Проблема опыта и ошибок в капитанской дочке. «Капитанская дочка»: взросление человека

  • 03.03.2020

Сатирическая повесть-притча «Скотный двор» появилась на свет в феврале 1944 года. Джордж Оруэлл сознательно писал её простым и понятным языком, чтобы переводчики (особенно русские) могли без труда донести её истинный смысл до любого, даже самого малопонятливого читателя.

Состоящая из десяти глав книга представляет собой классическую антиутопию , в основу которой были положены реальные исторические события, произошедшие в России с 1917-го по 1944-ый год. Произведение открывается речью старого призового хряка Главаря (прототип – Ленин), призывающего животных (рабочих и крестьян) на борьбу с человечеством (господствующим классом). Вторая глава повествует о подпольной борьбе, стихийном восстании голодных зверей против мистера Джонса (прототип – Николай II) и превращении «Господского двора» (Российской Империи) в «Скотный двор» (СССР). В третьей части произведения автором рисуется ударная работа нового государства, в четвёртой показывается отношение соседних ферм (стран) – Плутни (США) мистера Калмингтона (прототип – Уинстон Черчилль) и Склоки (Германии) мистера Питера (Адольфа Гитлера) к новой ферме. Пятая глава повести рассказывает о бегстве со «Скотного двора» интеллигенции в лице любящей кусковой сахар и разноцветные ленты лошадки Молли, разрабатываемой Обвалом (прототип – Лев Троцкий) ветряной мельницы (НЭП – новой экономической политики СССР, пришедшейся на 20-е годы XX века) и смещении умного и предприимчивого хряка неповоротливым (на первый взгляд) Наполеоном (прототип – Иосиф Сталин).

В шестой части произведения Оруэлл изображает тяжёлый труд животных, возникновение в обществе потребности в предметах, производящихся за пределами фермы (зарубежный импорт), установление Наполеоном новой торговой политики с внешним миром. На этом этапе исторического развития фермы (СССР) свиньи перебираются в хозяйский дом (вопреки установленным Главарём семи заповедям, которые они потихоньку начинают переписывать) и начинают искать внутреннего врага (разрушенная ветром мельница с лёгкой подачи Стукача (прототип – Вячеслав Молотов) становится диверсией сбежавшего от псов Наполеона (советских силовых структур) Обвала).

В седьмой части «Скотного двора» происходит восстановление ветряной мельницы (символический образ, восходящий ещё к традиции Сервантеса), на ферму обрушивается голод, после чего проводятся показательные казни сторонников Обвала. Восьмая глава рассказывает о культе личности Наполеона (Сталина) и Бое под ветряной мельницей (Великой Отечественной Войне). В девятой части к животным приходит осознание тягот влачимой ими жизни, в десятой – Оруэлл даёт картину как настоящего, так и будущего Англии (прототип – Европа), в которой человеческие фермы принимают животную, а обитатели последней приходят к выводу, что руководящие ими свиньи ничем не отличаются от людей (врагов-капиталистов).

Внутреннее политическое противостояние между людьми (богачами) и животными (бедняками) завершается формированием нового идеального общества, основанного на принципах равенства. Расслоение внутри животного мира происходит постепенно, но его зачатки видны уже в самых первых поступках свиней (выдвижении их на лидирующие позиции во время общих собраний, отбор у животных молока и яблок). Приход к власти Наполеона рисуется и как естественный (обитатели фермы привыкли к его руководству), и как силовой (его поддерживает девять свирепых псов). Блеющие политические лозунги («Четыре ноги хорошо, две – плохо!» , «Четыре ноги хорошо, две – лучше!» ) овцы символизируют собой малограмотное население фермы (СССР), идущее на поводу у власти. Укрепление правительственной позиции Наполеона происходит посредством лжи и обмана: семь заповедей, написанных на стене амбара, постоянно изменяются, приобретая новый, необходимый вождю, смысл; всё происходящее на ферме переворачивается Стукачом с ног на голову. Завершается история «Скотного двора» установлением дружественных отношений с людьми и полным уподоблением им свиней, которые в начале начинают ходить на двух ногах, затем носить человеческую одежду и походить рылами на человеческие лица.

Художественные образы главных героев имеют либо конкретных исторических (Николай II, Сталин, Троцкий, Молотов), либо обобщённых прототипов. Трудяга-конь по кличке Боец символизирует собой рабочий класс, видящий единственную возможность улучшить свою жизнь путём каждодневного труда. Чем сложнее становится обстановка на ферме, тем сильнее впрягается в работу лошадь. Боец свято верит товарищу Наполеону, время от времени сомневается в том, что ему говорит Стукач, но всякий раз при этом идёт на постройку ветряной мельнице, тратя на это как своё рабочее, так и личное время.

Многострадальные куры, вынужденные отдавать свои яйца на продажу (чтобы на вырученные деньги Наполеон мог пополнить закрома испытывающей голод фермы) и периодически гибнущие то от внутренних бунтов, то от наговоров на самих себя (несколько птиц казнят за то, что им приснилось, как они сотрудничали со Стукачом) являются символическим образом советского крестьянства.

Диссидентскую прослойку общества представляет собой старый ослик Вениамин – чаще всего молчащий, но периодически открывающий животным глаза на действия власти (к примеру, когда фургон живодёра увозит за пределы фермы больного Бойца). Именно этот герой лучше всех понимает суть происходящего на «Скотном дворе»: «Им никогда не жилось ни лучше, ни хуже - голод, непосильный труд и обманутые ожидания, таков, говорил он, нерушимый закон жизни» .

Духовенство в повести Оруэлла воплотилось в художественном образе любимца мистера Джонса – ручного ворона Моисея (очередное говорящее имя, указывающее на библейскую основу персонажа). С этим героем читатель встречается дважды: до восстания животных (времена Российской Империи и расцвет православия) и после Боя под ветряной мельницей (частичное возрождение православия после окончания Великой Отечественной Войны).

«Скотный двор» краткое содержание по главам сатирической повести . В повести изображена эволюция состояния животных, изгнавших со скотного двора (первоначально называвшегося ферма «Усадьба») его предыдущего владельца, жестокого мистера Джонса, от безграничной свободы к диктатуре свиньи по кличке Наполеон.

Глава 1 «Скотный двор» краткое содержание

Хозяин Господского Двора, мистер Джонс запирает на ночь курятник и отправляется спать. Животные собираются в амбаре, чтобы послушать историю про удивительный сон старого призового хряка по кличке Главарь. Три собаки (Ромашка, Роза и Кусай), свиньи, куры, голуби, овцы, коровы, ломовые лошади (Боец и Кашка), белая коза Мона, ослик Вениамин, маленькие утята, серая кобылка Молли и кошка становятся свидетелями поучительной речи, в которой боров делится своим жизненным опытом. По мнению Главаря, английские животные ведут нищенское существование, занимаются непосильным трудом и преждевременно умирают. Устранение главного врага – человека могло бы изменить текущее положение дел. Именно это Главарь и завещает своим товарищам. Общим голосованием животные принимает решение считать диких зверей (живущих в амбаре крыс) своими друзьями. В конце речи хряк просит животных бороться до победного конца и не перенимать порочных человеческих привычек. Своё выступление Главарь завершает рассказом о сне, в котором он увидел землю без человека, и старинной песней «Твари Англии». Собрание заканчивается выстрелом мистера Джонса, проснувшегося от учинённого животными шума.

Глава 2 «Скотный двор» краткое содержание

Через три дня Главарь умирает во сне. В последующие три месяца животные разворачивают подпольную борьбу. Свирепый хряк Наполеон и находчивый Обвал вместе с подсвинком Стукачом разрабатывают философскую систему скотизма. Животные равнодушно воспринимают новые идеи. Любимец мистера Джонса, ручной ворон Моисей распространяет слухи о таинственном крае, куда звери отправляются после смерти.

Восстание животных происходит случайно, в июне, когда работники забывают их покормить. Побитые кнутами за самовольное взятие корма звери изгоняют своих поработителей с фермы.

Освобождённые животные первым делом осматривают доставшиеся им владения и уничтожают следы присутствия мистера Джонса. На следующий день они посещают хозяйский дом и решают превратить его в музей. Научившиеся писать свиньи переименовывают «Господский двор» в «Скотный двор». На торце большого амбара они выводят семь заповедей, по которым теперь должны жить животные. Перед уборкой урожая свиньи доят корову. Вечером молоко таинственным образом исчезает.

Глава 3 «Скотный двор» краткое содержание

Животные убирают сено. Свиньи руководят процессом. Всё лето ферма работает как часы. Звери с удовольствием занимаются общественным трудом и понимают, что с уходом мистера Джонса они стали лучше питаться и больше отдыхать. Большую часть работы берёт на себя Боец. Молли и кошка придумывают отговорки, чтобы ничем не заниматься. По воскресеньям животные устраивают собрания, лидирующие позиции на которых принадлежат Обвалу и Наполеону.

Свиньи устраивают из сбруйницы штаб-квартиру. Обвал учреждает всевозможные скотские комитеты. Животные начинают обучаться грамоте, но преуспевают в этом немногие. Обвал сводит семь заповедей к одной: «Четыре ноги – хорошо, две – плохо!». Наполеон считает, что нужно сосредоточиться на воспитании молодёжи, и отнимает у Розы и Ромашки девять новорождённых щенят.

Со временем выясняется, что пропавшее молоко пошло на корм свиньям. Последние также забирают себе и все упавшие яблоки.

Глава 4 «Скотный двор» краткое содержание

К концу лета о произошедшем на «Скотном дворе» узнаёт полстраны. Владелец огромной запущенной фермы Плутни, — мистер Калмингтон, и хозяин фермы Склоки, размером поменьше, — мистер Питер, никогда не ладившие друг с другом, делают всё для того, чтобы их животные ничего не узнали о восстании на соседнем участке.

Со временем «Твари Англии» расползаются по всей стране. В начале октября Джонс с работниками, в том числе и с соседних ферм, пытается отбить ферму. Подготовленные к нападению животные устраивают людям засаду и прогоняют их со «Скотного двора». Свиньи учреждают награды за боевые заслуги (Герой Скотного двора I и II степени) и закрепляют за 12 октября памятную дату Боя под коровником.

Глава 5 «Скотный двор» краткое содержание

Молли начинает прогуливать работу. Кашка требует объяснить, почему лошадь общалась с конюхом из Плутни. В Моллином деннике Кашка находит кучку запрещённого свиньями кускового сахара и пучок разноцветных лент. Через три дня Молли исчезает. Через несколько недель голуби доносят, что видели её у пивной, запряжённую в красно-чёрные дрожки и довольную жизнью.

Во время январских морозов свиньи готовятся к проведению весенних работ. Обвал конкурирует с Наполеоном. Первый пользуется популярностью на собраниях, но за вторым идёт больше животных – особенно овец, которые блеют на самых ответственных местах речи Обвала.

Обвал разрабатывает чертёж ветряной мельницы, которую предлагает установить на взгорке выгона. По его плану конструкция обеспечит ферму током и автоматизирует большую часть работы, освободив животных для чтения и бесед. Наполеон выступает против ветряной мельницы. Среди обитателей фермы происходит раскол. Он затрагивает и вопрос обороны «Скотного двора»: Обвал полагает, что защищаться нужно, поднимая восстания на соседних фермах; Наполеон – закупая оружие для своей.

Во время итогового голосования по вопросу установки ветряной мельницы Наполеон выпускает на Обвала девять здоровенных псов. Хряк убегает с фермы. Наполеон отменяет воскресные собрания и объявляет, что все решения отныне будет принимать закрытый комитет свиней.

Стукач объясняет животным, какую жертву приносит Наполеон, взяв на себя руководство фермой. Череп старого Главаря устанавливают рядом с флагом. Наполеон объявляет о строительстве ветряной мельницы и урезании пайков.

Глава 6 «Скотный двор» краткое содержание

Всю зиму, весну и лето животные усердно работают. Строительство ветряной мельницы движется медленно. Со временем «Скотный двор» начинает испытывать потребность в гвоздях, керосине, верёвках и других вещах, производящихся за пределами фермы. Наполеон задаёт новый курс на торговлю с внешним миром. Посредником между животными и людьми становится некий мистер Сопли.

Свиньи перебираются в хозяйский дом и переделывают четвёртую заповедь о том, что животным нельзя спать на кроватях. В ноябре сильный ветер разрушает ветряную мельницу. Наполеон называет это диверсией и обвиняет в ней Обвала.

Глава 7 «Скотный двор» краткое содержание

Зимой начинается восстановление ветряной мельницы. В январе заканчивается зерно. Неприкрытая от морозов картошка чернеет. Над фермой нависает угроза голода. Наполеон дурачит мистера Сопли, который разносит по округе новость о том, что с кормами на «Скотном дворе» полный порядок.

Наполеон продаёт куриные яйца, чтобы купить зерно. Птицы бунтуют, но их перестают кормить, и они сдаются. Девять кур умирают.

Весной на ферме распространяются слухи о вредительстве Обвала. Ему приписывают все происшествия «Скотного двора». Стукач извещает животных о том, что прячущийся в Склоках Обвал был тайным агентом мистера Джонса. Боец никак не может поверить в то, что в Бое под коровником хряк дрался не на их стороне.

Наполеон казнит четырёх подсвинков за сговор с Обвалом. Некоторые животные от страха перед вождём сознаются в несовершённых преступлениях и также умирают. Обитатели фермы понимают, что не о таком будущем они мечтали. Наполеон запрещает «Тварей Англии».

Глава 8 «Скотный двор» краткое содержание

Культ личности Наполеона растёт. Свиньи наделяют его разнообразными титулами. Последыш сочиняет в честь хряка стихотворение.

Наполеон устанавливает экономические отношения с мистером Калмингтоном. По «Скотному двору» распространяются слухи о бедственном положении животных в Склоках. Законченной ветряной мельнице присваивают имя Наполеона.

Хряк продаёт лес Питеру в Склоки. Калмингтон становится врагом «Скотного двора». Через три дня полученные от Питера деньги объявляются фальшивками. Работники Склок нападают на ферму. Калмингтон отказывается помогать «Скотному двору». Питер с людьми повергают животных в бегство и взрывают в мельницу. Разъярённые животные бросаются в бой. Стукач объявляет победу над захватчиками. Боец понимает, что у него больше нет сил на восстановление мельницы. Наполеон напивается найденным в хозяйском доме виски и чуть не умирает.

Глава 9 «Скотный двор» краткое содержание

Животные обсуждают будущие пенсии. Очередная зима выдаётся холодной. Стукач урезает кормовые пайки. Обитатели «Скотного двора» понимают, что влачат жалкое существование, но уже плохо помнят, как они жили при Джонсе, поэтому позволяют убедить себя в том, что сейчас у них всё хорошо.

Год выдаётся удачный, но денег по-прежнему не хватает. На фоне общего недоедания свиньи тучнеют. Они варят себе пиво и начинают устраивать демонстрации. Вернувшийся на ферму ворон Моисей продолжает россказни о лучшем мире.

У Бойца отказывают лёгкие. Наполеон предлагает отправить его в Уиллингдонскую больницу, но животные благодаря Вениамину узнают, что коня увозят на живодёрню. Через три дня Стукач объявляет о смерти Бойца. Он убеждает животных в том, что конь умер в Уиллингдонской больнице под присмотром врачей. Свиньи устраивают поминки по Бойцу и снова напиваются.

Глава 10 «Скотный двор» краткое содержание

Спустя годы многие участвовавшие в восстании животные умирают. В живых остаётся Кашка, Вениамин, Моисей и несколько свиней. Ветряная мельница успешно работает, а Наполеон строит планы по установке новой конструкции. Псы и свиньи богатеют. Последние начинают ходить на двух ногах и меняют основную заповедь животных на «Четыре ноги хорошо, две – лучше!». Семь заповедей на стене амбара превращаются в одну: «Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие».

Свиньи наряжаются в человеческую одежду и начинают общаться с людьми. Они показывают им достижения «Скотного двора» и устраивают вечеринки. Мистер Калмингтон объявляет сходными интересы людей и свиней. Наполеон переименовывает ферму в «Господский двор».

Скотный двор

Мистер Джонс владеет фермой Манор неподалеку от городка Виллингдон в Англии. Старый боров Майор собирает ночью в большом амбаре всех животных, обитающих здесь. Он говорит, что они живут в рабстве и нищете, потому что человек присваивает плоды их труда, и призывает к восстанию: нужно освободиться от человека, и животные сразу станут свободными и богатыми. Майор запевает старую песню "Звери Англии". Животные дружно подхватывают. Подготовку к восстанию берут на себя свиньи, которые считаются самыми умными животными. Среди них выделяются Наполеон, Снежок и Визгун.

Они превращают учение Майора в стройную философскую систему под названием Анимализм и излагают её основы остальным на тайных сходках. Самыми верными учениками оказываются ломовые лошади Боксер и Кловер. Восстание происходит раньше, чем можно было ожидать, так как Джонс пьет, а его работники совсем забросили ферму и перестали кормить скотину. Терпению животных наступает конец, они набрасываются на своих мучителей и прогоняют их. Теперь ферма, скотный двор Манор принадлежат животным. Они уничтожают все, что напоминает им о хозяине, а дом его оставляют как музей, но никто из них никогда не должен там жить. Усадьбе дают новое название: "Скотный двор".

Принципы Анимализма свиньи сводят к Семи Заповедям и пишут их на стене амбара. По ним отныне и навсегда обязаны жить на "Скотном дворе" животные:

1. Все двуногие - враги.

2. Все четвероногие или с крыльями - друзья.

3. Животные не должны носить одежду.

4. Животные не должны спать в постели.

5. Животные не должны употреблять алкоголь.

6. Животные не должны....

Хозяин Господского Двора, мистер Джонс запирает на ночь курятник и отправляется спать. Животные собираются в амбаре, чтобы послушать историю про удивительный сон старого призового хряка по кличке Главарь. Три собаки (Ромашка, Роза и Кусай), свиньи, куры, голуби, овцы, коровы, ломовые лошади (Боец и Кашка), белая коза Мона, ослик Вениамин, маленькие утята, серая кобылка Молли и кошка становятся свидетелями поучительной речи, в которой боров делится своим жизненным опытом. По мнению Главаря, английские животные ведут нищенское существование, занимаются непосильным трудом и преждевременно умирают. Устранение главного врага – человека могло бы изменить текущее положение дел. Именно это Главарь и завещает своим товарищам. Общим голосованием животные принимает решение считать диких зверей (живущих в амбаре крыс) своими друзьями. В конце речи хряк просит животных бороться до победного конца и не перенимать порочных человеческих привычек. Своё выступление Главарь завершает рассказом о сне, в котором он увидел землю без человека, и старинной песней «Твари Англии». Собрание заканчивается выстрелом мистера Джонса, проснувшегося от учинённого животными шума.

Глава II

Через три дня Главарь умирает во сне. В последующие три месяца животные разворачивают подпольную борьбу. Свирепый хряк Наполеон и находчивый Обвал вместе с подсвинком Стукачом разрабатывают философскую систему скотизма. Животные равнодушно воспринимают новые идеи. Любимец мистера Джонса, ручной ворон Моисей распространяет слухи о таинственном крае, куда звери отправляются после смерти.

Восстание животных происходит случайно, в июне, когда работники забывают их покормить. Побитые кнутами за самовольное взятие корма звери изгоняют своих поработителей с фермы.

Освобождённые животные первым делом осматривают доставшиеся им владения и уничтожают следы присутствия мистера Джонса. На следующий день они посещают хозяйский дом и решают превратить его в музей. Научившиеся писать свиньи переименовывают «Господский двор» в «Скотный двор». На торце большого амбара они выводят семь заповедей, по которым теперь должны жить животные. Перед уборкой урожая свиньи доят корову. Вечером молоко таинственным образом исчезает.

Глава III

Животные убирают сено. Свиньи руководят процессом. Всё лето ферма работает как часы. Звери с удовольствием занимаются общественным трудом и понимают, что с уходом мистера Джонса они стали лучше питаться и больше отдыхать. Большую часть работы берёт на себя Боец. Молли и кошка придумывают отговорки, чтобы ничем не заниматься. По воскресеньям животные устраивают собрания, лидирующие позиции на которых принадлежат Обвалу и Наполеону.

Свиньи устраивают из сбруйницы штаб-квартиру. Обвал учреждает всевозможные скотские комитеты. Животные начинают обучаться грамоте, но преуспевают в этом немногие. Обвал сводит семь заповедей к одной: «Четыре ноги – хорошо, две – плохо!». Наполеон считает, что нужно сосредоточиться на воспитании молодёжи, и отнимает у Розы и Ромашки девять новорождённых щенят.

Со временем выясняется, что пропавшее молоко пошло на корм свиньям. Последние также забирают себе и все упавшие яблоки.

Глава IV

К концу лета о произошедшем на «Скотном дворе» узнаёт полстраны. Владелец огромной запущенной фермы Плутни, - мистер Калмингтон, и хозяин фермы Склоки, размером поменьше, - мистер Питер, никогда не ладившие друг с другом, делают всё для того, чтобы их животные ничего не узнали о восстании на соседнем участке.

Со временем «Твари Англии» расползаются по всей стране. В начале октября Джонс с работниками, в том числе и с соседних ферм, пытается отбить ферму. Подготовленные к нападению животные устраивают людям засаду и прогоняют их со «Скотного двора». Свиньи учреждают награды за боевые заслуги (Герой Скотного двора I и II степени) и закрепляют за 12 октября памятную дату Боя под коровником.

Глава V

Молли начинает прогуливать работу. Кашка требует объяснить, почему лошадь общалась с конюхом из Плутни. В Моллином деннике Кашка находит кучку запрещённого свиньями кускового сахара и пучок разноцветных лент. Через три дня Молли исчезает. Через несколько недель голуби доносят, что видели её у пивной, запряжённую в красно-чёрные дрожки и довольную жизнью.

Во время январских морозов свиньи готовятся к проведению весенних работ. Обвал конкурирует с Наполеоном. Первый пользуется популярностью на собраниях, но за вторым идёт больше животных – особенно овец, которые блеют на самых ответственных местах речи Обвала.

Обвал разрабатывает чертёж ветряной мельницы, которую предлагает установить на взгорке выгона. По его плану конструкция обеспечит ферму током и автоматизирует большую часть работы, освободив животных для чтения и бесед. Наполеон выступает против ветряной мельницы. Среди обитателей фермы происходит раскол. Он затрагивает и вопрос обороны «Скотного двора»: Обвал полагает, что защищаться нужно, поднимая восстания на соседних фермах; Наполеон – закупая оружие для своей.

Во время итогового голосования по вопросу установки ветряной мельницы Наполеон выпускает на Обвала девять здоровенных псов. Хряк убегает с фермы. Наполеон отменяет воскресные собрания и объявляет, что все решения отныне будет принимать закрытый комитет свиней.

Стукач объясняет животным, какую жертву приносит Наполеон, взяв на себя руководство фермой. Череп старого Главаря устанавливают рядом с флагом. Наполеон объявляет о строительстве ветряной мельницы и урезании пайков.

Глава VI

Всю зиму, весну и лето животные усердно работают. Строительство ветряной мельницы движется медленно. Со временем «Скотный двор» начинает испытывать потребность в гвоздях, керосине, верёвках и других вещах, производящихся за пределами фермы. Наполеон задаёт новый курс на торговлю с внешним миром. Посредником между животными и людьми становится некий мистер Сопли.

Свиньи перебираются в хозяйский дом и переделывают четвёртую заповедь о том, что животным нельзя спать на кроватях. В ноябре сильный ветер разрушает ветряную мельницу. Наполеон называет это диверсией и обвиняет в ней Обвала.

Глава VII

Зимой начинается восстановление ветряной мельницы. В январе заканчивается зерно. Неприкрытая от морозов картошка чернеет. Над фермой нависает угроза голода. Наполеон дурачит мистера Сопли, который разносит по округе новость о том, что с кормами на «Скотном дворе» полный порядок.

Наполеон продаёт куриные яйца, чтобы купить зерно. Птицы бунтуют, но их перестают кормить, и они сдаются. Девять кур умирают.

Весной на ферме распространяются слухи о вредительстве Обвала. Ему приписывают все происшествия «Скотного двора». Стукач извещает животных о том, что прячущийся в Склоках Обвал был тайным агентом мистера Джонса. Боец никак не может поверить в то, что в Бое под коровником хряк дрался не на их стороне.

Наполеон казнит четырёх подсвинков за сговор с Обвалом. Некоторые животные от страха перед вождём сознаются в несовершённых преступлениях и также умирают. Обитатели фермы понимают, что не о таком будущем они мечтали. Наполеон запрещает «Тварей Англии».

Глава VIII

Культ личности Наполеона растёт. Свиньи наделяют его разнообразными титулами. Последыш сочиняет в честь хряка стихотворение.

Наполеон устанавливает экономические отношения с мистером Калмингтоном. По «Скотному двору» распространяются слухи о бедственном положении животных в Склоках. Законченной ветряной мельнице присваивают имя Наполеона.

Хряк продаёт лес Питеру в Склоки. Калмингтон становится врагом «Скотного двора». Через три дня полученные от Питера деньги объявляются фальшивками. Работники Склок нападают на ферму. Калмингтон отказывается помогать «Скотному двору». Питер с людьми повергают животных в бегство и взрывают в мельницу. Разъярённые животные бросаются в бой. Стукач объявляет победу над захватчиками. Боец понимает, что у него больше нет сил на восстановление мельницы. Наполеон напивается найденным в хозяйском доме виски и чуть не умирает.

Глава XI

Животные обсуждают будущие пенсии. Очередная зима выдаётся холодной. Стукач урезает кормовые пайки. Обитатели «Скотного двора» понимают, что влачат жалкое существование, но уже плохо помнят, как они жили при Джонсе, поэтому позволяют убедить себя в том, что сейчас у них всё хорошо.

Год выдаётся удачный, но денег по-прежнему не хватает. На фоне общего недоедания свиньи тучнеют. Они варят себе пиво и начинают устраивать демонстрации. Вернувшийся на ферму ворон Моисей продолжает россказни о лучшем мире.

У Бойца отказывают лёгкие. Наполеон предлагает отправить его в Уиллингдонскую больницу, но животные благодаря Вениамину узнают, что коня увозят на живодёрню. Через три дня Стукач объявляет о смерти Бойца. Он убеждает животных в том, что конь умер в Уиллингдонской больнице под присмотром врачей. Свиньи устраивают поминки по Бойцу и снова напиваются.

Глава X

Спустя годы многие участвовавшие в восстании животные умирают. В живых остаётся Кашка, Вениамин, Моисей и несколько свиней. Ветряная мельница успешно работает, а Наполеон строит планы по установке новой конструкции. Псы и свиньи богатеют. Последние начинают ходить на двух ногах и меняют основную заповедь животных на «Четыре ноги хорошо, две – лучше!». Семь заповедей на стене амбара превращаются в одну: «Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие».

Антиутопия — один из самых ярких жанров фантастической литературы. И видным мастером этого направления был Джордж Оруэлл. Книги, написанные им, до сих пор ассоциируются с тотальным контролем и государственной диктатурой. Мы посмотрим подробнее, чем примечательны его произведения «Скотный двор» и «1984»

Фантастика. Слово, таящее в себе ярчайший жанр искусства. Фантастика полностью состоит из удивительного, неизведанного, поразительного. На протяжении уже многих десятилетий она волнует умы миллионов читателей по всему миру.

К сожалению, нередко этому жанру приходится терпеть нападки снобов из-за того, что это «низкое» творчество, не имеющее никакого отношения к настоящим произведениям. Сторонники такого взгляда любят говорить, будто в фантастике нет ничего кроме роботов, космических кораблей, страшных монстров и далёких планет – бессмысленные фантазии, только и всего! Авторы Hobbibook спешат выразить своё уверенное несогласие.

Заранее стоит выносить за скобки дурную литературу, но вопрос качества никак не связан с жанром – реалистическое направление полно проходными экземплярами не меньше, чем фантастическое. По меньшей мере, следует отметить, что в той части, где речь действительно идёт о просторах Вселенной, технических революциях и инопланетных цивилизациях, фантастика старается осмыслять достижения человеческой мысли в области науки. Во многом, поэтому писателями-фантастами часто становились учёные: астроном Артур Кларк, биохимик Айзек Азимов, биолог Герберт Уэллс.

Советский литературовед Юлий Кагарлицкий в своём исследовании «Что такое фантастика?» делает любопытное замечание:

«Когда-то учёный, желавший высказаться по вопросам, выходящим за пределы его узкой области, писал философское эссе. Сегодня он пишет научную фантастику. Вступая в эту область, он становится писателем, оставаясь учёным» .

Но существует и другая особенность фантастики. Писатель, используя фантастические категории, может ставить острые вопросы о проблемах современного ему общества. Таким образом, он при помощи иносказания получает возможность обозначать волнующие его общественные проблемы. Одним из абсолютных выражений социальной фантастики можно назвать антиутопию. И здесь, преодолев растянувшееся, но необходимое вступление о жанре в целом, мы подбираемся к предмету нашего разговора – Джордж Оруэлл, книги «Скотный двор» и «1984» .

Строго говоря, фантастической антиутопией можно назвать только роман «1984», ибо «Скотный двор» того же Джорджа Оруэлла в гораздо большей степени притча, но эти два произведения стоит рассматривать в тесной связи друг с другом. И ниже мы в этом убедимся.

Джордж Оруэлл, биография

Джордж Оруэлл

Эрик Артур Блэр , известный читателям под именем Джорджа Оруэлла, как и , о котором мы уже говорили, жил в чрезвычайно бурное время для всей планеты Земля.

При его жизни случились две мировые войны, череда революций и гражданских войн (в том числе в России), началась Холодная война (термин, собственно, и изобретён Оруэллом).

Будущий писатель родился в Индии, тогда ещё британской колонии, в семье чиновника, и раннее детство провёл там же. Но уже в 8 лет он оказался в Великобритании. В юности посещал знаменитый колледж Итон. Затем судьба забросила его в Бирму, где он до 1927-го года служил в колониальной полиции.

В конце 20-х Оруэлл всё-таки возвращается в Европу. Тогда уже сформировалось его стремление заниматься литературой. Начав писать, Джордж сначала кормил себя случайными заработками в Париже, потом перебрался в Англию. Европа не слишком баловала его.

Нет, и не может быть никаких сомнений в том, что личная биография и ярчайшие потрясения истории оказали определяющее влияние на личность молодого человека. Он стремительно политизировался. Процесс моральной эволюции дошёл до того, что в 1936-м году Оруэлл вместе с женой отправился в Испанию, охваченную Гражданской войной*, и вступил в ополчение Рабочей партии марксистского объединения (также известной как ПОУМ).

Сражаясь на его стороне, Оруэлл своими глазами увидел внутреннюю борьбу среди левых сил в этом конфликте. Он стал свидетелем и действий Коминтерна (контролируемого Сталиным), многими расцененных, как предательские по отношению к Испанской Республике. Получив ранение в горло, Джордж Оруэлл вернулся в Великобританию с уже оформившимися социалистическими и антисталинистскими взглядами.

Для справки

*Гражданская война в Испании – столкновение между демократическим правительством Второй Испанской Республики («Народный фронт») и фашистской военно-националистической мятежной диктатурой под руководством генерала Франко, поддержанного Германией, Италией и Португалией. Война началась в 1936-м, а закончилась в 1939-м году разгромом Народного фронта и победой Франко. На стороне Испанской Республики в Гражданской войне, кроме Оруэлла принимали участие Эрнест Хемингуэй, Артур Кёстлер, Антуан де Сент-Экзюпери, Илья Эренбург, Джон Дос Пассос.

Тут мы подходим к самому интересному для автора настоящей статьи моменту в биографии писателя. Он становится политическим автором .

В своём эссе «Почему я пишу» литератор достаточно точно формулирует политические мотивы в творчестве. Как считает Джордж Оруэлл, книги вообще не могут быть аполитичными, потому как «даже мнение, что искусство не должно иметь ничего общего с политикой, уже является политической позицией» .

В том же самом эссе он ставит проблему сочетания политического высказывания и литературного произведения. Джорджа Оруэлла интересует, каким образом можно обозначать свои гражданские взгляды, и при этом получить нечто, называемое искусством. Разработкой такого специфического и, безусловно, сложнейшего вопроса Оруэлл занимался до конца своих дней.

По возвращении из Испании он сначала пишет документальные «Памяти Каталонии» и «Вспоминая войну в Испании», но после переходит к важнейшим своим художественным опытам: «Скотному двору» и «1984».

Книга «Скотный двор», Джордж Оруэлл. Анализ произведения

Без «Скотного двора» Оруэлл вряд ли когда-нибудь написал бы «1984». И по субъективной точке зрения автора этих строк, «Скотный двор» имеет больше художественных достоинств.

Повесть определённо появилась на свет из-за того, что социалист Оруэлл с большой горечью смотрел на происходящее в Советском Союзе: «большой террор», искажение истории, пакт Молотова-Риббентропа*, культ личности Сталина. И писатель нащупал великолепный способ выразить свою душевную боль.

Сюжет повести довольно остроумен. На одной британской ферме животные, вдохновлённые старым хряком Майором, устраивают революцию и изгоняют пьяницу-фермера мистера Джонса, как эксплуататора. Звери, руководимые свиньями Снежком и Наполеоном, устанавливают свою республику на территории скотного двора и учреждают семь заповедей, по которым им всем надлежит жить.

После этого, казалось бы, должно наступить царство свободы, равенства и счастья. Но довольно быстро в среде животных возникает размежевание. Уровень классового сознания у каждого отдельного гражданина скотного двора различен. Но главная беда в другом – возникает борьба за власть между Снежком и Наполеоном, которая приведёт к весьма плачевным последствиям для молодой республики животных.

Для справки

*Пакт Молотова-Риббентропа – пакт о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года. К нему прилагался секретный протокол, согласно которому разграничивались сферы влияния в Восточной Европе, если произойдёт территориально-политическое переустройство. Пакт получил неофициальное название по именам народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова и министра иностранных дел Германии Иоахима фон Риббентропа.

Дабы не испортить удовольствие, не станем раскрывать все подробности истории, которую содержит книга «Скотный двор». Джордж Оруэлл при помощи меткой аллегории рисует сатиру на революционное общество. На то, как возникает революция и как она, затем, перерождается в бюрократическую олигархию. Здесь Оруэлл, конечно, предстаёт как последовательный критик сталинизма.

В образе Наполеона, его методах и поведении, очевидно, проглядывает личность товарища Сталина. Снежок же, отображённый в повести одновременно и с иронией, и с симпатией, вполне соответствует Льву Троцкому (одному из лидеров Октябрьской революции, впоследствии изгнанному из страны Сталиным).

Находится здесь место и иносказательному представлению целых слоёв общества: трудолюбивый конь Боец – рабочие; любящая ленточки лошадка Молли – интеллигенты-эмигранты; ворон-проповедник Моисей – религиозные деятели; осёл-скептик Бенджамин – оставшаяся в республике интеллигенция и т.д. Образно будут затронуты также многие другие события из жизни Советского Союза – например, Великая Отечественная Война.

Благодаря избранной форме притчи, Джорджу Оруэллу удаётся создать удивительную по своей точности сатиру, вскрывающую все пороки вырождающегося революционного общества в трагикомедийном ключе. Подмена революционных идеалов при Сталине находит своё место у писателя в дописывании звериных заповедей. Так заповедь «Все животные равны» во время диктатуры Наполеона, в конце концов, превращается в легендарное «Все животные равны, но есть те, кто равнее»

Имеются свидетельства, что Оруэлл мечтал, чтобы «Скотный двор» однажды попал в руки гражданам СССР. И он попал, но лишь в годы Перестройки.

Книга «1984», Джордж Оруэлл. Анализ произведения

Наконец, парабола творческого развития Джорджа Оруэлла привела его к самому известному и, к сожалению, самому последнему произведению – роману «1984». Вероятно, создав «Скотный двор», писатель понял, что хочет отразить не только реальное положение дел, но и проследить, к чему гипотетически может привести подобная расстановка сил в будущем. Здесь-то Оруэлл и вступил на территорию фантастики, о которой мы так долго говорили в начале статьи. И создал одну из самых известных антиутопий в истории литературы.

Как следует из названия, на дворе 1984-й год (для Оруэлла – будущее, т.к. над текстом романа он работал в конце 40-х). Мир к этому времени поделен между тремя огромными государствами: Океанией, Евразией и Остазией. Эти страны находятся в бесконечной войне друг с другом. Действие романа происходит в Океании, в которой ещё в конце 50-х восторжествовала революция и установила идеологию так называемого ангсоца («английского социализма»).

Правителем Океании и главой единственной управляющей партии является некий Старший Брат, герой революции, непогрешимый и любимый всей нацией лидер – его лицо взирает на граждан с развешанных повсюду плакатов и экранов. Изображение всегда сопровождается фразой «Старший Брат следит за тобой».

Местное телевидение регулярно вещает либо о победах на фронтах войны, либо об успехах производства и экономики. Периодически средства массовой информации устраивают «минутки ненависти»: на экранах показывают записи человека по имени Эммануэль Голдстейн, который «когда-то, давным-давно (так давно, что никто уже и не помнил, когда), был одним из руководителей партии, почти равным Старшему Брату, а потом встал на путь контрреволюции, был приговорён к смертной казни и таинственным образом сбежал, исчез» .

Ходит слух о том, будто существует тайная террористическая организация Братство, руководимая Голдстейном из Евразии, и перманентно планирующая свержение власти в Океании. Во время «минуток ненависти» партийцы впадают в истерию, заводят сами себя, выкрикивая оскорбления и ругательства в адрес Голдстейна. В довершение ко всему, хоть это и замалчивается, Океания живёт в условиях острого товарного дефицита – порой не достать бритвенные лезвия или что-нибудь иное, нужное в быту.

Старший Брат следит за тобой

В этом недружелюбном, парадоксальном мире приходится жить рядовому партийцу, сотруднику министерства правды, Уинстону Смиту. Он принадлежит к тем немногим людям, которые ещё сохранили способность к умозаключению. Размышления, порожденные безумной тоталитарной реальностью, наблюдаемой им ежедневно, приводят Смита к осознанию необходимости борьбы за собственное мнение, за свободу личности. В Океании подобная позиция смертельно опасна, т.к. существует особая полиция мысли, а самое страшное нарушение закона здесь называется мыслепреступлением.

Безрадостная картинка, не правда ли? Очевидно, что Джорджа Оруэлла занимают границы возможностей тоталитарных государств, возникших в середине ХХ века – в том числе в гитлеровской Германии и Советском Союзе. Он делает то, о чём рассуждал в эссе — облачает свои политические взгляды в форму фантастического романа. Но из-за этого возникает эффект, возможно снижающий воздействие «1984» на современного читателя. Потому что многие проблемы, на которые ссылается Оруэлл в своей антиутопии, были для него реальностью, в то время, как для человека наших дней они уже превращаются в детали истории. А читатель может, как нам известно, может плохо знать историю. Так многие штрихи произведения явно намекают нам на СССР. Скажем, таково описание внешности Старшего Брата:

«… лицо человека лет сорока пяти, с густыми чёрными усами, грубое, но по-мужски привлекательное»

Почти наверняка имеется в виду Иосиф Виссарионович Сталин. Тем более, что период сталинского правления в СССР характеризовался повсеместным появлением его портретов. Можно было бы списать это на забавное совпадение, если бы не облик «предателя» Эммануэля Голдстейна, написанный автором:

«Сухое еврейское лицо в ореоле лёгких седых волос, козлиная бородка – умное лицо и вместе с тем необъяснимо отталкивающее; и было что-то сенильное в этом длинном хрящеватом носе с очками, съехавшими почти на самый кончик».

Иосиф Виссарионович Сталин
Лев Давидович Троцкий

Безусловно, перед нами словесный портрет Льва Давидовича Троцкого.

Подобную трактовку подтверждает ещё и то, что среди инакомыслящих Океании из рук в руки передаётся книга Голдстейна «Теория и практика олигархического коллективизма», вымышленные цитаты из которой Оруэлл приводит, когда Уинстон Смит её читает – скорее всего, имеется в виду труд Л. Троцкого «Преданная революция» (второе название «Что такое СССР, и куда он идёт?»).

Не говоря уже о том, что фамилия Троцкого при рождении – Бронштейн, созвучная с фамилией Голдстейн. В конце концов, сам Оруэлл уже подтвердил свой интерес к политической дуэли Сталина и Троцкого в «Скотном дворе».

Теория и практика олигархического коллективизма
Преданная революция

Присутствуют здесь и свои жертвы местного «большого террора» — бывшие лидеры партии Аронсон, Джонс и Резерфорд, осуждённые за предательство, затем публично покаявшиеся и всё равно уничтоженные. Возможно, Оруэлл имел в виду Каменева, Зиновьева и Бухарина, но здесь уже сходства не столь очевидны, как в случае с Троцким и Сталиным. Может быть, писатель вывел собирательные образы пострадавших «старых большевиков».

Отдельного упоминания заслуживает зловещая полиция мыслей. Здесь, конечно, Оруэлл доводит до абсурда работу спецслужб тоталитарных режимов – таких, как Гестапо или НКВД. Полиция мыслей охотится за «мыслепреступниками», используя повсеместную слежку, провокации и хорошо отработанную систему доносов. Так, многие родители боятся своих детей (местных пионеров), потому что те в школах получают такое воспитание, которое не остановит их перед доносом на отца или мать. На ум сразу же приходит история с Павликом Морозовым.

Сам Уинстон Смит, работая в министерстве правды, постоянно занимается редактированием истории. Задания, спускающиеся к нему сверху, требуют корректировки нежелательных фактов в печатной продукции прошедших лет. Например, упоминание о награждении орденом товарища, позже признанного врагом народа, не может оставаться в газете – его необходимо отредактировать. Таким образом, история Океании фальсифицируется на всех уровнях. Снова никак не отделаешься от параллелей со сталинизмом (привет «Краткому курсу истории ВКП (б)»).

Вся система, сложившаяся в данном вымышленном обществе требует от гражданина безусловного подчинения и веры в навязываемые идеалы. Любое сомнение (даже логически обоснованное) тут же квалифицируется, как мыслепреступление. Герой запишет в своём дневнике: «Свобода – это возможность сказать, что дважды два равняется четырём» . И даже столь очевидный тезис может быть изменён по желанию партии.

В мире после выхода романа «1984» сразу нашлось много критиков и читателей, окрестивших книгу антикоммунистическим произведением. Однако только ли сталинский СССР пугал Оруэлла?

Обратим внимание на то, что в сюжете «1984» Океания воюет то с Евразией, то с Остазией, но в средствах массовой информации утверждается, либо что «Океания всегда воевала с Евразией», либо что «Океания всегда воевала с Остазией» в зависимости от ситуации. Чем вдохновлялся Джордж Оруэлл, когда придумывал это? Обратимся к его эссе «Подавление литературы»:

«Взять, к примеру, различные, полярно несовместимые позиции, которые английский коммунист или «попутчик» был вынужден занимать в отношении войны между Британией и Германией. До сентября 1939-го ему на протяжении многих лет полагалось возмущаться «ужасами нацизма» и каждым написанным словом клясть Гитлера; после сентября 1939-го ему год и восемь месяцев приходилось верить в то, что Германия претерпела больше несправедливости, чем творит сама, и словечко «наци», по крайней мере в печатном тексте, было начисто выброшено из словаря. Не успел наш английский коммунист в восемь часов утра 22 июня 1941 года прослушать по радио выпуск последних известий, как ему надлежало вновь уверовать, что мир не видел более чудовищного зла, чем нацизм»

Как видим, никакого Советского Союза. Только европейская, вполне цивилизованная Великобритания, меняющая свою официальную позицию с завидным постоянством. В этом же фрагменте есть и фраза «начисто выброшено из словаря» — и этому есть своя, выведенная в абсолют, иллюстрация в «1984». Учёные готовят для населения Океании новояз – язык, на котором в дальнейшем будет разговаривать всё население. И из него постоянно удаляются целые категории слов и их значения, чтобы у человека исчезла сама возможность к мыслепреступлению. Он попросту не будет иметь словесного инструментария, чтобы думать «неправильно».

Некоторые утверждают, что «1984» чрезвычайно походит на одну из первых антиутопий – роман «Мы» Евгения Замятина. Но определённо говорить о влиянии сложно. Оруэлл читал «Мы», что факт, но судя по всему, книга русского эмигранта попала к нему в руки, когда замысел «1984» уже сложился, и работа велась. Тем не менее, британец даже написал собственную рецензию на произведение Замятина.

На субъективный взгляд автора статьи, Джордж Оруэлл сильно переоценил возможности тоталитарного режима. В течение ХХ века тоталитаризм в том виде, в каком его опасался британский фантаст, прекратил своё существование – оказался нежизнеспособным на длинной дистанции. Но это не значит, что современное общество оказалось в безопасности. Задачи, которые ставит тоталитарное государство по Оруэллу, реализуются иными путями, более комфортабельными, но отнюдь не более гуманными. Хотя это предмет иного разговора.

«1984» — экранизации

Как и у большинства культовых литературных произведений, у романа Оруэлла существуют собственные экранные версии. В случае с «1984» их появилось целых 3 экземпляра.

Первый имел телевизионный формат, и вышел на канале BBC в 1954-м году, вскоре после смерти Джорджа Оруэлла. К сожалению, у Hobbibook не было возможности с ним ознакомиться, но главную роль там исполнил Питер Кушинг (известный поклонникам «Звёздных войн» как губернатор Таркин).



Вторая экранизация, и первая в качестве кинофильма, появилась спустя 2 года, в 1956-м. Постановщик – Майкл Андерсон. Уинстона Смита сыграл Эдмонд О’Брайан. К сожалению, серьёзная проблема картины в том, что она чрезвычайно примитивизирует литературный оригинал. Собственно, в экранизации Майкла Андерсона нет ощущения главного – тоталитарного общества. Из-за этого всё остальное мгновенно становится совершенно неубедительным.

Наконец, третья экранизация «1984», снятая Майклом Рэдфордом, вышла в 1984-м году. Она наиболее близка к оригинальному тексту, и в ней определённо присутствует дух чудовищного мира Оруэлла. Но при этом, назвать её хорошим фильмом не получается. Создаётся впечатление механического переноса произведения на экран. Фильм Рэдфорда не производит никакого осмысления, не учитывает многих новых исторических данных. «1984» в данной версии становится попросту красивой и атмосферной иллюстрацией романа, не более того – этого мало, чтобы называться полноценным кинематографическим произведением.

Линия с Эммануэлем Голдстейном вообще не получает заметного развития ни в одной из экранизаций.



Приходится констатировать, что книга «1984» так и не получила экранного воплощения адекватного своему уровню.

А что в итоге?

Джордж Оруэлл, книги, написанные им, оказали огромное влияние на современную культуру. Удивительные миры, созданные его воображением, плотно вошли в нашу жизнь. Ленивый сегодня не слышал фразу «Старший Брат следит за тобой» (хоть обычно его и называют Большим Братом). Всем известно и то, что среди равных есть «те, кто равнее». И некоторые иногда вспоминают, что порой дважды два может равняться пяти.

Сама фамилия Оруэлла сегодня стала нарицательной и ассоциируется с тотальным контролем. Голливуд то и дело снимает фильмы, опирающиеся на литературное наследие британца – примером тому могут служить «ТНХ-1138» Джорджа Лукаса или «Эквилибриум» Курта Уиммера. Роман «1984» и повесть «Скотный двор» с увлечением читают и по сей день.

Значит ли это, что предостережения Джорджа Оруэлла так или иначе пошли человечеству на пользу?

    Похожие записи