XX века, уже тронутым новым стилем - модерном, или югендстилем, как его называли в Германии. В синицынском доходном доме много элементов готики: треугольный аттик в центре фасада, тонкие угловые шатровые башенки (одна из них утрачена при пристройке соседнего дома), стрельчатые арки-ниши, готические орнаменты и т.д. Структура фасада также навеяна готикой: декоративные вертикальные стойки, промежутки между которыми заполнены кирпичной кладкой, распорки между стойками. Эти средства пластического решения фасада и декоративного оформления визуально вытягивают здание, устремляют его вверх, усиливая сходство дома с его средневековыми прообразами.

Доходный дом А.И. Синицына. Фасад

Интересно и цветовое оформление фасада. Плоскости между накладными оштукатуренными стойками облицованы керамической плиткой: в нижней части дома - однотонным «кабанчиком», а в верхней - трехцветной плиткой, выложенной в шашечный узор на фасаде и в виде лилий на эркерах. В абрисе арок первого и второго этажей, в декорировании низа здания, в необычности сочетания отдельных деталей экстерьера угадываются мотивы модерна, который и определил некоторую дисгармоничность здания.

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке

Ермолаевский переулок, дом 28/15. Собственный особняк архитектора Ф.О. Шехтеля, построенный им совместно с его учеником В.Д. Адамовичем в 1896 году.

Франц Осипович Шехтель был действительно выдающимся архитектором, за свою жизнь он построил в Москве около 60 зданий, каждое из которых уникально, выразительно и самобытно, среди зданий, к которым приложил руку «светоч русского модерна», Ярославский вокзал, Московский художественный театр, знаменитый особняк Саввы Морозова на Спиридоновке и множество других. И среди этого разнообразия сооружений великого архитектора есть то, которое он построил не по заказу, а лично для себя и своей семьи.

В 1896 году Шехтель, которому на тот момент было 37 лет и который обрел уже некоторый материальный достаток к этому времени, заявив о себе рядом необычных архитектурных проектов, присмотрел для себя небольшой участок земли на пересечении Трехпрудного и Ермолаевского переулков, там, где когда-то стоял храм священномученика Ермолая, и решил приобрести его для постройки собственного дома. Шехтель снес все деревянные постройки, располагавшиеся на купленном им участке, и по собственному проекту возвел на нем симпатичный двухэтажный кирпичный особнячок. К моменту начала строительства собственного дома архитектор уже успел поразить общественность реализованным проектом особняка Морозова на Спиридоновке, воплощенный в нем стиль так называемой английской готики нашел отражение и в шехтелевском проекте собственного дома. Однако особняк Шехтеля, помимо готических черт, выражает и постепенное обращение своего создателя к идеям стиля, который после постройки этого дома и ряда других в скором времени будет назван русским модерном.

Романтический миниатюрный особняк-замок, построенный Шехтелем, он сам называл в шутку «избушкой непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Здание особнячка высится за ступенчатой каменной оградой, выделяясь круглой башней, увенчанной конусовидным шпилем. Огромное центральное окно когда-то было увито плющом, цеплявшимся за керамическую плитку стены главного фасада и придававшим облику здания еще большую таинственность и колорит. Выделяется и массивная шестиугольная башня справа, еще больше намекающая на готические замковые прообразы, в ней находится парадный вход в особняк. Главный вход украшен превосходной, изысканной мозаикой, изображающей три лиловых ириса на золотистом фоне - распускающийся, цветущий и увядающий, - символизирующих три периода бытия.

В этом доме-замке Шехтель прожил 14 лет своей жизни, полной творческих исканий, семейных радостей и печалей. В 1910 году архитектор переезжает отсюда в другой свой дом, расположенный на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переходит во владение к почетной гражданке Е.Я. Дунаевской. После революции 1917 года здание особняка отдано под размещение различных учреждений. С 1944 года дом передан Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР и с тех пор используется для размещения дипломатических представительств. Сегодня в здании расположено посольство республики Уругвай.

"Волоцкие дома" в Трехпрудном переулке

Трехпрудный переулок, дома 11 −13. Известные доходники «Волоцкие дома» с впечатляющей монументальной угловой башней, похожей на корону.

Строительство этих доходных домов началось в 1911 году по заказу графоф Волоцких. Над проектом зданий потрудился небезызвестный архитектор Э.-Р.К. Нирнзее. Дома возводились постепенно, первые строения были возведены на участке, расположенной ближе к Большому Козихинскому переулку, вторая очередь строений начата в 1912 году и уже расположена ближе к Трехпрудному. Шестиэтажные «Волоцкие дома» росли в длину медленно, якобы заказчик выкупал участки земли под застройку не сразу, а по мере накопления у него средств, и дома постепенно, от подъезда к подъезду, достраивались в течение трех лет. Именно поэтому здание доходного дома так разнородно по составу, ни один подъезд не похож на остальные, а некоторые квартиры в нем даже расположены в шахматном порядке, на стыке же козихинской и трехпрудной частей дома расположен подъезд, лестница которого, вьющаяся по его периметру, объединяет квартиры, уровни которых не совпадают на пол-этажа.

После революции в доходнике были устроены коммуналки, на сегодняшний день почти все они расселены, и в основном состав жилого фонда изменился в сторону больших элитных квартир совершенно разных планировок и размеров, образованных из все тех же выкупленных коммуналок. В 1920-е годы в одной из квартир доходного дома, по слухам, находился карточный притон, который частенько посещали Маяковский и Есенин. А в советское время в доме жил писатель Лазарь Лагин, автор знаменитой сказки «Старик Хотабыч», он «поселил» в своем же доме и героя своего произведения - мальчика Вольку. В «Волоцких домах» жила также Наталья Бонк, автор знаменитого на всю Россию учебника английского языка, с которым знаком, кажется, каждый, кто когда-либо учил английский. Но главной «достопримечательностью» этих доходных домов в советское время был винный магазин, ежедневно собиравший со всей округи огромные очереди из поклонников спиртных напитков.

Сегодня же «Волоцкие дома» облюблены знаменитостями. Говорят, Никита Михалков купил здесь квартиру для своей дочери Анны. В доме уже довольно давно живет актриса Татьяна Догилева со своим мужем. Также с этим адресом связывают имя известного хоккеиста, а теперь чиновника от спорта Вячеслава Фетисова. Несколько лет назад в «Волоцких домах» приобрела трехкомнатную квартиру Людмила Гурченко со своим мужем, продюсером Сергеем Сениным, в этой квартире она и скончалась в марте 2011 года, и поклонники актрисы еще долго приносили цветы к ее подъезду.

Скоропечатня А.А. Левенсона

Трехпрудный переулок, дом 9, строение 1. Типографский замок - скоропечатня А.А. Левенсона. Здание типографии построено в 1900 году по проекту Ф.О. Шехтеля.

Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон - одна из крупнейших фирм того времени, занимавшихся производством литографской продукции, была основана в 1881 году и сначала занимала дом в Рахмановском переулке, принадлежавший основателю фирмы, известному московскому доктору А.С. Левенсону. Предприятие активно развивалось, и к концу XIX века занимаемое им помещение в доме в Рахмановском переулке стало тесным, поэтому Товарищество решает приобрести участок земли в Трехпрудном переулке для постройки нового здания типографии. Владелец компании хотел построить современную, отлично обустроенную типографскую фабрику, оснащенную по последнему слову техники и построенную с учетом современных архитектурных веяний. Фирмой был объявлен конкурс на проектную работу нового здания, на котором победил уже известный к тому времени архитектор Шехтель, представивший проект удивительно цельного, изящного строения с идеальными пропорциями, в котором сочетались строгие каноны готической архитектуры и художественная экспрессия модерна. Этот удивительный проект и был воплощен им в жизнь, исполнен с великолепным вкусом. Новопостроенный замок очень понравился заказчику.

Башенка типографского замка

Здание скоропечатни было выстроено в стиле средневековых европейских сооружений, а его декоративная отделка выполнена в так называемом «новом стиле», который смягчил и оттенил сумрачность и строгость средневекового зодчества, поэтому постройка выглядит легкой и даже какой-то сказочно-миниатюрной, несмотря на свои солидные размеры. Высокая шатровая крыша с остроконечностями, легкие и красивые линии силуэта здания, умеренность и в то же время оригинальность декора делают этот особняк поистине уникальным по своей красоте творением архитектуры.

Примечательно, что именно в этом здании типографии были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой, которая жила по соседству со скоропечатней.

В 1917 году типография Левенсона была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. Сегодня в здании скоропечатни расположены офисы коммерческих организаций.

Трехпрудный переулок, дом 8. Жилой дом кооператива «Творчество». Строительство здания было начато в 1926 году, но не завершено до конца, хотя дом и использовался как жилой, в 1948 году он подвергся реконструкции и был надстроен.

По этому адресу до постройки кирпичной многоэтажки находился небольшой одноэтажный деревянный домик, принадлежавший отцу Марина Цветаевой, профессору Московского университете И.В. Цветаеву, знаменитому историку, филологу, основателю Музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина. Его дочь Марина Цветаева, будущая поэтесса, родилась здесь в 1892 году и прожила в этом доме почти 20 лет, до своего замужества. После смерти владельца в 1913 году деревянный дом Цветаевых перешел по наследству брату Цветаева - Андрею, который во время первой мировой войны отдал его под нужды лазарета, а позже, во время революции, дом был снесен, и в 1926 году на его месте начал возводиться новый многоквартирный дом кооператива «Творчество».

Марина Цветаева в своих стихах словно предсказала судьбу своего родного дома:

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды
Грузные, в шесть этажей...

Жилой дом кооператива "Творчество"

Кооперативный дом строился по индивидуальному проекту архитектора М.Е. Приемышева. Но по каким-то причинам работы были приостановлены, проект не был окончательно завершен, хотя дом довели до приемлемого для жилья состояния и заселили. Дом состоял из множества коммунальных квартир. Большинство из них, кстати, не расселено до сих пор. Лишь в 1948 году дом обрел тот вид, который мы можем лицезреть сегодня. Он был надстроен и реконструирован архитектором Д.Д. Булгаковым, создавшим некий гибрид барокко и средневековой замковой архитектуры. Богатый, модный по тем временам декор дома делает его чем-то похожим на приукрашенную крепость с дозорными угловыми башнями с балконами-ласточкиными гнездами. Правда, исполнение замысла по реконструкции и тут оказалось неполным из-за трудностей реализации - жильцов на время строительных работ не выселяли. Наиболее близок к изначальному проекту тот фасад дома, что выходит на Трехпрудный переулок.

Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке

Улица Спиридоновка, дом 17. Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке.

Построен Шехтелем в 1898 году для "некоронованного императора России" - купца Саввы Морозова, крупного предпринимателя и мецената. Морозов, будучи сам достаточно неприхотлив и даже аскетичен, заказал роскошный особняк для своей жены Зинаиды, женщины чрезвычайно тщеславной, честолюбивой и претенциозной. Зинаида Григорьевна денег мужа не считала и вела исключительно расточительный образ жизни, свое славолюбие она реализовывала способами, наиболее понятными купеческому окружению: роскошествовала, жила на широкую ногу и упоительно предавалась светским утехам. Савва Тимофеевич, хотя и не разделял ее взглядов, будучи страстно влюблен, смотрел сквозь пальцы на причуды супруги и потакал всем ее капризам. Строительство особняка на Спиридоновке было одним из действий в захватывающей игре в светскость мадам Морозовой, которую многие именовали не иначе как «пляской миллионов». Новый дом Морозовых был призван поразить первопрестольную. И, пожалуй, это ему удалось.

Над проектом дома работал уже не раз упомянутый нами архитектор Ф.О. Шехтель. Надо сказать, семейный клан Морозовых одним из первых разглядел выдающийся талант Шехтеля. К моменту строительства дома на Спиридоновке им уже приходилось пользоваться услугами этого архитектора. Ранее Шехтель разработал для Саввы проект деревянной дачи в Киржаче, а его двоюродному брату Викуле спроектировал усадебный дом, здание фермы и конного завода в имении Одинцово-Архангельское. План и композицию дома на Спиридоновке Шехтель разработал за пару месяцев. Собственноручно он нарисовал около 600 чертежей будущего здания, среди них планы, разрезы, развертки стен, фасады, мебель, детали, люстры. Работая над домом как над живым, единым организмом, Шехтель стремился учесть каждую мелочь и не допустить случайных ошибок ни в целом, ни в деталях. Над оформлением интерьеров особняка архитектор работал в союзе с художником М.А. Врубелем, последнему принадлежит авторство скульптурной группы «Роберт и монахини» на парадной лестнице особняка, витража «Рыцарь», панно «Времена года», рисунок орнамента в кабинете будущего владельца дома и ряд других элементов декора внутренних помещений здания.

Строительство особняка началось в 1893 году, а окончательная отделка его завершилась в 1898. За несколько лет Шехтелем было создано уникальное здание, которому суждено было стать этапным в истории архитектуры России. Результат его работы был великолепен и принес архитектору заслуженное признание и успех. Заказчик, а точнее, заказчица была полностью удовлетворена: таких вычурных и вызывающих «родовых замков» купечество себе доселе не позволяло.

Выполненный в духе «английской готики» особняк поражает воображение. Остроконечные башенки, зубчатые стены, стрельчатые окна, кованая решетка ограды, украшенная головами собак, замысловатые фонари на воротах - от дома веет средневековьем. В то же время в чертах дома прослеживаются и мавританские архитектурные элементы. Эти два стиля, сведенные воедино пластикой модерна, а также неразрывное взаимодействие архитектуры, скульптуры и живописи придали особняку неповторимую оригинальность, изумительную утонченность и исключительную пластическую гармонию и единство. Кто бы мог предположить тогда, что это творение Шехтеля станет вестником зарождающегося в России нового архитектурного стиля. Но одно тогда было точно очевидно: такого замка еще не бывало в Москве.

И особняк Морозовых на Спиридоновке сразу же стал одной из видных московских достопримечательностей, принеся своим хозяевам возможность вращаться в высших кругах светского общества. Даже аристократия не считала зазорным посетить прием в доме у купцов Морозовых, лишь бы только взглянуть на роскошную архитектурную диковинку. Чередой шли в особняке балы, вечера, приемы, Зинаида Григорьевна купалась в лучах славы и сверкала в обществе. А Савве Морозову, и до этого не разделявшему жажды жены к светским развлечениям, чем дальше, тем больше претили замашки супруги, на устраиваемых ею приемах он бывал редко, к восторгам по поводу приобщения к аристократическим кругам относился равнодушно, да и к самой жене со временем охладел, впрочем, взаимно. Супружеская пара жила в одном доме, но практически не общалась, их обоюдная страсть с годами переросла во взаимное равнодушие, а позже и в совершенное отчуждение.

Особняк Морозовых на Спиридоновке охраняется дьявольскими существами

После загадочной смерти Саввы Морозова в мае 1905 года Зинаида Григорьевна решает расстаться с особняком на Спиридоновке. Спокойно жить в любимом доме ей не дал призрак, поселившийся в «родовом замке» - по ее словам, по ночам дух ее умершего мужа, не нашедший успокоения, бродит шаркающей походкой по дому и передвигает вещи в своем кабинете, беспокоя и пугая ее. В 1909 году Морозова продает свой шикарный особняк Рябушинским, которые прожили в нем до лета 1918 года. После эмиграции владельцев, в первые годы после революции, советские власти разместили в особняке губернский продовольственный комитет. А в 1930-е годы особняк переходит в ведение НКИД (теперь МИД РФ). Ныне в здании располагается приемная МИД РФ.

Стоит упомянуть и еще об одном немаловажном факте, касающемся этого дома. Дело в том, что дом-замок Морозовых считается одним из возможных прототипов готического особняка в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это не подтвержденная версия, что особняк Морозовых на Спиридоновке - дом Маргариты, местоположение особняка мало соответствует описанному в романе, но, вполне возможно, что Булгаков, поступил с домом Маргариты также, как и с другими домами, фигурирующими в романе, - объединил два дома в один: дом с внешним видом, соответствующим описанию в романе, но с несовпадающим с описанием местоположением, и дом, который внешне не подходит под описанный дом Маргариты, но зато находится там, где надо (особняк Маргариты, предположительно находился по адресу Малый Власьевский пер., 12, в районе Арбата).

Генеральский дом у Патриарших прудов

Ермолаевский переулок, дом 9. «Дом со львами» или генеральский дом.

Не совсем ясно, какое он отношение имеет к замкам, разве что охраняется четырьмя величественными львами и нервным жильцом с первого этажа, тем самым, о котором упоминалось в начале. Почему его включили в маршрут экскурсии - загадка. Скорее всего, просто грех было пройти мимо, прогуливаясь в этих окрестностях, и не обратить не наго внимание. Дом действительно впечатляет. Кажется, что он был построен в XVIII-XIX веке, максимум в начале XX, уж очень он похож на великолепно выполненную городскую усадьбу тех времен. Представляется, что вот к этим воротам с монументальными пилонами, на которых покоятся огромные львы, подъезжали конные коляски, из которых выходили дамы в шелковых платьях, чтобы окунувшись в атмосферу роскошной гостиной хозяев дома, вести светские разговоры о литературе, музыке и политических новостях.

Но нет. Трудно себе это вообразить, но «Дом со львами» был построен в конце Великой Отечественной войны, в 1944-1945 годах, по личному распоряжению Сталина, желавшему отблагодарить высшее командное руководство советской армии таким вот роскошным подарком - вселением в шикарный классицистический особняк в центре Москвы, у Патриарших прудов.

Руководили строительством генеральской резиденции два малоизвестных архитектора - М.Дзисько и Н.Гайгаров, воспитанники мастерской И.В. Жолтовского. Саму же идею оригинального дома, стилизованного под классическую барскую усадьбу, подал сам Жолтовский. Говорят, что проект дома был «списан» с располагавшегося здесь же, в глубине дворов, под номером 11, дореволюционного особняка, только авторы генеральского дома чуть приукрасили свое творение дополнительным декором, придав ему помпезности и оригинальности. Само собой, была иной и внутренняя планировка здания, квартиры для генералов строились поистине роскошные по тем временам - 12-тикомнатные, предполагавшие большой холл, гостиную, переднюю, кабинет, детскую и спальную комнаты, столовую, кухню, комнату домработницы и ряд хозяйственных помещений. Как сейчас обстоят дела с планировкой квартир, трудно сказать, возможно, что-то и изменилось, но вряд ли от этого стало менее престижным. Во всяком случае, замашки жильца, как раз пожаловавшего домой во время нашего осмотра его нескромного места обитания, говорят о неуемных амбициях и гоноре, достойном настоящих генеральских кровей. Жаль, что время не придало генеральским отпрыскам и последователям лоска образованности и такта. Ну да что ж с них взять, с вояк, видимо, они неисправимы.

Кстати, в эпоху Хрущева, которой мы должны быть благодарны за массовую типовую застройку серых и неказистых многоквартирных коробок, велась активная борьба с так называемыми архитектурными излишествами, и «дом со львами» на Патриарших как раз приводился как яркий образец этих самых излишеств, пример того, «как нам не надо строить». Но слава богу, время все расставило по своим местам, хрущевские пятиэтажки сносятся и представляют собой ценность только в качестве перспективы получения жилья покомфортней, а дома с архитектурными излишествами стоят как стояли, и их ценность только возрастает с каждым днем.

На этом наша пешеходная экскурсия «Московские замки» завершена. Но, обрадую вас, она далеко не единственная, посвященная столичным замкам, и я обещаюсь в ближайшее время опубликовать как минимум еще одну прогулку о зданиях Москвы, которые напоминают своим обликом средневековые крепости и замки.