Томас Роберт Мальтус и его «Опыт о законе народонаселения. Основные положения теории народонаселения мальтуса Конспект работы мальтуса опыт о законе народонаселения

  • 22.01.2022

План.

1. Краткий биографический очерк.

2. Введение.

3. «Опыт о законе народонаселения».

4. Эмпирическое содержание теории.

5. Теория оптимальной численности населения и прожиточного минимума заработной платы.

6. Мальтузианство сегодня. Вывод.

Краткий биографический очерк.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) – видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории.

Родился Томас Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени.

Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому неслучайно, что закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными яввлениями.

Из основных этапов биографии Мальтуса немаловажно указать также на тот факт, что женился он довольно поздно, в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь.

В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор – будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя пять лет, на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

Талант Мальтуса как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805 г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение, первые слова названия которого повторяют заголовок знаменитого «Богатства народов» А.Смита. им стала книга «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблем экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение», который в теоретико-методологическом плане не имел существенных существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых «Начал политической экономии» его друга Д.Рикардо.

Предмет изучения.

Т.Мальтус, как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении, благодаря прежде всего развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые принятая попытка увязать проблемы экономического роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Метод изучения .

Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения стала, как об этом признавали они сами, неотъемлимой частью методологической базы и Ч.Дарвина, и Д.Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет изучить важные аналитические выводы для выработки соответствующей национальной экономической политики по преодолению причин бедности, обусловленных простым соотношением темпа прироста жизненных благ, определяемых так называемым прожиточным минимумом.

Теория народонаселения.

Эта теория, изложенная Т.Мальтусом в книге «Опыт о законе народонаселения», из краткого памфлета в первом издании во всех остальных представляла емкое исследование. Как полагает А.Маршалл, в ее первых изданиях ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен на доказательство того, что «все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь плодовиты, что увеличение их

численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не задерживалось либо нехваткой средств существования, либо…болезнями, войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием». Но уже во втором и последующих изданиях, уточняет он, «Мальтус строит свое исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки.

В самом деле, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна.

Homo sapiens – человек разумный как вид живых существ – существует на планете около 100 тыс. лет, но лишь примерно 8 тыс. лет назад на Земле стало насчитываться около 10 млн. человек. Численность землян увеличивалась очень медленно, пока они жили охотой и собирательством, вели кочевой образ жизни. Но с переходом к оседлому земледелию, к новым формам производства, особенно промышленности, число людей стало быстро увеличиваться и к сер.XVIII столетия составило около 800 млн. Затем наступил период все большего ускорения прироста населения на Земле. Примерно в 1820 г. численность землян достигала 1 млрд. В 1927 г. эта величина удвоилась. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 г., четвертый – уже через 15 лет, в 1974 г., а всего через 13 лет 11 июля 1987 г. было объявлено ООН «днем рождения 5-миллиардного человека». В нынешнем, 1999 году, был зафиксирован 6-миллиардный житель планеты.

Хотя темпы роста населения в мире понемногу снижаются, абсолютные величины прироста быстро растут. Например, если в 1988 г. прирост составлял 86 млн. чел. в год, то в начале 90х гг. он уже превысил 90 млн. человек в год. Это означает, что каждые сутки в мире становится на четверть миллиона людей больше.

«Опыт о законе народонаселения».

В книге первой Т.Мальтус определяет закон народонаселения как проявление во всех живых существах постоянного стремления «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». И именно исследованию последствий этого «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения обществ», Мальтус посвящает свой труд «Опыт о законе народонаселения».


17 января уже этого года прошло первое заседание большого цикла, посвящённого мальтузианству. Эта тема имеет прямое отношение к формулированию экологической тематики, так как сквозной мыслью проходит и через Римский клуб и через концепцию устойчивого развития.
То́мас Ро́берт Ма́льтус (англ. Thomas Robert Malthus, своё среднее имя он обычно опускал; 1766-1834) - английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. В 1798 году он опубликовал свою книгу Essay on the Principle of Population («Очерк о законе народонаселения»).


Мальтузианство прочно вошло в западную социально-экономическую мысль и оказало существенное влияние на развитие актуальной политической мысли.
В общих чертах ключевые мысли «Очерка»:
- Из-за биологического стремления человека к продолжению рода, детей появляется больше, чем можно прокормить, тем самым бедные слои населения обречены на нищету.
- Народонаселение должно строго ограничено средствами существования, и те, у кого нет средств, должны воздерживаться от рождения детей. Социальная поддержка неимущих вредна, так как, в масштабах государства, средств все равно недостаточно.

Сам Мальтус пишет следующее: Необходимо открыто отказаться от признания за бедными воображаемого права содержаться на общественный счёт...несложная обязанность каждого человека заботиться о существовании своих детей и напоминалось бы о безрассудстве и безнравственности тех, которые вступают в брак, не имея надежды выполнить эту священную обязанность...

Именно эта позиция и является предшественником нежелания «плодить нищету», а так же идейной базы так называемого «планирования семьи», суть которой сводиться к распространению контрацепции и легализации абортов, прежде всего в малоимущих слоях и развивающихся странах.

Квинтэссенция этого подхода заключается в мысли о том, общественное благо – это такой «пирог», которого по определению на всех не хватит. Поэтому число «едоков» должно быть ограниченно.
Взгляды Мальтуса базируются не только на представлении об ограниченности общественного продукта, но и во многом на протестантской этике: личное благо человека – это результат только его достижений. Отсюда следует и имущественное неравенство, как результат собственного труда. А любые пособия и социальная помощь – это развращающее людей зло, действующее под благовидными предлогами.

Вот что пишет Мальтус по этому поводу:
«Очевидно, что при содействии денег и великодушных усилий со стороны богатых можно достигнуть существенного улучшения положения всех семей прихода, даже отдельного округа. Но стоит вдуматься, чтобы убедиться, что средство это окажется бессильным, когда мы захотим приложить его ко всей стране, если при этом не будет учреждено правильное выселение избытка населения или если не рассчитывать встретить среди бедных особую добродетель, которая обыкновенно уничтожается именно такими пособиями.


Вообще замечено, что среднее положение в обществе наиболее благоприятно для развития добродетели, промышленности и всякого рода дарований. Но, очевидно, все люди не могут принадлежать к среднему классу. Высшие и низшие классы неизбежны и притом весьма полезны. Если бы в обществе не было надежды на повышение и опасения понизиться, если бы за трудолюбием не следовало вознаграждение, а за леностью - наказание, то не было бы той деятельности и усердия, которые побуждают каждого человека к улучшению своего положения и которые являются главным двигателем общественного благополучия.

Если в отдалённом будущем бедные приобретут привычку благоразумно относиться к вопросу о браке, что оказывается единственным средством для общего и непрерывного улучшения их участи, я не думаю, чтобы даже самый ограниченный политик нашёл повод бить тревогу о том, что, благодаря высокой заработной плате, наши соперники будут производить товары дешевле нас и могут вытеснить нас с заграничных рынков. Четыре обстоятельства предупредили бы или уравновесили бы такое последствие: 1) более низкая и равномерная цена продовольствия, спрос на которое реже превышал бы предложение; 2) уничтожение налога в пользу бедных освободило бы земледелие от бремени, а заработную плату от бесполезной прибавки; 3) общество сберегло бы громадные суммы, бесполезно расходуемые на детей, умирающих преждевременно смертью от нищеты, и 4) всеобщее распространение привычки к труду и бережливости, в особенности между холостыми людьми, предупредило бы леность, пьянство и расточительность, которые в настоящее время нередко являются последствием высокой заработной платы».
Следует отметить, что именно представление о том, что член общества не вправе рассчитывать на поддержку от него, что получаемые от общества блага способны только развращать человека – является базовым сущностным постулатом либерализма с его неолиберальными последователями (Фридман и его «чикагская школа»). К этому примыкает и «американская мечта» и её «обществом равных возможностей»
Следует отметить, что эта «протестантская утопия» плохо вяжется со следующими особенностями общества. Во-первых, равные возможности – это всё-таки миф, изначальное социальное и имущественное неравенство даёт молодым людям из разных слоёв изначально неравноценные стартовые возможности в силу разной доступности образования, медицины и прочих благ, плюс, связанный с этим неравный доступ к более престижным и высокооплачиваемым профессиям. Молодому человеку из верхов проще стать, скажем, врачом, чем нежели выходцу из семьи сезонных рабочих. Во-вторых, размер заработной платы определяется вилкой от некого витального минимума до «воспроизводства рабочей силы», то есть такой величиной, что позволяет содержать семью, растить детей, оплачивать необходимые «услуги» от образования до медицинской помощи. Грубо говоря, никакое трудолюбие и бережливость не поможет работающему человеку обрести достаток, если созданы условия, когда он вынужден работать за еду.

Феномен «работающей бедности» знакомый нам по учителям, врачам и прочим квалифицированным работникам с высшим образованием, обречённых работать на ту зарплату, что даёт им их министерства. Полноценный рынок труда, как любой другой, может существовать только в рамках ситуации «много покупателей – много продавцов», то есть только тогда когда сговор не может состояться по определению. Историческая практика показывает, что это не так.

Важным следствием из теории Мальтуса является понятие «Мальтузианской ловушки» - основного пугала всех последователей этого мыслителя, любая остановка в развитии, а уж тем более системный кризис, как правило сопровождаются подобными аламирсткими рассуждениями.
Мальтузианская ловушка (англ. Malthusian trap) - основная модель мальтузианства, в результате которой рост населения в конечном счёте обгоняет рост производства продуктов питания.


Верхний график отображает динамику роста насления планеты (синий цвет - рост согласно гипотезе Мальтуса, красный - реальные значения). Нижний график отображает урожайность гектара ржи (синий цвет - предположения Мальтуса).

В случае, если в долгосрочной перспективе не происходит ни роста производства продуктов питания на душу населения, ни улучшения условий существования подавляющего большинства населения, а напротив, остаётся на уровне, близком к уровню витального минимума, то при достижении критической плотности, население, как правило, разрежается катастрофическими депопуляциями - вроде войн, эпидемий, или голода.

Строго говоря, противоречие, между ростом населения и невозможностью обеспечить его соответствующим общественным продуктом, становиться объективной основой для смены технологического и социального уклада. К концу 19 века был кризис аграрных и аграрно-индустриальных обществ, как например Российская империя и Япония: регулярное недоедание низов, а то и голод были нормой. Выход был найден в аграрно-индустриальном переходе (в советской историографии обозначался, как промышленный переворот). Были образованы крупные механизированные крестьянские хозяйства, использующие достижения агрохимии. Но в процессе произошло далеко небезболезненное крушение вековых монархий: Российская империя, Османская империя, Австро-Венгрия, конец настиг и Циньскию империю в Китае.

Где-то аналогичные процессы происходили в Западной Европе при смене феодального уклада на капиталистический: малое оледенение, вызвавшие цепь неурожаев потребовало смены хозяйственной и социальной парадигмы.
Исходя из этих соображений, «мальтузианскую ловушку» можно отнести к попытке сформулировать ситуацию системного кризиса в обществе, когда дальнейшее линейное развитие по инерции невозможно по объективным причинам. Главный недостаток мальтузианцев заключается в том, что они по определению не видят возможности выхода из кризиса путём смены модели.
Проиллюстрируем несостоятельность этого подхода, сравнив, как повлиял аграрно-индустриальный переход и на численность населения, и на урожайность (синие линии – прогноз Мальтуса, красные фактическое развитие). Исторически выход из любого системного кризиса, в том числе и из «Ловушки Мальтуса» лежит не обрезании потребления, а в смене модели.

Необходимые дополнения к пониманию контекста мировоззрения Мальтуса – это протестантская этика и американская концепция белых протестантов - идея «града на холме».
Интересующая нас сторона мировоззрения протестантов, а именно «протестантская трудовая этика» - религиозно насыщенное представление добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Ибо именно через вознаграждение за труд проявляется «благодать господня» и по степени вознаграждения можно определить степень угодности Богу. Отсюда идеалы, проповедуемые Мальтусом: усердие и бережливость, именно благодаря им, по мнению протестантов, можно получить вознаграждение. По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие европейского и американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики. Ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью, и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. C точки зрения Вебера, критерием полезности профессиональной деятельности выступает, прежде всего, её доходность: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому, вы можете без ущерба для души своей и, не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».

В Америке, которая строилась протестантами с яркой примесью религиозного рвения, как «Град на холме». Они надеялись построить в Новой Англии «Град на холме» - идеальное общество. С тех пор американцы считают историю своей страны величайшим экспериментом, достойным примером для других стран. Самое распространённое направление протестантов в Америке, пуритане, считали, что государство должно насаждать религиозную мораль. Они жестоко наказывали еретиков, распутников, пьяниц. Хотя сами они искали религиозной свободы, пуритане отличались крайней нетерпимостью в вопросах морали. В 1636 г. английский священник Роджер Вильяме покинул Массачусетс и создал колонию Род-Айленд, основанную на принципах религиозной свободы и отделения церкви от государства. Эти два принципа позднее были зафиксированы в американской Конституции.

И выстроив, как им казалось, идеальное общество, американцы, как общество, уверовали в превосходство своего общества над другими, что могут и имеют право указывать остальным. Именно на этой убеждённости основывается представление американцев о «собственной исключительности».
Проследив эту связь, в заключение отметим, что идеи Мальтуса органично примыкают к протестантской этике и во многом, как сущностное основание входят в мировоззрение современной англосаксонской части западной элиты.

Томас Роберт Мальтус (1766–1834) вошел в историю экономической науки благодаря разработке нескольких важных проблем: теории воспроизводства, теории стоимости, а также закона, которому подчиняется динамика заработной платы («железный закон заработной платы»). Однако наиболее широкую известность ему принесла книга – «Очерк о законе народонаселения» (1798), где им был сформулирован и обоснован указанный закон. Книга была выпущена анонимно и вызвала «неисчислимые нападки» научной общественности. Через пять лет он выпустил второе издание своей книги, которое, по словам А. Маршалла, было построено «на таком большом количестве фактов и на столь тщательном их подборе, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки».

Мальтус обосновал тезис о том, что бедность является не результатом плохого правления, неправильного распределения богатства и т. д., а следствием объективной причины – действия вечного естественного закона, согласно которому производство продуктов питания растет в арифметической пропорции, а население – в геометрической (удваиваясь каждые двадцать пять лет). Недостаточный рост производства продуктов питания Т. Мальтус связывал с действием «закона убывающего плодородия». В результате этого закона перманентно обнаруживается разрыв между потребностями общества в продуктах питания. Иными словами, все бедствия необеспеченного населения, нищета вытекают из естественных законов природы и не могут быть устранены на основе реализации тех или иных проектов переустройства общества. Т. Мальтус считал, что человечество стоит перед альтернативой: либо оно противопоставит инстинкту продолжения рода, естественному для всех животных, добровольное воздержание (добровольное самоограничение), либо рост численности населения будет сдерживаться губительными последствиями бедности – эпидемиями, болезнями, войнами, недоеданием, увеличением смертности. Выход из создавшегося положения Т. Мальтус видел в одном – сокращении роста численности населения. Идея Мальтуса подсказала Ч. Дарвину идею естественного отбора в животном мире. Однако применительно к человеческому обществу она, естественно, была оценена общественностью как антигуманная.

Разрешение противоречия между слишком быстрым увеличением численности населения и медленным ростом производства продуктов питания Т. Мальтус видел в сокращении рождаемости на основе либо соблюдения людьми нравственных принципов, добровольного самоограничения, либо ограничительных мер со стороны государства.

Оценивая теорию народонаселения Т. Мальтуса, следует обратить внимание на то, что, во-первых, как показывает исторический опыт, с повышением материального и культурного уровня народов рождаемость снижается без введения каких-либо ограничительных мер или нравственных запросов и, во-вторых, технический прогресс в производстве продуктов питания позволяет значительно повысить темпы их роста.

. «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ» Т. МАЛЬТУСА

Мальтус вошел в историю экономической науки рядом выдвинутых им теоретических положений (о динамике народонаселения, о стоимости, о воспроизводстве и др.). Среди них важное место занимает вытекающий из закона народонаселения «железный закон заработной платы».

Уровень заработной платы наемного работника, согласно Т. Мальтусу, меняется в зависимости от численности населения (числа людей, которые выступают на рынке рабочей силы в качестве продавцов своего труда).

Цена труда (Мальтус исходил из того, что наемный работник продает свой труд), т. е. заработная плата постоянно колеблется. Если численность населения возрастает, заработная плата одного работника снижается. Тенденция снижения заработной платы свидетельствует о «перенаселении» – появлении «излишнего населения». Заработная плата одного работника снижается до прожиточного минимума, т. е. такого уровня, который позволяет наемному работнику удовлетворять свои потребности (и потребности своей семьи) на минимальном уровне. Если уровень заработной платы оказывается ниже и работник не может обеспечить себе и своей семье даже нищенского существования, численность населения снижается в силу естественных причин. Падение численности населения приводит к снижению предложений на рынке труда, и начинается рост средней заработной платы. Таким путем происходит автоматическое регулирование ее величины на основе «железного закона заработной платы».

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - известный английский экономист, священник, прославившийся своими работами в области демографии.
Наиболее известная работа Мальтуса - «Опыт о законе народонаселения...» вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а «вечными» законами природы. Понимая биологически факторы как решающие в процессе воспроизводства населения, Мальтус сформулировал «естественный закон», согласно которому, население Земли растет очень быстро - по законам геометрической прогрессии, тогда как производство продовольствия и других средств существования развиваются значительно медленнее - по законам арифметической прогрессии. От роста населения зависит состояние общества, а этот рост, в свою очередь, определяет биологическими законами размножения. Таким образом, согласно Мальтусу и его последователям, жизнедеятельность и развитие общества оказывается подчиненным биологическим законам.

КНИГА ПЕРВАЯ. О препятствиях к размножению населения в наименее цивилизованных странах и в древние времена...... 5 I. Изложение предмета. Отношение между размножением населения и возрастанием количества пропитания...... 5 II. Общие препятствия, задерживающие размножение населения, и способ их воздействия...... 14 КНИГА ТРЕТЬЯ. О различных системах, предложенных или принятых обществом против действий, порождаемых законом народонаселения...... 26 III. Системы равенства...... 26 КНИГА ЧЕТBEPТАЯ...... 52 IV. О надежде, которую можно возлагать на будущее, относительно излечения или смягчения бедствий, порождаемых законом народонаселения...... 52 V. О влиянии на общество нравственного обуздания...... 63 VI. О единственном, находящемся в нашем распоряжении средстве для улучшения участи бедных...... 74 VII. Какое влияние на гражданскую свободу оказывает знакомство с главной причиной бедности...... 84 VIII Продолжение о том же...... 93 IX. О постепенной отмене законодательства о бедных...... 98 Х. Какими способами можно содействовать разъяснению заблуждений относительно народонаселения...... 107 XI. О направлении нашей благотворительности...... 114 XII. Исследование проектов, предложенных для улучшения участи бедных...... 125 XIII. О необходимости установить общие принципы в вопросе об улучшении участи бедных...... 135 XIV. О надеждах, которые мы можем питать относительно улучшения общественного устройства...... 151 КНИГА ПЯТАЯ...... 161 XV. Учение, изложенное в этом сочинении, не противоречит законам природы; оно имеет в виду вызвать здоровое и крепкое население и размножение, не влекущее за собой порока и нищеты...... 161 XVI. О праве бедных на прокормление...... 168 XVII. Опровержение возражений...... 183 XVIII. Заключение...... 193 Примечания и комментарии...... 196

Издательство: "Директ-Медиа" (2014)

ISBN: 9785445800262

Мальтус Т. Р.

Минусы теории с современной точки зрения:

  • Мальтус использовал некорректную (не учитывает ).
  • Мальтус не принимает во вниманиние естественные биологические механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к .
  • Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление , ни не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

Последователи и развитие

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение ведет к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Английский экономист Томас Мальтус, который по совместительству был священником, в 1798 г. опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения…». В своем научном труде ученый сделал попытку объяснить закономерности рождаемости, брачности, смертности, социально-демографической структуры населения мира с точки зрения биологических факторов. Идеи Мальтуса используются в других науках, в том числе в экономической теории и политической экономии. Теория, которая возникла на основе научных трудов и концепции исследователя, получила название мальтузианство.

Основные тезисы теории

Концепция народонаселения, разработанная Мальтусом, основывается не на социальных законах, а на биологических факторах. Главные положения теории ученого из Англии заключаются в следующем:

  • Количество населения нашей планеты растет в геометрической прогрессии.
  • Производство продуктов питания, денег, ресурсов, без которых невозможна жизнь людей, происходит в соответствии с принципами арифметической прогрессии.
  • Рост численности населения планеты напрямую связан с законами размножения, существующими в природе. Именно рост определяет уровень благосостояния общества.
  • Жизнедеятельность человеческого общества, его развитие, функционирование подчиняются законам природы.
  • Физические ресурсы человека необходимо использовать для того, чтобы увеличивать количество продовольствия.
  • В своем развитии и существовании жители Земли ограничены средствами существования.
  • Остановить рост численности населения на планете могут только война, голод, эпидемии, болезни.

Последний тезис Мальтус пытался развиваться дальше, утверждая, что перенаселения все равно не избежать. Голод и эпидемии, по утверждению ученого, не способны полноценно справиться с проблемами роста населения. Поэтому необходимо создавать дополнительные инструменты регуляции увеличения численности жителей на планете. В частности, предлагалось максимально регулировать рождаемость и регламентировать количество браков, игнорировать потребность пар в детях, создании собственных семей. На конец 18 – начало 19 вв. подобные заявления были довольно радикальными и не увязывались с декларируемыми семейными принципами в большинстве стран мира. Первоочередная проблема заключалась в том, чтобы ограничить количество детей, которые рождаются в семьях. Консервативные общества Англии, Франции, США, России не особо ограничивали число детей в создаваемых семьях. Но такой принцип был взят на вооружение правительством Китая в 1970-х гг., когда была провозглашена политика «один ребенок – одна семья». Такое контролированное планирование рождаемости только через 20 лет стало приносить результаты, но проявились диспропорции в половой структуре. Мальчиков рождалось больше, а девочек все меньше. Из-за этого мужчины не могли найти себе пару для создания семьи. С 2016 г. было разрешено иметь двое детей в одной семье, но не больше. Исключением являются случаи многоплодной беременности.

Что не учитывал Мальтус?

При разработке своей теории, ученый не учел много факторов, которые влияют на количественный и качественный показатели процесса народонаселения. К таким факторам относятся:

  • Неверные статистические данные, касающиеся миграционных процессов. В частности, во внимание совсем не принимались эмигранты, которые оказывали значительное влияние на миграцию.
  • Отбрасывались существующие механизмы саморегуляции количества жителей на планете Земля, которые позволяют осуществить демографический переход.
  • Закон, который характеризует убывание плодородия почвы
  • Уменьшение территории, которая возделывается, чтобы производить ресурсы и продовольствие. Например, в традиционных обществах собирателей и охотников площадь для поиска еды больше, чем у крестьянина, который обрабатывает огород.
  • Участие государства в процессе регулировании демографических процессов отбрасывалось. Ученый считал, что подобное вмешательство будет иметь негативные последствия, поскольку произойдет разрушение существующих механизмов саморегуляции.

Дальнейшее развитие взглядов Мальтуса

  • Был сделан акцент на демографических проблемах.
  • Была отброшена возможность того, что принятие социального законодательства способно контролировать рост численности населения.
  • Стали разрабатываться экономически-социальные доктрины, которые касались вопросов народонаселения.
  • В дальнейших работах Мальтус пытался дальше обосновать влияние демографических изменений на стабильность социального и общественного развития.
  • Ученый связывал и искал взаимозависимость природных и экономических факторов. Британский ученый считал, что народонаселение влияет на экономическую стабильность и равновесие общества, вызывая проблемы с ресурсами и их производством.
  • Мальтус соглашался с тем, что большое количество жителей – одно из условий общественного и экономического богатства. Но делал при этом акцент на то, что население должно быть качественным, здоровы и сильным по многим показателям. Получению трудоспособных жителей мешают желание воспроизводить род, рожать. Это природное желание идет вразрез с количеством еды, воды, ресурсов, которые есть в распоряжении человечества.
  • Главным механизмом саморегуляции является ограниченность средств и ресурсов. Если их количество будет расти, тогда и должна увеличиваться численность населения на планете.
  • Также Мальтус утверждал, что рост численности жителей на Земле вызывает развитие аморальности, снижается уровень моральности, появляются пороки, возникают ЧП и другие несчастья.

Эволюция теории

Выделяют классическую концепцию, делающей акцент на том, что все попытки преумножить средства для существования людей, закончатся провалом, поскольку потребители все равно будут появляться снова и снова; и неомальтузианства. Течение возникло в конце 1890-х гг., и было представлено союзами, обществами и различными лигами. Главными положения обновленной концепции Мальтуса были:

  • Семьи можно создавать, но без детей.
  • Признается социальное воздействие социальных факторов на демографические процессы.
  • На первый план выведена биологическая составляющая в рождаемости и воспроизводстве населения.
  • Экономические и социальные преобразования отброшены на второй план.