Театр островского как драматургическая школа. Театр Островского (Кострома): история создания и репертуар

  • 26.06.2020

Александр Николаевич Островский - знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. Он сформировал новую школу реалистической игры и написал немало замечательных произведений. В этой статье будут изложены основные этапы творчества Островского. А также самые значимые моменты его биографии.

Детство

Александр Николаевич Островский, фото которого представлены в этой статье, появился на свет в 1823 году, 31 марта, в Москве, в районе Его папа - Николай Федорович - вырос в семье священника, окончил Московскую духовную академию сам, однако служить в церкви не стал. Он стал судебным стряпчим, занимался коммерческими и судебными делами. Николаю Федоровичу удалось дослужиться до чина титулярного советника, а позднее (в 1839 году) получить дворянство. Мама будущего драматурга - Саввина Любовь Ивановна - была дочерью пономаря. Она скончалась, когда Александру было всего семь лет. В семье Островских подрастало шестеро ребятишек. Николай Федорович сделал все, чтобы дети росли в достатке и получили достойное образование. Через несколько лет после смерти Любови Ивановны он женился вторично. Его супругой стала Эмилия Андреевна фон Тессин, баронесса, дочь шведского дворянина. Детям очень повезло с мачехой: она сумела найти к ним подход и продолжила заниматься их образованием.

Юность

Александр Николаевич Островский провел детство в самом центре Замоскворечья. У его отца была очень хорошая библиотека, благодаря которой мальчик рано познакомился с литературой русских писателей и почувствовал склонность к сочинительству. Однако отец видел в мальчике только юриста. Поэтому в 1835 году Александра отдали в Первую Московскую гимназию, после обучения в которой он стал студентом Московского университета. Однако получить диплом юриста Островскому так и не удалось. Он поссорился с преподавателем и ушел из университета. По совету отца Александр Николаевич пошел на службу в суд писцом и трудился на этой должности несколько лет.

Проба пера

Однако Александр Николаевич не оставил попытки проявить себя на литературном поприще. В своих первых пьесах он придерживался обличительного, «нравственно-общественного» направления. Первые были напечатаны в новом издании, «Московском Городском Листке», в 1847 году. Это были наброски к комедии «Несостоявшийся должник» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Под публикацией значились буквы «А. О.» и «Д. Г.» Дело в том, что некий Дмитрий Горев предложил молодому драматургу сотрудничество. Оно не продвинулось дальше написания одной из сцен, однако впоследствии стало для Островского источником больших неприятностей. Некоторые недоброжелатели потом обвиняли драматурга в плагиате. В дальнейшем из-под пера Александра Николаевича выйдет немало великолепных пьес, и уже никто не посмеет усомниться в его таланте. Далее будут подробно изложены Таблица, представленная ниже, позволит систематизировать полученную информацию.

Первый успех

Когда же это случилось? Большую популярность творчество Островского получило после публикации в 1850 году комедии «Свои люди - сочтемся!». Это произведение вызвало доброжелательные отзывы в литературных кругах. И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь дали пьесе положительную оценку. Однако в эту бочку меда попала и внушительная ложка дегтя. Влиятельные представители московского купечества, обиженные за сословие, пожаловались в высшие инстанции на дерзкого драматурга. Пьесу тут же запретили к постановке, автор был выдворен со службы и отдан под строжайший надзор полиции. Причем это случилось по личному распоряжению самого императора Николая Первого. Надзор был ликвидирован только после того, как на престол взошел император Александр Второй. А комедию театральная публика увидела лишь в 1861 году, после снятия запрета на ее постановке.

Ранние пьесы

Раннее творчество А. Н. Островского не оставалось без внимания, работы печатались в основном в журнале «Москвитянин». Драматург активно сотрудничал с этим изданием и как критик, и как редактор в 1850-1851 годах. Под влиянием «молодой редакции» журнала и главного идеолога этого кружка, Александр Николаевич сочинил пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется». Темы творчества Островского в этот период - идеализация патриархальности, русских старинных обычаев и традиций. Эти настроения слегка приглушили обличительный пафос творчества писателя. Однако в произведениях этого цикла выросло драматургическое мастерство Александра Николаевича. Его пьесы стали известными и востребованными.

Сотрудничество с «Современником»

Начиная с 1853 года, в течение тридцати лет, пьесы Александра Николаевича каждый сезон демонстрировались на сценах Малого (в Москве) и Александринского (в Петербурге) театров. С 1856 года творчество Островского регулярно освещается в журнале «Современник» (печатаются произведения). Во время общественного подъема в стране (перед отменой крепостного права в 1861 году) произведения писателя вновь приобрели обличительную остроту. В пьесе «В чужом пиру похмелье» писатель создал внушительный образ Брускова Тита Титыча, в котором воплотил грубую и темную силу домашнего самовластья. Здесь впервые прозвучало слово «самодур», закрепившееся впоследствии за целой галереей персонажей Островского. В комедии «Доходное место» высмеивалось ставшее нормой жизни продажничество чиновников. Драма «Воспитанница» являлась живым протестом против насилия над личностью. Ниже будут описаны и другие этапы творчества Островского. Но вершиной достижения этого периода его литературной деятельности стала социально-психологическая драма «Гроза».

«Гроза»

В этой пьесе «бытовик» Островский нарисовал унылую атмосферу провинциального города с ее ханжеством, грубостью, непререкаемым авторитетом «старших» и богатых. В противопоставление несовершенному миру людей Александр Николаевич изображает захватывающие картины поволжской природы. Образ Катерины овеян трагической красотой и мрачным обаянием. Гроза символизирует душевное смятение героини и в то же время олицетворяет бремя страха, под которым постоянно живут простые люди. Царство слепой покорности подтачивают, по Островскому, две силы: здравый смысл, который проповедует в пьесе Кулигин, и чистая душа Катерины. В своем «Луче света в темном царстве» критик Добролюбов истолковал образ главной героини как символ глубокого протеста, исподволь зреющего в стране.

Благодаря этой пьесе взлетело на недосягаемую высоту творчество Островского. «Гроза» сделала Александра Николаевича самым известным и почитаемым российским драматургом.

Исторические мотивы

Во второй половине 1860-х годов Александр Николаевич принялся за изучение истории Смутного времени. Он начал переписываться с известным историком и Николаем Ивановичем Костомаровым. На основе изучения серьезных источников драматургом был создан целый цикл исторических произведений: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино». Проблемы отечественной истории были изображены Островским талантливо и достоверно.

Другие пьесы

Александр Николаевич по-прежнему оставался верным своей любимой теме. В 1860-х годах он написал множество «бытовых» драм и пьес. Среди них: «Тяжелые дни», «Пучина», «Шутники». Эти произведения закрепляли уже найденные писателем мотивы. С конца 1860-х годов творчество Островского переживает период активного развития. В его драматургии появляются образы и темы «новой», пережившей реформу России: дельцы, приобретатели, вырождающиеся патриархальные толстосумы и «европеизированные» купцы. Александр Николаевич создал блестящий цикл сатирических комедий, развенчивающих пореформенные иллюзии граждан: «Бешеные деньги», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «Лес». Нравственным идеалом драматурга являются чистые душой, благородные люди: Параша из «Горячего сердца», Аксюша из «Леса». Представления Островского о смысле жизни, счастье и долге воплотились в пьесе «Трудовой хлеб». Почти все произведения Александра Николаевича, написанные в 1870-х годах, публиковались в «Отечественных записках».

«Снегурочка»

Появление этой стихотворной пьесы было совершенно случайным. Малый театр в 1873 году был закрыт на ремонт. Его артисты перебрались в здание Большого театра. В связи с этим комиссия по управлению московскими императорскими театрами решила создать спектакль, в котором будут задействованы три труппы: оперная, балетная и драматическая. Написать подобную пьесу взялся Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» была написана драматургом за очень короткий срок. За основу автор взял сюжет из русской народной сказки. Во время работы над пьесой он тщательно подбирал размеры стихов, советовался с археологами, историками, знатоками старины. Музыку к пьесе сочинил молодой П. И. Чайковский. Премьера пьесы состоялась в 1873 году, 11 мая, на подмостках Большого театра. К. С. Станиславский отзывался о «Снегурочке» как о сказке, мечте, рассказанной в звучных и великолепных стихах. Он говорил, что реалист и бытовик Островский написал эту пьесу так, словно до этого ничем не интересовался, кроме чистой романтики и поэзии.

Работа в последние годы

В этот период Островский сочинил значительные социально-психологические комедии и драмы. Они повествуют о трагических судьбах тонко чувствующих, одаренных женщин в циничном и корыстолюбивом мире: «Таланты и поклонники», «Бесприданница». Здесь драматург разработал новые приемы сценической выразительности, предвосхитившие творчество Антона Чехова. Сохраняя особенности своей драматургии, Александр Николаевич стремился воплотить в «интеллигентной тонкой комедии» «внутреннюю борьбу» героев.

Общественная деятельность

В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый Артистический кружок. Он впоследствии дал московской сцене много талантливых деятелей. У Островского бывали Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский, Г. Н. Федотова, М. Е. Ермолова, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Е. Турчанинов.

В 1874 году в России было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Председателем объединения был выбран Александр Николаевич Островский. Фотографии известного общественного деятеля были известны каждому любителю сценического искусства в России. Реформатор приложил немало усилий для того, чтобы законодательство театрального управления было пересмотрено в пользу артистов, и тем самым значительно улучшил их материальное и общественное положение.

В 1885 году Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью и сделался начальником театрального училища.

Театр Островского

Творчество Александра Островского неразрывно связано со становлением настоящего русского театра в современном его понимании. Драматург и писатель сумел создать собственную театральную школу и особую целостную концепцию постановки театральных спектаклей.

Особенности творчества Островского в театре заключаются в отсутствии противодействия актерской натуре и экстремальных ситуаций в действии пьесы. В произведениях Александра Николаевича происходят обычные события с обыкновенными людьми.

Главные идеи реформирования:

  • театр должен строиться на условностях (присутствует незримая «четвертая стена», которая отделяет зрителей от актеров);
  • при постановке спектакля ставку необходимо делать не на одного известного актера, а на команду хорошо понимающих друг друга артистов;
  • неизменность отношения актеров к языку: речевые характеристики должны выражать почти все о представленных в пьесе героях;
  • люди приходят в театр смотреть на игру артистов, а не для того, чтобы ознакомится с пьесой - ее они могут прочитать и дома.

Идеи, которые придумал писатель Островский Александр Николаевич, были впоследствии доработаны М. А. Булгаковым и К. С. Станиславским.

Личная жизнь

Личная жизнь драматурга была не менее интересной, чем его литературное творчество. В гражданском браке с простой мещанкой прожил почти двадцать лет Островский Александр Николаевич. Интересные факты и подробности супружеских отношений писателя и его первой жены до сих пор волнуют исследователей.

В 1847 году, в Николо-Воробьиновском переулке, рядом с домом, где проживал Островский, поселилась вместе со своей тринадцатилетней сестрой молодая девушка - Агафья Ивановна. У нее не было ни родных, ни друзей. Никому неизвестно, когда она познакомилась с Александром Николаевичем. Однако в 1848 у молодых людей появился сын Алексей. Для воспитания ребенка условий не было никаких, поэтому мальчика временно поместили в воспитательный дом. Отец Островского был страшно разгневан тем, что его сын не только бросил престижный университет, но и связался с простой мещанкой, живущей по соседству.

Однако Александр Николаевич проявил твердость и, когда его отец вместе с мачехой уехал в недавно купленное имение Щелыково в Костромской губернии, поселился вместе с Агафьей Ивановной в своем деревянном доме.

Писатель и этнограф С. В. Максимов в шутку называл первую жену Островского «Марфой Посадницей», потому что она была рядом с писателем во времена суровой нужды и тяжелых лишений. Друзья Островского характеризуют Агафью Ивановну как человека от природы очень умного и сердечного. Она замечательно знала нравы и обычаи купеческой жизни и оказала безусловное влияние на творчество Островского. Александр Николаевич часто советовался с ней по поводу создания своих произведений. Кроме того, Агафья Ивановна была замечательной и гостеприимной хозяйкой. Но официальный брак с ней Островский не оформил даже после смерти отца. Все дети, рожденные в этом союзе, умерли совсем маленькими, только самый старший, Алексей, ненадолго пережил мать.

Со временем у Островского появились другие увлечения. Он был страстно влюблен в Любовь Павловну Косицкую-Никулину, которая сыграла Катерину на премьере «Грозы» в 1859 году. Однако вскоре произошел личный разрыв: актриса бросила драматурга ради богатого купца.

Затем у Александра Николаевича возникла связь с молоденькой артисткой Васильевой-Бахметьевой. Агафья Ивановна знала об этом, но стойко несла свой крест и сумела сохранить уважение к себе Островского. Женщина умерла в 1867 году, 6 марта, после тяжелой болезни. Александр Николаевич не отходил от ее постели до самого конца. Место захоронения первой жены Островского неизвестно.

Через два года драматург женился на Васильевой-Бахметьевой, которая родила ему двух дочерей и четырех сыновей. С этой женщиной Александр Николаевич прожил до конца своих дней.

Кончина писателя

Напряженная общественная и не могла не сказаться на состоянии здоровья писателя. К тому же, несмотря на хорошие сборы с постановки пьес и ежегодную пенсию в размере 3 тысяч рублей, денежных средств Александру Николаевичу все время не хватало. Истощенный постоянными заботами, организм писателя в конце концов дал сбой. В 1886 году, 2 июня, писатель скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Император пожаловал на погребенье драматурга 3 тысячи рублей. Кроме того, вдове писателя он назначил пенсию в размере 3 тысяч рублей, а на воспитание детей Островского - еще 2400 рублей в год.

Хронологическая таблица

Жизнь и творчество Островского кратко можно отобразить в хронологической таблице.

А. Н. Островский. Жизнь и творчество

А. Н. Островский появился на свет.

Будущий писатель поступил в Первую Московскую гимназию.

Островский стал студентом Московского университета и начал изучать право.

Александр Николаевич покинул университет, так и не получив диплома об образовании.

Островский начал служить писцом в московских судах. Он занимался этой работой до 1851 года.

Писателем задумана комедия под названием «Картина семейного счастья».

В «Московском Городском Листке» появился очерк «Записки замоскворецкого жителя» и наброски пьесы «Картина семейного счастья».

Публикация комедии «Бедная невеста» в журнале «Москвитянин».

Первая пьеса Островского сыграна на сцене Малого театра. Это комедия под названием «Не в свои сани не садись».

Писателем написана статья «Об искренности в критике». Состоялась премьера пьесы «Бедность не порок».

Александр Николаевич становится сотрудником журнала «Современник». Он также принимает участие в волжской этнографической экспедиции.

Островский заканчивает работу над комедией «Не сошлись характерами». Его другая пьеса - «Доходное место» - запрещена к постановке.

Состоялась в Малом театре премьера драмы Островского «Гроза». Выходит собрание сочинений писателя в двух томах.

«Гроза» публикуется в печати. Драматург получает за нее Уваровскую премию. Особенности творчества Островского изложены Добролюбовым в критической статье «Луч света в темном царстве».

Печатается в «Современнике» историческая драма «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Начинается работа над комедией «Женитьба Бальзаминова».

Островский получил Уваровскую премию за пьесу «Грех да беда на кого не живет» и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

1866 год (по некоторым данным - 1865 год)

Александр Николаевич создал Артистический кружок и стал его старшиной.

Представлена на суд зрителей весенняя сказка «Снегурочка».

Островский стал главой Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью театров города Москвы. Он также стал начальником театрального училища.

Писатель умирает в своем имении под Костромой.

Такими событиями были наполнены жизнь и творчество Островского. Таблица, в которой указаны основные происшествия в судьбе писателя, поможет лучше изучить его биографию. Драматургическое наследие Александра Николаевича трудно переоценить. Малый театр еще при жизни великого художника стали называть «домом Островского», а это говорит о многом. Творчество Островского, краткое описание которого изложено в этой статье, стоит того, чтобы его изучить подробнее.

Островский

Детство и юность, годы службы, деятельность

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, ушла из жизни, когда Александру шёл всего восьмой год. В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением. Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека.. Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в 1-ю Московскую гимназию, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета, но окончить курс ему не удалось, так как он поругался с одним из преподавателей (учился до 1843). По желанию отца Островский поступил на службу писцом в суд и служил в московских судах до 1851 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей.

Университетские годы

С 1835-1840 гг. – Островский учится в Первой Московской гимназии. В 1840 году по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета. В университете студенту юридического факультета Островскому посчастливилось слушать лекции таких знатоков истории, юриспруденции и литературы, как Т.Н. Грановский, Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь будущему автору "Минина" и "Воеводы" впервые открываются богатства русских летописей, язык предстает перед ним в исторической перспективе. Но в 1843 году Островский уходит из университета, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского. Второй университет - Малый театр. Пристрастившись к сцене еще в гимназические годы, Островский становится завсегдатаем старейшего русского театра.

Первые пьесы

1847 – в "Московском городском листке" Островский публикует первый набросок будущей комедии "Свои люди – сочтёмся" под названием "Несостоятельный должник", затем комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии "Семейная картина") и очерк в прозе "Записки замоскворецкого жителя".. Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!» (первоначальное название - «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году. После комедии "Свои люди – сочтёмся" Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А. Гедеоновым, Н.Я. Соловьёвым, П.М. Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К. Гольдони, Н. Маккиавели, М. Сервантес, Теренций и т.д.).

Годы службы в суде

В 1843 году по желанию отца, Александр Николаевич Островский поступил на службу канцеляристом в Московский совестный суд. В 1845 году он перешел в Московский коммерческий суд. В московских судах Островский служил до 1851. Службу в судах Островский воспринимал как повинность. Но он ее добросовестно исполнял. Впоследствии, опыт судебной работы очень помог ему при создании злободневных произведений. Многие идеи для пьес Островский взял именно оттуда. Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес.

Последние годы жизни

В конце жизни Островский, наконец - то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 году занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены.

Островский не только учил, он и учился. Многочисленные опыты Островского в области перевода античной, английской, испанской, итальянской и французской драматической литературы не только свидетельствовали о его прекрасном знакомстве с драматической литературой всех времен и народов, но и по справедливости рассматривались исследователями его творчества как своеобразная школа драматургического мастерства, которую Островский проходил всю свою жизнь (он начал в 1850 году с перевода шекспировской комедии "Укрощение строптивой").

Смерть застала его за переводом шекспировской трагедии "Антоний и Клеопатра") 2(14) июня 1886 года в имении Щелыково, Костромской области, от наследственной болезни - стенокардии. Он сошел в могилу, не сделав всего, что он мог сделать, но сделал он чрезвычайно много. После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 года, в Москве, на Театральной площади перед зданием Малого театра, где осуществлялись постановки его пьес, был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков). А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов "Диво" как "самый плодовитый драматург" (1993).

Островский – создатель русского национального театра

Александр Николаевич Островский считается основоположником русского драматического театра. Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. Кроме того, его перу принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони. И.А. Гончаров писал А.Н. Островскому: "Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр". Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского". Немало уходящих сил Островский отдает общественной деятельности: организует артистический кружок, “Собрание драматических писателей”, составляет положение о Грибоедовской премии, хлопочет о создании частного театра и театральных школ. Это закономерно привело к тому, что в 1885 году драматурга назначили заведующим репертуарной частью Малого театра, положив ему “на круг” 5 800 рублей; да за год до этого брат писателя добился для него пенсии в 3 000 рублей годовых. Он немного успокоился: слава богу, о семье голова болеть не будет; но особой радости не ощутил. Да и то - жить оставалось лишь один год. В течение этого года он много практически работает в театре, пишет, переводит, планирует открыть драматические курсы. Однако за одним сердечным приступом следует другой, а тут еще - лихорадка; а перед нею - нервное потрясение от пожара в любимом Щелыкове; и снова- приступ удушья... удрученный всем этим, Александр Николаевич решает 28 мая ехать из Москвы в Щелыково: все-таки природа, свежий воздух, покой. Да и Малый театр уехал в Варшаву, увезя туда восемь его спектаклей, а прочие театры пока закрыты - бессезонье; можно немного отдохнуть.

В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр». Он, по спра-ведливости, должен называться «Театр Островского».

Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопостав-лена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключи-тельно велико. Особенно это относится к московс-кому Малому театру, который традиционно называет-ся также Домом Островского. Благодаря многочис-ленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Це-лая плеяда замечательных русских актеров на мате-риале пьес Островского смогла ярко проявить свою неповторимую талантливость, утвердить своеобразие русского театрального искусства.

В центре драматургии Островского находится проб-лема, которая прошла через всю русскую классичес-кую литературу: конфликт человека с противостоя-щими ему неблагоприятными условиями жизни, мно-гообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед чита-телями и зрителями пьес великого драматурга раск-рывается широкая панорама русской жизни. Это, по существу, энциклопедия быта и нравов целой исто-рической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, кре-стьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дель-цы, студенты — несколько сот действующих лиц, со-зданных Островским, давали в общей сложности пред-ставление о русской действительности 40—80-х гг. во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.

Островский, создавший целую галерею замечатель-ных женских образов, продолжал ту благородную традицию, которая уже определилась в русской клас-сике. Драматург возвеличивает сильные, цельные на-туры, оказывающиеся в ряде случаев нравственно выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Кате-рина («Гроза»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины виноватые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.

Размышляя о своеобразии русского драматичес-кого искусства, о его демократической основе, Ост-ровский писал: «Народные писатели желают пробо-вать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызываю-щий откровенный, громкий смех, горячие, искрен-ние чувства, живые и сильные характеры». По существу это характеристика творческих принципов самого Островского.

Драматургия автора «Грозы» отличается жанро-вым разнообразием, сочетанием элементов трагичес-ких и комических, бытовых и гротескных, фарсо-вых и лирических. Его пьесы порою трудно отнести к одному определенному жанру. Он писал не столь-ко драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому определению Добролюбова. Действие его произведений часто выносится на широкое жизнен-ное пространство. Шум и говор жизни врываются в действие, становятся одним из факторов, определяю-щих масштаб событий. Семейные конфликты пере-растают в общественные. Материал с сайта

Мастерство драматурга проявляется в точности социальных и психологических характеристик, в искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык героев становится у него одним из главных средств создания образа, орудием реалистической типизации.

Великолепный знаток устного народного творчест-ва, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной муд-рости. Песня может заменить у него монолог, посло-вица или поговорка стать названием пьесы.

Творческий опыт Островского оказал громадное воздействие на дальнейшее развитие русской драма-тургии и театрального искусства. В. И. Немиро-вич-Данченко и К. С. Станиславский, основатели Московского Художественного театра, стремились со-здать «народный театр приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский». Драматургическое новаторство Чехова и Горького было бы невозможно без освоения ими лучших традиций их замечательного предшественника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • островский статьи о театре
  • очерк жизни остповского его значение в развитии русского театра
  • краткое содержание театра островского

>>Литература: А. Н. Островский и русский национальный театр

А. Н. Островский и русский национальный театр

Анализ первых пьес драматурга позволил Н. А. Дoбролюбову признать в нем необычайный талант и отмeтить, что пьесы Островского - это « не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы мы дали название «пьес жизни». Новый жанр дpaмы - «пьесы жизни», открытый Островским на практике и теоретически обоснованный Добролюбовым в eгo статье «Темное царство», способствовал еще более тecному приближению сцены к современности. Критики Н. А. Добролюбов И Ап. А. Григорьев, стоявшие на противоположных позициях, увидели в произведениях Островского целостную картину бытия народа. В eгo драмах предстали все слои pyccкoгo общества и сама жизнь Pocсии, начиная с 50-x годов и кончая 80-ми годами XIX вeка. В исторических пьесах-хрониках драматург показал далекое прошлое своей страны, но проблемы, поставленные в них, были актуальны для современности.

Всестороннее знание народной жизни, быта, нравов, глубокая органическая связь с народным творчеством представляют характерные особенности Островского-xyдожника. Eгo драмы стали основой репертуара театров, подняли сценическое искусство на высочайшую ступень. Островский был уверен в том, что труд драматурга по coзданию национального театра является высоким общественным служением. Он был «рыцарем театра, безраздельно преданным одной страсти и ради нее готовым на любые испытания, на подвижнический, лишенный скоpoгo вознаграждения труд» (В. Лакшин).

За полтора десятилетия до создания первой пьесы А. Н. Островского В. г. Белинский в статье «Литературные мечтания» писал: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный русский театр!.. В самом делевидеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным... » Репертуар русской сцены в 40-e годы XIX века был действительно очень беден. Несколько замечательных пьес «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Гope от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор » Н. В. Гоголя) были блестящим исключением на фоне малохудожественных произведений, далеких от реальной русской действительности. Это были мелодрамы и водевили, чаще вceгo переводные. Обогащали театральный репертуар пьесы крупнейших западноевропейских драматургов Шекспира, Мольера и др.

Создание pyccкoгo национального, народного Teaтра, о котором мечтал Белинский, связано с именем А. Н. Островского. В связи с 35-летием деятельности драматурга И. А. Гончаров в своем приветственном слове писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали:свой особый мир. Вы один достроили то здание, в основaние котopoгo положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр ». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». Театр Островского - это не только количество пьес: (свыше сорока), не считая написанных в соавторстве, это - новое качество драматургии, создание для сцены «cвoeгo особого мира».

Драмы Островского дают правдивое, живое представление о русской жизни 50-80-x годов XIX века. В пьесах действуют сотни персонажей, среди которых купцы и дворяне, чиновники разных степеней и paнгoв, буржуазные дельцы и помещики, разночинцы, актеры, исторические деятели, жители сказочного Берендеева цapства; нравственно уродливые натуры, у которых основная страсть - деньги , и духовно богатые, обладающие «гoрячим сердцем», способные на г лубокие чувства. И все эти люди живут в пьесах драматурга не сами по себе, а становятся «в известные отношения друг к другу» имущественные, семейные, служебные, компаньонские, приятельские, враждебные, любовные, «как в самой жизни» (Е. Холодов).

Островский начал с тoгo, что открыл для литературы и театра «страну до ceгo времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную», как он сам замечает в своих «Записках Замоскворецкого жителя» - страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье.

Вопросы и задания

1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение pyccкoгo национального Teатра?
2. Какие «горькие истины, облеченные в форму искусства», содержались в пьесах А. Н. Островского?
3. Какие сцены в драме «Бесприданница» произвели на вас самое сильное впечатление? Как добивается Островский такoгo воздействия на читателя? В чем трагизм судьбы Ларисы?
4. Как изображен Островским мир дельцов в «Бесприданнице»? Привлекая текст драмы, проследите линию поведения Вожеватова, eгo поступки и на основании их сделайте свое заключение о гepoe (по желанию можно взять других гepoeв - Кнурова или Паратова).
5. «Вы будете лишний», - говорит Робинзону Карандышев. Но «лишний» ли в пьесе Островского Робинзон? С какой целью он введен в пьесу? Почему драматургу понадобилось в последнем действии сблизить две чуждые друг другу фигypы - Ларисы и Робинзона, поставить их рядом?
6. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке?
7. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис - тот же Тихон, только образованный?
8. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза ».

Темы сочинений

1. Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По «Грозе» А. Н. Островского.)
2. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера гeроини (по «Грозе» А. Н. Островского).
3. Роль антитезы в раскрытии идейного содержания драмы «Гроза» А. Н. Островского.
4. Как проявляется авторская позиция в драме А. Н. Островского «Гроза»?
5. «Сильные мира ceгo» в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.

Темы докладов и рефератов

1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского).
2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Драматургическое мастерство А. Н. Островского в создании героинь с «горячим сердцем».
3. Тема денег в пьесах «гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.
4. город Калинов и eгo обитатели (по «Грозе» А. Н. Островского).
5. Экранизации пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» .

А н а с т а с ь е в А. Н. «Гроза» Островского. М., 1975. Драма А. Н. Островского «гроза» В русской критике. Л., 1990. -
Ж у р а в л е в а А. И. Островский-комедиограф. М., 1981.

Рекомендуемая литература

Л а к ш и н В. Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982.
Л о т м а н Л. М. Островский и драматургия eгo времени. М; Л., 1961.
Р е в я к и н А. И. «Гроза» А. Н. Островского. М., 1962.
Х о л о до в Е.Г. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.
Ш т е й н А. Л. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

(историко-культурологический очерк)

И там есть горе… но зато есть и радости, которых другие люди не знают. Зачем же даром изнашивать душу! Кто здесь откликнется на твое богатое чувство? Кто оценит эти перлы, эти брильянты слез?.. А там… О! Если половину этих сокровищ ты бросишь публике, театр развалится от рукоплесканий. Тебя засыплют цветами, подарками. Здесь на твои рыдания, на твои стоны нет ответа; а там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз. …Посмотри на меня. Я нищий, жалкий бродяга, а на сцене я принц. Живу его жизнью, мучусь его думами, плачу его слезами над бедной Офелией и люблю ее, как сорок тысяч братьев любить не могут.

Геннадий Демьяныч Несчастливцев,

«Лес» А.Н. Островского

Кострома – старинный купеческий город. И сегодня, идя по центральной, Русиной, улице, вы будете встречать старые дома, выходящие прямо на тротуар двери которых сегодня в основном заколочены, а когда-то «зазывали» в торговую лавку. Помимо купцов, Кострома была богата людьми разных сугубо производственных профессий. Здесь бы родиться какому-нибудь знатному мануфактурщику или Савве Мамонтову.

Но судьба распорядилась таким образом, что именно в Костроме в купеческой семье суждено было в 1729 году родиться основателю русского театра Федору Григорьевичу Волкову. Так в Костроме было положено начало любопытному культурному явлению. Вот его общие контуры. В 1863 году и вновь в купеческом роду, на этот раз Алексеевых, появится будущий реформатор русской сцены – великий Константин Сергеевич Станиславский. Между этими датами, словно вклиниваясь меж них, 1823 год. В этот год родился тот, кто открыл обществу жизнь купечества, «Колумб Замоскворечья», драматург Александр Николаевич Островский. А потом по крохам на собственные деньги будет собирать самого разного рода документы по истории русского театра другой представитель купечества, двумя годами моложе Станиславского, Алексей Александрович Бахрушин. Ему принадлежит слава не только создания в 1894 году в Москве литературного театрального музея, но и его сохранения после октябрьского переворота 1917 года. Сегодня это Государственный центральный театральный музей, справедливо носящий имя своего основателя и хранителя. Наконец, сами купцы любили театр, будучи его завсегдатаями, как например, в пьесах Островского «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».

Что стоит за всеми этими фактами – чистая случайность или нечто закономерное? Почему история русского театра оказалась так густо замешанной на купечестве? Что такого особенного было в самом купечестве? Вот вопросы, найти однозначный ответ на которые вряд ли возможно, и все-таки попробую предложить свою версию.

Погруженные в торговлю купцы были хранителями древнейших устоев русской жизни, потому не жалели заработанных денег на строительство храмов. Но в реальной жизни соединить торговлю и храм было трудно, а подчас и вовсе невозможно. Иное – искусство, особенно столь демократичное, как театр. Здесь можно было и душу облегчить, и печали сердечные утолить, и себя показать, и на других посмотреть. А в маленьком провинциальном городе особенно! Вот и стала Кострома купеческая театральным городом.

Театры устраивались в усадьбах, в зажиточных домах, а то и просто в приспособленной для представления комнате. В качестве актеров по большей части выступали крепостные, но были люди и свободных сословий.

Первое документированное упоминание о существовании театра в Костроме относится к 1808 году. Одна из известных нам сценических площадок располагалась на территории нынешней первой городской больницы. На этой сцене игралась знаменитая «комическая опера» костромича по рождению А.О. Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват», здесь начинала свою блестящую карьеру актриса М.Д. Львова-Синецкая, также костромичка по рождению. Именно на сцене костромского театра, выехав из Москвы во время трагических событий войны 1812 года, играли артисты императорского театра. История сохранила имена основателей театрального дела в Костроме: М.А. Анисимов, В.Е. Обресков, А.С. Карцов, М.А. Сергеев, А.Ф. Чагин, А.К. Глебов.

Другая, более знаменитая театральная сцена находилась на Нижней Дебре. Это первое каменное театральное здание в Костроме. Его происхождение удивительно. В начале 1820-х годов под нужды Мельпомены был приспособлен… склад кожевенного завода купца второй гильдии И.П. Сыромятникова. Все правильно, как могло быть иначе в купеческом городе? С другой стороны, актеру ведь нужны, как известно, коврик, на котором он будет играть, и зрители, которые будут ему аплодировать. А здесь – целый театр!

К сожалению, сегодня от здания бывшего театра ничего не сохранилось, кроме некоторых свидетельств, из коих мы узнаем, что со стороны улицы это была сплошная стена в один этаж, а чтобы оказаться в зрительном зале, нужно было сначала спуститься вниз на несколько метров, потом подняться. Зато со стороны двора театр выходил прямо на Волгу. На сцене этого театра в 1858 году известный русский актер М.С. Щепкин сыграл Любима Торцова в спектакле по пьесе Островского «Бедность не порок». Здесь бывали будущий классик русской литературы А.Ф. Писемский и незаслуженно забытый писатель А.А. Потехин. Оба – уроженцы костромской земли, оба впоследствии писали пьесы.

Конечно, костромским театралам хотелось иметь специальное театральное здание, которое на их пожертвования и было возведено в 1863 году на Павловской улице. Это было одноэтажное здание с крупным мезонином, в завершении которого находился крупный лучковый фронтон, внешне похожий на сегмент круга. В средней части фасада располагался четырехколонный крытый проход. Богатство коринфского ордера колонн завершало облик центрального входа в театр. А по бокам крыльца-подъезды в виде полуротонд с колоннами. Как утверждают исследователи, для архитектуры XIX века здание было необычным, но судя по описанию, очень театральным. Обилие дверей в фасадной части (ничуть не хуже купеческих лавок) словно зазывало почтеннейшую публику войти в театр. По одной из версий, основная масса кирпича для постройки была куплена при разборке сгоревшего в 1847 году здания Богоявленского монастыря. Потому, когда в 1865 году новое здание театра было фактически уничтожено пожаром, многие обыватели увидели в этом Божье наказание. Правда, здание довольно быстро восстановили – уже к сезону 1866/1867 года. На сцене городского театра играли в основном актеры, собираемые в труппу антрепренером. Постоянно менялись как сами антрепренеры, так и состав труппы.

Среди известных антрепренеров, державших костромскую сцену в разное время до октябрьского переворота 1917 года, в том числе и до построения специального здания, нельзя не вспомнить Н.И. Иванова, С.А. Трефилова, Д.М. Золотарева-Бельского, И.А. Панормова-Сокольского, С.П. Неверина, Н.Ф. Чалеева-Костромского.

Антрепренер определял репертуар, приглашал актеров в труппу на сезон. Отсюда тесная связь между репертуаром и актерами, каждый из которых имел определенное амплуа: герой-любовник, трагик, комик, инженю и т.д. Репертуар по количеству пьес был огромным, в один сезон зрителям представлялось несколько десятков спектаклей. Как правило, спектакль (за редким исключением) показывался в первый и последний раз. Поэтому текст актерами, как правило, не выучивался, часто сокращался. Учили роль с одной репетиции, надеясь на подсказки суфлера, «будка» которого была специально вынесена на сцену.

Жизнь провинциального актера была тяжелой, в постоянных разъездах, не слишком сытной. Каждый из них должен был иметь собственный реквизит, который заключался в нескольких переменах костюмов разных эпох и стран. Некоторым из них, как например, П.А. Стрепетовой, М.И. Писареву, удавалось, в конце концов, оказаться в труппе императорского театра Петербурга или Москвы. Правда, всего лишь некоторым. Со стороны общества отношение к актерам было пренебрежительным, за исключением, конечно, тех, кто достиг славы. Но сколько слез и горя скрывала подчас эта слава!

На сцене костромского городского театра играли многие известные актеры. Так, в 1878 году знаменитая актриса Малого театра Г.Н. Федотова представила Катерину в «Грозе» Островского. В 1888 году в Костроме прошли гастроли «Первого товарищества русских актеров» под руководством В.Н. Андреева-Бурлака. Сам Андреев-Бурлак сыграл роль Мармеладова в спектакле «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому. В мае 1898 года на сцене городского театра прошли гастроли Малого театра, с которым приехала актерская семья Садовских. Ее глава – Пров Михайлович Садовский – был любимым актером А.Н. Островского. А в Костроме уже его сын – Михаил Провович Садовский сыграл свои лучшие роли: Похалюзин в «Свои люди – сочтемся!», Счастливцев в «Лесе», Мелузов в «Талантах и поклонниках».

В театральный сезон 1899/1900 года антрепренером Д.А. Золотаревым-Бельским было проведено некоторое переустройство театра: на месте лож бенуара продолжил партер, кроме боковых проходов, оставил средний, пять лож верхнего яруса против сцены переделал в отдельные «нумерованные» места. Однако уже в декабре 1900 года загорелся вестибюль театра. Пожар удалось потушить, но пол в фойе пришлось разбирать.

В этом же году отмечался 150-летний юбилей Ф.Г. Волкова. Торжества проходили в Ярославле, куда отправилась солидная костромская делегация во главе с Г.Н. Ботниковым, главой города. Ими был возложен венок на бюст основателя русского театра. Увы, в нашем городе так до сих пор и не появился памятник Федору Волкову, которому в 2009 году исполняется 280 лет со Дня рождения.

Огромной популярностью среди костромичей пользовались спектакли по пьесам Островского, который и сам любил костромскую землю. С 1848 года и вплоть до своей смерти драматург каждое лето проводил в принадлежавшем ему имении Щелыково Кинешемского уезда Костромской губернии. Он и похоронен будет в двух километрах от Щелыкова в ограде Никольского храма. В год смерти драматурга, в 1886 году, костромским Обществом драматических писателей и оперных композиторов был открыт вопрос об увековечении памяти Островского и внесен взнос в пять тысяч рублей. Далее комитетом общества было получено дозволение об открытии повсеместной в империи подписки на изготовление и установку памятника драматургу. К 1913 году капитал на памятник Островскому составил 35 864 рубля. Однако дальнейшие исторические события не позволили осуществиться этому благородному начинанию.

Военные 1914 и 1915 годы в Костроме ознаменовались гастролями В.Н. Давыдова и К.А. Варламова, актеров Александринского театра в Петербурге. А театральные сезоны 1915/1916 и 1916/1917 годов на костромской сцене прошли гастроли знаменитого актера Мамонта Дальского, игравшего когда-то в Александринке. В Костроме он представил Гамлета, Кина, Уриэля Акосту, из русского репертуара – Белугина.

Трагические события октябрьского переворота 1917 года не могли не сказаться на жизни костромского театра. Некоторое время он еще держался на традиции привычной антрепризы, но идеологические шоры большевизма, по образному определению поэта Иннокентия Анненского, «примахались быстро», и прежний театр разделил судьбу всей русской жизни: был варварски уничтожен.

В известной книге «Костромской драматический» (Ярославль, 1984) сообщается: «Сразу же после Великой октябрьской социалистической революции закладываются идейные и организационные основы советского театра. Он был призван и учрежден в качестве общественно-просветительского и воспитательного института, проникнутого коммунистической идейностью, принципиально отличного от старого буржуазного театра». Но на вдруг этой цели достигнуть невозможно, что, конечно, понимали и большевики. Потому сначала пытались подменить театральные подмостки площадными представлениями «синеблузников» с их массовостью, организованностью по принципу «делай раз, делай два», идеологической чистотой революционных лозунгов. Затем столичных актеров в приказном порядке отправляли играть по городам и весям страны. Так, в городском театре Костромы в начале лета 1918 года состоялись гастроли Московского Художественного театра, был представлен спектакль по пьесе пролетарского писателя Горького «На дне», в котором играли Книппер-Чехова, Качалов, Москвин, Грибунин. В этом же году для создания рабочих драматических студий в Кострому был прислан А.Д. Попов. Студия располагалась в здании бывшей читальни имени А.Н. Островского, где сегодня находится кукольный театр. И уже в 1919 году студийные спектакли были повезены в города и села Костромской губернии. Местные начальники от образования тоже не терялись, призвав на гастроли творческий коллектив Малого государственного театра из Петрограда. За их деятельностью бдительно наблюдал городской комитет партии, приглашая к себе руководителя театра Н.В. Петрова и давая ему советы. Через год основная часть труппы во главе с Петровым вернулась в Петербург, а оставшаяся во главе с Ю.М. Бонди поставила (в традициях театра Мейерхольда) на костромской сцене спектакль по пьесе А.А. Блока «Роза и Крест». Это была первая постановка пьесы Блока на сцене. Спектакль произвел ошеломляющее впечатление на костромичей, которые, мало что понимая в происходящем на сцене, завороженно разглядывала декорации, которые на ее глазах постоянно изменялись.

В 1923 году происходит важное событие в жизни костромского театра: по решению Наркомпроса театру присваивается имя Александра Николаевича Островского.

Двадцатые годы проходят под знаком создания и постановки на сцене театра нового репертуара. Однако этот процесс тоже не был быстрым. По этой причине, как сообщает в 1926 году газета «Северная правда», «ставились пьесы, забавляющие костромского обывателя, вроде “Блудливый директор”, “Шпанская мушка”, и пьесы, делающие сбор “Семь жен Иоанна Грозного” и т.п. Но наряду с этим были постановки, и имеющие большое воспитательное значение: “Проститутка”, “Виринея”, “Яд”, Луначарского». Если судить чисто по названиям пьес, то разницы между «Блудливым директором» и «Проституткой» явно немного. Но коли речь идет о большом воспитательном значении, например, «Проститутки», то, видимо, главная героиня, оставив привычное дело, отправилась бороться за права «нечесаного, полуграмотного народа».

Результатом метаний репертуарной политики между «Блудливым директором» и «Проституткой» стала разработка дифференцированного подхода к пьесам, о чем извещает 3 марта 1926 года «Северная правда»:

Безусловно рекомендуемые к постановке пьесы преследовали одну задачу: противопоставить кассовым спектаклям идеологически выдержанные. В этом же аспекте прочитывалась и классика. Так, из рецензии 1928 года на спектакль по пьесе Островского «Снегурочка» можно узнать, что «это сказка… для детей младшего возраста, не отличающаяся глубиной своего содержания». О поставленной в следующем году пьесе Островского «Волки и овцы» автор рецензии пишет: «Комедия “Волки и овцы”… особыми литературными и сценическими достоинствами не блещет. Похождения теплой компании дворянско-помещичьего жулья, людей, ни на что и ни к чему не пригодных, мало трогают современного зрителя». Отсюда рождается лозунг – «театр надо орабочить». Одним из способов реализации этого лозунга стало принудительное распространение билетов в театр среди рабочих.

Двадцатые-тридцатые годы ХХ века в костромском театре отмечены постоянной сменой директоров и художественных руководителей, большой текучестью актерских кадров. А в театр уже ходит «организованный» зритель, поэтому особенно важными становятся идеологически выдержанные спектакли. Потому на сцене костромского театра появились сценические переделки романов, написанных по рецептуре «социалистического реализма»: «Цемент» Гладкова, «Штиль» и «Луна слева» Билль-Белоцерковского, «Константин Пересвет» Успенского и Киршона, «Мать» Горького, «Мятеж» Фурманова. Кроме того, к тридцатым годам советская драматургия уже вполне сформировалась и была широко представлена на сцене. В 1934 году прошел первый съезд писателей, которые по воле партии объединились в союз и получили удостоверения в том, что они на самом деле являются писателями. Погодин, Афиногенов, Яновский, Киршон, Лавренев, Кудрин, Фурманов, Гусев, Ромашов, Микитенко, Вс. Иванов, Билль-Белоцерковский, Тренев – далеко не полный список новоявленных авторов «безусловно рекомендованных к постановке пьес». А вот некоторые из названий этих пьес: «Диктатура», «Междубурье», «Блокада», «Враги», «Страх», «Ярость», «Мятеж», «Конец Криворыльска», «Человек с ружьем», «Очная ставка» и т.п. Этот репертуар определял «лицо» костромского театра в тридцатые-сороковые годы прошлого века. Среди наиболее известных режиссеров этого времени были В.П. Кожич, В.А. Деметр, Д.М. Манский, Н.Г. Гнедич.

Свои коррективы в историю театра внесла Великая отечественная война 19141 – 1945 годов. В начале войны было принято решение закрыть театр, всем актерам предложили написать заявления об уходе. Однако труппа и не согласилась, найдя поддержку в партийном руководстве. Когда приехали проверяющие из Ярославля, то были немало удивлены и возмущены фактом существования и работы «закрытого» театра. Труппа в течение нескольких дней показывала спектакли при переполненном зале. Спектакли произвели хорошее впечатление на «ревизоров», и театру в Костроме разрешили быть.

По инициативе актеров была сформирована бригада Костромского театра им. А.Н. Островского. Возглавил бригаду художник М. Пирогов, художественное руководство осуществлял П.В. Брянский. 28 июля 1943 года в количестве 15 человек бригада выехала на фронт. В репертуаре был единственный «большой» спектакль (и конечно, актеры не могли обойтись без Островского) «Правда – хорошо, а счастье лучше» в постановке Б. Седого. Помимо спектакля, актеры подготовили концертную программу, включавшую одноактные пьесы и театрализованный конферанс, написанный специально для костромской бригады Виктором Розовым, будущим известным драматургом. После лечения в госпитале он принял активное участие в театральной жизни Костромы.

В 1944 году по непонятным причинам отмечалось столетие театра, которое тем не менее прошло пышно и торжественно. В этом же году городской драматический театр получил статус областного, что было связано не только (а может быть, и не столько) с празднованием юбилея, сколько с обретением костромской земли областного статуса, которого она была лишена, войдя в послереволюционное время в Ивановскую промышленную область.

Пятидесятые годы ХХ века были связаны с творческой деятельностью главного режиссера театра В.И. Иванова, буквально влюбленного в драматургию Островского. Увлеченность режиссером Островским сказалась на репертуаре, в котором пьесы великого русского драматурга занимали первое место. Попутно замечу: ничего подобного далее уже не повторится. Для режиссера Иванова Островский – самый современный писатель, о чем, по его утверждению, наглядно свидетельствуют проданные билеты на спектакли по пьесам русского драматурга. С Островским связано режиссерское кредо Иванова: реализм театра Островского, обогащенный мыслями и идеями сегодняшнего дня, великолепная школа для актеров, развития их таланта в процессе постижения всех психологических нюансов художественных образов.

В 1957 – 1958 годы здание театра реконструируется. Старый театр обстраивается с трех сторон, на главном фасаде полностью меняется декоративное убранство, надстраивается фронтон. Автор проекта А. Федоров в определенной мере стремился вернуть театру его первоначальный облик. Внутренняя отделка относится в основном в пятидесятым годам. Фойе оформлено по проекту архитектора И. Шевелева, лепные детали выполнены Л. и П. Пименовыми (Костромская реставрационная мастерская). Плафон зрительного зала расписан художниками Н. Шуваловым и В. Муравьевым.

Среди значимых событий шестидесятых годов прошлого века следует отметить открытие рядом с театром бюста А.Н. Островского (скульптор Н.Е. Саркисов). Этот бюст был изготовлен скульптором специально для Щелыкова на личные средства внучек драматурга М.М. Шателен и М.А. Островской. В 1956 году бюст Островского был установлен в Щелыкове, а в 1967 году перевезен в Кострому, где органично вписался в пространство аллеи, названной в 2007 году «Аллеей признания», неожиданно (но как символично!) став ее смысловой доминантой.

Большая часть шестидесятых годов ХХ века отмечена в костромском театре чередой главных режиссеров: Т.Д. Дударева, Б.В. Сапегин, А.С. Разинкин, Л.Г. Тепляков. Но вот в сезон 1968/1969 года главным режиссером становится П.И. Слюсарев, и начинается вторая (первая, думается, все-таки связана с В.И. Ивановым) эпоха в советской истории костромского театра. Слюсарев проработал в должности главного режиссера костромского театра восемь лет, вполне оправданно получив звание Заслуженного деятеля искусство РСФСР. Стремясь создать более подвижную, динамичную труппу, новый главный режиссер пригласил в театр молодежь, сохранив при этом «стариков». Мне кажется, что более сбалансированной по возрасту, амплуа труппы потом уже на костромской сцене не будет. Слюсарева нельзя назвать ровным режиссером, ему были ведомы и неудачи, и радости творческих побед. Но в любом случае он был человеком творческим и притягивал к себе людей творческих. Именно при нем в театр пришел режиссер В.Ф. Шиманский, создавший внутри театра свой театральный мир, отличавшийся особым стилем, что ярко проявилось в спектаклях «Мария Стюарт» (1976), «Филумена Мартурано» (1985). Слюсарев поставил на костромской сцене своеобразную трилогию Островского о театре: «Лес» (1971), «Без вины виноватые» (1972), «Таланты и поклонники» (1973). При активном участии Слюсарева в 1973 году (это был год 150-летия со дня рождения драматурга) была выдвинута идея раз в пять лет проводить «Дни Островского в Костроме». Уже нет в живых Петра Ивановича Слюсарева, а «Дни Островского в Костроме» живут, уже шесть «Дней» позади и мы находимся накануне седьмых, но вот что-то я не помню, чтобы имя режиссера П.И. Слюсарева вспоминалось в эти самые дни.

С уходом Слюсарева в театре началась очередная смена главных режиссеров. В сезон 1976/1977 года обязанности главного режиссера исполнял В.Ф. Шиманский, его сменил А.А. Образцов, который, проработав два сезона, неожиданно скончался. Затем появился Б.В. Гутников и проработал в должности главного режиссера три сезона. А в сезон 1981/1982 года эту должность на шесть лет занял В.А. Симакин. С его приходом костромскую сцену заполонили водевили, при этом классические пьесы осовременивались самым сомнительным образом. Вершиной «водевильной» деятельности Симакина стала его собственная пьеса «Звоните, я согласна, или Седьмой жених», которая была поставлена на костромской сцене в 1987 году, исчезнув из репертуара только с уходом ее автора. Конечно, в деятельности Симакина и при нем не все было плохо.

В 1983 году Костромской областной драматический театр имени А.Н. Островского был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Режиссер удачно выбрал актрису на главную роль в спектакле по пьесе Горького «Васса Железнова» и получил вместе с актрисой Государственную премию РСФСР. При нем, правда, недолго работал начинающий, но талантливый режиссер В.В. Чебоксаров, который поставил на костромской сцене блестящие спектакли по пьесам Нины Семеновой «Печка на колесе» (1981) и Иона Друцэ «Каса маре» (1984). Спектакль «Печка на колесе» был отмечен Всероссийской премией. Но эти отдельные эпизоды не спасали общей плачевной картины деятельности режиссера развлекательных спектаклей, столь дорогого сердцу начальства, что после ухода в 1987 году он будет в 1994 году призван в театр еще на три сезона. А позовет его директор театра поставить к 50-летию Костромской области пьесу Островского «Василиса Мелентьева», содержания которой Симакин, по его публичному признанию в костромской газете (то есть уже приехав в Кострому), «откровенно говоря, не помнил». Все остальное оставлю без комментариев.

В истории костромского драматического театра сезон 1987/1988 года оказался знаменательным. Главным режиссером стал Юрий Федорович Зайцев, человек талантливый, интересно и оригинально мыслящий, хотя и резковато-колючий. С Зайцевым в театр приехала целая команда: художник Юрий Евмешкин, сценограф Игорь Шумилов, художник по костюмам Жанна Ништа. Никогда еще в театре не было стольких художников, которые бы трудились над воплощением замысла режиссера. Зайцев поставил два блестящих спектакля – по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» и по пьесе Ф. Дюрренматта «Геркулес и Авгиевы конюшни». Спектакли были зрелищными, подчеркнуто театральными. Режиссер каждому из актеров (а в спектаклях играла практически вся труппа) дал способ существования на сцене. К сожалению, отношения режиссера с труппой и дирекцией не сложились, и Юрий Федорович Зайцев навсегда покинул костромской театр. Я и сегодня убеждена, что появление режиссера Зайцева было счастливым лотерейным билетом, которым театр распорядился самым странным образом взял и выбросил.

И с сезона 1988/1989 года по сезон 1993/1994 года началось правление В.Г. Константинова. Как режиссеру ему, по собственному признанию, «близка экстремальная ситуация, на пике которой находится личность». Но ничего не случилось. На костромской сцене шли спектакли среднего достоинства режиссера-ремесленника. Его образную характеристику я обнаружила на страницах «Дневника» И.А. Дедкова: «некто Константинов».

В сезон 1993/1994 года главным режиссером театра стал Петр Федорович Маслов, ученик и последователь Анатолия Васильева, чьи спектакли «Серсо», «Взрослая дочь молодого человека» в свое время стали событием в истории отечественного театра. Спектакли Маслова отличались своеобразной «рукодельностью», напоминая вологодское кружево. В рисунке роли ему были важны подробности. По признанию самого режиссера, он специально изучал «принципы русского психологического театра Станиславского и Михаила Чехова, теорию психоанализа Зигмунда Фрейда» Таким нервным, изысканно психологически выстроенным остались в памяти его «Белые ночи» по Ф.М. Достоевскому. Маслов не просто заявлял: «Я проповедую поэтический, светлый театр». Он в спектаклях утверждал свое творческое кредо. Отсюда – особая требовательность к игре актеров. Как личность Маслов был глубоким, умным, образованным человеком. Может быть, внешне кажущимся несколько сумеречным. Но это от знаний, которые, как известно, только углубляют скорбь. Он был фанатично предан искусству театра, готов был репетировать с утра до вечера, требовал от актеров неукоснительного выполнения поставленных перед ними задач.

Режиссер успел поставить и свою знаменитую «Контессу» по М. Дрюону. Этот яркий, глубокий по мысли спектакль стал его визитной карточкой. В «Северной правде» Б. Негорюхин писал: «Это успех всего коллектива – и творческого, и производственного. Успех дорог и тем, что наконец-то, после полосы безвременья, костромичи снова увидели Театр. Это рождает надежду на будущее». Увы, эти надежды не сбылись. Для Петра Федоровича Маслова первый сезон в костромском театре оказался последним.

Два театральных сезона – 1997/1998 и 1998/1999 – главным режиссером театра был А.М. Цодиков. Он стремился к созданию психологического театра, и одной из удач на этом пути стал спектакль по пьесе Островского «Последняя жертва», где последней жертвой оказалась, по словам режиссера, мораль. В своих спектаклях Цодиков всегда стремился к органичному использованию всех возможностей театра, обращаясь к его синтетической основе.

В 1998 году комитет международной программы «Партнерство ради прогресса» отметил костромской драматический театр имени А.Н. Островского «Золотой пальмой».

В 1999 году Костромской драматический театр имени А.Н. Островского получил статус государственного.

После ухода А.М. Цодикова театром руководили его директор С.Б. Дубов, затем народный артист РФ Э.Д. Очагавия. А с сезона 2003/2004 по 2006/2007 годов главным режиссером был С.А. Морозов.

Костромской театр во главе с новым главным режиссером стремился заявить о себе, принимая участие в фестивальных программах России и за рубежом. Так, в 2003 году театр стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Постефремовское пространство». В 2004 году на Всероссийском литературно-театральном фестивале «Хрустальная роза» лауреатом стал режиссер-постановщик спектакля по пьесе Островского «Горячее сердце» С.А. Морозов. На закрытии сезона счастливый режиссер вынес эту вазу и продемонстрировал всему залу.

С сезона 2007/2008 возглавил театр Сергей Кузьмич. Поставленные им спектакли участвовали в фестивалях Москвы, Ярославля, Владимира. А спектакль «Гамлет» был отправлен на соучастие в театральном фестивале «Золотая маска».

Вот и подошло к концу мое повествование о двух столетиях истории костромского театра. Мне верится, что у театра есть будущее и связано оно с двумя талантливыми, творчески интересными людьми – Сергеем Кузьмичем, главным режиссером театра, и Еленой Сафоновой, главным художником и режиссером.

Ирина Едошина, Доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова

УЧАСТИЕ ТЕАТРА В ФЕСТИВАЛЯХ. XXI век.

V Всероссийский театральный фестиваль “Островский в Доме Островского” (Москва, 2002)

VI Всероссийский театральный фестиваль “Дни Островского в Костроме” (2003)

Всероссийский театральный фестиваль “ПостЕфремовское пространство” (Москва, 2003)

IV Международный Волковский фестиваль (Ярославль, 2003)

VI Всероссийский театральный фестиваль “Островский в Доме Островского” (Москва, 2004)

V Международный Волковский фестиваль (Ярославлдь, 2004)

II Всероссийский театральный фестиваль “Старейшие театры России в Калуге” (2005)

Межрегиональный театральный фестиваль “Звезды Победы” (Рязань, 2005)

VI Международный Волковский фестиваль (Ярославль, 2005)

VII Международный театральный фестиваль стран Причерноморья (г. Трабзон, Турция, 2006)

III Международный театральный фестиваль “Стамбул-простор-театр” (г. Стамбул, Турция, 2006)

Региональный фестиваль “Театральные встречи на Суре” (Пенза, 2006)

VII Международный Волковский фестиваль (Ярославль, 2006)

Театральный фестиваль “Арбатские встречи” (Москва, 2007)

I Всероссийский театральный фестиваль “Волжские театральные сезоны” (Самара, 2007)

Международный театральный фестиваль “Man.In.Fest” (г. Клуж-Напока, Румыния, 2007)

Международный театральный фестиваль “Infant” (г. Нови Сад, Сербия, 2008)

VIII Международный Волковский фестиваль (Ярославль, 2008)

Театральный фестиваль “Молодые силы искусства. В добрый путь” (Москва, 2008)

VII Всероссийский театральный фестиваль “Дни Островского в Костроме” (2008)

VII Всероссийский театральный фестиваль “Дни Островского в Костроме” (2009)

IX Всероссийский театральный фестиваль “Островский в Доме Островского” (2010)

IV Всероссийский театральный фестиваль “Старейшие театры России в Калуге” (2010)

VIII Всероссийский театральный фестиваль “Актеры России - Михаилу Щепкину” (2011)

Х Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме» (2011)

III Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» (2012)

VI Всероссийский театральный фестиваль им. Н.Х. Рыбакова, г. Тамбов (2012)

Международный театральный фестиваль им.Федора Абрамова «Родниковое слово», г. Архангельск (2012)