Основная идея повести ася тургенев. Почему повесть так называется

  • 04.03.2020

"А счастье было так возможно…" (по повести "Ася")

Цель урока:

    восстановить историю взаимоотношений героев; определить основную тему и идею произведения; ответить на вопрос: были бы счастливы герои вместе?

Материал к уроку:

    портрет писателя, запись музыки из цикла “Времена года”: “Лето”, “Осень”; словарь синонимов, антонимов , толковый словарь русского языка .

Предварительная работа : работа со словарем – определение слова “счастье”, подбор синонимов и антонимов к этому слову.

Ход урока

I. (Звучит музыка из цикла “Времена года”: “Лето” .)

Мы продолжаем разговор по повести “Ася”. Тема сегодняшнего урока: “А счастье было так возможно, так близко!..”

Ребята, а как вы понимаете слово “счастье”?

(Учащиеся дают свои понятия слову “счастье”)

А что нам говорит толковый словарь? (Работа учащихся со словарем “счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения” - толковый словарь.)

(Определение записывается на доске и в тетрадях.)

Подберите синонимы и антонимы к слову “счастье” (синонимы – радость, удача, … ; антонимы - огорчение, печаль, …)

Ребята, наш урок сопровождает музыка из цикла “Времена года” “Лето” и “Осень”.

Итак, сегодня на уроке предстоит:

    восстановить историю взаимоотношений главных героев, чтобы определить основную мысль и идею повести; ответить на вопрос: а были бы счастливы герои, если бы не расстались?

DIV_ADBLOCK167">

(Звучит монолог Аси, который читает заранее подготовленная ученица)

Моя матушка умерла, когда мне было 9 лет. Вся жизнь моя перевернулась. Меня забрали от тетки моей, скотницы, в городской дом. Но не прислугой. Вместо сарафана на меня надели розовое шелковое платье. Я до сих пор помню, какое оно было прохладное, гладкое блестящее…

Мне было не по себе. Я не могла привыкнуть к этому. А когда у меня поцеловали ручку, я думала, что потеряю сознание… Теперь-то я знала, что барин – мой отец и что любил меня страстно. Он никогда ничего не запрещал мне, выполнял все мои желания, во всем потакал мне. Наверное. Считал себя виноватым.

Скоро я поняла, что в доме я главное лицо, но мучило меня то, что приказывать должна была людям, с которыми прожила все свое детство, чьи сказки слушали, с кем вместе играла. Они-то знали, что моя мать была крепостная, а я – крестьянская дочь.

Я … я целый мир хотела заставить забыть мое происхождение! Я стыдилась своей матери, стыдилась своего стыда, я мучилась, не знала, что делать. Мне хотелось быть не хуже других барышень.

Но тут новое несчастье! Умер отец! Что будет со мной дальше? Как мне жить? У меня ведь есть старший брат. Как-то он меня воспримет? Я боялась его. Боялась его осуждения, боялась, что он не примет меня как родную, будет колоть меня крестьянским происхождением.

Но опасения мои были напрасны. Он признал меня за сестру. Я была ему больше чем благодарна…

Брат привез меня в Петербург и поместил в один из лучших пансионов. Там я прожила 4 года. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. С девушками не сдружилась. И была рада, что брат забрал меня из пансиона.

В то время он вышел в отставку и мы поехали за границу. Останавливались в небольших живописных городках. Избегали шумных столиц и светских знакомств.

Городок Ленц понравился своими заброшенными виноградниками , садами и полуразрушенными стенами феодального замка. Обычно мы не задерживаемся в таких маленьких городках. Но здесь было так красиво, необыкновенно, не хотелось уезжать от этих дивных закатов и чудесного Рейна, да и от того, с кем встретилась в этом городе …

DIV_ADBLOCK168">

Чтение по ролям диалога Аси и господина N. (От слов “Пойти куда-нибудь …”

до слов “…я еще не летал”).

Какой мотив появляется в главе 9? Как он помогает понять душевное состояние героев?

Проследите развитие этого мотива на последующих страницах повести и ответьте на вопрос: зачем автор его вводит?

(В 9 главе появляется мотив любви, которая окрыляет человека. Для Аси все развивается стремительно и бурно, а для г-на N – постепенно. В жизни каждый человек, тем более девушка, хочет счастья.)

Какие мечты Аси характеризуют её? Почему странность в девушке, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе г-на N? (Она не такая как все. Ей нужен необыкновенный человек, так как только он может понять и полюбить Асю такой, какая она есть.)

Восстановите историю взаимоотношений Аси и рассказчика. Подумайте, почему не сложились их отношения? Как автор отвечает на этот вопрос?

(Работа с учебником гл. 14, гл. 15.)

Какие чувства испытывает герой после разрыва с Асей? (гл. 19.)

Почему же только после разрыва герой убеждается в своей любви? (Тургенев, таки образом, наказывает его.)

За что? (За нерешительность и медлительность.)

В повести Гагин задает г-ну N недоуменный вопрос: “Почему она Вас полюбила?” А как вы думаете, за что полюбила Ася г-на N? (г-н N для Аси первый молодой человек из высшего общества, который обратил на неё внимание. До этого ничего подобного не было в жизни Аси.)

А как вы думаете, были бы счастливы Ася и г-н N, останься они вместе?

(Мнение учеников может разделиться, что приведет к диспуту по этому вопросу.)

2. Составление сопоставительной характеристики и запись на доске и в тетрадях:

Г-н N:

скорее всего да

(Вопрос к классу: почему? )

1) любимый человек рядом;

1) социальное положение не позволяет;

2) молодость;

2) свет не примет;

3)это то, о чём не могла и мечтать;

3) Ася взбалмошная.

V. Выводы . (Звучит музыка “Осень” из цикла “Времена года”)

https://pandia.ru/text/78/220/images/image005_44.jpg" alt="E:\415951\Image60.jpg" width="307" height="199 id=">

Так о чем же эта повесть? (О первой любви.)

Какая она – первая любовь? (Лёгкая, чистая, светлая, искренняя и грустная одновременно).

Так счастлива ли героиня повести? (Да, счастлива, потому что любит, потому что узнала, что такое любовь.)

А счастлив ли герой? (Да, но поздно это понял.)

А какова же основная мысль повести “Ася”?

(Счастье мгновенно, скоротечно, у него нет ни прошлого, ни будущего)

Найдите этому подтверждение в тексте. (Гл. 20. “Завтра я буду счастлив… мгновенье”)

https://pandia.ru/text/78/220/images/image007_30.jpg" alt="E:\415951\Image62.jpg" width="268" height="177 id=">

2. “Мысли вслух”. Ваша строчка в заключении (мини-выводы)

(возможные варианты:

    Счастье – оно как птица, упустишь и не поймаешь. Что за прелесть эта “Ася”; Как жаль, что мужчины всегда чего-то боятся; Обидно, когда у тебя крылья выросли, а лететь некуда; Да, первая любовь великолепна и неповторима; Обидно, что первую любовь не воскресишь

VI. Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем:

“Чем привлекает меня тургеневская девушка” или

“Злободневное и вечное в повести “Ася”.

Литература.

И др. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000. Литература (поурочные планы для 8 класса)./Сост. .- Изд. “Учитель-АСТ”, 2001 г.

Иван Тургенев не только внес значительный вклад в развитие отечественной литературы в рамках уже имеющихся направлений, но и открыл новые самобытные особенности национальной культуры. В частности, он создал образ тургеневской барышни – раскрыл уникальный характер русской девушки на страницах своих книг. Чтобы познакомиться с этой особой, достаточно прочитать повесть «Ася», где женский портрет приобрел уникальные черты.

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и головку молодой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба, и воплотил эти фантазии в форме книги.

Почему повесть так называется?

Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Жанр: повесть или рассказ?

Конечно же, «Ася» — это повесть. Рассказ никогда не делится на главы, да и объем у него гораздо меньше. Отрезок из жизни героев, изображенный в книге, меньше, чем в романе, но длиннее, чем в самой малой форме прозы. Тургенев тоже придерживался такого мнения насчет жанровой природы своего творения.

Традиционно в повести больше персонажей и событий, чем в рассказе. Кроме того, предметом изображения в ней становится именно последовательность эпизодов, в которой раскрываются причинно-следственные связи, что приводят читателя к осознанию смысла финала произведения. Так происходит и в книге «Ася»: герои знакомятся, их общение приводит к взаимной заинтересованности, Н.Н. узнает о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять ее чувства всерьез, и в итоге все это приводит к разрыву. Писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение героини, а потом объясняет его через историю ее рождения.

О чем произведение?

Главным действующим лицом является молодой человек, от лица которого и ведется повествование. Это воспоминания уже зрелого мужчины о событиях юности. В «Асе» немолодой светский человек Н.Н. вспоминает историю, которая приключилась с ним, когда ему было лет 25. Начало его рассказа, где он знакомится с братом и сестрой Гагиными, — экспозиция повести. Место и время действия – «немецкий небольшой городок З. неподалеку от Рейна (река)». Писатель имеет в виду город Зинциг в провинции Германии. Сам Тургенев путешествовал там в 1857 году, тогда же закончил книгу. Рассказчик пишет в прошедшем времени, оговаривая, что изложенные события произошли 20 лет назад. Соответственно, они произошли в июне 1837 года (о месяце сообщает сам Н.Н. в первой главе).

То, про что Тургенев написал в «Асе», знакомо читателю еще со времен прочтения «Евгения Онегина». Ася Гагина - та же юная Татьяна, которая впервые полюбила, но не нашла взаимности. Именно поэму «Евгений Онегин» как-то читал Н.Н. для Гагиных. Только героиня в повести не похожа на Татьяну. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Причина такого расположения духа кроется в непростой истории девушки: она – незаконнорожденная сестра Гагина. В высшем свете она ощущает себя чужой, как будто бы недостойной той чести, которая ей оказана. Мысли о ее будущем положении постоянно тяготят ее, поэтому Анна имеет непростой характер. Но, в итоге, она, как и Татьяна из «Евгения Онегина», решает признаться в любви Н.Н.. Герой обещает брату девушки все объяснить ей, но вместо этого обвиняет ее в том, что она созналась брату и фактически выставила его на посмешище. Ася, услышав упрек вместо признаний, убегает. А Н.Н. понимает, как она дорога ему, и решает на следующий день просить ее руки. Но уже слишком поздно, так как на следующее утро он узнает, что Гагины уехали, оставив ему записку:

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю - нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

  1. Ася (Анна Гагина) - типичная «тургеневская барышня»: она диковатая, но тонко чувствующая девушка, которая способна на настоящую любовь, но не приемлет трусости и слабости характера. Так ее описал брат: «Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею». Выросла она на природе в поместье, обучалась в пансионе. Сначала ее воспитывала мать — горничная в доме отца. После ее смерти девочку забрал к себе барин. Потом воспитание продолжил его законный сын, брат главной героини. Анна — скромная, наивная, неплохо образованная особа. Она еще не повзрослела, поэтому дурачится и шалит, не воспринимая жизнь всерьез. Однако ее характер изменился, когда она полюбила Н.Н.: он стал непостоянен и странен, девушка была то чересчур оживленной, то грустной. Меняя образы, она неосознанно стремилась привлечь к себе внимание кавалера, однако ее намерения были абсолютно искренни. Она даже слегла в лихорадке от переполнившего сердце чувства. Из ее дальнейших действий и слов можно сделать вывод, что она – сильная и волевая женщина, способная на жертву ради чести. Ее описание изложил сам Тургенев: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита». Несколько идеализированный образ Аси повторился в лицах других известных героинь писателя.
  2. Н.Н. – рассказчик, который спустя 20 лет после изложенного события берется за перо, чтобы облегчить душу. Он никак не может забыть о своей потерянной любви. Он предстает перед нами эгоистичным и праздным богатым юношей, который от нечего делать путешествует. Он одинок и боится своего одиночества, ведь, по собственному признанию, любит находиться в толпе и смотреть на людей. При этом он не хочет знакомиться с русскими, видимо, опасается нарушить свой покой. Он иронично замечает, что «почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству». Это желание рисоваться даже перед собой открывает в нем слабые стороны натуры: он неискренен, фальшив, поверхностен, ищет оправдание своему безделью в вымышленных и надуманных страданиях. Нельзя не отметить его впечатлительность: думы о родине его рассердили, встреча с Анной заставила его почувствовать себя счастливым. Главный герой образован и знатен, живет «как хочется», и ему присуще непостоянство. Разбирается в искусстве, любит природу, но не может найти применения своим знаниям и чувствам. Он любит анализировать людей умом, но не чувствует их сердцем, поэтому он так долго не мог понять поведения Аси. Любовь к ней раскрыла в нем не самые лучшие качества: трусость, нерешительность, себялюбие.
  3. Гагин – старший брат Анны, который о ней заботится. Вот так о нем пишет автор: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает». Герой очень добр и отзывчив. Почитал и уважал семью, ведь последнюю волю отца он выполнил честно, а сестру полюбил, как родную. Ему очень дорога Анна, поэтому он жертвует дружбой ради ее спокойствия и уезжает от Н.Н., увозя героиню. Он вообще охотно жертвует своими интересами ради других, ведь для того, чтобы воспитать сестру, он уходит в отставку и покидает родину. Другие действующие лица в его описании выглядят всегда положительно, всем им он находит оправдание: и скрытному отцу, и уступчивой горничной, своевольной Асе.
  4. Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.

    Тема

    1. Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство - это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н. не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
    2. Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире. Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
    3. Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
    4. Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

    Проблематика

  • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
  • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
  • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
  • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
  • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Основная мысль

История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе», — это утверждение, что не нужно бояться своих чувств. Героиня отдалась им полностью, обожглась первой любовью, зато многое узнала о жизни и о том человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она уже будет более внимательна к людям, научится разбираться в них. Без этого жестокого опыта она бы не раскрылась, как личность, не поняла бы себя и своих желаний. После разрыва с Н.Н. она осознала, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не стоит страшиться искренних порывов души, нужно дать им волю, и будь, что будет.

Критика

Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:

Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…

Сам писатель очень тепло отзывается о своем творении: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:

Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, - то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».

В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»

Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:

Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику - буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».

Повесть явно понравилась не всем. После ее опубликования в адрес литератора посыпались упреки. Например, рецензент В. П. Боткин поведал Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось - и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…». Известный поэт, адресат письма, был солидарен с другом и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.

Но сильнее всех критиков негодовал Толстой, который оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» — эта ремарка содержалась в письме Некрасову. Лев Николаевич связывал книгу с личной жизнью приятеля. Он был недоволен, что тот устроил незаконнорожденную дочь Полину во Франции, навсегда разлучив ее с родной матерью. Такая «лицемерная позиция» резко осуждалась графом, он открыто обвинял коллегу в жестокости и неправильном воспитании дочери, еще и описанном в повести. Этот конфликт привел к тому, что авторы не общались 17 лет.

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

…Совсем как пылкий тургеневский герой, сбежавший от Аси, - про которого Чернышевский писал: «Русский человек на rendez-vous»

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цель урока:

  • восстановить историю взаимоотношений героев;
  • определить основную тему и идею произведения;
  • ответить на вопрос: были бы счастливы герои вместе?

Материал к уроку:

  • портрет писателя, запись музыки П.И.Чайковского из цикла “Времена года”: “Лето”, “Осень”;
  • словарь синонимов, антонимов, толковый словарь русского языка.

Предварительная работа: работа со словарем – определение слова “счастье”, подбор синонимов и антонимов к этому слову.

(Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года”: “Лето” .)

Мы продолжаем разговор по повести И.С.Тургенева “Ася”. Тема сегодняшнего урока: “А счастье было так возможно, так близко!..”

Ребята, а как вы понимаете слово “счастье”?

(Учащиеся дают свои понятия слову “счастье”)

А что нам говорит толковый словарь? (Работа учащихся со словарем “счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения” - толковый словарь С.И.Ожегова.)

(Определение записывается на доске и в тетрадях.)

Подберите синонимы и антонимы к слову “счастье” (синонимы – радость, удача, … ; антонимы - огорчение, печаль, …)

Ребята, наш урок сопровождает музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Лето” и “Осень”.

Итак, сегодня на уроке предстоит:

  • восстановить историю взаимоотношений главных героев, чтобы определить основную мысль и идею повести;
  • ответить на вопрос: а были бы счастливы герои, если бы не расстались?

1. - Мы уже знаем из повести, что за человек господин N, как познакомился с Гагиным, что привело господина N в этот городок, а знакомство с Асей украсило его пребывание в нем, но… какая-то тайна окружает эту девушку. Какая?

(Звучит монолог Аси, который читает заранее подготовленная ученица)

Моя матушка умерла, когда мне было 9 лет. Вся жизнь моя перевернулась. Меня забрали от тетки моей, скотницы, в городской дом. Но не прислугой. Вместо сарафана на меня надели розовое шелковое платье. Я до сих пор помню, какое оно было прохладное, гладкое блестящее…

Мне было не по себе. Я не могла привыкнуть к этому. А когда у меня поцеловали ручку, я думала, что потеряю сознание… Теперь-то я знала, что барин – мой отец и что любил меня страстно. Он никогда ничего не запрещал мне, выполнял все мои желания, во всем потакал мне. Наверное. Считал себя виноватым.

Скоро я поняла, что в доме я главное лицо, но мучило меня то, что приказывать должна была людям, с которыми прожила все свое детство, чьи сказки слушали, с кем вместе играла. Они-то знали, что моя мать была крепостная, а я – крестьянская дочь.

Я … я целый мир хотела заставить забыть мое происхождение! Я стыдилась своей матери, стыдилась своего стыда, я мучилась, не знала, что делать. Мне хотелось быть не хуже других барышень.

Но тут новое несчастье! Умер отец! Что будет со мной дальше? Как мне жить? У меня ведь есть старший брат. Как-то он меня воспримет? Я боялась его. Боялась его осуждения, боялась, что он не примет меня как родную, будет колоть меня крестьянским происхождением.

Но опасения мои были напрасны. Он признал меня за сестру. Я была ему больше чем благодарна…

Брат привез меня в Петербург и поместил в один из лучших пансионов. Там я прожила 4 года. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. С девушками не сдружилась. И была рада, что брат забрал меня из пансиона.

В то время он вышел в отставку и мы поехали за границу. Останавливались в небольших живописных городках. Избегали шумных столиц и светских знакомств.

Городок Ленц понравился своими заброшенными виноградниками, садами и полуразрушенными стенами феодального замка. Обычно мы не задерживаемся в таких маленьких городках. Но здесь было так красиво, необыкновенно, не хотелось уезжать от этих дивных закатов и чудесного Рейна, да и от того, с кем встретилась в этом городе …

IV. 1 . Беседа.

Ребята, что же необычного в Асиной жизни? (Она – дочь крестьянки и барина. В то время с такой родословной не принимали ни в светском обществе, ни в крестьяне. Она рано познала сиротство, потерю близких.)

А что говорит об Асе самый её близкий человек? (гл. 8. “Её нужно хорошенько узнать… у неё сердце доброе, но голова бедовая. С ней трудно ладить”.)

Ребята, а что обозначает имя Ася? Оправдывает ли оно себя? (Запись на доске и в тетрадях.)

Ася – (от Анастасии) рожденная заново.

Что привлекло и что настораживало в Асе главного героя?

Почему он однажды воскликнул: “Что за хамелеон эта девушка!” В каком значении употребляет Тургенев слово “хамелеон”? (Ася сама непосредственность, честная, прямая и открытая, она мечтательна, но поступки её непредсказуемы.)

Посмотрим на неё, какая она в 9 главе.

Чтение по ролям диалога Аси и господина N. (От слов “Пойти куда-нибудь …”

до слов “…я еще не летал”).

Какой мотив появляется в главе 9? Как он помогает понять душевное состояние героев?

Проследите развитие этого мотива на последующих страницах повести и ответьте на вопрос: зачем автор его вводит?

(В 9 главе появляется мотив любви, которая окрыляет человека. Для Аси все развивается стремительно и бурно, а для г-на N – постепенно. В жизни каждый человек, тем более девушка, хочет счастья.)

Какие мечты Аси характеризуют её? Почему странность в девушке, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе г-на N? (Она не такая как все. Ей нужен необыкновенный человек, так как только он может понять и полюбить Асю такой, какая она есть.)

Восстановите историю взаимоотношений Аси и рассказчика. Подумайте, почему не сложились их отношения? Как автор отвечает на этот вопрос?

(Работа с учебником гл. 14, гл. 15.)

Какие чувства испытывает герой после разрыва с Асей? (гл. 19.)

Почему же только после разрыва герой убеждается в своей любви? (Тургенев, таки образом, наказывает его.)

За что? (За нерешительность и медлительность.)

В повести Гагин задает г-ну N недоуменный вопрос: “Почему она Вас полюбила?” А как вы думаете, за что полюбила Ася г-на N? (г-н N для Аси первый молодой человек из высшего общества, который обратил на неё внимание. До этого ничего подобного не было в жизни Аси.)

А как вы думаете, были бы счастливы Ася и г-н N, останься они вместе?

(Мнение учеников может разделиться, что приведет к диспуту по этому вопросу.)

2. Составление сопоставительной характеристики и запись на доске и в тетрадях:

V. Выводы . (Звучит музыка П.И.Чайковского “Осень” из цикла “Времена года”)

Так о чем же эта повесть? (О первой любви.)

Какая она – первая любовь? (Лёгкая, чистая, светлая, искренняя и грустная одновременно).

Так счастлива ли героиня повести? (Да, счастлива, потому что любит, потому что узнала, что такое любовь.)

А счастлив ли герой? (Да, но поздно это понял.)

А какова же основная мысль повести И.С.Тургенева “Ася”?

(Счастье мгновенно, скоротечно, у него нет ни прошлого, ни будущего)

Найдите этому подтверждение в тексте. (Гл. 20. “Завтра я буду счастлив… мгновенье”)

1. - Итак, в повести “Ася” Тургенев противопоставляет друг другу простую милую непосредственную девушку Асю, которой присуща огромная сила чувств и бесхарактерного интеллигента – мечтателя, который в решительную минуту не находит для девушки слов любви, отталкивает её своей холодностью и не может потом себе этого простить.

Счастье прошло мимо и возвратить его невозможно (Гл. 22.).

2. “Мысли вслух”. Ваша строчка в заключении (мини-выводы)

(возможные варианты:

  • Счастье – оно как птица, упустишь и не поймаешь.
  • Что за прелесть эта “Ася”;
  • Как жаль, что мужчины всегда чего-то боятся;
  • Обидно, когда у тебя крылья выросли, а лететь некуда;
  • Да, первая любовь великолепна и неповторима;
  • Обидно, что первую любовь не воскресишь

VI. Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем:

“Чем привлекает меня тургеневская девушка” или

“Злободневное и вечное в повести И.С.Тургенева “Ася”.

Литература.

  1. Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Литература (поурочные планы для 8 класса)./Сост. Н.М.Скоркина.- Изд. “Учитель-АСТ”, 2001 г.