Повесть котлован анализ кратко. Анализ «Котлован» Платонов

  • 04.03.2020

Они все равно умерли, зачем им гробы!

А. Платонов. Котлован

Повесть А. Платонова “Котлован” написана в непростые для Советской страны годы (1929-1930), оставшиеся в памяти многих как время окончательного разорения крестьянства и формирования колхозов, переиначивших не только жизнь, но и сознание людей. Эти и многие другие сопутствующие процессы (вечные поиски правды, попытка построить счастливое будущее и т. д.) отражены в повести с помощью монолитного сплава комической формы и трагического по сути содержания.

Юмор Платонова мне

Кажется чем-то родственным юмору Булгакова: это не просто “смех сквозь слезы”, а смех от понимания того, что так не должно быть, как оно есть, – своеобразный “черный юмор”.

Действительность периода коллективизации была настолько нелепой, что, кажется, грустное и смешное поменялись местами. И поэтому нам становится не по себе, когда мы смеемся над деревенским мужиком, отдавшим лошадь в колхоз и лежащим после этого с привязанным к животу самоваром: “Улететь боюсь, клади… какой-нибудь груз на рубашку”. Не только улыбку, но и щемящую тоску вызывает негодующий возглас маленькой девочки Насти перед похоронами Козлова и Сафронова: “Они все равно умерли, зачем им гробы!” Действительно, зачем мертвым гробы, если теперь в них так хорошо спится живым строителям “светлого будущего” и если там так уютно чувствуют себя детские игрушки?!

Гротескные ситуации, созданные автором (или самим временем?), удивительно сочетают в себе реальное и фантастическое, живой юмор и горький сарказм. Люди строят непонятный, никому в действительности не нужный Дом счастья, а дело продвигается не дальше рытья всеобщей братской могилы – котлована для фундамента, потому что в той нищете, голоде и холоде, которые окружают людей в настоящем, выживают немногие. Забавен и страшен одновременно эпизод с мужиком, который “на всякий случай” приготовился умереть: он уже несколько недель лежит в гробу и периодически самостоятельно подливает масло в горящую лампаду. Создается впечатление, что мертвые и живые, неодушевленное и наделенное сознанием поменялись местами.

Что уж тут говорить, если главный и уважаемый враг кулаков и друг пролетариев – медведь Медведев, молотобоец из кузни. Чутье никогда не подводит зверя, работающего на “счастливое будущее” наравне с людьми, и он всегда верно находит “кулацкий элемент”.

Еще один неисчерпаемый источник юмора и сарказма Платонова – речь персонажей повести, в полной мере отобразившая очередную область перегибов и бессмыслицы этого несуразного времени. Пародийное переосмысление и ироническое обыгрывание политического языка насыщает речь героев клишированными фразами, категорическими ярлыками, делает ее похожей на причудливое соединение лозунгов. Такой язык – тоже неживой, искусственный, но и он вызывает улыбку: “с телег пропагандировалось молоко”, “вопрос встал принципиально, и надо его класть обратно по всей теории чувств и массового психоза…” Страшно же то, что даже язык маленькой Насти уже оказывается чудовищным сплавом речей и лозунгов, которые она слышит от вездесущих активистов и пропагандистов: “Главный – Ленин, а второй – Буденный.

Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!”

Таким образом, переплетение комического и трагического в повести А. Платонова “Котлован” позволило писателю обнажить многие перекосы в социальной и экономической жизни молодой Советской страны, болезненно отозвавшиеся на жизни простого народа. А ведь давно известно: когда люди уже не имеют сил плакать – они смеются…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”? – Какая проблема составляет основу всего творчества А. Пла­тонова? а. Отцов и детей б. Борьбы за свободу в. Сущности жизни г. Интеллигенции и революции – Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? а. Гармоничный мир б. Прекрасный и яростный мир в. Разгул стихий 3. В каких […]...
  2. Котлован – углубление в земле для закладки фундамента какого-нибудь сооружения”, – читаем в толковом словаре. В повести Платонова слово “котлован” приобретает гораздо больший смысл. Котлован – это отголосок языческих мифов. По обычаю в древности самый первый камень, который закладывали в фундамент строящегося дома, нужно было окропить кровью, принесенного в жертву животного. В повести котлован “окроплен” […]...
  3. В центре повести – история главного героя рабочего Вощева. Уволившись с завода, он попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Рабочие котлована, воодушевленные идеей сплошной коллективизации, принимают участие в раскулачивании крестьян близлежащих деревень. Реальные события принимают фантастические формы. Крестьяне, не ожидая от советской власти ничего хорошего, при жизни сооружают себе гробы. Раскулаченных […]...
  4. Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к преследованиям, политическому поношению в печати и запретам. В конце 20-х и в 30-е годы он достиг вершины своего творчества в романе “Чевенгур”, повестях “Котлован”, “Ювенильное […]...
  5. Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы XX столетия. Писатель отразил в своих произведениях жизнь первых послереволюционных десятилетий с необычной полнотой и дальновидностью. В конце 20-х – начале 30-х годов были созданы наиболее крупные вещи Платанова: роман “Чевенгур”, повести “Впрок”, “Усомнившийся […]...
  6. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Пла­тонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема – взаи­моотношения человека и природы. Установление гармонии меж­ду ними является смыслом жизни ранних героев писателя. Эта тема раскрывается в рассказах “Происхождение мастера”, “Пре­красный и яростный мир”, “Эфирный тракт”, “Сокровенный человек”. Как понимать платоновское определение природы как “пре­красного и яростного […]...
  7. Главной темой повести А. Платонова “Котлован” является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, “куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата”. В деревне же строительство социализма заключается в создании колхоза имени Генеральной линии, а также – в уничтожении кулаков. Реализацией этого единого проекта заняты, […]...
  8. В повести А. П. Платонова “Котлован” поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века – проблема приобщения человека к новой жизни. Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей жизни”. Таким образом, в […]...
  9. УТОПИЧЕСКИЙ МИР В ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА “КОТЛОВАН” Со страниц произведений А. Платонова перед нами встает мир странный, аномальный, неестественный. Это мир власти, направленной против человека мыслящего, “усомнившегося”, желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей с устранением несогласных превращает общество в огромную казарму. Одной семьей, в одном огромном доме должны жить пролетарии – люди […]...
  10. Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещен. Среди самых значительных его работ можно выделить роман “Чевенгур”, повести “Впрок” и “Усомнившийся Макар”. Я […]...
  11. А. Платонов – явление в российской литературе уникальное. Это писатель с обнаженным сердцем, искренне переживающий за все человечество. Он первый русский писатель XX столетия, кто заметил разложение “социалистической души”, утрату индивидуальности в человеке и забил тревогу. Художественное видение Платонова способствовало созданию им новой поэтики, абсолютно не похожей ни на что, существующее в литературе прежде. Повесть […]...
  12. Платоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов. Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова “Котлован”, со своими образами, символами, метафорами, полностью соответствует духу времени. В результате смешения лексических и синтаксических отношений повесть написана изломанным языком, […]...
  13. Повесть Андрея Платонова “Котлован” – произведение, наполненное глубоким смыслом и, как айсберг, скрывающее все самые сокровенные мысли глубоко под “вершиной”. Для того чтобы изучить и понять смысл платоновского текста, недостаточно просто его прочесть: прежде всего, нужно попытаться осмыслить психологию и философию самого автора. Андрей Платонов для своей эпохи был “шатким и неустойчивым элементом”. Скорее всего, […]...
  14. КЛАССИКА А. П. ПЛАТОНОВ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА “КОТЛОВАН” Андрей Платонов написал повесть “Котлован” в 1929-1930-х годах. Это были годы великого перелома – сворачивание нэпа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха – сталинская. По словам У. Черчилля, Сталин “взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием”. […]...
  15. Творчество Андрея ПлатоновА помогает современному читателю разобраться в собы- тиях, происходивших в России в 20-30-е го- ды XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произве- дений, правдиво отразивших события этого времени, относится его известная повесть “Котлован”. Платонов начал писать ее в декабре 1929 го- да, в самый пик “великого перелома”, […]...
  16. “Котлован” – повесть Платонова, завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году. Краткая история создания Зачастую в качестве времени написания “Котлована” указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на […]...
  17. Андрей Платонов – один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично – и ничем в этом смысле не отличался от большинства своих современников. Ему казалось, что впервые в истории возникла, наконец, возможность победить […]...
  18. Андрей Платонов написал повесть “Котлован” в 1929-1930-х годах. Это были годы великого перелома – сворачивание нэпа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха – сталинская. По словам У. Черчилля, Сталин “взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием”. Такая резкая перемена говорит о чрезвычайной важности этого периода русской […]...
  19. Одно слово правды весь мир перетянет. Народная пословица Создавая совершенно “неклассическую” картину утопического мира в повести “Котлован”, Платонов ориентировался на классические темы и мотивы, которые помогли ему еще ярче изобразить абсурдную реальность. Главный герой повести Вощев – это человек, умеющий думать и критически оценивать то, что происходит с ним и вокруг него. Его глазами мы […]...
  20. Свист, грохот, лязг, движение – заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву, Беседу, размышление; превратили Царя вселенной в смазчика колес. М. Волошин. “Пар” Писатель Андрей Платонович Платонов был из рабочих. Участник гражданской войны, потом самозабвенный работник восстановительного периода. Разбирался в механизмах, электростанции строил. Очень любил паровозы. Часто описывал их в рассказах, и выходили они у […]...
  21. Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину XX столетия – самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился постичь смысл существования, назначение человека. В труде – бесконечном, изнуряющем – проходит жизнь героев его произведений. Но всякий ли труд во благо? Гуманны ли провозглашенные […]...
  22. “По вечерам Вощев лежал с открытыми глазами и тосковал о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья”. А. Платонов. “Котлован” Повесть А. Платонова “Котлован” была написана в “год великого перелома” (1929-1930), когда было окончательно разорено и согнано в колхозы русское крестьянство. И автор сказал здесь обо всех нелепостях и преступных перегибах […]...
  23. План I. Нестандартное видение эпохи “строительства светлого будущего”. II. Философский вопрос самоосознания. 1. Поиск счастья и истины. 2. Подмена понятий. 3. Вперед и ввысь… к яме. 4. Бездумный фанатизм Чиклина. 5. Напрасные мечты. III. Время подлинного испытания. А. П. Платонов принадлежит к числу писателей, наиболее глубоко, полно и образно отразивших свое видение современной им эпохи […]...
  24. Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и “самобытный”. Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять масштаб гениальности этого писателя и мыслителя, […]...
  25. Произведения ПлатоновА и Замятина были написаны примерно в одно и то же время. Двадцатое столетие было не простым для страны временем: жизнь людей постоянно менялась, довольно остро стоял вопрос социальных проблем. Странно, что при жизни авторов роман “Мы” и повесть “Котлован” – не были признаны общественностью, зато теперь они читаются с интересом. То тяжелое время, […]...
  26. “Котлован” (1930)- таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на самом начале строительства – на земляных работах, обеспечивающих успех постройки, чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен. С первой и до последней строки повести идет спор о том, как пробиться к будущему из этого […]...
  27. Описание событий в романах и других произведениях А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и “самобытный”. Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять […]...
  28. План 1. Противоречия эпохи “строительства светлого будущего”. 2. Сложность восприятия происходящих социальных потрясений. 3. Повесть “Котлован” – реквием по простому русскому народу. А. П. Платонов в одном из своих самых значительных произведений – повести “Котлован” – отразил все противоречия современной ему эпохи “строительства светлого будущего”, взглянув на эту эпоху глазами простого народа. Все герои повести […]...
  29. Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою правду”, “выключать сознание”, “переходить изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он […]...
  30. Повесть (1930) “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на […]...
  31. Каждое художественное произведение, так или иначе, отражает время, в которое оно создается. Автор переосмысливает какое-то историческое явление и на страницах своего творения дает собственное видение происходящего. В повести “Котлован” А. Платонов ставит под сомнение правильность пути, выбранного советской Россией. “Котлован” с глубоким социально-философским содержанием в аллегорической форме рассказывает о строительстве огромного здания – счастья. Точнее, […]...
  32. “Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок – для будущего неподвижного счастья и для детства”, – писал А. П. Платонов. В повести “Котлован” рассказывается о строительстве огромного “дома счастья”, “общепролетарского дома”, где будут жить трудящиеся всего города. Пока ведется первоначальная работа: роется котлован под фундамент этого […]...
  33. Это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль. Е. Евтушенко Произведения Андрея Платонова всегда интересны, самобытны и богаты философскими прозрениями о смысле жизни. История жизни общества 20-30-х годов прошлого века мало знакома нам, молодым читателям, а обойти молчанием этот период, я думаю, нельзя, тем более, что речь идет о социальных и нравственных заблуждениях народа в […]...
  34. Смысл названия. “Котлован – углубление в земле для за­кладки фундамента какого-нибудь сооружения”;, – читаем в толко­вом словаре. В повести Платонова слово “котлован”; приобретает гораздо больший смысл. Котлован – это отголосок языческих мифов. По обычаю в древ­ности самый первый камень, который закладывали в фундамент строящегося дома, нужно было окропить кровью, принесенного в жертву животного. В повести […]...
  35. Повесть А. Платонова “Котлован” повествует о строительстве символического сооружения – “общепролетарского дома” для вселения туда трудящихся целого города. На строительство котлована собирается множество людей во главе с бригадой Чиклина. Открывается повесть образом Вощева. Этому герою всего только 30 лет, но он, по жизненному опыту и пессимистическому мироощущению, кажется намного старше своих лет. “В день тридцатилетия […]...
  36. “Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована” А. П. Платонов. В повести “Котлован” А. П. Платонов изобразил строительство “общепролетарского дома”, в котором будут жить все трудящиеся города. “Стройка социализма” […]...
  37. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет “город-сад”, что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расширяется и, согласно Директиве, расползается по земле – сначала вчетверо, а затем, благодаря административному решению […]...
  38. Путь школьника в мир Андрея Платонова непрост: он принадлежит к тем художникам, которые требуют отнюдь не случайных встреч. Такие вершины, как “Котлован”, “Чевенгур”, могут быть взяты читателем лишь при неторопливом, постепенном восхождении, освоении “школы чтения” Платонова. В литературоведении утвердилось представление об уникальной целостности, “всеединстве” написанного Платоновым с постоянным повтором сокровенных для автора идей, мотивов, образов. […]...
  39. Сатира – это излюбленный прием русских писателей. Хрестоматийно сатирическими считаются произведения, созданные Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Этих писателей волновали проблемы власти, народа, интеллигенции, маленького человека в большом мире. Эти же проблемы затрагивает М. А. Булгаков в своей повести “Собачье сердце”. Булгаков – замечательный писатель. Он не просто талантливый сатирик, но и глубокий философ, тонкий мистик. Булгаков […]...
  40. Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину нашего столетия – самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился постичь смысл жизни, назначение человека. В труде – бесконечном, изнуряющем – проходит жизнь героев его произведений. Но всяки ли труд во благо? Гуманны ли провозглашенные […]...
Трагическое и комическое в повести А. Платонова “Котлован”

Несмотря на разнообразие тем произведений А.П. Платонова, которого волновали проблемы электрификации и коллективизации, гражданской войны и строительства коммунизма, все их объединяет стремление писателя найти путь к счастью, определить, в чем радость «человеческого сердца». Платонов решал эти вопросы, обращаясь к реалиям окружающей его жизни. Повесть «Котлован» посвящена времени индустриализации и начала коллективизации в молодой Советской стране, в светлое коммунистическое будущее которой автор очень верил. Правда, Платонова

Все больше и больше начинало волновать, что в «плане общей жизни» практически не оставляли места конкретному человеку, с его думами, переживаниями, чувствами. И своими произведениями писатель хотел предостеречь чересчур усердных «активистов» от роковых для русского народа ошибок.

Сцена раскулачивания в повести «Котлован» очень ярко и точно раскрывает суть проводимой в советской деревне коллективизации. Восприятие колхоза показано глазами ребенка – Насти. Она спрашивает Чиклина: «А ты здесь колхоз сделал? Покажи мне колхоз!» Это нововведение понимается как совершенно новая жизнь, рай на земле. Даже взрослые «нездешние люди» ждут от колхоза «радости»: «Где же колхозное благо – иль мы даром шли?» Эти вопросы вызваны разочарованием от истинной картины, открывшейся перед взором странников: «Посторонний, пришлый народ расположился кучами и малыми массами по Оргдвору, тогда как колхоз еще спал общим скоплением близ ночного, померкшего костра». Символическим выглядит «ночной, померкший костер» и «общее скопление» колхозников. За простой неустроенностью этих людей (сравним с «прочными, чистыми избами» «кулацкого класса») скрывается еще и их безликость. Поэтому главным их представителем показан медведь-молотобоец, получеловек-полуживотное. Он обладает способностью к производительному труду, но лишен самого главного – умения мыслить и, соответственно, говорить. Мышление подменено в медведе «классовым чутьем». Впрочем, ведь именно это и требовалось в новом советском обществе, мыслить за всех мог «один … главный человек». Неслучайно у Чиклина захватывает дыхание и он открывает дверь, «чтоб видна была свобода», когда «рассудительный мужик» призывает его обдумать целесообразность раскулачивания. Легче всего просто отвернуться от правды и предоставить другим решать за себя, переложив ответственность на безликих «мы». «Не твое дело, стервец! – отвечает Чиклин кулаку. – Мы можем царя назначить, когда нам полезно будет, и можем сшибить его одним вздохом… А ты – исчезни!». Но только вот почему-то кричит Чиклин «от скрежещущей силы сердца», наверное, внутри сам протестуя против отнятого у него права мыслить и самостоятельно принимать решения.

К молотобойцу как к «самому угнетенному батраку» проникаются сочувствием и Настя («Он ведь тоже мучается, он, значит, наш, правда ведь?»), и бюрократ Пашкин («Пашкин же и вовсе грустил о неизвестном пролетарии района и захотел как можно скорее избавить его от угнетения»). Вот только если девочка видит в медведе, прежде всего, существо страдающее и поэтому ощущает родство с ним, то представитель власти вместо благого желания «обнаружить здесь остаточного батрака и, снабдив его лучшей долей жизни, распустить затем райком союза за халатность обслуживания членской массы», спешно и в недоумении «отбыл на машине обратно», формально не видя возможности отнести медведя к угнетенному классу. Автор объективно изображает положение бедняков в деревне, вынужденных почти даром работать на зажиточных односельчан. Через образ медведя показано, как относились к таким, как он: «Молотобоец вспомнил, как в старинные года он корчевал пни на угодьях этого мужика и ел траву от безмолвного голода, потому что мужик давал ему пищу только вечером – что оставалось от свиней, а свиньи ложились в корыто и съедали медвежью порцию во сне». Однако ничто не может служить оправданием той жестокости, с которой происходило раскулачивание: «…медведь поднялся с посуды, обнял поудобней тело мужика и, сжав его с силой, что из человека вышло нажитое сало и пот, закричал ему в голову на разные голоса – от злобы и наслышки молотобоец мог почти не разговаривать».

Страшно, что на подобной ненависти воспитывались дети, которые должны были потом жить в стране, свободной от вражды. Однако заложенные с детства представления о своих и чужих вряд ли исчезнут во взрослой жизни. Настя изначально настроена против тех, кого медведь «чутьем» относит к кулакам: «Настя задушила на руке жирную кулацкую муху… и сказала еще:

– А ты бей их как класс!»

Про мальчика из кулацкой семьи она говорит: «Он очень хитрый», – видя в нем нежелание расставаться с чем-то своим, собственным. В итоге такого воспитания все отплывающие на плоту для ребенка сливаются в одно лицо – «сволочи»: «Пусть он едет по морям: нынче здесь, а завтра там, правда ведь? – произнесла Настя. – Со сволочью нам скучно будет!» Слова же Чиклина о партии, которая должна, по идее, стоять на страже интересов трудящихся, кажутся нам ироничными: «В лицо ты ее не узнаешь, я сам ее еле чувствую».

При анализе произведений Платонова пристальное внимание приковывает к себе их язык. Это стиль поэта, сатирика, а главным образом, философа. Повествователь чаще всего является выходцем из народа, который еще не научился оперировать научными терминами и пытается ответить на важные, насущные вопросы бытия своим языком, будто «переживая» мысли. Поэтому и возникают такие выражения, как «от отсутствия своего ума не мог сказать ни одного слова», «без ума организованные люди жить не должны», «жил с людьми – вот и поседел от горя» и т.п. Герои Платонова мыслят теми языковыми средствами, которыми они владеют. Особая атмосфера 20-х годов ХХ века подчеркнута обилием канцеляризмов в речи платоновских героев («Чиклин и молотобоец освидетельствовали вначале хозяйственные укромные места»), лексики лозунгов и плакатов («…Пашкин решил во весь темп бросить Прушевского на колхоз как кадр культурной революции…»), идеологизмов («…указать ему самого угнетенного батрака, который почти спокон века работал даром на имущих дворах…»). Причем слова различных стилей беспорядочно перемешены в речи платоновских странников, зачастую ими плохо понимается значение употребляемых слов («Опорожняй батрацкое имущество! – сказал Чиклин лежачему. – Прочь с колхоза и не сметь более жить на свете!»). Складывается впечатление, что мысли, идеи словно сталкиваются между собой, притягиваясь и отталкиваясь. Так, следуя традициям русской литературы, Платонов использует пейзажи для передачи общего настроения изображаемого. Но и здесь мы ощущаем шершавость, корявость и соединение разностильных слов в описаниях: «Снег, изредка опускавшийся дотоле с верхних мест, теперь пошел чаще и жестче, – какой-то набредший ветер начал производить вьюгу, что бывает, когда устанавливается зима. Но Чиклин и медведь шли сквозь снежную секущую частоту прямым уличным порядком, потому что Чиклину невозможно было считаться с настроениями природы…».

Финал сцены отправления кулаков на плоту неоднозначен. С одной стороны, мы проникаемся симпатией к Прушевскому, который с сочувствием смотрит на «кулацкий класс», «как оторвавшийся». Но есть доля истины и в словах Жачева, замечающего об отплывающих: «Ты думаешь, это люди существуют? Ого! Это одна наружная кожа, до людей нам далеко идти, вот чего мне жалко!» Обратим внимание на местоимение «нам». Жачев и себя причисляет к «уставшим предрассудкам». Все свои надежды он возлагает на будущие поколения: «Жачев же пополз за кулачеством, чтобы обеспечить ему надежное отплытие в море по течению и сильнее успокоиться в том, что социализм будет, что Настя получит его в свое девичье приданое, а он, Жачев, скорее погибнет как уставший предрассудок». Однако, как мы убеждаемся, взгляд автора на будущее Насти достаточно пессимистичен. Даже детское счастье невозможно построить на чьих-либо страданиях.

Произведение «Котлован» Платонов завершил в 1930 году. В книге же на титульном листе Платоновым были специально проставлены даты такие: декабрь 1929 по апрель 1930 года. Именно в это время в СССР был самый расцвет коллективизации, о чем и идет речь во второй части повести «Котлован».

Инакомыслящих в ту пору не терпели. А потому идеи, подрывающие стой, искоренялись. Поэтому в это время идеи, которые были против коммунизма и строя в это время в целом, наказывались, поэтому писатели такие идеи скрывали за символами и образами. Но и это не помогло – изданным на Родине Платонов свой роман так и не увидел.

Само название повести Платонова «Котлован» - это символ. Котлован – это место стройки, где и происходит действие первой части в повести, но и также есть и другой смысл – яма или могила. Любое произведение, тем более возникающее на пике значимого явления, является зеркальным отражением событий, происходящих в обществе «здесь и сейчас». И в этом смысле повесть Платонова – то самое зеркальное отражение, более яркое своими символами и смыслами даже чем сама действительность.

Перечислить, раскрыть все образы «Котлована», пожалуй, невозможно. Не только каждый новый читатель, но и каждое новое прочтение открывает в этом «Котловане» все новые и новые пласты символического грунта. Нельзя не отметить и собственный, индивидуальный стиль изложения Платонова, его особенные слова и выражения.

Главный герой, да и те, кто его окружает, на протяжении всего произведения заняты поисками истины и смысла жизни. В начале повести его даже увольняют с работы из-за того, что он задумался, что отвлекло его от производства. Герой к концу произведения не находит ни смысла, ни истины.

Также сквозь произведение в произведении проходит тема, связанная с пиком коллективизации. То, что решило устроить в стране государство, и как с этим справляется человек. Для этого Платонов разделяет повесть на две части, в первой происходит сама стройка того самого «котлована» и происходит это в городе. То есть мы можем представить, каков был устрой в городе. Вторая же часть показывает уклад в деревне. Но в конце мы возвращаемся опять к котловану.

И здесь, в финале, самым сильным образом (а каждый персонаж Платонова – образ) является - маленькая бездомная девочка Настя. Это – символ надежды, обновленной России. Но девочка же умирает раньше, чем заканчивается стройка. И тело ее остается в стене строящегося здания.

Тема смерти – одна из центральных в произведении, как неизбежный итог бессмысленности все происходящего. Критики отмечают, что Платонов не был против самой Советской России, он просто как гражданин и писатель сомневается в правильности выбранного страной пути. Это подтверждает то, что явно прочитывается – самое ужасное в произведении – это смерть героев. Смерть и не дает оправдания выбранному пути. Как не оправдывает даже такое большое дело как строительство общего дома – Котлована – унижения и рабства.

Анализ 2

На самом деле Платонов написал повесть «Котлован» в 1930 году, но опубликована она была в 1987 году. Книга рассказывает о коллективизации в СССР.

В те времена очень не любили инакомыслящих. Поэтому все идеи, которые могут подорвать идею строя, сразу же ликвидировались и искоренялись. Авторов и писателей, которые открыто, высказывали свое мнение против коммунизма, наказывали. В связи с этим Платонов скрыл свои мысли за образами и определенными символами. Но, несмотря на это повесть «Котлован» так и не была напечатана.

Уже в названии повести можно рассмотреть зашифрованный символ. Котлован является местом на стройке. Именно здесь происходят события, описанные в первой части. Еще котлован можно расшифровать как яму или могилу. Это великое произведение родилось в период возникновения значимых политических событий. Произведение «Котлован» - это зеркальное отражение всего происходящего в те годы. В повести очень много символических образов, тайных знаков, которые могут расшифровать только люди, хорошо знающие историю СССР.

Нереально за один раз и сразу вспомнить и расшифровать все образы, которые есть в произведении «Котлован». Эту повесть можно перечитывать несколько раз и с каждым разом вы сможете рассмотреть в ней новые символы. Это делает «Котлован» захватывающим и необычным. Помимо этого Платонов имеет свою собственную и неповторимую манеру изложения информации. Автор, описывая ситуацию, выбирает особенные выражения.

Главный персонаж и все кто его окружают, находятся в постоянном поиске смысла жизни. Это длится на протяжении всей повести. Мысли об истине бытия отвлекают главного героя от работы. Именно по этой причине его увольняют. Но, самое ужасное это то, что он так и не нашел смысл жизни.

В произведении отчетливо прослеживается описание коллективизации, которая достигла высшей точки. В повести рассказывается о поступках государственных властей и о том, как простой народ справлялся с проблемами, которые создало для него государство. Поэтому Платонов разделил свое творение на насколько частей. В первой действия происходят на стройке, здесь больше описан быт городских жителей. Во второй части рассказывается о жизни в деревне.

Один из сильных образов в произведении – это девочка Настя, у которой нет дома. Она выступает как символ веры и надежды. В итоге она умирает, а ее тело остается замурованным в стене новостройки.

Тема смерти ярко описана в произведении «Котлова». Это символ бессмысленности происходящих событий в стране. Потому что писатель Платонов не поддерживал действия Советских властей.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Allez! Куприна сочинение по произведению

    Рассказ этот кажется мне довольно поучительным. Нора – хорошая девушка, но она привыкла подчиняться другим, а это не приводит её к собственному счастью, конечно.

  • Характеристика и образ Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю.

  • Характеристика и образ Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение

    Дина – необычайно добрая и смелая девочка. Она скромна и стеснительна, как и положено всем горянкам. Она постепенно идёт на контакт с Жилиным, который с нежностью и завидным мастерством лепит из глины кукол

  • Сочинение по картине (рисунок) Войско фараона в походе (описание)

    Передо мной иллюстрация одного из многих исторических сюжетов – поход войска фараона.

  • Наиболее острая проблема современности - защита того, что нас окружает. Угроза экологической катастрофы нависла над планетой. И многое зависит от того, сможет ли молодое поколение защитить природу от бездумного топора

Повесть «Котлован»

Судьба повести . Известно, что при жизни писателя повесть не была опубликована в печати и появилась спустя уже много лет после смерти писателя в 1987 г. Платонов работал над повестью с декабря 1929 по апрель 1930 г.

Повесть Котлован является социальной притчей, философским гротеском, жёсткой сатирой на СССР времён первой «пятилетки». Произведение показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя тогдашнего СССР. Роман описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи, жёстко и мрачно утончённые до гротескного сюрреализма реалии тех времён отображаются в мрачных тонах, утопия как тупик логически превращается в антиутопию. Однако, несмотря на гротескность описания, иносказания в повести прослеживаются элементы реального быта в эпоху Сталина. Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом

Именно так относилась критика к стилю языка, и в конце концов его произведения были запрещены и изъяты из печати на долгие годы.

Новая интерпретация повестей и рассказов дала его произведениям другую жизнь. Иосиф Бродский в «Послесловии к повести " Котлован" пишет о языке Платонова, что «...он, Платонов, сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами».

Еще одна оценка языка прозы Платонова, высказанная С. Бочаровым в статье «Вещество существования»: «В прозе Андрея Платонова нас поражает ее - в широком и общем смысле - язык. Чувствуется, что самый процесс высказывания, выражения жизни в слове - первейшая внутренняя проблема для этой прозы. В том, как складывает Платонов фразу, прежде всего очевидно его своеобразие. Читателя притягивает оригинальная речевая физиономия платоновской прозы с ее неожиданными движениями - лицо не только не общее, но даже как будто неправильное, сдвинутое трудным усилием и очень негладкое

выражение».

Итак, язык повестей и рассказов Платонова - намеренно неправильный, но именно такой сдвинутый, неправильный язык был выражением страшной, сдвинутой реальности, в которой жил и Платонов, и вся страна с ее многомиллионным народом.

Повесть «Котлован», по мнению исследователей, - центральное произведение писателя, в котором приметы времени выявлены очень точно «неправильным» платоновским языком.

Сюжет . Сюжет построен нелогично, но и в этом нелогичном построении отражена эпоха строительства социализма. Начали рыть котлован для будущего многоэтажного дома, где все будут жить в уже придуманном и устроенном счастье.

Но рытье котлована - занятие многотрудное, требующее человеческих жертв. Котлован все расширялся и расширялся, и стал могилой для многих, в том числе и для девочки Насти, ради которой (ради будущего) и рыли этот котлован для большого многоэтажного дома.

Конкретный сюжет переходит в символику времени и пространства и создает уже философию жизни. Нельзя построить фундамент на земле, истощенной страданиями людей. Невольно вспоминается Достоевский, считавший невозможность существования гармонии, если пролита хоть одна слезинка ребенка. Какая тут слезинка?! - Реки слез и моря крови на строительстве фундамента социализма. Котлован забрал и похоронил то, что было нажито предыдущими поколениями.

А что осталось? - Утрата смысла человеческого существования.

Герой-философ. В повести есть персонаж, который является доморощенным философом, задумывающимся над «веществом существования», пытающимся жить по совести, ищущим истину («без истины жить стыдно»). Именно с него и начинается повествование.

Вощева увольняют с работы, потому что он задумывается «среди общего темпа труда». Но задумываться вредно, потому что это мешает выполнять уже готовый план. Реплики, которыми обмениваются Вощев и администратор завода, очень точно передают воздух эпохи:

«- О чем ты думал, товарищ Вощев?

О плане жизни.

Завод работает по готовому плану треста.

Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она

мне не загадка.

Ну и что ж ты бы мог сделать?

Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного

смысла улучшилась бы производительность.

Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощев, а не

от смысла».

В этих репликах отражена одна тонко подмеченная Платоновым идея, которая последовательно реализовывалась в течение 70 лет советской власти: малооплачиваемый труд высасывал из человека все соки, но стимулировал идею строительства коммунистического будущего, при этом человек как личность с его мыслями и чувствами

растворялся в навязанной устремленности ко всеобщему счастью.

Особенности содержания . Все события, которые происходят в повести и составляют ее сюжет, не получают ни психологического обоснования, ни дальнейшего развития. Например, два работника котлована посылаются в колхоз для помощи в проведении сплошной коллективизации (коллективизация - еще одна важная примета времени), и буквально на следующей странице читатель узнает об их убийстве.

Не сообщаются ни причины, ни цели убийства. Важна реакция живых людей. Чиклин, самый ревностный строитель котлована, реагирует очень своеобразно: «Пускай хоть весь класс умрет - так я один за него останусь и сделаю всю его задачу на свете! Все равно

жить для самого себя я не знаю как!...» В этой реплике ощущается зомбированность миллионов людей идеями государственности.

В повести есть одна очень важная тема - тема детства , связанная с образом Насти. Образ Насти - символ и настоящего обездоленного детства с его естественной и страшной жестокостью, и символ будущего, замешанного на крови и костях. В образ Насти писатель вкладывает очень глубокий смысл: ради нее совершают свои поступки строители котлована, но какова цель этих поступков? Чиклин вспоминает о единственной радости в своей прошлой жизни - о поцелуе хозяйской дочери на бывшем кафельном заводе.

По какому-то наитию Чиклин находит эту женщину в заброшенном помещении, уже умирающую рядом со своей маленькой дочерью Настей. Неизвестно, как попали сюда эти существа, но для автора это неважно, важна их данность, их настоящая жизнь, переведенная на метафорический язык:

«- Мама, а отчего ты умираешь - оттого, что буржуйка, или

от смерти?

Мне стало скучно, я уморилась, - сказала мать.

Потому что ты родилась давным- давно, а я нет, - говорила девочка.

Как ты только умрешь, то я никому не скажу, и никто не узнает, была ты или нет. Только я одна буду жить и помнить тебя в своей голове. ..»

Смерть женщины, «матери-буржуйки», - это смерть поэзии, того прекрасного, что было в прошлом, и завещание будущему (Насте) этой красоты. Чиклин, которому досталась эта девочка, прикоснувшись к губам умершей, вспомнил остатки нежности, которой не

было в настоящей жизни.

Судьба Насти . Очень странный ребенок эта Настя - одновременно по-детски нежный и деспотичный. Ее речь - это сплав идей и фразеологии нового времени. Она отказывается от своей «матери- буржуйки», пророчит скорейшее уничтожение классу, из которого она

вышла, но в то же время постоянно вспоминает свою мать, и эта память хоть как-то скрашивает ее жизнь. И странно, что самым близким существом для Насти оказывается медведь-молотобоец, сложный символ прошлого и настоящего, который олицетворяет для

нее и память, и мечты о будущем, о счастье трудового народа.

С рытьем котлована также связана надежда на будущее пролетарское счастье в общепролетарском доме. Однако дальше рытья котлована

в повести дело не идет. Котлован роют и роют, а строители новой жизни становятся «строителями могил», которые они роют для Насти и для многих других.

Вообще, в повести много страниц, при чтении которых «кровь стынет в жилах», настолько откровенно они обнажают правду о времени «сплошной коллективизации» и о времени строительства социализма.

Происходит постепенное «обесчеловечивание» жизни, символически показанное Платоновым в процессе рытья могилы для Насти. Сначала скашивается зеленая живая трава (убирается животворящее начало), потом лопаты врезаются в живой верхний (самый плодородный) слой почвы, затем уже долбят твердую мертвую глину и камень. «Гробовое

ложе Чиклин выдолбил в вечном камне и приготовил еще особую, в виде крышки, гранитную плиту, дабы на девочку не лег громадный вес могильного праха». Так он заботится о мертвом прахе девочки, а при ее жизни, когда она болела, «мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и беспрерывно думал о сплошной коллективизации».

Сцены коллективизации. Страшны сцены, в которых Платонов показывает процесс сплошной коллективизации. Писателем вводится такой условный персонаж, как медведь-молотобоец, действия которого ассоциируются со слепой стихийной силой, ничего не разбирающей в своей слепоте, зато хорошо чувствующей «классового врага».

«Из дома выскочил бедный житель с блином в руках...

Покушай, Миша! - подарил мужик блин молотобойцу.

Медведь обернул блином лапу и ударил через эту печеную прокладку

кулака по уху, так что мужик вякнул ртом и повалился...»

«Ликвидировали? - говорит из снега один из раскулаченных. -

Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что

в социализм придет один ваш главный человек».

Пророческие слова, написанные в 1929 г., сбылись во время сталинских репрессий.

Отправляют всех кулаков на плоту по реке в море и далее... в полную неизвестность. Впоследствии, спустя много лет, стала известна страшная судьба раскулаченных крестьян, их жен и детей. А пока «кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего счастливого человека на ней». Опять пророческие слова: «навсегда заметить свою родину» - они уже не вернулись никогда. А Жачев, счастливый человек, на самом деле был инвалидом без обеих ног.

Счастливое «будущее» в «Котловане» маячит смертью маленького ребенка, похороненного в нем, как в могиле. Котлован - могила для будущих поколений.

Зачем нужен смысл жизни? Вощев, этот доморощенный философ, « стоял в недоумении над этим утихшим ребенком - он уже не знал: где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением».

Нет верного человека, время убивает в человеке и радость и движение, поэтому будущего тоже не будет. Таков взгляд писателя на новую жизнь, в которой смешались его личная трагедия и трагедия целого поколения послереволюционных лет.

«Котлован» — повесть А.П. Платонова. Повесть представляет собой редкое исключение в творчестве Платонова: автор указал точную дату ее создания: «декабрь 1929 — апрель 1930 г». Но в данном случае имеется в виду не столько период работы автора над произведением, сколько время изображенных в ней событий. Повесть была написана в начале 30-х гг., о чем говорит, например, упоминание о необходимости сеять сою, указывающее на проводившуюся тогда кампанию массового внедрения этой сельскохозяйственной культуры.

«Котлован» впервые был опубликован в 1969 г. в журналах «Грани» (ФРГ) и «Студент» (Англия). В 1973 г. повесть напечатана отдельной книгой в издательстве «Ардис» (США) с предисловием И.А. Бродского. В СССР в 60—80-е гг. «Котлован» распространялся в «самиздате». В 1987 г. повесть впервые опубликована на родине автора в журнале «Новый мир». Этот вариант текста повести был переиздан в книге «Платонов А. Ювенильное море» (1988 г.). Более полный текст повести, восстановленный по авторской рукописи, переиздан в книге «Платонов Д. Взыскание погибших» (1995 г.).

В повести «Котлован» Платонова отразились главные события проводившейся в СССР первой пятилетки (1929—1932 гг.): индустриализация и коллективизация. Содержание «Котлована» внешне вписывается в советскую производственную и деревенскую прозу конца 20-30-х гг. («Цемент» Ф. Гладкова. «Соть» Л. Леонова, «День второй» И. Эренбурга, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Бруски» Ф. Панферова, «Поднятая целина» М.А. Шолохова). Но это сходство лишь отчетливее выявляет своеобразие платоновской повести. Оно состоит в понимании автором обреченности переустройства природы и общества, основанного на изнуряющем физическом труде и насилии.

В первой части произведения изображено строительство «общепролетарского дома», который является символом социалистического общества. «Здание социализма» предназначалось для вселения трудящихся целого города, но стройка застопорилась на стадии рытья котлована под его фундамент. Во второй части действие переносится в деревню, подвергнутую «сплошной коллективизации». Здесь аналогом «общепролетарского дома» становится «оргдвор», где сбиваются в «покорное стадо» (Ф.М. Достоевский) колхозники, провожая к холодному морю раскулаченных крестьян.

Образ «общепролетарского дома» в повести отличается многослойностью: в его основе — мифологический образ дерева, который может выступать и в качестве модели всей вселенной. Символика «дерева» просвечивает в образе «вечного дома», он должен укорениться в земле, подобно мировому древу древних мифов. Фундамент «дома» закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества». «Стройка социализма» изображена в контексте библейской легенды о Вавилонской башне, как новая попытка человечества построить «город и башню, высотою до небес... ». Замыслы превратить землю в «уютный дом», исправить несовершенство сотворенного Богом мира символизировали надежду на достижение «всеобщей гармонии» и указывали на генетическую связь проекта «общепролетарского дома» с образами «кристального дворца» и «здания всеобщей гармонии», повторявшимися в «Зимних заметках о летних впечатлениях», «Записках из подполья», «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. «Кристальный дворец» в «Зимних заметках...» представлял собой описание реального дворца, построенного в Лондоне в 1851 г. для проведения всемирных выставок. В «Записках из подполья» «хрустальный дворец» напоминал «чугунно-хрустальное» здание из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и вызывал в памяти проект дворца для людей общества всеобщего равенства, придуманный Ш. Фурье.

Образ-символ «дома-башни» в «Котловане» обогащается смыслами, приобретенными искусством авангарда, стремившегося моделировать технические конструкции, ограждающие человека от природы. Вершиной искусства авангарда стал «Памятник Третьему Интернационалу» (1920 г.), созданный архитектором В.Е. Татлиным в форме вавилонского зиккурата. Образ татлинской «башни» вдохновил пролетарского поэта А. Гастева. В толковании последнего, сооружение «гиганта из железа» служило оправданием насилия над природой и человеческих жертв: «На жутких обрывах земли, над бездною страшных морей выросла башня, железная башня рабочих усилий. ...Люди падали в ямы, земля их нещадно жрала». «Башни» Татлина и Гастева трансформировались в «Котловане» в образы «неизвестной башни», которую видит Вощев, вступая в город, где идет стройка, и «башни посреди всемирной земли», в построение которой верит инженер Прушевский. Цель строительства «обшепролетарского дома» и «башен» в «Котловане» Платонова совпадает с предназначением конструкции Татлина: «подняться над землей, преодолеть материю...».

Одним из источников проектов «преодоления материи» была работа «Всеобщая организационная наука» А.А. Богданова—теоретика и организатора Пролеткульта. Богданов видел высшую цель пролетарских трудовых коллективов, растворяющих в себе отдельную личность, способную пожертвовать собой, чтобы «начать свою работу над окружающим, внечеловеческим миром». Платоновское определение гармонии как «совершенной организации материи по отношению к человеку» («Пролетарская поэзия») обнаруживает связь с философией богостроительства Богданова, А.В. Луначарского, М. Горького, суть которой заключалась в обожествлении коллектива-«массы» и религиозном переживании жертвенного слияния человека с человечеством и вселенной.

Мечты об «организации» (термин Богданова) природы коллективом пролетариев, овладевшим новейшими достижениями науки и техники, были близки Платонову (он в октябре 1920 г. в Москве на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей слушал доклад теоретика Пролеткульта).

Герои Платонова верят в технику, с помощью которой хотят защитить людей «от диких стихий неупорядоченного мира» («Эфирный тракт»). Один из них — инженер Прушевский в «Котловане» — мечтает о глобальном преобразовании облика земли коллективными усилиями объединившегося человечества. В «Котловане» в качестве средства спасения людей от враждебной природы предлагается проект «общепролетарского дома».

Платонов унаследовал от Достоевского прием создания образов-«двойников». В романе «Бесы» действовали двойники Кириллова, Ставрогина, Петра Верховенского, Шигалева, образы которых воплощали разные варианты философской идеи автора. В «Котловане» одна из такого рода образных пар представлена линиями «Прушевский — Вощев», «Прушевский — Чиклин». Надежда странствующего за истиной Вощева на то, что построение «общепролетарского дома» изменит жизнь людей хотя бы в будущем, и страстное желание отыскать ответ на вопрос: «Отчего устроился весь мир?» — заставляют Прушевского заподозрить в Вощеве своего двойника. Действительно, Вощева многое сближает с автором проекта здания светлого будущего: оба страдают от «неистинности» жизни, понимая, что люди живут бессмысленно, оба стремятся спасти и сохранить хрупкую человеческую жизнь. Вощев собирал и «сберегал всякие предметы несчастья и безвестности», Прушевский строил дом, предназначенный «охранять людей». Проект «вечного дома» инженера Прушевского проверяется степенью его соответствия духовным запросам Вощева. Землекоп Чиклин, подобно Прушевскому и Вощеву, мучается от сознания незащищенности людей. Чиклин наделен особым, отличавшим самого Платонова, отношением к умершим. Из его уст звучит христианская истина: «Мертвые тоже люди». Чиклин и Прушевский обнаруживают, что в юности испытали любовь к одной девушки, с которой вновь встретились при трагических обстоятельствах. Это Юлия — умирающая мать Насти, случайно найденная Чиклиным. Желание сберечь жизнь истощенных непосильным трудом рабочих котлована рождает в голове землекопа проект использования оврага для расширения котлована («овраг» всегда оставался в платоновском мире символом «адова дна»). Мечта Чиклина превратить овраг в фундамент «вечного дома» продиктована стремлением добиться бессмертия.

В то же время у образов Вощева и Прушевского есть параллели и в творчестве Достоевского. «Я клоп и признаю со всем принижением, что ничего не могу понять, для чего все так устроено», — говорит Иван Карамазов брату. В его словах звучит тот же вопрос об устройстве мира, который не дает покоя платоновским искателям истины.

В «Котловане» мотив переустройства жизни переплетается с традиционным для писателя мотивом странствия в поисках истины. Платонов верил, что странствуя, человек может понять истину, пропуская пространство через себя. Безработный Вощев становится странником поневоле, он ночует в «теплой яме» (что в платоновском мире означает состояние, близкое к смерти). Попав на стройку, герой Платонова обнаруживает строителей социализма в бараке, где они спят вповалку на полу, изможденные до полусмерти непосильным трудом. Существование землекопов сравнивается с пребыванием на «дне» ада. Описание строительства «общепролетарского дома» напоминает «Рассказ... о Кузнецкстрое...» В.В. Маяковского (1929 г.), где рабочие в грязи, голоде и холоде строят «город-сад», и картины художников того времени П.И. Шолохова «Строительство» (1929 г.) и П.И. Котова «Кузнецкстрой. Домна № 1» (1930 г.).

Землекопы, увеличивая и углубляя котлован, пытаются повторить то, что удавалось героям ранних платоновских рассказов «Маркун» (1921 г.), «Сатана мысли» (1921 г.), сумевших сделать двигатель, заново сотворивший мир: объединить человечество и перестроить планету. Их усилия направлены на то, чтобы овладеть тайной превращения мертвой материи в живую.

Религиозное отношение к коммунизму определяется верой героев Платонова в то, что новое общественное устройство обеспечит людям бессмертие. Переселение в «вечный» «общепролетарский дом» означает осуществление рая на земле.

Но котлован становится все больше, образуется яма, которая превращается в могилу сироты Насти, удочеренной землекопами. Девочка — символ России будущего — погибает вслед за своей матерью, дочерью владельца кафельного завода, «буржуйкой», судьба которой — история одичания и гибели человека в жестоком мире. Мотив превращения человека в «обросшее шкурой» существо усиливается появлением в повести необычного персонажа — медведя-молотобойца (мотив превращения человека в медведя ранее прозвучал в поэме Маяковского «Про это»).

Финал «Котлована» Платонова показывает, к чему приходят герои, рвущиеся к «возвышению» над миром, к власти над материей, открывающей возможность бессмертия. Они не попадают в рай небесный и не могут создать рай земной. В повести в жертву «будущей гармонии» приносят само будущее, воплощенное в образе сироты Насти. Смерть ребенка приводит Вощева в отчаяние.